Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

АДАТ

Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

(от арабского — обычай), обычное право, племенные традиции, регулировавшие наряду с шариатом общественные и племенные отношения у мусульманских народов Кавказа, Средней Азии и др.

Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений.

Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период, у армян, возможно, в дохристианский период. В исламский период за пределами Кавказа адат использовался в части, не противоречащей Корану.

Обратите внимание

На Кавказе целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Поскольку адат восходит к домусульманским традициям, то в разных районах мусульманского мира он неодинаков. Отдельные его положения приобретают юридический характер и признаются судами. Кроме того, нормы адата в некоторых исламских государствах (например, в Индонезии) составляют основу брачно-семейного законодательства.

Адат у народов Азии

Наиболее известным является адат у казахов, существовавший на огромной территории современного Казахстана. Именно на основе нормы обычного права, адата, была осуществлена кодификация обычаев при казахском хане Тауке-хане (1680—1718 гг.).

Собранное воедино и названное им Жеты Жаргы (Семь уложений) законодательство обязан был знать каждый бий — судья, и аксакалы казахских родов и племен. Нормы обычного права, в том числе и Жеты Жаргы, постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей.

При этом была развита и прецедентная практика, решения наиболее авторитетных становились обязательными прецедентами. До Жеты Жаргы у казахов существовал другой, более древний свод узаконений, основанный на обычном праве — адате, называемый казахами «Чистая дорога хана Касыма» (каз.

«Касым ханнын каска жолы»), которые не были записаны и существовали в устном виде, это было в Казахском ханстве при хане Касым-хане (1455—1522).

Адаты народов Кавказа

Адат кавказского региона

Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе представляется повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д..

Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор — в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX — начале XX вв.

позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого.

Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения.

Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась — в случае непримирения — лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

Адаты горцев Северного КавказаАдаты

Вайнахские адаты

Согласно исследованию учёных, к началу XIX века союзы тейпов (тукхумы) имели каждый свой свод адатов. По общим правилам гражданские дела разбирались на основе шариата, а уголовные на основе адата.

Также возможно разделить, например, чеченский народ на две основных категории по степени восприятия адатов и шариата (как противоборствующих правовых систем): равнинные тейпы и горские тейпы (тейпы Ичкерии — исторической горной местности на стыке границ Дагестана и Чеченской республики).

При этом выяснится, что горские тукхумы являются менее исламизированными в вопросах исторического правового поля, так как ислам проник в их культуру значительно позже, чем его восприняли равнинные тейпы — разница составляет, по примерным оценкам историков, 150 лет.

Адаты народов вайнахской группы были задокументированы в XIX веке на русском языке, и изданы в 1882 году. Согласно некоторым мнениям, данные своды законов были более жесткими, нежели законы других, не-вайнахских народов, так как испытали на себе сильное влияние норм поведения и правил княжеских адатов Надтеречья.

Адат

Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

«Адат» — «обычай» (араб. 'ада, мн. ч. «адат») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шариате. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай.

В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII веках понятие адата из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов.

В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы адата на арабском (урф, раем, хакк, 1адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар. батль, дарг. зега, чечен. и ингуш. кхел и многие другие).

Древнейшие юридические памятники адата обнаружены в арабской эпиграфике Нагорного Дагестана. Это надпись 718/1318-19 г. на стене мечети даргинского селения Худуц, стела 757/ 1356 г. перед входом в соборную мечеть лезгинского селения Курах и надпись XIV в. из даргинского селения Ашты. Это решения местных мусульманских судов (араб.

махкама, диван) по поземельным делам. Худуцкая надпись содержит ряд уголовных норм, касающихся кровомщения. В дагестанских арабоязычных рукописях XV-XIX вв. сохранились копии постановлений по поземельным делам согласно адату, а также своды уголовных, поземельных, хозяйственных и межобщинных норм обычного права.

Важно

Это кодексы адата, записанные по инициативе союзов сельских общин («вольных обществ») — Гидатлинские адаты (XVII в.) — или по приказу местных мусульманских правителей — адаты кайтагского уцмия Рустем-хана и аварского нуцала Умма ('Умма)-лана Справедливого (XVIII в.).

На Северо-Западном Кавказе первые известные записи уголовных и гражданских норм адата сделаны в XVII-XVIII вв. османскими и российскими властями.

В первой половине XIX века российские военные начали составлять своды адата со слов его знатоков. В 1825 г. были письменно зафиксированы нормы адата в Кабарде, в 1843 г. подготовлен сборник адата Чечни и Малой Кабарды, в 1845 г. записаны адаты Адыгеи. В 1865 и 1866 гг.

подобная работа была проведена в горных округах Дагестанской области. В ее осуществлении большую роль сыграл будущий генерал-губернатор Дагестана А.В.Комаров. Со второй половины XIX в. началось этнографическое изучение кавказского адата. Основная масса полевых материалов была собрана в XX веке.

В советское время особое внимание уделялось неправовым обычаям. В созданные таким образом сводные описания адата вкрались серьезные ошибки. Главные из них — ложное утверждение о бесписьменности кавказского адата, игнорирование его локальных различий, подмена местных юридических понятий российскими.

В этнографических описаниях плохо отражены правовая и особенно судебная сферы применения адата.

Несмотря на существенные различия в местной юридической практике мусульман Восточного Закавказья, Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, можно выделить ряд общих черт адата в регионе. До русского завоевания источником обычного права был прецедент.

