Челдоны: исчезающий народ россии

Кто такие сибирские чалдоны и откуда взялись?

Челдоны: исчезающий народ россии

Когда вслед за Ермаком в Сибирь пришли первые русские поселенцы, они с удивлением обнаружили не только сибирских татар-аборигенов края, но и вполне европеоидных людей, к тому же говорящих по русски!Жили они обособленно, с подозрением относились к пришлым русским и довольно прохладно к татарам.

Но как они вообще попали в Сибирь?

Чалдоны-сарьмяты

Сибирская тайга

Их называли по разному: челдоны, чалдоны, чолдоны — все это экзонимы, так как сами себя эти люди не именовали таким термином.
Самоназвание их «сарьмяты» или «самарцы».
Происхождение обоих терминов неясно.

Даль трактовал «чалдон» как заимствование из монгольского, со значением бродяга, варнак, беглец, некоторые считали это географическим названием людей живших между реками Доном и Чалкой и пришедшие в Сибирь.

А уж в слове «сарьмяты» только ленивый не нашел сходства с «сарматами» или «сыромятами», что указывает на происхождение от древних кочевников, или как на профессионалов в выделке кож.

Мозг и нервная система

Чалдоны Томской области

Сходства русских и чалдонов

  • Антропология чалодонов явно европеоидная с небольшой монголоидной примесью
  • Чалдоны говорят и понимают на русском языке, хотя и с множеством архаичных форм и едва ли не дохристианских оборотов
  • Чалдоны — православные христиане, но с элементами язычества
  • У чалдонов есть славянские обычаи: красный угол в избе, рассадка за столом по старшинству, требование носить платки женщинам и заплетать косы.

Отличия чалдонов от русских

  • У детей до 5-6 лет есть так называемое «монгольское пятно» — пигментация на коже живота или копчике, которая часто встречается в монголоидных народов и проходящая с возрастом. Поэтому чалдонов часто дразнили «желтопузыми». Кроме того, более част эпикантус верхнего века, а у людей пожилого возраста проявляются азиатские черты лица.Кроме того, у чалдонов в среднем более широкое лицо и высокие скулы, чем в русских
  • Изба делится на мужскую и женскую части, заходить на которые нельзя другому полу, как у кочевников степей Евразии или казаков.
  • Рядом с иконами в избе находятся статуэтки местных божков, ронять или убирать их нельзя — «божа обидится!»
  • Очень строгое отношение к подчинению. «Чалдон шапок не ломает!» — говорят они, то есть прямой приказ чалдон выполнять не будет, а если его заставят, то делать будет нарочно медленно и небрежно, также нарочно не выказывают почтения начальству или более статусным людям. Из-за этого их считали ленивыми и медлительными, плохими работниками в Сибири. Они крайне редко подчинялись кому-либо предпочитая жить в нищете, но никогда не идти в батраки.Они добросовестны, упрямые и независимы до угрюмости.
  • Чалдоны много пьют чай. В Новосибирской области их называют «водохлебами» из-за странной привычки вечерами пить чай, едва ли не ведрами!

Все версии происхождения чалдонов

Пожилой чалдон с легкой монголоидностью

Есть свидетельства, от самих чалдонов, что они потомки староверов, которые спасаясь от «сатанинских» реформ Никона, проникли в Сибирь и остались там жить, как кержаки или семейские.

Преимущественно североевропейская внешность чалдонов, выдает в них выходцев с северных губерний.

Это могут быть пришельцы с Новгорода и Вятки, которые издавна ходили по Оби, а когда Иван Грозный устроил городам кровавую баню, заваливая трупами целые реки, часть новгородцев могла спастись в далеких сибирских краях.Однако в Томской области чалдоны смгулые и кареглазые, что выдает возможную связь с донскими казаками.

Обратите внимание

Еще одна версия: чалдоны — дети от связи казаков Ермака с аборигенками, или сбежавшие каторжане и варнаки. Но тогда неясно, откуда у них архаичный язык и обычаи.

