Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Нововведения в ЕГЭ 2019 — Год 2019

Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с момента введения претерпел немало изменений, причем новации в свое время касались и процедуры проведения испытания, и правил проверки, и состава заданий.

Дорабатывать систему тестирования приходилось несколько раз, особенно с приходом в руководство Минобразования новых лиц. Неудивительно, что школьники и их родители каждый год отслеживают свежие законодательные инициативы в этом вопросе.

Какими будут изменения в ЕГЭ 2019 пока точно не известно, но из существующих заявлений представителей Минобразования можно выделить несколько будущих новаций.

Отменят ли ЕГЭ 2019

В последнее время ЕГЭ подвергается частой критике как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся.

Обратите внимание

Главные претензии касаются слишком высоких требований к ученикам, часто встречающейся абсурдности заданий и непродуманности всей системы в целом. Из-за этого нередко появляются слухи об отмене экзамена, а некоторые депутаты даже готовят соответствующие законопроекты. Однако позиция Минобразования в этом вопросе неизменна – об отмене ЕГЭ речь не идет.

Представители ведомства заявляют, что в систему тестирования вложили очень много средств и сил, поэтому останавливаться на полпути и перечеркивать все старания нецелесообразно. Кроме того, несмотря на все недочеты, экзамен зарекомендовал себя как самая эффективная система оценки знаний выпускников.

Вместе с тем в министерстве соглашаются, что многие нюансы ЕГЭ необходимо пересмотреть и доработать. Экзамен будут реформировать, но постепенно, чтобы учащимся было проще приспособиться к новациям.
Таким образом, отмены ЕГЭ в 2019 году ждать не стоит, но изменения в экзамене будут.

Изменение перечня обязательных экзаменов

Главный вопрос, который беспокоит будущих выпускников – это каким будет перечень обязательных предметов в 2019 году.

Еще раньше Дмитрий Литвинов, будучи министром образования, заявлял, что список дисциплин, которые будут включены в ЕГЭ, расширится до 6.

По задумке тогдашнего руководителя Минобразования, в 2018 году должны были добавить еще один обязательный экзамен, а уже в 2019 году сразу три – один обязательный и два на выбор.

Когда ведомство возглавила Ольга Васильева, планы на ЕГЭ поменялись: новая руководительница оказалась приверженцем плавных реформ и отказалась от резкой трансформации системы.

По ее замыслу, в 2018-2019 учебных годах школьники будут, как и прежде, сдавать экзамен по трем дисциплинам, две из которых обязательные и одна на выбор.

Важно

Такой подход обусловлен тем, что для разработки заданий по новым предметам необходимо достаточно много времени.

Учителя и выпускники должны знать заранее, к каким предметам нужно готовиться. Тем не менее, уже в 2019 году список обязательных экзаменов планируется пополнить еще одним предметом, хотя пока неизвестно, каким именно. Эксперты полагают, что, скорее всего, третьим станет экзамен по истории, ведь именно эту дисциплину выделяют как необходимую для воспитания патриотизма в будущем поколении.

Еще одним кандидатом на включение в список обязательных экзаменов является обществознание. Анализ результатов прошлогодних ЕГЭ показал, что выпускники чаще всего предпочитают сдавать именно этот предмет. Существует мнение, что такой выбор школьники делают из-за относительной простоты дисциплины, но если ее добавят к перечню обязательных экзаменов, то задания станут намного сложнее.

Не исключено, что выпускникам вместе с математикой и русским языком придется сдавать физику.

Разные депутаты неоднократно высказывались в пользу ориентирования образования на точные науки, в чем их поддерживают представители инженерных ВУЗов.

Но такой выбор является достаточно спорным, ведь далеко не все ученики могут усвоить физику на высоком уровне, да и не такое уж большое количество выпускников планирует получать высшее образование в инженерной сфере.

Каких еще изменений стоит ожидать в 2019 году?

Из интервью Ольги Васильевой ясно, что изменения в первую очередь коснутся экзамена по литературе, который вызывает среди педагогов и учащихся едва ли не больше всего прений.

Так, Минобразования планирует исключить задания с краткими ответами, которые направлены на проверку знания терминологии.

Совет

Согласно задумке, экзамен должен стать более творческим, поэтому основной акцент будет сделан на написании сочинения.

В 2019 году школьникам будут предлагать не три, а четыре или даже пять тем для сочинения на выбор, что должно облегчить жизнь выпускникам. При этом объем сочинения увеличат с 200 до 250 слов.

Также ведомство намерено облегчить задание на анализ произведения. Сейчас школьники должны сравнить представленный в задании текст с двумя другими, которые они должны вспомнить. После введенных изменений ученикам потребуется привести для примера только один текст.

