Что читали великие композиторы?

Содержание

10 величайших композиторов за всю историю (ФОТО, ВИДЕО) — Лучшие фото!

Что читали великие композиторы?

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями.

И снова факты о сталине

Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда  останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время.

Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

1.Франц Шуберт.Обратите внимание

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»

2.Иоганнес Брамс

Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».

3.Гендель.

Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».

4.Гайдн

Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».

5.Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

6.Фредерик Шопен

Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».

7.Антонио Вивальди

Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».

8.Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов.

«Ночная серенада».

9.БетховенВажно

Немецкий композитор и пианист Людвиг ван Бетховен является ключевой фигурой западной классической музыки. Он написал 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано и множество других произведений.

«Лунная соната».

10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

Самые известные композиторы мира: список имен, краткий обзор произведений

Что читали великие композиторы?

Музыка — это одно из самых прекрасных творений человечества. Она способно воздействовать на самые сокровенные струны души, побуждая к благородным и даже героическим поступками.

Чтобы написать произведение, которое волновало бы сердца людей на протяжении многих десятилетий или столетий, нужно быть «поцелованным Богом» и обладать врожденным талантом.

Предлагаем узнать, кто самые известные композиторы классической музыки, создавшие самые знаменитые оперы, концерты, симфонии и балеты.

Святая Хильдегарда Бингенская

Эта монахиня, жившая в XII веке, считается «матерью оперы». Она записала более 70 распевов, в том числе композицию Ordo Virtutum. В ней 16 женских партий «Добродетелей» и одна мужская, олицетворяющая Дьявола. Музыка святой Хильдегарды оказала большое влияние на композиторов эпохи Возрождения.

Гийом Дюфе

Незаконнорожденный сын священника с детства воспитывался при соборе французского города Комбре и пел в церковном хоре.

Впоследствии он был признан самым известным среди европейских композиторов XV века. Заслуга Дюфе в том, что ему удалось соединить средневековые техники с гармониями и фразировками, характерными для раннего Возрождения. Наряду с мессами он писал и шансон, Под его песню L’homme armé король Филипп Добрый собирал войска для крестового похода против турок.

Джованни да Палестрина

Композитор, известный также под прозвищем Джаннетто, жил в XVI веке в Италии. Ему человечество обязано созданием феномена, известного как многоголосное пение для католического богослужения.

Благодаря Джаннетто Тридентский собор произвел реформу в церковной музыке. Папа Пий Четвертый сравнил написанные им мессы с пением, которое святой Иоанн-апостол «слышал в небесном Иерусалиме».

Антонио Вивальди

Уже одного только произведения «Времена года» этого великого итальянца достаточно, чтобы он был включен в список «Известные композиторы всех времен и народов».

Вивальди считается музыкантом, благодаря которому произошел переход от тяжелой по звучанию музыки в стиле барокко к легкой классике.

Наряду с серьезными произведениями он написал множество очаровательных серенад, а также вошел в историю как гений, способный за 5 дней создать 3-актную оперу.

Более того, многие историки считают, что именно он больше других своих коллег-современников повлиял на формирование многих известных классических композиторов последующих поколений.

Георг Фридрих Гендель

Уже в 11 лет юный Георг был придворным клавесинистом при дворе берлинского курфюрста. Он родился в один год с Иоганном Себастьяном Бахом, но в отличие от последнего не был потомственным музыкантом.

Будучи известным композитором, Гендель сказал одному из своих почитателей, что его целью всегда было делать людей лучше с помощью своей музыки.

Ему принадлежит авторство около 40 опер. Наряду с церковными хоралами, органными концертами, а также камерной музыкой Гендель создал несколько популярных произведений, в том числе «Музыку на воде».

Иоганн Себастьян Бах

Самые известные композиторы XIX-XX веков не раз называли этого великого музыканта своим учителем. Всего он написал более 1000 произведений и вошел в историю как один из самых виртуозных органистов всех времен. Кроме того, Иоганн Себастьян Бах признан мастером полифонии, а также создателем шедевров клавирной музыки.

Людвиг ван Бетховен, родившийся через 20 лет после смерти своего старшего коллеги, назвал его «истинным отцом гармонии», а известный философ Георг Гегель — «эрудированным гением».

Впоследствии многие известные композиторы, такие как Лист, Шуман, Брамс и пр., желая выразить ему свое уважение, включали в свои произведения музыкальные фразы Баха.

Франц Йозеф Гайдн

Музыкант прожил всю жизнь в Австрии и, по его же словам, был «обречен стать оригинальным», так как был изолирован от других композиторов и не имел возможности познакомиться с тенденциями современной ему музыки.

Лишь в возрасте 47 лет Гайдн мог изменить условия контракта, по которому в течение 18 лет все его произведения считались собственностью клана венгерских магнатов Эстерхази. Это позволило ему писать такую музыку, какую ему хотелось, и достичь международной известности.

В области написания инструментальной музыки Гайдн справедливо считается одним из самых известных композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Вольфганг Амадей Моцарт

Наверно нет такого известного композитора классической музыки, чьи произведения также популярны сегодня, как композиции Моцарта. Их в современной обработке исполняют даже многие рок-звезды и используют в качестве аккомпанемента знаменитые рэперы.

Музыкальное наследие Амадея составляет более шести сотен композиций. Он относится к гениям, чей музыкальный талант проявился в самом раннем возрасте. Уже в 5 лет Вольфганг стал писать свои первые произведения, а в 6 умел превосходно играть на клавесине и на скрипке.

К числу шедевров композитора относятся «Реквием», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада», «Дон Жуан», 41 симфония и пр. Они поражают своим совершенством и легкостью восприятия. Даже те, кто не считает себя поклонником классической музыки, с удовольствием слушают арии из опер композитора.

