Великие женщины россии: любовь орлова

Содержание

Любовь Орлова

Великие женщины россии: любовь орлова

Дата: 16 сентября 2012 | Просмотров: 66938

Любовь Петровна Орлова- советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица, народная артистка Советского Союза, родилась  11 февраля 1902г. Любовь  Орлова  родилась в Звенигороде в дворянской семье. Всю жизнь в анкетах в графе «происхождение» Орлова писала: «Из служащих».

Ее биографы дружно повторяли за актрисой, что она якобы  родом «из простой интеллигентной семьи служащих».

Обратите внимание

Никто и не догадывался, что советская кинозвезда вышла из древнейшего дворянского рода Орловых,  чьи имена золотыми буквами вписаны в историю российского государства, и состояла в родстве с семьей Льва Толстого.

Любому, кто замечал у нее дома книгу с надписью «Любочке Орловой – Лев Толстой», актриса объясняла: мол, в детстве она прочитала сказку Толстого и написала ему письмо, а он ответил.

Детство Любови Орловой

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

Маленькая Любочка отличалась живым нравом и прирожденным артистизмом, любила петь и танцевать. С девочкой с ранних лет занимались педагоги, она брала уроки вокала и игры на фортепиано.

По семейным преданиям, однажды выступление Любы увидел сам Шаляпин и произнес пророческие слова: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!»

Действительно, спустя 25 лет, снявшись в фильме «Веселые ребята», она стала кумиром миллионов. А до этого в 1919 году она поступила в консерваторию, где проучилась три года. Затем Любовь Петровна была зачислена в Московский театральный техникум, где обучалась хореографии.

В 1926 году молодая актриса Любовь Орлова была принята  в Музыкальный театр Немировича-Данченко. Несколько лет она пела в хоре и одновременно брала уроки актерского мастерства. Каждое утро – балетный станок, ледяной душ, беспощадная тренировка.

Любовь Орлова и её личная жизнь

Тогда же девушка вышла замуж за Андрея Берзина — крупного партийного чиновника, служащего Наркомата земледелия.

 В 1930 году  ее супруга  арестовали по делу Трудовой крестьянской партии «делу Чаянова» и Любовь Орлова поспешила сразу после ареста оформить развод —  только этот шаг мог  спасти ее от ареста и лагерей. Репрессированный Берзин никогда не напомнил бывшей жене о своем существовании.

Судьбоносная встреча со «своим» режиссером у Орловой случилась осенью 1933 года. Работая по-прежнему в театре, Любовь Петровна снялась уже в двух фильмах, ее портрет уже раз-другой мелькнул на журнальных страницах.

Важно

Но сколько их, дебютанток, подающих надежды.

Тем более, что один известный режиссер, увидев фотографию Орловой, ткнул пальцем в ее нос, где сбоку притаилась маленькая родинка, и вынес приговор: «На экране она будет ростом с автобус».

Слава пришла к Любови Орловой

Настоящая слава к Орловой пришла после встречи с режиссером Григорием Александровым (Мормоненко), ставшим ее мужем, наставником, другом и защитником до конца дней.

 Режиссер искал актрису для исполнения главной роли в новой музыкальной кинокомедии, но ни одна из претенденток не устраивала Александрова.

И лишь увидев на сцене в роли Периколы неподражаемую, талантливую, блестящую Любовь Орлову, режиссер понял — это она, его Анюта, его героиня.

Снимали «Веселых ребят» в Гаграх. Александров приехал на съемки с женой и маленьким сыном Дугласом, названным в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса.

(Когда иностранные имена выйдут из моды, Александров «переименует» сына в Василия.

) Любовь Петровна тоже была не одна — компанию ей составлял дипломат из Австрии, роман с которым начался еще в Москве и которого все в съемочной группе считали ее мужем.

Однако все время вне съемочной площадки Орлова проводила с Александровым. Первым «поле боя» покинул австриец, вслед за ним в Москву укатила и семья Григория Васильевича. Режиссер и актриса, и до того не скрывавшие своих отношений, открыто стали жить вместе.

«Это контрреволюционный фильм», – заявил нарком просвещения Бубнов, первым просмотревший фильм «Веселые ребята»  и запретил выпускать ленту в прокат. Новую комедию посмотрел Горький и порекомендовал ее Сталину. Тот много смеялся и произнес знаменитую фразу: «Словно в отпуске побывал…» Судьба фильма решилась, и началось восхождение актрисы на Олимп славы.

Ну, а простой народ высказывал свой восторг полными залами кинотеатров, на просмотр ходили семьями, коллективами, парами и в одиночку по несколько раз. Песни «Веселых ребят», фразы заучивались наизусть.

Орлова стала лицом эпохи.

Она, как любая звезда, казалась «своей», родной, близкой и вместе с тем недоступной, волшебной, она была безупречна, и в ней воплощался недосягаемый идеал красоты, молодости, легкости — чуда наяву.

Образ Любови Орловой

Ослепительно белозубая, белокурая и белокожая, Орлова словно была сотворена Александровым по образцу знаменитых голливудских красавиц.

«Она преображалась на экране, а в жизни была совсем другой, – рассказывали журналистам ее племянницы. – Маленького роста, худощавая, невзрачная – но он так умел ее снимать, что она казалась выше.

Красавицей ее сделал Григорий Васильевич: заставил вставить великолепные фарфоровые зубы и сделал блондинкой».

В психиатрии даже появился термин «синдром Орловой» — так называлось навязчивое желание истеричных дам походить на актрису до мелочей. Каждый новый фильм укреплял всеобщее обожание актрисы, а Орлова раз за разом доказывала, что она — самая лучшая.

Сталин быстро сообразил, как престижно иметь такую элегантную, талантливую, совершенную женщину в качестве звезды отечественного кинематографа, какой роскошной «визитной карточкой» может стать актриса в мире.

На одном из кремлевских приемов вождь, отечески оглядев звезду, промурлыкал сочувственно: «Какая маленькая! Какая худенькая! Почему худенькая? Почему бледная?» Желая отшутиться, Любовь Петровна кивнула на Александрова: «Вот виновник, замучил съемками — ни дня, ни ночи…» Сталин сдвинул брови и поднял указательный перст: «Запомните, товарищ Александров! Орлова — наше народное достояние. Орлова у нас одна. И если вы ее будете мучить, мы вас жестоко накажем. Мы вас повесим, четвертуем, а потом расстреляем из пушек».

Вскоре после премьеры «Веселых ребят» Александров и Орлова поженились, поэтому приглашение на прием в Кремль им доставляли уже по одному адресу. Кстати, за работу над фильмом Григорий Васильевич и Любовь Петровна получили по ордену, а Леониду Утесову, чьи эпизоды и так были значительно сокращены в пользу Орловой, достался… фотоаппарат.

Любовь Орлова в кино

Как отмечал известный театровед и критик Виталий Вульф, «…Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у нее был знаменитый цилиндр — и только в конце 60-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле».

В «Цирке» Орлова снимает свой чрный парик и остается блондинкой — у нее половина головы черная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих.

Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке. Страна этого не знала. Страна любила Орлову (…) Никому из западных звезд она не завидовала. Неприязнь у нее вызывала только Марлен Дитрих.

Совет

У Дитрих была какая-то недоступная Орловой форма женского мироощущения, дерзкое свободомыслие. Она — немка, эмигрировавшая в Америку, жившая в Париже, — открыто презирала Гитлера и Геринга и во всеуслышание об этом говорила. А Орлова на себе испытала, что такое быть женой врага народа, но молчала.

Марлен Дитрих — ослепительная, раскованная, меняющая любовников, владевшая европейскими языками (а Орлова лишь чуть-чуть говорила по-французски), — раздражала Орлову. Они встречались в Америке и фотографировались вместе, но Орлова не любила говорить о Дитрих.»

«Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь»… Успех Любови Петровны не был случайным.

Помимо своих многогранных артистических талантов, великолепного голоса, чувства ритма, потрясающей внешности Орлова умела работать по-настоящему, вживаться в свою роль целиком.

