Церковный раскол 17 века

Церковная реформа Никона и церковный раскол

Церковный раскол 17 века

Церковный собор 1654 г.  Художник А.Д. Кившенко 1880

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Цели реформы:

  • унификация церковной жизни
  • повышение роли церкви в государстве
  • борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников
  • борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества
  • Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим».

С целью унификации церковной жизни было проведено:

  • приведение к единому образцу богослужение и церковные правила
  • установление единого общерусского свода святых
  • приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Правда прусского генерала

Причина церковного раскола

  • Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.

Из истории церковного раскола

 

  • 1652 – церковная реформа Никона
  • 1654 — Церковный собор одобрил и принял реформу
  • Появление старообрядцев во главе с Аввакумом, не поддержавших Никона, преследование старообрядцев.
  • 1658- опала Никона, который провозглашал, что церковная власть выше царской.
  • 1666- лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь.
  • 1666- повторное одобрение положений реформы Церковным собором.
  • Восстание в Соловецком монастыре в 1668-1676, подавление восстания.
  • Запрет старообрядчества на Церковных соборах в 1656, 1656 гг., поддержка царём решения соборов.
  • 1666 — на Церковном соборе старообрядчество было проклято.Их преследовали, они уходили далеко в леса, жили в скитах, то есть небольших монастырях, молились по-старому. Когда старообрядцев настигали царские войска, они часто проводили акты самосожжения.
  • 1971 – отмена решений церковных соборов о преследовании старообрядцев.

Сравнение состояния церковной жизни до и после реформы

До реформыПосле реформы
Крестились двумя перстамиКрестились тремя перстами
Движение верующих вокруг  храма крестным ходом  по солнцуДвижение верующих вокруг храма   против солнца
Двукратное пение «аллилуя»Троекратное пение «аллилуя»
Земные поклоныПоясные поклоны
Бог ИсусБог Иисус

Итоги церковной реформы

  • Унификация церковных книг, обрядов
  • Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников.
  • Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству.

Исторические портреты Никона и Аввакума можно найти нам моём сайте:  istoricheskiyportret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Церковный раскол 1650-1660

Церковный раскол 17 века

Церковь довольно долгое время играла огромную роль в становлении монархии. Для поддержания монархического абсолютизма необходима была вера людей в то, что монарх – посланник богов, и власть его идет не только от крови, но и от высших сил.

Также для укрепления власти было необходимым улучшить структуру государства – унифицировать все стороны жизни общества, создать какие-либо общие требования, которые нельзя было нарушать. Для этой цели Царем также было одобрено «Соборное уложение» за 1649 год.

Кроме всего прочего, были и свои политические мотивы:

При Алексее Михайловиче в состав России вошла часть Украины – было важно, чтобы не было никаких религиозных конфликтов между населением.

В 17 веке была очень распространена теория, в которой Москва выступала в роли Третьего Рима, иными словами — в роли великого священного города.

Алексей Михайлович, правивший с 1645 по 1676 год, хотел сделать все, чтобы Москва стала наравне с Константинополем.

Он хотел, чтобы Россия стала своеобразной преемницей Византийской империи, и для этого было необходимым усовершенствовать религиозный аспект жизни русского народа, исправив все несоответствия с укладом религиозных греков.

Церковный раскол 17 века

Именно в тот период набожный царь выбрал нового патриарха – Никона.

Никон, придя к церковной власти, узрел множество нарушений в религиозных обрядах. Такая ситуация имела место быть, поскольку люди, занимающиеся переводом религиозных книг, по которым жило общество, были не совсем грамотны и совершали множество ошибок в переводе.

Именно так и началась великая церковная реформа, что в последствии будет часто называться «реформой Никона» или же «Церковным расколом».

Итак, какие же нововведения произошли, благодаря этой реформе?

  • Одним из символов христианской веры является крест. Привычный нам крест с 4 концами – результат этой реформы. До нее крест был с 8.
  • До проведения реформы верующие использовали двоеперстие – символ единства Христа в качестве Бога и в качестве человека. После реформы оно заменилось на троеперстие – единство трех сущностей — сына, отца и святого духа.
  • «Аллилуйя» — восхваление Иисуса стало делаться трижды, не дважды.
  • «Иисус» стал писаться с двумя «и». Ранее имя писалось с одной.
  • В некоторых христианских ритуалах (например, венчание вокруг аналоя) происходило движение участников с севера на восток, с легкой подачи Никона – брачующиеся стали ходить с юга на восток.
  • Земные поклоны, что ранее всегда были актуальны, поменялись на обычные поясные.
  • Как раз в тот промежуток времени иконы начали писаться по-другому – до этого святые изображались полностью, потом же появилась практика рисования лишь их лица.
  • Уже привычное для людей пение в унисон преобразовалось во многоголосье.

