Федор шаляпин: «даром только птички поют»

Благотворитель Шаляпин: «Даром только птички поют» | Милосердие.ru

Федор шаляпин: «даром только птички поют»

Б. М. Кустодиев. Портрет Ф. И. Шаляпина, 1921 год, фрагмент. Изображение с сайта wikipedia.org

Великий бас Федор Иванович Шаляпин начал свою благотворительную деятельность в 1890 году, в восемнадцатилетнем возрасте. Уникальный, можно сказать, случай. К тому же юноша в то время был и сам гол как сокол. Проживая в Уфе и служа в хоре известного провинциального актера и антрепренера С.Семенова-Самарского, он участвовал в благотворительном спектакле в пользу детских приютов Уфы.

Прошел год. В городе Тифлисе Шаляпин занимался у певца Дмитрия Усатова, а когда в жизни учителя неожиданно наступила трудная полоса, передал ему часть своего скудного заработка.

Обратите внимание

Дальше – больше. Уже в марте 1895 года Шаляпин участвует в четырех благотворительных концертах. Хотя до богатства ему все еще далеко.

Много концертов знаменитый бас давал в пользу своей родной Вятской губернии. Тамошняя газета сообщала: «Как известно, Ф.И.Шаляпин – крестьянин Вожгальской волости, Вятского уезда. Говорят, что он не упускает случая помогать своим односельчанам».

Гульнара каримова – уникальные факты

В 1905 году во время своего благотворительного турне Федор Иванович собрал 16 500 рублей. Эти деньги пошли в помощь голодающим Уфимской, Симбирской, Саратовской, Самарской, Казанской и, конечно же, Вятской губерний.

И тогда уже Шаляпин ощутил сполна всю зыбкость положения благотворителя. В 1903 году он писал в дневнике: «Какой ужас, какой ужас! Сейчас возвратился (убежал, удрал) с благотворительного концерта, который устраивала какая-то мадам Киндякова в пользу своих учениц или вообще каких-то учениц…

Я сегодня нездоров, и не в порядке мой голос, я сиплю, хриплю, но я обещал мое участие и должен петь, иначе публика, заплатившая пятирублевки в пользу учениц скажет: «Нас обманули, у нас вытащили из кармана деньги, мы совсем не желаем даром отдавать наши деньги, наши десятирублевки и пятирублевки».

Я, малодушный, сегодня поехал в концерт. Я болен, я не в голосе, я не могу петь так, как мне следует петь. И я все-таки поехал… Я отдал им все, и они встретили меня цветами, они кидали в меня цветы, бросали их под ноги, я улыбался, как балерина, сквозь страшную боль мозолей на ногах моих.

И пел, пел скверно, хрипел, и публика вдруг тоже стала мне улыбаться улыбкой той же балерины. Они хотели наслаждаться звуками, чистыми, ясными, а вышло… не то – и все разочаровались… «Нельзя так пить, как он пьет», – говорил кто-то в фойе. «Да, он страшно не бережет себя», – отвечал другой. «Все русские таковы», – вставлял третий.

«Да он не умеет петь», – авторитетно присказывал четвертый и, словом, сразу нет артиста, а так кто-то скверно пел.

И я ехал домой и плакал, плакал горькими слезами, и каждый цветок, брошенный мне, жег мой мозг.

Какая ужасная пошлость!»

Концерт под дулом маузера

Фото с сайта 24smi.org

Слава, однако же, неотвратимо растет. Вместе с ней и расценки. А значит, можно больше денег жертвовать нуждающимся.

С регулярностью публиковались отчеты: «В Большом театре состоялся спектакль «Дон Карлос», устроенный Ф.И.Шаляпиным в пользу пяти различных благотворительных учреждений. Общий сбор составил 59 000 руб., за вычетом стоимости аренды театра и военного налога – 40 000 рублей».

В 1912 году, будучи на гастролях в Монте-Карло, Шаляпин дал благотворительный концерт и там. А деньги – 16 тысяч рублей – перечислил в шесть русских губерний, голодающим.

Важно

Когда началась Первая мировая война, открыл сразу два госпиталя. Содержал их, разумеется, на собственные средства. Время от времени пел перед ранеными воинами прямо в больничных палатах.

А в газетах то и дело попадались объявления: «Большой императорский театр. Большой концерт Ф.И.Шаляпина на оборудование лазаретов в Москве и Петрограде для раненых воинов».

