9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

9 фактов о Михаиле Лермонтове, которые вам не расскажут в школе

9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

Любитель «дедовщины», который ел всё подряд, верил гадалкам и расстраивал чужие свадьбы. Причём здесь Макбет?

Михаила Лермонтова у нас принято считать главным конкурентом Пушкина в битве за звание величайшего русского поэта.

Пока вы думаете, кто из классиков нравится вам больше, мы собрали для вас 9 неожиданных фактов биографии автора «Героя нашего времени».

1. Считается, что он происходит из семьи военнопленного, хотя это не так

В Интернете часто пишут, что предки у Лермонтова были очень интересные. В далёком XIII веке в Шотландии жил известный бард Томас Лермонт (ударение на первый слог!), по прозвищу Томас-Рифмач. Этот сочинитель издевательских и лирических песен прославился настолько, что превратился в героя кельтского фольклора.

Обратите внимание

О нём слагали легенды, ему приписывали провидческий дар и любовь с Королевой эльфов.

В действительности он, конечно, никаких фей в глаза не видел, зато был настоящим дворянином, поскольку происходил из семьи, получившей титул за участие в разгроме короля Макбета – того самого, которого увековечил в своей пьесе Шекспир.

Лермонты взяли себе фамилию от местности, где проживали (это считалось особенно почётным), а потом несколько веков жили и размножались в своё удовольствие.

Один из наследников рода, польский поручик Георг Лермонт, отправился в начале XVII века воевать в Россию и попал в плен.

Чтобы спастись, быстро переменил сторону, принял православие, поступил на государственную службу и стал зваться русским дворянином Лермонтовым.

Однако красивая теория о таком невероятном родстве разбилась в 2014 году, после экспертизы ДНК. Учёные не обнаружили нужного сходства потомков Лермонтов и Лермонтовых. А значит, поэт зря сочинял в 1831 году стихотворение «Желание» о своих шотландских предках.

Примерно так представляли в легендах Томаса-Рифмача

2. В юности он сравнивал себя с известным «серым кардиналом»

Шотландская биография Михаила Юрьевича в лихой молодости почему-то не устраивала. Он любил рассказывать друзьям, что ассоциирует себя не с древним бардом, а с испанским государственным деятелем Франсиско Лермой.

Этот человек прославился не только как покровитель искусств, но и тем, что в начале XVII века занимал особое место при короле Филиппе III. Ведал всей внешней и внутренней политикой, имел даже право расписываться за правителя, но всего за несколько лет довёл страну до банкротства.

Что именно привлекло в этой личности пылкого Лермонтова – загадка.

3. Маёшка развёл в юнкерской школе «дедовщину» и буллинг

Важно

Доставать окружающих своими шуточками и издёвками, сильно напоминающими современный буллинг, поэт начал с младых ногтей. В гимназии его ещё кое-как терпели, а вот в Московском университете он протянул всего 2 курса. Потом рассорился с преподавателями и был вынужден отчислиться «по собственному желанию».

После этого Лермонтов пробовал поступить в Петербургский университет, но ему отказались засчитать срок обучения в Москве. Тратить лишних 2 года на науки Михаилу Юрьевичу не хотелось, поэтому он поддался уговорам знакомых и отправился в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Ему тогда только-только исполнилось 18 лет.

В Школе у всех учеников были прозвища. Лермонтова быстро обозвали «Маёшкой», в честь героя старинного французского романа, который был уродливым горбуном. О внешности поэта мы ещё поговорим, а пока расскажем о его студенческих проделках.

Маёшка в компании с другими шутниками очень любил мучить новичков – поливал их, спящих, водой, толкался в коридорах, кидался варёным картофелем, а по ночам вставлял им в нос «гусара» (свёрнутую бумажку с нюхательным табаком).

Но обиднее всего были словесные издевательства – в них равных Лермонтову не было.

Юнкер М. Лермонтов. Художник — А. А. Бильдерлинг

4. Но при этом оставался бабушкиным внучком

После рождения Лермонтова его мать заболела какой-то женской болезнью, и отец быстро нашёл себе развлечение на стороне. В ответ на упрёки в измене он как-то раз ударил жену кулаком в лицо.

Нравы тогда были тонкими – дворянка с горя слегла, заболела чахоткой и оставила Мишу сиротой, когда ему не было и трёх лет.

Бравый отец на сына, конечно, не претендовал, и будущий поэт оказался в Пензенской губернии, в имении Тарханы, на воспитании у бабушки Елизаветы Александровны Арсеньевой.

Там он прожил до 16 лет, пока не поступил в гимназию. Однако и во время учёбы он сильно зависел от бабушки. Она оплачивала его обучение и все развлечения, тайком носила в юнкерское училище вкусные передачки, выхаживала, когда Мишенька заболевал, просила руководство учебного заведения за всех его друзей и крестила, стоя у окна, весь их эскадрон, когда они ехали на конные учения мимо её окон.

5. Он любил внушать людям трепет своим тяжёлым взглядом

Совет

Какого бы приятного на вид гусара ни рисовали нам его портреты, Лермонтов, по отзывам современников, был человеком, внешне не особо привлекательным. Рост его был маленьким (всего 170 сантиметров или около того), он прихрамывал и сильно сутулился, за что и заслужил в юнкерском училище кличку с отсылкой на горбуна.

Ноги у него были кривые вследствие детской болезни, лысина стала появляться сразу после 20 лет, а телосложение было плотноватое. Пропорции получались некрасивые, и поэт сам это отлично понимал, чем, скорее всего, и объясняется его вечное стремление оскорблять всех вокруг (лучшая защита – это нападение и всё такое).

Но что в нём было по-настоящему невероятным – это глаза. Большие, умные, чёрные, как уголь, со странным сочетанием пронзительности и расслабленной томности во взгляде.

Стоило Лермонтову посмотреть на кого-то повнимательнее, и этот человек мигом смущался, начинал чувствовать себя неуютно.

Умение сверлить собеседника взглядом Михаил Юрьевич быстро научился использовать как дополнение к словесным оскорблениям.