Реформа была проведена в 1650-1660 годах. К слову говоря, такая личная заинтересованность патриарха была определена не только своими духовными интересами, но и амбициозным властолюбием – он хотел показать, что власть церковная выше светской. Хотел подчинить монарха своим личным интересам.

И ему это почти удалось. Патриарх имел на тот момент просто огромную власть при дворе: мало того, что Никон собственноручно управлял всеми делами церкви, так он еще и вмешивался в дела государственные. Порою, он даже перечил Государю, что было делом неслыханным.

Алексей Михайлович, как и следует его прозвищу («Тишайший») на первых порах не особо этому сопротивлялся – он разрешил патриарху называться «Великим Государем» и править царством, пока сам царь в отъезде. Однако вскоре Алексей Михайлович начал понимать, что такими темпами самодержавие станет второстепенным – в 1666 году он освободил Никона от его должности патриарха и сослал в Ферапонтов монастырь.

Однако, как же отразились на стране изменения, что оставил за собой этот деятель?

Обратите внимание

Население 17 века было по-настоящему верующим – да и кто может представить себе типичного русского мужика той эпохи без веры в своего Батюшку и Бога соответственно? Церковь и монархическая власть всегда идут рука об руку, и это нормально. В то время считалось, что если человек идет против Бога, то идет и против царя, а это было недопустимо и очень опасно в условиях монархизма.

Именно поэтому тех, кто не поддержал нововведения этой реформы, жестко преследовали и пытались заставить отказаться от своих убеждений – их вылавливали, казнили, пытали. Существовала своеобразная инквизиция, что занималась этими делами.

Людей, не принявших никоновские реформы, назвали тогда старообрядцами (они также носят названия староверы, раскольники). Возглавил раскольников Протопоп Аввакум.

Одной ужасающей особенностью того времени было то, что движение это по-своему тоже бунтовало против системы: оно не просто скрывалось от преследователей – оно проводило «крещение огнем». Старообрядцы собирались толпами и устраивали массовое самосожжение, называя это добровольной мученической смертью.

Делали они это также потому, что думали, словно новые реформы осквернили церковь априори, и чтобы спасти свою душу, нужно было совершать либо личный подвиг, либо самоотречение от окружающей действительности.

Никоновская церковь считала их грешниками, а «добровольную мученическую смерть» — самоубийством, грехом. Поэтому почти всегда пойманных старообрядцев предавали анафеме.

 

Раскол русской православной церкви в XVII веке

Церковный раскол 17 века



Целью работы является изучение предпосылок и последствий одного из самых крупных духовных переворотов в истории России — церковного раскола на Руси в XVII веке, а также его влияние на укрепление абсолютизма.

Ключевые слова: православная церковь, старообрядчество, церковная реформа, церковный раскол, Аввакум, абсолютизм, XVII век.

В истории русского государства одну из самых значительных ролей играет русская православная церковь. Во времена противостояния монголо-татарскому игу, например, именно православная вера определяет религиозное самосознание русских. Невозможно переоценить роль христианства в объединении русских земель и создании объединённого Московского государства.

Церковь всегда обладала значительной экономической мощью. Храмы обычно строили в стратегически важных для обороны страны местах. Учитывая тот факт, что церковь была в состоянии выставить на военную службу до 20 тысяч ратников, несложно догадаться, что данное обстоятельство позволяло церкви иметь значительный авторитет.

В середине XVII века в отношениях между церковью и высшей властью государства произошла переориентация. Во многих исторических источниках бытует мнение, что лишение церкви феодальных привилегий и подчинение её государственной власти было неизбежным следствием становления абсолютизма в России.

Таким образом, церковный раскол, произошедший в XVII веке, как результат церковной реформы, проведенной во времена патриаршества Никона, можно считать одним из важнейших факторов русской истории.

Важно

В 988 г. Русь принимает христианство от Византии, вместе со всеми его обрядами и богослужебными книгами. С того момента русская православная церковь ставила перед собой цель оставить все это наследие в его первозданном виде.

Основной проблемой для церкви было то, что в процессе переписывания рукописных церковных книг в них неизменно стали появляться различного рода ошибки и неточности.

Начиная с XVI века несколько раз предпринимались попытки исправить все церковные книги, путем сравнения их с греческими.

Все эти начинания активно поддерживались государственной властью, однако их было недостаточно, потому что они были непоследовательны и не принимали массового характера. К тому же усложняло ситуацию постоянно увеличивающееся количество церквей в России, территория которой становилась все больше [1].

В 1653–1656 гг., во времена правления Алексея Михайловича, проводится церковная реформа. Главой церкви в то время являлся патриарх Никон.

Реформа была направлена, прежде всего, на то, чтобы провести всеобщую унификацию церковных обрядов и исправить по греческим образцам богослужебные книги.