Минобразования введет оценки за сочинение, вместо действующих сегодня критериев «сдано» и «не сдано». В 2019 году это задание будут оценивать по пятибалльной шкале.

Подводя итоги, можно сказать, что ЕГЭ в 2019 году ждут некоторые изменения, но они будут не такими кардинальными, как опасались многие.

Нынешний состав Минобразования взял курс на постепенное реформирование системы ЕГЭ, причем каждую новацию ведомство будет доводить до сведения общественности.

Это позволяет надеяться, что министерство будет прислушиваться к мнению экспертов в области образования и пожеланиям учащихся, вследствие чего ЕГЭ станет действительно объективным и полезным экзаменом.

Министр образования дал обещание, что серьезных изменений в ЕГЭ в ближайшее время не будет. Однако ЕГЭ 2019 года уже обросло слухами и домыслами. Будущим выпускникам и родителям в первую очередь интересно, сколько предметов нужно будет сдавать на ЕГЭ 2019 года.

Конечно, с точностью предсказать, какие нововведения придумает министерство образования сложно, однако кое-какие подробности становятся уже известны.

Отменят ли ЕГЭ в 2019 году

ЕГЭ приобрел множество противников в лице не только учеников, но и учителей школ. Несовершенство системы добавляет ученикам неуверенности. Повышенный ажиотаж вокруг единого экзамена вызывает желание об отмене такого способа итоговой аттестации.

К разочарованию большинства школьников, ЕГЭ к 2019 году не отменят. Однако министерство образования работает над вопросами усовершенствования программы сдачи единого государственного экзамена.

Обратите внимание

На вопрос, как будут сдавать ЕГЭ в 2019 году, еще нет строго определенного ответа. Сотрудники школ уже начинают высказываться против частых нововведений, однако совершенствование системы требует экспериментов.

Обязательные предметы

Изменения в ЕГЭ 2019 года ожидают перечень обязательных предметов. По последним данным, выпускникам 11 класса необходимо готовиться к ЕГЭ по следующим дисциплинам:

Конечно, это еще не прописная истина. В министерстве еще будут вестись обсуждения того, какие обязательные предметы будут входить в ЕГЭ 2019. Ученикам старших классов же лучше придерживаться принципа: «Надейся на лучшее, будь готов к худшему». Ближе к выпускному классу, важно уделять больше внимания занятиям по естественнонаучным дисциплинам.

ЕГЭ по истории в 2019 году направлено на воспитание в молодых людях духа патриотизма. Знание истории делает человека более богатым духовно, независимо от последующего выбора профессии. Введение исторической дисциплины в программу обязательной сдачи наверняка положительно повлияет на уровень образования школьников.

ЕГЭ по иностранному языку в 2019 году

В 2019 году ЕГЭ по английскому языку введено не будет. Хотя в министерстве ведутся дискуссии по этому вопросу. В современное время знание иностранного языка способно помочь молодым людям сделать успешный старт в карьере или же просто уверенно себя чувствовать при общении с иностранцами.

Иностранный язык станет обязательным предметом ЕГЭ после 2022 года. Перед введением английского языка в программу обязательной аттестации, планируется повышение уровня преподавания этого предмета в школе.

У выпускников есть возможность сдавать иностранный язык в форме добровольно выбранного предмета на ЕГЭ. Аттестация может проводиться по следующим языкам:

Китайский язык в программу ЕГЭ вошел только с 2016 года. Многие школьники страны занимаются изучением китайского. Министерство надеется, что данное нововведение позволит выпускникам применить свои знания и реализовать возможности.

Как будет проходить ЕГЭ 2019 года

Важно

ЕГЭ для 11 класса в 2019 году в плане сдачи вряд ли сильно претерпит изменения. Выпускникам нужно морально готовиться к первому серьезному событию в своей жизни. Длительность экзамена зависит от сдаваемого предмета и составляет примерно 3,5-4 часа.

На входе в аудиторию ученики подвергаются досмотру на наличие шпаргалок, информационных устройств и прочих запрещенных на экзамене предметов. Пристальный контроль негативно влияет на душевное состояние выпускников. Как правило, именно нервное напряжение является помехой для успешной сдачи экзамена.

Отказ от проведения экзаменов в виде тестов дает хорошие результаты. В 2019 году возврата к тестовой системе наверняка не будет. Планируется введение сдачи части экзамена по русскому языку в устной форме.

Что ждет российское образование в ближайшем будущем: 9 нововведений от Минпросвещения

Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены

Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире.

Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам.

Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.

Читайте также

Как собрать ребенка в школу быстро, качественно и недорого?

