Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

Содержание

Минфин раскрыл подробности новой системы страхования жилья

Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

На этой неделе Государственная дума может рассмотреть во втором ключевом чтении поправки о новой системе страхования жилья.

Будет ли оно добровольным или обязательным? На что в случае чрезвычайной ситуации смогут рассчитывать граждане, которые захотят подключиться к программе, и те, кто откажется? Об этом в интервью «Российской газете» рассказала заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева.

В интернете новые инициативы по страхованию жилья от чрезвычайных ситуаций уже прозвали жилищным ОСАГО. Все-таки, каким будет страхование: обязательным или добровольным?

Вера Балакирева: Страхование жилья в рамках новой системы будет добровольным для граждан, они могут участвовать в ней по собственной воле. Мы надеемся, что предлагаемый формат окажется востребованным, поскольку будет доступнее по цене, чем заключение коммерческого договора страхования со страховщиком.

Таксистов могут обязать страховать ответственность перед пассажирами

Законопроект, который сейчас находится в Госдуме и готовится ко второму чтению, обеспечивает принципиально новый подход к возмещению ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций.

Сейчас для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций используются в основном ресурсы бюджетной системы.

Если законопроект будет принят, для более полного возмещения ущерба гражданам будет задействовано три источника: федеральный и региональный бюджеты, а также средства страховых организаций — для них предлагается установить минимальный объем обязательств, по которым они будут нести ответственность при наступлении страхового случая. Эта конструкция позволит гарантировать людям, чье жилье было застраховано и пострадало от чрезвычайной ситуации, достаточно высокий уровень возмещения ущерба.

Как предлагается выстроить новую систему страхования жилья?

Вера Балакирева: Для объединения бюджетных средств и страховых выплат по договорам страхования жилых помещений для наиболее полного возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан, распределения объема ответственности между страховщиком и государством в возмещении ущерба, организации взаимодействия участников при ликвидации ЧС, законопроект предоставляет субъектам право принимать региональные программы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования. Подобная программа уже много лет работает в Москве.

Какие риски будет покрывать страховка в рамках региональных программ?

Вера Балакирева: Наряду с риском утраты жилья такие программы могут предусматривать риск повреждения жилого помещения от возгорания, взрыва газа, противоправных действий третьих лиц, аварий систем водоснабжения и канализации.

Предполагается, что риск ЧС всегда будет включен в программу. Критерии признания ситуации чрезвычайной определены в постановлении правительства. (Постановление от 21.05.

2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». — Прим. ред.).

На что в случае ЧС смогут рассчитывать граждане, застраховавшие жилье, и те, кто решил не участвовать в региональной программе страхования?

Вера Балакирева: Гражданам, заключившим договор страхования в соответствии с программой, гарантируется возмещение ущерба, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в регионе, утверждаемой Минстроем, и общей площади жилого помещения.

Если у региона есть возможность предоставить взамен утраченного равноценное жилье, гражданин может выразить свое желание о возмещении ущерба в натуральной форме — получить новое жилье и отказаться от своих прав на страховую выплату от страховщика в пользу региона.

Гражданин, у которого имеется договор страхования жилого помещения, заключенный со страховщиком, как на коммерческих условиях, так и в рамках региональной программы, сможет рассчитывать на страховое возмещение и финансовую помощь государства, оказываемую по решению субъекта. Таким образом, граждане, вовлеченные в страхование, получат помощь в большем объеме, нежели те, у кого жилье не было застраховано.

Госдума приняла закон о повышении требований к капиталу страховщиков

Если жилье не было застраховано, рассчитывать можно будет только на решение региональных властей об оказании финансовой помощи в возмещении ущерба.

Жилье в собственность не дадут никому?

Вера Балакирева: Законопроект не содержит положений, ограничивающих права граждан, в том числе на получение в собственность жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации.

Граждане, участвующие в программе и заключившие договор страхования, смогут рассчитывать на получение возмещения ущерба в денежной форме за счет средств бюджетной системы и выплат от страховщиков.

Это должно позволить им приобрести жилье в регионе по месту проживания в собственность, либо получить жилое помещение взамен утраченного, отказавшись в пользу бюджета региона от выплаты страховщика — в собственность или социальный найм, в зависимости от того, на каком основании гражданин владел жильем до момент его утраты в результате чрезвычайной ситуации. Люди, чье жилье не было застраховано, могут рассчитывать на получение денежной компенсации или жилых помещений взамен утраченных, исходя из расчетов по социальным нормам.

Граждане, застраховавшие жилье, получат помощь в большем объеме, нежели те, кто этого не сделал

Для отдельных категорий граждан сохраняются права на получение субсидии на приобретение жилья и жилищного сертификата. Ограничений, связанных с возможностями граждан улучшить свои жилищные условия, законопроектом не вводится.

Вы озвучивали примерную стоимость страховки по региональной программе — одна тысяча рублей в год. Это в среднем?

Вера Балакирева: Методика определения страхового тарифа в части минимального объема обязательств страховщиков устанавливается Банком России, поэтому стоимость страхования в этой части не будет иметь существенных различий по стране.

По дополнительным рискам, включенным в программу, стоимость страхования будет отличаться в зависимости от частоты наступления таких рисков в регионе, состояния и стоимости жилого фонда, финансовых возможностей региона в соответствии с долей его участия в программе.