Но и других нуждающихся Федор Иванович не забывал. Вот, например, еще одна афиша: «В Большом Театре в пользу убежища для престарелых и лишенных способности к труду артистов с участием солиста его императорского величества г. Шаляпина представление будет «Борис Годунов»».

Еще один занятный факт. Сведения о военных успехах русской армии в Восточной Пруссии дошли до Федора Ивановича, когда он был во французской Бретани, на пляже. И сразу, безо всякой подготовки он начал петь перед курортниками. А под конец этот великий человек не погнушался пройти с шляпой перед слушателями. Деньги, собранные в этот день, отправились на фронт, на помощь раненым.

Наступила революция. Все заслуги Федора Ивановича как бы обнулились. Он моментально стал асоциальным элементом, богачом, имеющим недвижимость и кучу денег.

Федор Шаляпин в фильме “Дон Кихот”. Фото с сайта 24smi.org

Просил, конечно, шутки ради, чтобы обстановку разрядить. Но эти люди, к сожалению, не понимали шуток. Однажды, не найдя никаких ценностей, взяли с собой серебряные ложки. Спасибо, что оставили в живых. А случалось, что во время обыска «комиссары» заставляли петь для них. Шаляпину было противно, но он пел – жизнь дороже.

Певец продолжал в меру сил помогать беднякам. Но все больше задумывался об отъезде в Европу.

Вот список только основных послереволюционных пожертвований:

«Кронштадт – на культурно-просв. цели – 18 000 р. Орехово-Зуево – для бедных детей рабочих – 20 000 р. Москва – бедн. детям Социальн. обеспеч. – 20 000 р. профессион. союз артистов – 30 000 р. Петер. – бедным детям Социальн. обеспеч.

– 20 000 р. рабоч.-технич.персоналу Мариинск. театра – 40 000 р. хору Мариинск. театра – 35 000 р. оркестру Мариинск. театра – 40 000 р. престарелым артистам Убеж. – 30 000 р. Народн. университету Лутугина – 10 000 р. Политич. Красн.

Кресту – 15 000 р.

Итого – 251 000 р.»

В конце концов Шаляпин решился на отъезд – сначала с гастрольным турне. Перед отъездом потребовали отчитаться.

Совет

Шаляпин перечислил все доходы за четыре послереволюционных года, указал, сколько денег пожертвовал, а в конце приписал: «Советское правительство увеличило гонорары всем артистам на 300 процентов.

Я один от них отказался. Я уж не говорю о том, что правительство перевело с моего счета на свой 148 тысяч рублей».

Федора Ивановича выпустили.

Долго продолжалось заграничное турне. И за пределами страны Шаляпин продолжал устраивать благотворительные выступления, поддерживая соотечественников. Но ведь его соотечественники находились также за пределами СССР. Будучи в Париже, передал 5 тысяч франков для голодающих детей русской диаспоры. В Москве это стало известно, певца обвинили в материальной поддержке белого движения.

После этого путь домой был закрыт окончательно. Гастроли обернулись эмиграцией.

Свою благотворительность Федор Иванович не афишировал. Но и не скрывал. Афиши и газеты то и дело сообщали о его благотворительных концертах. Однако же публику интересовало не это.

Подсчитывать доходы Федора Ивановича с бенефисов стало одним из излюбленных занятий театральной общественности. Еженедельная газета «Новости дня» писала в 1904 году: «Бенефис Ф.И.Шаляпина дал бенефицианту около 15-ти тыс. руб. чистых».

А вот и отчет о другом бенефисе Шаляпина, случившемся двумя годами раньше: «Театр, конечно, переполнен, именно переполнен, потому что в каждой ложе сидело по три-четыре человека сверх комплекта: надо же было оправдать высокую цену. Валовой сбор достигал 18 000, и на долю бенефицианта отчислится 15 000 руб. Куш внушительный».

Здесь репортера также больше увлекало не мастерство певца, а его запредельные доходы.

Характерная история случилась как-то раз в одном из магазинов. Он решил купить палку. Спросил, сколько стоит.

– Пятьдесят рублей, – сказал приказчик.

– Что-то очень дорого.

– Что же для вас-то, Федор Иванович, пятьдесят рублей?

– То есть что значит – для вас? Что я, на улице, что ли, деньги нахожу? – возмутился Шаляпин.

Обратите внимание

Постоянно пересказывался слух о скупости Шаляпина. Как ни странно, слух этот пустил один из его лучших друзей, художник Константин Коровин. Он где-то обмолвился, что Федор Иванович, якобы, когда идет куда-нибудь из дома, берет только три рубля, чтобы на платить за себя в ресторанах.

