Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Интересные факты о лезгинке

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Лезгинка — один из самых популярных танцев народов России, широко известный не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее танцуют во время семейных торжеств и на профессиональной сцене, ее ритмы покоряют и темпераментных горцев, и сдержанных англичан.

22 и 23 сентября на фестивале «Северный Кавказ: синтез мира, синтез искусств» у москвичей и гостей столицы будет возможность не только увидеть настоящую лезгинку, но и научиться ее танцевать. А пока «Культура.

РФ» рассказывает об особенностях этого танца.

Григорий Гагарин. Лезгинка. Вечер («той») у капитана русской службы Али-Султан-Бека Мехтулийского в Каха-Шура в Дагестане 24 сентября 1842 года (фрагмент). Между 1842 и 1847 годом.

Битва за москву (краткое содержание)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лезгинка — это общее название для всех быстрых кавказских танцев, которые в культуре разных народов называются по-разному. Лезгинку исполняют под музыку с ритмом в 6/8.

Обратите внимание

Ее принято танцевать во время праздников — календарных, свадеб, дней рождения — и на сцене. Историки и хореографы сходятся во мнении, что точно установить, какой кавказский народ придумал лезгинку, невозможно.

Исследователи полагают, что лезгинка восходит к древним временам, когда кавказские народы совершали обряды перед битвами и охотой — обычно ими были ритуальные танцы. А русское название «лезгинка» танец получил от слова «лезгин», которым до революции ошибочно называли все горские народы Дагестана.

Метафорическое значение лезгинки

Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». И поэтому лезгинку часто называют «танцем орла»: мужчина-танцор олицетворяет гордую хищную птицу, а его распахнутые руки символизируют орлиные крылья. В парной лезгинке девушка становится «лебедем» — метафорической добычей, которую в танце «орел» настигает.

Другая версия гласит, что корень «лек», или «лак», обозначает также тура — горного козла. Исследователи отмечают, что многие народы, например дагестанцы, считали тура своим тотемным животным, одомашнили его, часто изображали на рисунках. Танцор, поднимаясь на носки, подражает стойке тура на задних ногах, а вытянутая в сторону рука напоминает рог.

Мировая известность

Мировую любовь лезгинка завоевала в 1935 году, когда на Всемирный фестиваль народного танца отправилась команда танцоров из Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З. Палиашвили. Ансамбль произвел фурор: «Весь зал гремел от восторга.

Чопорные, сдержанные англичане забыли об этикете и изо всех сил кричали «браво», — писала газета «Вечерний Тбилиси».

Руководитель группы Владимир Хетагуров поразил публику опаснейшим танцем с кинжалами: «с двумя кинжалами в руках я облюбовал двух девушек из сидящих вокруг арены и, подлетев к ним, сразу стал на одно колено, «попугав» их кинжалами, сделав «кинжальный» номер и после сразу поднявшись с пола, вскочил на носки и начал волчком кружиться около них, а потом, подлетев к центру на носках, завертелся и, остановившись, сделал благодарственный поклон перед королевской четой». Ему и известному танцору и хореографу Илико Сухишвили были вручены особые медали во время приема-бала в честь окончания фестиваля.

Правила танца

Лезгинку могут танцевать и только мужчины, и только женщины (что бывает достаточно редко), однако самая зрелищная и самая часто исполняемая лезгинка — парная.

И когда ее танцуют двое, она становится танцем-диалогом, в котором партнеры могут только языком пластики и движений выразить свои чувства друг к другу.

При этом мужчина ни в коем случае не может касаться партнерши, даже платья: это считается проявлением неуважения и порицается. А девушка, в свою очередь, не имеет права смотреть прямо в глаза партнера.

Традиции чеченской лезгинки

Разные народы Кавказа танцуют лезгинку по-разному: с особым темпераментом, под особые мелодии и даже с разными правилами.

Например, в чеченской парной лезгинке, страстной и быстрой, начинать танец должен мужчина, а завершает его, наоборот, девушка.

И ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца.

Национальные костюмы

Традиционно лезгинку принято исполнять в национальных костюмах, но одеяния танцоров разных народов, несмотря на общий силуэт, значительно различаются. Например, мужской костюм — черкеска, бешмет, рубашка — в Чечне отличается строгими тонами, в нем не должно быть никаких орнаментов.

Чеченская черкеска доходит только до кисти рук, в отличие от осетинской и кабардинской, которая скрывает руки целиком. Женский костюм, как правило, более воздушный, в нем допустимы узоры и украшения, но по фасону он также должен быть сдержанным. В чеченском танце девушки не носят массивных головных уборов — лишь платок, который называется «чухта».

В осетинском, ингушском и других народных танцах, наоборот, высокий убор считается обязательным элементом костюма.

Танцоры-мужчины часто танцуют лезгинку с кинжалами. Эта традиция уходит корнями в глубокое прошлое: таким танцем молодые люди демонстрируют свою удаль, бесстрашие, силу воли и искусство обращаться с оружием.

Сценические танцы

Профессиональные танцевальные коллективы Северного Кавказа исполняют на сцене не только традиционную народную лезгинку, но и постановки, в которых в танце рассказывают о старинных традициях своего народа. Например, в репертуаре Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» есть воинственный танец «Под небом вайнахов».

Он основан на древнем чеченском обычае: когда две противоборствующие стороны собирались пролить кровь, в критический момент могла появиться девушка, снять с головы платок и бросить его между противниками. В этом случае конфликт прекращался на веки веков.

И если даже спустя время кто-либо из противников возвращался к вражде, он покрывал себя огромным позором.

Еще один сценический танец ансамбля «Вайнах» посвящен романтической традиции. Когда юноша хотел просить руки возлюбленной, он делал ей предложение у родника. В ответ она давала ему знак согласия: платок, золотое кольцо или цепочку. Влюбленные хотели связать судьбы именно у родника, так как считалось, что в этом случае их жизнь будет так же чиста и прекрасна, как вода в горном роднике.

Увидеть настоящую лезгинку в Москве можно будет 22 и 23 сентября: в эти дни в столице пройдет фестиваль «Северный Кавказ: синтез мира, синтез искусств». На Тверской площади будут идти выступления музыкальных и танцевальных коллективов Северного Кавказа, лекции о кавказской культуре и мастер-классы, а также дегустация блюд национальной кухни и минеральных вод.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала художественного руководителя Чеченского государственного ансамбля танца «Вайнах» Аднана Мажидова.