2. Школы будут цифровыми

Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды.

Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат.

Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц. 

3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка

Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей».

В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования.

Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.

4. Вести уроки будут «учителя будущего»

«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.

5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»

Федпроект «Молодые профессионалы» разработан специально для модернизации системы профессионального образования. В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге.

Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки.

По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году.

6. Российские вузы смогут конкурировать с западными

В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект.

Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов.

Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

7. Родители тоже станут более современными

Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.

8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием

Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования.

В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами.

А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.

9. В России будет развиваться волонтерство

Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров.

Ранее сообщалось, что низкие зарплаты и высокая загрузка привела к дефициту педагогов в 48% школ. 

По материалам mel.fm.

Проблемные вопросы в современном образовании

Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Панарина Светлана Геннадьевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школа № 1373 ДО гор. Москвы.

Если рассматривать образование в России в общем, можно сказать, что и вчера и сегодня оно было направлено на обучение и воспитание ребенка, эти же основные цели у него будут и завтра. Это главное, что остается неизменным на протяжении веков. Но его содержание, способы достижения, цели, возможности и многие его составляющие, конечно же, не могут не меняться под действием различных факторов.

Можно ли так сказать, что система образования совершенствуется? Наверное, можно, но, все же, оглядываясь назад, мы можем увидеть, что многое из наработанного ценного опыта системы образования, утеряно.

Сегодня система образования нуждается в модернизации. Задачи, системы образования не решены, по-прежнему остаются актуальными и требующими развития отечественной системы образования.

В современную эпоху, на первый план вышел фактор приобретения знаний как товара.

При этом уже не столь важно, где и каким образом получены эти знания, сколько важна возможность их успешного конкретного применения.

Доступ к современным знаниям открыт, и они представлены в таком виде, что оперативно с большой вероятностью могут быть внедрены и реализованы, если имеют конкурентную рыночную стоимость. Сегодня вряд ли кто-то станет спорить с тем, что образование в России находится в глубоком кризисе.

С этим, кажется, соглашается и Министерство образования, поэтому и становится инициатором все новых и новых реформ. Кризис системы образования, замечен в качестве знаний выпускников учебных заведений всех уровней. Переход к новым социальным отношениям в стране сопровождается общим снижением престижности знаний.

Этому во многом способствует государственная политика.

В результате, сегодня в России мы видим разрушенную неконкурентоспособную систему образования, которая могла бы взять все лучшее из богатых отечественных традиций, но этого не случилось.
Но что же можно ожидать нам завтра в системе образования? Какие проблемные вопросы есть в современном образовании?

Необходимо ее обновление, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами, способное принести системе образования неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия.

В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Настораживает в нем то, что он видится не направленным на исправление сложившейся ситуации в системе образования, а наоборот, добавляющим негативные новации:

  • ликвидация профильного образования с заменой его специализацией по классам в рамках обычных школ. Но ведь, ясно же, что невозможно в школе дать ученику знания, навыки и умения, которые он получал в профильном образовании, так как будет нарушено и основное образование и это сочетание успешным быть просто не может;
  • ликвидация системы дошкольного образования. Но система дошкольного образования показала достаточно успешные результаты в подготовке дошкольников к школе и развитии детей. Никакие аргументы в пользу отмены системы дошкольного образования не могут это оправдать, так как в результате, явно, пострадает вся система образования.
  • ликвидация системы докторантского образования. Насколько сильно указанная мера способна ударить по мотивации к труду у научно-педагогических работников, остается только догадываться.

Беспокойство за завтрашнее будущее системы образования, несомненно, присутствует у большинства граждан России. Это огорчает и одновременно дает надежду на то, что никому не безразлична ее судьба.

Необходимо возрождение России, в чем основным направлением должно стать формирование качественной системы образования, способной удовлетворить потребности всего общества в образовании.

Полноценное развитие России, ее возрождение в качестве великой державы, имеющей в своей основе крепкое, достойное и производительное образование, необходима грамотная государственная политика с поддержкой всего общества в модернизации системы образования, но не скопированной из западных систем образования, а полноценная система образования, возможно и советского типа, снабженная по последнему слову научно-технического прогресса, с возвращением в высшие страты общества учителей и преподавателей и закладыванием университетской основы во все уровни и ступени отечественной образовательной машины.

Совет

Будущее нашей страны видится и в развитой и успешной системе образования, тем более что есть энтузиасты, сильные специалисты и профессионалы в системе образования, способные найти путь и решение выхода современного образования из кризиса.

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи.

На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования.

В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения.

Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении.

Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег.

Обратите внимание

Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования.

Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценки знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдачи экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

Для того, чтобы понять как решаются проблемы современного образования необходимо познакомиться с приоритетным национальным проектом «Образование» и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

В национальном проекте «Образование» отражены не только пути развития образования, но и механизмы решения существующих проблем.

А государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы выведет российское образование на новый уровень, что позволит вновь говорить о нашем образовании, как об одном из самых достойных в мире.

Всего комментариев:

Разрушение образования: кризис или антикризисная программа?

Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Автор Дмитрий Борисович Сандаков — кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии Белорусского государственного университета. Автор 2 книг и более 25 научных и научно-методических работ. Стажировался и работал: Институт физиологии Белорусской АН, Университет им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Институт исследования дыхания (Альбукерк, США), Университет им. Гете.

В последнее десятилетие в научной и популярной литературе появилось множество публикаций о так называемом кризисе образования на постсоветском пространстве.

Поводом для этих публикаций стал чётко установленный и никем, в общем-то, не оспариваемый факт резкого снижения культурного, интеллектуального уровня и багажа знаний школьников, студентов, выпускников.

Именно этот культурный феномен авторы многочисленных работ называют кризисом системы образования.

Важно

Существует множество определений, что такое кризис. Сегодня многие называют кризисом любое ухудшение (или даже просто изменение) параметров функционирования системы. Упали котировки акций — кризис! Изменился курс валюты — опять кризис!

Мы придерживаемся мнения, что кризис системы — это накопление и/или обострение внутрисистемных и межсистемных противоречий, нарушающих стабильность системы.

В результате накопления противоречий система входит во внутренне напряжённое состояние, которое может и не проявляться нарушением параметров функционирования.

Из напряжённого состояния система может скачкообразно перейти в одно из нескольких альтернативных состояний, резко отличающихся от исходного состояния системы. Именно такое понимание кризиса используется в медицине: если наступил кризис в течении заболевания — больной или умрёт или пойдёт на поправку.

Именно такая концепция заложена в японском слове «кризис», которое означает одновременно и «угрозу», и «возможность». Кризис можно понимать как напряжённое состояние системы. Кризис можно понимать как процесс входа системы в напряженное состояние и перехода из напряженного состояния в новое.

Идея кризиса образования родилась более 40 лет назад. В 1967 г. директор Международного института планирования образования Ф. Г. Кумбс сделал на Уильямсбургской конференции ЮНЕСКО доклад под названием «Всемирный кризис образования».

По заказу отделения образования, науки и культуры ООН в 1970 г. появилась монография Ф. Г. Кумбса «Кризис образования в современном мире: системный анализ»[1].

Сущность описываемого Кумбсом кризиса сводилась к тому, что система образования не смогла адекватно отреагировать на резкое ускорение научно-технического прогресса с середины ХХ века, которое стало результатом научно-технической революции.

Совет

Прогрессирующее отставание содержания образования от современного горизонта развития науки и технологии, а также его несоответствие изменившимся условиям жизни общества стали постепенно приводить к девальвации ценности высшего образования.

Описываемую Кумбсом ситуацию можно с полным правом назвать кризисом. Противоречие между высокой скоростью развития науки и общества и низкой скоростью обновления содержания образования привело к напряжению в системе.

Система образования должна была или резко измениться и перейти к новым формам работы (выздоровление) или начать терять студентов и постепенно деградировать (смерть). Будем называть это кризис образования кризисом-1.

В СССР в эпоху его заката и на постсоветском пространстве этот кумбсовкий кризис-1 также имеет место. Однако вовсе не этот кризис вызвал те изменения, которые мы сегодня наблюдаем! Кризис образования в постсоветский период развивался совсем по другому механизму. Чтобы понять это механизм, надо обратиться к истории.

Советская система образования сформировалась в специфических условиях в ответ на жёсткие социальные вызовы. Первым вызовом стала необходимость индустриализации страны в 30-х годах ХХ века. Для промышленности требовались квалифицированные кадры, которые надо было подготовить.

Вторым — необходимость восстанавливать страну после войны 1941—1945 гг. Третьим вызовом, подстегнувшим развитие образования в СССР, стала холодная война, явившая собой чрезвычайно напряжённое противостояние двух мировых супердержав — США и СССР. Вновь зашла речь о выживании государства.

Гонка вооружений, ядерная гонка и космическая гонка сделали чрезвычайно востребованными ученых, изобретателей, конструкторов. Интеллект и креативность стали фактором выживания государства и народа и величайшей общественной ценностью.

Наверное, ещё никогда в истории человечества общий уровень образованности в государстве не был так высок.