Так, перед ролью почтальона Стрелки в «Волге-Волге» Орлова несколько дней ходила по городу с тяжелой почтовой сумкой, а перед съемками «Светлого пути» училась ткать под руководством ткачихи-стахановки.

Каждый новый фильм укреплял всеобщее обожание актрисы, а Орлова раз за разом доказывала, что она — самая лучшая. В актерском мире к Любови Петровне относились неоднозначно.

Так, Рина Зеленая как-то сказала об Орловой: «Лицо у нее было противное, пока за него не взялся Григорий Васильевич».

Говорят, Екатерина Васильевна (а именно так звучит полное имя актрисы) была влюблена в Александрова и весьма ревниво относилась к его законной супруге.

Красота и жизнь Любови Орловой

Фаина Раневская, которая была близкой подругой Орловой, говорила иронично: «Орлова, конечно, великолепная актриса. И дисциплинированность ее поражает. Но вот голос… Когда она поет, кажется, будто кто-то писает в пустое ведро».

 Впрочем, тут же Раневская продолжала: «Сказать, что Орлова — добрый человек,  это все равно, что признать, будто Лев Толстой — писатель не без способностей».  Она приводила пример, как ее домработница решила пойти на свидание в роскошной шубе Орловой, решив, что та засидится допоздна.

 Кинодива собралась домой немного раньше обычного, обнаружила пропажу шубы, но скандала не было. Она вернулась к Раневской и стала с ней болтать, дожидаясь прихода хитрой домработницы.Орлова тщательно заботилась о своей внешности, следила за модой, использовала все доступные медицинские средства продления молодости кожи и тела.

Обратите внимание

 Позже это стало едва ли не маниакальной болезнью. Актрису снимали при тщательно выбранном свете, под определенными углами, – свет разглаживал морщины. Под чутким руководством супруга оттачивался каждый жест и каждый взмах ее ресниц.

Орлова на протяжении многих лет была примой советского киноэкрана, выгодно отличаясь от конкурирующих с ней киноактрис изысканной аристократической внешностью и ухоженностью. Свою первую пластическую операцию, подтяжку лица, Любовь Петровна сделала еще в 1946 году. Говорят, пластику ей по дружбе оплачивал сам Чарли Чаплин.

Не все воспоминания о ней окрашены в радужные тона – она была сложным человеком. Например, внук Александрова написал так: «Орлова не любила людей, гостей и друзей. Она никого не любила. И хотя в доме хватало места, переночевать гостям было негде. Иногда доходило до маразма.

Приезжали люди по делам – сценарий обсудить, музыку к кинофильму, сидели, разговаривали. Вдруг через час Орлова, посмотрев на часы, говорила: «Через пять минут Григорию Васильевичу пора обедать». Все вставали и молча уходили. Она им даже чаю никогда не предлагала. Ее боялись все».

Любовь Орлова на фестивале в Венеции

В 1947 году на Международном фестивале в Венеции Орлова разделила с Ингрид Бергман премию «Лучшая актриса года». Но творческий потенциал неумолимо таял, фильмы поскучнели, роли стали натужными, Орлова пережила свое время. Она будет еще бороться — долгие тридцать лет. Будет играть в театре им.

Моссовета, будет встречаться со своими поклонниками, будет путешествовать по странам, будет блистать в обществе знаменитых людей — Бернарда Шоу, Жан-Поля Сартра, Эдуардо де Филиппо.

И на бестактный вопрос: «Сколько вам лет, скажите честно» — будет отвечать с ослепительной улыбкой: «Сколько дадите, столько и есть».

Возраст Орловой неумолимо приближался к пятидесяти — страшное время для любой женщины, а тем более актрисы. Она привыкла блистать на экране, а добиваться этого было все трудней. Орлова не хотела, чтобы зрители видели ее стареющей, и решила уйти из кинематографа. Новым местом ее работы стал театр имени Моссовета, где актриса сыграла немало замечательных ролей.

В последние две десятилетия своей жизни Орлова почти не снималась. В 1959 году Александров снял фильм «Русский сувенир», где она сыграла главную роль Варвары Комаровой. Фильм провалился. Актриса продолжала играть на сцене театра имени Моссовета, но постепенно ее стали лишать главных ролей, и Орлова вообще сошла со сцены.

За год до смерти Любовь Петровна начала сниматься в своем последнем фильме «Скворец и лира», где играла роль 20-летней девушки (ей было уже 72 года). Фильм на экраны так и не вышел.

Важно

По версии одного из чиновников тогдашнего Госкино, Орлова сама закрыла картину, увидев, насколько безжалостно экран выдает ее старость. Это, конечно, похоже на правду. Любовь Петровна слишком отчаянно боролась за свой образ нестареющей, уверенной в себе примадонны.

Не могла же она позволить развенчать себя столь беззастенчиво и откровенно даже ради прихоти любимого человека.

Любовь Орлова: болезнь и уход

Вскоре Орлова попала в больницу из-за сильных болей в почках. От пациентки скрыли ее страшный диагноз — рак поджелудочной железы. Александров уверял жену, что у нее были камни в почках, которые благополучно удалили.

Скончалась актриса в январе 1975 года и в день ее рождения – 29 января – состоялись похороны.

К Академическому театру имени Моссовета устремились тысячи москвичей, которые хотели попрощаться со звездой, стоящий в зрительном зале гроб утопал в цветах.

Александров прожил еще восемь с половиной лет, снял документальный фильм «Любовь Орлова». Скончался он в возрасте 80 лет, и его похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой жены.

В квартире Орловой и Александрова сейчас находится офис, а их огромная дача сдается иностранцам и для съемок клипов (знаменитый клип Алсу «Зимний сон» был снят именно там).

А недавно в СМИ появилась информация, что на свалке поселка Внуково, где находится эта дача, были найдены остатки архива и вещей актрисы.

Кто-то выбросил без сожаления все письма, заметки, свидетельства давно ушедшего от нас времени и жизни знаменитой актрисы, ставшей символом СССР.

Любовь Петровна Орлова

Великие женщины россии: любовь орлова

(1902—1975)

Советская актриса, народная артистка СССР (1950). В 1926—1933 годах работала в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. С 1955 года в театре им. Моссовета. Снималась в музыкальных комедиях режиссёра Г.В. Александрова: «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и др. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1950).

За всю историю советского кино она — единственная подлинная звезда. Другой пока не было.

И не потому, что Орлова была самая талантливая, самая красивая из русских актрис, а потому, что она больше других хотела стать звездой, потому, что в ней счастливо соединились все качества, делающие женщину сказочно неотразимой, потому, что она единственная поняла — звезда должна блистать высоко и быть недоступной для обывателя, звезда — это не звание, не профессия, это жизнь.

Орлова родилась и выросла в русской дворянской семье.

Однако когда читаешь воспоминания о Любови Петровне, видишь её на экране, трудно отделаться от мысли, что перед нами западный тип женщины — внешне открытая, улыбчивая, доступная, она никогда не пустит в свою настоящую жизнь, не поделится паническими сомнениям, не предастся унынию на людях, она всегда в маске уверенности — «У меня все отлично!» Ни грана искренности, все эмоции выверены, просчитаны, все поступки срежиссированы, все костюмы отделаны, появления на публике отрепетированы. Обычная трагедия обычной несвободы звезды… Принадлежишь не себе, а собственному представлению о себе. Тут и сталинский режим ни при чём, так было и будет в любую эпоху.

Совет

Первыми в жертву звёздной легенде были принесены детство и юность нашей героини. Виданное ли дело, но о начале жизненного пути кумира практически ничего не знали поклонники.

«Я начала свою творческую жизнь в театре Владимира Ивановича Немировича-Данченко», — так открывала свои встречи со зрителями Орлова.

