«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Сочинение по картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные. Девочка пристально на кого – то смотрит. Волосы черные, густые, слегка встрёпанные.

Волосы разделены пробором. Скорее всего, девочка только что забежала с улицы. Одета она в розовую кофточку с капюшоном. Кофточка свободного покроя с длинными рукавами. На шее у нее завязан черный бант в белый горошек. Под бантом приколота красная гвоздика.

  В руках девочка держит крупный желто — розовый персик.

Комната светлая, залита солнечным светом.  За спиной у девочки видно окно. На нем нет штор. В окно заглядывают ветки деревьев, на них желтая листва, из чего можно сделать вывод, что время года – осень. В открытую дверь видна еще комната. Там тоже светло.

Как человек в алкоголика превратился

Обратите внимание

Девочка сидит за столом. Стол большой, обеденный.  Стол покрыт светлой скатертью. Края скатерти завернуты и аккуратно разложены на столе. За столом стоит несколько стульев. Стулья темно – коричневого цвета, покрытые лаком.

На столе лежат три персика и кленовые листья. Один персик желтый, у двух персиков темные бока, наверное, они немного не дозрели. Листья клена на столе слегка привяли. Рядом с персиками лежит нож. Нож светло – серебристого цвета.

Этим ножом девочка будет разрезать персики.

В углу, за спиной девочки стоит гипсовая фигура. Выше, на стене вист красивая фарфоровая тарелка. Тарелка художественно расписана. Центр тарелки желтого цвета. По краям тарелки нарисованы синие птицы. От яркого солнца на стене блики голубого и желтого цвета. Такие же блики попадают на тарелку.

Для написания картины В. Серов применил в основном теплые тона – розовый и желтый. Голубой цвет только подчеркивает ясность и прозрачность дневного света.

Вариант 2

Наверное, каждому школьнику известна картина Серова девочка с персиками. Удивительно, что написана эта картина в раннем возрасте, но она определенно стала самой известной работой художника.

Помимо того, что картина великолепно написана и вряд ли оставит равнодушным зрителя, она имеет весьма интересную предысторию.

На картине изображена Вера Мамонтова – дочка довольно близкого друга Серова. Как-то раз, когда юный художник зашел к своему товарищу, девочка вбежала в дом и взяла персик. В тот момент Серов был поражен его истинно русской красотой, открытостью и манерами. Свою картину он писал довольно долго, девочке приходилось часами сидеть и позировать мастеру.

На картине Серова изображена молодая девушка, в руках у нее персик. Девочка обладает красивыми чертами лица, она открыто и доброжелательно смотрит. Кажется, что она вот-вот улыбнется. Глядя на девушку, видно, что она довольно жизнерадостный и светлый человек, она с любовью относится к окружающему ее миру. Она весьма непосредственна и озорна, это видно по ее выразительным искрящимся глазам.

Комната довольно светлая, из этого можно сделать вывод, что действие происходило днем или в утреннее время. За окном также, вероятно, разворачиваются какие-то события.

К сожалению, как говорит история, судьба этой девочки впоследствии оказалась весьма трагичной – она скончалась в 32 года.

Глядя на портрет, видно, насколько кропотливо прорисована каждая деталь. Другие художники также отмечены, что в данной работе были применены некоторые приемы импрессионистов.

Важно

Глядя на великолепную картину художника Серова, охватывает чувство тихой радости и восхищения. Удивительно точно ему удалось изобразить юную красавицу.

  Девочка настолько живо изображена, создается впечатление, что действие происходит где-то рядом с тобой, настолько реалистично и правдоподобно выглядит этот портрет. Особенно невероятно то, что картина написана в таком раннем возрасте.

Каким же одаренным и талантливым должен быть художник, чтобы настолько точно передать мысли и чувства девушки?

Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс

Картина « Девушка с персиками » была написана в 1887 году русским художником, живописцем Владимиром Серовым. Написание картины происходило в усадьбе Саввы Мамонтова, на портрете изображена Вера Мамонтова, 12- летняя девочка.

Картина уже через несколько лет имела большую популярность, и была оценена как уникальное произведение искусства. Что же касается самого художника и его творчества, то Серова считают одним из знаменитых русских художников и его творчество поистине ценится даже в других странах.

В списке самых известных творений у художника много портретов, что является его неотъемлемой чертой.

Что же касается сомой картины, то на ее главном плане, расположена сидящая девочкам, в руках она держит персик. Но больше всего, что хотелось отметить так это выразительный взгляд девочки, который направлен слегка в сторону, но все равно, кажется, что он смотрит именно на тебя.

Глаза у девушки кругловатые, темного цвета, которые хорошо сочетаются с темными волосами. Лицо также можно отнести к немного кругловатому, губы у девушки сомкнуты, немного может показаться, что она сдерживает улыбку.

Из одежды на ней одета светло розовая блузка, просторно сидящая на фигуре, на груди красуется большой  темный бант в белый горошек.

Девочка сидит за столом с белой скатертью, на котором уже лежат, несколько сорванных персиков, опавший кленовый лист выглядит очень одиноко.