Аадат опирался на решения судьи (хаким), сельского суда (махкама) или схода (араб. джама'ат, адыг. хасэ), третейские соглашения (маслихат, от араб. маслаха; адыг. кхезж). По форме суд был прост, в нем не было ни обвинителей, ни защитников.

Кроме дел по изнасилованиям и оскорблениям женщин, иски разбирались гласно на центральной площади селения или в мечети. Процесс всегда носил обвинительный характер. Судоговорение проходило на родном языке, но постановления адата на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье записывались только на арабском.

Чтобы придать документу юридическую силу, в нем часто приводили имена свидетелей (араб. шухуд, ед. ч. шахид), айаты Корана, реже участники процесса ставили свои печати и подписи. Документы адата хранились в библиотеках мечетей и местных правителей. Наиболее важные из них выбиты на стенах общественных зданий.

Совет

На Северо-Западном Кавказе до позднего средневековья приговоры судов по адату обычно сохранялись изустно. С конца XVIII века официальным языком адата здесь стал русский.

Адат исходил из представления о коллективном характере преступления. Субъектом права в нем выступал не отдельный человек, а общественная группа, участвующая в выработке норм адата, — семья и клан (тухум, тайн), селение или союз селений, реже — ханство или другое политическое образование.

Согласно адату любое правонарушение наносило ущерб всему местному обществу. Поэтому клан ответчика был обязан возмещать убытки, причиненные клану пострадавшего. В некоторых районах вместе с убийцей-кровником (тюрк. кайлы) изгоняли и его семью. Был широко распространен обычай шикиль — захват имущества в обеспечение долга.

Существовал обычай очищения подозреваемого в преступлении совместной присягой его наиболее достойных родственников или односельчан. Присягу приносили на Коране или клялись в случае установления лжесвидетельства развестись с женой (хатун талак, кебин талак).

Число соприсягателей в зависимости от серьезности дела колебалось от двух человек до нескольких десятков.

Адат был исключительно локальным правом. За пределами «своего» общества он терял юридическую силу. Под угрозой высоких штрафов горцам запрещалось обращаться в суд по адату «чужого» общества вне зависимости от того, принадлежало ли оно к мусульманам или нет.

Наказание согласно адату основывалось на системе композиций — возмещении физического или имущественного ущерба штрафами (фидйа), выплачиваемыми скотом, зерном или деньгами. Размер штрафа зависел от пола, возраста и общественного положения потерпевшего.

Наивысшими были пени за ущерб, нанесенный взрослым мужчинам из высших местных сословий — князьям (пши) и дворянам (тлекотлеш) в Кабарде, ханам и бекам в Дагестане, свободным общинникам (уздень) в Чечено-Ингушетии. Виновные в тяжелых правонарушениях, задевавших честь местного общества, кроме пени потерпевшему платили еще и штраф в пользу сельской мечети или местного правителя.

Обратите внимание

Убийство по адату каралось кровомщением и выплатой «цены крови» (араб. дийо). Разрешалось убивать и расхищать имущество отце- и матереубийц, воров и прелюбодеев, застигнутых на месте преступления, а также лиц, изгнанных из местного общества и объявленных вне закона.

Неправовые обычаи кавказских мусульман касались в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд народной кухни горцев. Они обнаруживают еще меньше сходства.

Как и в правовой области, здесь выделяются три территориальные разновидности кавказского адата — закавказская, северо-восточная и северо-западная.

Многие доисламские бытовые нормы адата (почитание стариков, сегрегация полов, клановая и аульная эндогамия, обрезание) не противоречили шариату и мирно уживались с ним после перехода горцев в ислам.

Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, вызывали критику со стороны мусульманских ученых ('улама') и юристов (фукаха'). Однако, поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно.

Еще в начале XIX века в Северо-Западном Дагестане и Чечне имаму Шамилю приходилось вводить шаровары в женскую одежду, запрещать употребление порицаемых шариатом мясных блюд и алкогольных напитков (буза), игру на музыкальных инструментах (барабан, бубен, зурна, чагана). Подобные нарушения бытовых правил шариата вплоть до XIX — начала XX в. встречались и в адате мусульман Северо-Западного Кавказа.

Борьба и взаимное приспособление исламских и неисламских норм определили развитие правового адата на Кавказе. Одни и те же суды (махкама, тюре, кхел, хасэ) рассматривали судебные иски и по обычному, и по мусульманскому праву.

В руках местной мусульманской элиты (князей-ишм, ханов и беков, реже — кади) была сосредоточена судебная, законодательная и исполнительная власть. Более того, при разборе уголовных, поземельных и семейных дел нормы адата порой смешивались с предписаниями шариата.

Ахмад ал-Йамани, Мухаммад ал-Кудуки и другие известные факихи XV-XVIII веков пытались запретить противоречащие шариату домусульманские обычаи — ишкиль, трехдневный грабеж имущества кровника, право родственников убитого выбрать себе кровника, если личность убийцы установить не удалось (джигка).

Важно

Однако, несмотря на все усилия, полностью искоренить их долго не удавалось. Время от времени кади вынуждены были разрешать применение ишкиля по отношению к «чужим» обществам. В некоторых районах Нагорного Дагестана сохранился правовой обычай джигка.

До русского завоевания развитие местного права у мусульман Кавказа шло в форме рецепции норм шариата в адате. На сельских сходах принимали постановления о переходе к мусульманскому праву (фикх) при разборе определенных категорий судебных дел.

Пик этого процесса в Восточном Закавказье и Южном Дагестане пришелся на Х-ХП века. В Центральном Дагестане исламизация обычного права была в основном завершена к XV-XVI века.