Также во время проведения церковной реформы были поставлены задачи по централизации церковного управления, укреплению власти патриарха и увеличению налогов, которые взимались с низшего духовенства.

Внешнеполитические мотивы реформы были в том, чтобы произвести сближение российской и украинской церквей из-за присоединения к России в 1654 г. Левобережной Украины. До момента присоединения украинская церковь подчинялась Константинопольскому греческому патриарху и аналогичную реформу уже успешно провела.

Совет

Реформа по установлению единообразия церковной службы и обрядов была начата патриархом Никоном, который опирался на их греческие аналоги.

Главными нововведениями Никона были следующие: замена двуперстия (теперь крестное знамение следует творить тремя пальцами); крестный ход теперь необходимо совершать не востока на запад, а с запада на восток; во время богослужения теперь вместо земных поклонов следует делать поясные, славословие Богу нужно произносить не дважды, а трижды, и многие другие.

Далее патриарх Никон подверг критике иконописцев, использующих приёмы живописи, перенятые из Западной Европы. Все богослужебные книги по требованию патриарха доставили на перепроверку в Москву. Если в книгах обнаруживались ошибки или расхождения с греческими образцами, то они уничтожались, а вместо них издавали и рассылали их исправленные варианты.

Несмотря на то, что новшества, привнесенные реформой, были чисто внешними и не затрагивали саму православную веру, простыми набожными людьми реформа воспринималась как попытка посягательства на веру отцов и их предков, так как изменялись многие устоявшиеся традиционные обряды.

На самом деле, церковная реформа имела довольно ограниченный характер. Но все эти незначительные по большей степени перемены изрядно потрясли общественное сознание, стали довольно враждебно восприниматься крестьянами, купцами, казаками и ремесленниками. Даже некоторые аристократы, такие, например, как боярыня Р. П. Морозова и её сестра Е. П. Урусова отрицательно отнеслись к реформе.

Все это привело к возникновению церковного раскола. Церковь распалась на сторонников реформы — никонианцев (к ним принадлежала, в основном, вся церковная иерархия и верующие, привыкшие подчиняться верховной власти) и противников реформы — старообрядцев, которых никонианцы прозвали церковными раскольниками.

Одним из самых активных противников проведения никонианской церковной реформы был протопоп Аввакум. Он был одним из основателей старообрядческого движения. Этот человек обладал невероятной силой духа, за счет того, что приучался с детства к аскетизму и умерщвлению плоти.

Широкая осведомлённость в церковной литературе и природный дар к проповедованию способствовали быстрой карьере Аввакума в церкви — в 23 года он становится попом, а в 31 год его назначают протопопом в г. Юрьеве-Польском. Аввакуму было довольно сложно жить в окружении простых людей.

Обратите внимание

Он считал своё стремление к святости и отвращение от мира естественным для человека, и это не давало ему возможности уживаться в каком-либо приходе из-за неустанного преследования им отступлений от обычаев церкви и мирских потех.

В среде старообрядцев Аввакум является почитаемой фигурой, даже считается святым мучеником.

Гонимый «паствой» Аввакум переезжает в Москву, где происходит его знакомство с придворным духовенством и молодым царем Алексеем Михайловичем. Его определяют в церковь Казанской Божьей Матери, где вновь проявляется его необычайный дар к проповедованию — слушать его проповеди стекается огромное количество верующих. Именно Аввакум возглавляет движение сопротивления церковной реформе [2].

Старообрядцы, как приверженцы старой веры, начинают прятать, спасая от уничтожения «неправильные», по мнению сторонников реформы, церковные книги. Их начинают преследовать за это как светские, так и духовные власти.

Защитники старой веры начинают уходить в леса, спасаясь от гонений власти, где объединяются в общины, создают в глуши скиты. Одним из главных оплотов старообрядчества был Соловецкий монастырь.

Он находился в осаде в течение восьми лет с 1668 по 1676 год, пока воевода Мещеряков не взял его штурмом и не повесил всех мятежников.

Сам процесс церковного раскола был социальным движением, который подпитывался социально-апокалиптической утопией. Смысловой аспект сопротивления раскольников состоял не просто в привязанности к отдельным обрядовым мелочам. Старообрядцы возродили в своей среде древние мифы и легенды об «Антихристе» и наступлении «конца света».

Произошло это из-за того, что русская православная церковь долгое время внушала обществу, что русское православие — это единственное оставшееся хранилище христианской истины после падения главного оплота христианства — Византийской империи.

Русская местная церковная обрядность много веков признавалась неприкасаемой святыней.

Важно

Вследствие этого, реформа, вносившая изменения сугубо частного характера, вызывала широкий общественный резонанс, а все эти изменения были восприняты как попытка посягнуть на до сих пор неприкасаемую религиозную традицию.