Совет

На втором плане мы видим комнату, светлую с большим окном, за которым различимы желтая листва деревьев. Сбоку хорошо видна стена с дверным проемом, в котором можно с трудом различить либо стул или спинку кресла. На стене заметна деталь или элемент часов.

Прямо за спиной у девушки различим стол и два стула, вся мебель сделана из темного дерева.

На столе у окна стоит высокий подсвечник, можно предположить, что помещение, которое изображено на картине, скорее всего, используется под столовую, о чем говорят большое количество стульев и масштабы комнаты, хотя на картине она выглядит небольшой, потому что весь передний план занимает силуэт девочки.

В целом хотелось бы сказать, что Серов в своем творение хотел передать выразительность взгляда, и тонкие черты женской внешности.  В чем мы модем убедиться взглянул на картину, почему-то нас никогда не оставляет равнодушным это лицо которое дает нам задуматься.

Положение непосредственно самой девочки и ее простая, повседневная поза, но немного может показаться, что девушка позирует художнику, и это  придает произведению особую восприимчивость картины. В итоге модно сказать, что шедевр Серова заслуживает такое звание.

Описание настроения картины Девочка с персиками

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 классНа данной картине в центральной части мы видим сидящего мальчика с собакой. Они очень композиционно и равноценно написаны. Мальчик одет в серые брюки, сандалии и в синюю футболку.
  • Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода для 4 классаЗнаменитый художник Исаак Ильич Левитан родом из Литвы. Совсем в юношеском возрасте он лишился матери. И, к большому сожалению,спустя время, болезнь одолевает и отца Левитана. Семья жила очень бедно. В 1877 году умер отец
  • Сочинение описание по картине Буря на Северном море АйвазовскогоДля того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
  • Сочинение по картине Чехова Крестьянский мальчик. Ванька Жуков 6 классИзвестный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.
  • БрюлловЕщё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения

Девочка с персиками. Почему картина стала шедевром

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

«Девочка с персиками» – не просто визитная карточка Валентина Серова (1865-1911 гг).

Это уникальная работа, которая позволяет понять художника на очень глубинном уровне. В ней так много «зашито» Серовского, что рассказывать об этом можно бесконечно.

Юный Серов

«Девочка с персиками» показывает, насколько Серов был самобытен. Достаточно знать обстоятельства, при которых она была написана.

Представьте, она была создана ещё совсем молодым художником, у которого впереди ещё сотни других работ.

Ему было всего 22 года. Это говорит об одном. Серов был настолько талантлив, что умудрялся создавать шедевры, ещё не обладая серьезным мастерством.

Хотя у Серова было одно важное преимущество перед другими.

Он родился в творческой семье. Его мать была композитором. Именно с ее подачи Серов уже в 9 лет (!) начал обучение не у какого-то посредственного живописца. А у самого Ильи Репина.

Обратите внимание

Поэтому уже в 15 лет он писал довольно сильные работы. Как, например, портрет Ляли Симонович.

Валентин Серов. Портрет Ляли Симонович. 1880 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Но меня поражает ещё один факт. «Девочка с персиками» была создана сразу после поездки Серова в Италию. Где он изучал шедевры старых мастеров.

И несмотря на все свои впечатления, он создаёт свою «Девочку с персиками», мало похожую на работы художников эпохи возрождения или барокко.

Она написана в стиле … импрессионизма. Как Вы понимаете, в Италии импрессионизмом в то время и не пахло.

Серов-импрессионист

Серов не видел ни одной работы французских импрессионистов до создания своей «Девочки с персиками». Да и мало, кто из русских художников их видел. Особо даровитых, как Вы уже поняли, отправляли в Италию. Учиться реализму.

Получается, что Серов писал, как импрессионист, интуитивно. Причём это не единственная его работа в стиле впечатленцев. Следующим летом он создал ещё один свой шедевр «Девушка, освещённая солнцем».

Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Признаков этого «воздушного и солнечного» стиля в «Девочке с персиками» очень много.

Мазки на ней не спрятаны, создавая атмосферу легкости и свежести.

Видно и желание Серова поймать жизненный момент. Как будто девочка только-только вбежала в комнату. Об этом говорит румянец на ее щеках. Села за стол, схватила персик. Вот она сейчас его разрежет ножом и будет им наслаждаться.

Все, как любили импрессионисты. Никаких кульминаций, закрученных сюжетов. Просто момент из обычной жизни.

Есть здесь и свойственный импрессионистам эффект «случайной» композиции. Посмотрите, как интересно «обрезано» рамой пространство.

Слева край другой комнаты и стула в ней. Справа еле-еле влез «в кадр» подсвечник. Это тоже очень подчеркивает жизненность происходящего.

Важно

Но один момент все же отличает Серова от импрессионистов. Те, как правило, работали быстро. Ведь они хотели запечатлеть момент здесь и сейчас. Пока, например, не зашло солнце. Их шедевры – это результат работы нескольких часов.

Серов же быстро работать не умел. И «Девочка с персиками» – не исключение. Он писал эту картину … 2 месяца. Начал в августе, а закончил в сентябре.