Однако граждане, учитывая участие государства в возмещении ущерба, будут оплачивать только ту часть в договоре страхования, которая будет приходиться в программе на объем обязательств страховщиков.

Как минфин относится к предложению некоторых экспертов субсидировать малоимущим страхование жилья из бюджета?

Вера Балакирева: Программы могут предусматривать такую возможность с учетом финансовых возможностей региона.

Будет ли страховаться аварийное жилье в рамках региональных программ?

Вера Балакирева: В России принята и реализуется программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Полагаем, что в запланированные сроки поставленные в ней цели будут достигнуты. Жилье, пригодное для проживания, в котором граждане проживают на законных основаниях, может быть застраховано в рамках программы.

Как будет решаться проблема страхования жилья в опасных районах? Страховщики не хотят там работать.

Вера Балакирева: Со страховщиками достигнуты договоренности об их участии в программах страхования жилья во всех регионах. Для распределения рисков, подлежащих страхованию, и поддержания финансовой устойчивости страховщиков законопроектом вводится система перестрахования соответствующих рисков в Национальной перестраховочной компании.

Повышению оперативности в работе по ликвидации последствий ЧС, принятию необходимых решений по восстановлению поврежденных жилых помещений, выплате финансовой помощи пострадавшим, в том числе в опасных районах, будет способствовать создание информационной системы по страхованию жилых помещений.

В рамках этой системы будет осуществляться координация и информационное взаимодействие всех участников программы.

Также предполагается утверждение методики определения размера подлежащего возмещению ущерба правительством России, с помощью которой страховщики и регионы смогут более точно оценивать свои риски, размер возможного ущерба в опасных районах и прогнозировать объем предполагаемых выплат.

Сколько регионов готовы участвовать в программе?

Вера Балакирева: Законопроект о страховании жилья обсуждался неоднократно в течение ряда лет, мы дважды запрашивали у регионов информацию о востребованности таких программ. Заинтересованность регионов в разработке программ и создании системы страхования растет.

А что с теми регионами, которые не проявляют заинтересованности?

Вера Балакирева: Мы не ставим цели запустить программы страхования жилья сразу во всех регионах. По мере получения положительных результатов в плане оптимизации средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций для субъектов и оперативного возмещения ущерба гражданам в связи с утратой и повреждением жилья количество разрабатываемых программ будет увеличиваться.

Минфин рассчитывает, что законопроект будет принят до ухода депутатов на летние каникулы. Значит, все разногласия по нему сняты?

Вера Балакирева: Чем больше инициатива обсуждается в прессе и на разных площадках, тем больше мнений высказывают эксперты. Зачастую разногласия связаны с непониманием механизмов реализации программ. Концепция законопроекта поддержана всеми заинтересованными сторонами. Нам бы очень хотелось, чтобы законопроект был принят.

У нас наработаны подходы к механизму его реализации, имеется представление, с чего можно начать на первых этапах и как организовать всю работу. Законопроект предусматривает переходный период — год.

За это время в регионах будет обеспечена методологическая поддержка, разработаны программы и спрогнозированы средства, необходимые для их реализации.

Как получить жилье людям, пострадавшим из-за ЧС

Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

Стихийные бедствия, к сожалению, предсказать крайне сложно и уж тем более невозможно полностью застраховаться от них, ведь стихия ударяет неожиданно и может иметь крайне разрушительные последствия. Если в результате чрезвычайных обстоятельств люди потеряли свое жилье, на что они могут рассчитывать и как должны действовать, чтобы получить новое жилье?

Закон против стихии

Россияне, жилье которых было разрушено в результате чрезвычайных обстоятельств или стихийного бедствия, имеют право на получение нового жилья на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Средства для компенсации ущерба пострадавшим собственникам выделяются из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Гражданам, потерявшим жилье в результате стихийного бедствия, выдаются жилищные сертификаты на получение нового жилья взамен утраченного.

Далее по списку

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, где случилось стихийное бедствие, а именно правительства (администрации) данного субъекта – составляют списки пострадавших собственников для выдачи им жилищных сертификатов.

Пострадавшие могут обратиться также в межведомственную комиссию, которая создается в пострадавшем регионе для ликвидации последствий крупных стихийных бедствий. В нее входят представители администрации субъекта, МЧС РФ, МВД РФ и т.д. В задачи комиссии, кроме всего прочего, входит разъяснение и оказание содействия при обращении граждан за получением социальных выплат, компенсаций и т.п.

Для включения в списки на получение жилищного сертификата пострадавшие должны представить в правительство (администрацию) субъекта РФ следующие документы:

заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

справку органов местного самоуправления (глав, администраций населенных пунктов, городских округов), подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.

Законом не установлен срок, в течение которого заявитель обязан предоставить указанные документы.

В случае если в результате стихийного бедствия человек утратил документы, удостоверяющие его личность, ему надлежит обратиться в правоохранительные органы и/или миграционную службу с заявлением о выдаче нового паспорта.

Как правило, в данных обстоятельствах выдача нового паспорта происходит в сокращенные сроки. На период изготовления нового паспорта, пострадавшему собственнику выдается справка, с которой он может обращаться с заявлением о включении в списки пострадавших.

