Апостолы в христианстве — хочу знать

Содержание

Говорят, что христианство, которое мы все знаем — выдумка апостола Павла

Апостолы в христианстве — хочу знать

Валантен де Булонь (предполагается). «Святой Павел пишет послания» 1618—1620

Порой приходится слышать, что настоящее христианство было только до апостола Павла, Павел же разработал собственную богословскую концепцию, которая лишь использует христианскую терминологию, а по сути — совершенно другое вероучение.

И мы, христиане, на самом деле должны называться «павлианами». Это мнение нередко подается как последнее слово науки, идут отсылки к западным библеистам, и некоторые верующие испытывают, как сейчас говорят, «когнитивный диссонанс».

Откуда же взялась такая мысль, и как к ней относиться?

Тезис первый:

Идея «павлианства» построена
на философских принципах,
которые ничем не доказываются,
а просто принимаются на веру

Сразу скажу: идея, будто апостол Павел исказил христианство — это вовсе не «последнее слово библеистики».

Это довольно старая идея, бытовавшая в XIX веке у некоторых протестантских исследователей Библии.

Все последующие «реинкарнации» этой идеи происходят преимущественно в пространстве массовой культуры, в СМИ, всё это малограмотные журналистские пересказы научных споров позапрошлого века.

Обратите внимание

Думаю, правильнее будет, если я сперва в двух словах изложу суть этой идеи и ее происхождение, а потом уже расскажу о более серьезных вещах, потому что идея «павлианства» — это всего лишь частный случай, частное проявление того подхода к изучению Священного Писания, который с определенного момента стал доминирующим в западной науке.

Подход этот основан на трех принципах, принимаемых априори, без доказательств.

Во-первых, это философское учение, называемое деизмом. Суть его в том, что Бог сотворил мир, создал законы мироздания — и удалился на покой, а мир развивается с той поры совершенно независимо от Бога, и Бог никоим образом никак Себя в мире не проявляет.

Во-вторых, это теория эволюции — вернее, даже не сама дарвиновская теория, а возникшее в XIX веке убеждение, будто эволюция имеет место во всем: не только в живой природе, но и в социуме, и в культуре. То есть что всё, абсолютно всё эволюционирует, развивается от простого к сложному.

В-третьих, это диалектика Гегеля, согласно которой, развитие чего бы то ни было обязательно предполагает три фазы, три стадии: тезис, антитезис и синтез. Тезис утверждает нечто, антитезис его опровергает, а синтез примиряет тезис с антитезисом, выводит всё на качественно более высокий уровень. Замечу, что нередко это действительно работает — но вовсе не всегда!

Тезис второй:

Сторонников теории «павлианства»
не волнуют ни археологические, ни филологические,
ни культурологические исследования —
они трактуют библейские тексты,
исходя из своего мировоззрения

Описанные выше три принципа у некоторых западных (прежде всего немецких) ученых XIX века легли в основу подхода к изучению Библии. В том числе и к изучению Нового Завета.

Давайте посмотрим, как в рамках такого подхода трактуются послания апостола Павла и его жизненный путь.«Побиение камнями Св. Стефана». Рембрандт, 1625.

На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях изображен Савл

Деизм. Согласно деизму, Бог ни во что не вмешивается — а значит, то, что Христос явился Павлу на пути в Дамаск, когда тот собирался карать тамошних христиан — это всего лишь галлюцинация Павла.

Нет же никакого Богочеловека и быть не может! Соответственно, все последующие богословские построения апостола Павла — это всего лишь его собственные придумки, никакой богодухновенности в его посланиях нет (как, впрочем, нет ее и в других новозаветных текстах). Коротко говоря: Павел всё нафантазировал.

Теория эволюции. Христианство, как и любое другое явление человеческой культуры, обязано эволюционировать, развиваться от простого к сложному.

Богословская мысль апостола Павла сложна — следовательно, то, что было в христианстве до него, должно быть просто.

Павел не мог не внести качественных изменений в веру первых христиан — иначе где же эволюция? А эволюция обязана иметь место, без нее никак нельзя!

Важно

Гегелевская диалектика. Согласно ей, развитие христианства следует представлять как три стадии — тезис, антитезис и синтез. Что считать тезисом? То, что было до посланий апостола Павла.

То есть та вера, которая была у общины первых христиан, возглавляемой апостолом Петром (некоторые исследователи говорили не об общине Петра, а об общине иерусалимских христиан, возглавляемой апостолом Иаковом). А где же антитезис? Вот апостол Павел с его посланиями — это и есть антитезис евангельской простоте веры самых первых христиан.

Те-то воспринимали Иисуса Христа как человека, и это тезис, а Павел выдвинул антитезис, что Иисус Христос — это Бог. Далее, согласно диалектике, должен быть синтез, и синтез увидели в Евангелии и посланиях от Иоанна Богослова. Он, дескать, примирил эти позиции, сказав, что Иисус был Богочеловеком.

