Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Содержание

Опоздание на стыковочный рейс: что делать?

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Если вы опоздали на стыковочный рейс и самолет улетел без вас, не стоит паниковать и нервничать. Вдохните, выдохните и отправляйтесь к представителям авиакомпании — отстаивать свои права. Ситуации могут быть разными, и из большинства есть выход.

Опоздание по вине авиаперевозчика

1 билет, 1 авиакомпания

Если у вас на руках один билет одной авиакомпании, нет никаких поводов для беспокойства. При задержке первого рейса и опоздании на пересадку, вы в любом случае улетите — вопрос лишь в том, насколько скоро. Авиакомпания постарается отправить вас следующим рейсом, ведь за каждый лишний час ожидания пассажира придется расплачиваться.

Какую сумму денег можно получить по военной ипотеке

1 билет, 2 авиакомпании

Если билет у вас на одном бланке, а авиакомпании в нем указаны разные, значит, между ними существует договор о сотрудничестве — и у вас также нет поводов волноваться. В ситуации, когда авиакомпания А задерживает рейс и вы опаздываете на самолет авиакомпании Б, проблему должна решать авиакомпания А: обращайтесь к ее представителю и ждите отправки ближайшим рейсом.

2 билета, 1 или 2 авиакомпании

При покупке билетов на двух разных бланках ваши риски не улететь увеличиваются, так как формально вы не являетесь транзитным пассажиром.

Обратите внимание

Это значит, что при опоздании на пересадку билет на второй рейс попросту сгорает, даже если вы летите рейсами одной авиакомпании. Если билет был куплен туда и обратно, то аннулируется еще и обратный билет, как в случае неявки на рейс — now show.

Впрочем, все зависит от тарифа — более дорогой тариф позволит сохранить обратный билет и вернуть часть суммы за неиспользованный.

Что делать?

Как только вы узнаете о задержке самолета авиакомпании А, ставьте штамп о задержке вылета и звоните в авиакомпанию Б, осуществляющую стыковочный рейс: просите забронировать для вас место на следующем рейсе или не аннулировать ваш обратный билет — многие перевозчики, особенно европейские, охотно идут навстречу клиентам. Если не получилось связаться с авиакомпанией Б, звоните в агентство, где купили билет, либо просите членов авиакомпании А сообщить об опоздавшем пассажире. Часто переговоры с авиакомпанией зависят от человеческого фактора и искусства переговорщика.

В случае, если договориться не удалось и билет аннулирован, вам придется купить билеты за свой счет. В таком случае сохраните все чеки и документы, а также отметки о задержке рейса и в течение 6 месяцев обратитесь с претензией в авиакомпанию А.

Однако никакой ответственности за опоздание на стыковочный рейс виновник задержки не несет (если билеты оформлены на разных бланках) — об этом  сказано в правилах всех авиаперевозчиков.

Вы можете рассчитывать лишь на небольшую компенсацию за задержку рейса и то, если она произошла по вине авиакомпании, а не из-за погоды или технической неисправности самолета.

Опоздание по вашей вине

Опоздание при пересадке — довольно частый случай.

Пассажир может неправильно рассчитать время пересадки, оставив меньше часа, или не учесть, что прилет и вылет происходит в разных аэропортах города, или оформить багаж не до пункта назначения, а до стыковочного аэропорта и не успеть заново сдать вещи на рейс.

Во всех этих случаях авиаперевозчик не обязан помогать пассажиру. Однако обратиться к представителям авиакомпании все-таки стоит: известны случаи, когда клиентам шли навстречу, отправляли следующим рейсом или возвращали часть денег за билет. Главное — спокойно и доброжелательно вести переговоры.

Важно

Чтобы не опоздать на рейс, заранее посмотрите план аэропорта и оставьте запас времени на пересадку: не менее 2 часов, если речь идет об одном аэропорте, и 4 часа, если аэропорты находятся в разных частях города. Багаж следует оформить сразу до пункта назначения. Билет, купленный на одном бланке, позволит сэкономить нервы, силы и  деньги в случае опоздания.

Бонусы

При опоздании на стыковочный рейс вас должны обслужить так же, как при задержке рейса, то есть предоставить:

Сразу — комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми. Обеспечить хранение багажа.  

Через 2 часа — прохладительные напитки, 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте.

Через 4 часа — горячее питание. Далее кормить каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

Через 6 часов в ночное время и через 8 часов днем — гостиничный номер плюс трансфер.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать материальную компенсацию.

Сумма выплат оговаривается в Воздушном кодексе РФ: «За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика».

Совет

Считаем: МРОТ с 1 января 2014 года составляет 5554 рубля. То есть вам должны выплатить 1388,5 руб. за каждый час ожидания, но не более половины цены билета. На практике российские авиакомпании выдавать деньги пассажирам не спешат, обычно ограничиваются бонусами на покупку другого билета.

Если вы настроены довести дело до конца, требуйте отметку об опоздании рейса у представителя авиаперевозчика на месте и, вернувшись домой, составляйте претензию в представительство авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения в течение 6 месяцев.  Ответ должен последовать в течение 30 дней.

Если он вас не удовлетворил, можно обратиться в суд.  

У зарубежных компаний выплаты исчисляются иначе.

Что делать, если опоздал на стыковочный рейс по вине авиакомпании

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Опоздание на стыковочный рейс по вине авиакомпании – случай довольно распространенный в современной авиационной практике. В этом обзоре будем говорить о типовых причинах данного явления и минимизации издержек для оказавшихся в сложной ситуации пассажиров.