Как ни странно, доля правды в этом есть. Шаляпин сызмальства, со своего нищего детства, привык экономить каждую копейку. Однако насчет трех рублей, это, разумеется, чушь – он любил угостить. И никогда не отказывал тем, кто действительно нуждался в деньгах.

Но, как не трудно догадаться, публичная и хорошо зарабатывающая фигура просто обречена на окружение всяких бездельников и прилипал. Шаляпину запомнилась история, как некий незнакомец пришел просить денег на похороны умершего ребенка. Шаляпин, разумеется, не отказал. И случайно увидел, как проситель пошел в сторону извозчика, от которого донеслось: «Ну что, Ванька, достал? Едем к Яру!»

У него выпрашивали и бесплатные концерты – просто чтобы сэкономить, и бесплатные ужины – все с той же целью. Вот для таких вымогателей и была фраза про птичек, таким он и показывал в ресторане свои три рубля.

* * *

Бессмысленно подсчитывать, сколько денег за всю свою жизнь потратил Шаляпин на благотворительность. Вес рубля постоянно менялся, а ведь были еще гонорары в многочисленных заграничных валютах. Говорят, что общая сумма его пожертвований была эквивалентна 430 килограммам золота.

Трудно себе представить, как это подсчитывалось, и насколько это точно. Но если ошибка и вкралась в расчеты, то вряд ли она велика.

Даром только птички поют. Федор Шаляпин. Блог Дома «Лобортас»

Федор шаляпин: «даром только птички поют»

«Даром только птички поют» — именно это выражение-присказку использовал в своих деловых переговорах с оперными импресарио и театральной дирекцией великий оперный певец Федор Иванович Шаляпин.

Федор Шаляпин

Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и странник, завсегдатай ресторанов и любитель дам. Вопреки всем жизненным обстоятельствам, Федор Шаляпин навсегда вошел в мировую оперную историю, прославившись не только великолепным голосом, сколько умением перевоплощался на сцене в образ своих героев.

Шаляпин на сцене Императорского театра, 1915 год.

Родился Федор Иванович Шаляпин в феврале 1873 года в Суконной слободе в Казани в крестьянской семье выходцев из Вятской губернии. Жили бедно, отец служил писцом в земской управе, часто пил, поднимал руку на жену и детей, с годами его пристрастие усугублялось.

Федор Шаляпин у дома в Казани, где он родился. Фото 1912 года.

Пел Федя с детства, сначала с матерью, а с девяти лет в церковном хоре. Регент местного церковного хора был его первым учителем, он же обучил его нотной грамоте. В 12 лет Шаляпин впервые попадает в театр. С этого момента театр становится его страстью на всю жизнь.

Важно

Он начинает выступать в оперных спектаклях как хорист и статист. Уже в парижской эмиграции в 1932 году он напишет: «Все, что я буду вспоминать и рассказывать, будет… связано с моей театральной жизнью.

О людях и явлениях… я собираюсь судить… как актер, с актерской точки зрения…».

Отец не хочет видеть сына артистом, пророча ему карьеру дворника, и Федору приходится уехать из родной Казани.

Федор Шаляпин с отцом и братом Василием 1890-е годы.

С разными артистическими группами Федор побывает в городах Поволжья, Кавказа, Средней Азии. Особенно тяготит Федю то, что пение стало невозможным из-за ломающегося голоса.

В этот период он с треском, а также с хрипами и визгами провалит прослушивание в хор Казанского театра. Вместо Шаляпина возьмут Алешу Пешкова — долговязого паренька с окающим говором, больше известного как Максим Горький.

Федор и Алексей быстро сблизились и на многие годы становятся лучшими друзьями.

Горький и Шаляпин. 1903 год.

Первое сольное выступление Шаляпина состоится в 1890 году в Уфе, голос к этому времени вполне восстановится, превратившись в убедительный бас.

Из Уфы Молодой певец перебирается в Тифлис, где встречает своего первого серьезного учителя — бывшего солиста Императорских театров профессора Дмитрия Андреевича Усатова.

Усатов Дмитрий Андреевич

Усатов не только разучивает с Федором знаменитые оперы, но и обучает основам этикета. Именно Усатов отводит Шаляпина в оперный театр Тифлиса, где ученику уважаемого профессора быстро стали поручать главные басовые партии. Шаляпин блистает в двенадцати ролях и успешно отыграв свыше 60 спектаклей, закончив сезон 1894 года, отправляется в Москву, а затем в Санкт — Петербург.