Но, — делают далее выводы адепты этой теории, — такое примирение двух совершенно разных позиций логически некорректно. Поэтому надо просто откинуть и Иоанна Богослова, и Павла, и откатиться к периоду ранней иерусалимской общины. Это, мол, и будет аутентичным, настоящим христианством.

Собственно, только на этом все и построено.

Для обоснования этого подхода не используется ничего другого — ни филологических аргументов, ни археологических, ни культурологических, не привлекаются какие-то раннехристианские тексты (к примеру, корпус текстов, получивший уже в византийскую эпоху название «Писания мужей апостольских»).

За основу берутся только канонические Евангелия и апостольские послания, но трактуются согласно вышеизложенному подходу: деизм плюс эволюция плюс гегелевская диалектика. И тогда можно прийти к самым удивительным выводам не только по поводу апостола Павла — практически вся библейская история переворачивается с ног на голову.

Тезис третий:

Идеологи «скептической школы»,
руководствуясь своей якобы научной методологией,
начали трактовать в ее свете
события Ветхого Завета

Тот подход к изучению Священного Писания, о котором шла речь, называют скептической школой. Она начала формироваться еще в XVII веке, когда в моду начал входить деизм, и позднее включила в свою идейную основу теорию эволюции (некритически распространяемую на всё и вся) и гегелевскую диалектику (это уже вторая половина XIX века).

Именно с этих позиций немецкие библеисты и начали трактовать Священное Писание. Прежде всего это Юлиус Велльгаузен и Карл Граф — они в основном занимались исследованием Ветхого Завета. А в сфере изучения Нового Завета — это так называемая Тюбингенская школа, основателем которой был Бруно Бауэр.

Применительно к Ветхому Завету за отправную точку взяли создание государства, возникновение монархической власти. Вообще для немецкой жизни той эпохи государственность была крайне важна, видимо поэтому именно ее взяли за основу.

Совет

Соответственно, первый период — это то, что было до возникновения государства. Второй — до утраты государственности (то есть до вавилонского пленения), и третий — от восстановления государственности до ее фактической утраты уже в эпоху римского владычества.

И, конечно, каждый из этих периодов воспринимался как, соответственно, тезис, антитезис и синтез.

Но по каким же критериям должны были различаться эти три периода? Велльгаузен и его ученики решили, что это, во-первых, культ, а во-вторых, вероучение (напомню, что культ и вероучение — это разные вещи). И у них выходило, что в первый период, до возникновения монархии Давида и Соломона, культ был политеистическим, как и вероучение.

Потому что развитие же идет от низших форм к высшим, и поскольку затем был монотеизм, значит, перед ним обязательно должна быть более примитивная форма, то есть политеизм. Но потом-то наступает другой период, государственный.

А крепкое государство, полагали они, возможно только там, где крепкая нравственность, а крепкая нравственность возможна лишь в том случае, если объявляется единый Бог, который дает определенные нравственные нормы. И что получается у них: в этот второй период возникает монотеистическое вероучение, а культ еще остается политеистическим.

То есть в единого Бога, Ягве, уже верят, но поклоняются Ему еще по-старому, на высотах, обряды совершают по-язычески.

Итак, первый, догосударственный, полностью политеистический период — это тезис. Второй, государственный, до вавилонского пленения — это антитезис, более развитый, более продвинутый.

Развивается политическое устройство (возникает монархическая власть), развиваются религиозные представления (появляется монотеизм пока еще только на уровне вероучения).

Обратите внимание

Наконец, период после крушения государственности, согласно мысли Велльгаузена, это синтез: еврейские мудрецы поняли, что для возрождения государства недостаточно только монотеистического вероучения, нужно еще и культ сделать монотеистическим — для этого, вернувшись из плена, евреи строят Иерусалимский храм, запрещают языческие культы.

и подчеркивать: вот в этом месте мы находим упоминание единого Бога, но вместе с тем и политеистических культов — значит, хронологически эти события надо отнести ко второму периоду, именно тогда это написано.

А вот здесь говорится о едином храме в Иерусалиме — значит, это написано в третий период. А вот здесь непонятно: вроде бы на уровне вероучения тут что-то похожее на политеизм — значит, это самые ранние части Ветхого Завета.

Так и расчерчивали библейский текст разными цветами.

Тезис четвертый:

Чтобы отделить образ апостола Павла
от «истинного христианства»,
сторонники «павлианства»
просто приписали ему психическую болезнь

Точно так же скептики подходили и к Новому Завету. Тоже обязательно должно быть три периода, являвшихся друг относительно друга тезисом, антитезисом и синтезом. Причем, поскольку эти исследователи были скептиками и придерживались деизма (а некоторые из них впоследствии и атеизма), то, конечно, ни в какое воскресение Христа из мертвых они не верили.