Отсюда – желтая листва за окном. И сами персики, которые созревали в оранжерее Мамонтовых как раз в сентябре-октябре.

Серов-психолог

Серов был психологом по натуре. И ему даже в таком молодом возрасте удалось запечатлеть характер Веры Мамонтовой.

Девочка была очень подвижной и любознательной. Но при этом она уже вступала в стадию подросткового возраста. Поэтому умела держать себя в руках и позировать художнику.

Все это мы легко читаем из созданного образа.

Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Живые глаза, в которых виден искренний интерес к происходящему. Загорелая кожа. Девочка явно все свободное время проводила на свежем воздухе.

Слегка растрепанные волосы, просто постриженные. Руки непринуждённо держат персик. Легкая на подъем, умеющая веселиться девочка.

Ее светло-розовая кофточка с нарядным бантом, а также простая обстановка комнаты очень удачно вторят такому характеру.

А теперь сравните портрет Веры с портретом ее двоюродной сестры Прасковьи Мамонтовой. Он был написан в том же году, тем же 22-летним Серовым.

Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1887 г. Частная коллекция

Вишневое платье. Серо-бордовый фон. Подбородок опущен. Глаза смотрят слегка исподлобья.

Совсем другое цветовое решение, другое выражение лица, другая поза.

Перед нами девочка, склонная погружаться в себя. Она более ранимая, менее подвижная, чем Вера.

Серов и семья Мамонтовых

Хотя Вера Мамонтова изображена крупным планом, в окружающую обстановку Серов умудрился включить много примечательных деталей.

Сразу становится понятно, что он хорошо знаком не только с самой девочкой, но вообще с этим домом и его атмосферой.

И в самом деле, Серов считал усадьбу Мамонтовых в Абрамцево своим вторым домом. Он подолгу бывал здесь каждый год с 10-летнего возраста.

Совет

Его мать была очень занятой женщиной, не особо занимающейся сыном. А здесь он чувствовал себя любимым и нужным. Отсюда столько интересных деталей.

Всеволод, Сергей, Александра и Андрей Мамонтовы (братья и сестра Веры Мамонтовой). Столовая в усадьбе Абрамцево (где и позировала Вера Мамонтова). Конец 1880-х годов.

Что же мы можем прочесть по этим деталям?

Обратите внимание, сколько «в кадр» картины уместилось стульев! На фото той же столовой видно, что их и в самом деле было много. Очевидно, что семья была большая и гостей в ней любили.

Да, усадьба Мамонтовых была по сути клубом для творческих людей. Здесь часто бывали и Васнецов, и Врубель, и Коровин. И многие другие художники, писатели, актеры.

Ещё мы видим, что обстановка дома довольно простая. Хотя Мамонтовы были людьми богатыми. Светлые стены, обычная скатерть, одинокое расписное блюдо.

Никакой роскоши. Хозяева были людьми не кичливыми.

Валентин Серов. Савва Мамонтов. 1891 г. Тульский музей изобразительных искусств.

Савву Момонтова, главу семьи, называли русским Медичи. За его покровительство талантливым людям. Ему было не важно материальное положение гостя. Людей в этом доме ценили за одаренность и человеческие качества.

Серов тоже оценивал людей по поступкам, никогда – по их статусу. Поэтому не удивительно, что в этом доме он себя так комфортно чувствовал.

Семья Мамонтовых и их дом – очень важная часть жизни художника. И как раз на картине «Девочка с персиками» мы прекрасно это чувствуем.

***

Интересно, что широкая публика не видела «Девочку с персиками» целых 40 лет после ее создания (если не считать участия картины в эпизодических выставках).

Обратите внимание

Она была в семье Мамонтовых до 1929 года. Пока ее не вывезли из усадьбы Абрамцево и не передали в Третьяковскую галерею.

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны художники-передвижники. Ее время на тот момент ещё не пришло.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

В.А. Серов «Девочка с персиками». Анализ картины

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Поездка в мае 1887 года в Италию вместе с Ильей Остроуховым и Михаилом и Юрием Мамонтовыми стала особенно значительной для Серова.

Восхищаясь работой итальянских мастеров, наслаждаясь красотами Венеции, Флоренции и Милана, он пишет своей невесте Ольге Трубниковой: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Наступает особый, «отрадный» период творчества Серова.

Наслаждаясь и буквально впитывая в себя Италию, художник стремится и в своих работах запечатлеть и передать кусочек этой солнечной и живой страны («Площадь Св. Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»).

Однако, несмотря на обилие позитивных эмоций и ярких впечатлений, уже в эти года начинает формироваться центральная доминанта творчества художника — поиск целостности, желание прийти к обобщению. В это же время Серова начинает привлекать импрессионизм.

Верочка с персиками

Абрамцево — усадьба, в которой когда-то жил писатель С.Т. Аксаков, с 1870-го года стала принадлежать известному меценату и покровителю художников Савве Ивановичу Мамонтову. Серов долго гостит в усадьбе.