Лезгинка — танец большой политики — 12 Февраля 2013 — Лезгинка

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Многие уверены, что общество настороженно относится не к самому танцу, а тем, кто его исполняет. 

Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец лезгинку. Он почти в первоначальном виде сохранился среди всех кавказских народов и является отголоском древних традиций и обрядов. Лезгинку по праву можно назвать одним из главных символов Кавказа.

Однако красивый,  эмоциональный танец в какой-то момент стал раздражающим фактором в межнациональных отношениях. С недавних пор исполнение лезгинки на улицах российских городов приравнивается к нарушению общественного порядка.

Что же на самом деле представляет собой танец, вызывавший такой резонанс в обществе?

Тагир Исламов, руководитель школы лезгинки: « Лезгинка — это танец, который показывает характер и дух кавказского народа.  Лезгинка — это танец древних верований и ритуалов. Мужчина в лезгинке танцует и изображает орла, а девушка изображает лебедя.

Важно

Это две несовместимые птицы.  Я не знаю, каким образом соединение орла и лебедя возникло, но это соединение смотрится очень красиво. Мужчина показывает свой жесткий характер, четкость в движениях, а девушка показывает грациозность, красоту нежность.

 И это все в союзе смотрится очень красиво».

В традиционном быту горцев существовало несколько разновидностей этого танца.    «Лезгинка»  в старину также служила поводом знакомства юноши и девушки.   Суровые законы гор не позволяли выходить девушкам на улицу одним,  поэтому  знакомиться молодым людям приходилось посредством танца.

Тагир Исламов: «Наши люди, у них разные обычаи и традиции, которые не позволяют мужчине прикасаться к девушке. Поэтому у нас такое отношение, когда парень выходит, он показывает свое благородство, свое отношение к девушке.

Марина Аливердиева  хореограф:  «Девушка должна показать себя максимально гордой, максимально статной, максимально сдержанной, но при этом, так как это парный танец, она должна быть ведомой в танце.

Со стороны девушку оценивали как потенциальную невесту, поэтому задача девушки была показать, что она воспитанна, горда и при этом умеет держать себя в танце и соблюдать обычаи, которые хотят видеть в ней родители будущего мужа».

Кавказская лезгинка за последнее время сильно видоизменилась, о чем уже давно говорят специалисты. По их мнению, язык древнего горского танца стал более развязным и агрессивным.  Все чаще можно слышать заявления о том, уличные джигиты, исполняющие лезгинку, как некий вызов обществу,  портят представление не только  о танце, но и обо всей культуре Кавказа.

Тагир Исламов: « Те люди, которые выходят танцевать в Москве на «манежке», либо где-то в метро — это люди, которые не уважают нашу культуру, они не знают движений,  и они не умеют даже танцевать.

 И эти люди выходят, танцуют и показывают наш танец: такой красивый, такой мужественный в мужском плане, такой женственный в женском плане, показывают наоборот. Просто противно бывает на это смотреть порой. Это просто издевательство над танцем.

 Это издевательство над народом и это издевательство над нашей культурой».

Многие уверены, что общество настороженно относится не к самому танцу, а тем, кто его исполняет. Когда человек произносит «кавказская лезгинка», он имеет в виду географическую принадлежность.

 На самом деле, ее танцуют донские и терские казаки, многие народы Средней Азии  и даже таты в Израиле.

Что касается столицы, то здесь тоже немало любителей лезгинки самых разных национальностей, желающих обучиться зажигательному и эмоциональному танцу.

Татьяна Крылова: «Кавказский танец очень много для меня значит. Я столько раз видела красивые кавказские танцы.  И доблесть мужчин, которые танцуют и гордость женщин, которые танцуют.

Совет

Учиться я пришла с большим интересом и ни сколько не жалею. Хотя это может показаться странным, но этот танец очень сблизил меня с ребятами, которые здесь занимаются.   Я не вижу ни какой разницы.  И национального вопроса никакого нет.

 Я очень счастлива, что занимаюсь у Тагира».

Кирилл Куликов: «Ну, это настоящий танец характера. Мужчина проявляет себя в нем. Этим танцем я могу показать свой внутренний мир. Во время танца происходит выплеск эмоций. Мужчина показывает себя».

Танец всегда являлся своеобразным языком общения. И лезгинка в этом смысле также универсальна и доступна.  Хотелось бы надеяться, что она  все же будет оставаться символом традиций благородства горских народов

«Большой Кавказ»

Ниже приведены схожие материалы:

Танец лезгинка

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Когда на Кавказе играют свадьбы, то в округе горы «поют». Все присутствующие – от мала до велика – танцуют лезгинку. Стремительные экспрессивные движения выражают эмоциональность и жизнелюбие южного народа, и нет горца, который не владел бы этим искусством. Танец лезгинка – это горящие глаза и страстная душа.

История лезгинки берёт начало с тех времён, когда на Кавказ ещё не пришла исламская религия. Поклонявшиеся силам природы южные народы выражали своё почтение богам ритуальными танцами.

С их помощью можно было и вступить в спор, и доказать свою любовь, и даже подраться – способы выражения эмоций зачастую сводились к танцам. Лезгинка сочетает в себе многие традиционные элементы тех самых сложных телодвижений воинов, а название происходит от именования коренных народов – лезгины.

Не исключено, что у лезгинов было принято отплясывать перед ответственным сражением, чтобы разогреться. Но есть и более романтичная версия – ингуш увидел девушку неземной красоты, моментально влюбился и, выражая нахлынувшие чувства в танце, припал перед ней на колено.

Прелестница была поражена, тут же ответила ему: «Да», и лезгинка стала одним из способов ухаживания и демонстрации молодецкой удали.

Как правило, лезгинку танцуют мужчины. Для них это сродни полёту орла – яростно, быстро, размашисто.

Но если выходит женщина – что бывает крайне редко – движения становятся мягкими и плавными, как будто лебедь плывёт по водной глади. Что объединяет оба стиля – это живость и изящество южного народа.

Танец лезгинка исключает физический контакт, его предыстория – охота гордого орла на прекрасного лебедя.

Чтобы сойти за своего на кавказской свадьбе, нужно усвоить некоторые правила лезгинки. Спина должна быть не просто прямой – а такой, будто к ней привязана палка.