Они считали, что было все именно так, как в Евангелии от Матфея говорили обратившиеся к Пилату фарисеи: дескать, ученики Христа украли Его тело (Мф. 27:64). Поэтому, с их точки зрения, эти ученики, то есть иерусалимская община христиан, воспринимала Христа исключительно как человека — мудрого, праведного, но всего лишь человека. И это был тезис.Караваджо.

Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601

Антитезис должен был тезису противоречить, и антитезисом эти исследователи сочли проповедь и писания апостола Павла. При этом они даже обосновывали то, почему, с их точки зрения, явление Христа Павлу по дороге в Дамаск (описанное в книге Деяний святых апостолов, гл. 9) было галлюцинацией.

В посланиях Павла можно найти указание, что он страдал какой-то хронической болезнью (2 Кор. 12:7-9). Что это за болезнь («дано мне жало в плоть, ангел сатанин») мы не знаем.

Церковные исследователи предполагают, что это была хромота или слепота, но сторонники радикального скептического направления сразу заявили: это было психическое заболевание! Потому-то у него и было видение! И уверовав в истинность своего видения, Павел фактически создал свое оригинальное вероучение.

Сторонники скептической тюбингенской школы утверждали, что была идейная борьба между «старыми» христианами (сплотившимися вокруг апостола Петра) и «новыми», приверженцами апостола Павла. Веру первых они называли петрининизмом, а вторых — паулинизмом.

Впервые это было заявлено в конце XIX века, но на протяжении почти всего XX века скептическая школа имела немало последователей — в основном в Европе, несколько меньше в США.

Естественно, все это не осталось только внутриакадемическими спорами: любая идея рано или поздно попадает в общекультурное пространство, примитивизируется и доводится до крайностей.

Например, в 2001 году вышел фильм «The Real Jesus Christ» — «Настоящий Иисус Христос», который показали в США по каналу Discovery Civilisation, имеющему аудиторию около 50 миллионов человек.

Важно

В фильме звучит именно эта идея: что настоящее христианство было только до апостола Павла, которого христиане Иерусалима воспринимали как чужака. И мало того, что он чужак, он еще и препятствует зилотским наклонностям членов иерусалимской христианской общины.

Согласно фильму, они хотят революции против римлян, а Павел не хочет. Тут все даже проще, чем у тюбингенских скептиков, тут даже синтеза нет, а только тезис и антитезис. Просто утверждается, что христианство апостола Павла подавило христианство апостолов Петра и Иакова.

Тезис пятый:

Никакой действительно серьезной аргументации
у сторонников скептической школы нет.
Все, на чем они основываются —
предвзятое прочтение
канонических библейских книг
(вот тут верим, тут не совсем верим,тут не верим совсем,с этой фразой считаемся,

эту смело можно вычеркивать, и так далее).

Но если смотреть на новозаветные тексты без скептических шор, то мы не найдем в Новом Завете никакого противоборства между взглядами иерусалимских христиан и апостола Павла. Наоборот, в послании апостола Павла к Галатам говорится, что он встречался с теми, кого называют столпами христианства — с апостолами Петром и Иаковом (Гал 1:18-19).

Более того, в книге Деяний святых Апостолов рассказывается о том, что в Иерусалиме был созван Собор, на котором как раз и обсуждался вопрос, насколько правильной является проповедь апостола Павла (глава 15).

Причем обсуждались там даже не богословские тонкости его посланий, а вполне практический вопрос: должны ли христиане, обращенные в христианство из языческих верований, соблюдать нормы Моисеева Закона.

Евангелист Лука, написавший книгу Деяний святых Апостолов, подчеркнул, что на Соборе было принято решение: язычникам не надо соблюдать иудейские обрядовые установления, то есть Моисеев Закон. Точку зрения апостола Павла приняли даже те христиане из иудеев, которые сами продолжали соблюдать Закон. Но они поняли, что для распространения Благой Вести надо преодолеть ограниченность ветхозаветного иудейства.

Тезис шестой:

Уже больше века назад
русский библеист Глубоковский
убедительно доказал,
что в словах апостола Павла нет ничего,
что бы противоречило Евангелиям
и посланиям других апостолов

Что же до опровержения тюбингенской концепции в академической науке, то здесь прежде всего назову дореволюционного библеиста Николая Никаноровича Глубоковского, который в конце XIX века написал целую докторскую диссертацию, называвшуюся «Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу». Она потом была опубликована в переработанном виде. Два тома основного текста, том приложений, около тысячи страниц.Николай Никанорович Глубоковский, 1910 г.

Глубоковский убедительно показал, что источник того, о чем говорил апостол Павел — это Божественное откровение, что по содержанию это не противоречит ни синоптическим Евангелиям (синоптическими называют Евангелия от Матфея, Марка и Луки. — Прим. ред.), ни посланиям других апостолов.

То есть если в русской библеистике у кого-то и были какие-то симпатии к позиции Тюбингенской школы, то после публикации книги Глубоковского их не осталось.