Самый известный и самый миловидный портрет Лермонтова. Художник — Пётр Заболотский. 1837

6. Он был обжорой и ел всё без разбору

Биографы часто сравнивают Лермонтова с Иваном Крыловым, а тот на старости лет разъелся настолько, что Пушкин называл его «преоригинальной тушей». Михаила Юрьевича от ожирения спасали обмен веществ и молодость, но о его неразборчивом вкусе в светском Петербурге ходили легенды.

Близкие друзья смеялись, что поэт, когда ест мясо, не может отличить телятину от птицы. Лермонтов бесился и утверждал, что он чуть ли не гурман с отменным вкусом.

Уставшие к тому времени от его злых выходок и подколок знакомые решили как-то раз подшутить над литературным гением и подложили ему на тарелку пирожки с начинкой из опилок.

Обратите внимание

Лермонтов умял один за обе щёки и готов был приняться за второй, но у друзей хватило совести его остановить и признаться в своей проделке. Остаётся только догадываться, как долго потом изводил этих пакостников умелый насмешник.

7. У Лермонтова было ярко выраженное «магическое мышление»

По слухам, принимавшая роды у его матери повитуха, едва взяв младенца на руки, сразу предрекла ему насильственную смерть в раннем возрасте. Один тот факт, что его родственники донесли эту глупость до него, доказывает, что семья в целом была предрасположена к вере во всякие «Битвы экстрасенсов».

Лермонтов был страшным фаталистом – во всяком дуновении ветра и случайной встрече он видел знаки судьбы и везде искал трагические совпадения. Серьёзные дела затевал только после того, как посоветуется с предсказателем или гадалкой.

А если никого с такими способностями поблизости не оказывалось, кидал монетку, полагаясь на случай.

8. Он получал извращённое удовольствие от того, что мешал чужому счастью

Лермонтову нравилось рушить планы влюблённых и расстраивать свадьбы. Узнав о помолвке кого-нибудь из знакомых, он начинал чаще наведываться в дом невесты, писать ей стихи и подносить цветы. Как и Пушкин, который тоже красотой не блистал, Михаил Юрьевич мог «уболтать» практически любую, чем и пользовался без зазрения совести.

Комплексы по поводу внешности ему, кажется, в этом вопросе не мешали, а только подстёгивали спортивный интерес. Если попадалась уж слишком равнодушная особа, Лермонтов пускал в ход «тяжёлую артиллерию» – грозился свести счёты с жизнью. Как только девушка влюблялась и готова была отказаться от свадьбы, он в лучшем случае тут же исчезал.

В худшем – собирал влюблённых в одной комнате, признавался, что это была шутка, и издевательски смеялся.

Самая известная жертва ухаживаний Лермонтова — Екатерина Сушкова, которой поэт отомстил за давнее равнодушие, влюбив её в себя накануне свадьбы (миниатюра неизвестного художника, 1837)

9. Он погиб в 26 лет, потому что доставал всех вокруг даже в последние минуты жизни

Кажется, мы уже поняли, что шуточки Лермонтова переходили все допустимые границы. На роковую для него дуэль поэт нарвался сам, днями напролёт изводя Мартынова насмешками при общих знакомых. Есть мнение, что Михаил Юрьевич в чём-то завидовал блестящему майору – тот был хорош собой, отлично образован и выделялся из толпы тем, что носил черкесский костюм.

Важно

Конкурентов на внимание окружающих Лермонтов рядом с собой никогда не терпел, поэтому донимал Мартынова насмешками до тех пор, пока тот не вызвал его на дуэль. 15 июля 1841 года поэт сообщил всем, что его соперник, как обычно, промахнётся, вытянул жребий стрелять первым, но, будучи уверенным в своём предсказании, выстрелил в воздух.

После этого поймал ответную пулю прямо в грудь и трагически погиб.

Знаете, что сказала на это большая часть светского Петербурга? «Так ему и надо». Если верить мемуарам известного дипломата П. Вяземского, схожим образом высказался даже российский император Николай I, заявивший: «Собаке – собачья смерть».

Мы в очередной раз преклоняемся перед гением русских классиков, но напоминаем, что их всё же не стоит идеализировать. Многие из них были трагическими, сломанными личностями с комплексами и большими странностями.

До новых книг!

Новости

9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

7 Сен 2018

Благодарность за труд – Национальную библиотеку наградили дипломом ЮНЕСКО

6 сентября в рамках презентации издательского проекта по факсимильному  воспроизведению первого в мире «Букваря»  Национальная библиотека Беларуси была награждена дипломом Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

9 Янв 2018

9 января состоялась торжественная церемония награждения лауреатов премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», специальных премий Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства и «Белорусский спортивный Олимп» 2017 года.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

5 Янв 2018

Национальная библиотека Беларуси – лауреат премии «За духовное возрождение»

Указом Президента Республики Беларусь № 1 от 4 января 2018 года коллективу Национальной библиотеки Беларуси присуждена премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

13 Фев 2019

Объявлен победитель премии «НОС–2019»

Женщины, память и разговор от первого лица – в тренде.

Новости библиотек

13 Фев 2019

Год книги в СНГ будет насыщен интересными проектами

Объявленный Годом книги на пространстве СНГ 2019 год будет насыщен многочисленными проектами и мероприятиями в сфере литературы и книгоиздания.

Важным событием для стран Содружества стало открытие передвижной выставки художественных книг современных авторов государств СНГ «Читаем вместе – познаем друг друга».

Она была презентована на полях XXVI Минской международной книжной выставки-ярмарки.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

12 Фев 2019

Современный белорусский экслибрис

С 8 по 21 февраля в Национальном историческом музее Республики Беларусь проходит выставка «Современный белорусский экслибрис» в рамках XXVI Минской международной книжной выставки-ярмарки.

Новости библиотек

12 Фев 2019

Кинопремьера по книге Виктора Мартиновича во Франции собрала 1 500 зрителей

Совет

Короткометражная лента режиссера Алексея Полуяна создана по роману Виктора Мартиновича «Озеро радости».