Обратите внимание

Представьте себя орлом – это должно отражаться и в осанке, и во взгляде, и даже в улыбке. Если танец парный, то нужно смотреть друг другу в глаза, не прерывая ни на секунду зрительный контакт.

И никаких примет скованности и скромности – вы же орёл!

Одна рука в мужском танце согнута и держится строго параллельно полу. Вторая рука вытянута – и также параллельна земле. Кисти максимально напряжены. Сгибается одна рука – разгибается другая, в это время ноги демонстрируют чудеса ритмов и узоров. Горец громко и уверенно топает, то разводя носки, то соединяя пятки, то вставая на цыпочки при согнутых коленях.

В женской лезгинке дама держит руки параллельно полу, немного поводит плечами и с изяществом вращает кистями. Ногами перебирает лишь слегка, имитируя плавные движения лебедя. На манер восточных танцев корпус слегка вращается.

Как мужчины, так и женщины, танцующие лезгинку, вращаются вокруг своей оси, двигаются по кругу под зажигательную музыку. Не столь важна хореография, сколько блеск и страсть в глазах.

Колорита танцу добавляет традиционный костюм. Мужчины красуются в черкесках – однобортных кафтанах с открытой грудью – и вахчагарах, широких штанах, сужающихся книзу. Бурка, пояс и чувяки дополняют комплект.

Женская одежда отличается скромностью и целомудрием. На широкие или узкие штаны и нижнюю рубаху надевается цельнокроеное платье, на ноги – чувяки, на голове – платок.

Чтобы танцевать лезгинку, нужно быть в первую очередь актёром.

Обратите внимание на гордые лица кавказцев во время этих порывистых движений! Кажется, достаточно просто держать взгляд – а ноги сами пустятся в пляс под ритмы традиционной музыки.

Улица Мира в ЭТНОМИРе — уникальный проект, сердце этнографического парка. Не хватит и дня, чтобы внимательно осмотреть все дома и павильоны, которые знакомят с архитектурой, культурой, традициями, ремёслами и гостеприимством разных народов мира. Это самая удивительная улица на свете.

Важно

Выставочный комплекс представит собой 15 павильонов общей протяжённостью в 1,5 километра.

Каждый из павильонов задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира: старинной Европы, загадочного Востока и самобытной Азии, жаркой Африки, солнечных Австралии и Океании и, конечно, стран Нового Света – Северной и Латинской Америки. Многое в ЭТНОМИРе уже построено, но в проектах – ещё больше. ЭТНОМИР растёт и развивается, приезжайте гулять и познавать мир вместе с нами!

Ответы@Mail.Ru: «Лезгинка» это чей танец? из какого народа произошёл?

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Ранняя этническая история лезгин тесно связана с одним из древнейших государств на территории Азербайджана — Кавказской Албанией. Античный автор Страбон (65 г до н. э. -24 г н. э. ) писал, что население Албании говорило на 26 языках. Один из них принадлежал легам — предположительно предкам настоящих лезгин, жившим на Восточном Кавказе.

А в арабских источниках IX-X веков имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане. Нашествие римлян, персов, арабов привело к распаду Албании — часть албано-лезгинских племен покинула прибрежные районы и ушла в глубь гор южных острогов Кавказа, создавая там своеобразные этнические сообщества.

С течением времени, в V-X веке в языке, быту и культуре этих общин в силу экономической и политической обособленности складывались свои особенности.

Так сформировались лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хыналыгский и удинский языки и народности, которые стали основными компонентами в процессе формирования единой лезгинской группы языков. Регион, где проживали лезгины, стали называть Лезгистаном.

Край постоянно становился объектом нашествий турков, арабов, татаро-монголов. После русских завоевательных войн на Кавказе в XIX в. и присоединения Азербайджана и всего Кавказа к России между вновь образованными Бакинской губернией и Дагестанской областью была проведена граница по реке Самур.

Проведенный в 1860 году рубеж был зафиксирован и после установления советской власти и распада СССР. Танец «Лезгинка» Сегодня в мире трудно найти человека, который бы не знал зажигательный танец «Лезгинки».

Что же такое «лезгинка»? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми — быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки» , с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле» , Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку» . Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители.

есть такой народ-лезгины. у моего мужа мама лезгинка. может от них и танец?

Лезгинский Есть такая кавказская национальность- лезгины.

Лезгинка — народный танец лезгин [1], а также собирательное название танцев кавказских горцев. Распространён по всему Кавказу. Лезгинка — танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Обычно исполняется в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

У каждой кавказской народности, как правило, — свои разновидности характерных движений используемых в лезгинке.

Знаменитый танец «лезгинка» (известен также в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури» , что означает – «лезгины (леки) танцуют», который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира. Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой) , способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.

Zabyli o Chechencah,oni tozhe otpliasyvajut lezginku

Лезгинка — разнообразные танцы народов Кавказа

вообьще танец грузинский…

Совет

Существует лезгинская национальность, соответственно танец произошел он лезгинов. Что тут не понятного?

Люди понять не могут, что лезгинка это народный танец лезгин. Многие себе присвоить хотят, но это наш национальный народный танец, иначе почему ее называют лезгинка? Думаю название танца само за себя ответила на вопрос.

Лезгинка — народный танец лезгин [1], а также собирательное название танцев кавказских горцев. Распространён по всему Кавказу. Лезгинка — танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков. Обычно исполняется в сопровождении музыкального ансамбля. Музыкальный размер танца — 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

У каждой кавказской народности, как правило, — свои разновидности характерных движений используемых в лезгинке.