Джузеппе Верди

Те, кто интересуется вокальным искусством, признают, что один из самых известных композиторов, творивших в этом жанре, безусловно, Джузеппе Верди. Его оперы чаще всего ставятся на самых известных сценах по всему миру. Многие арии Верди входят в число наиболее исполняемых классических произведений.

При жизни композитор часто подвергался критике за потакание вкусам простого народа. Однако последующие поколения признали многие его произведения шедеврами мирового искусства. Они отличаются особой мелодичностью и их легко воспроизводят даже те, кто не обладает особым музыкальным слухом и певческим талантом.

Людвиг ван Бетховен

Композитор признан ключевой фигурой, которая обеспечила переход от романтизма к классицизму. Бетховен писал во всех современных ему музыкальных жанрах. Однако наиболее известны его инструментальные произведения, в том числе его увертюры, симфонии, сонаты и несколько концертов для скрипки и фортепиано.

Одним из наиболее часто исполняемых произведений композитора является «Ода к радости», вошедшая в состав 9-й симфонии Бетховена. Она признана официальным гимном ЕС.

Рихард Вагнер

В списке «Известные музыкальные композиторы Германии XIX века» Вагнер занимает особое место, так как считается своего рода революционером. Его произведения отличает богатая хроматика, гармония и оркестровка.

Вагнер ввел в музыкальное искусство понятие лейтмотива: темы, связанной с конкретным персонажем, а также сюжетом и местом.

Кроме того, композитор является основоположником музыкальной драмы, оказавшим большое влияние на развитие классической музыки.

Иоганн Штраус

Перечисляя имена известных композиторов, часто указывают только музыкантов, создававших и создающих серьезные произведения. Однако король вальса Иоганн Штраус, безусловно, достоин того, чтобы быть включенным в число людей, внесших наибольший вклад в развитие музыкальной культуры человечества.

Всего Штраус написал более 500 произведений в танцевальном жанре. Многие его вальсы и сегодня пользуются популярностью, и их слушают даже те, кто не является поклонником классической музыки.

Фредерик Шопен

Этот польский композитор считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в мировой музыкальной культуре. Кроме того, Шопен является основоположником польской композиторской школы.

Он немало поспособствовал узнаваемости и повышению авторитета своей родины в Европе.

Среди произведений этого известного композитора особое место занимают вальсы, которые принято считать своеобразной автобиографией Шопена

Антонин Дворжак

Знаменитый чешский композитор внес огромный вклад в развитие чешской национальной музыки. Кроме всего прочего, он был виртуозным скрипачом и альтистом. Ему удалось приобрести всемирную популярность, так как любителей классической музыки привлекал симбиоз элементов национальной музыки Богемии и Моравии с европейской классикой.

К наиболее известным произведениям Дворжека относятся симфония № 9 «Из Нового света», «Реквием», опера «Русалка», «Славянские танцы», «Американский» струнный квартет и Stabat Mater.

Известные композиторы России

Наша страна внесла значительный вклад в развитие музыкальной культуры человечества.

Самые известные композиторы России — это:

  • Михаил Глинка. Композитор, творивший в первой половине XIX века, первым стал создавать масштабные произведения, на основе русских народных песен. Его наиболее известным произведением является опера «Иван Сусанин», в которой Глинка сумел соединить традиции русского хорового пения и европейского оперного искусства.
  • Петр Чайковский. Этот великий музыкант относится к самым известным композиторам мира.

Одной из своих важнейших миссий Чайковский считал преумножение славы своей родины. И это ему удалось в полной мере, так как сегодня мелодии из его произведений исполняют во всех уголках планеты, а его балеты ставятся на самых знаменитых сценических площадках мира. Особенно известны такие работы Чайковского, как балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.

  • Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» этого композитора считается одним из лучших произведений этого жанра XX века. К его достижениям относится также создание собственного стиля, признанного новым словом в мировом музыкальном искусстве.
  • Дмитрий Шостакович. В дни блокады Ленинграда весь мир был потрясен премьерным исполнением «Ленинградской симфонии» композитора. Шостаковичу удалось языком музыки передать решимость защитников города бороться до последней капли крови. Несмотря на гонение и обвинение в буржуазном декадентстве, композитор продолжил создавать оригинальные произведения, которые поставили его в один ряд с самыми известными композиторами ХХ века.

Известные композиторы современности

Так уж сложилось, что широкая публика сегодня очень мало интересуется серьезной музыкой. Чаще всего известность приходит к композиторам, если они пишут музыку к кинофильмам. Среди наиболее популярных композиторов последних десятилетий можно выделить следующих:

  • Мишель Легран. Изначально композитор приобрел известность, как виртуозный пианист и дирежер классической музыки. Однако широкую популярность он получил благодаря своим кинопроизведениям. Его музыка к фильму-опере «Шербурские зонтики» принесла Леграну первую номинацию на «Оскара». Позже композитор трижды удостоился этой награды, а также получил приз «Бенуа танца» за балет «Лилиом».
  • Людовико Эйнауди. Этот итальянский композитор предпочитает минималистический стиль, а также удачно сочетает классику с другими музыкальными направлениями. Широкому кругу любителей музыки Эйнауди известен своими саундтреками, например, у всех на слуху написанная им мелодия к французской ленте «1 + 1».
  • Филипп Гласс. Композитор изначально творил в области классики, но со временем смог стереть грань между ней и современными музыкальными направлениями. Уже несколько десятилетий Гласс играет в собственной группе Philip Glass Ensemble. Любителям кино известны его произведения, написанные к кинолентам «Иллюзионист», «Шоу Трумана», «Вкус жизни» и «Фантастическая четверку».
  • Джованни Марради. Композитор не имеет отношение к кино, но приобрел популярность благодаря ретро-классическому звучанию своих произведений, в которых использует мотивы предыдущих веков.