Далее следовал заученный, никогда практически не изменявшийся (не только для зрителей, но и для друзей) рассказ о том, как волновалась Любовь Петровна при встречах с «великим режиссёром», как заприметил он её, как поручил главную роль в оперетте «Перикола» Жака Оффенбаха и как подарил молодой премьерше свой портрет с надписью: «Талантливой актрисе и милому человеку Любови Петровне с наилучшими пожеланиями Вл. Немирович-Данченко». Здесь Любовь Петровна неизменно вставляла: «Вы понимаете, конечно, что это был самый первый памятный я меня подарок…»

Орлова лукавила. В её шикарном «имении» (по-другому это трудно назвать) во Внукове скромненько хранились три главные реликвии детства: крохотная книжка издательства «Посредник» — «Кавказский пленник» Л.

Толстого с дарственной надписью автора, блокнотный листок с профилем Шаляпина и чувствительным романсом — автограф великого певца, и его же фотография с напутствием первокласснице: «Дети, в школу собирайтесь! Петушок пропел давно. Ратухино. 09 год».

Что заставляло артистку скрывать от людей знакомства с вовсе не запрещёнными при Советской власти великими деятелями культуры? Почему Орлова наотрез отказала в просьбе дочери Шаляпина выступить на юбилейном вечере, посвящённом памяти отца со своими воспоминаниями о нём? Объяснялось все просто, смешно и трагично одновременно. Любовь Петровна боялась разрушить собственный образ, боялась своего возраста, боялась показаться своим пленникам «доисторической реликвией», знававшей «патриархов». Не способствовали ваянию легенды и годы юности, как раз пришедшиеся на революцию. Значит, и их долой из биографии! Почитатели и не догадывались, что Орлову в семнадцатом году приютила сестра матери, жившая тогда в Воскресенске, что будущая звезда возила в Москву молоко на продажу, что приходилось ей голыми руками зимой ворочать обледеневшие тяжёлые бидоны, что дрожала она от страха, возвращаясь одна с деньгами со станции. Потом была недолгая учёба в консерватории, тупая работа «иллюстраторши» кинолент в московских «иллюзионах» и «синематографах», первое замужество, на которое толкнула безвыходная житейская ситуация, второе замужество, столь же неудачное, как и первое.

Единственным артистическим образованием для Орловой стала скромная хореографическая студия Франчески Беаты, упоминания о которой Любовь Петровна тоже избегала, по-видимому, из-за непрестижности этого учебного заведения.

Однако именно эта студия развила в Орловой немалый пластический талант, чуткость к ритму, а главное, стремление к непрерывному поддержанию в форме своего тела. До конца жизни Любовь Петровна не пропустила ни одного дня тренировки у станка.

От этих студийных лет сохранился у Орловой и узенький кожаный поясок — эталон объёма талии — чтоб в тридцать, сорок, семьдесят лет, как в двадцать — не более сорока трех сантиметров.

Обратите внимание

Судьбоносная встреча со «своим» режиссёром у Орловой случилась осенью 1933 года. Работая по-прежнему в театре, Любовь Петровна снялась уже в двух фильмах, её портрет уже раз-другой мелькнул на журнальных страницах.

Важно

Но сколько их, дебютанток, подающих надежды.

Тем более что один известный режиссёр, увидев фотографию Орловой, ткнул пальцем в её нос, где сбоку притаилась маленькая родинка, и вынес приговор: «На экране она будет ростом с автобус».

Перед концертом в «синематографе» «Арс», где Любовь Петровне предстояло выступить в программе, произошёл казус — на концертном платье окотилась кошка.

Актриса разрыдалась, но её знакомая мудро оценила ситуацию: «Вам повезло, Любочка! К вам придёт небывалое счастье». Как оказалось, хорошие приметы тоже иногда сбываются.

В антракте за кулисы пришёл высокий молодой человек в заграничном костюме, ослепительно улыбнулся и, слегка наклонив голову, представился: «Александров»…

Сорок лет их совместной жизни и работы вместили в себя и триумф, и неудачи.

Бойкий, работоспособный режиссёр Александров, вернувшийся в начале 1930-х годов из путешествия по Америке, насмотрелся там весёлых, музыкальных лент и решил создать подобное на родине.

Для выполнения замысла ему нужна была актриса западного типа, умеющая петь, танцевать, да и вообще быть раскованной. Идеал воплотился в лице Любови Орловой.

Поистине всемирная слава ожидала первый фильм Александрова. «До „Весёлых ребят“ американцы знали Россию Достоевского. Теперь они увидели большие перемены в психологии людей. Люди весело и бодро смеются. Это большая победа.

Важно

Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами», — так писал Чаплин о советском шедевре. Не остался в стороне и Главный ценитель искусства в стране — Сталин: «Очень весёлая картина. Я как будто месяц в отпуске побывал».

Ну а простой народ высказывал свой восторг полными залами кинотеатров, на просмотр ходили семьями, коллективами, парами и в одиночку по несколько раз. Песни «Весёлых ребят», фразы заучивались наизусть. Орлова стала лицом эпохи.

Она, как любая звезда, казалась «своей», родной, близкой и вместе с тем недоступной, волшебной, она была безупречна, и в ней воплощался недосягаемый идеал красоты, молодости, лёгкости — чуда наяву.

Сталин быстро сообразил, как престижно иметь такую элегантную, талантливую, совершенную женщину в качестве звезды отечественного кинематографа, какой роскошной «визитной карточкой» может стать актриса в мире.

На одном из кремлёвских приёмов вождь, отечески оглядев звезду, промурлыкал сочувственно: «Какая маленькая! Какая худенькая! Почему худенькая? Почему бледная?» Желая отшутиться, Любовь Петровна кивнула на Александрова: «Вот виновник, замучил съёмками — ни дня, ни ночи…» Сталин сдвинул брови и поднял указательный перст: «Запомните, товарищ Александров! Орлова — наше народное достояние. Орлова у нас одна. И если вы её будете мучить, мы вас жестоко накажем. Мы вас повесим, четвертуем, а потом расстреляем из пушек».

Шутка из уст тирана не казалась такой уж неправдоподобной, но Сталин в этом зловещем монологе точно выразил исторические реалии, в которых зрел талант Орловой. Она «была одна», она «одна» за всех могла свидетельствовать неверящим, сомневающимся о лучезарности и светоносности советского образа жизни, «одна» могла демонстрировать полноту счастья и красоты. Она у Него была «одна»…

«Цирк» и «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна» — вехи «большого пути» Орловой. Казалось, она получила в этой жизни все, чего может достичь женщина в советской стране — огромную славу, неслыханное богатство, любящего мужа, однако судьба словно опомнилась в щедрой раздаче подарков своей избраннице.

Заканчивается война, близится к концу жизнь вождя, и с его уходом проваливается в небытие и его эпоха — её эпоха.

Ещё будут фильмы «Встреча на Эльбе», «Мусоргский», «Композитор Глинка», «Русский сувенир», но неумолимо подступающая зрелость, а следом и старость уносят былой энтузиазм, заставляют все тщательнее маскировать морщины.

Совет

Особенно подводят Орлову руки, те самые руки которые когда-то прилипали к стылым бидонам с молоком — тёмная, тяжёлая, узловатая кожа. Никакие средства, ни доморощенные, ни заграничные, не помогали.

Ещё в 1947 году на Международном фестивале в Венеции Любовь Петровна за фильм «Весна» разделит с И. Бергман премию, присуждаемую лучшей актрисе года. Но творческий потенциал неумолимо таял, фильмы поскучнели, роли стали натужными, Орлова пережила своё время. Она будет ещё бороться — долгие тридцать лет.

Будет играть в театре им. Моссовета, будет встречаться со своими поклонниками, будет путешествовать по странам, будет блистать в обществе знаменитых людей — Бернарда Шоу, Жан-Поля Сартра, Эдуардо де Филиппо.

И на бестактный вопрос: «Сколько вам лет, скажите честно» — будет отвечать с ослепительной улыбкой: «Сколько дадите, столько и есть».

После провала «Русского сувенира» чета Орлова — Александров, казалось, навсегда покинула кинематограф. Любовь Петровна тяжело переживала неудачу, при ней нельзя было упоминать даже название этого злосчастного фильма. Похоже, она понимала, что «Русский сувенир» оказался не просто срывом, а катастрофой.