Знаменитый танец «лезгинка» (известен также в Иране под названием «Лазги, лезги», в Грузии «Лекури» , что означает – «лезгины (леки) танцуют», который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ни чем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Не исключено, что в глубокой древности этот ритуальный танец исполнялся в особом костюме, украшенном перьями орла. Орлы и некоторые другие птицы по сегодняшний день считаются у лезгин священными. Их отстрел и употребление в пищу считается тягчайшим святотатством. Эти запреты, несомненно, связаны с табуизацией тотемических животных, распространенной среди многих народов мира. Общеизвестная греческая легенда о Прометее, прикованном Гефестом по приказанию Зевса к скале Кавказских гор, и об орле, склевывающим его печень, является аллегорическим описанием предками индоевропейцев чуждого им ритуального обряда погребения кавказских горцев. Прометей, которого бог неба Зевс наказал за то, что он выкрал небесный огонь и передал его людям, является, по всей вероятности, собирательным образом кавказоязычных горцев, раньше других народов овладевших тайной литья и ковки металлов. Под огнем в греческой легенде следует, конечно, понимать не костер, а особый огонь в специальной печи горцев, при помощи которого кавказоязычным кузнецам удавалось плавить и отливать металлы. Эпизод с кражей небесного огня и передачей его людям объясняется просто, если учесть, что до изобретения предками кавказских, анатолийских и балканских горцев плавильных печей только боги владели огнем (молнией, раскаленной вулканической лавой) , способным расплавить металл. Не случайно то обстоятельство, что исполнителем кары Прометею явился бог огня и кузнечного дела Гефест, функции которого несомненно указывают на его вулканическое происхождение.

Лезгинка танец не грузинский. Кавказский-да! Но не грузинский)))))))) Почему так? Это история. Вы обращали внимание на грузинский хоровод? Он похож на хоровод румын или молдован. И ещё…грузины по идее русоволосы и светлоглазы. Опять история))))

От лезгин конечно, грех такое не знать

Было бы верным и этичным назвать лезгинку танцем всех кавказцев…

проблема с названием в том, что первые исследователи Кавказа, давшие имена кавказскому в нынешней мировой и русскоязычной интерпретации и традиции, называли все подряд этнические группы кавказцев, особенно северокавказцев, по именам самых крупных групп среди них или первых известных, более-менее исследованных: татары, черкесы, лезгины и т. д., а зачастую — и вовсе туземцами.

лезгинка это именно казачий танец!

Лезгинка дорогие мои это еврейских горцев если что

Танец Лезгинка

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

17 Июнь 2015

Мало, кто будет сомневаться в том, что танец Лезгинка олицетворяет собой свободу, открытость и мир. У мужчины и женщины в этом танце своя роль, но танцевальный диалог один.

В древние времена, чтобы показать свои чувства, парни не только пели и читали стихи, но и танцевали. Лезгинка выражает страсть, любовь и благородство. Сегодня существует множество вариаций кавказкой лезгинки.

К примеру, в Дагестане лезгинку танцуют практически на всех торжествах, в частности на дне рождении, свадьбах и концертах.

Особенность танца

На Кавказе юноши устраивают уникальные соревнования по лезгинке, при этом учитываются такие нюансы танцора, как темперамент, пластичность и быстрота. Данный танец был придуман в древние времена, когда люди веровали в языческих богов и совершали свои обряды с ритуалами.

Как только танец начал распространятся за пределы Кавказа, то он привлек к себе большое количество композиторов. Кстати, лезгинка оказала большое влияние на танцевальную культуру в целом.

Обратите внимание

Ведь подобный танец сохранил в себе не только энергетику предков, но и дал возможность насладиться традиционными костюмами, украшениями и обычаями.

В Дагестане, например, танец – это элемент жизненного уклада всех местных жителей, который объединяет целые народы.

Россия и лезгинка

Кавказ не только очаровал Россию своей природой, но и привнес свою культуру, в частности танец. На данный момент во многих городах страны создаются специальные курсы лезгинки, куда приходят все, кто заинтересован культурой Кавказа. Особенно танец очень распространен в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

С каждым годом на курсы записываются дети и девушки, которые по-своему меняют этот танец. Когда танцует девушка лезгинку, то появляется некая легкость и воздушность в танце. Причем танцуют они не хуже, чем мужчины.

Практически по всей России открываются секции кавказских танцев, школы и обучающие курсы. Эти танцевальные клубы дают возможность молодежи найти себя в жизни, реализовать свои мечты, а так же способ занять детей.

Обычно в таких заведениях не только танцуют, но и проводят различные конкурсы, соревнования и мастер-классы. Примечательно, в школе кавказских танцев все друг с другом общаются и делятся впечатлениями, не обращая внимания на национальность, социальный статус и народную принадлежность.

Можно сделать вывод о том, что лезгинка выполняет одну из важнейших социальных функций в России.

Молодежь выбирает лезгинку из-за того, что там можно показать свою мужественность и женственность, ярко демонстрируя это через танец. Зажигательная лезгинка существует не один десяток лет, за это время танец вобрал в себя все самое лучшее, что есть на Кавказе. Поэтому молодые люди желают узнать секреты этого волшебного танцевального обряда.

Лезгинка — танец горских воинов

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Танец лезгинка является своеобразной визитной карточкой Кавказа. Он отражает темперамент, мировоззрение горских народов.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Символика кавказского танца

В танце символически представлен образ орла и лебедя. В роли орла выступает мужчина — стремительный и энергичный. Роль лебедя берет на себя девушка — плавная и гибкая. Мужчина широко расставляет руки подобно крыльям орла и пикирует над девушкой, в своей грации и стати, напоминающей лебедя.

Она мягко следует за энергичным партнером по танцу, который, то убыстряется, то замедляется. Если в танце участвует одна девушка и несколько мужчин, то последние как бы соревнуются между собой в быстроте движений, акробатичности, сноровке. В танце запрещено прикасаться к девушке.

Даже случайно прикосновение может быть воспринято как оскорбление.

Техники исполнения лезгинки

Существует несколько вариантов исполнения лезгинки: одиночная мужская, одиночная женская и парная. Одиночная мужская лезгинка исполняется на свадьбе или перед охотой, боем. Она поднимает боевой дух и активизирует.

Реже исполняет одиночная женская лезгинка. В ней плавно плывет девушка-лебедь, скромно потупив взгляд. Парная лезгинка широко распространена.

Мифологические предпосылки лезгинки

Истоки данного танцы уходят в ритуальные племенные танцы. Здесь прослеживается связь с тотемными ритуалами и ритуалами охоты. Слово «лезгин» считается производным от слова «лекь», что значит орёл. Практически все кавказские народы считают его тотемным. Танец охотника символически изображает орла бросающегося на добычу — лебедя.

Асланбий — карачаево-балкарский аналог лезгики

Другим семантически похожим танцем является карачаево-балкарский круговой танец Асланбий. Он также распространен на Кавказе. Название танца переводиться как царь зверей. В нем исполнители уподобляются льву, выжидающему жертву, потом плавно и постепенно переходящему к наступательным действиям.