На северо-западе Дагестана и в Чечено-Ингушетии это произошло гораздо позже, в течение XVIII века, а в Кабарде, Адыгее и Абхазии только в самом конце XVIII — первой трети XIX века. Ко времени присоединения Кавказа к России сферы применения законов адата и шариата были относительно разграничены.

Первый обычно использовался при решении уголовных дел и поземельных тяжб по поводу общинных владений (араб. харим). В ведение шариата перешло гражданско-семейное и отчасти поземельное право (частносемейная и мечетная собственность — мулк и вакф).

При этом мусульмане-шииты Восточного Закавказья следовали предписаниям джафаритского мазхаба, на Северо-Восточном Кавказе с XII-XV веков господствовал шафиитский, а на Северо-Западном Кавказе и среди ногайцев — ханафитский толк фикха.

Государственные реформы, начавшиеся на Кавказе в XIX веке и с некоторыми перерывами продолжающиеся поныне, определили дальнейшую судьбу обычного права и суда согласно адату. Первую попытку кодификации адата в 1837-1847 годах предпринял имам Шамиль (1834-1859).

На подвластных ему территориях Нагорного Дагестана, Чечни, Кабарды и Адыгеи была создана единая трехступенчатая иерархия судов (махкама), решавших дела по шариату и адату. Над сельскими кади были поставлены муфтии наибств (от араб, наиб — «глава», «управитель»)- основных административных единиц имамата.

Совет

Высшей судебной властью обладал сам имам, принимавший апелляции на решения местных судов.

Изданные Шамилем фатвы и постановления собиравшихся при нем Советов местных факихов, известные как Низам Шамиля, последовательно проводили линию на искоренение противоречащих шариату уголовных и гражданско-семейных норм адата, установление равенства всех мусульман перед законом, развитие понятия об индивидуальной ответственности за совершение преступления. При Шамиле продолжалось принятие новых правовых норм адата.

После разгрома имамата российские власти провели на Кавказе новые судебно-правовые реформы. В 1860 г. для кавказских мусульман было учреждено военно-народное управление. Его центр располагался в Тифлисе.

Во главе бывших ханств или «вольных обществ», превращенных в округа и участки, были поставлены российские офицеры, обязанные судить при помощи прежнего административного аппарата «по народным обычаям» (т.е. согласно адату). Были запрещены лишь некоторые противоречившие уголовным законам Российской империи нормы адата (кровная месть, ишкиль, джигка).

Полностью осуществить эти реформы в Кубанской и Терской областях, а также в присоединенных к России в 1878г. Карсской области и Батумском округе Кутаисской губернии в Закавказье помешал массовый выезд (мухаджирство) мусульман Северо-Западного Кавказа и Закавказья в Османскую империю и заселение их земель выходцами из России.

В полную силу военно-народное управление действовало в 1860-1917 годах только на большей части территории Дагестанской области, где была создана единая иерархия сельских словесных, окружных и Дагестанского народных судов. Продолжали приниматься и записываться новые правовые нормы адата.

На советском Кавказе государство стало бороться с обычным правом, видя в нем «реакционный феодально-патриархальный пережиток», орудие классовой и колониальной эксплуатации горцев-мусульман, унаследованное от «старого режима». Уже в 1918г. словесные и народные суды были заменены шариатскими, а во второй половине 20-х гг.

— советскими народными. Первоначально были разрешены медиаторские суды, земельные и примирительные комиссии, судившие поземельные споры и кровную месть согласно местному адату, но к началу 1930-х гг. они повсеместно были запрещены. В 1928 г.

Обратите внимание

на Северный Кавказ было распространено действие X главы Уголовного кодекса (УК) РСФСР «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта». Эта глава сохранилась в последующих изданиях УК РСФСР вплоть до УК 1960г. Аналогичные разделы вошли в УК Азербайджанской и Грузинской ССР.

Обращение к правовым нормам адата наравне с кровомщением и ишкилем (барамта) приравнивалось к тяжелым уголовным правонарушениям.

На рубеже 1950-60-х гг. государственная политика по отношению к правовым и неправовым адатам вновь изменилась. Советская власть попыталась опереться на «полезные национальные адаты». В 1957-1962 гг. при возвращении на Северный Кавказ насильно депортированных в 1944 г.

чеченцев и ингушей кровников вызывали в восстановленные в эти годы примирительные комиссии и брали с них подписку о прекращении вражды. В 1960-80-е годы во всех северокавказских автономиях при сельских, а в некоторых местах и районных советах были созданы советы старейшин.

Их задачей было помогать народным судам и сельсоветам в поддержании общественного порядка в колхозах и совхозах, урегулировать столкновения между его членами, по возможности предупреждать случаи кровной мести, следить за поддержанием в порядке дорог, оросительных каналов, сельских клубов и не допускать расхищения колхозной собственности.

В 1990-е годы власти северокавказских субъектов Российской Федерации перешли к политике возрождения местного адата. Этой задаче должны служить республиканские законы «О сельской общине», «О сельском самоуправлении» и «О третейских судах», принятые в 1995-1997 годах в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. В декабре 1997 г.

ингушский президент Р.Аушев подписал «Закон о мировых судьях», согласно которому разрешено использование обычного и мусульманского права при разборе мелких уголовных и гражданских правонарушений. Созданные в это время национальные партии и движения не раз пытались использовать нормы адата для урегулирования межэтнических конфликтов. В 1995 г.

в Дагестане создано движение Маслиат (от араб, маслаха — «примирение»). В Махачкале издается одноименная газета. Однако пока попытки реанимировать кавказский адат как самостоятельную систему права не принесли ожидаемых результатов.