Современный кризис образования на постсоветском пространстве был вызван тем, что объективно уменьшилась (и продолжает уменьшаться) потребность в большом количестве высококвалифицированных кадров. Закрыты конструкторские бюро, остановлены «нерентабельные» научные разработки — инженеры больше не нужны.

Фактически уничтожена наука — учёные больше не нужны. Остановились заводы и фабрики, а для того, чтобы растамаживать партии ширпотреба из Китая, гении не нужны.

Народ обнищал, и ему стала недоступна качественная медицина — следовательно, уменьшилась потребность в классных врачах, которые теперь обслуживают только элиту.

Обратите внимание

Развитая и эффективная советская система образования вдруг оказалась в государстве не нужной, но при этом продолжала потреблять достаточно большие ресурсы. Возникло противоречие между «аппетитами» советской системой образования и социальной востребованностью её продукции (знания, творчество, интеллект).

Это противоречие перевело образовательную систему в напряжённое кризисное состояние. Именно это противоречие вызвало современный кризис системы образования в России и Беларуси! Этот кризис, принципиально отличный от описанного Кумбсом, мы в дальнейшем будем называть кризис-2.

Кумбсовкский кризис-1 был вызван усложнением «среды обитания» системы образования, наш же кризис-2 был вызван её резким упрощением.

Даже если бы в современной России удалось сохранить советский уровень образования, это не дало бы никаких преимуществ, но лишь повысило бы уровень социальной напряжённости. Уже в 90-х годах по всей России кандидаты наук и инженеры-конструкторы работали сварщиками, курьерами и продавцами на рынке.

К тому же высокий уровень образования масс создает угрозу стабильности действующей власти. Во время обсуждения в Госдуме законопроектов об образовании В.В.

Жириновский заявил буквально следующее: «Но неужели вы не можете понять, что чем больше высокообразованной молодёжи, и всё поколение, если будет образованным, они будут свергать власть каждые десять лет? … Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречёте на уничтожение. Об этом подумайте»[2].

Именно поэтому с 90-х гг. начала производиться антикризисная программа мягкого демонтажа системы образования. Управляемое разрушение системы образования смягчало и устраняло имеющиеся в обществе противоречия и диспропорции, т.е. в сущности, имело антикризисный характер.

Поводом для начала реформ стали действительно накопившиеся к 90-м годам определённые внутренние противоречия в системе образования (кризис-1). Однако проводимые с начала 90-х годов реформы в реальности были направлены не на то, чтобы разрешить эти проблемы, а на то, чтобы дестабилизировать систему образования и создать условия для её демонтажа.

Важно

Во-первых, хаотичные и поверхностные реформы вызвали стрессовые реакции, которые в той или иной мере неспецифически ухудшали функционирование системы, порождая в ней дополнительные напряжения и неразбериху. В качестве примера можно привести метания с изменением количества лет обучения, повторяющиеся циклы введения/отмены профильного обучения и т.п.

Во-вторых, часть реформ носила откровенно вредительский характер. К разряду таких реформ можно отнести введение тестирования для оценки знаний.

Тестирование, которое нам преподнесли как некую современную идею, на самом деле впервые было применено в Великобритании в 1864 году. Практическое применение тестирования выпускников школ при зачислении в колледж использовалось в Америке с 1901 года.

Примерно тогда же были замечены и описаны негативные последствия тестовой системы контроля знаний. В СССР система тестирования для школьников разрабатывалась с 1926 года; спустя 10 лет решению партии система тестирования в школах была свернута [3].

Неужели доктора и академики от педагогики не знали этого и «не ведали, что творили»? В данном случае мы имеем дело либо с патологическим идиотизмом, либо с типичным вредительством.

Дестабилизация системы каждый раз предваряла очередной акт демонтажа в полном соответствии с теорией «социальной турбулентности» Триста и Эмери. Образно говоря, собаке отрезали хвост по частям, пугая собаку до полусмерти перед каждой ампутацией. Если дестабилизация осуществлялась хаотичными и вредительскими реформами, то демонтаж проводился при помощи других механизмов.

Главным механизмом стало снижение финансирования системы образования. В СССР доля расходов на образование к концу 20-х гг. (начало индустриализации) составляла 12,5% государственного бюджета, в период 1965—1980 гг.

(разгар холодной войны) она увеличилась до 15 — 17%, а в 1993 г. упала до 4,4%. Суммарные инвестиции в образование в Советском Союзе оцениваются примерно в 7% ВВП, в постсоветской России — 2,9–3,4%.

С учётом падения самого ВВП, инвестиции в образование уменьшились, по меньшей мере, в 8 раз [4].