Рейсы до избранного пункта назначения могут выполняться транзитом через один или несколько аэропортов. Выполнять перелет может одна или несколько авиакомпаний. Последние могут быть связаны «узами партнерства» (авиационный альянс, договоры код-шеринга) или не иметь «точек соприкосновения» друг с другом.

Билеты, в зависимости от степени партнерства перевозчиков, могут быть напечатаны на одном или нескольких бланках.

Билеты одной авиакомпании на едином бланке

Данный вариант – самый выгодный для лиц, вынужденных добираться до избранного пункта назначения через транзитные города.

Единственное неудобство, которые грозит опоздавшим на стыковочный рейс пассажирам, — ожидание прибытия следующего борта.

«Своих» клиентов перевозчики, как правило, оперативно обеспечивают всем необходимым, начиная от предоставления ваучеров на покупку еды и напитков – заканчивая размещением в отелях.

Никаких дополнительных расходов, связанных с доплатой за билет, пассажиру нести не придется.

Билеты двух авиакомпаний

Посадочные талоны двух разных перевозчиков, напечатанные на одном бланке, свидетельствуют о наличии партнерских взаимоотношений между авиапредприятиями. Опоздание на рейс второй авиакомпании по вине осуществлявшего первый рейс перевозчика обязывает последнего принять все необходимые меры для того, чтобы клиент смог продолжить путешествие с наименьшими издержками.

Наличие партнерских отношений между обслуживающими маршрут компаниями – гарантия того, что пассажир продолжит вояж на ближайшем рейсе авиапредприятия-партнера без необходимости внесения доплаты за билет (исключение – желание пассажира продолжить полет в более высоком классе; в этом случае за комфорт придется доплатить).

Два и более билетов одного или нескольких перевозчиков

Обратите внимание

Наличие нескольких билетов, напечатанных на разных бланках, лишает владельца оных статуса транзитного пассажира. На практике это означает, что серьезное опоздание первого в маршрутной «цепочке» рейса приводит к автоматическому аннулированию всех последующих билетов (в т.ч. приобретенных на рейсы «туда-обратно»).

Минимизировать последствия может покупка билетов по т.н. «гибким» или «возвратным» тарифам (Flex), что позволит вернуть часть уплаченных за неиспользованные билеты средств.

Компенсация за опоздание на стыковочный рейс

Пассажирам сорванных (задержанных) по вине авиакомпаний рейсов полагается компенсация. Размер оной зависит от места «прописки» авиакомпании и законодательства стран, через территорию которых проходит маршрут. Размер выплачиваемого пассажирам стыковочных рейсов возмещения такой же, как и пассажирам обычных рейсов.

Сумма компенсации за сорванные по вине исполнителя рейсы в США регулируется внутренними правилами авиакомпаний, в РФ и ЕС — отраслевым законодательством. Проверьте свой рейс на возможность получения взыскания до 600 евро.

Плохое самочувствие на борту самолета — угроза вашему кошельку?

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Вопрос 

Когда мы летели в отпуск на Кубу, одному из пассажиров стало плохо с сердцем и самолет экстренно посадили в Монреале. В аэропорту я встретил нашего бортпроводника, и он рассказал, что мужчина был нетрезв и теперь ему придется заплатить €36 000 штрафа за внеплановые посадку и взлет. Если бы пассажир был трезвым, ему все равно пришлось бы отдать такие деньги?

1 из 2 Иллюстрация: Александр Кальсин

2 из 2

Иллюстрация: Александр Кальсин

Ответ

Виктория Данильченко, председатель московской «Коллегии адвокатов Павла Астахова»

Плохое самочувствие на борту самолета – угроза вашему здоровью, но никак не кошельку. Медицинская страховка, приобретенная перед путешествием, действует в воздухе, только если это прописано в договоре. Остальные случаи считаются страховыми, когда происходят на территории страны, в которую вы отправляетесь.

Но, согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, как только вы зарегистрировались на рейс и застегнули ремни безопасности, сохранение вашей жизни и здоровья становится прямой обязанностью авиакомпании.

Купленный вами авиабилет – своего рода договор на перевозку, по которому авиакомпания должна обеспечить вас на борту своего воздушного судна не только информацией об условиях полета и правилах безопасности, предоставить вам питание и напитки, но и в случае необходимости оказать первую медицинскую помощь.

При этом в правилах воздушных перевозок (они общие для всех) не прописано, находится ли пассажир в состоянии алкогольного опьянения. Также не важно, чем была вызвана необходимость оказания первой медицинской помощи. Таким образом, перевозчик обязан сделать все, что в его силах, чтобы помочь пассажиру.

Если меры по оказанию первой помощи, предпринятые на борту, не возымели эффекта и жизнь пассажира по-прежнему в опасности, авиакомпания должна сделать все, чтобы сохранить человеческую жизнь, – вплоть до вынужденной посадки судна и отправки больного в медицинское учреждение.

Невыполнение этой обязанности влечет за собой гражданскую ответственность (которая подлежит обязательному страхованию), а также уголовное преследование. В связи с этим требование авиакомпании о денежной компенсации за вынужденную посадку и взлет необоснованы и вряд ли будут удовлетворены судом – взыскать такой штраф авиакомпания может только в судебном порядке. По закону суд не может учитывать факт алкогольного опьянения пассажира. Я бы посоветовала человеку, о котором идет речь в вопросе читателя, обратиться за юридической помощью и оспорить требование о выплате штрафа в суде.

Земля-воздух

Следует знать, что, согласно статье 133 Воздушного кодекса РФ, за вред, причиненный здоровью пассажира, авиакомпания обязана выплатить ему не менее 2 миллионов рублей компенсации; за вред, причиненный жизни пассажира, – не менее 2 миллионов 25 тысячрублей; за вред, причиненный вещам пассажира, – не менее 11 000 рублей.

