Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Читать

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Осетинские нартские сказания

Древний осетинский нартский эпос.

В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное, самое почетное место занимают нартские сказания. В них яркое выражение получили лучшие думы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом.

Нартский эпос, зародившись в глубокой древности, формировался на протяжении жизни многих поколений. В осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества.

Он, бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес их через века.

Обратите внимание

Народные певцы, как Бибо Дзугутов, Дзарах Саулаев и многие другие, пели на память десятки и сотни песен и сказаний из героического нартского эпоса. Эти чудесные песни звучали в горных ущельях и в широких долинах, в бедных саклях и на шумных нихасах, призывая народ к борьбе с угнетателями.

В условиях, когда у осетин еще не было письменности, народные певцы-сказители оказывали могущественное влияние на слушателей. Такие певцы проживали в каждом осетинском селении. Наиболее выдающиеся из них были известны не только в своем селении, но и по всей Осетин, а часто и за ее пределами. Так, например, знаменитого Бибо Дзугутова знали не только в Осетии, но и в Кабарде.

Устная поэзия осетинского трудового народа явилась родоначальницей осетинской книжной литературы. Мотивами народного творчества вдохновлялся великий осетинский народный поэт Коста Хетагуров, который первый обратил серьезное внимание на осетинский фольклор и ввел его в осетинскую художественную литературу.

Образ осетинского народного сказителя-певца с замечательным мастерством обрисован поэтом в его знаменитом произведении «Кубады»:

Страной родною

И Кабардою

С фандыром шел он

В Калаке с пылом

За песни пил он

В кругу веселом.

Конца чудесным

Сказаньям, песням

Не знал Кубады.

Ему, внимая,

Смеясь, рыдая,

Все были рады.

Топтать дороги

Не бросят ноги,

Не смолкнет пенье…

Вот видим снова

Певца слепого

В родном селенье.

В жару; в бураны

Он в шубе рваной

Свой путь свершает.

Дрожат колени…

Но кто в селеньи

Певца не знает?

(Перевод с осетинского Панченко)

Высоко ценя нартский эпос, Коста Хетагуров в одном из стихотворений пишет:

Если б, как нарты, я пел вдохновенно,

Если б фандыр мой и в небе звучал —

Все бы созвал я народы вселенной

И о страданьях своих рассказал.

(Перевод с осетинского Олендера)

Коста в лучших своих произведениях отразил всю прелесть народного творчества, украсил блеском своего таланта замечательные народные сказания и песни.

Многовековая история, быт и психология осетинского народа получили яркое и глубокое отражение в нартском эпосе. Сказания о нартах — это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа.

«Подлинную историю трудового народа, — говорит М.

Горький, — нельзя знать, не зная устного народного творчества, которое непрерывно и определенно влияло на создание таких крупнейших произведений книжной литературы, как, например, «Фауст», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Пантагрюэль и Гаргантюа», «Тиль Уленшпигель» де-Костера, «Освобожденный Прометей» Шелли и многие другие. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории». (М. Горький. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей.)

Нартские сказания, несомненно, зародились в условиях родового строя. Нартское общество состоит из нескольких родов. Среди них особо выделяются три главных рода: Ахсартаггата, Бората и Алагата.

Важно

Основные сказания о нартах рисуют черты весьма древних общественных отношений, свойственных раннему патриархату с яркими пережитками матриархата. Эти пережитки наиболее ярко сохранились в первых двух циклах: «Уархаг и его сыновья» и «Шатана и Урызмаг».

В сказаниях о Шатане наиболее заметное отражение получили древние формы брачных отношений, свойственных материнско-родовой организации. Шатана жила в своем роде, была замужем за своим братом Урызмагом, в общественной жизни нартов она играла выдающуюся роль.

Все эти черты, несомненно, являясь пережитками матриархата, свидетельствуют о том, что формирование нартского эпоса началось еще в глубокой древности — в эпоху материнско-родовой организации.

Однако, эпос, создававшийся в течение тысячелетий, не мог не отразить черт последующих общественно-экономических формаций. Сказания, не теряя своей жизненности, на протяжении многих веков развивались, обогащались новым содержанием. Поэтому вполне понятно, что ряд сказаний отражает черты зарождавшегося у осетин феодализма, борьбу нартов с алдарами, князьями.

В соответствии с этим, если в первых наиболее древних сказаниях речь идет преимущественно об охоте, как основном занятии нартов, то в последующих сказаниях все чаще упоминается о довольно развитом скотоводстве, земледелии, садоводстве, кузнечном ремесле и о появлении водяной мельницы.

В сказаниях о Сослане и Батрадзе нарты выступают не только как охотники, но и как скотоводы и земледельцы.

В сказании «Чем небожители одарили Сослана» рассказывается о том, как нартский народ в лице Сослана получил от покровителя мужчин Уастырджи булатный меч; от покровителя зверей Афсати — обещание удачи в охоте; от покровителя домашнего скота Фалвара — обещание оберегать стада нартов от хищных зверей; от небесного кузнеца Курдалагона — железную соху; от покровителя урожаев Уацилла нарты получили хлебные зерна и обещание богатых урожаев; от повелителя ветров Галагона — обещание ветра в осеннюю пору, когда нарты веют хлеб, и от повелителя вод Донбеттыра — разрешение строить мельницы на быстротекущих реках. Но описание материальных условий жизни нартов было бы неполным, если бы мы не упомянули о том, какое высокое развитие у них получило садоводство, домашнее хозяйство — рукоделие, приготовление пива и других напитков, изготовление металлического оружия и его закалка, строительство чудных оригинальных башен-домов, изготовление музыкального инструмента.