И ни на протяжении всего XX века, ни сейчас, в XXI, в России нет православных исследователей, которые бы говорили о «петринизме» и «паулинизме».

Но, к сожалению, в области Ветхого Завета у нас такой фундаментальной работы не сделано, поэтому и сейчас встречаются попытки расчленить Пятикнижие Моисеево на несколько разных источников, предлагаются нетрадиционные датировки событий Священной истории.

Тезис седьмой:

Надо понимать,что все подобные гипотезы зиждутся

на нехристианских априорных предпосылках.

Если мы христиане,то мы не можем считать,будто Бог не вмешивается

в человеческую историю.

Напротив — вся история Ветхого и Нового Завета
говорит именно о том, что Бог может вмешаться в любой момент

Мы, христиане, не разделяем точку зрения, что в религиозной жизни имеет место эволюция от политеистических форм к монотеистическим. Напротив, сам по себе политеизм возникает там, где люди забыли то, что когда-то знали: Единого Бога.

Между прочим, современные религиоведческие исследования говорят о том, что, во-первых, в любом политеизме сохраняются какие-то рудиментарные представления о Едином Боге.

Совет

Во-вторых, что так называемые «примитивные религии» — чрезвычайно сложные и ни о каком эволюционном процессе от простого к сложному говорить не приходится. Это было убедительно показано известным антропологом Эвансом Притчардом в знаменитой работе «Примитивные религии».

И, наконец, мы вовсе не обязаны считать гегелевскую диалектику универсальным лекалом, которое можно приложить к каждому историческому периоду и каждому явлению. Диалектика иногда бывает верна, но сфера ее применимости все же ограничена.

И еще надо вот что понимать: современные последователи скептической школы оперируют именно конечными выводами, но свои исходные методологические предпосылки не афишируют.

Даже не потому, что специально скрывают, никакой конспирологии здесь нет — просто полагают их настолько самоочевидными, что и незачем упоминать.Василий Суриков.

Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста. 1875

Но для нас, христиан, эти предпосылки не просто не очевидны, а очевидно неприемлемы.

Вместе с тем, это не означает, что мы должны занимать какую-то обскурантскую позицию и считать все наработки этого научного направления, не имеющими никакой ценности.

Поразительным образом, при всей своей спорности они вызвали дискуссию, которая спровоцировала рост академических исследований Библии, гораздо более важных и ценных, чем ее отправная точка.

Но такое восприятие «скептической школы» требует серьезного научного изучения, а не формата скандальных фильмов.

——————————————

Апостолы в христианстве — хочу знать

Апостолы в христианстве — хочу знать

Новый Завет часто упоминает слово «апостол» в разных вариациях. Обычно этот термин встречается в жизнеописании Иисуса Христа. Что такое апостол, определение значения этого термина вы узнаете из этой статьи.

Первые христиане

Последователи христианского учения прекрасно знали, что такое апостол в Древнем Риме. Определение этого слова трудно понять, если не знать истории раннего христианства.

Идеи христианского мира были абсолютно новыми среди приверженцев традиционных религий того времени.

Обратите внимание

Жители Римской империи жили в трех частях света — в Европе, Азии и северной Африке, общались на разных языках, имели различное воспитание и мировоззрение.

Последователям новой религии было нелегко. Для того чтобы распространить христианское учение, нужно было постоянно путешествовать, общаться с новыми людьми, распространять новое учение о Боге и обладать великим даром убеждения. Первые люди, посвятившие себя этой деятельности, называли себя апостолами.

Объяснение термина

О том, что такое апостол, можно узнать из перевода этого термина с греческого языка. Старинное слово восходит к ἀπόστολος, что означает «посол», или «посланник».

Первые апостолы объясняли, что они посланники нового учения и новой веры. Они несли весть о Сыне Божьем и о жертве, на которую он пошел во имя людей. По преданию, это слово ввел в оборот сам Иисус Христос.

Так он называл своих ближайших учеников и последователей.

Первые апостолы

Христианская церковь дает четкое определение того, что такое апостол. В Новом Завете так называют тех, кто не понаслышке знал Христа, помогал ему и следовал его учению. Поначалу апостолами считались двенадцать наиболее близких ему людей, разделявших новое учение.

После предательства Иуды ряды апостолов пополнились еще двумя верными последователями нового учения. Так учеников и наиболее ревностных последователей христианства стало тринадцать. Существует отдельная книга Нового Завета, повествующая о деятельности апостолов после смерти Христа и его воскрешения из мертвых.

Они совершили множество славных деяний, распространили новые идеи, но из-за преследования властей почти все погибли мученической смертью.

Христианство и Рим

Римская империя поначалу крайне отрицательно относилась к новой вере. Приверженцы христианства узнавали на своем горьком опыте, что такое апостол в Древнем Риме.

Христианство преследовалось, а последователи нового учения подвергались жестоким гонениям. Они были вынуждены скрываться в катакомбах, шепотом, украдкой передавать весть о Спасителе.

