Еврейский юмор – уникальные факты

Интересные факты о евреях (6 фото)

Еврейский юмор – уникальные факты

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой».

По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.

Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.

Самое быстрое существо на планете

Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.

Обратите внимание

А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, — это, конечно, знатная шутка истории.)

Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят.

Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи.

Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.

Почему евреи есть, а других — нет
Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним.

Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей.

Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.

Важно

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие.

Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа.

Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Как выглядят евреи Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили
Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения.

Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими.

При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто.

Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.

Совет

Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники.

По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой.

В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны.

Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты.

После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности.

Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов.

Обратите внимание

Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

10 неожиданных евреев Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?

Как стать евреем

В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем — как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр — дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь — быть евреем.

Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат — присягу о принятии этих заповедей.

Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем.

Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» — так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем.

Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может.

Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.

Правда ли, что евреи презирают гоев

А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они — избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных.

Важно

В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно.

А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев.

Но быть любимцем еврейского Бога — занятие само­убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея — по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, — это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.

10 ошибочных представлений о евреях

Евреем может быть только тот, кто рожден еврейкой.
Нет, люди, прошедшие гиюр (смотри об этом в статье), считаются стопроцентными евреями вне зависимости от своей генетики. Теоретически евреем может стать даже марсианин, если у него найдется часть тела, подходящая для религиозного обрезания.

Больше всего евреев живет в Израиле.
Больше всего евреев — 6,5 миллиона — живет в США. В Израиле их чуть больше пяти миллионов.

Евреи распяли Христа.
Нет, согласно всем Евангелиям Христа распяли римляне, а евреи-фарисеи лишь донесли на него и потом не помешали казни.

У евреев самые большие носы в мире. Согласно Книге рекордов Гиннесса, самый длинный нос в мире — 88 мм — принадлежит турку Мехмету Озюрку. Второй претендент на этот рекорд тоже житель Турции.

Евреи жадные.
Не более, чем прочие нации. Но евреям долгое время было позволено то, что запрещалось по религиозным соображениям христианам и мусульманам, — давать деньги в долг под проценты. Поэтому они стояли у истоков банковского бизнеса в большинстве регионов мира.

Совет

В России так много евреев, потому что их тут всегда хорошо принимали.
Нет, въезд иудеев в Россию был крайне затруднен и чаще всего невозможен еще со времен Ивана Грозного.

Евреи оказывались здесь потому, что Россия завоевывала территории, на которых они традиционно жили, — прежде всего Кавказ и Польшу.

Евреи, не отказавшиеся от своей религии, практически до самой революции были поражены в правах: им запрещалось свободно передвигаться, владеть некоторыми видами недвижимости, жить в большинстве городов и т. д.

Идиш — это еврейский язык.
Идиш — это всего лишь диалектная форма немецкого языка, на которой говорили евреи-ашкеназы. А еврейских языков два: арамейский и иврит. Они оба очень древние и очень похожи.

У евреек большая грудь.
Согласно исследованиям Wonderbra, проведенным в 2004 году, пальму первенства по потреблению лифчиков с чашечками D+ уверенно держат жительницы Великобритании. Израиль и рядом не стоял.

Все евреи картавят.
Картавили некогда — и по той же причине, по которой картавило русское дворянство. У евреев родным был идиш — с гортанным «р». Русское дворянство болтало в детской на французском, тоже имеющем сложные отношения с этой буквой. Но если еврей (или дворянин) рос в русскоязычной среде с традиционным произношением, никаких проблем с «р» у него нет.

Евреи пьют кровь христианских младенцев и делают из нее мацу.
Кровь у иудеев, как и у мусульман, совершенно запретная для употребления в пищу субстанция, кому бы она ни принадлежала. Поэтому религиозный еврей навеки лишен счастья отобедать кровяной колбасой или мацой с кровью христианского младенца.

Тонкий Еврейский Юмор

Еврейский юмор – уникальные факты

*****

В аэропорту таможенник спрашивает у Рабиновича:
– Откуда прибыли?
– Какие прибыли, что вы? Одни убытки…

***

— Роза Марковна, почему вы решили развестись со своим мужем?
— Та не могу я с ним жить, потому что он относится ко мне, как к собаке.
— И в чем это выражается?— Он требует от меня верности….

***

Додик на приёме у терапевта.— Ну, шо я вам скажу, больной, попробуйте
водой холодной обливаться, по снегу босиком бегать, пшеничку
пророщенную кушать. Вот иммунитет и укрепится…
— Ой, знаете шо, доктор, — уж лучше пусть у меня будут сопли, чем шизофрения!

***

— Яша, как ваша красавица?
— Масло надо менять… Или вы про Софочку?

***
Встречаются два одессита:— Семён Маркович, на вас такой костюм! Сейчас
в таких даже не хоронят…

***
Когда Сара наконец-то вышла замуж за Жорика, она была на седьмом небе
от счастья и на третьем месяце от Семёна..

***
— Что такое национальная еврейская болезнь?
— Это молчаливость. Потому что еврей, если он здоров, молчать не может.

***
– Не жалеешь, Фира, что замуж вышла?- Да что ж я, не человек, что ли?
Жалко его, конечно…

***
– Так, здесь уберем, а здесь пожалуй оставим. Головка будет просто
загляденье, можно хоть на переговоры, хоть на тусовку, везде можете
показаться.
– Ребе, а можно сделать обрезание без лишнего пафоса?!