Нартовский эпос осетин

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

I

ЦИКЛЫ, СЮЖЕТЫ, ГЕРОИ

В науке установлено, что эпос в своем становлении проходит несколько фаз. Вначале мы имеем разрозненные, ничем между собой не связанные сказания, возникающие в разных центрах, в разное время, по разным поводам. Это — первая фаза становления эпоса. Об эпосе пока собственно и нет речи.

Но для него подготовляется материал, который, при благоприятных условиях, начинает приобретать черты эпоса. Из массы героев и сюжетов выделяется несколько излюбленных имен, несколько излюбленных событий и мотивов, и сказания начинают кристаллизоваться вокруг них, как центров притяжения.

Образуется несколько эпических узлов или циклов. Эпос переходит в фазу циклизации.

В некоторых случаях, далеко не всегда, эпос может достигнуть третьей фазы.

Совет

Не связанные между собою дотоле циклы могут быть, более или менее искусно, соединены одной сюжетной нитью, сведены в одно последовательное повествование, в одну эпическую поэму. Происходит, если можно так выразиться, гиперциклизация.

Она может явиться результатом не только соединения нескольких циклов, но и разбухания одного излюбленного цикла за счет других, менее популярных. Это и есть завершающая фаза, фаза эпопеи.

Переход в эту фазу бывает нередко результатом индивидуального творческого усилия. Так, создание Илиады и Одиссеи из разрозненных до того эпических циклов греческая традиция приписывает слепому певцу Гомеру. Карело-финские руны были застигнуты во второй, многоциклической фазе, и только Ленрот придал им вид цельной поэмы «Калевалы».

На заре собирания нартовских сказаний в прошлом веке казалось поначалу, что память народа хранит только разрозненные рассказы. Но по мере накопления материала все отчетливее стали проступать контуры монументальной многосюжетной, но цельной эпопеи с явственными чертами генеалогической циклизации.

Оказалось, что основные герои состоят в родственных между собой отношениях, образуя четыре последовательных поколения; что они объединены в три фамилии; что они носят общее наименование «нартов», и термин «нартэг» в свою очередь образован — это особенно важно — по типу осетинских фамильных имен и, стало быть, ставит главных героев в отношения членов одной фамилии, одного богатырского рода.

Распределение нартовских сказаний по циклам не представляет больших трудностей. Оно напрашивается само собой. Сказания без всякого насилия легко группируются вокруг нескольких главных героев и событий.

Впрочем, если, с одной стороны, в нартовском эпосе имеем яркий пример циклической фазы с чертами эпопеи, то, с другой стороны, в нем много пережитков начальной стадии становления эпоса: развитие сюжета внутри каждого отдельного цикла не свободно от противоречий и непоследовательности, чувствуется ясно, что нанизанные друг на друга эпизоды и мотивы, группирующиеся вокруг одного героя или события, имели до этого разрозненное и самостоятельное существование и что у сказителей не было такой уже повелительной потребности устранять противоречия и выдерживать строгую сюжетную линию.

Центральных циклов в нартовском эпосе намечается четыре.

1. Начало нартов (Уархаг и его сыновья, Ахсар и Ахсартаг);

2. Урузмаг (Урызмаг) и Шатана;

3. Сослан (Созруко);

4. Батрадз (Батрадз).

Обратите внимание

Важными, если не по объему, то по значению, являются также циклы хитроумного Сирдона и чудесного Ацамаза.

Но кроме этих основных циклов, имеется еще десятка полтора самостоятельных сюжетных узлов с самостоятельными героями: Тотрадз, Арахцау, Сауай, Сыбалц, Айсана и др. Не всегда удается установить, являются ли эти «малые циклы» обломками когда-то существовавших больших, или, наоборот, перед нами разрозненные сказания, находившиеся на пути к образованию цикла.

Взятый в целом нартовский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала. Если не считать античной мифологии и эпоса, то вряд ли где-либо можно еще найти такое богатство.

Сюжеты сказаний весьма разнообразны, но некоторые можно считать типическими: борьба с великанами; походы за добычей; приключения на охоте; борьба между нартовскими фамилиями и отдельными героями, обычно на почве кровной мести; соревнование героев за женщину и добывание жены; путешествие в загробный мир (в цикле Сослана); борьба с небожителями (в цикле Батраза).

Согласно вариантам, записанным от лучших сказителей, родоначальником нартов был Уархаг. У него было два сына-близнеца Ахсар И Ахсартаг.

В статье «Опыт сравнительного анализа легенд о происхождении нартов и римлян» мы пытались показать, что в основе сказания о Ахсаре и Ахсартаге лежит тотемический миф о происхождении племени от волка, совершенно аналогичный легенде о Ромуле и Реме.

Имя родоначальника нартов Уаэрхагг есть не что иное, как старое осетинское слово, означавшее «волк» (древнеиранское varjea). Легенда о происхождении нартов вводится тем самым в круг распространенных тотемических мифов, характеризующих одну из самых ранних ступеней развития общества.

Нарты произошли от дочери водного божества, Дзерассы. Эта связь нартов с водной стихией и ее властителями Донбетрами проходит настойчиво через весь эпос. Батраз по матери, а Сирдон по отцу — также дети воды.

Несомненно, в эпоху создания эпоса осетины-аланы жили по соседству с морем или большими реками, так как в небольших и быстрых горных реках современной Осетии решительно нельзя найти места для Донбетров с их обширным царством и роскошными дворцами.

Об этом же говорит постоянное упоминание в сказаниях моря (денджыз, фурд).