Большинство старообрядцев видели в царе Алексее Михайловиче уже пришедшего Антихриста. Протопоп Аввакум, как главный идеолог старообрядческого движения, мечтал, что еще до «Страшного суда» собственноручно сумеет наказать своих главных врагов. Он говорил: «А царя Алексея велю Христу на суде поставить.

Того мне надобно шелепами медными попарить». Антихриста видели в молодом царе потому, что на самом деле церковная реформа готовилась именно во дворце. Вокруг царя сложился круг очень влиятельных людей, в котором наиболее выделялись благовещенский протопоп и царский духовник Стефан и боярин Ф. М. Ртищев.

Среди этих людей и был изначально придуман план по исправлению богослужебных книг и унификации религиозных обрядов по греческим образцам.

Таким образом, не патриарх Никон был прародителем церковной реформы — его привлекли к делу, начатому еще во дворце, и посвятили в уже разработанные планы проведения реформы [3].

Позитивная политическая программа у движения «раскола» отсутствовала, равно как и у практически всех других подобных движений в Средние века.

Значение церковной реформы в социально-политическом плане состояло, в конечном счете, в усилении абсолютизма в России.

Единому централизованному государству с одной государственной религией должны были соответствовать и общие внешние формы культа — одинаковый текст молитв, один и тот же чин богослужения, одни и те же формы религиозных обрядов.

Совет

Старообрядцы не расходились в догматах (основных положениях вероучения) с православной церковью, а лишь не признавали изменения некоторых старых обрядов, а также отмены Никоном некоторых из них, поэтому и назвались они не еретиками, а только раскольниками.

Правительство, встретив сопротивление противников реформы, начало активные репрессии против старообрядцев. Аввакума, попа Лазаря, монаха Епифания, дьякона Фёдора и других вождей раскольнического движения сослали в город Пустозёрск.

Каждому из них, кроме Аввакума, вырвали языки и отрезали пальцы на правой руке, чтобы они не могли больше проповедовать старые идеи, не могли креститься двуперстно, а также писать.

Царица Мария Ильинична, вместе с сестрой царя Алексея Михайловича — Ириной Михайловной заступились за протопопа Аввакума, и тот избежал этой страшной казни [2]. В Пустозёрске вожди старообрядцев были заключены на 14 лет в земляную тюрьму, а потом были сожжены.

После смерти идеологических лидеров раскола многие старообрядцы стали принимать «огненное крещение» — сжигать самих себя.

Священный собор, который был проведен в 1666–1667 гг. одобрил результаты проведенной реформы церкви. Никона сместили с поста патриарха, а все старообрядческое движение прокляли за непокорность высшей духовной власти. Защитники старой веры больше не признавали церковь, которая отлучила их от себя.

По этой причине в 1674 году раскольники принимают решение прекратить молитвы о здоровье царя. Это означало полный разрыв отношений старообрядцев и существующего в те времена общества, в среде раскольников началась борьба за сохранение идеалов правды лишь внутри своих скитов и общин.

В XVII веке данный разрыв, сильно ослабив влияние церкви, послужил предпосылкой для последующего полного подчинения церкви власти государства [3].

Обратите внимание

Церковная реформа, проведенная в XVII веке, в конечном счете, значительно укрепила абсолютизм в России.

Церковный раскол, как и сама реформа церкви, стали одними из крупнейших в истории России социальных и духовных переворотов, которые не только отразили тенденции церкви к унификации, единообразию и централизации, но и привели к возникновению резонанса в обществе и повлекли за собой обширные социокультурные последствия.

Раскол потряс сознание миллионов людей, которые в итоге усомнились в легитимности существующего миропорядка, проявил разрыв между светской официальной властью и властью духовенства, начал пробуждать общественную мысль и приготовил плацдарм для грядущих реформ и преобразований.

Литература:

  1. Деревянко А. П. История России / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2006. — 560 с.
  2. Гудзий Н. К. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот., коммент. Н. К. Гудзия и др. — Иркутск: Вост.-Сиб., 1979. — 368 с.
  3. История России с древнейших времен до конца XVII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; под ред. Л. В. Милова. — М.: Эксмо, 2010. — 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): церковная реформа, церковный раскол, Россия, церковь, реформа, книга, старообрядческое движение, старая вера, русская православная церковь, государственная власть.

Церковный раскол XVII века

Церковный раскол 17 века

Правление царя Алексея Михайловича ознаменовалось крупнейшим духовно-религиозным кризисом, поразившим общество в результате предпринятой по инициативе патриарха Никона церковной реформы.

Необходимость такой реформы диктовалась потребностью в укреплении позиций церкви и усилении её влияния на прихожан, частично ослабленного за годы Смуты.