В данном случае, справка будет являться иным документом, имеющим юридическую силу.

В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также людей, которые по состоянию здоровью не способны участвовать в процедуре оформления документов, жилищные сертификаты могут быть выданы их опекунам и попечителям.

О размерах не спорят

Необходимо отметить, что те пострадавшие собственники, которым была выплачена денежная компенсация, государственные жилищные сертификаты не выдаются.

Действующим законодательством также предусматривается выдача только одного жилищного сертификата. Таким образом, если человек был владельцем нескольких квартир и лишился их в результате бедствия, ему будет выдан только один сертификат.

Размер предоставляемого жилого помещения соответствует понятию «социальной нормы» и составляет: 33 квадратных метров для одиноких граждан, 42 квадратных метров на семью из 2 человек и по 18 квадратных метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Жилье вам в помощь

Обладатель жилищного сертификата подает в правительство (администрацию) субъекта по выбранному месту жительства заявление о предоставлении ему жилого помещения.

Данный уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения заявления и сертификата, выделяет пострадавшему собственнику жилое помещение из имеющегося в его распоряжении жилищного фонда.

При этом если предоставление жилья пострадавшему собственнику невозможно, он имеет право на приобретение жилого помещения общей площадью не ниже учетной нормы, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае пострадавший получает единовременную социальную выплату, соответствующую цене сделки купли-продажи жилого помещения. Для этого он должен подать оригинал жилищного сертификата и заявление на компенсацию стоимости жилья или на оплату жилья в соответствующий департамент, отдел администрации (правительства) субъекта РФ осуществляющий реализацию жилищной политики в регионе.

Однако покупка жилья в этом случае может быть затруднительной. Не каждый продавец согласится на сделку с привлечением жилищного сертификата, хотя бы потому, что процедура выделения средств разбита на несколько этапов.

Сначала местный орган исполнительной власти, в срок не позднее 15 дней с даты обращения пострадавшего, направляет в Министерство финансов Российской Федерации его оригинал государственного жилищного сертификата и заявку.

В свою очередь Минфин РФ в срок, не превышающий одного месяца с даты получения указанных документов, перечисляет средства на погашение сертификатов в бюджет субъекта Российской Федерации. Затем в течение 20 дней деньги уже перечисляются на банковский счет продавца.

То есть в общей сложности продавцу придется ждать своих денег около 2 месяцев.

Стоит отметить, пострадавший собственник, получивший жилищный сертификат имеет право приобрести жилое помещение большей площади, чем это указано в сертификате.

Однако в этом случае разница в стоимости возмещается за счет его личных средств.

При этом важно знать, что сумма, подлежащая выплате, рассчитывается с учетом средней стоимости 1 квадратного метра в пострадавшем регионе, установленной Минрегионом.

Возмещение ущерба, причиненного в результате наводнения

Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

Содержание 

  • Вред (ущерб), подлежащий возмещению
  • Возмещение вреда здоровью и имуществу
  • Предоставление жилища из государственного жилищного фонда
  • В каких случаях граждане могут получить компенсацию за имущество, поврежденное или уничтоженное в результате наводнения? В каком размере возмещается причиненный вред? Когда предоставляется жилье взамен утраченного? Какие документы нужно собрать и куда обратиться для получения компенсации?

    Характер чрезвычайной ситуации

    В соответствии с пунктом 62) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» чрезвычайные ситуации природного характера – это чрезвычайные ситуации, сложившиеся в результате опасных природных явлений (геофизического, геологического, метеорологического, агрометеорологического, гидрогеологического опасного явления), природных пожаров, эпидемий, поражения сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями.

    Таким образом, наводнение относится к чрезвычайной ситуации природного характера.

    Однако в соответствии с подпунктом 65) указанной статьи  чрезвычайные ситуации, вызванные вредным воздействием опасных производственных факторов, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях относятся к категории чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    В чем разница в возмещении вреда при природном и техногенном характере чрезвычайной ситуации?

    В соответствии со статьей 58 Закона «О гражданской защите» возмещение вреда (ущерба), причиненного физическим и юридическим лицам чрезвычайными ситуациями техногенного характера, производится самим причинителем вреда (ущерба) добровольно или по решению суда.

    Вред (ущерб), причиненный здоровью и имуществу физических лиц чрезвычайными ситуациями природного характера, возмещается в пределах необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших за счет бюджетных средств.

    Построенное жилище за счет бюджетных средств предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

    Вред (ущерб), подлежащий возмещению

    Возмещения какого вреда в результате чрезвычайных ситуаций вправе требовать физические лица?

    В соответствии со статьей 58 Закона «О гражданской защите» физические лица вправе требовать возмещения ущерба в связи с:

    • причинением вреда здоровью;
    • смертью близких родственников;
    • причинением имущественного вреда;
    • непригодностью жилища для проживания.

    Какой ущерб  не подлежит возмещению?

    Не подлежат возмещению:

    • временные строения, хозяйственно-бытовые и иные постройки, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к объектам недвижимости, а также незаконно построенные объекты;
    • ценная одежда, предметы роскоши либо изготовленные из драгоценных металлов, предметы, имеющие художественную ценность.