Также возможно чалдоны — потомки русского населения угнанного в Орду, как мастеровые, хорошие воины или знахари, а затем оставшиеся там жить, либо в Сибирь могли проникать отдельные группы населения, с разными целями, которые и сформировали целый этнос.
Например дворовая челядь, бежавшая от жестоких баринов, что могло трансформироваться в слово «чалдон».

Наиболее экзотическая версия представлена в легендах о таинственном подземном городе под Томском, который якобы намного древнее его почти 450 летней истории! Город был торговым и населяли его как сибирские татары, так и выходцы из славян, потомки которых и составили ядро чалдонов.

А сам он был составной частью когда-то развитого Сибирского края домонгольской эпохи.

Мужчины-чалдоны К 19 веку слово чалдон стало относится преимущественно к каторжанам и приобрело агрессивно-негативный оттенок, считалось тяжким оскорблением. Но при этом все Забайкалье иногда именовали Чалдонией, из-за избытка ссыльных.

Еще в 40-х годах, к чалдонам причисляли себя не менее 30% сибиряков, но сейчас этот народ растворился в русских и только семейные предания иногда говорят о происхождении человека не только от пришлого населения Сибири.

«5 самых таинственных русских народов»

Челдоны: исчезающий народ россии

Неизвестные русские – кто они?

Малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру своего этноса. Водлозеры, чалдоны, семейские…Они берегут традиционный уклад и свою веру. До последнего оставшегося человека.

1 Водлозеры

В славном городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около 9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди. Сегодня сохранилось лишь пять их деревень, в которых насчитывается не более 560-570 человек.

Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом. Водлозеры никогда не ладили с соседями. У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы».

Важно

А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно. Даже сейчас, в XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий.

Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей славянской мифологии. Например, в лешего. У них есть свои ежедневные обряды, без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для водлозера, как для нас почистить зубы.

Каждый охотник обязательно делает «относ», — оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои священные рощи и камни-жертвенники (сейды). И это, несмотря на то, что все они православные.

2 Семейские

В XVIII веке Екатерина II издала указ – возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой.

Вернее сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси. Семейские, самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня составляют половину 5000 населения села Таргабатай в бурятской области.

Процесс ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты.

Например, это чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный феномен.

Семейские деревни – это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века, некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже принять участие в старообрядческой свадьбе.

3 Русскоустьинцы

Совет

У путешественников XVII-XVIII века была поговорка – чем дальше на север едешь по Якутии, тем чаще встречается русский язык. В этом нет ничего удивительного, еще в 1632 году во время освоения Сибири здесь обосновались выходцы из казачества и поморов. Они основали Русское устье и назвали себя индигирщиками, от названия реки Индигирка.

Сегодня это уже отдельная субэтническая группа, известная, как русскоустьинцы. Русское Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра и среднегодовая температура 15 градусов.

 Несмотря на тяжелые условия, с которыми пришлось столкнуться переселенцам, позаимствовав у местных практический опыт, они смогли сохранить свою русскую национальность и культуру. Правда, не в совершенстве. По антропологическим признакам среди них все чаще встречаются метисы, а вместе с православием в почете шаманизм.

Диалект у русскоустьинцев тоже своеобразный и чрезвычайно редкий – не «акающий» или «окающий», а «шаркающий», который развивался в условиях совершенной изоляции от русского говора.

4 Чалдоны

«Беглый», «бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» — так прозвали коренные жители Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли, неизвестно.

Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь, например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена.

Сами чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак. Их домашний уклад, по мнению специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной княжеской власти. Теория не лишена основания – независимость у чалдонов в крови.

Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», — что значит, чалдон никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени. Чалдоны — уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян. К сожалению, как и другие малые народы, они вымирают.

Сегодня настоящего чалдона можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное, Мальково, Яркуль).

5 Затундренные крестьяне

Обратите внимание

Среди малых этнографических групп русских известны затундренные крестьяне, которые переселились на Таймыр (Центральная Сибирь) в далекие XVI-XVII веках.