Вместо льва может быть образ молодого охотника-юноши. Эволюция танца добавила второе действующее лицо — девушку, которая изображает беззащитного оленя. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж.

Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда.

Что за танец лезгинка

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

«Хочешь понять кавказца — научись танцевать лезгинку» — есть такая пословица. Этот танец объединил более сотни кавказских народов. Зажигательный, пламенный, задорный — он никого не оставляет равнодушным.

Содержание статьи

  • Прекрасный танец
  • Объединяющая лезгинка
  • Техника исполнения
  • Мужчина и женщина

Лезгинка – старинный народный танец кавказских народов. Трудно сегодня сказать, где она зародилась, это первенство оспаривают многие. Лезгинка – единственный в своем роде танец.

Грациозный, с очень четкими и резкими движениями, демонстрирующий силу, красоту и гордость танцующего.Есть легенда, что что лезгинку танцевали древние кавказские воины перед боем – обладая особой энергетикой, танец поднимал дух, даруя смелость и мужество. Прообразом лезгинки являются древние ритуальные танцы.

Она вобрала в себя все лучшее, что только есть в танцах Кавказа. Она завораживает, притягивает к себе заводным ритмом так, что ноги сами просятся в пляс, и все тело начинает двигаться в такт стремительной мелодии. Лезгинка не оставит равнодушным никого.

Лезгинку танцуют свыше 100 народов (карачаевцы, балкарцы, аварцы, лезгины, черкесы, адыги, грузины, армяне, азербайджанцы и др). Каждому из них присущи свои характерные движения, но есть такие, что исполняются у всех одинаково. Язык танца у всех один. Здесь лезгинка выступает в качестве культурного «мостика» между народами.

Кавказцы могут в любом месте встать в большой круг и начать танцевать лезгинку. Им не нужно объяснять друг другу что-то – ритм сделает это сам.

Важно

Мелодия лезгинки динамичная, четкая. Темп отличается быстротой. Музыкальный размер – 6/8. Осанка очень важна: мужчина держится чрезвычайно прямо, натянут, словно струна. Грудь немного выпячена вперед. Почти весь танец проходит на носочках. Движения отрывистые, резкие.

Во всем теле красота, грация и в то же время мужественность и сила. Руки раскинуты, как крылья орла, а ноги совершают десятки движений за минуту.

Лезгинка – это преимущественно мужской танец, ведь он демонстрирует сугубо мужские качества – мужество, силу, воинственность.

Женщина, танцующая лезгинку на широкой публике, не должна повторять движения своего партнера, делая резкие выпады – это неприлично. Она должна быть женственной.

Выпрямленная спина, приподнятый подборок, улыбка, плавные взмахи рук, грациозные шаги – так танцует лезгинку девушка.

Другое дело – тесный дружеский круг, где можно полностью отдаться танцу. Женщины отплясывают с удовольствием, вкладываю всю свою душу и страсть. Да и как по-другому? Ведь лезгинка – танец заводной, зажигательный, любимый всеми народами. Перед ним невозможно устоять.

Распечатать

Что за танец лезгинка

Лезгинка. Яркая душа Дагестана |

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Народы Кавказа с древних времен славятся своей музыкальностью и богатой танцевальной культурой. Именно в танце они выражают свой темперамент и чувства, рассказывают истории, передают из поколения в поколение традиции. Эти традиции бережно сохраняет и развивает , который по праву является визитной карточкой Дагестана, ставший у себя на родине легендарным.

НАШ КОЛЛЕКТИВ — САМЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ В РОССИИ. ДА И ВО ВСЕМ МИРЕ ТАКОЙ ВРЯД ЛИ НАЙДЕТСЯ.

//

Генеральный директор , заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина 

Джамбулат Магомедов, рассказал о танце, объединяющем людей, о том, как легендарный коллектив сберегает культуру дагестанского народа, воспитывает молодое поколение и помогает сохранять мир.

— Лезгинка – это танец, который, наверняка, может гордиться великой историей, ведь его танцуют испокон веков. Расскажите, пожалуйста, о нем.

ЛЕЗГИНКА – ЭТО НЕ АГРЕССИЯ, А ЭКСПРЕССИЯ, ЗАЖИГАТЕЛЬНОСТЬ, ГРАЦИОЗНОСТЬ.

— Еще Дюма писал, что на Восток его привело огромное желание увидеть то, как местные жители танцуют. Известно, что родина лезгинки – это Дагестан. Хотя, ее танцует весь Кавказ. Как возник танец, сегодня точно сказать никто не может. Но в том, что у него – тысячелетняя история, можно не сомневаться.

Он сумел вобрать в себя ведь дух нашего народа. Лезгинка – это не агрессия, а экспрессия, зажигательность, грациозность. В этом танце каждое движение рук что-то обозначает. Кстати, вы никогда не увидите в лезгинке, чтобы девушка и парень дотрагивались друг до друга.

Они передают всю палитру чувств с помощью языка тела.

Увы, сейчас нам активно навязывают западную культуру, которая, часто и откровенно пропагандирует вульгарность, пошлость. Поэтому мы должны особенно бережно относиться к нашему культурному наследию, к тем, кто работает ради его сохранения. К счастью, у нас есть , , «Березка», «Кабардинка», и многие другие великолепные коллективы, которые сохраняют «лицо» нашей страны.

— Джамбулат Мусаевич, как давно Вы возглавляете этот уникальный коллектив?

ЭТОТ АНСАМБЛЬ ЗНАЕТ ВЕСЬ МИР, ЕМУ РУКОПЛЕЩУТ МИЛЛИОНЫ ПОКЛОННИКОВ.

— Уже более четверти века. А пригласил меня в «Лезгинку» Иосиф Самуилович Матаев, который на тот момент был ее художественным руководителем. Познакомились мы на борту самолета: я летел в Москву на вручение диплома кандидата экономических наук, а он — чтобы решить, стоявшие на тот момент, острые проблемы «Лезгинки».

Совет

Долго разговаривали, обменялись телефонами. Когда вернулся домой, узнал, что Иосиф Самуилович уже приходил к моим родителям и попросил их уговорить меня возглавить коллектив. Они у меня люди творческие: мама Фазу Алиева – национальная поэтесса, отец Мусса Магомедов – известный писатель.