Недофинансирование системы образования запустило целый ряд разрушительных процессов, главными среди которых стали снижение социального имиджа педагога и вымывание из высшей школы наиболее активных и творчески-возбуждённых личностей. «Обновленный» таким образом кадровый состав сосредоточился на поверхностной и второстепенной организационной деятельности, что со временем привело к развитию бюрократии и формализма до совершенно невообразимой ранее степени.

Совет

Вторым механизмом разрушения стал перевод образования на платную форму. Вроде бы безобидное взимание платы с учащихся привело к качественному системному перелому.

Образование перестало быть особой социальной функцией, а стало одним из видов платных услуг. Образование было введено в этическое и правовое поле отношений купли-продажи.

В рамках этого поля студент является клиентом (которые, как известно, всегда прав), а педагог — обслуживающим персоналом.

Введение платного обучения позволило решить ещё одно противоречие.

Необходимость сокращения расходов на финансирование образования должно было привести к резкому коллапсу сферы высшего образования, которое могло вызвать заметное недовольство в обществе.

Платное образование позволило избежать этого, переложив бремя расходов с государства на конечных потребителей. Последовавшее за этим снижение качества образования по описанным выше причинам уже никого не волновало.

На фоне этих управляемых процессов стали развиваться процессы спонтанной деградации образовательных систем, которые имеют вторичный характер и вносят не столь уж значительный вклад в общее снижение качества образования.

Таким образом, кризис образования на постсоветском пространстве имеет принципиально иную природу, чем общемировой кризис образования, модель которого была описана Кумбсом в 60-х годах ХХ века.

В то время перед западным обществом стояла задача адаптировать систему образования к усложнившейся социальной, производственной, информационной среде.

Обратите внимание

В советско-российском же кризисе стояла принципиально иная задача — сократить систему образования, чтобы привести её в соответствие с упростившейся социальной, производственной средой.

Управляемый демонтаж системы образования (который многие люди, собственно, и называют кризисом образования) в современных условиях следует признать разумной мерой, которая адаптирует систему образования к объективно сложившимся в государстве на рубеже 90х годов новым производственным и социальным отношениям. При этом надо отдать должное политикам, которые проводят демонтаж системы образования в достаточно мягкой и плавной форме (не так, как недавно провели реформу государственного телевидения в Греции).

Само же по себе снижение интеллектуального потенциала и уровня знаний современной молодёжи по сравнению с советской молодёжью 70-80х годов также нельзя называть кризисом.

Во-первых, для современных студентов никакого кризиса образования не существует, поскольку они посещают занятия, получают хорошие оценки, а по истечении 5 лет обучения — дипломы о высшем образовании.

С административной точки зрения никакого кризиса также нет, поскольку Вузы исправно работают, ежегодно набирают новых студентов (кстати, на абсолютно добровольной основе), педагоги исправно читают лекции и принимают экзамены.

В общем, тишь, гладь да Божья благодать. Где кризис?

Во-вторых, падение уровня образования существует только до тех пор, пока мы берём за точку отсчета СССР 60-80-х годов.

Дело в том, что в СССР второй половины ХХ века в силу определённых обсуждавшихся выше общественно-исторических причин сложился аномально высокий уровень образования, который для людей моего поколения стал своеобразной «нулевой точкой отсчёта».

СССР второй половины ХХ века — это историческая аномалия, резкий всплеск творческих и интеллектуальных сил, порождённый уникальными историческими условиями.

Важно

Классическое университетское образование с мощным естественнонаучным и философским компонентом впервые в истории стало достоянием масс. Сегодня ситуация просто возвращается на круги своя. Американцы в своей массе гораздо тупее современных россиян и белорусов, но это не мешает США быть самым могущественным государством на планете.

Нам всем надо признать, что за последние десятилетия мир радикально изменился. Сегодня мы живем на совершенно иной планете, чем 25 лет назад, а темп изменений все нарастает.

У среднего человека просто не хватает времени и кругозора охватить умом глубинный смысл происходящих событий: арабская весна, массовое убийство в «Сэнди-Хук», взрыв на бостонском марафоне, смена высшего руководства в Китае… Только отказавшись от привычных стереотипов и взглянув новыми глазами на новый мир, мы сможем осмыслить современную роль и значение образования. И, может быть, тогда у нас захватит дух от того, что мы поймём.

Дмитрий Сандаков

ЛИТЕРАТУРА

1. Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М.: 1970.

2. «Академик» Жириновский требует запретить молодежи учиться

3. Хлебников В. А. Краткий обзор развития педагогического тестирования в России

4. Смолин О. И. Долгосрочные ориентиры российского образования // Высшее образование для XXI века. Научная конференция 22 — 24 апреля 2004 г. Пленарные заседания. М.: Изд-во МосГУ, 2004.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Как развалить систему образования: диверсионная программа

О бюрократизации и застое в образовательном и научном секторах непроизводственной сферы РФ

ТВ «Народный журналист». Высшее образование: кто будет учить студентов?