Важно

Нарты делились по большинству вариантов на три фамилии: Ахсартаг-гата, Бората и Алагата. В отнесении отдельных героев к той или иной фамилии наблюдается у сказителей большая путаница, но сравнительным анализом вариантов можно установить, что знаменитейшие герои: Урузмаг, Шатана, Хамиц, Сослан, Батраз были потомками Ахсартага и, стало быть, принадлежали к фамилии Ахсартаггата.

Представителем фамилии Бората является Бурафарныг с семью сыновьями. О героях фамилии Алагата нет в эпосе прочной традиции.

Деление нартов на отдельные и часто враждовавшие друг с другом фамилии является очевидным указанием на родовой строй и живо напоминает деление древнескандинавских эпических героев на три знаменитых, обреченных на великую славу и великие страдания рода; Вользунги, Нифлунги и Будлинги.

Мотив близнецов, повторяющийся в этом цикле дважды (Ахсар — Ахсартаг, Урузмаг — Хамиц), имеет широчайшее распространение в мировом фольклоре. Римские близнецы, Ромул и Рем, а также греческие Диоскуры и индийские Левины, послужившие предметом специального исследования Всев. Миллера

За время своего долгого бытования в устах народа нартовские сюжеты претерпели, разумеется, немало изменений и вариаций, из которых многие безвозвратно для нас утеряны.

Если бы у осетин-алан была старая письменность, которая зафиксировала бы нартовские сказания на разных этапах их истории, мы имели бы интереснейший материал для суждения об эволюции эпических мотивов и сюжетов. Сейчас этого материала у нас нет.

Случается, однако, что версии, не сохранившиеся у данного народа, бывают обнаружены у его соседей, к которым они в свое время попали в порядке обычной миграции фольклорных сюжетов. Для цикла Шатаны мы имеем, к счастью, такой именно случай.

Подобно тому, как Геродот сохранил нам многие сюжеты нартовского эпоса в скифских обычаях и преданиях V века до н. э.

, так армянский историк Моисей Хоренский в записанных им легендах об аланской царевне Сатеник зафиксировал несколько сюжетов, в которых можно опознать видоизменения нартовских сюжетов из цикла Шатаны.

Совет

В цикле Шатаны и Урузмага есть еще несколько сюжетов и мотивов, которых мы можем коснуться лишь вскользь.

Сюжет о герое, погибающем в юности и возвращающемся из загробного мира к своему отцу, чтобы совершить с ним чудесные подвиги и затем вернуться в царство смерти, принадлежит к числу весьма популярных в нашем эпосе. Он встречается также в цикле Тотрадза.

Приключение Урузмага в пещере у циклопа относится к разряду странствующих сюжетов широчайшего распространения. Древность этого сюжета засвидетельствована Гомеровским рассказом об Одиссее и Полифеме (Одиссея, песнь IX). Подобно мифам о Прометее и Аргонавтах этот сюжет относится к числу тех, которые особо тесно связывают античную Элладу с Кавказом.

Сказания о циклопе, помимо осетин, засвидетельствованы у мегрелов

Анализ мотивов и сюжетов Батразовского цикла приводит к выводу, что этот цикл формировался весьма долго. Древнейшими своими элементами он уходит в глубокую старину. Через длинный ряд столетий он доносит до нас мотивы скифо-сарматского быта и иранской мифологии.

С другой стороны, наличие в нем монгольских влияний позволяет датировать его окончательное оформление XIII–XIV веками.

Между этими двумя крайними датами: скифо-сарматской эпохой, с одной стороны, и монгольским периодом, — с другой, проходило, по-видимому, развитие не только Батразовского цикла, но всего вообще нартовского эпоса.

Перейдем теперь от Батраза к герою совершенно иного типа, к Сирдону. Сирдон является одним из любимых героев эпоса. Популярность его не уступает популярности знаменитейших нартов: Шатаны, Урузмага, Батраза, Сослана. Имя его стало нарицательным для обозначения хитрого и ловкого пройдохи, способного на всякие козни, но в трудную минуту умеющего выручить себя и других своей изобретательностью.

Нартовский эпос замечателен, между прочим, тем, что в нем большое место занимает юмор[25]. Носителем юмористического начала в эпосе и выступает по преимуществу нарт Сирдон.

Он фигурирует во всех циклах эпоса, сохраняя всегда свою неповторимую индивидуальность. В нем нет ничего от героического духа и мощи Сослана и Батраза. Его главное оружие — это язык, острый, ядовитый и беспощадный, вносящий повсюду раздор и вражду.

Обратите внимание

Это оружие оказывается зачастую более опасным и разрушительным, чем мечи и стрелы сильнейших нартов. Ему случается оказывать нартам немаловажные услуги, но в большинстве случаев его esprit mal toure подсказывает ему всякие злые шутки, от которых порядком страдают нарты.

Недаром за ним закрепился в сказаниях постоянный эпитет «Нарты фыдбылыз» — «злой гений нартов».

Сирдон — оборотень. Он может по желанию принимать вид старика, старухи, молодой девушки. В одном случае он обращается даже в шапку.

Красной нитью проходит через эпос вражда между Сирдоном и Сосланом (Созруко).

Отцом Сирдона был водный дух Батаг или Гатаг. Злоупотребляя своим положением хозяина вод, властного закрыть нартовским женщинам доступ к воде, Батаг принудил нартовскую красавицу к сожительству, и от этой вынужденной связи родился Сирдон.

По некоторым вариантам нарты долго не признавали Сирдона членом своей дружины и не допускает его в свой аул. Лишь когда он изобрел двенадцатиструнную арфу и подарил ее нартам, последние, плененные чудным инструментом, приняли его в свою среду.