Они шли сюда в поисках лучшей жизни из Центрального и Восточного Поморья, и впоследствии стали основой населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары.

В отличие от русскоустьинцев, они охотно вступали в контакт с местным населением и вскоре тесно переплели свою культуру с бытом эвенков и бурят.

Вместе они породили в XIX веке новый, долганский этнос, который частично перенял православную культуру, смешав ее с верованиями северных оленеводов. Затундренных крестьян практически не осталось. Согласно Всеросийской переписи 2002 года, всего 8 человек причислили себя к ней. Но их потомки многочисленны – на Таймыре долганов около 8000 человек.

Татьяна Шингурова

© Русская Семерка

Забытые народы Сибири. Чалдоны

Челдоны: исчезающий народ россии

Первые русские, по классическим взглядам на историю, пришли в Сибирь с Ермаком, в XVI веке. Однако время появления в Сибири чалдонов, по современным научным историческим данным, точно не определено.

Согласно исследованиям части историков многие названия рек и поселений в Сибири имеют русские и славянские корни задолго до общепринятого завоевания Сибири Ермаком, а многие до сих пор применяемые в обиходе чалдонами слова относятся ко времени еще до XIV века.

Например, устаревшее и до сих пор применяемое чалдонами славянское слово «комони» (кони), зафиксированное в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине», а также другие типично славянские сибирские названия рек и местностей, закрепившиеся в некоторых сибирских названиях задолго до прихода туда русского населения после 1587 года, ставят под сомнение традиционно принятую историю появления чалдонов в Сибири после ее завоевания Ермаком.

Среди чалдонов до сих пор бытуют передающиеся от предков из рода в род легенды про их жизнь в Сибири до прихода Ермака, а домашний уклад чалдонов, скорее, характерен для времен жизни славян до возникновения княжеской власти — времен славянского уклада общинного землевладения без четко выраженной централизованной власти. В связи с данными историческими исследованиями в настоящее время историками серьезно рассматривается достаточно спорная гипотеза про славянское происхождение чалдонов от сибирских поселенцев арийского и славянского происхождения до прихода в Сибирь татар и монгольских племен.

Что немудрено, поскольку летописи фиксируют появление ушкуйников вятско-новгородских на Оби в 1363 году, под начальством воевод Александра Абакуновича и Степана Ляпы. Отсюда их потомки и осваивали Сибирь задолго до Ермака.

Что влекло русских в Сибирь? В первую очередь рухлядь пушная, которая в те времена ценилась на вес золота. Жить в Сибири было комфортно, враги располагались далеко, а тайга давала все необходимое для жизни.

Напомним, в Сибири никогда не существовало крепостного права.

Со временем, после походов Ермака и населением Сибири сначала русскими казаками, а потом и переселенцами, чалдонами стали называть коренных русских Сибири, старожилов, а самоходами — переселенцев из всех районов Руси. Сами чалдоны выводят свое самоназвание как между Чалкой и Доном.

«Человеком с Дона» в Сибири принято называть любого представителя казачьего сословия, «вольных людей»; а «людьми с реки Чалый» иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых также относили к «вольным людям», то есть к людям, не склонным подчиняться власти.

Важно

Отсюда же и тюремное выражение чалиться, т.е. сидеть в неволе. В этом есть рациональное зерно, коренных чалдонов постоянно пополняли беглые и бывшие каторжане, остававшиеся в душе вольными людьми, в противовес к «холопам»-«самоходам».

А чалдонские вольные традиции ушкуйничества и казачества находили у беглых полное приятие и понимание.

Чалдоны — это аналог американцев Дикого Запада, со своими кодексами, с любовью к воле и своими неписаными кодексами. У чалдонов много традиций, характерных именно для них.

До прихода в Сибирь «самоходов» из «Расеи» чалдоны ставили в Сибири дома, чем-то напоминающие малозаметные на местности насыпные землянки и блиндажи, прикопанные в землю, которые при необходимости можно было легко и быстро построить при переселении чалдонов на новое место или в местах охоты и рыбалки.