Теперь вам известны имена самых известных композиторов. Музыка, которую они создавали в разные века, и сегодня способна пробудить самые добрые и высокие чувства, даже в зачерствевших душах людей, забывших о высоких идеалах.

Дмитрий Самин — 100 великих композиторов

Что читали великие композиторы?

Здесь можно скачать бесплатно «Дмитрий Самин — 100 великих композиторов» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии, издательство Вече, год 2008.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «100 великих композиторов» читать бесплатно онлайн.

На всем протяжении истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей.

Начиная с древних времен, она является таким видом искусства, которое оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека.

«Музыка — самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех видов искусств», — так писал Г. Берлиоз. О самых великих композиторах в истории человечества — повествует книга из серии «100 великих».

Дмитрий Самин

Сто великих композиторов

Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий столь большое эмоциональное воздействие на человека Сила музыки, по словам русского композитора А. Н. Серова, в том, что она «дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу.

Совет

Она — непосредственный язык души». Изобретение музыки нельзя приписать никому, также как нельзя приписать кому-либо изобретение речи. С древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне. Еще в Древней Греции музыка сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала трудиться.

Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах.

Каждый век рождал замечательных музыкантов — кумиров своего времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Ведь восприятие всякого искусства, даже сложившегося в отдаленные эпохи, неотделимо от современного образа мышления. Это, безусловно, относится и к музыке.

Можно привести немало примеров, когда творчество того или композитора оказывалось не оцененным по достоинству при его жизни.

Часто случалось и так, что, казалось, навсегда забытая музыка снова являлась к слушателю во всем блеске, заставляя размышлять и удивляться, как же могло случиться, что она была предана забвению. На протяжении двух столетий музыка Палестрины оценивалась как архаизм.

И вдруг вагнеровское поколение обнаружило неведомые их предшественникам художественные ценности. 11 мая 1829 года Мендельсон сыграл баховские «Страсти по Матфею» и вдохнул в музыку великого немца вторую жизнь.

Как показали исследования, для 9999 слушателей из 10 000 вся музыка — это как раз сто композиторов и пятьсот произведений. Составив рейтинг популярности композиторов классической музыки, исследователи получили интересную картину.

Им удалось определить, что половина всего времени звучания принадлежит лишь четырнадцати композиторам — Моцарту, Бетховену, Баху, Вагнеру, Брамсу, Шуберту, Генделю, Чайковскому, Верди, Гайдну, Шуману, Шопену, Листу, Мендельсону-Бартольди.

А тридцать пять композиторов — все они вошли в данное издание — занимают три четверти музыки по времени звучания на радио и телевидении. Едва не попал в это число и Густав Малер. Его творчество — яркое подтверждение изменчивости музыкального вкуса.

Обратите внимание

Еще в 1958 году можно было прочесть такое «Произведения Малера некогда в полном смысле слова потрясли мир, но теперь, почти через 50 лет после его преждевременной смерти, его симфонии, за исключением Первой и Второй, можно услышать редко». Сейчас место Малера на музыкальном Олимпе не подлежит обсуждению.

Известно, и популярность музыки Моцарта в свое время не могла идти ни в какое сравнение с известностью опер Сальери, что сегодня кажется невероятным. Однако вряд ли стоит два столетия спустя впадать в другую крайность и не отдать должное таланту последнего.

Надо отметить и тот факт, что многие произведения авторов XV–XVIII веков не дошли до нас, и можно лишь полагаться на оценку их современников. Так, пропали произведения Монтеверди, Вивальди, Шютца и многих других.

Нет, нельзя лишь опираться единственно на критерий сегодняшней популярности музыки композитора.

Музыка развивается по своим законам, и нельзя не отдать должное их первооткрывателям, тем, кто оказали принципиальное влияние на прогресс в этом виде искусства, являлись создателями новых направлений или обобщали определенный период в его развитии.

Пусть сегодня произведения того же Шютца звучат не так часто, как музыка Баха, но надо помнить, что без Шютца, его творчества, не состоялся бы и великий полифонист. В свою очередь, и у Шютца есть предшественники, без которых он не мог бы стать «отцом новой немецкой музыки».

Эта книга — мини-энциклопедия, рассказ о музыкантах, обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами, приводящими в восторг своей нестареющей и неисчерпаемой красотой поколения людей со времени Ренессанса до наших дней, об их радостях и горестях, творческих муках, эпохе, в которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобразным учебником истории музыки. Можно проследить, например, пути развития оперы и симфонии. Или увидеть эволюцию русской музыки на протяжении почти трех веков.

Музыка как многовековое могучее дерево с крепкими корнями. На нем постоянно появляются новые побеги, но лишь время определяет, какие из них дадут мощную крону, а какие высохнут и отомрут. Нам остается только гадать, какая музыка будет популярна в новом тысячелетии, кто из современных композиторов станет классиком новой эпохи.

Во второй половине XV века нидерландская школа вступила в полосу высшего расцвета, именуемого иногда «Высокими Нидерландами». Этот период начался творчеством Жоскена Депре — одного из величайших композиторов эпохи Возрождения, оказавшего могучее и разностороннее воздействие на последующее развитие всей западноевропейской музыкальной культуры.

Жоскен Депре родился около 1450 года в Кондэ на Шельде (Фландрия). Одаренный прекрасным голосом и слухом, он с отроческих лет служил певчим в церковных хорах у себя на родине и в других странах.

Это раннее и тесное соприкосновение с высоким хоровым искусством, активно-практическое усвоение великих художественных сокровищ культовой музыки во многом определили направление, в котором складывалась тогда индивидуальность будущего гениального мастера, его стиль и жанровые интересы.