Сирдон первый узнает о рождении Шатаны от мертвой Дзерассы и пользуется этим, чтобы пристыдить Урузмага и Хамыца. Это он стал громогласно, при всех нартах, корить Хамыца за то, что он принес с собой на нартовский пир в кармане жену. В результате оскорбленная дочь Быценов покинула мужа, и Батраз вынужден был расти, не зная матери.

При закалке Сослана в волчьем молоке Сирдон уговорил укоротить корыто, и вследствие этого колени героя остались незакаленными, что впоследствии послужило причиной его смерти.

Когда нарты посылали свои табуны во владения могучего Мукары, Сирдон подстроил так, что жребий гнать табуны выпал Сослану (Созруко), в надежде погубить таким образом своего врага. Сирдон, обратившись в старика, старуху и пр., отговаривает Сослана спасти жизнь своею друга, Дзеха, раненного при осаде крепости Хиз.

Важно

Обратившись в шапку, Сирдон подслушал разговор Сослана со своим конем и узнал, от чего суждена смерть Сослану и его коню. Добытые сведения он использовал для того, чтобы погубить того и другого.

Балсагово колесо, побежденное в первой схватке с Сосланом, уже решило отказаться от дальнейшей борьбы и даже умертвить своего хозяина. Но Сирдон тут как тут.

Принимая последовательно образы старика, старухи, девушки, Сирдон настоятельно советует колесу не убивать Балсага, а сразиться вновь с Сосланом.

В итоге Сослан гибнет от колеса, причем Сирдон не может отказать себе в удовольствии поиздеваться над умирающим врагом.

По некоторым вариантам не кто иной, как Сирдон, натравил также Батрана роковую для него борьбу с небесными силами.

В борьбе фамилий Бората и Ахсартаггата он также, по некоторым вариантам, играет роль подстрекателя.

Когда нарты, мучимые голодом, доходят до полного изнеможения, Сирдон, хорошо покушав, с особенным удовольствием прохаживается между ними, подвесив к каждому своему усу по куску жирного шашлыка из бараньих внутренностей.

Из домашних животных у Сирдона имеется прославленная сука, животное, по нраву и повадкам вполне достойное своего хозяина.

Совет

Живет Сирдон где-то в таинственном месте, куда очень трудно проникнуть. Ход к его жилищу представляет запутанный лабиринт. Только привязав к ногам Сирдоновой суки нить и следуя за этой «Ариадниной нитью», смог Хамыц добраться до жилища Сирдона.

Крупных сказаний, в которых Сирдон играл бы главную роль, немного. Широко известен рассказ о краже Сирдоном коровы у Хамыца. В голодный год, когда нарты вынуждены были доедать последнюю скотину, Сирдон похитил у Хамыца его упитанную корову.

В то время, когда мясо коровы варилось у него дома в котле, Сирдон явился на нартовский «нихас» (место собраний) и подтрунивал над Хамыцом. Подозрение запало в душу Хамыца.

Он решил пробраться к Сирдону в дом: не там ли его корова? С большим трудом, следуя за нитью, привязанной к собаке Сирдона, проник Хамыц в его жилище. В котле варилось мясо. Вокруг сидели сыновья Сирдона (семеро или трое). Тут же лежала голова Хамыцевой коровы.

Пришедший в ярость Хамыц схватил сыновей Сирдона и, порубив, побросал их в котел. По уходе Хамыца вернулся домой Сирдон. Вынимая из котла мясо, он с ужасом узнавал члены тела своих сыновей. Горе его было беспредельно.

Скорбь возвышает и облагораживает даже злодеев, и мы видим, что в эту ужасную минуту Сирдон вырастает перед нами в яркую и трагическую фигуру, внушающую невольное уважение. Он делает арфу, натягивает на нее двенадцать струн и начинает в звуках изливать свое горе. Так впервые появляется у нартов двенадцатиструнная арфа.

Музыка рождается из трагедии — такова, по-видимому, мысль, вложенная в этот замечательный эпизод. Плач Сирдона и его игра на арфе потрясли даже суровых нартов. Они простили ему все его прошлые деяния и приняли в свою среду, как равноправного.

Остальные рассказы о Сирдоне носят, в большинстве, характер анекдотов, напоминающих популярные у кавказских и тюркских народов анекдоты о Ходже Наср — Эддине, нередко даже буквально совпадающих с ними.

Обратите внимание

Когда мы пытаемся проследить генезис образа Сирдона, приходят на память прежде всего известные в мифологии многих народов типы героев-плутов, или трикстеров (англ. trickster — «плут», «обманщик»). Трикстер — это своего рода «антигерой».

Его поведение часто асоциально, то есть направлено во вред коллективу в целом. Это, как мы видели, характерно и для многих поступков Сирдона.

Вместе с тем трикстер может обладать и некоторыми чертами культурного героя, что опять-таки не чуждо и Сирдону: он первый изготовляет для нартов арфу.

Есть у Сирдона собратья и в эпосе европейских народов: ирландский Брикриу, скандинавский Локи.

От героя-трикстера приятно перейти к такому лучезарному герою, как Ацамаз.

С именем Ацамаза связано в эпосе несколько сюжетов.

Наибольший интерес из них представляет сказание о сватовстве и женитьбе Ацамаза на Агунде. В этом сказании Ацамаз выступает, как дивный певец и музыкант, зачаровывающий всю природу игрой на свирели.

Взгляд аргентинца на историю и достижения осетинского народа

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Обнаружение осетинского языка — одно из ключевых событий моей жизни. Кроме знаний о грамматике, фонологии и лексике, осетинский дал мне возможность познакомиться с чудесными людьми и их древней культурой

Сегодня хочу рассказать миру о том, что я узнал об этом чрезвычайном народе.