В договоре со страховой компанией обычно прописано, что недомогания, связанные с употреблением спиртосодержащих, токсических и наркотических веществ, если они не были прописаны врачом, страховым случаем не являются, то есть за медицинскую помощь в таком случае вам придется заплатить из своего собственного кармана. Кроме того, в страховку также не входит лечение всех видов аллергических реакций и ожогов, которые вызваны длительным пребыванием на солнце.

Задавайте специалистам свои вопросы о путешествиях – пишите на experts@cntraveller.ru.

Как получить компенсацию за задержку рейса самолета?

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Задержка или отмена авиарейса — одно из неприятных событий в жизни человека, нарушающее планы и вызывающее массу негативных эмоций.

При этом многие пассажиры не догадываются, что имеют право потребовать компенсации, если задержка рейса произошла по вине авиакомпании. О размерах компенсации за задержку рейса самолета расскажем в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам :

Законодательный регламент

Права пассажиров авиалиний защищают следующие законодательные и ведомственные акты:

  • закон №60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ»;
  • приказ Минтранса РФ №82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил»;
  • закон «О защите прав потребителей»;
  • Гражданский кодекс РФ.

В определенных ситуациях, о которых будет рассказано ниже, во время международных полетов будет действовать постановление Европарламента и Совета ЕС №261 «Об установлении общих правил в области компенсации пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса».

Когда виновата авиакомпания?

Авиакомпания признается виновной в задержке или отмене рейса в следующих ситуациях:

  1. При нестыковке в расписании авиаперелетов.
  2. Неготовности экипажа воздушного судна к выходу в рейс.
  3. Овербукинга — когда на рейс продано больше билетов, чем может вместить воздушное судно. Для повышения выгодности полетов многие компании продают большее число билетов, чем вмещает самолет так как по статистике около 5% авиапассажиров не являются к вылету.
  4. В случае, когда пассажиру не могут предоставить место в самолете согласно приобретенному билету, авиакомпания признается виновной и должна выплатить компенсацию пассажиру.

  5. При отмене рейса из-за его невыгодности для авиакомпании (для чартерных перевозок).
  6. В иных случаях, когда компания не может доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы: из-за администрации аэропорта, экономических проблем и т. д.

Когда авиакомпания не виновата?

Подавляющее число задержек авиарейсов происходит из-за неблагоприятных метеорологических условий, угрожающих безопасности пассажиров воздушного судна.

В таких ситуациях могут быть перенесены рейсы по требованию компетентных органов, а пассажир не вправе требовать компенсацию от авиакомпании. При этом в аэропорту должны быть отменены или перенесены все рейсы.

Также согласно правилам авиаперевозок и статьям 794 и 795 ГК РФ, авиакомпания не несет ответственности, если задержка или отмена рейса произошла по независящим от нее причинам в случае:

  • форс-мажорных обстоятельств непреодолимой силы (теракт, стихийное бедствие, военные действия, гражданские беспорядки и т. д.);
  • устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров самолета;
  • забастовки персонала аэропорта;
  • требований государственных органов.

На что может рассчитывать пассажир?

Каковы мои права? Авиакомпания обязана уведомить пассажира в случае отмены полета. При отмене рейса за несколько дней пассажир может рассчитывать на:

  1. Альтернативный вариант полета, предложенный ему авиакомпанией, при этом пункт назначения изменяться не должен.
  2. Полный возврат стоимости билета, в том числе билета на рейс с пересадкой и билета туда-обратно (round trip).

Возврат осуществляет агент, у которого пассажир приобрел билеты.

Вернуть средства можно до 3 месяцев с момента отмены рейса.

Если отмена или перенос рейса произошли в день осуществления рейса или уже по прибытии в аэропорт, пассажир может рассчитывать на предложенный авиакомпанией альтернативный вариант полета другим бортом или другой авиакомпанией, при этом разница в стоимости билетов с пассажира не взимается.

Если из-за задержки самолета ваше путешествие стало короче, вы можете потребовать от туроператора возврата средств за все оплаченные, но неиспользованные услуги.

Права при задержке рейса

При задержке рейса пассажиру необходимо обратиться к сотрудникам авиакомпании с требованием о проставлении в билете отметки о задержке.

Согласно Федеральным авиационным правилам, в случае задержки рейса в зависимости от срока ожидания пассажир вправе рассчитывать на:

  • бесплатное хранение багажа и предоставление комнаты матери и ребенка детям до 7 лет и сопровождающим лицам;
  • 2 бесплатных телефонных звонка или 2 отправки сообщений электронной почтой, а также прохладительные напитки при задержке от 2 часов;
  • бесплатное горячее питание при задержке рейса от 4 часов (питание организуется каждые 6 часов в случае длительной задержки);
  • бесплатное размещение в гостинице при задержке более 8 часов (более 6 часов в ночное время);
  • бесплатный трансфер в гостиницу и обратно в аэропорт.

Данные требования должны соблюдаться авиакомпаниями вне зависимости от того, произошла задержка или перенос рейса по их вине или по независящим от них обстоятельствам.

В случае, если авиакомпания не предоставляет такие услуги, то пассажир может оплатить их самостоятельно, после чего обратиться с чеками за приобретенные услуги и потребовать компенсации.

Также пассажир может потребовать полного возврата стоимости билетов.

Размер компенсации

Какая компенсация положена при задержке рейса?

Суммы компенсации и правила, при которых она положена пассажирам, в России и ЕС значительно различаются по своим объемам.