    (статья 58 Закона «О гражданской защите»)

    Будет ли возмещен ущерб, причиненный надворным хозяйственным постройкам (сарай, гараж, баня)?

    В соответствии с подпунктом 5) статьи  5 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» объекты недвижимости, включая все виды сооружений с относящимся к ним технологическим и инженерным оборудованием, являются объектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    Согласно подпункту 17) пункта 2 Инструкции по первичному и последующему государственному техническому обследованию объектов недвижимости служебные строения — это строения на земельном участке, которые по отношению к основному имеют второстепенное значение на земельном участке. К служебным строениям относятся сарай, гаражи, бани и другие. Служебные строения входят в состав объекта недвижимости и подлежат регистрации в составе общего объекта недвижимости — домовладения.

    При условии, что данные постройки в установленном порядке введены в эксплуатацию, и право собственности на них зарегистрировано, причиненный таким постройкам ущерб возмещается по общим правилам.

    Будет ли возмещен вред, причиненный незарегистрированному имуществу?

    Если недвижимое имущество (например, жилой дом, дачный дом, пристройка, гараж) не введены в эксплуатацию и право собственности на них не зарегистрировано в органе юстиции, то вред, причиненный таким постройкам возмещаться не будет.

    Что из мебели и бытовой техники входит в состав имущества, ущерб которому подлежит компенсации?

    Как было указано выше, статья 58 Закона «О гражданской защите» запрещает компенсацию в отношении только ценной одежды, предметов роскоши либо изготовленных из драгоценных металлов, предметов, имеющих художественную ценность.

    В отношении любого другого имущества (мебели, бытовой техники) ущерб должен быть компенсирован в общем порядке.

    Зависит ли размер возмещения от количества проживающих?

    При возмещении ущерба во внимание принимается факт нахождения имущества на праве собственности и его регистрация в законном порядке, а также размер причиненного ущерба, а не факт проживания, регистрации по месту проживания или количество проживающих в доме.

    Возмещение вреда здоровью и имуществу

    В каких пределах возмещается вред (ущерб), причиненный  здоровью и имуществу физических лиц чрезвычайными ситуациями природного характера?

    Вред (ущерб), причиненный здоровью и имуществу физических лиц чрезвычайными ситуациями природного характера, возмещается в пределах необходимых для удовлетворения минимальных потребностей пострадавших в порядке, определяемом Правилами возмещения вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2014 года №1358.

    В каком порядке подается заявление на выплату компенсации материального ущерба?

    Пострадавшие, понесшие материальный ущерб, в течение 30 календарных дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации должны представить в местный акимат заявление о возмещении материального ущерба, заполненное по установленной форме.

    Регистрацию заявлений и документов осуществляет местный акимат в журнале регистрации заявлений о возмещении материального ущерба с выдачей пострадавшему расписки, подтверждающей принятие документов.

    Кто должен обратиться с заявлением о возмещении ущерба?

    Это должен сделать сам потерпевший-собственник. В случае невозможности личного обращения пострадавшего, с заявлением о возмещении причиненного вреда (ущерба) могут обратиться его родственники или иные лица на основании доверенности, а также законные представители в случае, если пострадавший является несовершеннолетним.

    Перечень документов, прилагаемых к заявлению о возмещении ущерба

    К заявлению о возмещении причиненного ущерба прилагаются:

    • копия документа, удостоверяющего личность пострадавшего лица (в случаях утраты или уничтожения такого документа, вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, или в период ликвидации чрезвычайной ситуации – временное удостоверение личности, выданное органами внутренних дел);
    • перечень утраченного и/или испорченного имущества пострадавшего с момента возникновения чрезвычайной ситуации природного характера или в период ликвидации чрезвычайной ситуации.

    (пункт 7 Правил возмещения вреда (ущерба))

    Срок рассмотрения заявления о возмещении материального ущерба

    Заявление о возмещении материального ущерба рассматривается в течение 15 рабочих дней с даты поступления в местный акимат документов (Пункт 9 Правил возмещения вреда (ущерба)).

    Оценка размера ущерба

    Местный акимат в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления организует оценку размера причиненного ущерба у оценщика. При этом расходы, связанные с организацией проведения оценки, возлагаются на местный исполнительный орган (пункт 10 Правил возмещения вреда (ущерба).

    Определение размера вреда (ущерба), причиненного имуществу, производится при обязательном участии пострадавшего и оценщика. При этом согласно пункту 12 Правил возмещения вреда (ущерба) у пострадавшего есть право на выбор оценщика и на ознакомление с отчетом об оценке.

    Размер возмещения вреда (ущерба) определяется исходя из расходов, необходимых для восстановления (ремонта) поврежденного имущества, и/или размера уценки имущества вследствие его повреждения либо стоимости утраченного имущества по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения вреда (ущерба), с учетом износа утраченного или поврежденного имущества. Расходы на восстановление (ремонт) поврежденного имущества подтверждаются сметой или калькуляцией затрат на его восстановление (Пункт 13 Правил возмещения вреда (ущерба).

    В каком случае имущество считается уничтоженным?

    Имущество считается уничтоженным, если его восстановление технически невозможно или экономически необоснованно. Восстановление имущества считается экономически не обоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% процентов его рыночной стоимости на день наступления ущерба (пункт 14 Правил возмещения вреда (ущерба)).