Российское образование — антропологическое измерение

Образование — качественное или злокачественное?

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования

Егэ: успешное нововведение или кризис образования?

Исаев М. Д. Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 676-678. — URL https://moluch.ru/archive/136/38115/ (дата обращения: 15.02.2019).



Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжелые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет.

В соответствии со ст.

69 ФЗ № 273 целью высшего образования является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. В связи с чем основной задачей отечественного высшего образования по реализации вышеназванной цели является подготовка высококвалифицированных кадров через систему высшего образования: бакалавриат, магистратуру и специалитет [2].

Необходимо констатировать, что образовательная система России в современный период переживает проблемы трансформации, что обусловлено необходимостью отказа от советской системы образования, повышением престижности российского образования на международной арене, развитием его инновационного потенциала.

Реформирование системы высшего профессионального образования предполагает смену стандартов и методов обучения.

Наметилась тенденция на глубокую переоценку образовательных ценностей и предпочтений, что проявилось в формулировании компетенций, которыми следует овладеть студентам.

Все ФГОС ВПО содержат те или иные компетенции. Предоставлена значительная свобода в интерпретации содержания компетенций.

Совет

Можно выделить определенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться вузам России и в той или иной степени решать на федеральном и региональном уровнях.

Введение новых правил приема абитуриентов только по результатам ЕГЭ фактически отстранило преподавателей вузов от процесса набора молодых людей для дальнейшего обучения.

Вузы вынуждены организовывать специальные курсы для дополнительной подготовки абитуриентов к обучению в вузе, учить их не только основам профильных дисциплин, но и развивать навыки критического мышления, самообучения, работы с информацией.

Совершенно понятно, что единая система экзаменов, основанная на независимой проверке, выравнивает возможности выпускников с точки зрения поступления в престижные вузы. Однако на том уровне реализации, на котором находится сейчас эта система, ее оставлять нельзя.

Отмечается низкое качество образования в высшей школе, слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс. Основной формой занятий остаются лекции, набор элективных курсов минимален или полностью отсутствует [3].

В вузах нет современных библиотек, где были бы открытый доступ к книгам, система электронного поиска, доступ к международным изданиям и библиотекам онлайн.

В качестве еще одной проблемы необходимо отметить недостаточное развитие механизмов использования возможностей сети Интернет как источника содержания высшего образования.

Сегодня в эпоху высоких технологий высшая школа просто не может игнорировать Интернет, используя его и как источник первичной информации, и как средство удаленного взаимодействия, и как способ осуществления научно-исследовательской деятельности.

Довольно много говориться о недостаточном финансировании системы высшего образования. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране.

К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. В то же время необходимо понимать, что сама по себе финансовая поддержка образования не приведет к резкому повышению его качества.

Обратите внимание

В российском образовании мало профессиональных менеджеров, умеющих эффективно расходовать деньги [4, с. 79].

Определенные сложности характерны для деятельности преподавательских кадров. С одной стороны, можно отметить старение кадрового состава преподавателей вузов.

С другой стороны, отмечается неразвитость системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Отсутствует организованная, систематическая кадровая работа по направлению преподавателей в учебные центры повышения квалификации.

Недостаток в России высококвалифицированного кадрового потенциала, в первую очередь в сфере научно-инновационной деятельности, является одним из сдерживающих факторов при разработке крупных инвестиционных проектов национального и международного масштабов, тормозом успешного развития инновационных секторов российской экономики.

Кроме того, следует отметить низкий уровень оплаты труда педагогов государственных вузов, что приводит к необходимости поиска преподавателями дополнительных заработков.

В качестве еще одной проблемы необходимо выделить отношение российского общества к системе высшего образования. Многие современные студенты приходят в высшие учебные заведения не ради приобретения знаний, а для получения «корочек» об окончании вуза.

Основная масса выпускников не работает по специальности, оповещая окружающих, что им не понадобились приобретенные в стенах учебного заведения компетенции. Падает престижность высшего образования как системы.

Несмотря на то, что в обществе сформировано представление о необходимости окончания вуза, нет единого мнения о том, для чего в нем учиться: ради знаний, профессии или документов об образовании [5, с. 421].

Расширение масштабов высшего образования свидетельствует о его возрастающей роли в экономическом прогрессе, обогащении общественных представлений о жизненных стандартах. В обществе возрождается понимание необходимости высшего образования для жизненного успеха, тяга к высокой культуре и духовности.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о том, что высшее образование готовит специалистов не по тем специальностям, которые действительно требуются.