Древний народ

Уникальность осетин заключается в том, что они являются единственным иранским народом на Кавказе. В течение веков, осетинская культура обогатилась контактом с горскими соседями. Поэтому они уникальны как среди кавказских, так и среди иранских народов.

Осетины проявляют необычную осведомленность об истории своего народа и гордо указывают на свою генеалогическую линию, которая восходит к древним аланам.

Наследие своих предков современные осетины сохраняют с рвением, уважая старших, соблюдая æгъдæуттæ (традиции и кодекс поведения — ред.

Важно

), передавая нартский эпос из поколения в поколение, исполняя народные танцы и песни, нося национальные костюмы.

Таким образом, душа аланов продолжает жить до наших дней. Живя в мультиэтнической стране с очень короткой историей, я смотрю на Осетию с безграничным восхищением.

Народ выдающихся личностей

Трудно придумать хоть одну область, в которую осетины не внесли бы важного вклада. Будь то в спорте или в физике, будь то в лингвистике или в живописи, осетины никогда не остаются незамеченными.

Волшебные пейзажи Магреза Келехсаева, загадочные силуэты Геора Чеджемты и цветные герои Юрия Абисалова — это художественные чудеса, совершенные в осетинских ателье, достойные всемирного внимания и восхищения. Стихи Коста Хетагурова, Сека Гадиева и их наследников впечатляют своей красотой и мудростью и дают нам возможность понять мировоззрение осетинского народа.

Что касается спорта, 2016 год для осетин был чрезвычайно успешным. Но Золотая медаль Сослана Рамонова и мировой титул, полученный Муратом Гассиевым, являются продолжением долгой традиции, переданной Борисом Базаевым, Сергеем Габараевым, Русланом Хинчаговым и другими легендами спорта. Как видно, осетины привыкли к славе.

На научной арене, уже в XIX веке осетин Виктор Гассиев дал миру фотонабороную машину (предшественник современного принтера).

Николай Сиукаев, родом из южноосетинского села Прис, изобрел новый способ получения чистого фосфида индия, написал «Дун-дуне нæ алфамблай», книгу об астрономии на родном языке, и создал русско-осетинский словарь физических терминов.

Васо Абаев произвел революцию в иранистике своим монументальным «Историко-этимологическим словарем осетинского языка». Этот список можно продолжать и продолжать.

Храбрый народ

Тем не менее, повторяющиеся неудачные англоамериканские попытки уничтожить войска Гитлера, несмотря на то, что у них удалось вытеснить нацистов с оккупированных территорий, привели к тому, что Красная Армия оставалась (…) основным двигателем уничтожения нацизма.

Так написал британский историк Макс Гастингс в своей книге «Инферно: мир в войне 1939-1945 гг.» К сожалению, на Западе много людей не разделяют его точки зрения, переоценивая вклад Америки и Великобритании в разгром фашизма. Но тот, кто занимается беспристрастным изучением Великой Отечественной Войны, легко понимает, что главную роль сыграл Советский Союз.

Осетины в свою очередь работали плечом к плечу с остальными народами СССР, проявляя храбрость, самоотверженность и патриотизм, как на фронтах, так и дома.

Как военные подвиги кавалерии дважды героя Советского Сюза генерала Исса Плиева, так и трудовой подвиг завода Электроцинк, названный «Лучшим заводом цветной металлурги СССР» за неоценимую помощь фронту, явились важными шагами на пути к победе.

Позже, после распада Советского Союза, осетинам пришлось защищать целостность своей территории и бороться за свободу и мир.

Совет

Даже перед лицом полномасштабной агрессии режима Михаила Саакашвили в 2008 году они проявили достоинство и мужество, и несмотря на то, что значительная часть международного сообщества еще не признала независимости Республики Южной Осетии, ее жители заслужили особое место в сердцах всех тех, кто любит свободу и дружбу между народами.

Потомки аланов

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Осетины – кавказский народ, проживающий в России большей частью на территории республики Северная Осетия.

Впрочем довольно много осетин живет также в Москве, Санкт-Петербурге, а также в южном федеральном округе. Согласно последней переписи населения (2010 г.), численность осетин в РФ — 528 тысяч человек.

А в мире представителей этого народа около 700 тысяч: осетинские диаспоры имеются в Грузии, в Турции и в Южной Осетии.

Происхождение и история осетин

Наименование региона – Осетия – произошло от грузинского слова «осети», которое, в свою очередь, было образовано от грузинского названия народа – «оси» или «овси».

Осетины — прямые потомки древнего сарматского племени аланов: неслучайно в названии Северная Осетия присутствует и Алания. К слову, довольно регулярно среди осетин возникает идея переименовать республику просто в Аланию. Причем, эта мысль поочередно возникает то в Северной, то в Южной Осетии.  

Внутри осетинского этноса различают группы иронцев и дигорцев, разговаривающих на различных диалектах осетинского языка. Сам язык относится к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Осетинская письменность с XIX века построена на кириллическом алфавите.

Осетины большей частью придерживаются православной веры, но есть и приверженцы ислама суннитского толка. Ислам пришел на осетинскую землю в XVII-XVIII веках от соседей кабардинцев.

Одно из первый упоминаний осетин относится к VII веку нашей эры: в грузинских хрониках про народ «овси» вспоминают в связи с походами скифов в Переднюю Азию.

Обратите внимание

Процесс формирования осетин как народа приходится на Средние века: вплоть до XIV века Алания успешно развивалась в виде независимого от соседних кавказских народов царства.

Однако после вторжения на Кавказ татаро-монголов аланы были вынуждены отступить в пределы горных ущелий Центрального Кавказа, образовав ряд крупных и мелких племенных сообществ.