Ни властям, ни общественным организациям не удалось создать дееспособные суды по адату и смягчить криминальную обстановку, резко обострившуюся после распада СССР в 1991 г.

История развития адата и особенно взаимоотношений между обычным и мусульманским правом на Кавказе пока еще плохо исследована. Большая часть источников не введена в научный оборот. С арабского языка на русский переведены и опубликованы отдельные своды и единичные судебные постановления по адату Северо-Восточного Кавказа.

Важно

Абсолютно не изучены османские архивы, касающиеся судебной практики адата на Кавказе до русского завоевания и у переселенцев (мухаджиров) в Турции. В то же время в XIX-XX веках были собраны немаловажные архивные и полевые материалы, касающиеся самых различных областей адата.

Крупнейшие собрания документов по адату находятся ныне в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Центральном государственном архиве Республики Дагестан в Махачкале, Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики в Нальчике, Центральном государственном историческом архиве Республики Грузия в Тбилиси, Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, Петербургском отделении Архива РАН в С.-Петербурге. Немало арабских рукописей XVI-XX веков, касающихся адата, хранится в частных и мечетных собраниях Нагорного Дагестана.

  • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 3. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
  • КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИ, ОБЫЧАИ

    Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

    В последние несколько лет все чаще слышны возгласы о том, что «России нужна новая национальная идея» или же «надо возрождать культурные ценности и самосознание россиян».

    Под ширмой этих возгласов уверенно повышается потребление алкоголя, растет смертность, количество ДТП и произвол коррупции.

    Хочу сказать, что я полностью согласен с тем, что 98% всех наших сегодняшних проблем возникли от того, что мы забываем свою культуру.

    Адат, как фундамент культуры и традиций народов Кавказа.

    Адат (от арабского языка — обычай), обычное право у мусульманских народов, противостоящее религиозному праву — шариату.

    Многие нормы адата сложились в условиях господства родоплеменных отношений (кровная месть, побратимство и т. д.).

    В образовании и развитии адатов важную роль играли решения третейского суда и постановления сходки сельской общины. Различие местных условий обусловило крайнее разнообразие адатов.

    Итак, «адаты» — это свод норм, правил поведения и традиции, которые являются своеобразной формой организации общественной жизни на Кавказе.

    Совет

    Исторически сложилось так, что адаты проникли почти во все сферы жизни кавказцев и очень тесно сплелись с господствующей в этих местах религией — Исламом.

    Посмотрите мнение экспертов о значении адатов в жизни кавказца: Сегодня на Кавказе наблюдается очень интересная ситуация – некоторые люди пытаются противопоставить адаты канонам Ислама. И это у них очень даже неплохо получается.

    Например, похищение невесты – это адат, то есть, сложившаяся на протяжении веков традиция, но смотрите, как трактует этот обычай Пророк Мухаммед: «Меня послали устранить плохие традиции и страсти». А вот еще интересное высказывание посланника: «Будьте целомудренны в отношении других женщин, и целомудренными будут ваши женщины…».

    Я думаю, вы уже поняли, к чему я клоню. Хотелось обозначить проблему, которая сложилась сегодня вокруг многих адатов. Причем, нельзя сказать, что все претензии к адатам необоснованные.

    Например, обычай кровной мести на протяжении веков практически регулировал правовые отношения горцев. Но, сейчас он противоречит и государственному праву и шариату.

    Таким образом, адаты могут быть социально полезными, а могут иметь сугубо отрицательные последствия.

    К социально полезным адатам можно отнести – кавказское гостеприимство, почитание старших, сохранение чести и достоинства и так далее.

    На самом деле, на Кавказе, кроме обозначенной выше динамики сталкивания адатов и шариата, присутствует и другая проблема – традиции предаются забвению.

    Причем, это заметно во всем, в отношениях мужчин и женщин, в быту, в отношениях детей к родителям и т.д.. Причем, когда кто-то пытается заявить об этом во всеуслышание, его тут же начинают «клевать» со всех сторон.

    Обратите внимание

    Среди кавказской молодежи все чаще выделяются молодые, умные и перспективные люди, которые обеспокоены тем, что происходит в кавказском обществе. Хочется еще раз подчеркнуть, что не нужно искать никакую «новую национальную идею», нам всем нужно вспомнить о своих народных устоях и традициях.

    Культура Кавказа способна объединить все народы нашей необъятной Родины.

    15 июня 2013

    Адат в правовой культуре народов Дагестана: историко-правовой экскурс

    Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

    

    Адат интересный феномен правовой жизни горцев Северного Кавказа и Дагестана. Адат включает не только правовые, но и общественные элемента быта народов Дагестана, уважение к старшему, женщине, выдержанность, и т. д. В основе своей адат у народов Дагестана имея единство основ, имеет также множество форм.

    В данной статье нами рассматриваются вопросы, связанные со становлением и развитием системы обычного права (адатно-правовой системы) у народов Нагорного Дагестана и его внедрения в процесс судопроизводство, предпринята попытка обратиться к адатам (обычаям) одного из древних народов Дагестана и показать, что много веков назад сложившееся обычное право горцев, занимало важное место в решении воспитательных, нравственных и правовых задач. На протяжении долгого времени адаты, как совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений, наряду с законами шариата играли свою конструктивную роль в дагестанском обществе.

    Ключевые слова: обычай, адат, шариат, памятник, право, Дагестан, горцы, преступление, наказание, примирение, хан, нуцал, бек, правовая система, народ, месть, обряд, община, владение, обычное право.