Недаром символом первых христиан были рыбы – как знак тайны и безмолвия.

«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы

Несмотря на притеснения, новое учение продолжало шириться и привлекать в свои ряды новых и новых адептов. Вскоре апостолы приняли в свои ряды еще 70 верующих. Это событие описано в отдельной книге Нового Завета, которая носит название «Деяния апостолов». Все новообращенные являлись учениками Христа и проповедовали новую веру.

Ίχθύς (мраморная стела, начало III века

История слова «апостол»

Через некоторое время государственные власти Рима осознали нецелесообразность борьбы с новой религией. Христианство получает государственную поддержку и становится официальной верой.

Что такое апостол, чем занимается этот человек и какое место он занимает в христианстве — уже знают в западной и восточной частях Римской империи.

Одна из важнейших книг христианства носит название «Апостол».

Постепенно слово становится очень популярным и в некоторых областях становится названием или даже фамилией. Среди восточных славян фамилия Апостол довольно распространена.

Апостол – известная династия украинских казаков, давших стране нескольких гетманов. В России существовал дворянский род Муравьевых-Апостолов, известный своим участием в декабристском движении.

В Болгарии и Сербии это довольно распространенная фамилия. В Греции существует такое имя.

В русской речи это слово может использоваться и в переносном значении. Ранее на вопрос «Что такое апостол?» юристы могли ответить, что это апелляция. Литературоведы – что так называлась первая печатная книга на русском языке, вышедшая в середине 17 века.

  • В настоящее время слово Апостол обозначает убежденного сторонника какой-либо идеи.

12 апостолов Иисуса Христа: жизнеописание учеников Мессии

Апостолы в христианстве — хочу знать

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость.

А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет.

Важно

Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.

Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей — это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса, пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр — был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей — брат Петра, который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей — или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн — бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев — брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев — рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот — предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев — был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий — был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп — родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот — самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома — по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников, поскольку проповедовал в основном им.

Иисус с учениками на Тайной вечере

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским — поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно. Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Как проповедовали апостолы?

Апостолы в христианстве — хочу знать

Какими миссионерами были апостолы? Почему люди, в том числе и только что кричавшие «Распни», сбегались на проповедь, каялись и обращались?
Проповедь апостолов стала ответом на призыв Христа: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20) — по сути, единственное задание, которое Он им оставил.

Да, но как это сделать? Книга Деяний с самого начала приводит и другие слова Христа: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8).

В этих кратких словах изложена вся суть апостольского миссионерства: действовать будут они сами, но сила проповеди будет заключаться не в их собственных умениях или выдающихся достижениях, а в Духе, Которого они примут, но и Дух будет действовать именно через них.

Совет

Проповедь начнется в самом священном городе, она будет обращена прежде всего к своим (иудеям), но ими не ограничится. Сначала апостолы пойдут к соседним народам (самарянам), а потом доберутся и до стран, о которых еще ничего не слышали.

Но самые главные слова — «будете Мне свидетелями». Суть проповеди будет заключаться в свидетельстве о Христе, и свидетельстве не только словесном.

Вся их жизнь будет отныне показывать людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником.

Не случайно это слово, «свидетель» (по-гречески ??????), стало впоследствии обозначать мученика — того, кто готов принять мучительную смерть, если только так сможет он явить людям Христа.

Конечно, перенестись во времена апостолов (или их перенести в наше время) невозможно.

Тогда, около двух тысяч лет назад, апостолы предлагали людям новое учение, писали историю Церкви с чистого листа, — сегодня так уже не получится, христианство воспринимается как нечто давно и хорошо известное, и зачастую под этим «известным» понимается грубая карикатура.

К тому же мы сегодня оказались хранителями огромного исторического и культурного наследия, оно привлекает людей само по себе, и нередко возникает желание говорить именно о нем, а не о Христе. Но тогда это уже культурное просветительство, а не христианская проповедь.

Апостолы путешествовали налегке, без всего этого багажа… или все-таки со своим багажом? Ведь они проповедовали не папуасам, не эскимосам, которые слыхом не слыхивали о Едином Боге и нуждались в разъяснении самых азов.

Обратите внимание

Они приходили к иудеям, ожидавшим прихода Мессии, а потом и к эллинам, среди которых эти иудеи жили (судя по всему, первыми тут были не язычники, а прозелиты, принявшие веру в Единого и потому уже знакомые с религией Израиля).

Апостолы говорили на языке людей того времени, отвечали на их сомнения и вопросы, говорили о том, что исполнились их давние ожидания, и потому они были услышаны.
Проповедь Христа, а не правил поведения

Собственно, они сначала и не отправлялись ни в какие миссионерские поездки. Они просто собирались вместе: не только молились, но и жили единой общиной. И в день Пятидесятницы на них сошел Дух, и все, кто собрались из разных стран на праздник в Иерусалим, услышали, как апостолы говорят на их родных языках.