Новости библиотек

11 Фев 2019

Библиотека на ХХVI ММКВЯ: подводим итоги

6–10 февраля Национальная библиотека Беларуси принимала участие в  ХХVI Минской международной книжной выставке-ярмарке.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

11 Фев 2019

Выход в свет 21-томного факсимиле «Книжное наследие Франциска Скорины» – поистине великое событие не только для Беларуси, но и всего мирового сообщества.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

11 Фев 2019

Встреча с Павлом Татарниковым в «Клубе книжных профессоров»

10 февраля в «Клубе книжных профессоров» прошло уникальное занятие со всемирно известным книжным художником Павлом Татарниковым.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

11 Фев 2019

С 11 по 24 февраля приглашаем всех желающих принять участие в буккроссинге, организованном в доконтрольной зоне Национальной библиотеки Беларуси к Международному дню дарения книг.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

11 Фев 2019

Готовится 11-й выпуск ежегодного научного сборника «Бібліятэчны веснік»

Национальная библиотека Беларуси готовит к выходу в свет 11-й выпуск ежегодного научного сборника «Бібліятэчны веснік». Приглашаем к сотрудничеству специалистов в области библиотечного дела и информационных технологий, преподавателей, аспирантов и магистрантов,  руководителей органов управления культуры.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

11 Фев 2019

XXVI Минскую международную книжную выставку-ярмарку, которая работала с 6 по 10 февраля, посетила 61 тыс. 800 гостей

Новости библиотек

11 Фев 2019

Сокровища, доступные каждому

«Круглый стол» о роли книги в развитии общества прошел в Минске.

Новости библиотек

10 Фев 2019

Национальный конкурс «Искусство книги» подвел итоги работы белорусских книгоиздателей в 2018 году и наградил победителей в 14 номинациях во Дворце искусства.

Новости библиотек

9 Фев 2019

20 новых и интересных книг Международной книжной ярмарки

Обратите внимание

В «БелЭкспо» на проспекте Победителей, 14 работает 26-я Международная книжная ярмарка. Мы прошлись по самым интересным стендам и нашли для вас 20 отличных книг – очень разных и толковых. И самое главное – белорусских!

Новости библиотек

8 Фев 2019

Библиотека стала победителем национального конкурса «Искусство книги»

8 февраля во Дворце искусств прошла торжественная церемония награждения победителей LVIII Национального конкурса «Искусство книги».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

8 Фев 2019

Национальная библиотека Беларуси на ХХVI ММКВЯ: день третий

8 февраля в рамках ХХVI Минской международной книжной выставки-ярмарки Национальная библиотека Беларуси провела презентацию «Беларусь в информационном пространстве».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

8 Фев 2019

6 февраля в детской комнате прошел литературный час «Красна изба углами».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

7 Фев 2019

Национальная библиотека Беларуси на XXVІ ММКВЯ: день второй

Разнообразные площадки XXVІ Минской международной книжной выставки-ярмарки не ограничиваются административным комплексом, где проходит мероприятие.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать

9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

15 октября – 200 лет с рождения М.Ю. Лермонтова. О его творчестве мы беседуем с Иваном Павловичем Щеблыкиным – доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем Российской Федерации и Ларисой Ивановной Шевцовой – доктором филологических наук, профессором Московского государственного университета им. М.А. Шолохова.

Мы говорим в преддверии двухсотлетнего юбилея Лермонтова. Можно сказать, второго русского поэта. Величайшей величины русской литературы. Но есть такое ощущение, что бледновато он отмечается. Юбилей Пушкина праздновался широко, я хорошо его запомнила. Неужели ничего не происходит?

Лариса Шевцова

Лариса Шевцова: Нет, это нет так! Происходит и еще как!

Недавно вышло замечательное издание «М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь» под редакцией доктора филологических наук, профессора Ирины Александровны Киселевой. Это совершенно новое оригинальное издание, очень своевременное. Там около сотни авторов, очень хорошая работа.

Проходит и большая юбилейная конференция. Она началась в МГУ им. М.Ломоносова и продолжается в Петербурге, в Литературном музее Института русской литературы (Пушкинском доме). Она приурочена, в том числе, и к выходу «Энциклопедического словаря» Лермонтова.

На форум собрались ведущие современные ученые-лермонтоведы. Таких немного, конечно, не сотни, но достаточное количество для того, чтобы это направление в науке успешно развивалось.

Лермонтовское общество сейчас проводит целую лермонтовскую неделю – в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке состоялась презентация книги С.А.

Бойко «Лермонтов: московские страницы жизни и творчества», в Лермонтовской библиотеке в Сокольниках 15 октября целый день будут идти различные мероприятия, 16 октября в Рахманиновском зале консерватории пройдет юбилейный концерт «Москва – Лермонтову».

А вот то, что касается освещения – тут, и правда, есть проблемы. Кто об этом всем знает? Кроме тех, кто входит в «Лермонтовское общество», кроме тех, кто присутствует на научных конференциях, никто не знает.

А как вам кажется, люди интересуются сейчас Лермонтовым?

Важно

Лариса Шевцова: Вчера мы были в телестудии «Говорит Москва», целый час прямого эфира, вдвоем с Иваном Павловичем. Отвечали на вопросы слушателей. Конечно, народ интересуется, обращается в средства массовой информации.

И вот по настоянию слушателей была проведена беседа о творчестве Лермонтова. Слушателей интересовали самые разные аспекты биографии поэта и его творчества, в частности, о драматических ситуациях в его личной жизни, о новых трактовках творчества, о значении Лермонтова в современной жизни.

К слову о «семейной драме» в семье Лермонтовых

Иван Щеблыкин

Как вам кажется, что о жизни Лермонтова мы знаем ещё недостаточно?

Иван Щеблыкин: Мы очень мало знаем об отце Лермонтова, о Лермонтове Юрии Петровиче. Традиционно отец Лермонтова представлен в антагонизме к бабушке Лермонтова. Это описано во многих работах. У читателя уже сложилось негативное впечатление и отношение к отцу Лермонтова.

На самом деле было иначе. Подтверждением тому является собственные слова отца Лермонтова, где он прямо подчеркивает свою любовь к сыну. Мы у него находим следующие строчки, очень важные для понимания того, кто такой Лермонтов. Вот смотрите, он пишет сыну: «Ты одарен способностями ума, – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное».

«Бесполезное»! Сколько было в годы Лермонтова, да и во все времена, авторов, которые ради того, чтобы что-то написать и стать известным, создавали те или иные стихотворные лирические поделки, желая тем самым утвердить себя.