В России

Согласно Федеральным авиационным правилам в случае задержки рейса по вине авиакомпании (Аэрофлот, S7, Уральские авиалинии) пассажир может рассчитывать на:

  • 25% от МРОТ за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости авиабилета в качестве штрафной санкции;
  • 3% от стоимости авиабилета за каждый час опоздания в качестве компенсации.

В Европе

Законы ЕС в области авиаперевозок намного жестче относятся к перевозчикам, по вине которых происходит задержка или отмена рейса.

При этом действие постановления Европарламента и Совета Европы №261 распространяется на:

  • авиакомпании, зарегистрированные на территории ЕС, и осуществляющие полет на территорию ЕС вне зависимости от аэропорта вылета;
  • на рейсы любых авиакомпаний, когда аэропортом вылета является аэропорт на территории ЕС.

То есть компенсация будет действовать в случае рейса европейской компании из России в город ЕС или на рейс европейской или российской авиакомпании из города ЕС.

Размер компенсации зависит от времени задержки (но не менее 3 часов) и планируемого расстояния. При задержке рейса более чем на 3 часа внутри ЕС пассажир вправе рассчитывать на компенсацию в размере:

  • 250 евро при дальности до 1500 км;
  • 400 евро при дальности более 1500 км.

При задержке полетов между аэропортами ЕС и не ЕС дальностью более 3500 км пассажир вправе рассчитывать на компенсацию:

  • от 3 до 4 часов — 300 евро;
  • от 4 до 12 часов — от 600 евро.

Такие компенсационные меры применимы исключительно в случаях, когда задержка была по вине авиакомпании, например, при поломке самолета или овербукинге — приеме обязательств сверх возможностей перевозчика. Компенсация действует как в случае регулярных, так и чартерных рейсов.

Также применяется компенсация в случае отмены рейса.

Если компания предупреждает пассажира в срок до 14 суток до предполагаемого полета, то компенсация не положена.

Если временной период составляет меньше 2 недель, то пассажир может рассчитывать на такие же условия компенсации, как и при задержке рейсов.

Как добиться выплаты?

Как получить компенсацию за задержку рейса?

Чтобы добиться компенсации за задержку рейса по вине перевозчика, пассажир может составить претензию на имя авиакомпании.

Форма рассмотрения претензии и размер компенсации зависит от статуса рейса: претензии по внутрироссийским рейсам рассматриваются по российскому законодательству, претензии по международным рейсам рассматриваются по законодательству страны, в которой зарегистрирована авиакомпания или находится аэропорт отбытия.

Куда жаловаться?

Для составления претензии на получение компенсации согласно Федеральным авиационным правилам пассажиру необходимо подать претензию представителям авиакомпании в аэропорте прибытия или отбытия, или в случае их отсутствия — заказным письмом на юридический адрес компании.

Образец претензии туриста в авиакомпанию по задержке рейса.

Срок обращения

Пассажир имеет право на подачу претензии в срок до 6 месяцев с момента отмены или задержки рейса.

Для международных рейсов согласно Монреальской конвенции срок обращения составляет 2 года с момента происшествия.

Как составляется заявление?

Претензия составляется в свободной письменной форме с указанием обстоятельств происшествия, указанием допущенных перевозчиком нарушений и требованиями подателя.

Копию претензии и подтверждения отправки необходимо сохранить в случае необходимости дальнейших судебных разбирательств.

Необходимые документы

В качестве приложения к претензии необходимо предоставить следующие документы:

  1. Копии авиабилетов с проставленной отметкой о задержке или отмене рейса.
  2. Чеки, подтверждающие дополнительные расходы, понесенные пассажиром по вине авиакомпании (из кафе, ресторана, гостиницы, транспортные квитанции и т. д.).
  3. Подтверждение сопутствующих убытков и морального ущерба — билеты на экскурсии, различные мероприятия, приглашения и т. д., пропущенные из-за переноса или отмены вылета.

Период ожидания

Согласно Воздушному кодексу РФ, пассажир должен получить ответ от авиакомпании в 30-дневный срок с момента получения претензии.

В случае положительного для пассажира решения авиакомпании денежные средства поступают на финансовый счет подателя жалобы в срок от 2 до 6 месяцев.

Важно

В случае отсутствия ответа или неудовлетворенности решением авиакомпании, пассажир может обратиться в судебные органы с исковым заявлением.

Срок, в течение которого можно обратиться в суд, составляет 3 года с момента задержки или отмены вылета.

Суд

В случае обращения в суд к исковому заявлению необходимо приложить копии претензии и ответа авиакомпании, а также пакет документов, который ранее прилагался к претензии:

  • копии билетов;
  • чеки и квитанции за дополнительные расходы;
  • подтверждения дополнительных убытков и морального ущерба.

Для того чтобы получить компенсацию от авиакомпании необходимо привести убедительные юридические доводы нарушения своих прав и правил авиационных перевозок и указать разумные размеры понесенного ущерба.

Что делать если задержали рейс? О Ваших правах и материальной компенсации в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и !

«Победа» оштрафовала пассажиров на 700 тыс. руб. за курение в самолете

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

6 сентября 2017 г., AVIADO.RU — Низкобюджетная авиакомпания “Победа”, как и обещала, начала судиться с пассажирами-курильщиками, из-за которых были совершены вынужденные посадки самолетов. Причем, самое интересное, что все рейсы с курильщиками летели в Махачкалу или из Махачкалы.

Первый иск был подан к пассажиру из-за курения на борту на 190 000 рублей в Тосненский городской суд Ленинградской области. Об этом в интервью РБК сообщила представитель лоукостера, Елена Селиванова.

Еще по двум нарушениям ведется подготовка исков на 247 300 рублей и 250 000 рублей соответственно. Во всех трех случаях речь идет о компенсации затрат перевозчика из-за вынужденной посадки, расходов на обслуживание рейса в аэропорту, оплате рабочего времени экипажа, лизинга, а также компенсации другим пассажирам рейса.