В настоящее время привычку строить такие «охотничьи дома» в местах охоты и рыбалки переняли все охотники и рыбаки, включая сибирских татар, в которых принято оставлять спички, небольшие запасы еды, одежды, примитивной посуды для других охотников и рыбаков.

Чалдоны, в отличие от земледельцев-самоходов, были преимущественно охотниками, рыболовами и промысловиками.

Еще одной характерной чертой чалдонов является большая сибирская «чалдонская изба», состоящая из двух объединенных в один дом частей и напоминающая «гармошку», с расположенной справа возле входа за сенями женской кухней и «божницей» в дальнем, левом от входа, «красном» углу избы. Возникновение традиции постройки большой срубленной чалдонской избы связано с приходом в Сибирь Ермака и новых русских поселенцев, от которых чалдоны переняли срубы и деревянные избы.

Необычной особенностью чалдонских традиций является в настоящее время редко соблюдаемый табуированный запрет захода мужчины «на женскую половину» избы, в том числе на кухню, когда мужчине не разрешается ничего трогать на кухне, «чтобы не осквернить»: мужчина не имеет права взять на кухне даже кружку, чтобы попить воды.

Совет

Что, вообще говоря, очень неудобно: хочешь пить — приходится ждать, пока кто-то из женщин нальет и подаст тебе воды, поэтому нередко возле кухни ставят бачок с водой и ковшом, чтобы мужчина без женщины мог попить.

Право приготовления пищи, лекарственных отваров, мытья посуды и приборки на кухне у сибирских чалдонов имеет только женщина, поэтому, чтобы не допустить захода мужчины на кухню, женщина обязана накормить и напоить пришедшего мужчину, подать ему воды, если он хочет пить.

Любой мужчина, попытавшийся зайти на кухню, тут же будет отруган женщинами. В свою очередь, женщина не должна пользоваться «мужскими инструментами» и заходить на хозяйственную «мужскую половину», обычно — в сарай с инструментами: брать в руки косу, молоток.

Таким образом, несмотря на «равноправие» мужчин и женщин, когда не считается предосудительным, если девочки бегают вместе с пацанами рыбачить на речку и пасти скот, а женщины ходят на охоту, в чалдонских традициях заложено распределение женских и мужских семейных обязанностей по половому признаку.

В религиозной традиции у чалдонов бытовало двоеверие, сочетание христианства с язычеством, частично привнесенным ушкуйниками, частично заимствованном у коренных народов Сибири.

В обиходе «красный угол» с иконами у коренных русских сибиряков часто называется «божница» — как пережиток славянских времен и времен «двоеданства», когда в красном углу стояли статуэтки «божков». Уронить икону до сих пор считается дурной приметой — «божа обидится».

После установления власти русского царя в Сибири чалдонов-язычников облагали двойной данью до перехода их в христианство, впрочем, как и православных христиан староверов («кержаков»).

Антропологически и генетически чалдоны являют собой, с одной стороны, среднеарифметических русских, следствие длительного взаимосмешения коренных и беглых каторжан, казаков из разных русских земель и т.д.

Однако, с другой стороны, образ жизни чалдонов предполагает их метизацию с местными племенами, хотя и не такую значительную, как, возможно, кажется людям, далеким от реалий Сибири. Тем не менее, у многих чалдонов, скорее всего, в материнских генах сыщутся и корни традиционных этносов Сибири.

Однако, к сожалению, в настоящее время нет каких-либо исследований генетики русских коренных популяций Сибири.

Ну и, напоследок. Стереотип сибиряка известен, и очень хорошо проявляется в русском актере Егоре Позненко. В принципе, так и выглядят коренные русские сибиряки.

Челдоны: исчезающий народ России

Челдоны: исчезающий народ россии

Небольшая сибирская деревня, откуда я родом, раньше, да и сейчас, заселена разными народами. Причиной тому стала Столыпинская реформа.