А потому искренне обрадовались, что моя судьба может повернуться именно таким образом. После некоторых раздумий и сомнений я согласился. Еще до прихода на должность я, как многие, наверно, наивно полагал, что «Лезгинка» – это вечный праздник, поездки по миру, богемная звездная жизнь.

Оказалось все иначе: у коллектива не было нормальной репетиционной базы, танцоры ютились на каком-то складе, латали дыры на костюмах… скотчем. Мне стало так обидно за лезгинку, за легендарный коллектив, который в 1958 году создал народный артист Танхо Селимович Израилов.

«Как же так? Этот ансамбль знает весь мир, ему рукоплещут миллионы поклонников, а сами артисты существуют в ужасных условиях!», — подумал я и решил действовать.

— С чего Вы начали свою работу в этом коллективе?

— Первое, что я сделал — создал программу развития ансамбля из десяти этапов, с которой обратился непосредственно к самому председателю Правительства республики. Он меня выслушал и пообещал поддержку при условии, что я сам не остановлюсь на полпути. Коллективу я сказал: «С меня — лучшие условия, с вас – железная дисциплина!». Все согласились и принялись за дело.

Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО НАШ КОЛЛЕКТИВ — САМЫЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ В РОССИИ. ДА И ВО ВСЕМ МИРЕ ТАКОЙ ВРЯД ЛИ НАЙДЕТСЯ.

Сегодня мы работаем в совершенно иных условиях. Если раньше мы буквально ходили и уговаривали молодых юношей и девушек прийти к нам, то сегодня на одно-два места — 60-70 желающих! 20 лет назад средний возраст артиста «Лезгинки» был 36 лет, сегодня – 24.

Я горжусь тем, что наш коллектив — самый интернациональный в России. Да и во всем мире такой вряд ли найдется. В «Лезгинке» работают и украинцы, и цыгане, и грузины, и азербайджанцы, и армяне, и представители всех народностей Дагестана. Мы — одна дружная семья.

— Ваших танцоров не пытаются переманивать в другие коллективы?

— Наши ребята – универсалы, а потому очень востребованы. Их зовут и в российские ансамбли, и за границу. Например, приглашали в Испанию танцевать фламенко. Но в большинстве своем они сохраняют верность народному танцу и родному коллективу.

— Молодежь интересуется этими традициями?

— К сожалению, все меньше. Поэтому мы стараемся сделать наш танец интересным для нее, пытаемся привлечь их в эту культуру. Нам приходится конкурировать с турецкой, американской поп-музыкой, которая «захватила» Кавказ.

Мы объясняем молодежи о том, что лезгинка – это танец, который должен блистать на сценах ведущих концертных залов, но никак не в грязных подземных переходах, что не должен настоящий дагестанец вести себя неподобающим образом за пределами республики.

«ЛЕЗГИНКА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ НОСИТЕЛЕЙ ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ И БОГАТОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ» // Владимир Путин

— Лезгинка – почетный гость самых масштабных мероприятий страны и мира!

— Это действительно так. По личному приглашению Владимира Путина, мы выступали на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи, где дали больше всего концертов, за что были награждены медалью Олимпийского Сочи.

В рамках проведения Национального дня России на Всемирной универсальной выставке «EXPO-2015» в Италии, г.Милан, ансамбль удостоился чести представлять Россию, в числе лучших коллективов нашей страны.

«Лезгинка является одним из самых ярких носителей великой истории и богатой многонациональной культуры России», так, о нашем коллективе говорит Владимир Путин. Это очень мудрые слова, которые точно отражают суть нашего танца.

— Дагестан – многонациональная республика, наверняка, и лезгинка у каждого народа своя, оригинальная?

— Да, в многообразии оттенков заключается еще одна уникальность этого танца. Каждая народность Дагестана привносит в танец что-то оригинальное.

Например, в одном из сел народа аварцев в танце используют канаты.

Этот атрибут появился потому, что он с древних времен был неотъемлемой частью их быта: люди в горах, где часты обвалы, вынуждены были добираться в соседние селения через пропасти с помощью канатов.

ДАСТ БОГ ЗДОРОВЬЯ, МЫ ЕЩЕ МНОГОЕ УЗНАЕМ О ЛЕЗГИНКЕ И РАССКАЖЕМ ОБ ЭТОМ ВСЕМУ МИРУ!Обратите внимание

Вообще, лезгинка скрывает еще много интересного. Иногда мы оказываемся в гостях у 90-летнего джигита, в далеком селении, который достает из сундука такие костюмы, которых мы в жизни не встречали. Даст Бог здоровья, мы еще многое узнаем о лезгинке и расскажем об этом всему миру!

— Дагестан – это родина многих известных творческих и общественных деятелей: Расул Гамзатов, ваша мама Фазу Алиева… Что, по Вашему, мнению, эти имена, сегодня значат для республики, для ее народа?

— Символ мира, порядка, совести. В свое время они своими пророческими словами останавливали войны, ограждали детей от дурного влияния, буквально спасали души миллионов людей.

Помню, когда в Чечне началась война, моя мама стала первой женщиной, которая села за стол переговоров с боевиками. Сейчас, несмотря на болезнь и возраст она делает все, чтобы Россия была сплоченной.

В память о Расуле Гамзатове установлены памятники, его стихи преподают в школах. Если мы забудем об этих людях, то потеряем самих себя и свою страну.

Виктория Молчанова: Танец объединяет народы!

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Именно в танце лучше всего раскрывается душа народа: его темперамент, нрав, представления о красоте. Для того чтобы танцевать грузинский танец, надо родиться грузином, испокон веков говорят грузины. Точнее, говорили до тех пор, пока не увидели красоту и пластику грузинского танца в исполнении бишкекчанки, русской девушки, Виктории Молчановой.

— Виктория, вы стали победительницей на Международной Танцевальной Олимпиаде в городе Тбилиси. Каково это, будучи русской девушкой, представлять Кыргызстан в далекой Грузии. Не страшно было брать на себя такую ответственность?

— Я вызвала недоумение как у организаторов, так и у участников. Сама из Кыргызстана, русская и с грузинским танцем в Грузию… Но мне очень интересно оценить свои силы в такой атмосфере.

Одно дело, танцевать здесь, в Кыргызстане, или, как в прошлом году в Москве, и победить. Взять первое место в Грузии с «Лазури», который я готовила для этой поездки, не было задачей номер один.