Важно

Двадцатилетним юношей он попал в Италию. В начале 1470-х годов он состоял на службе у известных меценатов герцогов Сфорца в Милане, а затем в 1480-х — в Папской капелле в Риме.

Это было время, когда итальянская музыка находилась еще далеко от своей ренессансной кульминации, но тогдашние сочинения молодого музыканта с берегов Шельды, уже философски глубокие, возвышенно-чистые, гармонично уравновешенные, дают основание предполагать, что он успел испытать на себе могущественное воздействие итальянской природы и искусства — живописи, ваяния, зодчества, возможно, литературы XIV–XV столетий.

Первый итальянский период — это превращение церковного певчего в композитора, заставившего заговорить о себе во многих европейских странах. Начало XVI века застает Жоскена в Париже.

Здесь он появляется уже как признанный мэтр, окруженный учениками и последователями; среди них и Клемана Жанекена, впоследствии очень известный композитор. Жоскен тех лет — мастер не только культовых жанров, но и светской песни. Его произведения поют в придворных, чиновных, буржуазных кругах.

Ему подражают музыканты, проявляющие интерес к мирской песенности. А с 1503 года Жоскен снова живет в Италии, на этот раз в качестве капельмейстера при меценатском дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре.

Здесь созданы некоторые из наиболее значительных произведений Депре, в том числе одно из величайших творений музыкального Возрождения — посвященная Эрколе Феррарскому месса «Геркулес» (впервые издана в Венеции в 1505 году).

Эти четыре итало-французских десятилетия в жизни и творчестве Жоскена Депре были исключительно продуктивны. Ошибочно было бы, однако, представлять себе, что музыкальное искусство великого нидерландца взросло на чисто романской почве. Североитальянские, римские, парижские, сен-кантенские впечатления ложились на хорошо возделанную нидерландскую почву.

Музыкальным наставником Жоскена, его педагогом был Ян Окегем. При жизни Окегем пользовался огромной популярностью. Ему теоретики посвящали свои трактаты, а современники называли его «королем музыки».

Совет

Памяти учителя благодарный ученик посвятил одно из самых сильных, лирически-прочувствованных своих сочинений — пятиголосный «Плач», исполненный светлой печали и виртуозного изящества, с каким полифоническая ткань инкрустирована контрастными фрагментами пасторальных песен и погребальных мелодий.

Несмотря на то, что Жоскен и Окегем — художники совершенно разные по музыкальной натуре, стиль Жоскена явственно выказывает окегемовские истоки его изощренно-совершенной контрапунктической техники.

Однако то, что для знаменитого турского мастера непосредственно заключало в себе музыкально-прекрасное (поэзия контрапунктического созидания), для его ученика стало лишь средством к достижению иной, более высокой поэтически-выразительной цели.

Жоскен был технически и эстетически сильнее итальянских и французских полифонистов XV столетия. Вот почему в области чисто музыкальной он гораздо больше повлиял на них, нежели испытал на себе их влияние. Он оставался нидерландцем, «мастером из Кондэ».

И как ни блистательны были заграничные достижения и почести, еще прижизненно оказанные «властелину музыки» (так называли его современники), он, подчиняясь непреодолимому «зову земли», уже на склоне лет вновь вернулся на берега Шельды и скромно окончил свой жизненный путь каноником в родном Кондэ в 1521 году.

Композиторы-литераторы

Что читали великие композиторы?

Многие выдающиеся композиторы обладали незаурядным литературным даром. В их литературном наследии: музыкальная публицистика и критика, музыковедческие, музыкально-эстетические  труды, рецензии, статьи и многое другое.

Нередко музыкальные гении были авторами либретто своих опер и балетов, создавали романсы на собственные поэтические тексты. Эпистолярное наследие композиторов представляет собой отдельный литературный феномен.

Очень часто литературные труды были для творцов музыкальных шедевров дополнительным средством разъяснения музыкального языка, чтобы дать слушателю ключ к адекватному восприятию музыки. Причём, музыканты словесный текст создавали  с такой же страстностью и самоотдачей, как и музыкальный.

Писательский арсенал композиторов-романтиков

Тонкими знатоками художественной словесности были представители музыкального романтизма. Р. Шуман писал статьи о музыке в жанре дневника, в виде писем другу. Их характеризует прекрасный слог, свободный полёт фантазии, сочный юмор, яркая образность.

Создав некий духовный союз борцов с музыкальным мещанством («Давидово братство»), Шуман обращается к публике от имени своих литературных персонажей – неистового Флорестана и поэтичного Эвсебия, прекрасной Киары (прототип – супруга композитора), Шопена и Паганини.

Обратите внимание

Связь литературы и музыки в творчестве этого музыканта столь велика, что его герои живут, как в литературных, так и музыкальных строках его сочинений (фортепианный цикл «Карнавал»).

Вдохновенный романтик Г. Берлиоз сочинял музыкальные новеллы и фельетоны, рецензии и статьи. Подталкивала к писательству и материальная нужда. Наиболее известны из литературного творчества Берлиоза, блестяще написанные им «Мемуары», запечатлевшие кипучие духовные искания новаторов искусства середины XIX столетия.

Изящный литературный стиль Ф. Листа особенно ярко отразился в его «Письмах бакалавра музыки», в которых композитор высказывает идею синтеза искусств, причем делая акцент на взаимопроникновении музыки и живописи.

В подтверждение возможности такого слияния, Лист создаёт фортепианные пьесы под впечатлением живописных полотен Микеланджело (пьеса «Мыслитель»), Рафаэля (пьеса «Обручение»), Каульбаха (симфоническое произведение «Битва гуннов»).