Агония их кинематографа разразилась прямо на глазах у прежних поклонников. И всё же они дерзнули на новую попытку, решили обратиться к жанру приключенческому. Расчёт был прост — уж если не мастерство, то обычный интерес зрителя к захватывающему сюжету сделает своё дело. Любовь Петровна сомневалась долго.

Ей было под семьдесят, а играть предстояло роль в большом временном отрезке, едва ли не от двадцатилетней девушки.

Орлова уже много лет с болью вспоминала неуклюжую похвалу газеты «Ферганская правда», высказанную по поводу работы в фильме «Русский сувенир»: «С годами не померк, не состарился талант выдающейся советской актрисы».

Обратите внимание

И всё же они решились на этот шаг. Александров предусмотрел, казалось бы, все: беспроигрышная для семидесятых тема — «борьба двух систем», авантюрные перипетии сюжета, такой близкий актрисе мотив Золушки, мотив рождения звезды. Казалось, фильму были суждены хорошая прокатная судьба и высокая оценка государственной прессы. Но… картина на экран не вышла.

Она была закончена, по сметным расходам оказалась одной из самых дорогостоящих в советском кинематографе тех лет, и тем не менее зритель её не увидел. Долгие годы в «киношных» кругах ведутся споры, выдвигаются версии, почему «Скворец и Лира» (так назывался последний фильм Александрова) был положен на полку.

Редактор картины утверждал, будто закрыли фильм по причине несоответствия политическому моменту, причём сделал это в день сдачи картины сам её главный консультант, высокий чин КГБ Цвигун.

В этой версии остаётся невыясненным лишь один вопрос: почему консультант был так благодушен во время съёмок политически неблагонадёжного фильма, почему не предупредил сразу, а дождался, когда израсходовали народные денежки? Скорее всего, группе, работавшей на картине, не захотели объяснить подлинные причины изъятия фильма из проката.

По версии одного из чиновников тогдашнего Госкино, Орлова сама закрыла картину, увидев, насколько безжалостно экран выдаёт её старость. Это, конечно, похоже на правду. Любовь Петровна слишком отчаянно боролась за свой образ нестареющей, уверенной в себе примадонны. Не могла же она позволить развенчать себя столь беззастенчиво и откровенно даже ради прихоти любимого человека.

Ни одна из версий не доказана, но спустя годы и годы, в середине 1990-х, фильм «Скворец и Лира» показали по телевиденью. Это было мучительное и страшное, нездоровое и почти зловещее зрелище.

Словно восставшие мертвецы силились восстановить давно умерший мир прежних мифов и символов, вызывая в памяти кошмарные ирреальные сны.

Мир, в котором героиня Орловой пребывает «вечно молодой» во всех эпохах, пронизывает смертного человека ледяным холодом, как всякое чувство безвременья и бездны.

Что ж… Звезда может лететь только по своей орбите и только мгновенно, таков её закон от века. И никому ещё не дано было после угасания снова зажечь звезду.

ДНИ.РУ — Тайны главных звезд советского кино: Любовь Орлова

Великие женщины россии: любовь орлова

Громкую славу Любови Орловой предсказал еще великий Федор Шаляпин, с дочерьми которого дружили сестры Орловы – Люба и Нонна. Они вместе с родителями часто приезжали на дачу Шаляпиных в Ратухино под Ярославлем. Позже, став знаменитой, Орлова откажется от участия в вечере памяти Шаляпина, дабы не афишировать собственный возраст…

Однажды на детском утреннике в московском доме великого певца на Новинском бульваре состоялось музыкальное представление. Посмотрев спектакль «Грибной переполох», где в роли Редьки выступила шестилетняя Любочка, Шаляпин поднял ее на руки и своим неповторимым голосом провозгласил: «Эта девочка станет знаменитой актрисой!» Так и получилось. Правда не сразу.

Орлова прославилась после фильма «Веселые ребята», когда ей было 32 года. А до этого – музыкальная школа, женская гимназия Алелековой у Никитских ворот и несколько курсов консерватории, которую Орлова не смогла окончить из-за бедности – за занятия надо было платить, и немало.

Важно

Отучившись три года в консерватории, Люба начала выступать. Но не на залитой светом сцене, как предполагалось, а в темном зале кинотеатра. Она устроилась работать тапером, чтобы оплачивать занятия хореографией в театральном техникуме.

Да-да, будущая знаменитость виртуозно наигрывала на рояле во время демонстрации немых картин под лузганье семечек и крепкие выражения определенной части зрительного зала.

Орлова очень не любила вспоминать это время, как и о том, что в Гражданскую войну на всю жизнь испортила себе руки – возила в Москву из Воскресенска, где поселилась с матерью и сестрой, тяжелые бидоны с молоком на продажу.

От тяжестей и холода болели суставы, руки отекали… Поэтому во время съемок она как могла старалась, чтобы ее руки не попали в кадр, а в жизни носила перчатки – и зимой, и летом. Но эта вынужденная необходимость добавляла еще один элегантный штрих к ее всегда безукоризненным туалетам.

Быть вечно молодой и красивой было ее жизненным девизом. Орлова скрывала возраст и словно была неподвластна неумолимому бегу времени. Когда в 1972 году должно было отмечаться ее 70-летие, Орлова упросила тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву не праздновать этот юбилей и не упоминать о нем.

Но по обилию статей об Орловой, появившихся в прессе, люди понимали, что, видимо, празднуется какая-то круглая дата.

Любовь Петровна пользовалась омолаживающими кремами, которые привозила из-за границы, и едва ли не первая из советских актрис воспользовалась услугами пластических хирургов.

До старости ее фигура оставалась безупречной, а объем талии не превышал 43 сантиметров (при росте 158 сантиметров). Каждый день своей жизни она начинала с балетного станка и ледяного душа.

Совет

Она была кумиром миллионов женщин, так что можно было говорить о «синдроме Орловой».

Ее почитательницы, как и она, осветляли волосы (от природы Орлова – темная шатенка), копировали ее прическу, жесты, манеры, улыбку, а подчас выдавали себя за ее близких родственниц.

Наверное, никого из актрис не обожали так, как Орлову. Фильмы с ее участием собирали многотысячную аудиторию, а порядок поддерживали эскорты конной милиции.

Она стала не просто популярной – это был национальный символ, легенда, эпоха… Она озаряла жизнь светом своей немеркнущей красоты и вселяла надежду на лучшее. В годы войны именем Орловой останавливали панику.

В ситуациях, когда люди штурмовали поезда, чтобы эвакуироваться из города, к которому подступали фашисты, все вокруг увешивали афишами, сообщавшими о якобы предстоящем концерте Любови Орловой.

И люди успокаивались – раз знаменитая актриса в городе, все не так страшно, его не сдадут.

Любовь Петровна принадлежала к знаменитому дворянскому роду Орловых, прославленному выдающимися мужчинами. Она родилась в 1902 году в Звенигороде 11 февраля по новому стилю, но свой день рождения всегда отмечала по старому – 29 января. После революции Орловой приходилось скрывать дворянское происхождение.

В автобиографии она скромно писала: «Из служащих». Ее отец, Петр Федорович, был царским полковником-инженером и при этом страстным игроком. Незадолго до революции он проиграл в карты третье и последнее свое имение.

А позже в кругу семьи любил говаривать: «Как хорошо, что проиграл! А то сейчас было бы очень обидно».

Обратите внимание

Мама Любочки, Евгения Николаевна, была урожденной Сухотиной и состояла в дальнем родстве с Львом Толстым – за Михаила Сухотина вышла замуж дочь Льва Николаевича Татьяна.

В очень юном возрасте Люба прочитала сказки Толстого. Написанные дочкой слова восхищения мать отправила великому писателю.

Отзыв девочки тронул писателя, и он прислал ей свою книжку «Кавказский пленник» с надписью: «Любочке Л. Толстой», которую Орлова берегла всю жизнь.

После консерватории Люба училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума. А в 1926 году ее приняли хористкой и танцовщицей кордебалета в Музыкальный театр имени В.И. Немировича-Данченко.