***
Всё-таки сложная штука жизнь… Любишь одну, живешь с другой, спишь с третьей,
ребенок от четвертой, а тебя любит пятая. – … И то пятая – это твоя
любимая мама…

***
– Шо тебе привезти из Италии Абрамчик?
– Зффективное средство от того шо ты привезла мне из Турции…

***
– Рядовой Рабинович, какие вы предпримите шаги, если окажетесь один на
один с противником?
– Большие!

***
– Яша, у тебя все равно рот открыт, позови Семочку со двора!

***
– Розочка, давай разведемся по-хорошему…
– Ну уж нет, вдовой взял, вдовой и оставишь!

***
С утра во дворе появилась надпись: ,, ВСЕ МУЖИКИ СВОЛОЧИ!!!!”…. ниже
дописали:..,, ВЫ, САРА АБРАМОВНА, ТОЖЕ НЕ ПОДАРОК……”

***
Состоятельный человек может находится одновременно в нескольких
местах. Например, на Гавайских островах и в федеральном розыске.

***
— Гуревич, ты где работаешь?
— Нигде.
— А что делаешь?
— Ничего.
— Слушай, это же классное занятие!
— Да, но зато какая конкуренция!

***

— Абрам, вы знаете, я нашел новый способ разбогатеть!
— Очень хорошо! Но у меня вы уже занимали!

***
Косметика из Мёртвого моря: сбылась многовековая еврейская мечта
делать деньги из грязи.

***
Умирает Рабинович, просит жену:
— Розочка, когда я умру, положи мне в гроб Тору.
— Хорошо, Абрамчик.
— Ещё положи Библию и Коран.
— Зачем?!
— На всякий случай, Розочка, на всякий случай…

***
Говорят, что серп и молот — это тайный знак обрезания…
— Серп — ясно для чего… А молот?
— Для наркоза…

***
Если выбирать между Паркинсоном и Альцгеймером, я выбрал бы
Паркинсона. Лучше пролить немного водки на себя, чем забыть, куда ты
поставил целую бутылку!

***
Золотое правило: у кого золото, у того и правила.

***
Еврей в паспортном столе
– Я хочу поменять фамилию.
– Да? А какая у Вас сейчас?
– Кацман.
– А на какую хотите?
– На Кацманавт!

***
Приходит Рабинович наниматься агентом по продажам. Ему говорят:
— Имейте в виду, наш агент по продажам должен суметь втридорога
загнать холодильники эскимосам!
— Ой, шо вы мне тут рассказываете! Я один раз продал шейху, у
которого 342 жены…
— Ну, шейху-то продать не трудно!
— Да, Роллс-Ройс не трудно. А вот вы продайте ему надувную бабу!..

***
Встречаются два еврея:
— Как дела, Абрам?
— Хреново!
— А ты не приукрашиваешь?

***
— Сёма, вы можете дать прогноз наших перспектив в экономике?
— Могу. Могу дать оптимистический, могу пессимистический и могу реальный.
— И какой реальный?
— Ну! Реальный — в два раза хуже пессимистического.

***
Дореволюционная Россия. Великий портной Исаак Шафран говорит сыну:
— Сёма, у меня к тебе мужской разговор. Когда ты окончил гимназию и
захотел учиться наукам, я послал тебя в Кембридж.

Ты закончил первую
ступень и поступил в Оксфорд.
Потом тебя взяли в Гарвард, где ты блестяще защитил диссертацию. Всё
это хорошо, но ты уже вырос, сынок, и пора определиться в этой жизни.

Так каким ты хочешь стать портным: мужским или дамским?

***
Боясь быть скомпрометированным, ортодоксальный еврей дал взятку врачу,
чтобы тот в диагнозе поменял ему свиной грипп на птичий.

***
Перед смертью Кац обращается к жене:
— Выполнишь ли ты мою последнюю просьбу?
— Конечно, Изя.
— Я хочу, чтобы через шесть месяцев после моей смерти ты вышла замуж
за Зильбермана…
— Но я полагала, что ты его ненавидишь?
— Еще как!..

******
Рабинович умирает. Диктует завещание:
— Хаиму я завещаю 10 тысяч, Изе 50 тысяч, Абраше 250 тысяч…
Останавливается и смотрит вверх:
— Господи, где я столько денег возьму?

******
В отдел кадров одной московской конторы приходит Рабинович и просит
принять его на работу. Начальник отдела кадров говорит:
— Знаете, молодой человек, у нас тут сотрудник умер. Очень уважали в
коллективе.

Вот, давайте, как испытание вам: сможете устроить его на
Новодевичье кладбище, возьмем вас на работу. Ну а уж если нет, то нет.
— Договорились, — говорит Рабинович и убегает. Назавтра звонит в отдел кадров:
— Так, записывайте.

Обратите внимание

Есть семь мест на Новодевичьем, три у Кремлевской
стены и два места в Мавзолее. Готовьте людей!

*****
– Пап, а откуда я взялся?
– Да проблема, сынок, не в том, откуда ты взялся, а нафига я туда полез.

***

Рабинович говорит соседке:— Я слышал, как вы поете.
— О, я просто убиваю время…
— Но почему же вы хотите, чтобы о вашем преступлении знал весь квартал?

***
Вовочка на уроке географии:
– Израиль – это многонациональное еврейское государство!
Еврею нельзя работать в субботу. Мусульманину – в пятницу. Но дальше
всех пошли русские…

****
Вообще-то Билл Клинтон пытался все уладить мирным путем. Он даже хотел
удочерить Монику. Да только вот Хиллари воспротивилась. Сказала:
– Зачем нам лишний рот в семье?

***
Мендель зашел к своему соседу, врачу-хирургу. Посидели, выпили по
рюмочке, закусили. Когда гость стал прощаться, хозяин и говорит:
— Передавайте привет супруге. Кстати, как её здоровье?
— Боже мой! Я ведь за этим сюда и пришел. Она упала с лестницы и
лежит там внизу без сознания…

**

– Яша, вы знаете, что ваша жена б…ь?- А ваша??- Ну всё-таки..?