Родная живописная природа с её лесами и полями, протекающая рядом речка Воря, особая атмосфера — всё это благоприятным образом влияет на настроение художника и неизменно находит отражение в творчестве этого периода.

Именно тогда пишутся картины, впоследствии ставшие классикой русского искусства. Одной из таких работ стала известная «Девочка с персиками».

«Девочка с персиками» — это картина, изображающая счастливое мгновение детства, некий обобщённый образ. Но это и портрет — портрет конкретной девочки — дочери Мамонтова.

Важно

Двенадцатилетняя Вера Мамонтова изображена во всей своей прелести и очаровании юного существа — природная изящность, естественность и жизнерадостность. Девочка, обстановка комнаты — всё наполнено светом и счастьем.

Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь

Купить

История создания картины «Девочка с персиками»

История возникновения идеи написать портрет дочери Мамонтова проста и незатейлива. Одним летним днём девочка, взяв с собой персики из оранжереи, вошла в комнату и присела за стол. Серов, мгновенно заметивший всю прелесть и чистоту открывшейся перед ним картины, предложил Вере попозировать ему.

Каждый день живой и бойкой девочке приходилось часами сидеть на одном месте и позировать художнику. Сам Серов вспоминал: «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.

Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». Окончив работу, художник подарил портрет матери девочки, Елизавете Мамонтовой.

Долгое время картина так и находилась в имении, в наши же дни в Абрамцеве висит копия, а оригинал можно увидеть в Третьяковской галерее.

Художник и искусствовед И. Грабарь так говорит о процессе написания Серовым картины: «как ни волновала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё более волновала его сама модель, ясные, детски чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».

Анализ картины «Девочка с персиками»

Являясь настоящим мастером приёма светописи, художник создаёт некую вуаль таинственности на чистом и женственном лице девочки. Окно гостиной подобно зеркалу отражает всю детскую радость и живость ребёнка.

Но и выражение самого девичьего лица, чистого и слегка загадочного, живого, но чуть серьёзного, подсказывает, что перед нами уже не маленький несмышлёный ребёнок, но взрослеющая и уже слегка подражающая взрослым девочка.

Композиционно картина выверена до мельчайших деталей, но сделано это так мастерски, что зритель не замечает этого. Лицо Веры расположено на высоте три четверти по средней вертикальной оси и в центре холста по горизонтали, что является непременной чертой традиционной классической живописи.

Совет

Однако обстановка, предметы на картине должны были отображать живость девочки, внутреннюю неподвижность. Диагональное расположение стола, летящие крупные мазки, блики света и яркие пятна — всё это позволяет вдохнуть жизнь в статичный по своей сути портрет.

В итоге зрителю кажется, что картина не постановочна, ребёнок не позировал, нет — это лишь момент, вырванный из динамичной детской жизни, тот яркий миг, когда художнику удалось поймать минуту спокойного созерцания.

Цвета портрета подобраны чудесные. Яркая и нежно-розовая, переливающаяся на солнце кофточка Веры — не выдумка художника, а настоящая её одежда. Серов так и увидел девочку в своей нарядной блузе и попросил ничего для портрета не изменять. Особая чистота и свет передаются этим милым и нежным нарядом.

В окне позади девочки видны яркие и солнечные золотистые листья. Серов писал картину поздним летом — ранней осенью, и деревья уже сменили свою зелёную листву на осеннее «одеяние». От этого картина только выиграла — свет представляется нам во всех своих оттенках: яркие пятна на кофточке Веры, светлые блики на посуде и стене, жёлтые лучи солнца из окна.

Удивительное сочетание светлых нежных оттенков и тёмных цветов также способствует передаче внутренней динамики и некоторой «выхваченности» момента.

Тёмная шапка волос Веры, кожа, тронутая загаром, тёмные персики и почти чёрная мебель обрамляют яркие и прозрачные оттенки, позволяют более внимательно вглядеться в лицо девочки.

Пальцы, обхватывающие персик, изгиб губ, вот-вот сорвущихся в улыбку — всё это заставляет поверить, будто ещё мгновение — и девочка схватит своё лакомство и убежит прочь на улицу — туда, где яркое солнце и погожий тёплый день.

По сути, приближаясь к сюжетной картине, «Девочка с персиками» становится больше, чем просто портретом.

Обратите внимание

Сюжет кажется банальным: девочка в розовой блузе с чёрным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью; на столе лежат персики, оторванные вместе с листочками, и нож; из окна виднеются деревья в золотом убранстве; комната прописана тщательно вместе со всеми стульями, белой с синим узором тарелкой на стене и деревянной фигуркой гренадера (расписанной, кстати, самим Серовым) позади девочки. Но именно свет делает композицию такой цельной и… не случайной! Мягкие тёплые лучи касаются девочки и каждого предмета в комнате, озаряя чистым светом всё вокруг. «Девочка с персиками» стала настоящей гармонией света и тени, статики и динамики. Картина, полная тончайших переходов, точных мазков и ярких бликов, удивительно тонко объединила красоту живописи конкретного образа и обобщения всего прекрасного и светлого, что есть в юности.