Владимир Иванович не мог пройти мимо такой красоты и таланта и постепенно стал давать Орловой роли. Тогда же она вышла замуж за заместителя наркома земледелия Андрея Берзина. Скорее всего, по расчету, из-за безысходной житейской ситуации. Их брак оказался недолгим и несчастливым.

В 1930 году Берзин был арестован по «делу Чаянова» и приговорен к длительному сроку тюремного заключения.

Однажды на кремлевском приеме Сталин, очень любивший Орлову, спросил, нет ли у нее какой-нибудь просьбы к нему, и пообещал выполнить любую.

Любовь Петровна поинтересовалась судьбой своего бывшего мужа, о котором давно ничего не знала, и попросила помочь связаться с ним, если он жив. Несмотря на удивление, вождь в помощи не отказал.

Важно

На Лубянке, куда вызвали любимицу Сталина, ей сообщили, что Берзин находится в лагере в Казахстане и она может поехать к нему… Если, конечно, у нее есть такое желание.

Орлова, хрупкая и изящная, весившая всего 47 килограммов, обладала удивительной силой воли, твердостью характера и была очень дисциплинированной в стремлении совершенствовать себя и свое искусство. В фильме «Цирк» есть эпизод, где героиня Орловой – Марион Диксон, исполняя знаменитую песенку «Я из пушки в небо уйду», садится на эту самую пушку.

Жар от прожектора, установленного в жерле орудия, был столь силен, что капроновое трико актрисы начало плавиться и буквально приварилось к телу. Несмотря на невыносимую боль, Орлова доиграла эпизод и упала в обморок. Очень ответственная, она не могла допустить перерасхода дорогой кинопленки, отпущенной на картину, если бы попросила переснять свой номер.

Потом трико с нее снимали вместе с кожей…

Даже будучи смертельно больной, она распорядилась поставить в своей больничной палате балетный станок и продолжала ежедневно заниматься, превозмогая сильные боли. Орлова не хотела сдаваться – ни старости, ни даже смерти.

Она умела держать себя в руках, оставаться в превосходной форме, несмотря ни на какие обстоятельства, и никогда не позволяла себе неуместных выплесков эмоций.

Никто не запомнил ни ее капризов, ни истерик, столь частых в актерской среде – Орлова такого не допускала, оставаясь истинно русской интеллигенткой, сдержанной, немногословной, исполненной удивительного чувства такта, уважающей себя и других людей.

В один из весенних дней 1933 года актрисе после концерта в кинотеатре «Арс» представили очень красивого молодого человека в элегантном импортном костюме – благодаря дружбе и совместной работе с режиссером Сергеем Эйзенштейном Григорий Александров много ездил за рубеж.

Он был необыкновенно талантливым человеком, остроумным, музыкальным, владел иностранными языками. Александров прекрасно играл на гитаре, рисовал.

Совет

А посмотреть Любовь Орлову в ее коронной роли Периколы ему посоветовал художник Петр Вильямс, жена которого Анна (Ануся, как все ее звали) дружила с Любочкой.

В то время Григорий Васильевич был занят поисками актрисы на главную роль в его новом фильме «Веселые ребята». Орлова, как и предсказывал Вильямс, произвела на Александрова огромное впечатление.

Он понял, что это именно та актриса, которую он долго искал и которая принесет фильму успех. А Любовь Орлова влюбилась в Александрова с первого взгляда и потом часто говорила об их встрече: «Я увидела золотоволосого бога».

На момент знакомства Александрову было 30 лет, Орловой – 31.

Оставить театр и заняться кино Орловой посоветовала несравненная Фаина Раневская, с которой Любовь Петровна познакомилась на киностудии.

Узнав, что Немирович-Данченко не отпускает Орлову из театра на съемки «Джаз-комедии» (первоначальное название «Веселых ребят»), она в своей неповторимой манере сказала, как припечатала: «Да плюньте вы на этих жоржетт и серполетт! Вы же рождены для кино, там с вами некому тягаться». И оказалась права. С тех пор Орлова называла Фаину Георгиевну не иначе, как «мой добрый фей».

В то время, когда начались съемки «Веселых ребят», Григорий Александров был женат. У него был сын Дуглас – такое имя мальчик получил в честь знаменитого американского актера немого кино Дугласа Фэрбенкса, с которым Александров познакомился во время поездки в Голливуд.

Но отношения в семье были прохладные, и все шло к разрыву – у жены Александрова Ольги Ивановой уже несколько лет длился роман с актером Борисом Тениным, за которого она вскоре и вышла замуж.

Обратите внимание

Супруга и сын сопровождали Александрова на съемки, но он уделял им мало внимания, почти все свое время посвящая Орловой, ставшей настоящей хозяйкой съемочной площадки.

А она, хотя и приехала на съемки с поклонником, фактически своим гражданским мужем – иностранным специалистом, которого звали Франц, в свою очередь, была увлечена Александровым.

Когда съемки завершились и прошла премьера «Веселых ребят», Любовь Петровна и Григорий Васильевич поженились. Так возникла самая красивая пара советского кинематографа. И самая знаменитая.

Они жили довольно замкнуто, не допуская в свой мир посторонних, не растрачивая свое время и силы на гостей и разговоры.

Им хватало узкого круга друзей и близких – настолько они были самодостаточны в своей любви друг к другу.

А Новый год всегда встречали вдвоем на даче во Внуково, самом красивом доме Москвы, где многое было сделано руками самой Орловой, обладавшей безупречным вкусом. За пять минут до полуночи выходили в сад, садились на скамейку, пили шампанское, целовались и возвращались в дом.

У них не было детей, и Григорий Васильевич объяснял это так: «Сначала она не хотела, а потом не могла». А Любовь Петровна в шутку отмечала: «У меня уже есть ребенок – Григорий Васильевич даст фору ста маленьким детям, за ним тоже глаз да глаз нужен».

Своим же родственникам она говорила уже серьезно: «Дети… Это же всегда так тревожно!»

Такая любовь не могла не вызывать зависти, недоброжелательства, слухов и кривотолков. Еще бы – не только в жизни, но даже в маленьких записочках они всегда оставались на «Вы». Обывателя это обстоятельство интриговало.

Важно

Каких только версий не высказывалось по этому поводу! Но Александров и Орлова были не просто супругами, но и всю жизнь – партнерами по работе, и разумная дистанция в присутствии посторонних в их случае была необходима и оправданна.

По сей день об этой удивительной паре сочиняют нелепости, почему-то упорно желая превратить легенду в антилегенду…

В жизни актрисы и режиссера не было никаких любовных треугольников, кроме одного, отнюдь не любовного: он, она и Сталин. Ни Орлова, ни Александров не были членами партии, и это в 30-е годы! Режиссер вступил в партию только в 1954 году, после смерти Сталина.

Любовь Петровна старалась по мере возможности не посещать кремлевские приемы и никогда не была на знаменитых дачных посиделках у вождя. В Кремль она приходила только получать награды.

Покровительство Сталина давало колоссальные возможности, но в то же время таило в себе опасность. Однажды на одном из приемов, обращаясь к Григорию Александрову, он сказал: «Если с этой женщиной что-нибудь случится, мы вас расстреляем».

Понятно, что это была шутка… По поводу смерти вождя, наступившей в 1953 году, Любовь Петровна произнесла всего одну фразу: «Наконец-то он сдох».

Перестав сниматься в кино, Орлова продолжала выступать на сцене Театра имени Моссовета. Но там ей не удалось достичь таких же вершин, которые покорила в кино, и это заставляло ее мучительно страдать.

Она очень хотела найти такую пьесу, чтобы достойно завершить артистическую карьеру и уйти со сцены, но этого не случилось… А неудача с последним фильмом Александрова «Скворец и лира» окончательно подкосила ее здоровье – у нее обнаружили рак поджелудочной железы.

Совет

Страшный диагноз от Орловой скрывали и даже показали ей камни, якобы вырезанные у нее, но она, умная и проницательная, не могла не догадываться, что с ней. «Я не боюсь умирать, – говорила она близким. – Я так устала жить».

Но до последнего дня актриса поддерживала форму, не распускалась, причесывалась, одевалась, и близким, навещавшим Любовь Петровну, ни разу не удалось застать ее врасплох.