Еврейский юмор: цитаты. Смешные еврейские анекдоты

Еврейский юмор – уникальные факты

Искусство и развлечения 16 августа 2016

Задумывались ли вы о том, что же такое настоящий еврейский юмор? В чем его изюминка и вообще откуда он взялся? В этой статье подробно описаны все особенности и история развития комического вида анекдотов про евреев.

Немного истории и несколько фактов

Само понятие юмора определить несложно, это некая категория шуток, рассказов и анекдотов, в которых действует несколько героев, попавших в комичную ситуацию. Однако, еврейский юмор – это нечто большее, чем просто обычные анекдоты.

Русское слово “хохма” в переводе с еврейского означает “мудрость”. Это не простое совпадение, потому что настоящий юмор евреев наполнен смыслом и предполагает хорошие познания в иудаизме.

Многие еврейские анекдоты высмеивают глупых раввинов и для того, чтобы понять суть шутки, необходимо знать множество библейских историй.

Главные персонажи в самых популярных анекдотах – это легендарные еврейские шутники: Гершеле, Мотке Хабад, Эфраим Грайдингер. Прототип Гершеле действительно существовал, он жил в 18 веке и был известен как нищий выпивоха и язвительный острослов.

В наши дни понятие еврейского юмора сильно изменилось. Первоначальное значение юмора практически потеряло свою суть. Сейчас этот вид юмора воспринимается как нечто очень легкое, понятное и почти всегда высмеивающее необразованность и наивность простых евреев.

В чем особенность еврейских шуток

Отличительной чертой еврейского юмора является самоирония и полное высмеивание всех слабостей не только еврейского народа, но и всего человечества. Многие еврейские анекдоты требуют от слушателя определенной эрудиции относительно истории еврейского народа.

А его история полна трагичности (ведь именно евреи очень часто становились жертвами в ходе всемирной истории), поэтому во многих шутках, помимо основной веселой и смехотворной нагрузки, появляется некий второй смысл, в котором сами представители этой национальности находят меткие и остроумные ответы и решения на многие жизненные трудности.

Видео по теме

Самые популярные темы еврейских шуток и анекдотов

Существует несколько основных тем, на которые было придумано множество различных анекдотов. Пожалуй, одной из самых популярных можно назвать житейские анекдоты.

В них описываются мелкие истории, которые происходят в обыденной жизни обычного еврея. Подобные еврейские шутки искрят остроумием, полны всяких подвохов и показывают отношение евреев к своей истории.

Еврей представляется нам самокритичным и нередко выступает объектом насмешки, что само по себе делает анекдоты абсурдными.

Есть и другие темы, но они более специфичны и требуют знаний в области библейских текстов и многих других особенностей и традиций еврейского народа.

К примеру, евреи часто высмеивают глупость необразованных раввинов, однако, не переходя границ богохульства и Талмуда.

В этом и заключается тонкий еврейский юмор, он полон остроумия, оригинальности и хранит в себе мудрость и традиции еврейского народа.

Еврейский юмор: цитаты, афоризмы и крылатые изречения

Давайте разбираться. Многие еврейские анекдоты были очень популярны во времена СССР, часть из них была преобразована, а цитаты из анекдотов используются нами до сих пор. Вот изречения, которые каждый слышал хотя бы раз в своей жизни.

  • Ты думаешь, я молчу? Я просто ничего не говорю!
  • Бог хранит нас от плохих женщин, а от хороших нужно самому беречься!
  • Если жизнь не улучшается, значит, она ухудшается.
  • – У тебя в семье есть евреи? – Нет, я один!

Разновидности еврейского юмора

Как и любой анекдот, еврейский имеет особенность изменяться и подстраиваться под правила определенной страны или места, а также и людей, которые живут в ней. В силу некоторых исторических факторов случилось так, что в Одессе жило большое количество евреев.

И, конечно же, они явились основоположниками так называемого одесского юмора. Особенность одесских шуток в том, что они высмеивают жадность евреев.

Почти в каждом анекдоте очень остроумно подчеркивается тот факт, что все представители данной национальности любят деньги, что все они хитрые и жадные.

Вот яркие примеры одесского юмора:

– А почему у евреев такие большие носы? – Потому что воздух бесплатный!

– Что значит, любовь с первого взгляда? Все равно, что покупать акции, не взглянув на биржевой курс!

Важно

Таможенник спрашивает у еврея: “Откуда прибыли?”, на что еврей ему отвечает “Где прибыли, что вы?! Одни только убытки…”.

Косметика из грязи Мертвого моря. Наконец-то, сбылась многовековая мечта евреев – делать деньги из грязи!

Одесский юмор

Одесский еврейский юмор очень часто восхваляет находчивость и особое мировоззрение одесских евреев.

Благодаря тому, что в Одессе особый говор (очень насыщенный, колоритный и красочный язык), все шутки кажутся еще смешнее, а цитаты и многие фразы уже успели стать крылатыми.

Одесситы очень бережно хранят свою культуру и передают из поколения в поколение все знаменитые афоризмы и анекдоты. Фразы “Юмор за Одессу!”, “Мы имеем что сказать” тоже появились именно здесь.

Давайте почитаем самые лучшие одесские анекдоты, в которых в качестве главных героев часто выступают Рабинович, Соломон Маркович, Сара Абрамовна, Мойша и другие.

  1. Приезжий спрашивает одессита:- Вы не знаете, как идти на Привоз?

    – Ха! И он ещё спрашивает… Как идти на Привоз? С деньгами!