Хотелось набраться опыта, посмотреть на других, ведь туда съехались танцоры со всего мира. В конечном итоге все сложилось очень хорошо. До слез не хотелось уезжать.

— А если бы предложили остаться?

— Предлагали. Дело было как раз перед Пасхой. В Грузии ее празднуют с большим размахом. Была хорошая возможность принять участие, танцевать самой, посмотреть выступления других, изучить культуру. Но я прилетела с обратным билетом и поэтому старалась успеть как можно больше за те две недели, что были в моем распоряжении.

— Что было интереснее всего?

— В Грузии у меня был довольно плотный график тренировок. Мои преподаватели менялись через день, и это было очень хорошо и интересно. Ведь у каждого свое видение, своя манера.

Там, в Грузии, больше всего меня поразило отсутствие хореографов – девушек.

Сложилось так, что моими преподавателями стали только парни, мужчины, даже дедушки… Но, надо сказать, то, как они подавали женские партии, это просто не передать словами, такая пластика рук, тела, движений…

— Самый популярный из кавказских танцев «Лезгинка». Ее знают, пожалуй, во всем мире, а какой ближе всего Виктории Молчановой?

— Мои занятия танцами начались именно с лезгинки. Ее вариации есть у каждого из народов Кавказа. Ритм не оставляет равнодушным практически никого. Но почему-то девушки и парни, танцуя лезгинку, сейчас выполняют одинаковые движения, при этом и те, и другие довольно часто делают все довольно неловко.

Но на самом деле это очень красивый танец, и каждое движение в нем имеет свое особенное значение, как и во всех народных танцах. Если говорить, например, об этом танце в паре между девушкой и парнем, то это словно беседа, во время которой они смогут узнать друг друга без слов.

При этом юноша ведет себя, как гордый орел, парящий в небе, а девушка должна быть грациозной и плыть, словно лебедь, в холодном горном озере. Так каждый танец имеет свое особое значение в народной культуре, и, пожалуй, не хватит жизни, чтобы до конца постичь все тонкости хотя бы одного из них.

Нюансы есть во всем, из чего складывается танец: в движениях, в их значении, в музыке, в костюмах. На данном этапе моей танцевальной жизни мне ближе всего народные танцы Грузии.

— Вы танцуете, преподаете, создаете костюмы, ставите танцы на свои выступления. У вас все всегда получается легко?

— Когда я только начинала заниматься, казалось, что все просто! Теперь, когда возникает необходимость посмотреть первые записи моих выступлений, хочется просто закрыть лицо руками.

Важно

Чем больше узнаешь, тем больше хочется учиться, тем больше осознаешь ответственность и тем сложнее становится.

Хочется, чтобы каждый танец стал совершенным, а для этого надо довести до совершенства тысячи деталей и нюансов.

Каждый народный танец – это история того или иного народа. Но у каждого народа свой собственный язык танца, свои собственные особенности. Постичь искусство народного танца дано не каждому.

Виктория Молчанова — одна из тех редких людей, которые обладают колоссальным трудолюбием и искренним желанием посредством этого искусства донести до зрителя глубокую мудрость, героизм и веру в счастливое будущее, присущие каждому хорошему человеку вне зависимости от национальности.

Поделится в

Лезгинка – самый древний и красивый кавказский танец

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

Народы, населяющие Кавказ, объединяет много общих традиций и обычаев, но самую большую известность и популярность многонациональному Кавказу принес танец «лезгинка». Зажигательный и красивый танец стал настоящим символом культуры кавказских народов. Под разными названиями он существует у кабардинцев, осетин, абхазов, дагестанцев, чеченцев, грузин и множества других кавказских народов.

В этом танце, соединившем легенды и обычаи, народную музыку и театр, прикладное искусство, воплотился настоящий горский характер, с его свободолюбивостью, непреклонностью и благородством. Конкретно и однозначно ответить на вопрос, когда именно появился танец, названный «лезгинкой», никто ответить не может.

В основе танца, который популярен и любим уже не один десяток лет, лежат древнейшие ритуальные танцы народов Кавказа. Являясь демонстрацией благородства и смелости, одновременно танцующие показывают умение двигаться грациозно и четко.

Некоторые исследователи считают, что мужчины перед боевым сражением, отплясывали ритуальный танец, лезгинка. Поэтому и считается этот танец мужским, когда основную партию исполняют мужчины.

Однако девушки также оценили грациозную красоту старинного танца и не стесняются принимать участие в этом зажигательном танце.

По другой версии, еще в древние времена несколько тысяч лет тому назад, ингушский парень, захваченный необычайной красотой девушки, бросился перед ней на колени. При этом звучала музыка, и охваченный страстью юноша закрутился в танце, время от времени становясь на колени.

С этого началось победное шествие танца, выражающего любовь и уважение. Еще одна легенда, распространенная в Дагестане, говорит, что основой танца является древняя легенда об орле и лебеде.

Совет

Символизирующий орла мужчина чередует в танце темп от медленного в образе парящего в воздухе орла, до стремительного, как бы пикирующего орла к земле, раскинув руки как крылья.

Четких определений, в каких именно случаях исполняют лезгинку, нет. Ее танцуют для души, в каком-либо знаменательном случае. Исполняют танец с минимум инструментов, обходясь иногда только барабанами, но обязательно он должен сопровождаться ритмичными хлопками в ладоши.

Современный танец «лезгинка» стал настоящим воплощением любви, дружбы, счастья. Удивление и неприятие основной массы россиян вызвало решение местных властей Ростова-на-Дону о запрете исполнять народные кавказские танцы в 2012 году.

Причиной назвали гибель русского студента Максима Сычева от рук кавказцев.

История танца «ЛЕЗГИНКА»

Как танец лезгинка может сблизить народы россии?

У каждого народа на земле есть свой язык, духовная и материальная культура, история, свои национальные священные символы и этническое самосознание. Естественно, в ходе исторического развития культура любого народа, взаимодействуя с соседними, претерпевают определенные изменения.

Существенной частью национальной культуры является фольклор народа, который вмещает в себя почти всю его духовную культуру. Природа не обделила и лезгин в части духовной культуры.