Одни прислушались и задумались, другие сочли апостолов пьяными, но в любом случае именно это событие стало подлинным началом миссии. Община жила подлинной христианской жизнью, и она испытала воздействие Духа, и это не осталось незамеченным.

Теперь надо было объяснить людям, что же такого особенного было в этой общине.

Еще не раз в книге Деяний прозвучит напоминание: формального крещения недостаточно, необходимо действие Духа, которое не обеспечивается соблюдением правил и ритуалов. Но где есть Церковь, там будет и Дух.

Речь Петра во второй главе Деяний — краткое изложение проповеди, которую апостолы несли своим собратьям, народу Израиля. Апостол начинает с ветхозаветного пророчества и показывает, что оно сбылось здесь и сейчас. Затем он говорит только об одном: о Христе.

Удивительно, если задуматься! Люди были привлечены чудом, они заинтересовались общиной — и как легко можно было начать их «воцерковлять», объяснять молитвы, правила поведения и т. д. Но Петр не говорит об этом ни слова, а только о Христе.

Он, как чистое оконное стекло, не приковывает взглядов к себе, но позволяет увидеть Главное: весть о Христе, путь к спасению.

А что же воцерковление, как называем мы это сегодня? Проповедь имела огромный успех: «…охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42).

Обращение стало началом их церковной жизни, и в этой жизни апостолы стали для обращенных наставниками, но книга упоминает об этом мимоходом, не уточняя, как именно все это происходило. Она только подчеркивает, что первые христиане жили единой общиной, не только молились сообща, но и «были вместе и имели все общее» (Деян. 2:44).

Именно этот идеал впоследствии возьмут на вооружение коммунисты, отбросив веру как нечто лишнее.

Важно

Формы церковной жизни для автора книги второстепенны: это все как-то устроится при содействии Духа, а как именно, не слишком важно.

Не говоря ничего о богослужении, аскетике и прочих вещах, которые мы сегодня считаем первостепенными, автор книги апостол Лука (ведь и он состоял в этой общине!) рассказывает прежде всего о социальном служении: как верующие продавали свое имущество и делили его меж собой, как была организована ежедневная раздача пищи неимущим. Именно для этого были впервые поставлены диаконы — тогда это слово означало, по сути, социального работника.

Наверное, если бы апостолы просто говорили о Христе, их проповедь не имела бы такого успеха. Они показывали действенный пример совершенно иной жизни, изобиловавшей верой, надеждой и любовью, — и люди хотели стать частью такой общины.

Неудивительно, что духовные и политические вожди Иудеи увидели в этой общине вызов собственному благополучию и авторитету. Сначала они пытались с апостолами договориться, пусть и с позиции силы: живите себе как хотите, уж это ладно, только о Христе остальным ничего не говорите.

Апостолы ответили: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Они не обличали первосвященников, фарисеев и книжников за их грехи, не боролись с ними за власть — они просто отстаивали право быть собой и нести свое учение людям, не прибегая к насилию и бесчинству.
Чем измерить миссионерский успех

Тогда насилие было применено к ним: мы читаем о тюрьмах и казнях, о преследованиях, которые порой заставляли апостолов разойтись по окрестным городам, но это лишь означало, что пространство проповеди расширялось.

А один из самых яростных гонителей по имени Савл сам обратился в новую веру, пережив мистическую встречу со Христом, Которого прежде гнал. И вновь это была личная встреча, личный выбор, личная вера — тогда как в том мире религия обычно «принадлежала» государству или народу.

Совет

Иудей — значит, веришь в Единого, грек — приносишь жертвы Зевсу и Афине, римлянин — Юпитеру и Марсу.

Впрочем, в те времена уже и языческий мир был далеко не таким однородным. Люди знали о духовных поисках Сократа и других философов, слышали о Едином от рассеявшихся по Римской империи иудеев, и многие не были вполне довольны старой религией. По империи распространялись самые разные новые культы, в основном приходившие с Востока.

К таким людям и обратил свою проповедь Павел (именно под этим римским именем знаем мы иудейского юношу Савла).

Впрочем, и он сначала приходил в синагоги по субботам со своей проповедью, но ее обычно не принимали.

И не просто разочарование ждало в таких случаях Павла: его вместе со спутниками бичевали, бросали в темницу, даже пытались побить камнями… Он вставал и шел дальше: ведь он сделал для этих людей, что мог.

Неудача — это повод не опускать руки, а попробовать иной подход или уйти в другой город.

Да и что такое «миссионерская удача»? Несколько тысяч обращенных во время одной проповеди? Или семена, которые были брошены в почву и начали медленно там прорастать, чтобы принести обильный урожай через поколение или два? Кто знает… В Деяниях мы читаем в основном о путешествиях Павла по Малой Азии и Греции, в конце книги он прибывает в Рим. Мы знаем, что он основал общины в Галатии, даже написал потом послание к ним. Казалось бы, вполне успешная миссия! Но кто сегодня слышал что-нибудь о Галатской церкви?