    В какие сроки производится выплата пострадавшим?

    В течение 3 рабочих дней после вынесения заключения оценщиком  акимат обязан принять решение о выделении средств, согласованное с уполномоченным органом по исполнению бюджета области, города республиканского значения, столицы, района и города областного значения.

    Выплата осуществляется пострадавшим в течение 30 календарных дней после принятия соответствующего решения.

    Предоставление жилища из государственного жилищного фонда

    В каких случаях гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, предоставляется построенное жилище?

    Построенное жилище предоставляется гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации в порядке, установленном Правилами предоставления жилищ гражданам, оставшимся без жилища в результате чрезвычайной ситуации, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2014 года № 1222.

    Жилище из государственного жилищного фонда предоставляется на безвозмездной основе гражданам, жилище которых в результате чрезвычайной ситуации на территории Республики Казахстан стало непригодным для проживания.

    В каких случаях жилище считается непригодным для проживания?

    Разработана система оказания помощи гражданам на восстановление утраченного в результате ЧС жилья

    Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

    В Госдуму внесен правительственный законопроект1 , предусматривающий создание законодательных основ для построения системы оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) федерального, межрегионального, регионального характера.

    Такую систему оказания помощи пострадавшим от ЧС гражданам планируется сформировать на принципах разграничения обязательств страховых организаций и РФ, субъектов РФ в целях сокращения расходов соответствующих бюджетов и повышения охвата страхованием принадлежащих гражданам жилых помещений.

    В частности, предлагается предоставить субъектам РФ право утверждать программы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования путем разработки новых или изменения существующих программ в области жилищной политики.

    Кроме того, законопроектом предусмотрено поэтапное сокращение государственной финансовой помощи пострадавшим в результате ЧС гражданам, не заключившим договор страхования жилого помещения.

    При этом планируется ограничить право обмена предоставленного гражданам другого жилого помещения по договору социального найма и ввести запрет для собственников утраченных жилых помещений на приватизацию предоставленного им другого жилого помещения по договору социального найма.

    Вместе с тем, будут обеспечены права граждан на доступную и эффективную систему страхования имущественных прав граждан (на жилье) от рисков утраты (полной гибели) жилого помещения в результате ЧС федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия.

    В рамках указанной системы страхования предполагается финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета федерального минимума защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования, определение в региональных программах обязательств субъектов РФ в данной сфере и их участие в возмещении ущерба путем предоставления помимо страховых выплат финансового обеспечения. Также предусмотрена возможность предоставления субъектом РФ в случае утраты, гибели жилого помещения, застрахованного в рамках программы, другого жилого помещения при условии перечисления страховщиком на основании заявления страхователя в бюджет субъекта РФ суммы причитающегося к выплате страхового возмещения.

    Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие позволит построить цивилизованную, доступную и эффективную многоуровневую систему оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате ЧС, повысив количество застрахованных жилых помещений граждан и сократив расходы бюджетных средств на ликвидацию последствий пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий.

    Условия государственной программы переселения из ветхого жилья

    Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

    В прошлом году было принято решение о продолжении реализации программы по переселению из жилья, признаваемого непригодным для жизни граждан.

    Законодательное регулирование вопроса

    Законодательной базой для содействия процессу выселения граждан из помещений, признаваемых не пригодным для проживания, является:

    1. Жилищный кодекс РФ;
    2. ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
    3. Постановление Правительства «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

    Процедура признания жилых помещений непригодными для проживания

    Ни один из вышеперечисленных актов не раскрывает термин ветхое жилище. На практике оно определяется как состояние изношенности дома на 70 % и более и при условии, что он не подлежит реконструкции или её проведение нецелесообразно.

    В Постановлении Правительства № 47 используются термины жилье не пригодное для проживания.

    В соответствии со ст. 33 Постановления непригодным для проживания признается жилище, имеющее вредные факторы среды, или такие факторы, которые угрожают безопасности жизни или здоровья человека.

    Основаниями для отнесения жилых помещений к данной категории являются:

    1. Физический износ отдельных конструкций дома или дома полностью;
    2. Отсутствие возможности соблюдения санитарно – эпидемиологических норм в результате изменения микроклимата жилого помещения;
    3. Деформация фундамента, стен, несущих конструкций, которая дает возможность предположить обвал или обрушение;
    4. Нахождение жилых домов на территориях с повешенным допустимым уровнем санитарно – эпидемиологической безопасности;
    5. Нахождение жилых домов на территориях, подверженных возникновению оползней, землетрясений и других природных катастров;
    6. Жилые дома, которые подверглись повреждению в результате взрывов, пожаров и других чрезвычайных происшествий.

    Для того, что бы жилье было признано не пригодным для последующего проживания, необходимо:

    1. Обратиться в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением по месту жительства. Правом подачи заявления обладает собственник квартиры или дома;
    2. Комиссия проведет экспертизу пригодности дома на основании санитарных норм и технических стандартов;
    3. После проведения экспертизы комиссией должен быть составлен акт в трех экземплярах (один отдается заявителю, два других остаются в комиссии). Подписать акт должны все члены комиссии, иначе он будет признан не имеющим юридическую силу. Принятие решения о недопустимости последующего проживания в жилом помещении принимается в течение двухнедельного срока;
    4. После принятия решения о ветхости или непригодности жилища, членами комиссии должна быть проинформирована об этом местная администрация не позднее истечения 5 дней;
    5. Местной администрацией выносится решение о включение жилища в список ветхого или непригодного для последующего проживания. Принимается решение о переселении заявителей или осуществлении процедуры реконструкции.