В состав Российской империи Осетия вошла в 1774 году. Начиная с XVIII-XIX веков начался процесс активного переселения осетин из горной местности в равнинные районы, особенно ускорившийся после революции 1917 года.

В 1922 была образована Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, спустя ещё два года – Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 30-х годах в Северо-Осетинскую автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР.

С 1992 года республика Северная Осетия – один из субъектов Российской Федерации.

Национальная одежда и быт осетин

Селения осетин равнинной части традиционно состоят из небольших выбеленных домов — мазанок. В горах аулы, называющиеся осетинским словом «кау», сосредоточены на выпирающих частях скал: двухэтажные домики-сакли складываются из обычных камней, обмазанных глиной.

Внутренняя планировка ориентируется на главную комнату, соединяющую в себе функции кухни и гостиной. Посреди этой комнаты оборудуется очаг, над которым нависает на длинной цепи котёл.

По мере разрастания осетинской семьи территория рядом с домом прирастает новыми саклями и хозяйственными постройками. 

И по сей день традиционная одежда горных осетин не сильно отличается от одежды их предков. Мужчины носят простые, грубые рубахи и шаровары, поверх накидывая бешмет или черкеску. Женщины ходят в длинных рубахах до пят и шароварах, в качестве верхней одежды предпочитая нанковые или ситцевые полукафтаны с вырезом на груди.

Важно

Праздничная женская одежда – нарядное платье с шелковой юбкой и передником с широким поясом, украшенное серебряными или позолоченными аппликациями.

Семейные традиции осетин

Один из самых древних сохранившихся обычаев – безусловное уважение к старшим. Когда в дом заходит отец или, тем более, дед, все должны привстать в знак уважения, а сыновья вообще не имеют права сидеть в присутствии отца.

Большинство важных внутрисемейных вопросов решается на общем совете, в котором определяющее право голоса остаётся за главой семейства.

Оскорбление чести одного из членов семьи, покушение на родовые земли или неуважение к роду и в наши дни может привести к кровной вражде.

А широта осетинской души особенно ярко проявляется в момент приема гостей. «Правильное» — действо, увязываемое с магическими ритуалами, уходящими глубоко в седую древность. Перед тем, как приступить к трапезе, осетины обращаются с молитвой к богу и небесным покровителям. Да и сам уставленный кушаньями стол – священное место, не терпящее ругань, сквернословие и ссоры.

Осетины считают себя потомками мифических героев-богатырей — нартов. До сих пор большинство представителей этноса хорошо знакомы с Нартским эпосом – фольклорным шедевром, включающим как прозаические, так и стихотворные тексты, определяющие систему нравственных ценностей осетинского народа. 

Традиции и обычаи осетинского народа

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Национальные обычаи и традиции пришли из глубины веков и многие из них сохраняются в наши дни в первозданном виде.

Осетинские обычаи

Традиция осетинского гостеприимства

Встреча гостя

Старинный обычай предписывает такой порядок встречи и приема гостя. Прибывший на коне путник, останавливался у коновязи и ждал, пока хозяин выйдет из дома. Только тогда всадник спешивался, здоровался с хозяином и переступал порог дома.

Гостя сажали на почетное место за столом, и все домочадцы принимали участие в обхаживании гостя. На стол подавали горячие пироги, пиво и араку. Если гость оставался в доме на ночь, то закалывали барашка, чтобы к столу можно было подать блюда из свежего мяса.

В каждом доме всегда были в наличии припасы, с которыми можно было достойно встретить гостя. 

Гостеприимство

Нузана

Еще один старинный осетинский обычай — торжественное подношение гостю почетного бокала (нузана). При вручении его, надо выпивать содержимое бокала, но напаивать гостя для осетин считается позором. 

Нузана

Обычаи застолья

Для осетин застолье — это ритуальное действо. Садясь за стол, вначале молятся всем небесным покровителям осетин. Во время застолья строго соблюдаются все законы почитания старших. Согласно духовно-нравственного наследия, осетины составили свод правил, которые должны соблюдаться во время застолья.

  1. Стол осетины признают святым местом, поэтому сквернословие за столом не допустимо.
  2. Рассаживаются за столом по старшинству.
  3. Если приглашенный гость запаздывает, то его сначала подводят к старшему члену семьи поздороваться, а затем посадив за стол преподносят гостю «встречный» бокал
  4. За стол садятся в опрятной одежде.
  5. Не принято во время застолья хождение. Чтобы выйти из-за стола необходимо испросить разрешение у старшего и только после того, как было уже три обязательных тоста.
  6. Считается неприличным выпивать между тостами или самовольно произносить тост.
  7. Если старшие встают во время произношения тоста, то младшие не имеют права сидеть.
  8. При всем обилии застольных тостов неприлично напиваться допьяна, что считается большим позором для осетин.
  9. На стол по случаю традиционных праздников не принято подавать блюда из свинины, хотя в повседневной жизни свинину едят.

Застолье в Осетии

Почему на свадебный стол не подают блюда из свинины?

Потому что из числа приглашенных гостей могут быть осетины-мусульмане, которым нельзя есть свинину. Во всей этой свадебной кутерьме нельзя допустить, чтобы первая брачная ночь была забыта праздничным застольем.

Почему нет блюд из свинины

Свадебная традиция осетинского народа

Традиции Осетинской свадьбы
Совет

Осетинская свадьба начинается со сватовства. К родителям избранницы засылают сватов из числа родственников жениха.

Брачное соглашение

Следующим этапом предсвадебной подготовки является фидыд — брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную сумму, как залог предстоящего родства двух кланов. Затем решаются организационные вопросы проведения свадьбы.