  2. Роза Моисеевна считает, что настоящую одесскую женщину никаким мужем не испортишь!
  3. – Ой, Сара, сегодня я поскользнулась и, упав на лестнице, разбила себе подбородок.
    – Не расстраивайся, Моня, у тебя таки есть ещё два!
  4. – Я таки извиняюсь, но куда это вас так послали, шо ви пришли именно сюда?
  5. – Сара, Ви представляете – этот подлец меня бросил, и я осталась одна с мужем.
  6. – Моня, как жизнь?
    – Таки думаю мухам бы понравилось.
  7. – Привет Ицик, как дела?- Да, вот, в отпуск собираюсь.

    – С Сарой или на отдых?

  8. – Простите, что так поздно звоню, Соломон Авраамович.
    – А вы не поздно, Софочка, да вы вообще — зря!
  9. – Моня, включи-ка телевизор. А вдруг они говорят, шо у нас жить хорошо, а мы не узнаем…

Современный еврейский юмор

В настоящее время многие евреи шутят на такие темы, которые раньше находились под запретом. Например, еще 50 лет не было принято шутить по-черному. Черный юмор предполагает шутки над смертью, болезнями и муками. Вот один из самых ярких примеров этого жесткого вида юмора:

Капризный и плаксивый голос ребенка: – Я не хочу все время ходить по кругу!

Резкий голос отца: – Тихо! Если не замолчишь, я тебе и вторую ногу к полу прибью!

Как видите, обычный юмор предполагает отсутствие страданий, а за черным стоит страх и ужас. Вообще, в черном юморе кроется некий тайный смысл, а также зловещие формы шуток, порожденные вопросом о наличии зла в сотворенном Богом мире.

Остроумные анекдоты о раввинской мудрости

Многие современные анекдоты посвящены учителям Талмуда, раввинам. Если раньше шутки были в основном о сложных вещах, которые можно понять, только если знать библейские тексты.

Сейчас же существует огромное количество еретических шуток, которые легко доступны и общепонятны, однако они не несут большой смысловой нагрузки и находятся на невысоком уровне пошлости.

Давайте на примерах посмотрим, как именно эти анекдоты отображают мировоззрение евреев на многие религиозные темы.

  1. – Ребе, а можно ли говорить с умершими?
    – Конечно, только они не будут отвечать.
  2. Раввин шамесу во время служения:”Там кто-то храпит. Разбудите же его!”

    Шамес: “Разве так справедливо? Вы его усыпили, вам его и будить!”

  3. – Ребе! – просит Мойша. – Спасите мою жену, она умирает!Ребе уходит в комнату, потом возвращается и говорит:- Она спасена! Я вырвал меч у ангела смерти.

    Счастливый и благодарный Мойша возвращается домой, но затем приходит обратно. – Моя жена умерла, – сообщает он. – Ну и бестия этот ангел смерти! – возмущается ребе. – Он задушил ее голыми руками!

Анекдоты об известных евреях

Особую изюминку в еврейский юмор добавляют эпичные анекдоты о самых знаменитых евреях. Главные персонажи таких анекдотов – это известные личности, академики, композиторы, писатели, пианисты и даже врачи.

К слову надо отметить, что евреи – весьма талантливый народ, обладающий неиссякаемой силой ума и великой способностью усердно учиться.

Евреи всегда были очень образованной, дисциплинированной и обеспеченной нацией, поэтому шутки об известных евреях не делают их объектом насмешки, а наоборот, эти анекдоты выявляют остроумие и находчивость евреев.

  1. Один писатель говорит своему коллеге:- С тех пор, как мы встречались в прошлый раз, число моих поклонников удвоилось!

    – Мои поздравления! А я и не думал, что ты когда-нибудь женишься!

  2. Некая дама, заказывая известному художнику Максу Либерману свой портрет, с тревогой спрашивает, а будет ли картина похожа на оригинал.
    – Не беспокойтесь, я напишу вас более похожей, чем вы есть! – успокоил ее Либерман.
  3. Известный венский бовиан Бела Хаас жалуется:
    – У меня нет ни жены, ни детей – да и что же, получается, я имею от жизни, кроме сплошных удовольствий?

Настоящий еврейский юмор

Еврейский юмор – уникальные факты

— Умерла жена одного американского еврея. В тот же день начали съезжаться родственники. Он их всех выпроводил со словами: «Нет, нет, не сегодня. Приезжайте завтра, еще успеем похоронить.

Сегодня я занят по горло». «Да как вам не стыдно?!», — раскричались они.

А он им спокойно ответил: «Вы что, не знаете американское правило «Business before pleasure» (что соответствует русской пословице «Делу время, потехе час»»).

— Сказал как-то муж своей супруге: «Вот ты ругаешься и проклинаешь меня. А я тебя никогда не проклинаю, а когда это делают другие, прошу пусть все беды, что призываются на твою голову, падут на мою. Вот, например, сосед, который тебя не любит, сказал: «Хоть бы она овдовела». А я помолился и попросил: «Пусть это случится со мной, пусть овдовею я».

— Умершая жена как хрен: съешь – на глазах слезы, а в душе приятно.

Все эти анекдоты и шутки с большой бородой, им уже лет под сто. Все они заимствованы из антологии Альтера Друянова «Книга анекдотов и острот», изданной в 20-х годах прошлого века, из раздела «Между мужчиной и женщиной».

Заметьте, все анекдоты о смерти супруги. Возникает вопрос: неужто мужчины-евреи в Восточной Европе в начале прошлого века так ненавидели своих жен.