    Как известно, практически любая государственно-правовая система имеет свои памятники, выработанные на основе нормативно-правовой культуры. В данном случае речь идет о соционормативной культуре народов Дагестана.

    Народы Дагестана имели свои названия свода норм, регулирующих правовые и политические отношения в повседневной жизнедеятельности. Это на аварском «батль-балил заман», на даргинском «низам къаида», «цега» (или цегъа) на лакском, «ольгю или ульгю» на кумыкском и т. д.

    Но в силу разных причин в обиходе наиболее важное значение имеет термин адат, практически на всех языках. Тут можно предположить, что в многонациональном Дагестан адат как термин объединял всех, ибо он был понятен всем.

    Горские обычаи и традиции — адаты — имеют глубокие корни и возникли с древнейших времен в форме моральных и этических норм необходимых для устройства более или менее нормальной жизни как внутри горских народов, так и в отношениях с соседями.

    В каждом районе Дагестана были свои местные обычаи, где-то схожие, где-то различные с соседями, и тем самым подчеркивающие самобытность народов страны гор. С распространением ислама в горах Дагестана наряду с адатами стали действовать нормы мусульманского права — шариата, которыми долгое время руководствовались в правовой практике дагестанские народы.

    Важно

    Как правило, адат создается на определенной территории жизненного пространства в феодальном владении или в сельском обществе Дагестана как санкционированная правовая норма, сложившаяся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и характеризующая юридический быт этноса. Ярким свидетельством этому служат памятники обычного права народов Дагестана.

    Памятники права народов Дагестана начали публиковать со 2-й половины ХIХ в. Изучение адатов является необходимой предпосылкой для успешного исследования права народов Дагестана. Однако историки права нередко сталкиваются с нехваткой критических, комментированных изданий важных источников по истории государства и права Дагестана, многие из которых до сих пор не введены в научный оборот.

    В начале XIX столетия у горских народов Дагестана были четко сформированные адатные нормы ( Адат (от арабского «адат» — обычаи, привычки) — у тюркских и северокавказских народов, а также у армян — обычное право (то есть право, основанное на обычаях)в научной литературе под понятием адат выражалась совокупность норм обычного права мусульманских народов, которые регулировали почти всю семейную и общественную жизнь. [1] Весьма ярко адатные нормы выразились в семейно-бытовых отношениях, бракоразводном процессе, в регламентации межсословных отношений и т.д.

    По мнению Ф. И. Леонтовича, в дореволюционном Дагестане адат имел троякое значение: обычая, живущего в народном предании; способа разбирательства юридических дел; закона, действующего в определенной местности [8, 12]. Видный дагестанский ученый-этнограф профессор М. А.

    Агларов пишет: «Фундаментальным и наиболее надежным источником по истории общины в Нагорном Дагестане в XVII — начале XIX в. являются памятники права, составленные как руководства джамаатов и «вольных обществ» в политической и юридической жизни этих образований.

    Практически все стороны социально- политической организации общин и их союзов, как и правопорядок, включая частично и некоторые нормы и обычаи (обычное право), отразились в адатах» [1,45]. Наиболее известными памятниками обычного права народов Дагестана являются Кодекс законов Умму-хана Аварского (Справедливого), Гидатлинские адаты, Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана.

    Появление кодексов обусловили объективные условия общественной жизни. Кодификация изменила роль и значение обычного права. «Этим самым было покончено с пестротой существовавших адатов. Адаты превратились теперь из неписаного — обычного права в законы, соблюдение которых обеспечивалось государственной властью» [7,45].

    При этом были зафиксированы не только существовавшие нормы адатов, но и сформированы немало новых. Изменение старых и создание новых норм адата было результатом социально-экономических и политических перемен. Мировое соглашение (маслиат) нередко в последующем становилось нормой адата. Большое значение в создании новых норм адата имели судебная практика, решения народных собраний.

    Составители кодексов выделили для записи самое важное на их взгляд, отсеяв в большей мере нормативы бытового характера. Это было отмечено Б.В. Далгатом, писавшим, что печатные сборники адатов касаются лишь «адатов уголовных или процессуальных», а описания «бытовых, гражданско-правовых [6,67].

    После утверждения ислама в Дагестане составление свода адатов различных обществ и союзов происходило на арабском языке. Соответственно в сборники адатов не вошли положения, регулируемые шариатом (прежде всего имущественные, брачные и т.д.

    ) Вместе с тем местное своеобразие брачных и наследственных норм, имущественных дел не укрылось за всеобщими правовыми положениями шариата и сохранилось в виде завещаний, отдельных специальных постановлений.

    Применение норм адата проявилось также в судоустройстве и судопроизводстве у горских народов Дагестана. Необходимо отметить, что в судопроизводстве у горских народов Дагестана в XIX — начале XX в. наблюдался правовой дуализм. [12,18].

    Совет

    С одной стороны, был суд, где решались дела, но традиционному адату, с другой стороны — суд, где судебные дела разбирались по шариату. Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п.

    По нормам адата решались судебные тяжбы, касающиеся наказаний ранения, увечьям, похищения (умыкание) девушек, воровства, грабежа, умышленного поджога, порчи чужого имущества и т. д. Адат возник и существовал у мусульман в доисламский период.

    В исламский период адат использовался в части, не противоречащей Корану, также целый ряд норм адата использовался наряду с шариатом. Некоторые нормы адата сохраняют свою актуальность и в наши дни.

    Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие представления об обычном праве как о совершенно неразвитой системе нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны.

    В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров.

    В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями.