23 января 1975 года был день рождения Григория Александрова. Он провел этот день с Любовью Петровной в ее палате. Но не успел он вернуться домой, как вынужден был вновь поехать в больницу, вызванный звонком жены. Она ждала его из последних сил и единственный раз в жизни упрекнула за то, что он долго добирался, – так ей показалось, хотя дорога заняла 40 минут. Каким-то чудом ей удалось на пороге беспамятства и смерти в последний раз увидеть любимого человека… Сказав свои последние слова, Любовь Петровна потеряла сознание. Через три дня великой актрисы не стало. Хоронили Любовь Орлову 29 января, в день ее рождения. Новогоднюю открытку от Чарли Чаплина она уже не прочитала…

10 фактов из жизни Любови Орловой

Великие женщины россии: любовь орлова

«Культура.РФ» совместно с проектом «Карта истории» публикует интересные факты из жизни главной звезды Советского Союза — о ее первых ролях и премиях, «синдроме Орловой» и фанатах, трюках без дублеров и высоких гонорарах.

Любовь Орлова. Фотография: ussr21.ru

Любовь Орлова начинала карьеру хористкой в Музыкальном театре имени В.И. Немировича-Данченко

Ее приняли в труппу в 1926 году. Однако вскоре режиссеры заметили ее талант в хореографии — и Орлова стала выступать с танцевальными номерами.

Молодой режиссер Григорий Александров предложил Орловой попробоваться на роль в его фильме «Веселые ребята» на следующий день после знакомства

Любовь Орлова с мужем Григорием Александровым в зарубежной поездке. 1962. Вена, Австрия. Фотография: tvc.ru

Весной 1933 года Александров попал на спектакль «Перикола», в котором играла Любовь Орлова. Режиссера покорили артистизм и красота актрисы. Уже следующим вечером он предложил ей роль в своем будущем фильме «Веселые ребята». А к концу года Орлова и Александров уже были женаты.

В музыкальной комедии «веселые ребята» любовь орлова оседлала быка, а леонид утесов спасовал

Леонид Утесов, Любовь Орлова и Федор Курихин в художественном фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934)

По сценарию на быка должен был вскочить Утесов, но он наотрез отказался. Выручила Любовь Орлова. Правда, бык сбросил актрису — после этого трюка она больше месяца пролежала в больнице. Однако эпизод все-таки сняли.

«Контрреволюционную и хулиганскую» картину «Веселые ребята» одобрил сам Иосиф Сталин

Любовь Орлова в роли Анюты в художественном фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934)

Фильм ругали и обвиняли в контрреволюционных идеях, цензорам не нравился новый жанр «музыкальной комедии», вокруг сценария шли дискуссии. Однако руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий показал фильм Сталину.

И тот сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске». Фильм одобрил и Максим Горький: «До чего талантливые люди! До чего хорошо играет эта девушка [Любовь Орлова], а также животные!» На большом экране фильм появился в 1934 году.

В этом же году картину отправили на Венецианский кинофестиваль — «Веселые ребята» вошли в шестерку лучших фильмов мира.

Любовь Орлова была любимой актрисой Сталина

Любовь Орлова. Фотография: forwomenonly.ru

В 1935 году Любовь Орлову наградили званием заслуженного деятеля искусств РСФСР — по личному распоряжению Иосифа Сталина. Вождь даже пригласил ее к себе на прием в Кремль.

Позже, уже в 1941 году, Любовь Орлова стала лауреатом Сталинской премии первой степени. Награду она получила за роли в фильмах «Цирк» и «Волга, Волга».

На съемках фильма «Цирк» Любовь Орлова получила ожоги третьей степени

Кадр из художественного фильма Григория Александрова «Цирк» (1936)

В 1935 году Любовь Орлова снялась в следующем фильме Александрова — «Цирк» по пьесе Ильфа, Петрова и Катаева «Под куполом цирка».

В одной из сцен Орловой нужно было танцевать на стеклянной площадке над жерлом пушки. Внутрь орудия был вмонтирован прожектор, который сильно нагревал стекло. По сценарию актриса должна была сесть на пушку, продолжая петь.

Со съемочной площадки ее увезли на скорой — врачи диагностировали ожоги третьей степени.

Во время гастролей в Ленинграде от концертного зала до гостиницы пришлось сделать коридор из 90 мужчин: поклонники не пропускали актрису

Кадр из художественного фильма Григория Александрова «Цирк» (1936)

После премьеры «Цирка» к актрисе пришла всесоюзная слава. В моду вошли осветленные волосы, белые водолазки и обтягивающие юбки. Появился даже медицинский диагноз — «синдром Орловой». Женщины меняли внешность и представлялись именем кинозвезды.

В то время Орлова не только снималась в кино, но и давала концерты. После одного такого выступления в Ленинграде для артистки пришлось сделать коридор из 90 мужчин, чтобы она смогла добраться до гостиницы.

Толпа поклонников заполнила всю улицу. На гастролях в Одессе люди сидели даже на деревьях.

Исаак Бабель рассказывал: «У «Лондонской» толпа, а на деревьях напротив ее окон сидят мальчишки и обо всем докладывают вниз: «Вошла… взяла полотенце… переодевается…»

Фильм «Волга, Волга» так понравился Иосифу Сталину, что он подарил его копию американскому президенту Франклину Рузвельту

Кадр из художественного фильма Григория Александрова «Волга, Волга» (1938)

Картина вышла на советские экраны в 1938-м. Любовь Орлова сыграла письмоносицу Дуню Петрову. Иосиф Сталин знал целые эпизоды из фильма и цитировал смешные моменты. В 1942 году Сталин подарил копию фильма Рузвельту. Американский президент не сразу понял, к чему такой подарок. Тогда ему перевели слова песни:

Глава Америки сказал: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт».

Чтобы построить дачу по типу голливудской виллы Чарли Чаплина, Любовь Орлова стала брать высокий гонорар за свои выступления

Любовь Орлова в роли Дуни Петровой в художественном фильме Григория Александрова «Волга, Волга» (1938)

В 1938 году Иосиф Сталин подарил Григорию Александрову участок земли во Внукове.

Чтобы хватило денег на строительство, за один концерт Любовь Орлова стала просить 3000 рублей (для сравнения: средняя ежемесячная зарплата в Советском Союзе была 339 рублей).

И вскоре в газете «Советское искусство» появилась заметка «Недостойное поведение»:

Концерты после этой заметки Орлова стала давать реже.

Любовь Орлова снялась в одном из первых советских кинодетективов

Кадр из художественного фильма Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939)

В 1939 году на экранах появился шпионский фильм Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина».

В этой ленте Орловой досталась отрицательная роль — жены шпиона.

Актриса вспоминала: «Конечно, это была не моя роль, но я согласилась потому, что Мачерет — старейший наш режиссер, у него некогда ассистентом начинал сам Михаил Ильич Ромм. А сценаристом был Юрий Олеша».

Любимица Сталина: женщина-эпоха Любовь Орлова

Великие женщины россии: любовь орлова

Со дня рождения легендарной Любови Орловой — 114 лет. Ее обвиняли в любовной связи со Сталиным, называли жертвой пластической хирургии, осуждали закрытый образ жизни. Почему она скрывалась от поклонников, чем актриса была обязана вождю народов и в чем был секрет ее вечной молодости?

«Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого,» — так говорила о себе Любовь Орлова. При жизни актриса почти не давала интервью и мало кого впускала в свой дом. Однако ее судьба стала предметом многочисленных сплетен и домыслов.

Будущая кинозвезда родилась 11 февраля 1902 года в Звенигороде в дворянской семье.

Однажды Орлова исполняла роль репки в домашней постановке, после чего Федор Шаляпин подошел к девочке и сказал, что ее ждет грандиозная актерская карьера.

Именно он посоветовал отдать юное дарование в театральную студию. Однако родители не верили в актерское будущее дочери из-за Болезни Меньера и мечтали, чтобы их чадо стало профессиональной пианисткой.

Именно поэтому девочка с семи лет посещала музыкальную школу.