А отец Лермонтова считал, что поэзия – это дело серьезное, к которому надо относиться с величайшим вниманием и уважением. «И более всего страшись употреблять оные (способности – прим. ред.) на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу!» Вот как, прямо и непосредственно!

«Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне», – пишет он дальше. Ни один отец не будет благодарить своего ребенка за любовь, ежели он не чувствует теплого отношение к себе.

Эти слова снимают все вздорные рассуждения о некоей семейной драме, в которой виноват отец Лермонтова, о сложных отношениях с сыном. Отнюдь нет. Этот факт требует более пристального изучения, а фигура отца Лермонтова – более уважительного отношения.

О советской цензуре

Сложно было заниматься Лермонтовым в советское время? Было ли вмешательство государства в научный творческий процесс?

Иван Щеблыкин: Цензура советского периода не была по отношению к гениям жесткой. Напротив, именно в годы советской власти творчество Лермонтова получило очень широкую известность в массах. Были предприняты усилия к тому, чтобы это творчество изучалось на должном уровне, были созданы группы по изучению творчества Лермонтова.

Одно из крупнейших изданий советского времени – «Лермонтовская энциклопедия» 1982 года. Это труд объёмный, значительный. Есть, конечно, и недочёты, как и в любом издании. Но в целом эта работа показывает, что в советские годы Лермонтов получил широкое признание.

Надо различать политическое влияние власти и фактическое изучение творчества того или иного гениального человека, тех или иных вопросов Отечественной истории. В советские годы изучалось творчество и Лермонтова, и Пушкина, и вообще вся русская литература получила очень высокую оценку.

Стоит только пожалеть, что сейчас таких трудов, какие появлялись тогда, пока что еще нет, хотя хорошие книги появляются, изучение продолжается. Уже названная работа «М.Ю. Лермонтов. Энциклопедический словарь» – является продолжением большой работы исследователей предшествующих десятилетий, лучших традиций русской науки о литературе в целом.

Лариса Шевцова: Можно говорить об элементах советской цензуры в том плане, что было определенное направление: когда одни стихотворения, такие как «Смерть поэта» трактовались как критика в адрес светского мира и буржуазного строя. А другие стихотворения, где явно было духовное содержание, «Молитва», например, – просто игнорировались.

Но это относится не только к Лермонтову, так было со всей нашей литературой. Одни мотивы в творчестве подчеркивались и замалчивалось другие. Но это не значит, что Лермонтов не изучался, не публиковался. Все его тексты были доступны.

Дар предвидения

Отчасти этот вопрос у меня возник после того, как я перечитала стихотворение «Предсказание».

Лермонтов пишет:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Так это же прямо про 1917 год! Всё так и сбылось. А многие ли из его предсказаний сбылись? Откуда этот дар предвидения?

Иван Щеблыкин: Лермонтов действительно был одарен чувством предвидения. Многое из этого сбылось.

Прежде всего, сбылось почти все, что он предсказывал, предощущал относительно своей жизни. Очень многое: и ранняя смерть, и то, что он будет известным…

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит.

Но вот чем это объяснить? Наверное, этот вопрос в большой степени связан с какими-то качествами Лермонтова как человека, как личности. И наверное, здесь не все подлежит выяснению, и не на все вопросы можно дать убедительный ответ.

Лариса Шевцова: Мы говорим о провидческом даре, откуда он? Мы говорим о том, что это свойственно провидческой натуре, которая получает вместе с божественным даром искусства и дар предвидения и пророчества. Об этом еще философ Иван Ильин писал.

Он разъяснял, что такое пророческое видение гения относительно Пушкина в основном, потому что Пушкин для него был образцом такого гения. Но и о Лермонтове у него есть немало замечательных слов именно в плане пророческого предвидения – и исторических событий, и собственной судьбы.

Совет

По Ильину, это объясняется тем даром, способностью проникать в суть вещей, которые получает гений с даром поэзии. Вот очень простое, действенное объяснение, понятное для всех нас.

Иван Щеблыкин: Все-таки, дар предвидения – есть тайна.

Лариса Шевцова: Конечно, тайна. Особая чуткость, особая интуиция, в том числе и грядущих исторических событий, дана гению свыше. Возвращаясь к Ильину, пророческое служение гения состоит в том, чтобы проповедовать и утверждать Истину, бороться за нее, стоять в истине. Вот это то самое стояние в истине, которое как раз и отличает настоящего гения от мнимого.

О несостоявшейся встрече двух поэтов, русском языке и влиянии других

К слову, о гениях. Почему так вышло, что Лермонтов так и не познакомился с Пушкиным?

Иван Щеблыкин: Очень просто. Лермонтов родился в 1814 году, в Петербург прибыл он в 1832 году, Пушкин погибает на дуэли в 1837 году, в это время Лермонтову было, если я не ошибаюсь 22 года (23 года ему исполнится в октябре 1837).

Жизненные обстоятельства. Они бы наверняка встретились! Ведь потом-то Лермонтов познакомился и с Жуковским, и с семьей Карамзиных. Это самые близкие люди Пушкину. Встреча бы эта состоялась, конечно, если бы не смерть Пушкина.

Другой вопрос, какое бы направление получило бы развитие творчества Лермонтова. Это вообще вопрос века!

Лев Толстой, например, в отношении Лермонтова рассуждал таким образом, что если бы Лермонтов был жив, то не нужен бы был ни он, ни Достоевский. Можно с этим согласиться, а можно и оспорить это суждение. Конечно же, наверняка и Толстой, и Достоевский были бы другими, но то, что их совсем бы не было, наверное, так считать нельзя.

А вот влияние Пушкина на творчество Лермонтова, конечно, вполне очевидно. Но при этом надо иметь в виду, что Лермонтов совершенно оригинальный художник.

Он и сам успел об этом сказать: «Нет, я не Байрон, я другой». Хотя Байрона он очень любил, и знал его хорошо. Некоторые юношеские стихи Лермонтова напоминают стилистику, структуру байроновских творений, но, тем не менее, это гений в высшей степени самобытный, в высшей степени своеобразный.

А кто еще, кроме Пушкина и Байрона, повлиял на творчество Лермонтова?

Иван Щеблыкин: Из русских поэтов – Жуковский в какой-то степени. Мне кажется, что проблема влияний в отношении Лермонтова должна ставиться иначе. Если это и было влияние, то оно было внешним.