Через несколько дней после фидыда жених вместе со своей матерью приезжают в дом невесты. Этот тайный визит называется сусагцыд и означает последнюю встречу жениха с невестой до свадьбы.

Во время сусагцыда жених одаривает женщин конфетами, а невесте дарит обручальное кольцо.

Брачное соглашениеСовет

В день свадьбы к дому невесты подъезжает свадебный кортеж, который родственники невесты встречают бокалами вина и приглашают в дом, где гостей ждет накрытый стол. Центральным блюдом на столе является голова и шея животного, принесенного в жертву. Пока невесту обряжают в свадебный наряд, за столом читают все необходимые по случаю свадьбы молитвы.

После выкупа — в дом жениха

После ритуала выкупа невесты, ее наконец увозят в дом будущего мужа. Новобрачная совершает все обряды, предписываемые свадебными обычаями: снимает фату, угощает свекровь и других старших женщин медом и топленым маслом.

Во время бурного свадебного веселья, невеста стоит в углу комнаты, охраняемая двумя молодыми родственниками. По старинному обычаю жениха несколько дней не допускали до невесты.

Сейчас этот обычай немного смягчили и уже на второй день жених и невеста воссоединяются. 

После выкупа — в дом жениха!!!Важно!!!

Большим позором для девушки и ее родителей может быть то, что девушка не сохранила свою честь до свадьбы. Чтобы оборвать все пересуды и доказать непорочность свой невестки, свекровь утром после первой брачной ночи показывает соседям и гостям доказательство девственности невесты.

Вывод:

Как и у любого народа у осетин есть свои обычаи и традиции, которым придерживаются до сих пор. И с течением времени некоторые стали забываться, а некоторые наоборот ценятся еще больше. Все зависит от самих людей и их нравов.

Осетинские праздники

Традиции и обычаи осетин

Осетины – древний народ с богатой историей и традициями. предки осетинского народа основали эпос нартов — песни и обычаи

Уходя своими корнями в глубь веков, национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первозданном виде. В основе большинства из них бережное сохранение чести и достоинства, почитание старших и непременное уважение к женщине. И конечно же, как и у большинства кавказских народов, это почетное внимание, уделяемое каждому гостю.

Традиционное кавказское гостеприимство

Гость в традициях осетинского народа считался Божьим посланником, поэтому в каждом доме издавна свято чтут древнейшие обычаи гостеприимства. Любое их нарушение еще в недавние времена могло покрыть несмываемым позором не только самого провинившегося, но и его близких и дальних родственников.

Старинный ритуал предписывал следующий порядок приема гостя. Прибывший останавливался у коновязи, ожидая, пока не выйдет навстречу хозяин дома.

Только тогда он слезал с коня, здоровался с встречающими и переступал порог: входить в дом было принято с правой ноги, а выходить с левой. Далее дорогого гостя сажали за стол, а хозяин с родственниками прислуживал ему.

Позже этот обычай слегка видоизменился, и старший в доме все же садился рядом с гостем, но оставшиеся родственники и односельчане продолжали проявлять свое гостеприимство стоя.

К столу обязательно подавали горячие пироги с пивом или аракой, национальным алкогольным напитком. Если же гость оставался на ночь, то заведено было резать барана, вне зависимости от наличия в хозяйстве свежего мяса. В каждой семье на случай приезда гостей всегда заготавливалось впрок лучшее продовольствие.

Нужда ни в коем случае не оправдывала нарушение обычаев, и даже последние запасы могли быть использованы ради соблюдения традиций. Справедливости ради надо сказать, что визитерам злоупотреблять щедростью хозяев тоже принято не было. Всегда считалось, что благородный гость ест мало, даже если очень голоден.

Еще один восходящий к скифской эпохе обычай гостеприимства у осетин – торжественное подношение гостю почетного бокала, нуазан. При его передаче тоже необходимо придерживаться строгого канона. Однако напоить гостей допьяна считалось для хозяев позором. Умеренность и сдержанность во всем – золотое правило осетинского народа.

Осетинское застолье. Свод незыблемых правил

Застолье, как предписывают быт и традиции осетин, – это ритуальное действо, тесно связанное с верой и отражающее весь национальный жизненный уклад. За столом принято молиться Богу и всем небесным покровителям.

За столом, как нигде, соблюдаются все законы почитания старших. Категорически не допускается никакое недостойное поведение.

Поэтому часть духовно-нравственного наследия осетинского народа составляет свод правил, которые должен соблюдать во время застолья каждый:

  • Стол признается святым местом, и поэтому главный закон застолья – полный запрет как на сквернословие и ругань, так и на упоминание считающихся грязными животных.
  • Все участники застолья рассаживаются по строго определенному порядку в соответствии с заведенными обычаями.
  • Опоздавшие обычно садятся в конце стола. Если же гость прибыл издалека, то перед тем, как посадить визитера на предназначенное ему место, его подводят к старшим поздороваться и преподносят ему так называемый «встречный» бокал.
  • Не принято появляться за столом в неподобающей одежде.
  • Не в почете и свободное хождение: чтобы выйти из-за стола нужно спрашивать разрешения у старших, и то не раньше, чем после трех обязательных тостов.
  • Запрещено выпивать в промежутках между тостами, а также своевольничать, произнося тосты по собственному усмотрению.
  • Если старшие встают, произнося очередной тост, то никто из младших не имеет права оставаться сидеть.
  • При всем обилии застольных тостов запрещается напиваться допьяна: большего позора для осетина стоит еще поискать.
  • На застольях в честь традиционных праздников запрещается подавать блюда из свинины, хотя в повседневной пище она вполне допустима.