Важно

По оценкам специалистов содержание востребованных специальностей меняется каждые 5 лет. Система высшего образования просто не в состоянии вовремя реагировать на эти изменения.

Как результат выпускник выходит из стен вуза с устаревшими знаниями и вынужден обучаться уже в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, многие российские вузы не стремятся устанавливать прочные деловые связи со своими выпускниками, которые могут быть ценным источником информации о реальных процессах и тенденциях, происходящих в профильной отрасли экономики. Работодатель и выпускник практически не привлекаются к разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов [1, с. 111].

В целом следует констатировать, что современная система высшего образования России столкнулась со множеством сложностей как внешнего, так и внутреннего характера, которые она пытается тем или иным способом решить в качестве основных были отмечены проблемы кадрового обеспечения вузов, отношение к высшему образованию в обществе в целом и среди студентов в частности, недостаток финансирования и слабые инновационная и практикоориентированная составляющие системы высшего образования.

В настоящее время многие проблемы, стоящие перед отечественным высшим образованием, требуют серьезной перестройки механизмов его финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы высшего образования.

Кроме того, необходимо стремится к тому, чтобы высшие учебные заведения стремились самостоятельно развивать экономически привлекательные проекты и отрасли, но при этом не гнались за «модой», не хотели таким образом заработать, а развивали инвестиционно привлекательные направления своей деятельности.

Важнейшей частью обновления механизмов финансового обеспечения должен стать переход от административного распределения контрольных цифр приема в вузы к действительно конкурентным методам распределения государственного задания на обучение. При этом вузы должны заранее знать критерии, в соответствии с которыми Министерство образования и науки РФ планирует распределять средства на финансирование высшего образования.

В целом следует отметить, что современная система высшего образования должна быть более гибкой, динамичной и обеспечивать быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо опережающее развитие образования по отношению к обществу.

Однако при всей очевидности необходимости реформирования образования к нему надо подходить весьма осторожно. Результаты образовательной политики, внедрения инноваций часто сказываются только через 10–15 лет.

Совет

Порой они непредсказуемы, и при отсутствии грамотного планирования и постоянного контроля могут повлечь системные проблемы.

Литература:

  1. Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1 (25) — С. 110–112.
  2. Бодрова Е. В., Никитина С. Б. Кризис системы образования, Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX — XXI веков // официальный сайт Московского Гуманитарного Университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf
  3. Ильин Г. П. Кризис как устойчивое состояние современного образования // Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.aktobe/kz/beb/g6_05_02.htm.
  4. Карманова Д. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 1. — С. 78–84
  5. Нойкин К. И. Проблема финансирования образовательных учреждений в России // Молодой ученый. 2014. № 18. — С. 420–424.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, вуз, высшая школа, отечественное высшее образование, российское образование, современная система, проблема, система, том.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, вуз, образование, студент

Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего образования.

Инновации в системе высшего образования: проблемы, решения, предложения.

— расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

б) высшее образованиеуниверситет (4 года)

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система».

Ключевые слова:система образования, модернизация образования, государственная поддержка сферы образования, инновационное развитие высшего профессионального образования.

Важно

Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования. Система образования – регулирование и некоторые…

Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28. Радионова Н. Ф., Тряпицына АЛ. Компетентностный подход в педагогическом

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования.

Обратите внимание

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие образования, развитие

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Развитие высшего профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям рынка труда и создание качественно новой профессиональной школы

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, вуз, образование, студент

Проблемы перехода к двухуровневой системе высшего образования.

Инновации в системе высшего образования: проблемы, решения, предложения.

— расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

б) высшее образованиеуниверситет (4 года)

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система».

Ключевые слова:система образования, модернизация образования, государственная поддержка сферы образования, инновационное развитие высшего профессионального образования.

Важно

Необходимость решения проблемы конкурентной способности высших учебных заведений и специалистов, выходящих из стен, заставляет искать новые формы и направления довузовского образования и профессиональной ориентации молодежи.

система образования, реформа высшего образования, Единый государственный экзамен, Болонский процесс, «бегство мозгов», наука в вузах.

Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования. Система образования – регулирование и некоторые…

Высшее образование сегодня. -№ 3, 2004. — С. 20–28. Радионова Н. Ф., Тряпицына АЛ. Компетентностный подход в педагогическом

Удовлетворенность студентов условиями обучения в вузе как компонент системы менеджмента качества высшего образования.

Обратите внимание

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие образования, развитие

Финансирование системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и за рубежом.

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Развитие высшего профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям рынка труда и создание качественно новой профессиональной школы