До наших дней дошло более 300 народных танцевальных и песенных мелодий, текстов народных песен, сотни сказок и легенд, тысячи поговорок и пословиц, героические песни «БалкIандаллаз синел къугъвай руш» («Всадница, гарцевавшая на скале»), «Къванцин гада» («Каменный мальчик»), «ЧIулав кьил» («Черная голова»), эпос «Шарр-Вили, которому около 3-х тысяч лет и многое другое. Мышление и мировоззрение народа, его культурно-исторические традиции прекрасно сохранились в одежде и в удивительно разнообразной и богатейшей на Кавказе кухне лезгин. Лезгинский язык сохранил обширную отраслевую лексику, свидетельствующую о разнообразной деятельности лезгин в разные исторические периоды.

Этимология слова лезгин исходит к слову лекь (орел, печень). Орел был тотемным знаком у лезгин. Орел считался ангелом, который относил душу умершего на небеса. Покойника вывешивали на дереве и наблюдали, когда же прилетит ангел за его душой.

Орел прилетал и клевал печень покойника (вспомним миф о Прометее, прикованном к Кавказским горам, к которому прилетал орел и клевал его печень!) Если орел прилетал быстро, то это считалось хорошим знаком, что Ра (Солнце) приняло душу покойника. Если орел вовсе не прилетал, то считали, что в жизни человеком был совершен большой грех.

В лезгинской мифологии солнце (Ра) часто прямо ассоциируется с золотым орлом. Поэтому «орел» и «печень» у лезгин обозначают одним и тем же словом «лекь». Это название перешло и на этнос. В дальнейшем из-за невозможности адекватного отображения слова ЛЕКЬ другим письмом, в частности — арабским, где нет звуков «Е» и «Кь», ЛЕКЬ превратился в ЛАК.

А далее посредством суффикса места «З» и иранского «стан» («место») ЛАК превратился в ЛАКЗ и ЛАКЗИСТАН, что дало народу название лакзан-лакзин-лезгин.

У многих народов есть свои ритуальные танцы. Были и есть они и у лезгин: танец охотников, танец чабана, «арасар», «женги» — боевые танцы и мн.др. Танец «Лезгинка» сохранил отголоски далеких времен — языческих верований и обрядов.

Обратите внимание

Весь танец в различных его постановках и исполнениях в основе своей представлял особый ритуал перед охотой или перед боем. Облаченные в одежду с перьями орлов юноши имитировали движения орлов преследующих добычу и загоняющих ее в западню. Затем орел бросается на добычу и забирает ее.

В роли добычи (куропатка, горлица, голубка, соколиха) выступали девушки. Так и родился «лекьерин кьуьл»- танец орлов. Со временем танец превратился в своеобразное соревнование юношей в джигитовке и смелости (бросание ножей), в изяществе и грациозности, быстроте и ловкости.

Гордо раскинув руки-крылья и встав на пальцы, джигит-орел, словно в полете, описывает плавные круги вокруг девушки-горлицы, а затем ускоряет движения, чтобы окончательно завладеть добычей.

Таким образом, юноши показывали свою удаль и темперамент перед девушкой, чтобы она обратила внимание только на него, чтобы она из многих «орлов» выбрала именно его. И девушка своим изящным и плавным танцем-полетом выказывала свое особое отношение к избраннику и выбирала самого смелого, самого ловкого джигита для улучшения потомства «орлов».

Смелый, искрометный, удалой танец понравился всем и быстро распространился у всех соседних народов. Грузины назвали его «лекIури», иранцы — «лазги», дагестанские народы — «лезгинка». Под таким названием танец и распространился по всему миру и известен во всех дальних уголках планеты.

Сами лезгины не называют его лезгинкой, ибо это и так понятно, чей танец. У лезгин существуют много модификаций этого танца: «Хкадардай кьуьл» («Прыгающий, скачущий танец»),  «Зарб кьуьл» («Быстрый танец»), «Авара кавха» («Обнищавший староста») и др.

О «быстром» народном танце упоминается в песнях и сказках лезгин. Согласно одной легенде, такой танец исполняла девушка, когда услышала муштулух (благую весть), что ее братья победили врага и возвращаются домой.

Такой танец танцевала всадница на скале из героической песни «Всадница, гарцевавшая на скале». Искрометную «Лезгинку» танцевал и герой одноименного эпоса Шарвили.

Важно

Враги подсыпали под его ноги горох, чтобы одолеть его, когда, поскользнувшись на горохе, он упадет…

«Сегодня танец на лезгинских свадьбах, праздниках исполняются множество песенных и танцевальных мелодий. Но особой популярностью и любовью у молодежи пользуются «быстрые» танцы. На таких мероприятиях юноши и девушки приглядываются друг к другу, знакомятся.

Юноша взглядом и вежливым жестом руки приглашает понравившуюся девушку на танец. Молодые объяснятся в своих чувствах языком танца. Когда девушка завершает танец и собирается уходить, то юноша, как бы преграждает ей путь. И девушка сама выбирает: продолжить танец или уходить.

 Если девушка решила больше не танцевать и уходить, то юноша, приложив правую ладонь к сердцу и чуть кланяясь, благодарит девушку за танец. В лезгинском танце есть своеобразное табу: юноша, как бы близко не подходил к девушке во время танца, даже платья ее не должен касаться.

Это считается большим оскорблением и вызовом мужчинам из рода девушки. И такие оскорбления зачастую завершались кровопролитием и кровной местью.

В период завоевания Лезгистана арабами песни и танцы были в запрете, хотя их и исполняли. В советский период песенно-танцевальная культура народов приобрела новое развитие.

В свете часто муссируемых в прессе и в Интернет-сети споров о происхождении танца «Лезгинка», о ее принадлежности какому-то народу, хочется сказать, что лезгинский народный танец сегодня стал танцем народов всего Кавказа и даже за его пределами.

Конечно же, лезгинка видоизменилась, окультурилась. Многие народы Кавказа вносят в нее свои традиционные элементы, свой национальный колорит, свои новшества.

Сегодня «Лезгинка» превратилась в танец дружбы народов, и в лице одноименного ансамбля — она визитная карточка культуры и искусства Республики Дагестан.

Совет

А еще лучше, чем спорить о танце, лучше им овладеть! Танцуй лучше всех, — и он твой навсегда!

Фейзудин Нагиев,
доктор филологических наук

Танец »ЛЕЗГИНКА» история

 Ансамбль СУВАР. Лезгинка

Actionteaser.ru — тизерная реклама06.06.2018 Admin