Известно, что Лермонтов специально выбирал строчки Жуковского, Пушкина, Державина и других поэтов и включал их в свои стихотворения. В чем тут дело? Это подражание? Нет, здесь другое.

Лермонтов не считал поэзию основным своим делом. Задачей своей он видел не сочинять строчки, это могут другие, а пробиваться к какой-то истине, которая незнакома общей массе.

Обратите внимание

В этом смысле можно согласиться с Д.С. Мережковским и В.С. Соловьевым, которые считали, что Лермонтов – сверхчеловек. Его порывы, его искания превышали все то, что осуществляли люди в его годы, да и сейчас, пожалуй, в сфере культуры, в сфере познания того, что такое человек.

Эта черта не получена от кого-то здесь в этом мире, допустим от Пушкина или от Гете, или еще от кого. Эта особенность лермонтовского порыва она ему дана, видимо, от рождения. Она его все время наталкивала на поиски нового, ставила вопросы и отвечала столь трагично и в то же время точно, как это мы видим в поэзии Лермонтова.

Пушкин создатель современного русского языка. Какое место в этом процессе созидания нашего русского литературного языка занимает Лермонтов?

Иван Щеблыкин: Сказать, что Лермонтов столь же могучий автор в сфере языка, как Пушкин, видимо, нельзя. И знаете, почему? Слова, как таковые, интересовали Лермонтова во вторую очередь. Его привлекал поиск истины. И для лермонтовской поэзии, для его творчества характерна не красота слова, а сила, глубина мысли. Создавать свой язык для титана Лермонтова мало. Так бы я сказал.

И тут не надо печалиться и делать сравнения. А был ли Лермонтов создателем современного языка? Не был, ему это не надо было, он был создателем порыва к познанию того, что человек. Это очень много, мы не назовем больше никого другого после Лермонтова, такого же мощного искателя правды, как Лермонтов.

Свет или тьма?

Многие склонны говорить о демонизме в творчестве Лермонтова. Может, это как раз связано с его поиском истины. Но и христианского в его поэзии немало. А чего в нем больше, можем ли вообще говорить о демонизме в его поэзии?

Иван Щеблыкин: Демоническое в поэзии Лермонтова, несомненно, есть, было на ранних этапах его творчества. Вообще же тема демона привлекала всех больших художников. И не может она не привлекать, потому что борьба демона против Бога – это давняя проблема, и всякий мыслящий человек не может ее обходить.

Но здесь важно иметь в виду следующее. Как же Лермонтов, в конце концов, решает эту проблему? С демоном он или с Богом? С Богом! Безусловно, с Богом. Демон у него повержен:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои.

Отдельные ранние стихотворения немножечко грешат некоторой игрой в демонизм, но это было все преодолено Лермонтовым, в конечном счете. Победа остается за здравым смыслом, за Богом, за нормальным миропониманием.

Демон – это страшная и тяжелая сила, и Лермонтов преодолел в себе и преподнёс эту победу светлого в своем творчестве как закон жизни, закон мироздания. Он двигался к Свету.

О портрете поколения

Лермонтов в «Герое нашего времени» пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Насколько мы можем верить ему, что он действительно создал портрет поколения, и этот портрет соответствовал современному писателю обществу?

Иван Щеблыкин: Лермонтову в данном случае необходимо верить, потому что образ, нарисованный им в романе «Герой нашего времени», образ Печорина, – это действительно портрет современника. Лучших современников, современников мыслящих, прорывающихся к истине.

Таковым и был Печорин, при всех его недостатках. Человек не может быть без недостатков. Но почему мы упрекаем, что вот Печорин – лишний человек, такой вот нехороший. Ну, а все остальные, мы – не лишние? Мы просто золотые, так что ли? Нет ведь.

Поэтому в данном случае надо верить тексту. Текст интересный, образ яркий, правдивый, и нельзя не сказать, что многие свойства печоринского характера нравятся нам, притягивают к себе. Его ум, его самостоятельность, его оригинальность и его поиск настоящей любви.

Вот слово «любовь»… Оно нам всем понятно? Нет. Любовь интимная – это одно дело, это одна сфера человеческих отношений. А любовь к совершенному, прекрасному – это другое. Вот эта любовь к совершенному, прекрасному – она и определяла поиски Печорина, его хандру, его разочарования, его неудовлетворенность.

Он в своих любимых хотел видеть больше, чем они есть на самом деле. Вот это, наверное, так у Лермонтова. Видимо, в большей степени это так.

Вероятно, и свои собственные черты Лермонтов вложил в этот образ. Но считать, что Печорин – это автопортрет Лермонтова, или полное отражение его натуры и всего того горения, что было в Лермонтове, не стоит. Художник рисует образы, и эти образы не обязательно, а часто и вовсе не совпадают с самим автором.

«Герой нашего времени» очень отличается от той же пушкинской прозы. Лермонтов пишет о глубоких проблемах человека… Вроде бы почти приключенческий роман, но в основе-то у него не канва событий, а сама личность – Печорина, да и других геров…

Иван Щеблыкин: Не каждый нынче увлечется Лермонтовым. Лермонтов – интеллектуальный писатель. В непосредственном смысле этого слова. А масса, к сожалению, не обладает этим интеллектом, каким обладают вот эти гении.

Лермонтов и в свои годы не был таким автором, которого бы читали нарасхват, и теперь не так. И такого быть не может, и не должно быть. Не может быть, потому что Лермонтова, его творчество вот так всуе использовать и применять – это не дело.

Над Лермонтовым надо думать, мучиться и плакать. После ознакомления с творчеством Лермонтова хочется, чтобы мы выходили другими, чтобы мы были обогащены вот этим чувством любви, потому что нет более благородного и мощного чувства на земле, нежели это.

«Она страдала и любила, и рай открылся для любви» – сказано о Тамаре. Вот высшая цель человеческого деяния – любить. И страдать. А что значит страдать? Чувствовать, что где-то больно? Ну, и это тоже, но это страдание низшего уровня. Страдать – это значит ощущать, понимать состояние другого, переживать процесс самой жизни. Вот что значит любить. И именно к такой любви и стремился Лермонтов.