А вот выступление Павла в Афинах, главном городе греческих философов, было на первый взгляд полным провалом: его даже не дослушали до конца.

Обратите внимание

Обратилось всего несколько человек… но со временем именно синтез греческой философии и христианской веры породил святоотеческое богословие.

В дальней перспективе, возможно, выступление Павла в Афинах значило для распространения христианства больше, чем вся остальная его деятельность.

С язычниками он, конечно, говорил совсем не так, как с иудеями. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» — так он сам скажет об этом (1Кор. 9:22).

Свою речь в Афинах он начал с того, что похвалил афинян за… набожность — после того, как его возмутило обилие языческих алтарей и статуй! Он стремился не опровергнуть их религию, но направить их к подлинному источнику, опираясь на то, что было им привычно и известно.

И начал он не с обличения, как Петр делал с иудеями, а с похвалы. Со своими можно позволить больше резкости, чем с чужими…
Павел и государство

Отдельный вопрос — отношения Павла с римскими властями. Будучи римским гражданином (тогда такое звание носили далеко не все жители империи), он не стеснялся об этом напоминать, когда это требовалось для дела проповеди.

Так, он потребовал, чтобы его судил лично император — и за казенный счет отправился в Рим. Но никогда не «подключал административный ресурс», чтобы быть услышанным.

Впрочем, если христианство принимал человек высокого положения, его помощь принималась — но не потому, что он был начальником, а потому, что стал христианином.

И самое, может быть, удивительное, что Павел обычно зарабатывал на жизнь сам, мастеря палатки. При этом он, впрочем, не отказывал другим апостолам в праве жить за счет общины, в которой они трудились, — это была естественная плата за труд.

Ведь миссионерские поездки не были стремительными «бросками», в Коринфе, например, Павел жил полтора года.

Важно

Он не просто «родил во Христе Иисусе» коринфских христиан, как потом он это назовет (1Кор 4:15), но поставил юную общину на ноги, выпестовал ее — и впоследствии не оставлял своей заботой, навещая их, когда возможно, и оставаясь в переписке с ними.

Апостольские послания, вошедшие в Новый Завет, — именно эта переписка, она показывает нам, какой сложной была обстановка в этих общинах, сколько проблем приходилось решать. Апостолы видели свою задачу не в том, чтобы покрестить как можно больше человек, но в том, чтобы основать жизнеспособные общины, которые продолжат распространение Слова «даже до края земли». Так оно и произошло.

Многое изменилось сегодня, но книга Деяний напоминает нам о принципах христианской миссии — не диктует, не задает единственно верного пути, потому что разными бывают и миссионеры, и их аудитории. Она показывает образцы, которым мы следуем с большим или меньшим успехом, и напоминает о главном смысле этой миссии.

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Кто такие апостолы и сколько их было? — База ответов на любые вопросы

Апостолы в христианстве — хочу знать

Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.

Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, учились у него, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.

Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.

Почему апостолов так почитают?

Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.

Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.

Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей церкви. Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.

Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза.

Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду.

После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.

А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.

Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.

Совет

Каждый из апостолов после Вознесения Христа посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.

Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.

Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в православии и католичестве. Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры.

В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых.

Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.

Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.

Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия.

Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических.

Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.

Почитание апостолов в христианской церкви

Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.

На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.

Апостолы: Ученики Иисуса Христа (+инфографика)

Апостолы в христианстве — хочу знать

Апостолам мы обязаны тем, что имеем возможность обрести путь, двигаясь по которому, мы можем достичь предела человеческой мечты — счастливой, блаженной, вечной жизни.

 Для апостольской миссии Господь избрал себе обычных людей. Они были боязливы и бедны, между ними бывало соперничество, стремление занять первые места — обычные человеческие слабости.

Обычных людей, рыбаков, Он призвал к иной ловле: «Будете ловцами человеков».

Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)

Апостолы Петр и Павел

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа,   но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества.

Обратите внимание

Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).

«Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).

Статьи о святых апостолах Петре и Павле

День Святых апостолов Петра и Павла (подборка материалов по теме)

Петр и Павел: два непохожих апостола –Статья Андрея Десницкого в журнале “Нескучный сад”

Святые апостолы Петр и Павел  справка о празднике

Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя – проповедь митрополита Антония Сурожского

Петров день – проповедь протоиерея Димитрия Смирнова

«Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия»  – проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Апостол Иоанн

О евангелисте Иоанне Богослове мы знаем действительно много. Он единственный из всех евангелистов входил в число двенадцати апостолов и был с Иисусом во время всех основных событий, о которых писал. Но имя Иоанна носят и четыре другие книги Нового Завета: Откровение и три послания.

Статьи об апостоле Иоанне
Апостола Иоанна Богослова, память которого мы празднуем сегодня, еще называют апостолом любви. Именно любовь — центральная тема трех его кратких, но ярких и запоминающихся посланий. Отвлекитесь на минутку от суеты и прочтите хотя бы несколько стихов из них.