Первые шаги в данном направлении были осуществлены патриархом Филаретом, который принял ряд мер по ужесточению требований к поведению и образу жизни белого и чёрного духовенства, по борьбе с проявлениями язычества в повсœедневной жизни, с проникновением в страну протестантских учений.

Серьёзнейшей проблемой, с которой столкнулся и только начал её решать Филарет, оказалось отсутствие внутри церкви единства богослужебных книг и церковных обрядов.

Многочисленные расхождения в них накопились за столетия, когда религиозная литература копировалась от руки, что вело к неизбежным ошибкам переписчиков, а низкий уровень образованности многих священников способствовал произвольной трактовке исполнения ими того или иного церковного обряда.

В 1640-е гᴦ. в Москве возник кружок, объединивший как представителœей духовенства, так и светских людей, озабоченных данной проблемой и обсуждавших пути её решения (т.н. ʼʼревнители благочестияʼʼ или ʼʼбоголюбцыʼʼ).

Среди них личными качествами — силой воли, убеждённостью в правильности своих взглядов, умом — выделялись архимандрит одного из московских монастырей Никон и провинциальный священник протопоп Аввакум.

Под влияние этого кружка и лично Никона подпал и царь Алексей Михайлович, разделивший их взгляды относительно крайне важно сти ввести единство книг и обрядов. При поддержке царя Никон сначала стал новгородским митрополитом, а затем и патриархом (1652 ᴦ.).

Важно

Заняв высший пост в церковной иерархии, Никон выступил инициатором унификации литературы и обрядов, в чём получил полную поддержку царя. При этом между прежними ʼʼбоголюбцамиʼʼ возникли острые противоречия относительно того образца, который должен быть принят для введения единообразия.

Никон считал необходимым править книги и обряды по греческому первоначальному образцу, принятому в Константинополе. Аввакум, превратившийся в главного оппонента Никона, настаивал на крайне важно сти взять за образец древнерусские церковные традиции.

Царь после некоторых колебаний принял сторону Никона.

Поддержка царя позволила Никону добиться на церковном соборе 1654 ᴦ. одобрения целого ряда исправлений, которые стали впредь вноситься в книги и обряды.

Важнейшими из них стали новое написание имени Христа (Иисус вместо Исус) и замены: двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, восьмиконечного креста на четырёхконечный, хождения при обряде крещения по солнцу на хождение против солнца. Были также внесены многочисленные изменения в тексты молитв.

Будучи крайне честолюбивым человеком, Никон постарался использовать реформу для того, чтобы поставить свою духовную власть вровень с царской, занять в стране такое же положение как патриарх Филарет. Притязания Никона на владение светской властью привели к его столкновению с царём.

Переоценив степень своего влияния на Алексея Михайловича, Никон демонстративно отказался выполнять патриаршие обязанности, надеясь, что, испугавшись этого, царь пойдёт навстречу его желаниям. Но Алексей Михайлович не только не уступил, но в конечном итоге добился, чтобы на церковном соборе 1666 ᴦ.

Никона официально лишили сана патриарха, после чего его сослали в отдалённый северный монастырь, где в 1681 ᴦ. он умер.

Уход Никона не остановил проведение реформы, в котором главную роль теперь стало играть государство. Но, как при Никоне, так и без него внедряемым новшествам было оказано сильнейшее сопротивление со стороны значительной части духовенства и рядовых прихожан.

Совет

Дело в том, что исправление религиозных обрядов и текстов затрагивало, что не было в полной мере оценено инициаторами реформы, чрезвычайно чувствительную для сознания средневекового человека проблему следования канону.

Канон выражал верность старинœе и воспринимался как навсœегда данная истина, в связи с этим малейшие изменения, вносимые в него, подвергали сомнению всю картину мироздания. Общество, пережившее страшную катастрофу Смуты, искало опоры в традиции.

В верности следования устоям, прежде всœего – религиозным, которые были на Руси ʼʼиспокон вековʼʼ, многим противникам изменений виделось едва ли не единственное средство спасения своей души.

По этой причине Аввакум и его сторонники расценили реформу как измену истинной вере.

По их мнению, государственной властью и церковным руководством овладел антихрист, который хочет погубить истинное православное царство — Третий Рим. В ответ церковный собор 1656 ᴦ.

отлучил от церкви всœех сторонников старой веры (старообрядцев), что и ознаменовало окончательный раскол внутри общества.

Массы сторонников старой веры уходили в глухие леса Русского Севера, Урала и Сибири, где создавали свои посœелœения, бежали за границу, прибегали к групповым самосожжениям, особенно, когда их пытались насильственно заставить отказаться от своих взглядов.

Доходило и до вооруженного сопротивления: так, в 1668-1676 гᴦ. монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформу, оборонялись от посланных против них войск. Аввакум был арестован, подвергся ссылке и тюремному заключению, но не изменил своей позиции и в 1682 ᴦ.