Каким на самом деле был Михаил Лермонтов

9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

27 июля 1841 года на дуэли у подножья горы Машук близ Пятигорска погиб Михаил Лермонтов.Саркастичный и ранимый, презирающий и неравнодушный, — Лермонтов прожил 27 лет. Они вместили все: и страсти и пылкую добродетель. Были и свои «демоны», требующие жертв и дарующие надежду и вдохновение.

Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева (в девичестве Столыпина) направила на внука всю нерастраченную любовь, которую она питала к своей скоропостижно скончавшейся дочери. По ее словам, она не жалела на мальчика четырех тысяч в год «на обучение разным языкам».

По настоянию категоричной и властной бабушки новорожденный получил в честь деда имя Михаил, а не Петр, как хотел его счастливый родитель. Она объявила Мишеля единственным наследником своего состояния в обмен на фактический отказ зятя от воспитания сына.

Важно

Именно бабушка пыталась всякий раз смягчить участь внука после его очередной «шалости» — благодаря ее стараниям Лермонтов не попадает в 1837 году на каторгу за «Смерть поэта». Просить о помиловании внука она будет вплоть до смерти любимчика.

Что мог чувствовать опекаемый от чрезмерной заботы? Усталость? Раздражение? Собственную несостоятельность? Вопросы, на которые сложно ответить однозначно – Лермонтов уважал бабушку и ценил сделанное ею, но смеем предположить, что именно эта женщина стала одним из главных «демонов», повлиявших на характер и судьбу Лермонтова.

Никогда Лермонтов не демонстрировал по отношению к бабушке те же чувства, которые он испытывал к отцу, — человеку, которого до поступления в пансион он практически не видел и который, до поры до времени, принимал в его жизни слишком мало участия.

Бабушка обещала, что отец и сын будут видеться, однако, ненависть к зятю, которого она винила в смерти дочери, оказалась сильнее – практически каждая попытка встретиться с отцом заканчивалась нулевым результатом. Отец запомнился Мише гордецом и независимым красавцем, но спустя годы перед поэтом предстанет практически опустившийся человек – больной и сломленный жизнью.

Однако именно отец, как никто другой, поймет сына, увидит его талант и завещает «любезнейшему сыну» не пренебрегать способностями и страшиться «употребить оные на что-то вредное и бесполезное».

На глазах юноши будут разворачиваться нелицеприятные сцены выяснения отношения между претендентами на его душу  – бабушка и отец сойдутся в битве, захваченным трофеем в котором может стать Миша. О желании мальчика никто не спрашивал. Впрочем, что может решить ребенок, который любит и того, и другого?

Роковая встреча с насмешливой красавицей Екатериной Сушковой не оставила, пожалуй, ничего, кроме едкого привкуса разочарования от безответной любви и пульсирующего желания отомстить.

Совет

Мог ли невзрачный, чуть косолапый юноша с курносым носом быть интересен юной барышне? Он получал в ответ на свои страстные чувства лишь «булочки с начинкой из опилок». Его любовь не были всепоглощающей и трагической, однако она добавила горечи в его душу.

Позже он отомстит, уничтожив «демона», решив на этот раз не сочинить роман, а «прожить его» по-настоящему. Он расстроит брак Екатерины и скомпрометирует молодую женщину, притворившись сначала влюбленным в нее, а затем заявив обратное.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Первый раз Лермонтов встречается с Николаем I будучи юнкером школы гвардейских подпрапорщиков. Правда, встречей этот эпизод назвать сложно – император приезжает с ревизией в учебное заведение и присутствует на обеде воспитанников. Позже Лермонтов окажется за одним столом с монархом – это будет обед в честь венчания одной из родственниц Николая I из рода Столыпиных.

Но узнать о Лермонтове императору будет суждено только после «Смерти поэта» — стихотворения, рукопись которого попадет к царю с припиской «Воззвание к революции»». Николай прикажет немедленно начать расследование и отправит к поэту врача, дабы тот подтвердил вменяемость подозреваемого. Лермонтов абсолютно здоров. Его ссылают на Кавказ, в полк, который не участвует в боевых действиях.

Это значит только одно – поэт лишен возможности проявить себя и получить в награду прощение, которое, впрочем, вряд ли было ему необходимо.

 Был ли император для Лермонтова собирательным образом тех самых «надменных потомков»? Действительно ли Николай недолюбливал поэта, как считает ряд исследователей? Как бы то ни было, но всеми цитируется одна фраза царя, произнесенная им на известие о гибели Лермонтова: «Собаке – собачья смерть».

Когда Лермонтов впервые познакомился с Белинским неизвестно. Фактом остается лишь то, что первая встреча оставила неблагоприятные впечатления у литературного критика. Лермонтов не поддержал серьезный разговор, на который был настроен новый знакомый, отпускал остроты по поводу самых значительных тем.

В ту встречу Белинский, как сам признался позднее, «не раскусил» поэта. Однако после такого неприятного знакомства Белинский решается посетить Лермонтова, когда тот сидит на гауптвахте за дуэль с Барантом. Посетитель видит перед собой совсем другого человека, которым невозможно не восторгаться.

С разговора об английской прозе и поэзии они переходят к обсуждению русской литературы и всей русской жизни.

Обратите внимание

Белинский увидит настоящего Лермонтова, в словах которого много «истины, глубины и простоты», и станет одним из немногих людей, для которых Лермонтов захотел (или не побоялся?) явить себя настоящего: доброжелательного, внимательного, уважительного.

О лермонтовской дуэли написана не одна монография. Убийцей поэта стал его старый товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. Версий причин дуэли достаточное количество. Большинство склоняется к мнению, что истинная причина скрывается в обиде Мартынова на очередные «остроты» Лермонтова, пущенные в адрес то ли самого Мартынова, то ли в адрес одной из его сестер.

Другая часть исследователей говорит о том, что это была не дуэль, а заказное убийство, в результате которого необходимо было ликвидировать «неудобного человека». Третьи и вовсе заявляют, что дуэль была шуткой, и ее участники должны были стреляться понарошку.

Правда, как тогда объяснить факт, что отменный стрелок Мартынов «промахнулся» и угодил точно в цель? Без ответа остается и еще один вопрос: был ли Мартынов истинным другом Лермонтова? Сохранились документы, в которых юнкер Мартынов несет наказание за то, что отлучился с поста, чтобы навестить Лермонтова, находящегося в лазарете после падения с лошади.