Помню, как старожилы села рассказывали о том, как их – жителей Поволжья (прекрасная земля и климатические условия) – буквально «вербовали» для поездки в Сибирь, ссылаясь на то, что земли там не менее плодородные и яблоки, конечно, растут! Люди соглашались, ехали по многу дней в неизвестную Сибирь, только на ж/д станциях понимали, что местность болотистая, а сибирских яблок красного цвета никто и до сих пор не едал.

В моей деревне было несколько семей челдонов. Я мало что знала о них, практически ничего, но всегда нравился их интересный говор.

Бабка Ленка (так в деревне все называли старожила села) всегда вела разговоры: «Како число? Шесто? Не знат!». Мы – молодёжь – посмеивались, не зная причину такого говора. Спустя много лет, задавшись вопросом о том, кто же такие челдоны, понимаю, что «бабка Ленка» — это ярчайший представитель свой малой народности.

Она была маленького роста, чуть с прищуренными глазками, кожа желтоватого оттенка. Никогда не была многословной, если вставляла свои «пять копеек» в разговор, то из серии: «Не знат!». Всегда молча садилась за семейный стол, с краю, также молча уходила, очень неприметная для всех.

Обратите внимание

Сегодня бабушки нет в живых, челдоны – вымирающая народность. При этом народность – уникальная, потому как исконно русская.

Эту этническую группу выделяет и характер: челдоны медлительны, добросовестны, обладают плохими способностями к запоминанию, упрямы, добродушны, независимы. В прошлом в деревнях челдонов определяли по пословице: «Крыльцо блестит – чалдоны живут». Хотя, зная семью бабушки Лены, смело могу говорить: челдоны до сих пор живут в нашей сибирской деревне.

Примечательно, что челдоны в быту чётко разделяли свои семейные трудовые обязанности по гендерному признаку. Так, мужчинам запрещалось проходить на женскую часть дома, запрещалось брать в руки утварь, используемую для приготовления пищи.

В свою очередь женщинам был «закрыт проход» на мужскую хозяйственную часть дома. Что же было делать, если мужчина хотел испить воды? Для этого хозяйка выставляла воду и ковш перед входом на женскую половину дома. Если мужчина всё же оказывался на женской территории, то мог быть отруган.

На селе челдонов называли «желтопузыми», такое обидное название для народности в обиходе до сих пор. Прослыли челдоны желтопузыми не случайно. Дело в том, что традиция сибирского чаепития настолько сильна, что говорят: «челдон чай пьёт, пока пузо жёлтым не станет».

А тут и не далеко до другой расхожей фразы: чай не пил – какая сила? Чай попил – совсем ослаб! Это, как по мне, совсем про челдонов.

Сегодня можно найти несколько деревень в Сибирском регионе, где проживают исконно русские люди – челдоны. Носителей уникальной самобытной культуры, настоящего русского языка осталось не так уж и много.

Не совсем радует тот факт, что мы – жители России – мало интересуемся тем, что должно передаваться из уст в уста, тем, что формирует нашу историческую память, которая, в свою очередь, определяет целостность и единство государства.

Считаю, что сегодня мы имеем уникальную возможность ещё больше понять душу русского народа, которого умом понять, пожалуй, и не стоит пробовать. Доказано временем.

Народ, который вот-вот исчезнет с лица Земли: Откуда в Сибирь пришли челдоны и как живётся им сегодня

Челдоны: исчезающий народ россии

Среди редких народностей нашей страны челдоны (чалдоны) – пожалуй, самая загадочная. Упоминания об этих коренных жителях Сибири можно встретить в произведениях классиков русской литературы – Есенина, Маяковского, Короленко, Мамина-Сибиряка, и колоритные сибирские словечки, типа «Не знат» или «Не понимат», известны всем. 

Сами же челдоны до сих пор окружены ореолом тайны. Единого мнения о происхождении этого народа до сих пор нет. И осложняется это тем, что на данный момент челдоны на территории России почти вымерли.

Еще до Ермака…

Как появился в Сибири этот народ? По одной из версий, челдоны – потомки переселенцев-казаков, которые попали в эти края в XIII веке, если не раньше (задолго до Ермака), и затем смешались с местными коренными народностями. Даже само слово «чалдон» (или «челдон») некоторые исследователи считают сочетанием названий двух рек – Дон и Чалка.