В Израиле опубликовано недавно исследование Али Ясифа, посвященное еврейском юмору, и значительное место в ней отведено Альтеру Друянову и его антологии. Мы узнаем, что Друянов родился в местечке Друя (тогда Литва в 1870 году), но большую часть жизни провел в Одессе.

Совет

Дружил с Хаимом Нахманом Бяликом и Иехошуа Равницким. Писал (в том числе на иврите), занимался журналистикой, обладал редким чувством юмора.

Для тех, кто знал его мельком и не помнил его имени, он был «ну, тот с анекдотами», хотя на самом деле Друянов был, кроме того, редким эрудитом и интеллигентом.

В предисловии к своей антологии Альтер Друянов писал: «Анекдот раскрепощает. Он дает выход тяжелым чувствам особенно, если в нем есть крепкое словцо. Анекдот – это ключ, к таким сокровенным отсекам души, которые не открыть никакими другими ключами».

Интересно, что Друянов, выпустивший свою антологию на иврите, очень боялся, что весь «цимес» (вся прелесть) народных еврейских анекдотов, в том, что они на идиш, а на иврите эта прелесть утратится. Однако, уже после первого издания он с радостью признал, что его опасения были напрасными.

Между прочим, свою книгу с огромным разделом анекдотов как бы «на смерть жены» Альтер Друянов посвятил жене, написав на титульном листе: «Моей дорогой женушке Брахе из дома Гальпериных».

Интересные факты из жизни иудеев

Еврейский юмор – уникальные факты

Кто такие иудеи? Народ, рассеянный по всему миру и обретший свое государство только в 1948 году. Народ, чья история насчитывает тысячелетия.

Народ, который все правители, цари и императоры изгоняли, пытали, вешали, выселяли за черту оседлости, расстреливали, уничтожали в газовых камерах.

Библейский, ветхозаветный народ, переживший все современные ему нации и продолжающий жить наперекор кровавым репрессиям. Так кто же такие иудеи?

Обратите внимание

В словарях дается несколько толкований понятия «иудей» — тот, кто принадлежит к колену  Иуды; тот, кто исповедует иудаизм;  тот, кто по происхождению либо обращению принадлежит еврейскому народу и просто – «еврей, израильтянин». Однако все не так просто.  Долгие годы между раввинами не прекращается спор, кого же считать настоящим, «правильным» иудеем.

  Одни ребе утверждают, что для этого достаточно иметь иудейку-мать либо формально обратиться  в иудаизм. По мнению других, истинным иудеем не может называться человек (пусть даже и еврей по происхождению) не принимающий и не соблюдающий заповеди Торы.

Как бы то ни было, на карте мира есть маленькое государство Израиль, где официальной религией является  иудаизм, и где живет удивительный народ – евреи.

Иудаизм официально признан одной из древнейших монотеистических религий, дошедших до наших дней.

Кашрут. Праздники и святые дни. Обычаи евреев-ортодоксов

Согласно европейской традиции почти все, что бегает, прыгает, летает, плавает, растет в саду,  лесу или поле может быть употреблено в пищу. Все не так у иудеев. Еще Тора определила законы кашрута, по которым вся пища делится на дозволенную правилом, или кошерную, и запрещенную Торой – трефную.

Разобраться что к чему человеку, незнакомому с правилами кашрута достаточно трудно.

Нельзя употреблять в пищу мясо диких птиц, но блюда из курицы весьма приветствуются. Евреи любят рыбу, прекрасно ее готовят, а селедочный форшмак вообще стал классикой  мировой кулинарии.

Но однозначное «нет» сказано рыбе, лишенной чешуи и плавников.

Сложности возникают и с икрой. Красную – ешьте на здоровье, черную – ни в коем случае. Нельзя  готовить в одной посуде мясные, молочные и рыбные блюда.

Больше того, между употреблением, например, фаршированной рыбы и молочной каши должно пройти не менее трех часов.

Закон кашрута ничего не имеет против употребления мяса, но… животное должно быть жвачным, травоядным и парнокопытным. Наконец, строжайше запрещено мясо зайца и свиньи.

Яйца – один из любимых евреями, и к тому же необходимый продукт, но это относится только к яйцам, снесенным кошерными птицами.

Свинина, зайчатина, мясо сома и угря  находится под запретом, зато Тора разрешает готовить блюда из некоторых видов саранчи.

Важно

Алкоголь Торой разрешен. Но  опять же, по принципу кошерности. Например, водка, если в ней отсутствуют запрещенные кашрутом  добавки – продукт полностью кошерный. Сложнее с вином. «Правильное» вино должно быть приготовлено из «правильных»  ягод. Винограднику, где они росли, должно быть не менее четырех лет, а перед  изготовлением вина проводится специальный обряд.

Хлеб. Ну, разумеется, все компоненты для выпекания хлеба должны быть кошерными. Но и это еще не все. Хлеб будет считаться правильным, если его выпечет только правоверный иудей.

Существует великое множество правил, касающихся употребления тех или иных продуктов. Но правила кашрута распространяются практически на все стороны жизни правоверного иудея. Домашний уклад, нормы этики и морали, нормы юридические – все подчинено законам кашрута. В том числе, и одежда. Да, одежда тоже может быть трефной и кошерной.

Кошерная — шьется специальным портным и в ней не допускается смешивание натуральных и искусственных нитей. Национальный головной убор иудеев – кипа или ермолка, — маленькая круглая шапочка, обязательная в синагоге.

А вязание ермолок – любимое рукоделие, причем вяжут везде: в автобусах, в парках, даже в школе на уроках и на лекциях в университетах.

Есть кошерные мобильные телефоны. В общем-то, они ничем от трефных не отличаются.  На них можно позвонить, можно получить или отправить SMS, но вот интернета нет, интернет – не кошерен.