Фeдор Шаляпин, 1895 год.

В 1894 году Шаляпин поет в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. В апреле 1895 года Федор Шаляпин дебютирует в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

Федор Шаляпин в роли Мефистофеля.

Совет

Вскоре Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. Мамонтов зазывает Шаляпина в Москву, обещая огромное жалованье и свободу творчества. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя свой репертуар и навыки.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств
Саввы Ивановича Мамонтова кисти И.Е.Репина, 1880 г.

Савва Мамонтов, миллионер и меценат, не отказывает Шаляпину ни в чем — ни в ролях, ни в деньгах, а общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России Поленовым, братьями Васнецовыми, Левитаном, Серовым, Врубелем, Коровиным, Репиным дает певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогают в создании убедительного сценического образа.

Репин пишет портрет Шаляпина, 1914 г.

Шаляпин и Коровин

Федор Шаляпин был не только певцом, но и художником, скульптором, карикатуристом, он сам ставил оперы, и даже дирижировал выступлениями. Все восхищались его мастерством рассказчика, стихами и фельетонами. Будучи замечательным рисовальщиком Шаляпин пробует себя в живописи. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет».

Федор Шаляпин за работой над своим скульптурным автопортретом. 1912 г.

Ряд оперных партий в театре Шаляпин подготовит с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединит их до конца жизни.

Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов.

С 1899 года Шаляпин — ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом.

В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижирует А. Тосканини.

Мировую славу певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913).

Титта Руффо, Энрико Карузо и Федор Шаляпин. Картина Т. Стыки

Обратите внимание

Божественная красота голоса Шаляпина покоряет слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучит полнокровно, мощно и обладает богатейшей палитрой вокальных интонаций, а эффект художественного перевоплощения изумляет слушателей.

Федор Шаляпин в партии Мельника
в опере А. Даргомыжского «Русалка».

Частые поездки за границу наводят на Федора Ивановича лоск. Шаляпин покупает соболью шубу, золотые запонки, начинает посещать дорогие рестораны, обзаводится богемными друзьями.

Фeдор Иванович Шаляпин

Шаляпин получает огромные гонорары, но ему всегда кажется что мало, отчего многие знакомые упрекают солиста в жадности.

Голодное детство и юность научили Шаляпина держаться за каждый рубль. Справедливости ради надо сказать, что деньги эти он берет за дело. Не было в Мариинском театре человека, который серьезнее бы относился к своей работе, да и семью нужно содержать.

Федор Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него родится 9 детей. С первой женой — итальянской балериной Иолой Торнаги — певец познакомится в театре Мамонтова. В 1898 году они обвенчаются, и в этом браке у Шаляпина родится шестеро детей, один из которых умрет в раннем возрасте.

Федор Шаляпин и Иола Торнаги

Будучи в браке, в 1910 году Федор Шаляпин сблизится с Марией Петцольд, которая воспитывает двоих детей от первого брака.

Первый брак еще не был расторгнут, но фактически у певца в Санкт — Петербурге появляется вторая семья.

В этом браке у Шаляпина родится три дочери, однако официально оформить свои отношения пара сможет уже в Париже в 1927 году. С Марией Валентиновной Федор Иванович проведет последние годы своей жизни.

Федор Шаляпин с сыном Борисом и второй женой Марией Петцольд 1935 г.

Важно

Супружеское счастье никогда не мешало Шаляпину продолжать жить полной жизнью: блистать на сцене, пить запойно, крутить романы, постоянно попадать в драки — то из-за своих связей с чужими женщинами, то из-за собственного горячего норова. Больше, конечно, пьяный. «Трактир с детства был для меня местом, где люди всегда интереснее, веселее и свободнее, чем дома», — признается Шаляпин.

Федор Иванович Шаляпин

Революция положила конец этой веселой жизни. Советская власть не вполне понимает, что делать с бывшим солистом Императорских театров.

Для начала у Федора Ивановича реквизируют дом, автомобиль и все лежавшие на счетах средства. Потом дело доходит до бутылок вина и коллекции оружия, подаренная ему Максимом Горьким.

Домовый комитет то отнимает у него коллекцию оружия, то, по указанию зампредседателя ВЧК, возвращает.

Дом Федора Шаляпина в Петербурге.
Коллекция оружия, подаренная Шаляпину Максимом Горьким.