Колоссальное литературное наследие Р. Вагнера, кроме многочисленных критических статей, содержит объёмные труды по вопросам теории искусства.

Один из интереснейших трудов композитора «Искусство и революция» написан в духе утопических представлений романтика о будущей мировой гармонии, которая придёт, когда мир изменится посредством искусства.

Главную роль в этом процессе Вагнер отводил опере – жанру, в котором воплотился синтез искусств (исследование «Опера и драма»).

Образцы литературных жанров у русских композиторов

Ушедшие два столетия оставили мировой культуре огромное литературное наследие русских и советских композиторов – от «Записок» М.И. Глинки, до «Автобиографии» С.С. Прокофьева и заметок Г. В. Свиридова и др. Практически, все знаменитые русские композиторы пробовали себя в литературных жанрах.

Статьями А.П. Бородина о Ф. Листе зачитывается уже множество поколений музыкантов и любителей музыки. В них автор повествует о своём пребывании в гостях у великого романтика в Веймаре, раскрывает интересные подробности о буднях и трудах композитора – аббата, особенностях проведения Листом уроков фортепианной игры.

Н.А. Римский-Корсаков, автобиографический труд которого стал выдающимся музыкально-литературным явлением («Летопись моей музыкальной жизни»), интересен еще и как автор уникальной аналитической статьи о собственной опере «Снегурочка». Композитор подробно раскрывает в ней лейтмотивную драматургию этой прелестной музыкальной сказки.

Важно

Глубоко содержательная и блестящая по литературному стилю «Автобиография» Прокофьева достойно стоит в одном ряду с шедеврами мемуарной литературы.

Записки Свиридова о музыке и музыкантах, о творческом процессе композитора, о духовной и светской музыке еще ждут своего оформления и издания.

Изучение литературного наследия выдающихся композиторов позволит сделать еще массу удивительных открытий в музыкальном искусстве.

Автор – Алла Чайка

Что читать о классической музыке

Что читали великие композиторы?

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку»

Подготовили Петр Айду, Константин Дудаков-Кашуро, Григорий Кротенко

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книжка, написанная для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается до сих пор одной из самых познавательных.

Кроме увлекательного ликбеза об истории инструментов, начиная с флейты и заканчивая синтезатором АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как живописец».

 В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от некоего английского композитора XVIII века, предложившего сочинять посредством сапожной щетки, к кибернетической музыке, от дореволюционных грампластинок, сделанных из шоколада, к «конкретной музыке» и экспериментам с синтетическим звуком Авраамова и Шолпо, о которых было разрешено вспоминать, только обращаясь к детской аудитории. Обилие любопытных сведений и очень доступное, пусть и старомодное, изложение делают простительными выпады в сторону музыкального модернизма, вроде характеристики сочинений Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Марио Корти. «Сальери и Моцарт»

© mario-corti.com

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» стал впоследствии основой книги, выпущенной петербургским издательством «Композитор» (2005).

Человек необыкновенного кругозора, Марио Корти увлекательно разбирает мифы о классической музыке, привлекая авторитетные мнения и обширный фактический материал.

В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, захватывающего изложения, можно слушать точно подобранные музыкальные примеры.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

© limbakh.

ru

Композитор, который называл себя фонометрографом, взвешивающим на «фоноскопе си-бемоли средней толщины» (тем самым странным образом предвосхищая «материализм» конкретной и электронной музыки), острее других обозначил непреодолимый разрыв в классической музыке, соединив в себе кризис традиции XIX века и новый дух современной музыки. Тапер и розенкрейцер, основатель Метрополийской Церкви Искусства Иисуса Путеводителя и «пожилой дадаист», автор «меблировочной музыки» Меблировочная музыка

Топ 10 самых известных во всем мире композиторов

Что читали великие композиторы?

О пользе классической музыки, пожалуй, известно практически каждому жителю цивилизованного общества, учеными давно доказано ее положительное воздействие на психологическое состояние человека.

Классика на то и классика, она навсегда остается бессмертной,  в каждом новом поколении находятся свои почитатели такого направления, при этом классическая музыка прогрессирует, развивается и преображается, при этом всегда оставаясь на должном уровне.

Среди внушительного разнообразия композиторов прошлого и современности, хотелось бы выделить десятку тех, чьи имена уже вошли в историю, ведь они сумели сочинить музыку высочайшего уровня, которая существенно расширила границы пределов классических звучаний, достигнув нового уровня прекрасного.

В этот раз наш топ 10 не будет содержать цифр и почетных мест, ведь оценивать и сравнивать величайших и, что скрывать, самых известных в мире композиторов, имена которых, по сути, должны быть знакомы каждому минимально образованному человеку, как-то глупо.

А потому представляем перед вами их имена, а также несколько интересных фактов из биографии, без цифр и сравнений. Если вы еще не являетесь активным поклонником классической музыки, то послушайте, хотя бы ради интереса, несколько произведений этих великих композиторов, и вы поймете, что музыка, вдохновляющая не один десяток поколений, не может быть обыденной или, того хуже, скучной.

Людвиг ван Бетховен/ Ludwig van Beethoven (1770-1827)

Сегодня это один из самых уважаемых, популярных и исполняемых композиторов в мире, Бетховен писал во всех известных на то время музыкальных жанрах, но, считается, что самыми значительными среди его произведений являются именно инструментальные творения, среди которых концерты для скрипки и фортепиано, симфонии, увертюры и сонаты.

Маленький Бетховен рос в музыкальной семье, а потому с самых малых лет его стали обучать игре на клавесине, органе, флейте и скрипке.  В  последние несколько лет жизни Бетховен лишился слуха, поразительно, но это не помешало написать ему целые серии уникальных произведений, среди которых знаменитая Девятая симфония.