    Адат нередко представляют исключительно неписаным обычаем. Так полагали и российские власти середины XIX века, которые придумали для кавказских горцев систему словесных судов. На самом деле это не совсем так.

    Суд по адату происходил изустно на одном из разговорных местных языков и не имел развитого письменного делопроизводства до начала ХХ века.

    Обратите внимание

    Вместе с тем наиболее важные решения по адату записывались на полях или специальных вкладках в рукописных копиях Корана, а порой и выбивались на стенах мечетей и впоследствии служили основой для вынесения приговора по аналогичным искам. Сохранилось множество таких памятников на арабском, персидском и тюркском языках в арабской графике.

    В Дагестане самые ранние записи соглашений по адату известны уже в памятных строительных надписях начала XIV века. От XVII — начала ХХ века до нас дошли многочисленные списки соглашений (араб. иттифак), на основе которых возникали целые адатные кодексы союзов сельских общин.

    Один из наиболее ярких памятников этого рода — «Гидатлинские» адаты XVII–XIX веков. В Российской империи и ранней советской России до начала, а то и середины 20-х годов ХХ века в регионе существовало делопроизводство адатных судов на арабском языке или в арабской графике на местных тюркских языках.

    Дошли тысячи их постановлений.

    С изучением кавказского адата связан целый ряд ошибочных клише. Его нередко представляют отдельной самостоятельной правовой системой. Между тем, например, у мусульман региона он всегда был тесно связан с исламским правом (шариатом-З.Х.).

    Многое в адате, то же уважение к старикам, ничем не противоречит исламскому образу жизни. Кроме того, на протяжении более тысячи лет он вобрал в себя многие принципы и нормы шариата. Даже понятия, обозначающие нормы кавказского адата, во многом заимствованы из арабского языка.

    (Правда, значение одних и тех же правовых практик в адате и шариате разнится, например, в регулировании кровосмешения, которое шариат ограничивает и старается заменить выплатой виры.) Адат сильно повлиял на шариатские практики в регионе.

    В частности, этим объясняется отсутствие здесь применений уголовных норм худуда, предусматривающих за нарушения общественной нравственности членовредительство (отрубание рук и ног ворам-рецидивистам и прочее).

    Сложные отношения адата с шариатом и иными государственными системами права помогает понять подход правового плюрализма. Правовой плюрализм наблюдается, когда в одном и том же социальном поле сосуществуют и соперничают нормы и практики двух или более правовых систем.

    Причем не всегда можно определить местные нормы адата как отдельное право. По сути, он может составлять вместе с шариатом и элементами российского государственного права мозаичную и гибридную систему общинного права.

    Похоже, именно так следует определить значение адата на Кавказе.

    Следует отметить, что у адата и шариата принципиально разные источники легитимности.

    Критерий истины с точки зрения Шариата — это Божественное Откровение, тексты Корана и Сунны, а вовсе не обычаи и привычки большинства членов общества. Законы Шариата в их емкой форме выводятся из этих первоисточников исламскими правоведами.

    При помощи интеллектуальных методик они находят лаконичные формулировки в огромном массиве хадисов, предварительно проверяя их на достоверность, выявляя их лингвистические и терминологические особенности, а также — соотнося их с аятами Корана на соответствующую тематику.

    Как отмечает один из современных зарубежных исследователей М. Аркун «еще до возникновения здесь ислама социальный порядок регулировался особым кодексом, то есть интернализированной системой ценностей, вершиной которого является понятие чести, …Он (кодекс чести) существует в привычках индивидуального и коллективного поведения»

    Важно

    С принятием ислама происходила духовно-культурная переориентация личности. Ведущим стержневым понятием становится понятие совести. Совесть — это собственный суд человека над самим собой.

    Совестливому человеку свойственно чувство вины и ответственности перед Богом не только за свои поступки, но и за тайные помыслы Совестливый человек способен искренне раскаяться, за свои ошибки, и попросить прощения и у Бога, и у людей.

    Интересно отметить, что когда вайнахи дают негативную оценку человеку или недовольны своими детьми, они говорят: “Иман доцуш ву хьо” — “У тебя нет веры”, что равносильно выражению: “У тебя нет ни чести, ни совести, ничего святого».

    Личность, сформировавшаяся под сильным влиянием мусульманской этики, обязана контролировать свое поведение и быть ответственной за свою жизнедеятельность, в первую очередь перед Богом. Личный контроль направлен как вовне, так и вовнутрь.

    В обществе, разделенном на тайпы и фамильные кланы, понятие чести, как этической категории, было важным психологическим и социальным конструктом, как внутри тайпа (рода), фамилии в целом, так и достоинства отдельного человека.

    В принятии и становлении ислама как религиозной идеологии, адаты во многом не только совпали с нормами религиозного права ислама, но часть аксиологических установок приобрели сакральный смысл.

    Подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод: адаты народов Дагестана — яркий пример нормативного регулирования правоотношений. Они представляют собой своего рода кладовые, в которых оседает и хранится опыт поколений.

    Многовековое господство адата как средства регулирования различных сторон социальной жизни в Дагестане было обусловлено особенностями социально-экономического и политического развития края.

    Совет

    Широкая область применения и значения адата в регулировании общественной жизни дали основание многим авторам называть Дагестан страной адата.