    Условия и сроки действия данной программы

    Если жилье признано ветхим, то для участия в программе следует в ней зарегистрироваться.

    Для этого необходимо подать документы о признании жилья не пригодным к проживанию в местную администрацию. Далее необходимо заключить договор между заявителем и представителем администрации.

    Предметом и условиями договора могут быть:

    1. Изъятие недвижимости (размер компенсации, сроки предоставления нового жилья устанавливает собственник помещения);
    2. Обязательство администрации предоставить заявителю жилое помещение без компенсации;
    3. Выделение жилого помещения по договору социального найма на время осуществления ремонта недвижимости.

    Процедура переселения по программе была доступна всем жителям страны до 31 сентября 2017 года. Новая программа будет работать с 2019 года. Из бюджета планируется направить порядка 25 млн. рублей.

    Кто может обращаться за помощью

    Участниками государственной адресной программы могут стать жильцы, которые:

    • используют дом, признанный ветхим на основании договора социального найма;
    • утратили права собственника на данное жилье в результате регистрации его в качестве залога;
    • потеряли дом или квартиру в результате произошедшего чрезвычайного случая.

    Порядок оформления

    Для того чтобы получить статус переселенца из ветхого жилья, следует обратиться в администрацию по месту своего жительства.

    При обращении в администрацию следует подготовить пакетов документов:

    1. Заявление о включение в программу;
    2. Письменное согласие на обработку персональных данных заявителя;
    3. Документы, подтверждающие личность всех членов семьи;
    4. При наличии зарегистрированных родственников в жилом помещении, признанным ветхим, документ о родстве;
    5. Справку из паспортного стола о составе семьи;
    6. Документ из БТИ;
    7. Копия плана жилья, признанного непригодным для проживания;
    8. Свидетельство о праве собственности на недвижимость;
    9. Согласие, оформленное в письменном виде, всех членов семьи на переселение.

    Что можно получить взамен

    Вид предоставляемого помещения для дальнейшего проживания в результате переселения из ветхого или аварийного жилья зависит от того, какое жилье было признано ветхим:

    1. Дом, являвшийся собственностью заявителя;
    2. Квартира, входящая в состав государственного жилого фонда;
    3. Муниципальное жилье.

    Если дом, находился в собственности заявителя, или квартира была приватизирована, то местная администрация взамен ветхого жилища может предоставить:

    1. Выкупную сумму денег, которые перечисляются на счет собственника за дом, квартиру. Эти денежные средства могут быть потрачены собственником на покупку нового жилья по своему усмотрению. Компенсационная выплата складывается из рыночной стоимости жилого помещения плюс расходы, которые понес собственник в связи с переселением;
    2. Предоставление администрацией равноценного жилья. Главным условием является то, что квадратура нового помещения должна быть такой же, как в аварийном жилище, количество комнат, также должно соответствовать их количеству в прошлом жилом помещении.

    Если жилье, признанное аварийным или ветхим являлось муниципальным, то администрация обязана расселить жильцов в отдельные жилые помещения. Помещение должно находиться в том же районе, где находится ветхое жилье. Размер помещения должен соответствовать размеру аварийного.

    Как можно ускорить процесс расселения

    При реализации программы по переселению лиц из жилья, признаваемого неподходящим для проживания, допускаются следующие виды источников финансирования строительства новых жилых объектов или ремонт старых:

    • денежные средства, выделяемые бюджетами разных уровней;
    • выдаваемые кредитными организациями;
    • заинтересованными инвесторами;
    • средства лиц, которые проживают в аварийном жилом помещении.

    АИЖК является одним из способов улучшения жилищных условий. Данное Агентство разработало программу, именуемую «Жильё для российских семей».

    Преимуществами этой программы являются:

    1. Стоимость помещений снижена;
    2. Процентная ставка по займу равна 9,9 %;
    3. Первоначальный взнос равен 10% от стоимости недвижимости;
    4. Возможность использования средств материнского капитала.

    Еще одной возможностью быстро переселиться из ветхого помещения в благоустроенную квартиру является получение субсидий от администрации на приобретение жилья на первичном и вторичном рынке.

    Программа субсидирования утверждается местными органами власти каждого города. Денежные средства предоставляются из местного бюджета. Единственным условием получения данной помощи является письменное обязательство о снятии с регистрационного учета в проживаемом помещении всех членов семей.

    Региональные особенности

    В каждом регионе существуют свои особенности реализации программы по переселению.

    Так, в г. Москва под категорию ветхое жилье попадают:

    1. Помещения с деформированным фундаментом, имеющие биологические повреждения, без несущей способности дома;
    2. Помещения, находящиеся в зоне схода оползней и других природных явлений;
    3. Дома, получившие повреждения в результате чрезвычайных происшествий;
    4. Дома, находящиеся в зонах возможных техногенных катастроф.