29 июня генеральный директор «Победы» Андрей Калмыков заявил, что «Победа» планирует ужесточить меры в отношении курильщиков на борту.

«Теперь в случае обнаружения курящих пассажиров будет выполняться вынужденная посадка в ближайшем доступном аэропорту, пассажир будет сниматься с борта сотрудниками полиции, все расходы из-за вынужденной посадки будут взыскиваться с нарушителя», — рассказал тогда глава компании. По его словам, курение на борту воздушного судна создает серьезную угрозу безопасности и по этой причине категорически запрещено, о чем сообщается пассажирам до начала полета.

Первый инцидент произошел 24 июля на борту «Победы», следовавшем по маршруту Махачкала — Санкт-Петербург.

Из-за закурившего на борту пассажира самолет авиакомпании совершил вынужденную посадку в московском Внуково, где виновник был снят с рейса и передан полиции. Общая задержка составила не более 35 минут.

Тогда представитель авиакомпании сообщала, что все издержки будут взысканы с нарушителя. Общая сумма издержек, по оценке компании, составила 190 900 рублей. Имя пассажира компания не раскрывала.

По словам представителя перевозчика, сейчас компания готовит документы для подачи еще двух исков к нарушителям. Второй случай курения на борту произошел на рейсе Москва — Махачкала 3 августа, тогда самолет был вынужден совершить вынужденную посадку в Минеральных Водах.

Свои расходы на обслуживание самолета и компенсации авиакомпания оценила в 247 300 рублей. Третий раз самолет «Победы», следовавший по маршруту Махачкала — Москва, совершил 15 августа вынужденную посадку в аэропорту Волгограда из-за закурившей пассажирки. Задержка из-за посадки составила порядка 40 минут.

Издержки перевозчика составили более 250 000 рублей.

«Победа» решила ужесточить меры по борьбе с курением на борту в связи с участившимися нарушениями, говорит Селиванова: с начала года зафиксировано свыше 30 случаев обнаружения курящих на борту пассажиров. «Это вынужденные расходы компании, которые мы понесли по вине нарушителя, поэтому принято решение обратиться в суд для взыскания расходов», — сказала она.

Курение на борту самолета запрещено в России на уровне федерального законодательства. В соответствии с КоАП нарушитель за курение табака в неположенном месте должен будет заплатить штраф от 500 до 1 500 рулей.

Совет

Но до этого российские авиакомпании не применяли жестких санкций к курильщикам-нарушителям.

По словам​ юриста правового департамента компании Heads Consulting Ксении Степановой, оштрафовать авиапассажиров, куривших на борту лайнера, «Победа» могла и без подачи заявлений в суд, но тогда средства получит государство, а не авиакомпания.

«Для принятия положительного решения по иску авиакомпания должна зафиксировать все факты нарушения документально (например, в протоколе об административном нарушении) и доказать, что действие конкретного пассажира — в данном случае дым от сигареты — причинили вред на такую сумму», — отмечает Степанова.

Но она считает, что шансы перевозчика взыскать компенсацию в этом случае достаточно низкие. «Сложно представить, чтобы табачный дым нанес имуществу перевозчика ущерб на 250–500 000 рублей.», — добавляет эксперт.

Как правило, авиакомпании обращаются с исковыми заявлениями в адрес пассажиров только в крайних случаях, когда их имуществу или здоровью сотрудников причинен реальный вред, например если пассажир вел себя неадекватно вследствие опьянения, напоминает Степанова.

​ В то же время если авиакомпания сумеет доказать документально, что ей был причинен ущерб на озвученную сумму, то ее шансы на получение компенсации повышаются, замечает адвокат Роман Гусак.

Темы: курение в самолете курение в туалете самолета Махачкала пассажиры Победа самолёт суд штраф

Советы путешественникам: что делать, если вы опоздали на самолет?

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

В жизни никто не застрахован от незапланированного форс-мажора, и опоздание на свой рейс самолета как раз и является таким случаем.

Опоздав на самолет, не стоит впадать в панику и нервничать, а спокойно следовать нижеуказанным советам, и тогда вскоре подобная неприятность будет вспоминаться со смехом. Давайте же узнаем, что делать, если опоздал на самолет.

Опоздание на рейс

Опоздание на самолет может быть спровоцировано рядом причин, в которых могут быть повинны обстоятельства или сам человек.

Самые распространенные причины

Основной причиной опоздания пассажиров заключается в том, что он не успевает пройти регистрацию на самолет. Как правило, человек слишком поздно пребывает в аэропорт по следующим причинам:

  • просыпает время выезда из дома;
  • путает дату или точное время отлета;
  • задерживается в пробке по дороге в аэропорт.

Пассажир также может успеть на регистрацию, но опоздать на пересадочный рейс. Это может быть вызвано задержкой первого рейса, на котором летел человек, или дезориентация в незнакомом аэропорту и невозможность найти правильный выход к посадке на самолет.

Что предпринять, чтобы успеть вовремя?

Чтобы не опоздать на свой рейс, необходимо соблюсти профилактические меры и проверить все заранее. Итак, вот несколько советов тем, кто не хочет опоздать на свой рейс:

  1. тщательно проверяйте точную дату и время вылета за несколько дней до полета, особенно, если билет был куплен заранее;
  2. рассчитывайте свое время с запасом, а не выезжайте из дома в последний момент, ведь не исключено, что такси встанет в пробке или регистрация на борт затянется;
  3. избегайте покупки билетов с частыми или короткими пересадками через каждые 40-60 минут. Здесь велика вероятность задержки какого-либо из рейсов и излишней спешки при регистрации;
  4. при покупке недорогого билета заранее ознакомьтесь с условиями его возврата или обмена, а также в какую сумму вам обойдется такое изменение;
  5. при пересадках заранее ознакомьтесь со всей информацией о терминалах и аэропортах, в которых вы окажетесь, а также о среднем времени передвижения по зданию аэропорта.