    Литература:

    1. Айтберов Т.М. Аваро-арабская надпись из селения Корода (XIII-XIVвв.). — жур. «Эпиграфика Востока». Т. XXIII. Л., 1985, с.79-81; Атаев Б.М. Аварцы: история, язык, письменность. Махачкала, 1996, с. 40-73
    2. Айтберов Т., Абдулкеримов М. О древних памятниках письменности на аварском языке. — жур. «Литературный Дагестан». Махачкала, 1990, № 4, с. 79-82 (на авар. яз.).
    3. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. — М., 1890.
    4. Леонтович Ф.И. Адаты Кавказских горцев. — Одесса, 1882.
    5. Исмаилов М.А. Адаты Бежтинского округа. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004.

    Основные термины (генерируются автоматически): адат, Дагестан, народ Дагестана, норма адата, Шариат, норма, арабский язык, обычай, памятник, Нагорный Дагестан.

    Семейные адаты народов Дагестана

    Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

    На протяжении многих веков обычаи наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься.

    Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня.

    Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт.

    Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи.

    У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев.

    Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей.

    Эти обычаи распространены и сейчас во многих селах горных районов. Особенно сильны в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском и др. районах.

    Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему было нужно для дела. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем.

    По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным членом семьи.

    Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».

    Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В ауле Ходота, на родине легендарного Хочбара, недалеко от его сакли есть родник с удивительно холодной водой.

    Обратите внимание

    Около него всегда стоит много кувшинов, ведер, бидонов. В одних – молоко, в других – сметана, масло. Родник стал своего рода холодильником ходотинок. В сел. Сурсбук Дахадаевского района летом молоко и молочные продукты тоже хранят около речки, где очень прохладно.

    Посуда не охраняется ни днем, ни ночью, и никто никогда не посягнет на богатство хозяек.

    В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачах, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте. В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В сел.

    Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся.

    На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.

    На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений. Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо, висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, на котором обозначены вес и цена.

    Любой проезжающий мог взять мясо, а деньги положить под камень около дерева. За последние годы в окружающих аулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайней мере, сами жители плато этим не занимались.

    Женщины даже глубокой ночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествия исключены.

    А вот свадебные адаты некоторых дагестанских селений.Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.

    Важно

    В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой.

    В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом.

    Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.

    В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.

    В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров.

    У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок. В Ванашамахи перед приходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты.

    Когда невеста входила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.

    В ауле Тандо жестокими были законы шариата по отношению к женщине. Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в шариатском браке, то ее сажали на ишака задом наперед и возили по селению, чтобы над ней насмехались и оскорбляли ее. Если женщина не желала жить с мужем, ее сажали в отдельную комнату до покаяния.

    Совет

    В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Этот обычай существует и сегодня. Происходит это так. Свадебный кортеж вечером из дома жениха направляется за невестой, которую отпускают не сразу.

    Начинается торг с обеих сторон, который длится часа три. Наконец получено согласие родителей невесты. Но и после этого невесту из дома ни за что не выпустят раньше 12 часов ночи. Только к часу ночи свадебный кортеж направляется к дому жениха.

    Движется он настолько медленно, что требуется 4–5 часов, чтобы пройти небольшое расстояние. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад.

    И так продолжается до самых петухов, то есть до утра.

    В селении Дуакар молодежь, взобравшись на крышу, начинает разбирать ее, ломает окна, пытаясь увидеть «процедуру» первой брачной ночи. По буркиханскому обычаю, нареченная должна всю дорогу к дому будущего мужа рыдать во всеуслышание. В селении Мюрего по пути от дома невесты до дома жениха с крыш невесту посыпают мукой.

    По старинному обычаю это означает пожелание, чтобы она в этом доме не имела нужды. Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. Потом стелили под ноги ковер или палас. Затем невесте давали ложку меда, чтобы ее жизнь была такой же сладкой.

    Невесту обсыпают мукой в селениях Кунки, Ицари, Хурхи, Ахар.

    По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Оказывается, курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.

    Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать.

    Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное.

    В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то.

    В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Из гимринских обычаев. Жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей.

    Обратите внимание

    Обычай мугинцев. Когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».

    В даргинских селах Киша, Дзилебки, Ураги, Ицари, Танты, Гиба и в лакском ауле Турчи девушку не выдавали замуж за того, у кого собаки не изгрызали три палки. Этот обычай возник по нужде.

    В горах не было ни земли, ни возможности заработать. Прежде чем обзавестись семьей, горец, нищенствуя, бродил из аула в аул. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни.

    Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.

    В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже вызвано нищетой и бедностью.

    Народ Дагестана: обычаи и традиции :

    Адат. культура, обычаи и традиции народов кавказа собраны в слове «адаты»

    Дагестан – республика в составе многонациональной России, именуемая страной гор, множества языков и контрастов. Горный народ Дагестана – это представители более сотни национальностей, трех религий, множества языковых групп и местных диалектов.

    География края

    Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы.

    Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря.

    На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

    Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.

    История края

    Народ Дагестана прошел в своем историческом развитии такой трудный, насыщенный событиями путь, что полные описания его составляют не статьи, а целые тома. Некоторые национальности республики связывают родством с мидийцами, хеттами, народами древнего Шумера.

    Первым государством, в которое входила территория южного Дагестана, была Кавказская Албания, образованная в 5 веке до нашей эры. Постоянные войны приводили к тому, что земли переходили от одного государства к другому, менялись правители и религии.

    Важно

    Постепенный процесс образования Дагестана как объединения различных национальностей был обусловлен необходимостью сплочения мелких племен для защиты своих земель от более сильных врагов. Исторически сложилось так, что лучшие равнинные земли занимали пришлые народы: арабы, шииты, сунниты.

    Исконно местные племена вытеснялись в горы, но со временем все сроднились и обосновали свой единый дагестанский эпос.