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимается творческим переустройством бывших Императорских театров, В 1918 году Шаляпин становится художественным руководителем Мариинского театра и получает первое звание «Народного артиста Республики».

Зиновьев (второй слева), Шаляпин, Горький (1920 г.).

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров.

Шаляпин выступает на открытой эстраде в Орехово-Зуеве, 1918 г.

«Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», — признается артист.

Федор Шаляпин 1919 г.

Мысль о том, что из этой страны счастливого будущего и нищего настоящего нужно уезжать, формируется в сознании Федора Ивановича все четче. Окончательное решение Шаляпин принимает, побывав в заграничных гастролях в начале 1920-х годов. Собрав многочисленные разрешения на выезд с семьей, в 1922 году Шаляпин навсегда покидает Россию.

Борис Кустодиев. Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина, 1921 г.

Совет

Мир встречает Шаляпина на бис. Он был не просто певцом с удивительным голосом — он олицетворяет могучую страну, которой только что не стало. Федор Иванович едва успевает подписывать контракты на гастроли: Англия, США, Китай, Япония…

Федор Шаляпин и Чарли Чаплин, 1923 г.

Семья Шаляпиных обосновывается в Париже. В 1927 году Совнарком лишает его звания «Народного артиста Республики» и права возвращаться на родину. В 1935 году Шаляпина избирают членом Королевской академии музыки, и вместе с Тосканини, вручают диплом академика.

Фeдор Иванович Шаляпин

Здоровье Федора Ивановича ухудшаться — дает о себе знать неумеренный образ жизни. После очередных гастролей в мае 1937 года Шаляпин возвращается в Париж уже больным. Врачи ставят диагноз — лейкоз. Этот мир великий артист покинет 12 апреля 1938 года. Похоронят Федора Ивановича в Париже.

Похороны Шаляпина в Париже, 1938 г.

В 1984 году сын Федор добьется перезахоронения праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище. За достижения и вклад в области музыки Фёдор Иванович Шаляпин получает звезду на аллее славы в Голливуде. В 1991 году Федору Ивановичу Шаляпину вернут звание «Народного артиста».

Новодевичье кладбище, Москва.

Любой желающий может снова и снова услышать всю мощь и красоту голоса Федора Шаляпина. При жизни он сделал около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… — признается Федор Иванович. — Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей».

Федор Шаляпин слушает граммофонные записи, 1924 год.

Запонки «Золотой голос». Дома «Лобортас»
Фото Владислава Филина

Не задолго до смерти Федор Иванович напишет: «Лежу… в кровати… читаю… и вспоминаю прошлое: театры, города, лишения и успехи… Сколько ролей сыграл! И, кажется, недурно. Вот тебе и вятский мужичонко…».

Видео: создание запонок «Золотой голос»

«Бесплатный сыр» дорого обходится или почему за музыку нужно платить

Федор шаляпин: «даром только птички поют»

21/06/2013

«Даром только птички поют»

Федор Иванович Шаляпин

Хочется начать с того, что идея создания данной статьи родилась у нас еще в начале этого года. Да все, как-то, «руки не доходили» воплотить ее в жизнь. Мы и понятия не имели, что вопросы о покупке музыки в интернете и о пиратстве в сети станут снова настолько актуальными и вопиющими, что о них заговорит весь Рунет.

Уже многие выразили свое мнение о недавних планах принятия антипиратских законопроектов Госдумой, что в дальнейшем повлекло за собой удаление аудиофайлов из известной всем соцсети. Но это, на наш взгляд, только верхушка огромного айсберга. Настоящая проблема серьезнее и значительно глубже.

Настало время и Soul’s Sound поговорить об этом, рассказать о своей позиции касательно данного вопроса. И мы не ищем в этом выгоды.

Обратите внимание

Мы не ждем каких-либо откликов единомыслия (но будем рады, если они появятся), зная, что 90% пользователей невероятно возмущены, 7% — молчат, и только 3% — довольны всем происходящим.

Нам важно, чтобы вы понимали, что мы хотим лишь расставить все по своим местам…

Банальное оправдание воровства

Вы покупаете одежду, технику и бензин? А еду? За исключением нарушителей закона все мы платим за то, что приобретаем, чем пользуемся. Это правильно и нормально для цивилизованного человека. Мы при этом подчиняемся не только федеральному закону, но и закону собственной совести.