Следуя этим нехитрым рекомендациям можно обезопасить себя от опоздания и переживаний по поводу обмена билета. Тем, кто летит в первый раз, лучше прибыть за три часа до вылета, чтобы было время во всем разобраться.

Действия при задержке

Действия при опоздании пассажира на свой рейс различаются в зависимости от того, куда именно не успевает человек: на регистрацию, в аэропорт, на стыковочный рейс или на посадку на борт.

В аэропорт

По пути можно позвонить в авиакомпанию, обрисовать ситуацию и узнать о правилах обмена билета. По дороге также можно самостоятельно пройти онлайн-регистрацию, если пассажир едет только с ручной кладью. Это сэкономит около 15-20 минут.

По приезду в аэропорт необходимо обратиться к представителю той авиакомпании, в которой был приобретен билет. Служащий подберет подходящий билет в соответствии с условиями тарифа на ближайший рейс.

На регистрацию

Во многих аэропортах имеется стойка для опоздавших пассажиров, где можно пройти платную экспресс-регистрацию за 20-30 минут до непосредственного вылета самолета.

Если же подобной стойки в аэропорту не наблюдается, то необходимо обратиться к специалисту авиакомпании – в этом случае только он может разрешить пассажиру пройти регистрацию.

На стыковочный рейс

Опоздание на стыковочный рейс может произойти как по вине пассажира, так и по вине авиакомпании. Часто случается, что первый рейс задержали, поэтому человек не успел попасть на второй рейс.

В этом случае, если оба билета приобретены в одной компании, ее представители несут за опоздания полную ответственность и помогут опоздавшему сесть на ближайший самолет, вылетающий в точку назначения.

Обратите внимание

В случае, если билеты на стыковочный рейс были куплены в разных авиакомпаниях, то, как правило, между организациями существует определенный договор о сотрудничестве, и пассажиру не о чем переживать.

В любом случае необходимо связаться с организацией, отвечающей за перелеты, рассказать об обстоятельствах и попытаться найти выход из сложившейся ситуации. Если в аэропорту присутствует представитель компании, то обращаться необходимо непосредственно к нему.

На посадку

Сколько же самолет ждет опоздавших пассажиров? Время посадки на борт прекращается за 10-20 минут до непосредственного вылета самолета (точное время указывается в билетном талоне).

Прошедших регистрацию, но не явившихся на посадку пассажиров несколько раз объявляют по громкой связи и просят явиться к определенному терминалу. Но никто не будет ждать человека бесконечно, поэтому шансов попасть на борт после закрытия терминала очень мало.

Если посадка на борт уже завершена, то пассажир может обратиться к представителю авиакомпании и попросить его помочь. Если компания и администрация аэропорта договорятся, то опоздавшего могут пустить на борт в исключительном порядке, но подобное случается редко. Обычно пассажир просто признается опоздавшим со всеми вытекающими последствиями.

Если самолет уже улетел

Самой неприятной и безвыходной ситуацией непреднамеренного опоздания является уже улетевший самолет, на который у человека имелись билеты. Что делать в сложившейся ситуации и возможно ли как-то возместить ущерб?

Что можно сделать с билетами?

Билет можно поменять на другой билет на следующий рейс, если на борту будут незанятые места. Для пассажиров бизнес-класса подобный обмен проходит бесплатно, пассажирам среднего и эконом классов придется оплатить определенный штраф за опоздание, согласно представленным тарифам.

Билет также можно выкинуть или сдать и потребовать за него компенсацию.

Можно ли вернуть деньги?

Ненужный билет также можно сдать и получить за него компенсацию согласно условиям обмена. Чем дешевле стоил билет, тем меньше будет компенсация за него. Также существует вероятность, что в возврате денег пассажиру откажут. Если опоздание произошло по вине авиакомпании, то необходимо обратиться в администрацию организации, и средства возвратятся в полном объеме.

Если же имел место случай добровольного возврата билета из-за собственной задержки, то компенсацию возвращают в размере 70-100% от первоначальной стоимости билета. Для этого необходимо написать письменную заявку и приложить к ней чеки и билеты – представители компании подробно расскажут, как проходить такую процедуру.

В компенсации могут отказать, если причину опоздания компания посчитает неуважительной, а также выплатами не облагаются дешевые билеты, приобретенные по определенным тарифам. Здесь придется оплачивать полную цену нового билета.

Возврат стоимости билета производится аналогично тому, как он был куплен:

  • по банковской карте;
  • через электронные средства;
  • наличными.

Что делать с путевкой?

Если вы опоздали на самолет по туристической путевке, то необходимо обратиться в турфирму и прояснить ситуацию. Представитель агентства закажет вам новый билет и объяснит условия такого обмена. В зависимости от организации за подобную подмену придется заплатить или она обойдется бесплатно.

Смотрите видео-инструкцию о том, что делать при опоздании на рейс:

Права пассажира. За что отвечает авиакомпания

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Любой человек, купивший авиабилет, приобретает не только обязанности, но и права. Права, которые, к сожалению, частенько нарушаются перевозчиком и его командой, а пассажиры далеко не всегда знают, как их отстоять.

Сколько бы уже не писалось на эту тему, мы, тем не менее, повторим: авиабилет является договором пассажира и авиакомпании.