    Немного статистики

    Что поведают о Дагестане скупые цифры:

    • Территория республики – 50,3 тыс. км2.
    • Береговая линия – 530 км, всего сухопутных границ – 1181 км.
    • Самая высокая точка – 4466 км, средняя высота над уровнем моря – 1000 км.
    • Общая численность населения, согласно последней переписи, – 2125 тыс. человек.
    • Численность народов Дагестана – 102, из них коренных – 30.
    • Территориальное деление республики – 22 района.
    • Население сельской местности — 69 %.
    • Герои Советского Союза (дагестанцы) – 49 человек.

    Народы Дагестана

    Список основных народностей выглядит так:

    1. Аварцы – 30 % от всего населения, в основном занимают горные районы западного Дагестана.
    2. Даргинцы – 17 % этноса, традиционно расселены в горах и предгорьях средней части республики.
    3. Ногайцы – 16 % от численности, основное проживание – Ногайская степь на севере Дагестана.
    4. Кумыки – 13 % населения, которое занимает Теркско-Суламскую низменность и северные предгорья.
    5. Лезгины – 12 %, места расселения – горы, предгорья и равнины Южного Дагестана.
    6. Русское население Дагестана, также относится к местному, занимает 7 % численности. Большинство русских проживают в столице Махачкале и других городах и поселках. Горожане среди русских составляют 80 %. Представители русских сельских жителей – это в основном терские казаки, поселения которых сосредоточены в низовье Терека.
    7. Лакцы – сосредоточены в центральной части гор и насчитывают 5 % этнического состава.

    Примерно по 4 % каждый, составляют в общей численности такие народности, как табасараны, тюрки (азербайджанцы), чеченцы.

    Численность последних резко увеличилась посла начала боевых действий на территории Чеченской республики.

    Таты (народ Дагестана, который именует себя дагестанскими евреями), рутульцы, агулы, цахуры, проживающие в основном на определенных отдельных территориях, составляют незначительную часть дагестанского населения.

    Кроме коренных групп, жителями Дагестана считают себя проживающие здесь с рождения узбеки, казахи, украинцы, грузины, татары, белорусы, осетины, персы.

    Языковый состав

    Да уж, такого многообразия народностей и национальностей на сравнительно небольшом клочке суши нет больше в мире нигде. Соответственным является и многообразие языкового состава.

    Только коренных языков в Дагестане насчитывается 30. Этим тоже уникален Дагестан.

    Какой народ еще может представить миру такое различие языков, наречий и диалектов при, в общем-то, объединенной культуре, обычаях, бытовых традициях.

    Лингвисты совместно с историками определили в качестве основной причины сложных языковых различий значительную изолированность аулов друг от друга, связанную с географическими и климатическими условиями горной местности. Зарождению отдельных наречий также способствовали разные религиозные предпочтения, политические и социальные разногласия, замкнутость внутри отдельных кланов.

    По языковому составу население Дагестана делится на три основные группы:

    • Северокавказская семья, нахско – дагестанская ветвь (аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табарасаны, рутульцы, агулы, цахуры, чеченцы).
    • Алтайская языковая семья, тюркская группа (тюрки, кумыки, татары, ногайцы).
    • Индоевропейская языковая семья (русские, украинцы, белорусы, таты, евреи, армяне).

    Религиозные конфессии

    В плане религиозных верований современный народ Дагестана в большинстве своем (90 %) мусульмане-сунниты. Но так было не всегда. Еще в первом веке от Рождества Христова население Кавказской Албании, а затем и все дагестанцы приняли христианство, ислам был навязан албанцам как результат столетней войны с арабами.

    Но за многие тысячелетия именно ислам утвердился не только в Дагестане, но и распространился по другим территориям Кавказа. Другая ветвь мусульман – шииты, это в основном тюрки, к которым примкнули и некоторые поселения лезгин. Иудаизм исповедуют горные евреи – таты, православное же население, включая приверженцев армяно-григорианской церкви, составляет 9 %.

    Здесь нет острой неприязни к иноверцам, смесь языков и религий воспитывает терпимость к вероисповеданиям соседей.

    Большие народы и маленькие народности

    Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

    Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

    Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур.

    Совет

    Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

    Обычаи и традиции

    В странах, ведущей религией в которых является ислам, вся жизнь общества подчинена законам шариата, которые в большинстве случаев закреплены законодательно.

    Кавказцы, к которым относится и народ Дагестана, обычаи и традиции, регулирующие почти все стороны жизни общества, именуют словом «адаты».

    Уклад семейной жизни, взаимоотношения с соседями, правила сватовства и женитьбы, гостеприимство – все учтено в своде неписанных правил горцев, переплетено с некоторыми догмами религии, но не всегда соответствует законодательным нормам.

    Если правила приема гостей, почитания старших заслуживают уважения и похвалы, то адат кровной мести уже идет вразрез с государственными законами. Многие традиции в современном Дагестане постепенно теряют свою актуальность, но законы предков все еще сильны в здешнем обществе.

    Знаменитые дагестанцы

    Республика Дагестан, народы которой славятся своим трудолюбием, упорством, смелостью и талантами, подарила миру немало знаменитых и достойных земляков. Вот лишь некоторые имена, знакомые многим:

    • Джамал Аджигирей – борец ушу, актер.
    • Юсуп Акаев – летчик, Герой Советского Союза.
    • Али Алиев – борец, пятикратный чемпион мира.
    • Расул Гамзатов – поет.
    • Мансул Исаев – дзюдоист.
    • Муса Манаров – летчик-космонавт.