Национальные праздники

Как бы то ни было и правоверные иудеи и светские евреи любят и отмечают праздники, без которых, собственно, невозможно представить ни еврейскую жизнь, ни еврейскую культуру. А поскольку страна и народ ее необычны, то и праздники отличаются  необычностью и своеобразием.  Каждую пятницу, около пяти часов вечера по всей стране замирает жизнь.

Закрываются двери магазинов, магазинчиков, лавочек. Наступает час великой иудейской субботы  — Шаббат. В каждом доме хозяйки зажигают длинные свечи, в каждом доме семьи садятся за праздничный ужин. С вечера пятницы до такого же часа субботы нельзя ничего делать: ни заниматься домашними делами, ни работать, ни даже готовить. Все блюда на Шаббат готовятся заранее.

Это вечер отдыха и молитв.

Традиционной едой на Шаббатт является шолент или чолент – тушеное мясо с овощами. Шолент так полюбился венграм, что они сделали его своим национальным блюдом, используя, правда, вместо жирной баранины или говядины, копченую свинину.

Шаббат – один из главных еврейских праздников, отмечаемый каждую неделю. Да что говорить, в Израиле целых четыре новых года, только вот ни один не приходится на первое января. Зато есть Ханука, когда зажигается свет Ханукие – ханукального светильника. Каждый день прибавляется по огоньку, пока их количество не станет равно восьми.

Есть еврейский новый год – Рош а Шана, когда дарят подарки и трубят в шофар – еврейский рог. В Рош аШана возле водоемов совершается обряд Ташлих. А через десть дней после Рош аШна наступает один из самых святых для каждого еврея дней – Судный день, Йом-Кипур. День поминовения усопших, отдачи всех долгов и исполнения обетов.

Так же, как и Рош аШана, Йом—Кипур заканчивается звуком шофара.

В Израиле отмечается праздник Ту би Шват – Новый год деревьев. Праздник всех плодов израильской земли. По традиции в этот день на столе должно быть семь  разных видов плодов, среди которых обязательно присутствуют пшеница, оливки и финики.

И еще  в этот день сажают деревья. Сажают маленькие и большие израильтяне, школьники и учителя, студенты и профессора.

Израиль признан единственной страной в мире, где, несмотря на климат и почти непригодные почвы, стабильно расширяются зоны зеленых посадок

Есть и самый веселый, самый нарядный и красочный праздник – Пурим. По всему Израилю проходят карнавалы, весь Израиль веселится, вспоминая самопожертвование красавицы Эсфирь.

На Пурим, в память спасения израильтян от неминуемой гибели пекутся треугольные пирожки – «уши Амана».

Ортодоксальные иудеи

Да, в Израиле так же как в Европе, Америке или Азии отмечают праздники. Но повеселившись от души во время Пурима, подарив подарки на Рош аШана, израильтяне идут на работу. Израиль – страна работающая и работящая.

Но есть иудеи, живущие строго по религиозным законам Галахи. Это ортодоксы и ультра ортодоксы. Мир со своим укладом, не менявшимся со времен «черты оседлости». Их можно узнать сразу.

Только белая и черная одежда, длиннополые пиджаки-лапсердаки, локоны-пейсы, черные шляпы или меховые шапки из бобрового либо соболиного меха.

Совет

Женщины, с ног до головы одетые в черное. Ортодоксы считают себя единственными «правильными» евреями. Ортодоксальные евреи живут в особых кварталах, где нет не то что интернета, а даже телевизора. Во время еврейской субботы продолжают работать врачи в больницах, таксисты, пожарные. Ортодоксы в субботу не работают никогда, и ни при каких обстоятельствах.

Более того, участились случаи нападения и избиения ортодоксами работающих евреев.

У замужних евреек, особенно во время праздников принято покрывать голову платочком или шляпкой, да любым головным убором. У ортодоксов женщины голову бреют и носят парики.

По словам одной достойной еврейки, чьи сыновья стали знаменитыми раввинами, ни стены, ни потолок ее дома не видели ни единого волоса.

На Йом-Кипур ортодоксы выполняют обряд, называемый каппарот. Женщины берут живую курицу, а мужчины — петуха, крутят его над головой. Таким образом, по их мнению, искупаются грехи. Перед  Днем искупления следует 25-часовой пост, во время которого не едят, не пьют и не носят кожаную обувь.

Лежание в открытой могиле выглядит, по меньшей мере, странно, считаясь, к тому же очень плохой приметой. Так обстоит дело у всех народов, кроме  ультраортодоксов. Они, напротив, часто прибегают к подобному обряду, веря, что он принесет им силы, здоровье и продлит жизнь.

Но это все же не слишком многочисленная группа иудеев. Израиль и сам по себе удивителен… Страна одного из древнейших народов и страна новейших технологий. Об израильской медицине говорить не приходится – она давно признана одной из лучших в мире.  Но Израиль это еще  и страна, где:

  • Были найдены Кумранские летописи – древние библейские тексты, числом более 190 свитков.
  • Впервые в школах были организованы компьютерные классы
  • Выбранная на должность премьер-министра Голда Мейер, стала второй в мире женщиной-лидером державы.
  • В израильском отделении «Моторола» был разработан сотовый телефон
  • Разработана технология ICQ и первый в мире антивирус
  • А так же Израиль – страна-изобретатель и разработчик процессоров Pentium-4 и Centrino.

Самые красивые женщины мира были еврейками или имели еврейские корни. Величайшая балерина Майя Плисецкая была еврейкой, так же  как и знаменитые актрисы советского кино: Элина Быстрицкая и Татьяна Самойлова. Еврейские корни были у Мэрилин Монро. Натали Портман  – еврейка по происхождению.