#ADVERTISING_INSERT#

Девочка с персиками

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.И девочка своя — самая живая, самая любимая.»Абрамцевская богиня», как называли потом Верочку все — и художники, и родители.

Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом — сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.
Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.»Девочка с персиками» — начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.

А как сложилась судьба девочки?

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.

Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.

Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.

А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.
Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.Важно

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Девочка с персиками. валентин серов

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Начальное художественное образование Валентин Серов получил под руководством И.Е. Репина. Он учился у него так, как когда-то учились художники Возрождения, работая рядом с мастером — часто над одной моделью. И.Е. Репин передал юному ученику свое жизнелюбие и страсть к живописи, и они упали на благодатную почву.

Потом в жизни Валентина Серова была Академия художеств с чистяковской системой преподавания, сочетавшей лучшие традиции академической школы и новое, реалистическое восприятие и изображение натуры. А завершилось все знакомством с классическим искусством в европейских музеях, которые В.

Серов посещал еще ребенком, живя с матерью в Париже и Мюнхене. В 1885—1887 годы он осматривал их уже взрослым человеком, профессионально понимающим живопись. Восхищенный и очарованный Венецией, Валентин Серов все же писал в одном из писем невесте: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». 

Таким «отрадным» произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является «Портрет B.C. Мамонтовой». Молодой художник написал его летом 1887 года в Абрамцеве, в имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после Италии.

Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.

 

Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Он шел — и вдруг надолго останавливался при виде солнечного луча, упавшего на цветок, при виде тени, опустившейся на траву из облака.

Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттенки у лежащих рядом теней… Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забыв обо всем, чему учили.

И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».

Совет

Но взрослым было некогда позировать. Мальчики Мамонтовы тоже выросли, стали молодыми людьми — непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь… Не раз попадалась на глаза В. Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения.

Она тоже превратилась в веселого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью. Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В. Серов не раз заговаривал о ее портрете.

Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая… И В.

Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость. . Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня… Скучно сидеть, лето…»

Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник.

Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника.

Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописного произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название «Девочка с персиками». Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

«Все помнят, — пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, — угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом.

Обратите внимание

В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож.

За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева…» 

Портрет Верочки Мамонтовой чарует зрителя своей необыкновенной жизненностью и идеальностью художественного образа.

Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной.

Покрякивал и Константин Коровин, до глубины души пронзило его красочное мастерство Валентина Серова.

Все в этой картине естественно и непринужденно, каждая деталь связана одна с другой, а все вместе они создают цельное произведение.

Прелесть девичьего лица, поэзия жизненного образа, светонасыщенная красочная живопись — все в этом произведении казалось новым.

Недаром для наиболее проницательных критиков стало ясно, что в лице 22-летнего художника русская живопись приобрела мастера европейского масштаба. 

Важно

В этой небольшой по размерам картине, сохранившей всю прелесть и свежесть этюда, органически соединились две тенденции, две силы, образовавшие единую форму живописного видения.

Каждая деталь в «Девочке с персиками» на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене — фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета.

Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна. 

Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности! Как во всех этих, будто бы «случайностях», сквозит неповторимая радость жизни! С предельной выразительностью В. Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату.

Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки.

А белый цвет скатерти, белый цвет стены, белый цвет тарелки вдруг оказываются совершенно различными, и также по-разному падают на них тени, зеленый отблеск листвы и розоватые рельефы кофточки.

Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно действительно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный, и через него проглядывает страсть к резвому движению. Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь.

И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день. Да и в самой комнате кажется все так и хочет нарушить тишину и успокоенность. «Побежал» в глубину стол, увлекая за собой взгляд зрителя.

Совет

Льются звонкие лучи солнца, принося с собой аромат сада, открыта дверь в соседнее помещение… 

Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях — чистых, ясных и юных.

Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее.

Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них — в их семье и в их доме. 

Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом ее передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

Валентин Серов. Девочка с персиками

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

В Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) в Лаврушинском переулке с 15 декабря 2011 года по 20 мая 2012 года прошла выставка знаменитого русского художника Валентина Серова — Линия жизни (Из фондов графики Государственной Третьяковской галереи). В творчестве художника слились воедино величайшее профессиональное мастерство и тонкие психологические прозрения. Наиболее известная работа мастера – это светлая, лучезарная картина «Девочка с персиками».

Валентин Серов. Девочка с персиками

Усадьба Абрамцево принадлежала известному предпринимателю и прославленному меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Здесь работали и отдыхали В.Д.Поленов, И.Е.Репин, М.В.Нестеров, И.И.Левитан, М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.М.

Антокольский. К жизни гостеприимного старинного поместья присоединился и Валентин Серов. Именно здесь он создал свой первый шедевр – полотно «Девочка с персиками». Оно поразило зрителей небывалой свежестью и новизной. И.Э.

Грабарь писал:

Вера Мамонтова

Обратите внимание

Именно молодость, первозданная свежесть остаются важнейшим отличием «Девочки с персиками», залогом ее неизменного воздействия на зрителей.