Творческий путь

В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию на класс фортепьяно. Однако из-за болезни с поражением слуха и непростого материального положения учебное заведение она так и не окончила.

Тем не менее, в 20 лет стала студенткой хореографического отделения Московского театрального техникума (современный ГИТИС), кроме того начала учиться актерскому мастерству у режиссера Художественного театра Телешовой.

В 1926 году Орлова вступила в брак с Андреем Берзиным. Поскольку он являлся заместителем начальника Административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия и был часто занят на работе, супруги редко виделись. В том же году будущая звезда стала участницей хора, а затем и актрисой Музыкального театра под руководством Владимира Немировича-Данченко.

После ареста мужа финансовое положение Орловой сильно ухудшилось, она всеми силами старалась устроить свою карьеру.

Обратите внимание

В 1933 году молодая артистка знакомится с начинающим режиссером Григорием Александровым. С этого момента для нее начинается новая жизнь. Эта встреча оказывается для Орловой судьбоносной: он становится ее супругом, а она к тому же героиней его фильмов. Александров пригласил артистку сняться в кинокартине «Веселые ребята».

Она настолько ярко раскрывалась во время съемок «Веселых ребят», что сценарий несколько раз переписывался под нее. А ведь изначально ей отводилось очень скромное место в кинокартине.

Вскоре Любовь Орлова стала одной из самых популярных и обсуждаемых актрис Советского Союза. Ее популярность без преувеличения была фантастической. Достаточно сказать, что в те годы даже появился медицинский диагноз: синдром Орловой. Женщины так хотели быть на нее похожи, что представлялись ее именем, перекрашивались в блондинок, одевались как звезда.

Недосягаемая звезда.Любовь Орлова. — Журнал «Культурная Столица»

Великие женщины россии: любовь орлова

Главная › Каталог статей › ЖЗЛНедосягаемая звезда.Любовь Орлова.

Недосягаемая звезда. Любовь Орлова.

Едва ли Орлову можно причислить к выдающимся актрисам, а фильмы с её участием легко пересчитать по пальцам.

Но она была настоящей Звездой – без кавычек и с большой буквы, первой и единственной в Советском Союзе.

Её боготворили, ей подражали, о ней распускали слухи, её высмеивали и пытались отправить на свалку истории. А она мечтала лишь об одном – быть вечно молодой и красивой.

Любовь Петровна Орлова родилась 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Её отец был прямым потомком легендарного Григория Орлова, фаворита Екатерины II, мать состояла в родстве с Львом Толстым.

С ранних лет девочка увлекалась музыкой, танцами и театром. Когда Любе было шесть, детский любительский спектакль с её участием увидел Фёдор Шаляпин. Он поднял малолетнюю лицедейку на руки и провозгласил: «Эта девочка станет великой актрисой!».

Но пока что родители отдали Любу в музыкальную школу – осваивать фортепьяно.

Окончив школу, Орлова поступила в Московскую консерваторию, но дорогостоящую учёбу пришлось бросить – в стране бушевала Гражданская война, разруха, у семьи Орловых экспроприировали даже тёплые вещи.

Утром, замерзая и падая от усталости, Люба доила коров и развозила на утлой тележке огромные бидоны с молоком, днём училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума (ныне ГИТИСа) – там было бесплатно.

А по вечерам подрабатывала тапёршей в прокуренном кинотеатре, куда набивалась пьяная солдатня, и каждый норовил подкрасться и хамски облапить миловидную девчушку, а та не имела права прекращать игру.

Не выдержав нищеты и унижений, Люба выскочила замуж за первого же важного человека, который сделал ей предложение – им оказался Андрей Берзин, заместитель Наркома земледелия.

Выгодное замужество быстро принесло плоды – Люба стала брать уроки актёрского мастерства и вскоре была принята в музыкальную студию при МХАТе.

Важно

Пришлось несколько лет потрудиться солисткой хора и кордебалета, и лишь к 30 годам Орлова получила главную роль – Периколы в одноимённой оперетте Оффенбаха. По всей видимости, за Орлову замолвил словечко сын Немировича-Данченко, с которым Орлова флиртовала.

К тому времени её мужа объявили врагом народа и отправили в ГУЛАГ. А у Орловой появился новый спутник жизни – австрийский импресарио, работавший в Москве.

Если бы Люба вовремя приняла его предложение уехать на Запад, то, возможно, до конца своих дней прозябала бы в каком-нибудь ресторанчике и развлекала русскоязычную публику душещипательными белогвардейскими романсами, а мы бы никогда не увидели ни «Цирка», ни «Волги-Волги», ни «Светлого пути».

В 1933 году начинающий кинорежиссёр Григорий Александров никак не мог найти подходящую актрису в пару к Леониду Утёсову для полнометражного звукового фильма под рабочим названием «Джаз-комедия».

Товарищ посоветовал ему сходить в Музыкальный театр, где задорно поёт и пляшет одна малышка (рост Орловой – 158 см, талия – 43 см). Александров сразу разглядел в Орловой подходящую кандидатуру, уговаривал её чуть ли стоя на коленях, и та согласилась… Впрочем, есть и другая версия, куда более прозаическая.

Узнав об интересном проекте, Орлова подстроила «случайную встречу» с режиссёром, они остались наедине, ну а дальше — дело техники.

Картину «Весёлые ребята» (такое название она получила в итоге, потому что джаз в стране официально запретили) критики буквально истёрли в порошок за «вопиющую пошлость и мещанство», но тут её неожиданно посмотрел Сталин и, благостно улыбаясь, вынес вердикт: «Будто в отпуске побывал».

Разгромные рецензии тотчас сменились панегириками, авторов осыпали призами, и Александров с Орловой решили больше не расставаться – ни на съёмочной площадке, ни за её пределами.

Орлова разошлась со своим австрияком, а Александров развёлся с женой, которая успела подарить ему сына Дугласа, названного в честь американского актёра Дугласа Фербенкса.

Окрылённые успехом, безумно влюблённые друг в друга Александров и Орлова принялись выдавать на-гора один шедевр за другим. Да, это были мастерские подделки под Голливуд, но кто тогда об этом догадывался? И уж тем паче никто не знал, кто такая Марлен Дитрих, чей образ лёг в основу кинематографического имиджа Любови Орловой.

Совет

В «Весёлых ребятах» Орлова носит цилиндр а-ля Дитрих, её героиню из «Цирка» даже зовут похоже – Марион Диксон.

В будущем Орлова познакомится с Дитрих и возненавидит её – та позволяла себе такое, о чём советская актриса не смела и мечтать, она была сказочно богата и знаменита на весь мир, пленительно загадочна и порочна, горда и независима, блистательна и неприступна…

По воле мужа-режиссёра в глазах зарубежных зрителей Орлова была копией, подражательницей, «русской Марлен Дитрих», что не могло не удручать амбициозную натуру Орловой. Так что Любови Петровне приходилось довольствоваться орденами и премиями, которые ей торжественно вручал Лучший друг физкультурников.

Как-то раз Сталин совсем уж расщедрился: «Проси что хочешь. Любое твоё желание исполнится». Собравшись с духом, Орлова попросила разузнать, жив ли её первый муж, Андрей Берзин. На следующий день Орлову вызвали на Лубянку.

«Ваш муж жив, отбывает ссылку в Казахстане», – доложил офицер НКВД и с садистской усмешкой добавил: «Хотите с ним воссоединиться?». Орлова молча встала и ушла.

Но и без Сталина популярность Орловой на одной шестой части суши не ведала границ – она была своей и для простых тружеников (Стрелка из «Волги-Волги»), и для не успевших эмигрировать дворян (Марион из «Цирка»), и для бывших нэпманов (Анюта из «Весёлых ребят»), и для интеллигенции (Никитина из «Весны»), и для твердолобых большевиков (Таня из «Светлого пути»). Она умела придавать крестьянкам и ткачихам едва уловимые аристократичные черты, а утончённых и благородных дам опускать на грешную землю, ближе к народу. Любопытный факт: когда фашисты рвались к Москве, на улицах расклеили афиши, анонсировавшие предстоящие выступления Орловой, и это во многом помогло предотвратить панику (Орлова и Александров к тому времени уже эвакуировались в Баку). Она могла работать на износ, колеся с концертами по городам и весям необъятной «страны героев, страны рабочих и страны учёных», а по приезде в Москву обронить в толпу нечаянную фразу: «Эти перчатки не подходят к моему манто, надо слетать в Париж за другими».