был казнён (сожжён вместе со своими ближайшими сподвижниками).

Размах старообрядческого движения объяснялся тем, что оно выступило не только против исправления обрядов, но в целом за возврат к старинœе, к тем порядкам, которые существовали в русских землях в древности, то есть тогда, когда ещё не сложилась система самодержавной власти и крепостного права. Эта социальная составляющая старообрядческого движения обеспечила участие в нём людей, принадлежащих к разным сословиям, включая представителœей дворянства и даже отдельных боярских фамилий.

В результате церковная реформа явилась социальным и духовным потрясением русского общества, породившем раскол между миллионами верующих и светской и духовной властью, заставившим массы людей усомниться в законности и справедливости существующего миропорядка, самодержавной власти и официальной церкви.

  • — Портрет XVIII века

    С исходом XVII века манерность и условность, водворившиеся во всех видах живописи, помешали портрету удержаться на достигнутой им высоте. Жанр деградировал и был отодвинут на второй план как в живописи, так и в скульптуре. Достижения реалистического портрета предаются… [читать подробнее].

  • — Портрет XVII века

    Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая… [читать подробнее].

  • — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери…. [читать подробнее].

  • — Кёльнский собор в XII—XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской… [читать подробнее].

  • — Градостроительство Рима в XVI–XVII веках.

    периоды развития Барокко: · Раннее 1580-1620е · Высокое=Зрелое 1620е-1700 · Позднее ½ 18 века Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений…. [читать подробнее].

  • — Язык архитектуры барокко XVII в.

    В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру… [читать подробнее].

  • — Скульптура Франции XVII века

    Контрольные вопросы и задания по теме «Скульптура барокко Германии» 1. Дайте общую характеристику развития скульптуры барокко в Германии XVII – XVIII веков. Какие факторы сыграли при этом главную роль? 2. Определите тематические границы скульптурных произведений, … [читать подробнее].

  • — Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). «Грозящий Амур» (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе — Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании… [читать подробнее].

  • — Исторические предпосылки XVII век.

    Эпоха, направление, стиль… Введение Культура барокко Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией,… [читать подробнее].

  • — Версальский ансамбль — модель Франции второй половины XVII в.

    Известен тезис Людовика XIV «Франция — это Я». Согласно этому тезису Версальский комплекс, моделируя короля, одновременно моделирует Францию. Строгая системность и иерархичность модели экстраполируется на роль и место короля во французском государстве XVII в., но также и на… [читать подробнее].

  • Церковный раскол XVII века (стр. 3 из 9)

    Церковный раскол 17 века

    Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужёбные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

    Таким образом, деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, – к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.

    Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

    1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстие.

    2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя Исуса, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус».

    Обратите внимание

    3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца.

    4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член), читается:

    «И в духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго» после же исправлений слово «истиннаго» было исключено*[13] .

    5. Вместо сугубой, то есть двойной аллилуии*[14] , которую творила Русская Церковь с древних времен, была введена «трегубая» (тройная) аллилуия.

    6. Божественную литургию в древней Руси совершали на семи просфорах, новые «справщики» ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключали.

    Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий Русской Православной Церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.

    Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания.

    Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения.

    Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями и искажениями. Многие предпочитали умереть, чем предать веру своих отцов и дедов.

    Патриарх Никон начал свои реформы с отмены двоеперстного сложения.

    Вся Русская Церковь творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два последних) складывали православные христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого.

    Важно

    Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя греческая церковь. Двоеперстие идет с апостольских времен. Святые отцы свидетельствуют, что и Сам Христос благословлял своих учеников именно таким перстосложением. Никон же отменил его.

    Он сделал это самовольно, без соборного решения, без согласия церкви и даже без совета с каким-либо епископом. В то же время он приказал знаменоваться троеперстием*[15] : складывать первые три перста во имя св. Троицы, а два последние имёть праздными, т. е. ими ничего не изображать. Христиане говорили: новый патриарх упразднил Христа.

    Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать.

    Кроме того, что в нем не изображаются два Христова естества, еще и неправильно изображать на себе крест тремя перстами во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого Христа. Выходит, будто св. Троица была распята на кресте, а не Христос по своему человечеству. Но Никон, ни с какими доводами не хотел считаться.

    Воспользовавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предложил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали следующее: «Предание, прияхом с начала веры от святых апостол и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки.

    И кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа, и проклята*[16] ».

    Подобное осуждение сначала было провозглашено в присутствии, множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль». Как громом поразили русский народ эти безрассудные проклятия и отлучения.

    Русский благочестивый народ, вся Русская Церковь не могли согласиться с таким, крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками – греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св.

    Совет

    отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился на этом. В Книге «Скрижаль» к только что приведенным он добавил новые осуждения.

    Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие, как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестия» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (армян и несториан).

    В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого истинным. В сущности, Никон и его помощники проклинали Русскую Церковь не за ереси и погрешности, а за истинно православное исповедание веры и за древние церковные предания.

    Противники Никона

    Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны видных Духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов – Аввакума, Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и других. Эти лица пользовались в народе огромным уважением за их пастырскую деятельность.

    Протопопы Иоанн Неронов и Аввакум обладали большим даром слова. Они умели говорить просто и ясно, горячо и вдохновенно. Они не стеснялись говорить правду в глаза сильным «мира сего» сего, обличали пороки и преступления властей, были прямодушными и честными.

    Но их устные проповеди, письма с обличениями церковных нововведений.

    Верные и стойкие поборники церковной старины вскоре подверглись жестоким мучениям и казням по приказам патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Первыми мучениками за правую веру были протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел Коломенский. Они были высланы из Москвы в первый год реформаторской деятельности Никона (1653–1654 гг.).

    На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: «Мы новой веры не примем», за что без соборного суда был лишен кафедры.

    Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с не го мантию и велел немедленно отправить в ссылку в монастырь.

    В монастыре епископ Павел был тяжелым мучениям и, наконец, сожжен в срубе.

    Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел патриарх-мучитель и убийца. Никон начал свои реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем, не с молитвы церковной, а с кровопролития и убийства. Все трепетали перед ним, и никто из епископов уже не посмел выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо они соглашались с его требованиями и распоряжениями.

    Никон недолго пробыл на патриаршем престоле, всего семь лет. Своим властолюбием и гордостью он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел у него разрыв и с царем. Никон вторгался в дела государства, возмечтал даже стать выше царя и полностью подчинить его своей воле.

    Алексей Михайлович стал тяготиться Никоном, охладел к нему и лишил его прежнего внимания и дружбы. Тогда Никон задумал воздействовать на царя угрозой, что ему раньше удавалось. Он решил публично отречься от патриаршества, рассчитывая на то; что царь будет, тронут его отречением и станет упрашивать, не покидать первосвятительского престола.

    Никон хотел воспользоваться этим и потребовать от царя, чтобы тот повиновался ему во всем, поставив царю условием, что только в этом случае он останется на патриаршем престоле. Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. Наторжественной литургии в Успенском соборе в Кремле 10 июля 1658 г.

    Обратите внимание

    он объявил с амвона, обращаясь к духовенству и народу: «От лени я окоростовел, и вы окоростовели от меня. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема… Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора.

    Царь, узнав об уходе патриарха с престола, не стал удерживать его. Никон отправился в Воскресенский монастырь, прозванный им «Новым Иерусалимом», и стал жить здесь.

    В это время в Москву с Востока прибыл греческий митрополит Паисий Лигарид. Лигарид был тайный иезуит, получивший воспитание в Риме. Восточные патриархи за его иезуитство предали его проклятию и лишили сана. В Москве Паисий Лигарид прибыл с подложными грамотами и сумел обмануть царя и снискать к себе его доверие.

    Этому ловкому и изворотливому человеку и было поручено дело Никона. Паисий сразу стал во главе всех церковных дел в России. Он заявил, что Никон «должен быть проклят как еретик» и что дл этого нужно созвать в Москве большой, собор при участии восточных патриархов.

    Никон знал, кем был Лигарид и беспомощно ругал его, называя «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником», «мужиком». С Востока были получены достоверные сообщения, что Паисий Лигарид действительно католик, состоит на службе у римского папы и что восточные патриархи, низвергли его и прокляли.

    Но так как царю не на кого было опереться в борьбе с Никоном, то Паисий Лигарид все-таки остался управителем церкви.

    Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчествоКраткая историческая справка

    Церковный раскол 17 века

    Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

    Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной Церкви.

    За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640-х – начале 1650-х годов и просуществовавшего до 1652 года.

    Важно

    Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская Церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.

    Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее – патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными Церквами.

    В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской Церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой Церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней.

    Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия.

    Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований.

    В сознании своего «долга» упразднения всех литургических и обрядовых различий с Церковью греческой, патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам.

    Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, патриарх Никон указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении.

    Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного.

    Именно этот указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы Ефрема Сирина (четыре вместо 16), а также предписание креститься тремя перстами вместо двух вызвал огромный протест верующих против такой литургической реформы, который со временем перерос в церковный раскол.

    Также в ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах:

    Совет

    Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям даже в формулировках Символа Веры – убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»). В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истиннаго») из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, по аналогии с греческими текстами в имя «Ісусъ» в новопечатных книгах была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисусъ».

    На богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза (сугубая аллилуйя) было велено петь три раза (трегубая). Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца, а не посолонь.

    Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный.

    Кроме этого предметом критики патриарха Никона стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев.

    Далее патриарх ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения – в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

    Реформы патриарха Никона ослабляли и Церковь и государство.

    Видя, какое сопротивление со стороны ревнителей и их единомышленников встречает предпринятое исправление церковных обрядов и богослужебных книг, Никон решил придать этому исправлению авторитет высшей духовной власти, т.е. соборной.

    Никоновские нововведения были одобрены церковными Соборами 1654–1655 годов. Только один из членов Собора, епископ коломенский Павел, попытался выразить несогласие с постановлением о поклонах, тем самым постановлением, против которого уже возражали протопопы-ревнители.

    Никон обошелся с Павлом не только сурово, но весьма жестоко: он заставил его осудить, снял с него архиерейскую мантию, подверг истязаниям и отправил в заточение. В течение 1653–1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

    С точки зрения патриарха Никона, исправления и богослужебные реформы, сближающие обряды Русской Церкви с греческой богослужебной практикой, были совершенно необходимы.

    Обратите внимание

    Но это вопрос весьма спорный: острой необходимости в них не было, можно было ограничиться устранением неточностей в богослужебных книгах. Некоторые расхождения с греками не препятствовали нам быть вполне православными.

    Несомненно, что слишком поспешная и крутая ломка русского церковного обряда и богослужебных традиций не вынуждалась какой-либо действительною, насущною потребностью и необходимостью тогдашней церковной жизни.

    Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия.

    Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв.

    Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая Церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков.

    Архимандрит Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям.

    Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

    Большой Московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от Церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать Церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил и самого Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение – сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

    Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

    С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

    Важно

    Страшным последствием раскола явились гари – массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи – в конце XIX века.

    Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия – старообрядчества. К концу XVII – началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий».

    Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину.

    Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

    Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

    До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было.

    В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом).

    Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

    Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры – боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова.

    Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

    Совет

    Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел – с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

    Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной Российской Церкви и сами старообрядцы-поповцы стали предпринимать попытки сблизиться с Церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям.

    Так возникло единоверие: 27 октября 1800 года в России указом императора Павла единоверие было учреждено как форма воссоединения старообрядцев с Православной Церковью.

    Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную Церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

    Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной Церковью, создали свою церковь.

    В 1846 году они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который «посвятил» старообрядцам двух первых «епископов». От них и пошла т.н. Белокриницкая иерархия. Центром этой старообрядческой организации стал Белокриницкий монастырь в местечке Белая Криница в Австрийской империи (ныне территория Черновицкой области, Украина).

    В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов – перешедших к ним из православной Церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

    Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром – старообрядческим поселением на Рогожском кладбище в Москве. Они стали называть себя «Древлеправославной Церковью Христовой».

    В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной Церкви.

    Обратите внимание

    Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

    16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища».

    На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости», гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

    Революционные события начала ХХ века породили в церковной среде немалые уступки духу времени, проникшему тогда во многие церковные головы, не заметившие подмены православной соборности протестантской демократизацией.

    Идеи, которыми были одержимы многие старообрядцы начала ХХ века носили ярко выраженный либерально-революционный характер: «уравнение в статусе», «отмена» решений Соборов, «принцип выборности всех церковно-служительских и священно-служительских должностей» и т.п.

    – штампы эмансипированного времени, в более радикальной форме сказавшиеся в «самой широкой демократизации» и «самом широком доступе к лону Отца Небесного» обновленческого раскола.

    Неудивительно, что эти мнимые противоположности (старообрядчество и обновленчество), по закону диалектического развития, в скором времени сошлись в синтезе новых старообрядческих толков с обновленческими лжеиерархами во главе.

    Вот один из примеров. Когда в России разразилась революция, в Церкви объявились новые раскольники – обновленцы. Один из них, обновленческий архиепископ Саратовский Николай (П.А.

    Позднев, 1853–1934), бывший под запрещением, стал в 1923 году родоначальником иерархии «Древлеправославной церкви» в среде беглопоповцев, не признававших Белокриницкую иерархию.

    Ее административный центр несколько раз перемещался, а с 1963 года обосновался в Новозыбкове Брянской области, отчего их еще называют «новозыбковцами»…

    В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

    — «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

    — «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

    — «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

    Важно

    Поместный Собор РПЦ МП 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года. Деяния Собора 1971 г. заканчиваются следующими словами: «Освященный Поместный Собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру».

    Известный церковный историк протоиерей Владислав Цыпин, рассказывая о принятии этого деяния Собора 1971 года, констатирует: «Старообрядческие общины не сделали после акта Собора, исполненного духом христианской любви и смирения, встречного шага, направленного на уврачевание раскола, и продолжают пребывать вне общения с Церковью».