Иоганн Себастьян Бах/ Johann Sebastian Bach (1685-1750)

Знаменитый и любимый во всем мире немецкий композитор, который является ярким представителем эпохи барокко. В общей сложности им было написано около 1000 музыкальных произведений, которые были представлены всеми значимыми жанрами той эпохи, кроме оперы.

Среди ближайших родственников и предков Иоганна Баха было много профессиональных музыкантов, он сам стал родоначальником одной из самых знаменитых династий. Что удивительно, при жизни Бах не получил особого призвания, интерес к его творчеству возрос спустя целый век после его смерти.

Некоторые ценители утверждают, что музыка Баха слишком хмурая и мрачная, однако, как утверждают последователи его творчества, она скорее основательна и фундаментальна.

Вольфанг Амадей Моцарт/ Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791)

Величайший австрийский композитор, который по праву называется гением своего дела: Моцарт обладал поистине феноменальным слухом, способностью к импровизации, памятью, а также проявил себя, как талантливый дирижер, виртуозный скрипач, органист и клавесинист.

Сочинил более 600 музыкальных произведений, многие из которых признаны вершиной камерной, концертной, оперной и симфонической музыки. Считается, что музыка Моцарта обладает особым лечебным эффектом, ее рекомендуют к прослушиванию беременным и кормящим мамам.

Рихард Вагнер/ Richard Wagner (1813-1883)

Известнейший немецкий композитор, который считается влиятельнейшим реформатором оперы, он оказал колоссальное влияние на немецкую и европейскую музыкальную культуру в целом.

Оперы Вагнера не перестают поражать, удивлять, вдохновлять, а также потрясать своими невероятными масштабами, которые умещались в извечных человеческих ценностях.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Кто еще не знаком с известнейшим балетом Чайковского «Щелкунчик»? Тогда вам обязательно необходимо сделать это! Петр Ильич – один из лучших русских композиторов всех времен, который, благодаря своим музыкальным произведениям, смог внести бесценный вклад в общество музыкальной культуры всего мира.

Франц Шуберт/ Franz Peter Schubert (1797-1828)

Еще один известнейший австрийский композитор, заслуженный музыкальный гений, а также автор лучших песенных композиций своего времени. За время своего творчества Шуберт успел написать более 600 композиций, которые были положены на стихи более 100 известных поэтов.

К сожалению, Франц прожил совсем короткую жизнь, всего 31 год, кто знает, сколько еще всего прекрасного и великого сумел бы создать этот гениальный человек. Некоторые произведения гениального автора вышли в свет уже только после его смерти, ведь Шуберт оставил после себя множество неизданных рукописей с уникальными музыкальными творениями.

Иоганн Штраус/ Johann Strauß (1825-1899)

Признанный «король вальса», гениальный австрийский композитор, виртуозный скрипач и дирижер, который всю свою жизнь творил в жанре оперетты и танцевальной музыки.

Им было написано около 500 вальсов, кадрилей, полек и других видов танцевальной музыки, кстати, именно благодаря ему вальс поднялся на вершину своей популярности в 19 веке в Вене.  Интересен еще и тот факт, что Иоганн Штраус приходиться сыном известному австрийскому композитору, которого также звали Иоганн.

Фредерик Шопен / Fryderyk Chopin (1810-1849)

Без преувеличения будет сказано, что это самый знаменитый поляк на поприще классической музыки, который в своем творчестве неустанно восхвалял родину, красоту ее пейзажей, а также мечтал о ее будущем величии.

Уникальным является тот факт, что Шопен является одним из немногих композиторов, кто создавал музыку исключительно для фортепиано, в его творчестве вы не встретите ни симфоний, ни опер. Именно произведения этого гениального композитора составляют основу для творчества многих современных пианистов.

Джузеппе Франческо Верди / Giuseppe Francesco Verdi (1813-1901)

Джузеппе Верди, в первую очередь, известен на весь мир своими операми, особое место среди которых, занимают именно драматические произведения. Его наследие, как величайшего композитора, трудно переоценить, ведь его музыка внесла огромный вклад в развитие итальянской и мировой оперы в целом.

Произведения Верди считаются невероятно эмоциональными, жгучими, страстными, интересными, в них так и кипят эмоции и бурлит  жизнь. И сегодня, не смотря на столетний возраст большинства его опер, они остаются одними из самых исполняемых, популярных и известных среди любителей классической музыки.

Ханс Циммер / Hans Zimmer (12 сентября 1957 г.)

Известный немецкий композитор современности, который получил широкую популярность благодаря своим произведениям, написанным для компьютерных игр и известных кинофильмов. Конечно, композиторов современности трудно сравнивать с гениями прошлого, которые укрепили свою славу сквозь столетия, однако, и они заслуживают нашего внимания.

Музыка Ханса может быть совершенно разнообразной: нежной, трогательной, волнующей, жестокой и захватывающей, многие его мелодии вы, наверняка, слышали, но не знали, кто же является их автором. Творения этого автора вы сможете услышать в таких фильмах и мультфильмах, как «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Перл-Харбор», «Человек дождя» и другие.

Великие композиторы

Что читали великие композиторы?

Первый выпуск посвящён выдающемуся итальянскому скрипачу и композитору Никколо Паганини — одному из основоположников музыкального романтизма, который заложил основы современной скрипичной техники.

Второй выпуск новой серии посвящён выдающемуся русскому композитору, пианисту и дирижёру Сергею Сергеевичу Прокофьеву…

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала XX века) средств выразительности.

Совет

В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-1914 годов («Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда…

Третий выпуск книжно-музыкальной коллекции Великие композиторы посвящён Михаилу Ивановичу Глинке…

В лице Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения.

Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в.

одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своём творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ…

Георг Фридрих Гендель — одно из крупнейших имён в истории музыкального искусства.

Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории, предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий — оперный драматизм Глюка, гражданственный пафос Бетховена, психологическую глубину романтизма.

Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX века. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Её могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты.

Гектор Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX века.

Обратите внимание

Он вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства.

Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 года…

Автор знаменитого «Танца с саблями» Арам Ильич Хачатурян однажды сказал о своем детище: «Если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями остальные произведения — я бы никогда его не написал».

Разумеется, композитору, оставившему обширное творческое наследие, было неприятно представать в глазах широкой публики автором одного шедевра. Яркий, темпераментный «Танец с саблями» затмил его замечательные балеты, симфонии и концерты.

Но со временем справедливость восторжествовала, и лучшие произведения Хачатуряна вошли в золотой фонд классики XX века: балеты «Гаянэ» и «Спартак», 3 симфонии, концерты для фортепиано, скрипки и виолончелис оркестром, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

С именем американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза», как назвал эпоху 20-30-х годов XX века в США Фрэнсис Скотт Фитцджеральд.

Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нём музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котёл, наш…

национальный жизненный пульс, наши песни…» — писал композитор.

Альфред Гарриевич Шнитке — один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры.

Шнитке — прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке.

Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.

Основные жанры творчества Шнитке — симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний, концерты для скрипки с оркестром, для гобоя и арфы, для фортепиано, альта, виолончели, оркестровые пьесы, 3 concerti grossi и многие другие. По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения.

Важно

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — классик музыки XX века. Ни один из её великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом.

Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.

Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов.

Фамилия «Штраус» фигурировала в истории музыки не один раз. На весь мир прославились вальсы семьи Штраусов. Музыка другого Штрауса — Рихарда — не так хорошо известна широкой публике, хотя в фильме С.

Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и в заставке программы «Что? Где? Когда? » звучит его симфоническая поэма «Так говорил Заратустра».

По складу личности и творческим устремлениям Рихард Штраус (1864 — 1949) был полной противоположностью своим однофамильцам королям венского вальса. Его именовали Рихардом вторым , имея в виду, что он перенял от Рихарда Вагнера эстафету главы немецкой композиторской школы.

Штраус стал ярчайшим представителем позднего романтизма. Но в отличие от своих современников К. Дебюсси и Г. Малера, закончивших свой жизненный путь в 1910-е годы, Штраус продолжал творческую деятельность до самой смерти в 1949 году.

Долгая жизнь композитора протекала на фоне значительных исторических событий, потрясших Европу до основания. Раннее детство совпало с завершением объединения Германии и Франко-Прусской войной, первый творческий взлет (симфоническая поэма «Дон Жуан», 1888) произошел в один год с воцарением кайзера Вильгельма.

Совет

На глазах у Штрауса разгорелась Первая мировая война, Германская революция , а на склоне лет он стал свидетелем установления фашистского режима в родной стране. В этой напряженной атмосфере Штраус жил в основном музыкальными интересами.

Беспрецедентный по продолжительности творческий путь композитора (около 80 лет) был невероятно плодотворным…

Композиторы 18 века, произведения которых стали шедеврами в музыке

Что читали великие композиторы?

В конце 17-18 вв. начинают появляться новые музыкальные каноны, которым будут следовать композиторы и музыканты на протяжении долгого времени. Этот век подарил миру великих гениев музыки, которые внесли неоценимый вклад во всемирное культурное наследие. Композиторы 18 века знамениты такими личностями, как:

  • Иоганн Себастьян Бах;
  • Вольфганг Амадей Моцарт;
  • Антонио Вивальди.

Иоганн Себастьян Бах

Это один из величайших немецких композиторов, интерес к личности и творчеству которого со временем не угасает, а, наоборот, все возрастает. Но, к сожалению, при жизни он не получил признания. У Иоганна не было другого выбора поприща, кроме как музыкального, потому что его предки славились своей музыкальностью.

Родился будущий гений в 1685 г. в городке Эйзенахе. Своим первым шагам в музыке он обязан отцу, который обучил его игре на скрипке. У Баха был прекрасный голос, и он пел в хоре городской школы. Окружающие не сомневались в том, что мальчик станет прекрасным музыкантом.

Рано став сиротой, в возрасте 15 лет, Иоганн начал самостоятельную жизнь. Несмотря на то, что юный композитор жил в стесненных обстоятельствах и частых переездах, интерес к музыке никогда не ослабевал у Баха, он постоянно расширял свои познания в области музыки путем самообразования.

В отличие от своих коллег-композиторов, которые во всем старались подражать иностранным музыкантам, Бах активно использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Но Иоганн был не только талантливым композитором, но и прекрасным исполнителем на органе и клавесине. Если его не знали, как композитора, то все признавали его мастерство игры на этих инструментах.

Но придворному обществу не нравилась музыка композитора: ее считали слишком яркой, эмоциональной, человечной. Но несмотря на непризнание публикой его произведений, он никогда не подстраивался под их вкусы.

Свои самые лучшие музыкальные произведения Бах написал в Лейпциге, куда переехал со своей семьей и оставался до конца жизни.

Там он создал большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор.

Обратите внимание

Самой большой радостью, поддержкой и опорой композитора была его семья. Сыновья тоже стали одаренными музыкантами и еще при жизни Баха приобрели известность. Его вторая жена и старшая дочь имели очень красивый голос. Поэтому Иоганн продолжал писать музыкальные произведения для своей семьи.

В последние годы жизни у Баха начались серьезные проблемы со зрением, и после неудачной операции он стал слепым. Но несмотря на это, не оставил свое творчество и продолжал создавать композиции, диктуя их для записи.

Его смерть осталась практически незамеченной в музыкальном обществе, и о нем скоро забыли.