Советский юмор был еврейским

Еврейский юмор – уникальные факты

Говорить об этом не принято. Русские об этом не говорят из опасения прослыть антисемитами, евреи – из-за возможных обвинений в нарушении корпоративной этики.

Советский юмор был еврейским. Советская массовая песня была еврейской. Увы, из песни, как из анекдота, слов не выкинешь.

«Много песен над Волгой пропето, да напев был у песен не тот».

Правильный напев был у братьев Покрасс, Матвея Блантера, Исаака Дунаевского, Сигизмунда Каца, Александра Цфасмана, Леонида Утесова, Марка Бернеса, Аркадия Островского, Оскара Фельцмана, Марка Фрадкина, Яна Френкеля, Владимира Шаинского, Яна Гальперина, Аркадия Хаславского… Список придется оборвать, иначе он займет весь этот очерк.

«Русское поле». Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля, исполняет Иосиф Кобзон в сопровождении оркестра Всесоюзного радио под упр. Вильгельма Гаука. Музыкальный редактор радиопередачи «С добрым утром!» Лев Штейнрайх.

Хасидские мелодии в Израиле человек русской культуры узнает сходу. Это «блатняк», или, как сейчас говорят, «русский шансон». Правда, тексты другие. Тоника-доминанта-субдоминанта. Блатной квадрат.

Сюда вписываются мелодии всех песен Высоцкого. «Русские» в Израиле поначалу очень удивляются, услышав в синагоге кантора (хазана), который славит Господа на мотив «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат».

А чего тут удивляться. Источник-то один.

Советская эстрадная песня начиналась с народных еврейских мелодий:

Товарищу Сталину все это очень нравилось. Утесова он в обиду не давал и защищал его от нападок рапповцев и других ревнителей русской культуры.

А теперь вот вам задание: найдите разницу в мелодиях:

Нашли? Приз – в студию!

Шолом-алейхемовский посыл «Мне хорошо, я сирота» стал основным приемом советской юмористики. «А в отдельных магазинах нет отдельной колбасы». «В магазинах нету ваты – выступают акробаты».  По сути, и сегодня все монологи Жванецкого и Задорнова – на тему «Как мы с вами плохо живем».

 Вспомним 50-е.

Обратите внимание

Дыховичный и Слободской, Масс и Червинский, Райкин, Виккерс и Каневский, Миронова и Менакер, Миров и Новицкий, Виктор Ардов, Александр Израилевич Шуров (куплетист, партнер Рыкунина); основатель московского театра миниатюр Владимир Соломонович Поляков; авторы Райкина Марк Азов и Владимир Тихвинский… Впрочем, в семье не без урода. Как-то затесался в эту компанию Николай Павлович Смирнов-Сокольский.

Единственный  райкинский автор – не еврей, который мне известен, – это Вениамин Сквирский. В 60-х годах через передачу «С добрым утром!» отдела сатиры и юмора Всесоюзного радио в советскую эстрадную юмористику пришло новое поколение: Горин, Арканов, Измайлов, Лившиц и Левенбук. 70-е – Хазанов, Шифрин, Клара Новикова. В Питере начали писать Семен Альтов и Михаил Мишин.

На телевидении появились передачи «Веселый мажордом», «Терем-теремок», которые, как говорят, закрыли из-за обилия лиц некоренной национальности среди авторов и актеров.Немногие представители нацменьшинств (Трушкин, Коклюшкин, Задорнов) подделывались под тот же стиль: «Ой, как нам плохо!».

У  истоков КВН стояли три еврея: режиссер Марк Розовский, врач Альберт Аксельрод, ведущий первых КВН, актер Илья Рутберг (отец Юлии).

Вы будете смеяться, но  первый советский телевизор КВН-49 ]]>тоже придумали три еврея]]>: Кенигсон, Варшавский, Николаевский.

70-е годы я уже застал. Куда бы я ни приходил, на юморе везде сидели евреи – концертные администраторы, режиссеры, редакторы рубрик юмора в радиопередачах, авторы, актеры, кассиры. В Киеве был еще украинский юмор, который писали украинские авторы и исполняли украинские актеры.

А в Москве в те годы господство евреев в этом жанре было почти 100%. Я не даю оценок этому явлению, я лишь констатирую то, чему был свидетелем.  Единственный еврей в заполярном городке Лабытнанги, куда нас привезли на гастроли, оказался администратором местной филармонии по фамилии Островский.

Это о нем ходила легенда:

«В далекий северный город с единственным концертом приезжает Рихтер. По окончании концерта Островский вручает ему билет… В плацкартный вагон. Двое суток до Москвы.

– Простите, я ведь все-таки Рихтер, – возмутился великий музыкант.

– Ай, не морочьте голову. Рихтерóв много, а Островский один».

Помню, еще в 80-х я подошел к Лиону Измайлову – я, мол, эстрадный автор, возьмите меня в концерты. Он посмотрел на меня, как на таракана: «Нам своих нужно устраивать». Своих? Но я  ведь – тоже еврей и тоже автор… Он имел в виду московских…

Важно

Все это напоминало детскую игру – члены одной команды крепко берутся за руки, другой – пытаются эту оборону прорвать. Прорвать мало кому удавалось.

Тематика скетчей и монологов оставалась той же и в 80-х. Главное – держать дулю в кармане, обмануть цензуру, сыграть на паузе.

Вот классический ход, с помощью которого мы обманывали цензуру. Эту фишку придумал актер Павел Муравский еще в 30-е годы:

«Жить в нашей стране с каждым днем становится все хуже и хуже…

(Зал ахает)

Сказал мне знакомый спекулянт…

(Вздох облегчения)

И он прав…

(Зал ахает)

Потому что спекулянтам в нашей стране действительно с каждым днем все хуже…»

Три поворота в одной фразе. Когда это пишется всплошную, без пауз, цензор не сечет фишку.