Испокон веков челдоны занимались охотой и рыболовством. 

О присутствии много веков назад в этих местах переселенцев из Древней Руси свидетельствуют обнаруженные археологами кольчуги, фрагменты глиняных горшков, особого вида бусины и другие предметы, которые были не свойственны местной культуре.

Свадьба челдонов. 

Аналогичные находки в изобилии встречались именно в южной части России – в частности, в Поволжье и на Дону – и принадлежали к древней славянской культуре.

Важно

А в той части Сибири, где жили буряты, «челдонами» называли людей, которые, по мнению местных жителей, произошли от русско-бурятских браков.

Семья Федора Рыжакова. Челдоны.

В 1895 году газета «Енисей» опубликовала статью, в которой говорилось, что племя челдонов, живущее в Восточной Сибири, родственно абиссинцам (эфиопам). Автор утверждал, что этот народ во времена Перикла добровольно переселился в Сибирь и что именно он принес туда христианство.

В общем, этот народ – одна сплошная загадка, но точно ясно одно: он очень древний. Во многих научно-литературных источниках (статьи, словари и т.д.) прошлого века говорится о том, что челдоны – это старожилы Сибири и их смело можно назвать коренным населением.

Кто они — потомки славян, монголов, эфиопов или бурятов? 

Чалдон (челдон) – имя нарицательное?

Если современному поколению россиян это слово не очень знакомо, то еще лет сто назад, судя по всему, оно было чуть ли не синонимом понятия «коренной сибиряк». У Есенина мы встречаем строки: «Глупый сибирский чалдон, скуп, как сто дьяволов, он». У Маяковского в «Советской азбуке» в качестве слова на букву «Ч» выбран «чалдон»: «Чалдон на нас шел силой ратной…».

Чалдоны (челдоны) в Азбуке Владимира Маяковского. 1919 год.

И таких упоминаний в литературе множество. Впрочем, чаще всего представители этого народа авторами изображались в не очень приглядном виде – о них высказывались пренебрежительно, выставляя людьми недалекими, недружелюбными и дремучими.

Возможно, это связано с тем, что, по воспоминаниям русских сибирских старожилов, челдоны всегда держались несколько обособленно. Их поселения имели свой древний уклад, говор был тоже особенным, а религия представляла собой смесь христианства и язычества.

Например, в избе челдона, в красном углу, который они называли «божница», помимо икон, могли стоять старинные фигурки-божки. Если икона случайно падала, хозяин всегда очень тревожился, приговаривая: «эх, божа обидится».

Чалдон. Худ. Н.Андреев, 1923 год.

Интересно, что челдонов в Сибири называли еще «желтопузыми» или «желтопупыми». В народе говорили, что их кожа от природы имеет желтоватый цвет от того, что они пьют слишком много чая.

Кстати, в словаре русских говоров Сибири авторы Бухарева и Федотов указывают, что по-монгольски «чалдон» означает «бродяга», то же самое можно прочитать и у Даля. Позже негативный оттенок у слова «чалдон» сменился на нейтральный, обозначающий просто сибирского старожила.

У челдонов смугловатая (желтая) кожа, широкое лицо со славянскими чертами (в детском и пожилом возрасте глаза могут быть более узкими).

Исчезающая культура

О современных челдонах известно очень мало. Люди, которым доводилось с ними общаться, обращают внимание на то, что живут они в далеких, глухих сибирских деревнях. Дом челдона по традиции разделяется на женскую и мужскую половины. Хозяйка не позволяет мужу заходить на свою «территорию», к которой, конечно же, относится, кухня.

Готовить и заниматься любой женской работой мужчине не разрешается, равно как и женщина традиционно не может выполнять мужскую работу – чинить, рубить, строгать.

В некоторых домах до сих пор принято покрывать стены перьями дикого глухаря (как символ богатства), а дети в качестве игрушек традиционно использовали суставы лося, добытого родителями на охоте.