На свадьбе грустный гость некстати. Свадебные традиции осетин

В традициях многих народов свадьба начинается со сватовства. Поддерживается этот обычай и в осетинских семьях. К родителям избранницы засылаются минимум три свата: родственник жениха, уважаемый сосед и, по возможности, знакомый семьи невесты.

Хоть в доме девушки и прекрасно осведомлены о цели визита, но традиции есть традиции: старший из сватов после второго тоста рассказывает, зачем они пожаловали под сей гостеприимный кров.

Также по обычаю родные девушки не имеют права дать свое согласие сразу: они благодарят гостей и, обещая посоветоваться со старейшинами, назначают день для следующей встречи.

Совет

Следующий этап предсвадебных ритуалов – фидыд, своеобразное брачное соглашение. Семья жениха оставляет родителям невесты определенную денежную сумму, служащую залогом предстоящего родства двух фамилий. Затем членами двух семейств обсуждаются все детали грядущего торжества. Когда же все важные вопросы решены, начинается оживленное праздничное застолье.

Через несколько дней после фидыда жених вместе с шафером и друзьями приезжает в дом невесты, такой тайный визит называется сусагцыд. Происходит последняя встреча жениха и невесты: теперь им предстоит свидеться лишь в брачную ночь. В этот вечер жених одаривает всех присутствующих женщин конфетами и преподносит возлюбленной обручальное кольцо.

И вот наступает первый день свадьбы. За невестой приезжает свадебный кортеж, родственники нареченной выносят пиво и араку, а также три пирога. После взаимных приветствий и выпитых «встречных бокалов» гостей провожают в дом. Их ждет накрытый стол, на котором помимо традиционных блюд возлежат голова и шея жертвенного животного.

Пока невесту одевают и собирают в дальний путь, за трапезой произносятся все необходимые в этот день молитвы и тосты. Обычаи осетин предписывают также проявить знаки внимания по отношению к женщинам, находящимся в доме, но, естественно, не принимающим участия в застолье.

Самые молодые из прибывших относят им шашлык из ребер и три бокала (нуазан): для накрывавших стол, для женщин-гостей и для старшей в семье.

После традиционного выкупа невесту наконец-то увозят в дом будущего супруга. Сам же жених, наоборот, отправляется к родным избранницы. Здесь он пробудет вместе с друзьями и шафером до самой ночи.

А тем временем новобрачная проходит предписанные традициями обряды: снятие фаты и угощение свекрови и других пожилых женщин, находящихся в доме, медом с топленым маслом (мыды кус).

В остальные же часы бурного празднования с танцами, песнями, шутками невеста стоит в углу, охраняемая прибывшими с ней двумя молодыми родственниками.

Обратите внимание

Раньше жених не допускался к невесте несколько дней. Сегодня традиции немножко смягчились, и уже на второй день новобрачные могут быть вместе. Кроме того, второй день свадьбы – это своеобразные «детские смотрины».

Все соседские ребятишки прибегают познакомиться с невестой. Она же, в свою очередь, одаривает мальчишек игрушками, а девчонкам вплетает в волосы красивые ленты.

Затем из дома молодой жены привозят и приданое: гостей также встречают со всеми почестями и готовится очередное застолье.

Отчего он богатеет? Оттого, что у него никто не умирает. Осетинские погребальные обряды

Как и у других кавказских народов, погребальные обряды осетин имеют общественный характер. Смерть издавна собирала в одном доме всех родственников, а извещал их о случившемся вестник печали – всадник на темной лошади и с плеткой в левой руке.

Умершего обязательно облачали в новые одежды и настежь открывали ворота во двор, что служило для окружающих знаком горестного события. В старину существовал обычай, называемый осетинской дорогой: пришедшие с соболезнованиями опускались на колени и именно на коленях, отбивая такт по щекам и ногам, рядами продвигались к покойнику.

Все родные умершего обязательно должны были совершить ритуал оплакивания. Женщины, громко плача и причитая, рвали на себе волосы, а мужчины, заходя в комнату к покойному, били себя плетьми по голове.

Люди же малознакомые оплакивать умершего права не имели: они лишь могли войти во двор, где, постояв минуту с опущенной головой, выражали свои соболезнования несколькими словами и традиционным жестом левой руки.

Само захоронение было принято совершать на вторые сутки или, в случае масштабных поминок, на пару дней позже. Похороны мужчин сопровождались старинными, заимствованными из скифской культуры ритуалами – посвящением коня и отрезанием косы.

Первый из них совершался «посвятителем коня»: после произнесения традиционной речи он отрезал у животного кончик уха или погребал конскую сбрую. Главным же действующим лицом второго обряда становилась жена покойного.

Когда трагическая процессия уж почти приблизилась к могиле, вдова, зайдя под гроб, три раза головой ударялась о его дно, выражая так свою преданность и изъявляя желание и на том свете принадлежать супругу. Затем она отрезала косу и с причитаниями клала ее на грудь мужу.

Важно

Еще одним похоронным осетинским обычаем было проведение в день похорон различных состязаний, например по стрельбе из винтовки или скачек. Призами же становились вещи покойного: кинжал, пояс, различные предметы одежды.

Погребальные традиции и обычаи осетин включали в себя и весьма дорогостоящие поминки, харнаг в день похорон и еще более десяти поминок в год. Для многочисленных гостей накрывали роскошные столы, в изобилии пекли пироги, резали баранов и коров.

Такой подход каждый осетин считал своей священной обязанностью, ибо древние сказания напрямую связывали угощение гостей с кормлением умерших. Считалось, что чем больше поминок, тем лучше покойному на том свете.

Поэтому если в семье один за другим умирало несколько человек, она могла практически полностью разориться.