Так, вот и покупка музыки тоже норма. Ведь, она является интеллектуальной собственностью автора, и он вправе получить за свой труд вознаграждение, так же, как и все, кто предлагает свой продукт, будь то килограмм сочных яблок, профессиональная фотография или написанная песня.

Да, здесь речь идет о культуре покупки.

«Музыка принадлежит всем!», «Почему я должен платить за то, за что раньше не платил?!», «Нас обкрадывает собственное государство!»: все эти фразы – банальное оправдание воровства и алчное стремление, извините, к «халяве». Все мы этим грешим порой, но есть же предел…

Почему мы обижаемся, когда над нашей страной смеются или зло шутят по поводу менталитета россиян? Если в отличие от жителей Европы и США у многих из нас совершенно отсутствует понимание того, что интеллектуальный труд требует оплаты.

Представьте, что вы приходите на работу, и руководство говорит вам, что больше вы заработную плату получать не будете, объясняя свое решение тем, что результаты вашего труда теперь принадлежат всем, и лично вы теперь не имеете к ним никакого отношения.

Отдавайте свои умения даром! Абсурд, правда? В такой ситуации вы бы просто написали заявления об уходе и распрощались бы с этой организацией раз и навсегда. Ну, вот и с «бесплатной музыкой» то же самое.

Нет ни одного музыканта, который не хотел бы жить хорошо за счет своей деятельности. Они не феи, им нужно есть.

Вывод один — за все надо платить (как бы мы не отпирались от этого, и какими бы отговорками себя бы не защищали), даже если мы живем в стране, где часто воровство выступает синонимом свободы, нормы и благополучия.

Нет повода для грусти – есть альтернатива

Люди, которые ничего не хотят слышать о мерах устранения пиратства, о законах, благодаря которым музыканты, наконец-то, смогут получать положенные им гонорары, совершают ошибку.

А те, кто думает, что хорошие, по-настоящему, талантливые группы и исполнители сами желают отдавать свой продукт народу безвозмездно, чем-то напоминают маленьких детей, которые, услышав то, что им не нравится или то, что они не понимают, предпочитают просто закрыть ушки ручками и мотать головой… Давайте уже начнем жить, как взрослые люди, осознающие все последствия пиратства в музыкальной индустрии!

Лицензионная музыкальная продукция стоит дорого? Это чушь! Чтобы не быть голословными приведем реальные примеры.

Важно

Совсем недавно в России вышел лицензионный CD Black Sabbath «13». Это их новый студийный альбом. Стоимость его на данный момент составляет 270 рублей. А чтобы легально скачать его в «цифре» с официальных ресурсов, нужно отдать около 199 рублей.

Возьмем релиз «Аквариума» на CD — «Наша жизнь с точки зрения деревьев» в упрощенном оформлении: он стоит 170 рублей. И это лишь несколько отдельно взятых примеров, демонстрирующих то, что покупка музыки – это не всегда дорого.

С винилом ситуация немного иная. Хотя, большинство импортных релизов стоят не дороже 1000 рублей. Но прослушивание пластинок – уже другой «уровень».

Это занятие для истинных ценителей – аудиофилов, которые владеют хорошей аудиосистемой, знают все тонкости.

В общем, винил предназначен для поклонников не цифрового, а именно аналогового звука, готовых отдавать деньги за весьма дорогие «игрушки», потому что они приносят им большую радость. Но сейчас не об этом…

Для пользователей, которые уже давно отнесли на помойку свои CD-проигрыватели, и предпочли громоздкой технике практически невесомые MP3-плееры, есть масса вариантов, позволяющих насладиться любимой музыкой, не нарушая закон и не «бросая деньги на ветер»:

  • онлайн-магазины и приложения, реализующие «цифровой» музыкальный продукт;
  • сервисы, предназначенные для прослушивания музыки, в том числе и для бесплатного воспроизведения песен;
  • открытые интернет-ресурсы, требующие в качестве оплаты за прослушивание лишь просмотр рекламы.

Да, сейчас слушать музыку бесплатно можно на многих интернет-площадках. Это хорошо. Прослушать одну песню и перейти к другой, не скачивая и не распространяя ее по «глобальной паутине».

А если пользователь захочет приобрести эту композицию, то необходимо заплатить за нее, и, положив в копилку своего жесткого диска, сколько угодно наслаждаться любимой записью. Тут все просто.

Как однажды сказал великий русский исполнитель, Федор Иванович Шаляпин: «Даром только птички поют». И был прав!