В конце 30-х слава едва не сгубила Орлову. Она была нарасхват, её приглашали на всевозможные протокольные мероприятия с участием первых лиц государства. Орлова пристрастилась к спиртному, у неё начались проблемы со здоровьем, продолжение актёрской карьеры находилось под угрозой.

Тогда деликатный и покладистый Александров – впервые в жизни – стукнул кулаком по столу. Усилием воли Любовь Петровна не только поборола пагубную зависимость, но и взяла за правило – каждое утро она вставала к балетному станку, а потом принимала ледяной душ, и так до последнего года жизни.

Не миновал Орлову и скандал, который, не будь она придворной актрисой, мог стоить ей свободы. За свои концерты и творческие вечера она брала гонорары, в пять раз превышающие максимальную ставку, – они с Александровым строили дачу во Внуково и остро нуждались в деньгах.

Газеты запестрели статьями о «зарвавшейся «народной» артистке» – в ту пору даже коротенькая негативная заметка в «Правде» означала приговор. Пришлось вмешаться Сталину – он лично приказал Орлову не трогать.

Тщательно оберегая свой высокий статус, Орлова никого не подпускала к себе слишком близко. Регулярно общалась она лишь с Фаиной Раневской.

Это была странная на первый взгляд дружба красавицы и «чудовища», всенародной любимицы и просто забавной тётки, чью гениальность разглядят не сразу, чистокровной русской дворянки и грубоватой еврейки из низов. На самом деле они прекрасно дополняли друг друга.

Обратите внимание

Так, прослушав песню из кинофильма «Весна», в котором снимались обе актрисы, Раневская воскликнула: «Когда поёт Орлова, кажется, будто кто-то … в пустое ведро». Любовь Петровна хмурилась, но прощала языкастой подруге ещё и не такие шуточки.

Жёсткая и властная царица и добрая, мудрая, не лишённая чувства сострадания к «маленьким людям» женщина – непостижимым образом эти две ипостаси характера Орловой органично уживались друг с другом. Однажды Орлова увидела, как возле Александрова увивается какая-то молоденькая блондиночка.

«Я – новая ассистентка режиссёра», – представилась девушка с вызовом в голосе. «Бывшая ассистентка», – отчеканила Орлова, и нахальную вертихвостку как ветром сдуло.

В другой раз Орлова засиделась в гостях у Раневской и заметила, что домработница хозяйки, воспользовавшись ситуацией, украдкой нацепила роскошную шубу Орловой и упорхнула на свидание.

Орлова не тронулась с места, пока влюблённая горничная не возвратилась с прогулки, и только тогда, якобы ни о чём не подозревая, покинула дом Раневской. Сразу после войны Орлова снялась в двух лентах мужа – лирической комедии «Весна» и героической драме «Встреча на Эльбе».

Хотя оба фильма стали лидерами проката и Орлова привычно собрала гору наград и премий, актриса начала предчувствовать скорый финал своей кинематографической карьеры и устроилась в Театр им. Моссовета, куда её приняли неохотно, только ради звучного имени в составе. На сцену она выходила нечасто, ярких и интересных ролей ей почти не доставалось, но всё равно она имела стабильный источник дохода.

Со смертью Сталина, который Орлову по-своему обожал и искусно ею манипулировал, а она его в глубине души презирала, актриса осталась не у дел. В эпоху хрущёвской оттепели пафосные киноагитки вышли из моды, зрители требовали новых героев и героинь.

Переживавший творческий кризис Александров снимал скучные и невнятные малобюджетные ленты, Орлова поигрывала в театре и лишь изредка появлялась в эпизодах тех же слабых, проходных фильмов, которые публика либо не замечала, либо игнорировала, либо Госкино вообще не выпускало их в прокат.

Почти всё время они проводили на даче во Внуково. Очень трогательно встречали Новый год – за пять минут до боя курантов выходили из дома и рука об руку шли по заснеженной дорожке навстречу новому счастью… А на советских кухнях тем временем муссировались слухи о фиктивности этого брака, заключённого с целью саморекламы.

Действительно, со стороны их союз казался каким-то неестественным: Любовь Петровна и Григорий Васильевич называли друг друга исключительно на «вы», спали в разных комнатах, да и со всеми предыдущими мужчинами Орлова вступала в отношения только по расчёту.

Важно

Наконец, у четы не было детей – Орлова боялась брать на себя такую ответственность; к тому же дети мешают работе.

Но основная масса сплетен касалась неимоверного количества косметологических операций, которые Орлова проделывала над своим лицом и телом. Можно сказать, отечественная пластическая хирургия росла и развивалась вместе с Орловой.

Сейчас разные подтяжки, исправления и увеличения никого не удивляют, а для персон шоу-бизнеса это такие же банальные и обязательные процедуры, как стрижка ногтей или окрашивание волос, но тогда простым советским женщинам, лишённым возможности ухаживать за собой должным образом, лишь оставалось втайне завидовать знаменитостям, а во всеуслышание фыркать и возмущаться. Впрочем, с возрастом Орлова стала прибегать к услугам пластических хирургов так часто, что у неё это превратилось в манию. Как-то раз её на улице окликнули: «Эй, девушка!». Орлова зарделась и кокетливо пошутила: «Да, спереди я пенсионерка, но сзади-то – пионерка!».

В начале 70-х свергнутый с пьедестала почёта Александров и стареющая, но молодящаяся Орлова решили взять реванш за годы забвения. Каким-то чудом Александров сумел выбить огромные деньги на масштабный проект о подвиге советских разведчиков.

Фильм назывался «Скворец и Лира», съёмки проходили в разных странах Европы, помимо Орловой в нём участвовали Пётр Вельяминов, Николай Гринько, Рина Зелёная, Римма Маркова, Светлана Светличная, там впервые на экране появилась совсем ещё юная Люба Полищук. Согласно сценарию, 70-летняя Орлова должна была играть 20-летнюю девушку.

Гримёры старались как могли, но… Отсмотрев сцену, в которой её героиня выходит замуж в белом подвенечном платье, Орлова пришла в ужас. Госкино также фильм забраковало из-за его низкой художественной ценности. Это был самый оглушительный провал в истории советского кинематографа и главная неудача семейного подряда Александрова и Орловой.

Крах «Скворца и Лиры», осознание невозможности повернуть время вспять, ощущение пустоты и профессиональной невостребованности подорвали и без того слабое здоровье актрисы.

Год спустя её госпитализировали якобы для удаления камней из желчного пузыря, но истинный диагноз, о котором по требованию Александрова ей не сообщали, был куда страшнее – рак. Любовь Петровна скончалась 26 января 1975 года, похоронили актрису в её день рождения – 29 января – на Новодевичьем кладбище.

А ещё через год трагически погиб единственный сын Александрова от первого брака – Дуглас. Григорий Васильевич впал в депрессию и постепенно стал терять рассудок. Его невестка, вдова сына, под шумок женила на себе собственного свёкра, уже почти ничего не соображавшего, – всё ради наследства.

Совет

В 1983 году Александров умер, его молодая жена не разрешила хоронить режиссёра в одной могиле с Орловой – они лежат рядом, но не вместе.

Их сбережения и имущество растащили дальние родственники и сомнительные наследники, а бесценный семейный архив с уникальными документами и фотографиями и вовсе оказался на помойке – спасти удалось лишь жалкие крохи.

Подобно своей героине из фильма «Цирк», Орлова когда-то взлетела в заоблачные дали и, несмотря на превратности судьбы, там и осталась – ярчайшей и недосягаемой Звездой. А её главная мечта всё-таки осуществилась – прошло время, страсти улеглись, и для зрителей уже которого поколения она всегда будет молодой и красивой.

Роман Широков
Женский журнал Суперстиль