Этот факт является непреложным независимо от типа рейса (регулярный или чартерный) и места приобретения билета (в кассах авиакомпании, через интернет или в составе тура).

Исполнить услугу воздушной перевозки может только авиакомпания, а значит к ней и следует обращаться, если эти услуги были оказаны пассажиру некачественно или не в полном объеме.

Суть договора (билета) заключается в следующем: авиакомпания обязана перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения в то время, которые указаны в билете. Однако авиакомпании, основываясь на законодательстве, устанавливают целый ряд оговорок.

Кому и что должна авиакомпания

Например, задержка рейса, самое распространенное нарушение при оказании услуг перевозки. Вроде бы уже отступление от условий договора, но закон предусматривает ряд ситуаций, при которых авиакомпания освобождается от ответственности перед пассажиром.

Если задержка или опоздание рейса имели место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, то от уплаты штрафа и компенсаций он освобождается.

Важно

Это значит, что если у авиакомпании будет документ, содержащий информацию о том, что время вылета было отложено по причине экстренного ремонта воздушного судна, без которого полет угрожал бы жизни и здоровью пассажиров, то на материальные выплаты пассажиру и нечего надеяться.

Такая же ситуация и с форс-мажорными обстоятельствами: если авиаперевозчик сможет доказать, что вылет был не возможен по независящим от него причинам, то писать претензии и иски не имеет смысла.

Другое дело, что даже в этих ситуациях перевозчик не имеет права бросать своих клиентов на произвол судьбы. Воздушный кодекс Российской Федерации четко указывает, что ответственность за воздушную перевозку несет авиаперевозчик.

В статье 102 Кодекса указано, что за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2001 года составляет 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Согласно части 1 этой же статьи, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» устанавливают порядок работы российских авиакомпаний и применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру). При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

  • предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  • два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
  • обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;
  • размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;
  • доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
  • организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Кстати, если пассажир приобрел в разных компаниях два билета на разные маршруты, стыкующиеся в одном аэропорту, то есть самостоятельно организовал себе стыковочный перелет, то в случае опоздания/задержки первого рейса, повлекших за собой опоздание пассажира на второй рейс, «первая» авиакомпания полученный пассажиром ущерб от невозможности воспользоваться вторым перелетом не возмещает. Если же билеты покупались в одной компании, и организацию стыковки взяла на себя авиакомпания, то при опоздании первого рейса и невозможности пересесть на второй, ответственность за его доставку в конечный пункт назначения лежит исключительно на авиакомпании. В таком случае пассажиру по прилету необходимо подойти к стойке авиакомпании в аэропорту, и, предъявив билет, заявить о сложившейся ситуации. Тогда клиента отправят ближайшим стыковочным рейсом этой же авиакомпании, либо другой. Если рейс вечерний, и по расписанию в это день рейсов больше нет, то ему будет предоставлено размещение в гостинице с последующей отправкой на следующий день.

«Дама сдавала багаж…»

Билет позволяет клиенту авиакомпании взять с собой в дорогу багаж. Как правило, по одному билету в экономический класс можно провезти багаж весом 20 кг., а пассажирам бизнес-класса позволено взять с собой 30 кг. Все пассажиры имеют право взять с собой в салон ручную кладь. К ней у каждой компании свои требования, их лучше выяснить заранее.

К сожалению, бывают ситуации, когда турист прилетел в место назначения, а его багаж затерялся где-то по дороге. Поручить его поиски следует авиакомпании.

Пассажир с представителем авиакомпании или с сотрудником стойки розыска багажа «Lost & Found», которая есть практически в каждом международном аэропорту, заполняет акт розыска багажа.

В нем указываются внешние приметы чемодана: форма, цвет, материал, данные об именной бирке, наличие или отсутствие колесиков и ручек.

Совет

Акт составляется в двух экземплярах, один остается у сотрудника компании, другой у пассажира, к акту прикладывается копия багажной бирки, приклеенной к посадочному талону. Как правило, багаж находится быстро, но максимально разрешенный авиакомпаниям срок поисков пропавших вещей составляет 21 день. Только по истечении этого периода багаж официально будет признан потерянным или украденным.

Что может требовать пассажир?

Во-первых, оставшись в чужом городе без багажа, пассажир имеет право потребовать у авиакомпании возмещения расходов на приобретение им вещей первой необходимости. К таким относятся зубные щетка и паста, бритвенные принадлежности, предметы личной гигиены, белье, одежда.

Только не следует пытаться за счет авиакомпании обновить себе гардероб – пассажиру будет возмещена стоимость только действительно необходимых вещей, да и стоимость одежды возмещается, как правило, в размере 50%.

Стоимость остальных вещей из вышеназванного списка возмещается авиакомпанией полностью, надо только предъявить чеки на сделанные покупки.

Иногда перевозчик, чтобы не портить себе репутацию, не дожидается чеков, а сразу, после поступления заявления о пропаже багажа, выплачивает определенную сумму на покупку необходимых вещей. Эта сумма не превышает обычно 250 долларов.

Во-вторых, авиакомпания должна вернуть своему клиенту стоимость пропавшего багажа или испорченных вещей (при повреждении багажа при перевозке). Компенсации за утерю и задержку багажа регулируются Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок.

Компенсация за полностью утраченный или поврежденный багаж рассчитывается обычно в пределах 20 долларов за 1 кг веса, вес багажа, указан на багажной бирке. При этом 20 долларов за килограмм – не предел, если пассажиру удастся доказать, что его вещи стоили дороже.

Конечно, сделать это не просто, но, если, например, багаж потерялся при возврате домой и у туриста в кошельке сохранились чеки на покупку вещей от Dior или Prada, он может обратиться к перевозчику с претензий, приложив к ней эти чеки.