Совет

В древние времена челдоны жили в насыпных землянках. Затем переняли у приезжавших сюда славян обычай ставить срубы. Подобные избы у них, в свою очередь, позаимствовали сибирские охотники и рыбаки.

Интересен и менталитет челдонов: по характеру они люди самодостаточные и вольные. Этот народ гордится тем, что всегда был свободным. Превыше всего они испокон веков ставили интересы общины и, как сами говорили, «ни перед кем не снимали шапку». Этот менталитет, характерный для домонгольской Руси, сохранился у них на протяжении столетий, вплоть до наших дней.

5 таинственных русских народов России

Челдоны: исчезающий народ россии

Неизвестные русские – кто они? Малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру своего этноса. Водлозеры, чалдоны, семейские…Они берегут традиционный уклад и свою веру. До последнего оставшегося человека.

Водлозеры

В славном городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около 9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди. Сегодня сохранилось лишь пять их деревень, в которых насчитывается не более 560-570 человек.

Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом. Водлозеры никогда не ладили с соседями. У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы».

Важно

А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно. Даже сейчас, в XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий.

Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей славянской мифологии. Например, в лешего. У них есть свои ежедневные обряды, без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для водлозера, как для нас почистить зубы.

Каждый охотник обязательно делает «относ», — оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои священные рощи и камни-жертвенники (сейды). И это, несмотря на то, что все они православные.

Семейские

В XVIII веке Екатерина II издала указ – возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой. Вернее сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси.Семейские, самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня составляют половину 5000 населения села Таргабатай в бурятской области. Процесс ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты. Например, это чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный феномен.Семейские деревни – это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века, некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже принять участие в старообрядческой свадьбе.

Русскоустьинцы

У путешественников XVII-XVIII века была поговорка – чем дальше на север едешь по Якутии, тем чаще встречается русский язык. В этом нет ничего удивительного, еще в 1632 году во время освоения Сибири здесь обосновались выходцы из казачества и поморов. Они основали Русское устье и назвали себя индигирщиками, от названия реки Индигирка. Сегодня это уже отдельная субэтническая группа, известная, как русскоустьинцы.Русское Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра и среднегодовая температура 15 %. Несмотря на тяжелые условия, с которыми пришлось столкнуться переселенцам, позаимствовав у местных практический опыт, они смогли сохранить свою русскую национальность и культуру. Правда, не в совершенстве. По антропологическим признакам среди них все чаще встречаются метисы, а вместе с православием в почете шаманизм. Диалект у русскоустьинцев тоже своеобразный и чрезвычайно редкий – не «акающий» или «окающий», а «шаркающий», который развивался в условиях совершенной изоляции от русского говора.

Чалдоны

«Беглый», «бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» — так прозвали коренные жители Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли, неизвестно. Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь, например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена. Сами чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак. Их домашний уклад, по мнению специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной княжеской власти. Теория не лишена основания – независимость у чалдонов в крови. Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», — что значит, чалдон никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени.Чалдоны — уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян. К сожалению, как и другие малые народы, они вымирают. Сегодня настоящего чалдона можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное, Мальково, Яркуль).

Затундренные крестьяне

Среди малых этнографических групп русских известны затундренные крестьяне, которые переселились на Таймыр (Центральная Сибирь) в далекие XVI-XVII веках. Они шли сюда в поисках лучшей жизни из Центрального и Восточного Поморья, и впоследствии стали основой населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары. В отличие от русскоустьинцев, они охотно вступали в контакт с местным населением и вскоре тесно переплели свою культуру с бытом эвенков и бурят. Вместе они породили в XIX веке новый, долганский этнос, который частично перенял православную культуру, смешав ее с верованиями северных оленеводов.

Затундренных крестьян практически не осталось. Согласно Всеросийской переписи 2002 года, всего 8 человек причислили себя к ней. Но их потомки многочисленны – на Таймыре долганов около 8000 человек.

Интересная статья? поделись с друзьями!

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

5 неизвестных русских народов

Пока что комментариев к данной новости нет, но Вы можете быть первым.