О частице «бы»: все зависит от нас самих

Подводя итог сегодняшней темы, будем с вами откровенны. Принятие антипиратских законов — это вынужденная директива, довольно грубая и категоричная. Но эта ситуация не возникла бы, если бы пользователи Рунета умели правильно относиться к авторским правам, уважать интеллектуальную собственность, творчество музыкантов и самих себя.

Почему-то на ум сейчас приходят слова Антона Павловича Чехова о собственных произведениях. Суть их заключается в следующем: писатель признается в том, что он никогда не стремился заставить читателя смеяться или, напротив, плакать. Чехов только хотел показать, насколько плохо и неправильно живут люди.

И, действительно, лишь честно заглянув вглубь себя и ужаснувшись увиденному, мы приобретаем шанс что-то изменить…

Совет

Мы искренне надеемся, что когда-нибудь, в будущем у нас не будет повода снова поднимать этот вопрос, который мы обсуждали сегодня. Очень надеемся.

«Я согласен с Шаляпиным: даром только птички поют»

Федор шаляпин: «даром только птички поют»

Гастрольный «стахановец» российского поп-цеха Григорий Лепс, официально входящий в первую пятерку наших самых богатых знаменитостей, встретился с обозревателем «Известий» Михаилом Марголисом.

Forbes все верно в твоем кошельке подсчитал? Ты заработал за год $12 млн?

— Конечно, нет. Смотрю на эти результаты с завистью. Ошибка там на порядок. Но, как артисту, мне приятно, что пришло мое время. Когда-то на меня все махали руками, спрашивали: кто такой этот Лепс? Посылали куда подальше. Ничего. Выстоял. Благодаря собственному труду и некоторым людям, вложившим в меня большие суммы…

— Грузины помогли?

— Нет. Русские ребята — евреи… Грузин почему-то я не очень интересовал. Да и не стремился сыграть на своей национальности.

— Порой у состоявшихся артистов возникают проблемы с покровителями. И с той, и с другой стороны начинаются рассказы про «кидалово». У тебя есть подобные истории?

— Конечно, есть. Наверняка в каких-то случаях я был не прав, в каких-то — те люди, что предъявляли претензии мне. Жизнь нас развела. Это тот же Виталий Маншин или Евгений Борисович Кобылянский (бывшие продюсеры Лепса. — «Известия»)… Вот Женя — человек талантливый, грамотный в музыкальной сфере, просто жаль, что сейчас он не на том пути.

Я ему это говорил и могу еще раз повторить при встрече, но мы сейчас редко видимся. У Евгения Борисовича своя голова на плечах, и я искренне рад, что ему ее недавно не отбили, потому что в принципе могли. (Неизвестные в июле избили Кобылянского ночью возле его дома. «Первый канал» посвятил этому происшествию отдельную программу. — «Известия»).


— Ты ведь никого не просил нападать на Кобылянского?

— Я бы до такого не унизился. Если бы у нас с ним действительно случилась какая-то история, вплоть до рукопашного боя, поверь, я бы все делал сам.

— Когда у тебя в последний раз возникала необходимость решать вопросы таким способом?

— Когда был помоложе. Мне все-таки почти 50. В моем возрасте глупо махать руками. Хотя, когда кто-то сильно выпивши или сам выпил…

— Ты же давно не пьешь.

— Ну, как давно… Год пока. Еще год остался — и опять начну. На свое 50-летие  выпью обязательно.

— А со второй зависимостью, наркотической, с который ты тоже знаком, как справляешься?

— Она меня оставила в покое в 33 года.

— Ломки были серьезные?

— Нормальные. Терпеть можно.

— Все стадии прошел — до героина?

— Да. Причем во всех проявлениях — и обонятельных, и внутривенных. Впрочем, я не был таким уж прожженным наркоманом.

— Если ты начинаешь выпивать, близким людям с тобой трудно?

— Нет. Наоборот, я становлюсь достаточно веселым и щедрым. Я, собственно, и так никогда не был жлобом. Научился этому у серьезных людей, с которыми общаюсь. Они никогда денег не жалели. И если на моих семейных вечерах выступают артисты, я всегда им плачу, хотя они и пытаются отказаться.

— Кого ты приглашаешь?

— Очень часто — Валерку Меладзе. Он и его брат Костя — из ближайших моих друзей-коллег. Еще много общаюсь с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Бываю с ним в одних компаниях, где собираются известные состоятельные люди. Мне с ними интересно. Я у них многому учусь.