Необычным в портрете было все: напоенный светом и воздухом интерьер с окном в сад, еле сдерживаемая живость смуглой непоседливой девочки, дочери Саввы Ивановича Мамонтова, которую гости и домашние называли Верушей.

До сих пор это полотно воспринимается как великое откровение, посетившее молодого художника в подмосковной усадьбе, в которую он приехал в сентябре 1887 года после путешествия по Италии. Валентин Александрович Серов говорил:

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год, Рим, свадебное путешествие

Судьба подарила «девочке с персиками», Вере Саввишне Мамонтовой, недолгую и не слишком безмятежную жизнь, но ее образ по-прежнему погружает в радушную атмосферу Абрамцева.

Вера Саввишна вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, который в будущем стал обер-прокурором Святейшего Синода (министром по делам церкви) и предводителем дворянства Москвы. Венчание этой пары произошло 26 января 1903 года на Поварской улице в Москве в церкви Бориса и Глеба.

У Самариных родилось трое детей – Юрий, Лиза и Сергей. А 27 декабря 1907 года Вера Саввишна внезапно умерла. У нее случилось скоротечное воспаление легких, и за три дня ее не стало. Ей было всего 32 года.

Александр Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год

Александр Дмитриевич пережил ее на 25 лет, больше не женился. Недалеко от их усадьбы в Аверкиеве в память о любимой жене он построил Храм Живоначальной Троицы. Он погиб в ГУЛАГе в 1932 году, и все эти годы якутской ссылки с ним была его дочь Лиза.

Пять тайн «Девочки с персиками»: что стало с героиней знаменитой картины Серова

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Выдающемуся российскому художнику Валентину Серову для его знаменитой картины «Девочка с персиками» позировала дочь знаменитого богача и мецената Саввы Мамонтова Вера. Полотно было написано в 1887 году, девочке тогда исполнилось 12 лет.

Любимица отца, друзей и близких, она казалась воплощением счастья, все были уверены: ее ждало блестящее, счастливое будущее, долгая, спокойная жизнь. Однако судьба той, кем восхищаются миллионы любителей искусства, сложилась трагически.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему было всего 22 года. В тот год он ездил в Италию, а по возвращении заехал в гости к Мамонтову, в его подмосковное имение Абрамцево. Эти места вдохновляли не одного российского живописца, и молодой художник также поддался их очарованию.

Творил он с огромным подъемом и вдохновением, однако его модели пришлось позировать долго: работа над картиной длилась больше месяца. Мастер старался добиться «той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Он сетовал, что замучил Веру, «бедную, до смерти».

Важно

Что касается самой Верочки, то она была моделью для нескольких выдающихся российских мастеров: погостить в имение хлебосольного Мамонтова заезжали Репин, Васнецов, Врубель.

Последний придал ее черты героиням своих картин «Снегурочка», «Египтянка», даже Тамара на его иллюстрациях к «Демону» походит на юную Веру Саввишну.

Художников притягивали ее красота и обаяние – как они сами говорили, типично русские.

Серов же писал Веру в столовой. За окном этой комнаты виден Абрамцевский парк, а именно аллея, которая названа Гоголевской – в честь автора «Мертвых душ» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки», который также очень любил бывать в этих местах. Художник поймал момент, когда Верочка вдруг вбежала в дом, схватила персик и присела за стол.

Закончив полотно, Валентин Александрович преподнес его Вериной матери Елизавете Мамонтовой. Та повесила  картину в той же комнате, где позировала девочка. Портрет провисел там довольно долго, а затем был передан в Третьяковскую галерею. В Абрамцево осталась его копия.

«Девочка с персиками» принесла Серову успех и славу модного портретиста. А героиня тем временем подросла и в 1903 году вышла замуж. Ее избранником стал предводитель дворянства Москвы и будущий обер-прокурор Священного синода Александр Самарин.

Молодые венчались в столице, в церкви Бориса и Глеба на Поварской улице. Когда к власти пришли большевики, храм был разрушен. Теперь на том месте, где он высился когда-то – это неподалеку от выхода из станции метро «Арбатская», – стоит часовня.

Вера и Александр были счастливы в браке. У них родились трое детей: сыновья Юрий и Сергей и дочь Елизавета. Однако затем горе обрушилось на семью: через пять лет после свадьбы молодая женщина заболела сильнейшим воспалением легких и спустя считаные дни умерла. Ей было всего 32 года. Похоронили «девочку с персиками» в Абрамцеве.

Самарин после смерти супруги больше не женился, а в память о любимой построил неподалеку от их усадьбы в Аверкиево – это современный Павлово-Посадский район Подмосковья – храм Живоначальной Троицы. Во времена СССР святыню разорили и устроили в ней склад. В настоящее время храм восстановлен.

Совет

Жизнь Александра Самарина сложилась трагически. Он был арестован: в первый раз в 1918 году, а в 1922 году отпущен. Однако в 1925 году за ним пришли вновь, после чего он был приговорен к ссылке на три года в Якутию. В последний раз Самарина арестовали в 1931 году и поместили в костромскую тюрьму. Он умер около года спустя и был похоронен там же, в Костроме.