Обратите внимание

В заявлении следует указать, что сроки поездки даты чека подтверждают совершение покупок во время нахождения в стране временного пребывания, а сделанные покупки нигде, кроме как в чемодане, вывезены быть не могли. Если авиакомпания внемлет этим рассуждениям, туристу может быть выплачено до 5000 долларов.

Претензию относительно поврежденного багажа следует подать не позднее 7 дней с момента получения вещей в аэропорту, а при утрате багажа срок увеличивается до 18 месяцев.

Независимо от обстоятельств, вынудивших обратиться в авиакомпанию с претензией, в заявлении должны быть четко изложены нарушение перевозчика, размер требуемой компенсации и обоснование требований.

К претензии обязательно следует приложить ксерокопии всех документов, имеющих отношение к данной ситуации, кассовые чеки, если ситуация вынуждала тратить денежные средства.

Если авиакомпания не отвечает на рекламацию и не желает удовлетворить справедливые требования, пассажир, как потребитель услуг авиаперевозчика и как сторона договора перевозки имеет право восстановить свои права через суд.

Экономика полета

Пассажиру самолета присудили оплатить расходы на вынужденную посадку по его вине

Представители авиационного бизнеса свое дело нередко называют сумасшедшим: затраты отрасли, в которой все делается на воздухе, нельзя сравнивать с другими, ведь даже обычный ветер может лишить компанию прибыли.

Для обеспечения одного перелета авиакомпании нужно учитывать такое количество статей расходов, какое редко встретишь при проведении крупных сделок.

Обыкновенный пассажир задается вопросом: куда же авиакомпания тратит средства, полученные за каждый билет, если полеты сегодня выполняются регулярно, а радикальных изменений и нововведений в индустрии в последнее время не происходило?

Наиболее очевидный и понятный ответ – топливо. Как рассказал BRICS Business Magazine источник в одной из крупнейших российских авиакомпаний, «расходы на топливо в любой авиакомпании составляют минимум 40% бюджета». Чаще всего под термином «авиационное топливо» подразумевается авиационный керосин или так называемое реактивное топливо.

Важно

Именно его используют авиакомпании, летающие сегодня по миру. При этом его стоимость очень высока.

«Когда спрашивают про цены на топливо, я привожу пример, услышанный мною еще во время учебы в СССР: один полет всего полка ракетоносцев Ту-22 по затратам на топливо оказался равен всему месячному автотопливному бюджету Белорусской ССР», – вспоминает источник.

Сегодня расход топлива у самолета – один из важнейших показателей эффективности их эксплуатации. Разумеется, чем он ниже, тем меньше издержки для авиакомпании.

«Цены на нефть постоянно повышаются, и авиакомпании вынуждены пересаживаться на более экономичные самолеты, – подчеркивает собеседник BRICS Business Magazine. – Нередко они сокращают количество перелетов, увеличивая при этом размер авиалайнера.

Иными словами, частые полеты на маленьких самолетах меняют на более редкие, но на больших».

Еще в 2011 году The Wall Street Journal опубликовала исследование американской авиакомпании US Airways и консалтинговой компании Oliver Wyman, в которой они на примере гипотетического полета демонстрируют, куда уходят деньги пассажиров, заплаченные за билет.

Гипотетический полет US Airways подразу­мевал полностью загруженный самолет вместимостью 100 пассажиров, каждый из которых заплатил 146 долларов США за билет в одну сторону (основываясь на усредненных данных авиакомпании за год). Из затрат сотни человек стоимость лишь одного авиабилета отправляется в прибыль авиаперевозчику (то есть 1%). Соответственно, деньги остальных 99 человек уходят непосредственно на перелет.

Так, например, упомянутое ранее топливо «оплачивают» 29 человек – практически треть пассажиров. При этом Oliver Wyman утверждает, что затратная часть авиаперевозчиков на керосин достигает и 34%.

Вторая по значимости составляющая расходов авиакомпании – зарплата экипажа. На это уходят средства еще 20 пассажиров, по данным исследования US Airways и Oliver Wyman.

Не менее важная статья – лизинг и покупка самолетов. 16 человек из 100 оплачивают затраты авиакомпании на владение флотом. Примерно такое же количество пассажиров (14 человек) своими билетами оплатили налоги и сборы, затраты на обеспечение безопасности, а также стоимость услуг за пользование терминалом и прочими видами аэропортового сервиса.

Совет

Самолеты – транспорт, техническому состоянию которого уделяется особое внимание: плановое техобслуживание авиалайнер проходит каждые несколько месяцев, а интенсивный ремонт – каждые два-три года.

На техническое обслуживание, ремонт или замену запчастей уходят средства 11 пассажиров.

В эту же сумму также заложены затраты на возможные поломки «вспомогательных инструментов»: трапов, тележек для багажа, буксиров и прочего.

Доход от продажи еще девяти билетов пойдет на «другие расходы». В их числе страховка потерянного багажа, аренда стоек регистрации в аэропорту или, например, напитки и питание на борту.

На последнее, по данным исследования, уходит 2% расходов авиаперевозчика. Еще два пассажира оплатят посадку: аренду трапов и проезд по рулевым дорожкам.

Примечательно, что в случае экстренной посадки авиакомпания также выплачивает аэропорту все необходимые затраты.

«Другие расходы» – статья, на которой пассажиры могут сберечь немного денег.

В частности, стоимость билетов популярных ныне лоукостеров ниже как раз из-за отсутствия бизнес-класса, питания на борту, а также благодаря аренде самой дальней от терминала стоянки и использованию автобуса, а не «рукава» для доставки пассажиров к самолету и обратно. Однако на остальных составляющих сэкономить не получится.