Апостол Иоанн Богослов: 10 слов о любви

Иоанн Богослов: Преставление апостола Иоанна Богослова — победа над тлением

Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги

Апостол евангелист Матфей

Подробностей жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк.

5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках.

Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.

После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея.

Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину.

Апостол Андрей

Мы привычно называем апостола Андрея Первозванным. А почему так? Школьный ответ «потому что Христос призвал его раньше других» при ближайшем рассмотрении оказывается несостоятельным. Но тогда… почему так?

Один из уместных «почему так?» — вопрос о призвании святого апостола Андрея Первозванного.

Почему? Почему Господь призывает его первым? И почему только его Церковь именует «Первозванным», ведь он не был призван каким-то отдельным образом? Почему за Первоверховным Апостолом не закрепилось в церковном сознании наименование «Первозванный», если в основном представление о начале призвания апостолов ассоциируется с эпизодом, когда Господь проходит мимо Генисаретского озера и, увидев рыбачивших братьев Андрей и Петра, призывает их обоих последовать за ним, обещая, что сделает их «ловцами человеков» (Мф. 4; 18 — 20; Мк. 1; 16 — 17). В том ли дело, что это уже «второе призвание»?

Читать далее https://www.pravmir.ru/apostol-andrej-pervozvannyj-privesti-lichno-ko-xristu/

Статьи об апостоле Андрее Первозванном:

День святого Андрея

Апостол Андрей Первозванный: первый из двенадцати

Святой апостол Андрей Первозванный

Апостол Фома

Апостол Фома не был среди “лучших учеников”, тех, которых Христос обычно брал с Собой: Петра, Иакова и Иоанна.  Ему не дано было столько ведения, сколько “лучшим ученикам”, но его значение в Домостроительстве Божественной благодати, осуществляемом в Церкви, имеет свою определенную глубину.

Читать далее https://www.pravmir.ru/apostol-foma-antinomii-very/

Статьи об апостоле Фоме

Апостол Фома – отец критического реализма?

Откуда взяться вере?

Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии

Фома на Свири

Апостол Фома — в каждом из нас (+mp3)

Апостол и евангелист Лука

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды.

Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 — 3).

После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны.

Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10).

После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

Читать далее https://www.pravmir.ru/apostol-i-evangelist-luka-2/

Статьи об апостоле Луке

Апостол Лука

Апостол Филипп

Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя он пошел за Ним.

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери.

Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев.

Важно

Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа.

Читать далее https://www.pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamyat-apostola-filippa/

Статьи об апостоле Филиппе

Археологи обнаружили гробницу Апостола Филиппа

Апостол Варфоломей

Святой апостол Варфоломей родом из Каны Галилейской, из числа 12-ти апостолов Христовых. После Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь.

Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

Читать далее https://www.pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyut-perenesenie-moshhej-apostola-varfolomeya/

Об апостолах Иисуса Христа:

Начало церкви

Сошествие Святого Духа на апостолов 
(Деяния 2:1-4)

Еще до начала крестных страданий, Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам, что им будет послан Святой Дух.

Перед самым вознесением на небо, Он заповедовал апостолам оставаться в Иерусалиме и ожидать сошествия Святого Духа. По заповеди Господней, апостолы находились в Иерусалиме, единодушно и в молитве.

В числе двенадцати апостолов, на место Иуды, был избран, по жребию, Матфий, один из 70 (семидесяти) учеников.

Святой Дух сошел на апостолов в десятый день по Вознесении Господнем. Это был один из больших еврейских праздников – праздник Пятидесятницы – и в тоже самое время воскресный день. С раннего утра апостолы собрались вместе и молились. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия.

В девятом часу (по еврейскому счету в третьем часу) послышался шум с неба – как бы от сильного ветра – и наполнил весь дом где находились апостолы. Вслед за шумом появились огненные языки и остановились по одному на каждом из них. Это было знаком сошествия Святого Духа. Исполнившись Святого Духа, апостолы изменились и стали как бы другими людьми. Новый какой то свет просиял в душе их.

Все, чему учил Господь, они вспомнили и поняли яснее и глубже, чем как они понимали до сих пор. Из простых рыбаков и мытарей они сделались самыми просвещенными людьми мира и стали говорить на разных языках, каким никогда раньше не учились. Вместе с этим духовным просвещением, они почувствовали в себе бодрость и мужество к проповеданию веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь.

Святой Дух, по обещанию Господа Спасителя, находится в Церкви посредством святых таинств и другими, нам непостижимыми путями. Он создает в нас духовную жизнь и поэтому называется животворящим.

Совет

Праздник День Святыя Троицы (Сошествие Святаго Духа на Апостолов или Пятидесятница) празднуется три дня, начиная с воскресенья на пятидесятый день после Воскресения Христова.

Читать далее https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1884#part_23124