Интерес к его музыке появился лишь через 100 лет, когда под руководством Мендельсона было исполнено одно из прекраснейших его творений — «Страсти по Матфею», и тогда же был выпущен сборник его музыкальных композиций.

Вольфганг Амадей Моцарт

Этот гений музыки не был по достоинству оценен современниками, которые не могли осознать всю силу и глубину его таланта, недолюбливали его за сильный и независимый характер, но спустя века его творчеством интересуются и восхищаются талантом. Родился Вольфганг 27 января 1756 г. Отец его был придворным музыкантом и, рано заметив в сестре Моцарта музыкальные способности, стал обучать ее музыке.

Это и положило начало творчеству Вольфганга.

У мальчика в раннем возрасте обнаружились исключительные способности к музыке: будучи в возрасте 5-6 лет, он уже создал свои первые музыкальные произведения, обладая при этом уникальным музыкальным слухом и поразительной памятью. Отец, видя, что его сын обладает редкими музыкальными талантами, решает начать концертное турне, чтобы Вольфганг приобрел известность и не стал придворным музыкантом.

Но несмотря на то, что мальчиком все восхищались и в 12 лет его произведения становились известными, общество не могло полностью оценить весь потенциал юного музыканта.

Поэтому, вернувшись из турне, Вольфганг стал придворным музыкантом и очень страдал от того положения, в котором он оказался.

Но не желая мириться с тем, что его не уважают и обращаются неподобающим образом, он уехал из Зальцбурга в Вену.

Именно во время своего пребывания в Вене, его талант достигает расцвета. Вскоре он женился на прекрасной девушке по имени Констанца Вебер, и даже неодобрение родителей не смогли помешать их счастью.

Годы, проведенные им в Вене, нельзя назвать легкими, скорее, наоборот. Испытывая нужду, Моцарту приходилось очень много работать, что сказалось на его здоровье.

Важно

Несмотря на то, что его оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» пользуются успехом, общество по-прежнему не в силах понять весь гений Вольфганга.

Незадолго до смерти Моцарт пишет свое величайшее произведение — оперу «Волшебная флейта». Одновременно с ней он создает «Реквием», но не успевает его завершить. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. гениальный композитор скончался.

Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неизвестными, что порождает множество споров среди специалистов.

Лишь после его кончины музыкальное общество и весь мир признали гений Моцарта, а его произведения до сих пор считаются шедеврами в музыке.

Антонио Вивальди

Его «Времена года» на протяжении уже нескольких столетий стоят в одном ряду с другими гениальными произведениями. Скрипач-виртуоз, получивший признание при жизни, много путешествовавший, прекрасный педагог — все это о знаменитом итальянском композиторе Антонио Вивальди.

Антонио родился 4 марта 1678 г. и стал единственным ребенком в семье, выбравшим музыкальное поприще. Его музыкальный талант проявился очень рано,  и его первым учителем стал Джованни Батиста, снискавший к тому времени славу виртуоза. Изучение его манеры исполнения дает возможность предположить, что мальчик брал уроки у других знаменитых музыкантов.

Юный Антонио решает избрать карьеру священника и 18 декабря 1693 г. получает низшее церковное звание. Позднее он получил еще три «низших» и два «высших» церковных звания, необходимых для получение сана священника. Но несмотря на духовную карьеру, Вивальди продолжал весьма успешно заниматься музыкой.

И его усиленные занятия принесли результат: Антонио был назначен педагогом в одну из самых лучших «консерваторий» Венеции.

Его обширная и разносторонняя музыкальная деятельность сделала «консерваторию» одной из самых выделяющихся в городе.

В начале своего творчества композитор уделяет большое внимание инструментальному направлению, что можно объяснить тем, что северная часть Италии и Венеция считались центром лучших инструменталистов.

Антонио Вивальди приобрел славу за пределами Италии, его произведения пользовались успехом, а обучаться у него считали за высокую честь. В Мантуе композитор знакомится с Анной Жиро и ее сестрой Паолиной. Вскоре обе девушки стали постоянными обитательницами дома Вивальди, что вызвало недовольство церковного руководства, которому и так не нравилось, что Антонио находится в частых разъездах.

Совет

16 ноября 1737 г. от имени кардинала композитору был запрещен въезд в Феррару, что в те времена считалось позором.

Это означало, что теперь вся духовная карьера Вивальди была разрушена и наносила довольно ощутимый материальный ущерб. Все сильнее ухудшались его отношения с руководством «консерватории».

И дело было не только в его частых разъездах — музыка Вивальди уже стала считаться старомодной.

В конце 1740 г. Антонио расстается с «консерваторией», которая была обязана ему многолетней славой. Собираясь в длительное путешествие и испытывая материальные затруднения, Вивальди устраивает распродажу своих концертов по низкой цене. Будучи в возрасте 62 лет, композитор решает покинуть Италию и найти счастье в других странах.

Но, несмотря на то, что когда-то он был всеми принимаем, его произведениями восхищались, в конце жизни Антонио Вивальди был всеми забыт и покинут. Скончался знаменитый итальянский виртуоз 28 июля 1741 г. в Вене.

Он является одним из самых ярких представителей композиторов того времени, а его инструментальные композиции занимают достойное место в мировом музыкальном наследии.

Композиторы 18 века оказали огромное влияние на будущее развитие музыки, хотя они не всегда получали признание при жизни и становились известными.

Просто общество той эпохи не могло оценить всей силы их таланта, красоту и глубину их творений. Навязываемые им рамки были слишком тесными для их дарования, для них музыка была смыслом жизни.

Обратите внимание

Но потомки смогли по достоинству оценить их творчество, и до сих пор на всех концертах продолжают исполнять их гениальные произведения.