Но почему Лермонтов с какой-то необъяснимой одержимостью снова и снова оскорблял Мартынова? Возможно, предчувствуя гибель, он вынуждал друга совершить предначертанное судьбой?

Десятилетним мальчиком Лермонтов впервые приезжает на Кавказ вместе с заботливой бабушкой, трепетно пекущейся о здоровье внука.  Мишель влюбляется в сверстницу, и с этого момента кавказские горы становятся для поэта священными.

В его сердце проснется новое и удивительное чувство, которое он сохранит на всю жизнь. Демоническое очарование Кавказа навсегда меняет Лермонтова. Он готов всю жизнь созерцать красоту природы, без сожалений променяв ее на «очарование» высшего общества.

Кавказ позднее обновит давние задумки поэта – он напишет «Демона», историю одиночества в толпе. Возможно, историю о самом себе…

Владимир Захаров о Лермонтове, лермонтоведении, литературных мифах и исторической памяти

9 мифов о лермонтове, которые нужно срочно забыть

Удивительная встреча состоялась 7 апреля в стенах Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова! В гости к читателям прибыл известный лермонтовед, профессор, сотрудник центра кавказских исследований МГИМО Владимир Александрович Захаров.

Даже на фоне огромного числа интереснейших мероприятий, приуроченных к Году литературы, среди которых – конференции, круглые столы, выставки, беседы, это выделяется особенно.

Сама тема – Лермонтов, его жизнь и судьба, творчество и окружение — придавала встрече с Владимиром Захаровым большое значение, а если учесть, что Владимир Александрович еще и потрясающий рассказчик, способный подать сухие исторические факты как авантюрно-приключенческий роман, то и не приходилось удивляться, что зал был полон.

Представляя гостя, Светлана Юрьевна Ахметдинова, директор ЦБС, отметила, что именно Владимир Захаров – ведущий лермонтовед нашей страны, и все, о чем он будет говорить, мы услышим одними из первых. А послушать было что!

Начал Захаров с краткого подведения итогов года Лермонтова в России, и с горечью отметил, что, по всей видимости, лермонтоведение у нас постепенно сходит на нет.

— Главная беда нынешних исследователей творчества поэта – если их, конечно, так можно назвать – неумение (а может, нежелание) работать с библиографическими источниками.

На одной из конференций я лично услышал – и не поверил ушам своим – как один из таких вот «ученых» с апломбом заявил о своей работе по сказке «Ашик Кериб»: «Эту тему до меня никто не исследовал!».

Важно

Не удержался, подошел и говорю: а вы в курсе, что существует библиографический четырехтомник, в котором есть ссылки на тысячи статей – и все они именно о сказке Лермонтова? Владимир Александрович подчеркнул и тот факт, что к 200-летию Лермонтова вышло крайне мало хороших работ, крайне мало было опубликовано новых исследований.

— В юбилейный год Пушкина вышли сотни книг очень высокого уровня. Лермонтову не повезло. Увы, иных уж нет, а те — далече.

Особенно выделил Захаров пугающую тенденцию, которая дала о себе знать и в Лермонтовский год. Многие люди берутся судить о вещах, в которых разбираются или плохо, или совсем не разбираются. Ну откуда, скажите, взялось мнение о самоубийстве поэта? Да мало ли что говорят, — пожмете вы плечами.

– Вокруг дуэли в последнее время столько версий появилось! Да, но ведь из-за этих «пустых» разговоров один из служителей церкви не позволил провести панихиду по поэту: самоубийц-де не отпеваем. Захаров в этом вопросе категоричен: нет никаких иных версий, кроме той, что известна нам всем. Тело поэта осматривал военный врач с огромным опытом.

Уж кому-кому, а ему да не знать, как выглядит рана от пистолета и под каким углом стреляли! — Вопрос закрыт. Все это – глупости и стремление создать нездоровый ажиотаж вокруг имени Лермонтова. Кстати, об ажиотаже. Лермонтову вообще «везло» на мистификации и мифы вокруг его имени.

Но почему так вышло? А потому, что масштаб гения Михаила Юрьевича стал очевиден лет через 20-30 после его гибели.

Если воспоминания о Пушкине начинали появляться еще при его жизни и были живыми, «не причесанными», не отредактированными так, как хочется рассказчику, то когда стало ясно, что Лермонтов – второй поэт России, многие стали, что называется, примазываться к имени. И в результате – исследователи бьются, стараясь очистить от шелухи истинную жизнь поэта.

— Яркий пример: та самая дуэль. Понятно, что потомки Мартынова старались обелить имя отца: как ни крути, а он – убийца. И вот появляются версии о каких-то амурных делах, ухаживаниях и обманутых надеждах.

А эта история с дневниками и письмами, которые Лермонтов должен был передать Мартынову, но сказал, что их украли? Тут же народилась версия, что ничего и не украли, а просто Лермонтов, негодяй такой, их прочитал, оказался недоволен мнением о себе, в них изложенным, — и попросту уничтожил.

А ведь Михаила Юрьевича действительно обокрали – я нашел документы, письма, это подтверждающие!

Завороженно слушали гости мероприятия рассказ лермонтоведа о почти уголовной истории биографии поэта, подписанной именем Павла Елисеевича Щеголева. Оказывается, автором этой книги был другой человек – Виктор Мануйлов, в те далекие 20-е годы двадцатого же века – выпускник Бакинского университета, приехавший работать секретарем у Ахматовой, но оказавшийся на службе у Щеголева.

Совет

Однажды Виктор принес шефу рукопись, попросив просмотреть и дать вердикт: есть смысл работать дальше? Проходит месяц, другой – и вот как-то Щеголев говорит Мануйлову: — Там на столе две книги – посмотри. Мануйлов смотрит: на обложке значится автором Щеголев, «Книга о Лермонтове». А текст… В общем, вы догадались. Ну, он листает книгу и говорит: — Опечатка тут.

— Быть не может! Сам гранки вычитывал! — А вот, пробел не на месте. Написано: «в книгеп ринимал участие», а надо – «принимал…». — Э, нет, Витя! Нет тут никакой ошибки. Ринимал – это вам не принимал участие! Вот такая история.