Картину Валентина Серова «Девочка с персиками» можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве, приуроченной к 150-летию художника и вызвавшей ажитотаж.

Она продлится до 31 января. Чтобы попасть на выставку, люди часами стояли в очереди на морозе.

МЧС пришлось даже организовать полевую кухню и оделять любителей прекрасного кашей и горячим чаем.

Секрет девочки с персиками

«девочка с персиками» в. серова под микроскопом

Главным культурным событием года, вне всякого сомнения, стала выставка картин Валентина Серова, устроенная Третьяковской галереей к 150-летию художника.

Главным же экспонатом выставки стала «Девочка с персиками» – самая известная картина Серова, которая встречала каждого посетителя здания Третьяковки на Крымском валу.

Специально к выставке организаторы даже оживили картину, сняв видеоролик «Девочка с персиками», набравший только за один день полтора миллиона просмотров

+

В чем же секрет такой притягательности этой картины Серова?

…Каноническая история создания картины гласит, что августовским днем 1887 года 12-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных забав, забежала в гостиную и присела за стол, схватив персик, – эти фрукты специально для девочки выращивали в оранжерее Мамонтовых в их усадьбе в Абрамцеве.

Вид девочки вдруг так впечатлил сидевшего в той же гостиной живописца Валентина Серова, что он предложил девочке нарисовать ее портрет.

Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров…».

Но, разумеется, все на самом деле было немного иначе.

Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей, и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра).

А посему писать  портреты девочки являлось почетной обязанностью всех художников, которые жили в Абрамцеве, пользуясь покровительством Саввы Ивановича. И ни у какой другой девочки в России не было столько портретов, сколько их было у Веры Мамонтовой.

Обратите внимание

И какие это портреты!  Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне.  Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки.

Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». Но самый, конечно, известный портрет – это «Девочка с персиками».

Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. Его детство сложно назвать счастливым. Отец – Александр Николаевич Серов – был знаменитым в то время композитором и музыкальным критиком, женившимся в возрасте 43 лет на своей 17-летней ученице Валентине Семеновне Бергман по причине неожиданной беременности.

Скандальную историю быстро замяли, но появившийся ребенок явно тяготил супругов, мешая им вести привычный богемный образ жизни с загулами и дружескими застольями. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов.

«Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны».

Впрочем, ребенок мешал родителям лишь поначалу, а потом на мальчика просто перестали обращать внимание, запирая его в дальней комнате с цветными карандашами, чтобы не мешать веселиться гостям. Так Валентин Серов начал рисовать.

Когда же ему исполнилось 6 лет, его отец скончался. И Валентина Семеновна, почувствовав себя свободной женщиной, отправилась  в Париж. Сына же она отдала на обучение художнику Илье Репину – другу семьи, который тоже жил в Париже.

Юный Серов жил у Репина почти на правах члена семьи, сопровождая его во всевозможных поездках, занимаясь этюдами, а в остальное время копируя репинские холсты – это было его единственное развлечение.

Постепенно Серов становился замкнутым и угрюмым – черты характера, сохранившиеся в нем на всю жизнь. Сохранился рисунок Репина, изображающий Серова в возрасте тринадцати лет.

Важно

Достаточно лишь взглянуть на этот рисунок, чтобы понять характер мальчика – диковатого, нелюдимого, исподлобья глядящего пристальным и упорным взглядом.

В 1875 году Репин представил своего ученика-иждивенца миллионеру Мамонтову, который задумал воплотить грандиозный проект – создать в Абрамцеве некий художественный центр по созданию исконно русского искусства, неповторимого национального стиля. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»:  от хохломы до картин Билибина.

Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками.

Аристократия же – то есть главный потребитель искусства – предпочитала даже между собой говорить на французском, изучать классическое греко-латинское искусство, заказывать платья у итальянских портных и читать французские светские романы. Но в первой половине XIX века появилась мода на романтизм, и именно  романтики  породили моду на возрождение национального духа.

Это увлечение охватило всю Европу: во Франции вспомнили, что они являются потомками непокорных галлов, в Германии говорили о героических древних тевтонах и учреждали народные археологические общества. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III.

А вот Савва Мамонтов, напомним, свои капиталы заработал на строительстве  железных дорог с  вокзалами по подрядам правительства Российской империи. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например,  сегодня такими «витринами»  считаются аэропорты. Именно поэтому Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро.

И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям:  изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов.

Юный же Серов в этой компании был простым подмастерьем и приживалой, которого Мамонтов из уважения к Репину пустил жить в усадьбе.

Совет

Причем мальчика даже переименовали в Антона – так его стали звать все дети миллионера (почему Антоном? – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли.

И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – потому что публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом  изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика».

В 1880 году он поступил в Академию художеств, которую бросил через пять лет и уехал в Италию – посмотреть на работы европейских мастеров.