    В г. Махачкале реализация программы осуществляется в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Так, например, определяя сумму компенсации, администрация учитывает:

    1. Стоимость помещения на рынке недвижимости;
    2. Расходы, которые понес собственник жилья.

    Адресной программой Санкт-Петербурга предусматривается следующее обеспечение лиц жильем:

    1. Предоставление недвижимости, являющейся благоустроенной, из жилищного фонда города;
    2. Выкуп ветхих помещений у их собственников.

    Об оказании данного вида государственной помощи в г.Сочи рассказано в следующем видеосюжете:

    Методические рекомендации по оказанию помощи в оформлении правоустанавливающих и других утраченных документов пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

    Планируется разработка системы предоставления нового жилья взамен утраченного в результате чс — юридические советы

    Утверждены

    протоколом заседания

    Правительственной комиссии

    по предупреждению и ликвидации

    чрезвычайных ситуаций и обеспечению

    пожарной безопасности

    от 28 августа 2015 г. N 7

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ОФОРМЛЕНИИ ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩИХ

    И ДРУГИХ УТРАЧЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОСТРАДАВШИМ

    В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    I. Введение

    Современное общество все чаще подвергается риску потенциального воздействия широкого спектра различных угроз и опасностей природного и техногенного характера. В результате стихийных бедствий, пожаров и катастроф ежегодный материальный ущерб в Российской Федерации исчисляется сотнями миллиардов рублей, лишаются жилья тысячи семей.

    В целях предотвращения наступления чрезвычайных ситуаций, минимизации их последствий органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) непрерывно осуществляется поиск оптимальных путей и способов предупреждения аварий, катастроф, стихийных бедствий, заблаговременной и планомерной отработкой методов их применения. В рамках данной работы в соответствии с поручением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности разработаны настоящие Методические рекомендации, в которых в сжатой форме систематизирован и единообразно изложен передовой опыт федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по оперативной выдаче документов, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций, предложены механизмы их реализации в практической деятельности, а также в понятной для восприятия форме составлены блок-схемы пошаговых действий граждан Российской Федерации при восстановлении документов или справок, заменяющих их действие.

    Целью разработки и применения Методических рекомендаций является повышение социальной защищенности граждан, находящихся в стрессовой ситуации и тяжелом материальном положении, ликвидация (отсрочка) дополнительного материального бремени с получателей публичных услуг, упрощение административных процедур и повышение эффективности деятельности органов государственного управления, качества и оперативности предоставления государственных услуг.

    II. Восстановление утраченного паспорта гражданина

    Российской Федерации

    1. Обычный порядок выдачи утраченного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного (например — кража, утеря) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее — паспорт), составлена на основе Административного регламента Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее — ФМС России) по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта (приказ ФМС России от 30 ноября 2012 года N 391).

    2. Упрощенный порядок выдачи временного удостоверения личности

    Установление личности гражданина, обратившегося за выдачей временного удостоверения личности, процедура действия сотрудников территориальных подразделений ФМС России аналогична при выдаче паспорта, взамен утраченного при чрезвычайной ситуации.

    Выдача временного удостоверения личности оформляется без уплаты государственной пошлины.

    Временное удостоверение личности выдается сроком на 1 месяц и сдается гражданином при получении им паспорта, взамен утраченного.

    3. Упрощенный порядок выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации

    При обращении гражданина за выдачей паспорта, взамен утраченного при чрезвычайной ситуации (например — наводнение, пожар), сотрудник территориального подразделения ФМС России устанавливает его личность на основании тождественности фактических данных гражданина с данными, находящимися в распоряжении территориального органа ФМС России.

    Данный вариант исключает предоставление гражданином свидетельства о рождении, документов воинского учета (иных документов) из перечня необходимых для предоставления документов.

    При этом всю необходимую информацию сотрудники территориальных подразделений ФМС России получают из заявления о выдаче утраченного паспорта, заявления о первоначальной выдаче паспорта, адресно-справочной картотеки подразделения или путем направления межведомственных запросов (без участия заявителя).

    Размер государственной пошлины составляет 1500 рублей.

    Срок выдачи паспорта взамен утраченного составляет 1 — 2 суток, если утраченный паспорт выдавался тем же подразделением ФМС России, куда обращается гражданин.

    Срок выдачи паспорта взамен утраченного составляет до 30 суток, если утраченный паспорт выдавался иным подразделением ФМС России, в зависимости от получения обратного ответа от подразделения ФМС России, оформившего утраченный паспорт.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации приведена в приложении N 1.

    III. Восстановление утраченного свидетельства о регистрации

    по месту жительства

    Выдача дубликата свидетельства о регистрации по месту жительства

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного свидетельства о регистрации по месту жительства составлена на основе Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288).

    При обращении граждан Российской Федерации в связи с утратой свидетельства о регистрации по месту пребывания должностными лицами органа регистрационного учета выдается дубликат с проставлением в нем прежнего регистрационного номера.

    В журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив имеющейся записи о регистрации и в заявлении о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 2 к Регламенту) производит запись «Выдан дубликат «__» ________ 20__ г.

    «, а в выдаваемом свидетельстве о регистрации по форме N 3 (приложение N 9 к Регламенту) в верхнем правом углу запись «Дубликат». Максимальный срок выполнения действия — 10 минут.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного свидетельства о регистрации по месту жительства приведена в приложении N 2.