И мечта Владимира Александровича, ученика того самого Виктора Андрониковича Мануйлова, — чтобы книга эта наконец-то обрела истинного автора… На основе записей учителя ученик начинал работу над летописью Лермонтова.

Из нескольких десятков библиографических карточек Мануйлова (их учитель передал ученику незадолго до смерти) родилась книга в 700 страниц! Недавно Захаров выпустил дополненное издание – уже в полторы тысячи страниц. И по секрету признался, что наконец-то занялся написанием биографии поэта, о чем уже давно говорили и просили коллеги.

Как увлеченно, словно о людях, коих лично знал (строго говоря, так оно и есть), рассказывал московский гость об окружении Лермонтова! Как захватывающий криптологический детектив, звучали воспоминания Владимира Александровича о поиске писем и документов, работе в архивах, расшифровке дневников! Он говорил так просто, так понятно – и при этом на таком правильном, красивом — том, лермонтовском! — русском языке, что хотелось слушать и слушать бесконечно.

Однако пришло время вопросов. И тут ярославцы не подкачали. Они интересовались самыми разными деталями, демонстрируя свой культурный уровень и интеллект. Например, был задан вопрос о взаимоотношениях Лермонтова и Мартынова: неужели все-таки друзья? — Да, — отвечал Захаров. – Дружили и очень плотно. Поссорились из-за пустяка. Что называется, нашла коса на камень.

И подчеркнул, что это – современная, наша точка зрения. Не надо забывать, что тогда критерии чести были очень сильно развиты, особенно у военных. И если Мишель то и дело наступал на любимую мозоль Николая «Мартышки», дразня его — причем прилюдно! – неудивительно, что случилась дуэль. Но убийство не было хладнокровным.

Очевидцы – и их рассказы были найдены Владимиром Захаровым в результате долгой и кропотливой работы в архивах самых разных людей и стран – говорили, что они сошлись, и наступила пауза. По правилам, стрелять должен был тот, кто первым подошел к барьеру. Это был Лермонтов. Секундант сказал: «Стреляйтесь, или я разведу дуэль!».

Поэт ответил: «Я в этого дурака стрелять не стану», — тем самым опять задев самолюбие Мартынова. Тот вспыхнул, вскинул пистолет – и… Лермонтов, говоря словами Есенина, «был пулей друга успокоен». Слушатели спросили мнение литературоведа о муссирующихся в разных СМИ разговорах по поводу того, писал или нет Лермонтов свое «Прощай, немытая Россия». Захаров подтвердил: да, это его строки.

Обратите внимание

Другое дело, что стихотворение порой трактуется неправильно, почему-то считается, что патриот – а Лермонтов очень любил свою Родину! – не мог написать такие слова.

— Договариваются до того, что мол, как это – в России не мылись? И начинают приводить доказательства чистоплотности русских…

Интереснейшим экскурсом в неизвестную многим историю оказалась развернутая реплика Захарова по поводу реакции власти на стихотворение «Смерть поэта».

Ведь известных 16 строк «А вы, надменные потомки…» были поэтом дописаны после того, как его окружение – некоторые люди – стали говорить, что Дантес-то был в чем-то прав… Михаила Юрьевича это возмутило: какое право они имеют судить Пушкина! А этим самым потомкам такое мнение поэта пришлось не по нраву (что, в общем-то, понятно).

И Николаю Первому принесли стихотворение, что называется, на блюдечке в упаковочке: сопроводив его заголовком «Воззвание к революции». Понятно, что память о декабристах у императора была еще очень свежей. И он повелел разобраться.

И вот тут прозвучало очень любопытное мнение: Владимир Захаров привел несколько фактов, говорящих о том, что декабристы готовили не просто революцию, но революцию масонскую. — Одна такая революция – Великая Французская – удалась. Российская — не состоялась. Кстати, сама идея – из Франции.

Ведь незадолго до восстания эти офицеры были в походе против Наполеона в той же Франции – там и понабрались этой заразы. Мнение необычное, мнение новое – и наши ярославцы, представьте, даже заспорили с московским гостем, заступаясь за декабристов.

Рассказал Владимир Захаров о задумках, о музее в Тамани, созданном при его непосредственном и самом активном участии, а затем перевел разговор на другую тему, прозвучавшую в аудитории, настроенной на несколько оживленный лад, как удар тревожного колокола. Владимир Александрович в силу своего интереса к Лермонтову не может не знать истории Кавказа.

Кроме того, он учился на Ставрополье, работает в Центре кавказских исследований. И пройти мимо такой страшной, ужасающей трагедии, как геноцид армян в 1915 году, конечно, не мог. И в Ярославль профессор Захаров приехал не только для встречи с почитателями таланта Лермонтова.

Важно

В этом году – сто лет той страшной трагедии, в которой были самым зверским образом уничтожены от 1,5 до 2 миллионов армян. Их убивали именно что по национальному признаку. А еще – по признаку веры: армян, что исповедовали католицизм, среди спасшихся гораздо больше.

Тогда Россия просто открыла границу – без всяких условий, без всяких оговорок – и 300 тысяч армян сумели найти убежище. Так вот, Владимир Захаров привез в наш город уникальные книги – рассказывающие о том неизбывном, нечеловеческом ужасе (известны случаи, когда иностранцы, оказавшиеся свидетелями того, что творили османы, сходили с ума), ведь и само слово «геноцид» изначально было применено к этой трагедии, именно это событие имел в виду автор страшного понятия. Книги об этой черной странице истории человечества и представил Владимир Захаров ярославской публике (передав издания в дар библиотеке имени Лермонтова), попросив всех собравшихся 24 апреля почтить память мучеников, вспомнить о тех, кто погиб невинно, о тех, кто лишился родины.

— Мы не знаем их имен. Имена их ведомы только Богу. Но помнить о них, помнить это событие мы обязаны, — завершил свое общение с ярославцами Владимир Захаров.

В финале встречи московский гость вручил юбилейные Лермонтовские медали Светлане Юрьевне Ахметдиновой и двум сотрудникам Лермонтовской библиотеки – Ирине Хоновне Шихваргер и Елене Николаевне Пчелкиной – за многолетнюю работу по популяризации имени Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елена Белова, сотрудник филиала № 12 Централизованной библиотечной системы г. Ярославля