В Россию он вернулся в 1887 году и вновь приехал в Абрамцево. Нужно было устраиваться в «абрамцевском кружке», а для этого первым делом  было необходимо эффектно обратить на себя внимание Саввы Ивановича.

Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты.

Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира  Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников.

Казалось бы, он их и любить, и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом.

Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое… Бедными были Врубель, Коровин и Головин… «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р.

, а когда панно было готово, и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было…».

Но Антон-Валентин знал, как понравиться Савве Ивановичу.

Обратите внимание

Он приехал в Абрамцево и начать писать портрет Веры, стараясь выразить в красках тот остаток гармонии, еще не растворенный российским бытом – каждому вчерашнему отпускнику знакомо это чувство.

И это был не просто портрет, это был вызов всему «абрамцевскому кружку», это был настоящий художественный протест русского «западничества» против культа русской азиатчины, засилья всех этих длиннополых парчовых халатов, кокошников и кафтанов, уместных в каком-нибудь средневековом тереме, а не в просвещенном европейском государстве. Протест, который так и не был услышан.

Что ж, сказать, что его работа произвела фурор, – это ничего не сказать. Никто не ожидал, что вечно угрюмый и нелюдимый Антон напишет такую солнечную, такую переполненную радостью и светом картину.

Посмотрите на девочку. Разве это 12-летняя и вечно непоседливая Веруша, пацанка-хулиганка и прима-балерина ее собственного театра?

Более всего изображенная на картине девушка напоминает Джоконду Леонардо да Винчи: такая же таинственная улыбка, такой же свет, скрытый в глазах, чуть ироничных и усталых. Кажется, она вот-вот что-то скажет… Что? Но об этом чуть позже.

И уж конечно, все «абрамцевские» обитатели обратили внимание и на скрытый символический  подтекст «Девочки с персиками».

Еще раз посмотрите на вертикальную композицию, которую образуют два крупных предмета: вверху — холодное белое блюдо с голубым орнаментом, внизу – три сочных ярких фрукта, между ними – сама девочка.

(Кстати, интересный факт: сегодня в гостиной Абрамцева на стене действительно висит бело-голубая тарелка, но только вот сделана эта тарелка через два года после написания картины – то есть никакой тарелки на стене в момент написания картины не было.)

Что ж, на любой другой картине это были бы  просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А.Н. Афанасьева был настоящей настольной книгой, неиссякаемым источником образов и тем для творчества.

И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь».

Важно

Тут, конечно, стоит пояснить, что всякого человека, решившего познакомиться с народными сказками – русскими ли, немецкими или французскими – не по кинофильмам, а по серьезным научным книгам, ждет весьма пренеприятное открытие: менее всего народные сказки похожи на добренькие мультики для детей с хеппи-эндом. Напротив: это, как правило, мрачные и полные жестокостей истории о торжестве смерти (вспомните того же «Колобка» – какой там хеппи-энд?!). Но есть в этих сказках и исключения, напоминающие нам о силе любви и жизни. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – как раз из их числа. Это история о девочке, получившей волшебный дар – блюдечко с яблоком, способные отражать весь мир. Это своего рода модель Земли с солнцем – яблоком: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота и небес красота; солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются – так все красиво, на диво – что ни в сказке сказать, ни пером написать». (Сам Афанасьев в специальном примечании пишет, что в мифологии древних греков это серебряное блюдо принадлежало богине Заре, восседающей на золотом троне, по блюду же богиня катала солнце.)

Сестры из зависти убили девушку и спрятали ее труп в лесу, но сила ее любви и любви ее отца сделали невозможное – девочка воскресает. И первое,  что она сделала, – это со слезами на глазах просит о прощении ее непутевых сестер-убийц:

Вы живой воды найдите, Здесь меня вы разбудите, Хоть убита, я лишь сплю, А сестриц не погубите,

Я сестриц родных люблю…

Таким образом, победа жизни над смертью, по словам Бальмонта, неразрывно связана со всепрощающей любовью.

Именно этой любовью и светились на полотне глаза Веры Мамонтовой: только любовью вы спасетесь.

Улыбка дочери стала единственным сокровищем, которое осталось у Саввы Ивановича, когда в результате политических интриг он лишился всех своих миллионных капиталов и был заключен в тюрьму по обвинению в воровстве.

И хотя на судебном заседании Мамонтов был оправдан, его деловой репутации был нанесен смертельный удар. Дело было закрыто, но, несмотря на оправдательный приговор, Мамонтов за то время, пока делами никто не занимался, потерял почти все свое состояние.

Фактически у него осталась только небольшая керамическая мастерская,  доходов от которой  хватало в обрез.

Совет

Последние годы жизни Савва Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме, стараясь не показываться на людях и даже не поддерживать отношения с бывшими друзьями-художниками. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра.

Он очень переживал смерть любимой Веры – она умерла в декабре 1907 года  от скоротечного воспаления легких, сгорев буквально за три дня. После ее смерти Савва Иванович быстро постарел, от прежнего завсегдатая театров и ресторанов не осталось и следа. Скончался он в апреле 1918 года.

В газетах об этом событии не было ни строчки.