Прежде всего нормально разговаривать. То, что я вырос на улице и могу общаться с блатными, не секрет. А вот беседовать с людьми более образованными приходилось учиться. Хотя из меня еще порой вылезают фразы, не присущие обществу, в котором я теперь бываю.

Но меня пока прощают.

— Если приглашают туда, куда совсем идти не хочется, ты соглашаешься?

— Месяца два назад у меня произошла именно такая история. В День независимости России нужно было вместе с некоторыми артистами петь гимн страны на Красной площади. Когда мне прислали фонограмму, я сказал: «Если на сцене это будет звучать так, я петь не стану». Безобразная аранжировка, безобразная подача. Мне ответили: «Нет-нет, Григорий Викторович, все будет иначе.

Это просто «рыба». Но получив окончательный вариант, я понял, что в нем ничего не изменилось, и попросил своего директора сообщить организаторам, что я петь отказываюсь. После чего нам позвонили все кто мог из «больших ребят». Кроме первых лиц государства.

Возмущались: «Что вы себе позволяете?!» Но я объяснял, что делать из гимна пародию, которую услышат миллионы людей, — некрасиво.

Однако спеть все равно пришлось. Потом ко мне подходили ответственные лица, извинялись, что так получилось, но я сказал им, что разговаривать с ними не желаю, и попросил впредь мне не звонить.

Сейчас решил записать российский гимн сам. Нашел хорошего молодого аранжировщика и обязательно это сделаю. Произведение, кстати, достаточно сложное для исполнения. Не каждый с ним справится. Я, наверное, спою его только в студии.

Живьем, на концерте, вряд ли решусь.

— Тебя звали когда-нибудь в Кремль?

— Да. Я присутствовал на некоторых кремлевских мероприятиях в качестве артиста.

— А кто больше любит Лепса — Медведев или Путин?

— Владимир Владимирович меня несколько раз приглашал. Я работал для этого человека.

— Тебе нравится, что в Сочи будет Олимпиада?

— Очень нравится. И у меня мечта — спеть на открытии или закрытии. Если желание осуществится, сочту это вершиной своей карьеры. Я вырос в Сочи, хотя руководители города на меня почему-то обижаются. Говорят, что я ничего для Сочи не сделал.

Обратите внимание

Имеется в виду, что не выступал там бесплатно. Во-первых, это неправда. Во-вторых, не считаю это необходимым. У города есть определенный бюджет на праздничные мероприятия, и им можно воспользоваться. «Даром только птички поют», — говорил Шаляпин.

Ко мне с какой только стороны не подходили. Предлагали даже сделать что-то вроде мемориальной доски в школе, где я учился. Я реагировал с изумлением. Во-первых, я еще не умер, во-вторых, в моей школе учились другие достойные ребята. Господин Кириенко, например, был моим одноклассником. Мне, к слову, кажется, он с той поры мало изменился.         

— Откуда у тебя устойчивая тяга к переработке песен Владимира Высоцкого? И насколько, на твой вкус, ты достигаешь желаемого результата?

— Первый мой альбом песен Высоцкого, конечно, намного удачнее второго. И по выбору произведений, и по харизматике. У меня отец очень любил Высоцкого, и я слушал его песни с детства. Для меня это очень интересная работа. Что касается альбома «Второй», там есть светлые пятна. Но в целом, на мой взгляд, он не получился.

— Какую еще программу ты готов записать?

— Сейчас пишем альбом с Александром Яковлевичем Розенбаумом. Его известные песни в моем исполнении. В декабре у нас планируются два концерта в Кремлевском дворце.

— Уже предполагаешь, как отметишь свой полтинник?

— Большим концертом. Но не летом, а в ноябре 2012 года, в «Олимпийском». Очень хочется спеть несколько композиций с «Виртуозами Москвы». Предварительный разговор с Владимиром Спиваковым и с директором этого коллектива у нас был. Надеюсь, они согласятся.

— Тебе все же очень хочется выйти за рамки шансона?

— Я давно вышел за эти рамки. И потом, я не совсем понимаю, что подразумевают под определением «шансон».

Блатную песню? Финка, Нинка, тюрьма, зона, нож… Эта музыка достаточно интересна, потому что в нашей стране всегда много людей сидело и сидит. Но этот жанр ограничен.

Выше определенных гармонических оборотов и текстовых выражений ничего в нем не сделаешь. Дальше ты просто растворяешься в общей массе.