    IV. Восстановление утраченного российского национального водительского удостоверения

    Выдача российского национального водительского удостоверения

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного российского национального водительского удостоверения составлена на основе постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 «Об утверждении правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений».

    Для получения дубликата водительского удостоверения после утраты заявителю потребуются следующие документы:

    — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    — документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания (при наличии регистрации);

    — медицинская справка установленного образца;

    — квитанция об уплате государственной пошлины за повторную выдачу удостоверения. Размер государственной пошлины — 2000 рублей;

    — пришедшее в негодность удостоверение, либо его остатки (при наличии), либо справка об утрате документов в результате чрезвычайной ситуации.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного российского национального водительского удостоверения приведена в приложении N 3.

    V. Восстановление утраченного удостоверения на право управления маломерным судном/судового билета

    1. Обычный порядок выдачи удостоверения на право управления маломерным судном/судового билета.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного удостоверения на право управления маломерным судном/судового билета составлена на основе Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) предоставления государственной услуги по аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее — ГИМС) (приказы МЧС России от 29 июня 2005 года N 500, от 27 мая 2014 года N 262, от 27 мая 2014 года N 263).

    2. Упрощенный порядок выдачи справки о наличии зарегистрированного права собственности на маломерное судно и основных параметрах судна/о наличии права управления маломерным судном.

    Справки о наличии зарегистрированного права собственности на маломерное судно выдаются подразделениями ГИМС МЧС России, ведущими реестр маломерных судов, в котором зарегистрированы такие суда, справки о наличии права управления — подразделениями ГИМС МЧС России, выдававшими удостоверения на право управления маломерным судном.

    Справки оформляются в произвольной форме, подписываются должностным лицом, выдавшим справку, и скрепляются печатью подразделения ГИМС МЧС России.

    Основанием для выдачи указанных справок являются документы, удостоверяющие личность гражданина, а также справки компетентных органов об утрате документов в результате чрезвычайной ситуации.

    При этом должностное лицо подразделения ГИМС устанавливает личность гражданина, обратившегося за выдачей справки, на основании тождественности фактических данных гражданина с юридическими данными, изложенными в официальных документах.

    Такими документами могут признаваться: паспорт гражданина РФ/иностранного гражданина, разрешение на временное проживание лица без гражданства, вид на жительство лица без гражданства, удостоверение беженца, служебное удостоверение сотрудника федерального органа исполнительной власти, судьи, удостоверение личности военнослужащего и другие документы.

    Справка выдается в течение 1 часа, если судовой билет или документы на право управления маломерным судном выдавались тем же подразделением ГИМС России, куда обращается гражданин.

    Выдача справок оформляется без уплаты государственной пошлины.

    Справка выдается сроком на 1 год и сдается гражданином при получении им дубликата судового билета или удостоверения на право управления маломерным судном.

    При проведении мероприятий по надзору за безопасностью эксплуатации маломерных судов на водных объектах к судоводителям, предъявившим справку о наличии права собственности на судно и наличие права управления маломерным судном, меры административного воздействия, связанные с отсутствием при себе оригиналов (дубликатов) документов, не применяются.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного удостоверения на право управления маломерным судном/судового билета приведена в приложении N 4.

    VI. Восстановление документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе (ИНН)

    1. Обычный порядок выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного свидетельства о постановке на учет в налоговом органе составлена на основе Административного регламента.

    Для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе гражданину необходимо предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:

    — заявление по форме 2-2-Учет (Приказ ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@);

    — документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий регистрацию по месту жительства;

    — квитанция об оплате государственной пошлины за повторную выдачу свидетельства. Размер государственной пошлины — 300 рублей.

    2. Упрощенный порядок выдачи уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

    Для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе гражданину необходимо предоставить в налоговую инспекцию следующие документы:

    — письменное заявление в произвольной форме;

    — документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий регистрацию по месту жительства.

    Выдача уведомления осуществляется бесплатно.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного свидетельства о постановке на учет в налоговом органе приведена в приложении N 5.

    VII. Восстановление утраченного страхового свидетельства

    обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)

    Выдача страхового свидетельства обязательного

    пенсионного страхования

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации при выдаче утраченного страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (далее — страховое свидетельство) составлена на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 декабря 2011 г.

    N 1523н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от застрахованных лиц через страхователей и организации, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, анкет с целью регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

    Страховой номер индивидуального лицевого счета (далее — СНИЛС) предоставляется каждому гражданину один раз и навсегда и закрепляется только за ним.

    В случае утраты страхового свидетельства:

    — работающему гражданину Российской Федерации необходимо обратиться в отдел кадров с заявлением о выдаче дубликата.

    Если гражданин относится к категории самозанятого населения (индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус и т.д.

    ), ему необходимо обратиться в Пенсионный фонд России по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о выдаче дубликата страхового свидетельства;

    — неработающие граждане должны подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания.

    В течение месяца со дня обращения гражданина или работодателя на основании данных индивидуального лицевого счета будет выдан дубликат страхового свидетельства.

    Блок-схема пошаговых действий граждан Российской Федерации по восстановлению утраченного страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования приведена в приложении N 6.