Этот прием и сегодня работает:

«Путин – сволочь…

Сказал мне один  бандит.

И он прав:

«В 90-е годы мы делали, что хотели, – говорит он.

– А он всех посадил».

Тут главное – паузы выдерживать.

«И тут поперли недостатки всей системы… научной организации труда» (Жванецкий).

В начале 90-х появилась новая команда.  Лев Новоженов был редактором отдела юмора «Московского комсомольца», где публиковались Шендерович, Игорь Иртеньев, Владимир Вишневский (и ваш покорный слуга, если кто помнит).

Парадокс в том, что от образа «Тети Сони», созданного Кларой Новиковой, я – автор этого образа – далеко не в восторге.

Я никогда не был сторонником «еврейщины» – педалирования еврейского акцента, усиленного жестикулирования, больших пальцев подмышки и прочих утрированных знаков изображения еврея.  Тети Сони и дяди Яши остались в далеком прошлом. Их время безвозвратно ушло.

Мы, жители больших городов, евреи по национальности  и русские по культуре, уже не имеем никакого отношения к той навсегда ушедшей местечковой жизни. И я категорически против того, чтобы нас туда насильно впихивали.

Совет

Это потом я узнал, что на самом деле еврейский юмор – это вовсе не анекдоты про Сару и Абрама. Но кто в России слышал имена великих еврейских юмористов Дзигана и Шумахера, всю жизнь смешивших публику на идише? Но это – тема отдельного разговора.

В 1988 году в одном из первых «Аншлагов» (которые тогда шли раз в месяц, а не три раза в день по всем каналам) на советской эстраде впервые за 70 лет появился русский человек. Простой парень из алтайской деревни. «Морда красная» запомнилась всем.

Манера исполнения, тематика текстов, внешний вид  Михаила Евдокимова – все это разительно отличалось от традиционного еврейского нытья на тему «Как нам здесь плохо живется». Первые свои монологи Евдокимов писал сам, в том числе и «Морда красная».

Затем у русского актера появился и русский автор – Евгений Шестаков.

Марьян Беленький, эстрадный драматург, автор монологов Клары Новиковой, Геннадия Хазанова, Яна Арлазорова

Марьян Беленький о себе и о русском вопросе:

Я – еврей и живу в Израиле 20 лет.

 Но если бы я был русским, и жил бы в России – я волей – неволей вынужден был бы задуматься:

 – Действительно ли евреи виноваты во всех бедах России, или тому есть другие причины?

 Если бы я был русским, у меня бы возник вопрос.

Почему в сегодняшней России, где евреи составляют меньше 1% населения, их так много в российских СМИ, особенно, на руководящих постах? А ведь это – только те, о ком мы знаем, что они евреи.

Не считая тех, кто скрыт за скромными псевдонимами. Неужели мы, русские – менее талантливы и способны? – подумал бы я, – а может – есть тому другая причина?

 Если бы я был русским и жил бы в России, я бы задумался. Почему, когда официально разрешили разворовать Россию, и назвали это приватизацией, большинство российской собственности оказалось в руках евреев? Евреи оказались хитрей и проворней русских, или может, прости Господи, тому есть другая причина?

 – Почему при соввласти большинство юмористов и композиторов-песенников были евреями? Это потому, что русские – менее талантливы, – подумал бы я, – или, возможно, тому есть другие причины?

 Если бы я был русским, у меня бы возник вопрос.

Обратите внимание

Почему Холокост – единственное историческое событие, отрицание которого является уголовно наказуемым во многих странах? Кричи сколько угодно, что не было восстания Спартака или взятия турками Константинополя – ничего тебе не будет.

Но не дай бог усомниться в цифре 6 миллионов евреев, погибших во второй мировой …Меня назвали в честь прабабушки Мирьям, которую немцы убили в Бабьем яру. Но когда я задаю вопрос «Откуда взята цифра 6 миллионов?», меня называют пособником фашистов и антисемитом.

 Если бы я был русским, у меня бы возник вопрос.

Почему евреи празднуют Хануку в Кремле? И что бы сказали евреи, если бы христиане поставили рождественскую елку возле стены Плача?

 Если бы я был русским, я бы задумался вот над чем. Если бы «Тарас Бульба» был бы написан сегодня, где бы оказался его автор? Думаю, публичное покаяние ему бы не помогло. В сегодняшней России он бы загремел в тюрьму по статье «разжигание расовой и национальной розни».

 И вот еще интересная деталь. Юрий Мухин опубликовал в газете «Дуэль» статью с призывом изгнания евреев из России. За это он получил срок по вышеуказанной статье, правда, условный. А вот призыв к изгнанию из страны арабов является в Израиле легитимным, и входит в программу политических партий. Я, кстати, целиком за это предложение.

 Если бы я был русским, я бы задумался. Почему те, кто называют себя русскими патриотами – антисемиты? Неужели нельзя быть русским патриотом без того, чтобы ненавидеть евреев?

 Если бы я был русским, я бы сказал евреям:

 – У вас есть своя страна. Вот и езжайте туда. Дайте нам пожить без вас.

 Если в России после этого наступит невиданный расцвет – значит, действительно – евреи были во всем виноваты. Ну, а если нет – пенять будет не на кого.

 В каждом областном центре России есть филиалы еврейского агентства Сохнут. Цель Сохнута – собрать всех евреев в Израиле. Так что эти заметки полностью соответствуют целям и задачам Еврейского агентства.