Старочеркасская — колыбель донского казачества

Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник

Старочеркасская — колыбель донского казачества

В апреле 1918 года установилась советская власть на Дону.

Среди других структур управления народной власти был создан областной Донской комитет по охране памятников истории и старины, которому было поручено обследовать станицы Донской области, с целью выявления памятников, памятных мест и культурных ценностей, для того, чтобы взять их под государственную охрану.

Комиссия из представительных лиц обследовала несколько древних станиц области, среди которых была и станица Старочеркасская, которая выделялась особенно своими памятниками жилой и культовой архитектуры XVIII века, богатой историей, как бывшая столица донских казаков с 1644 по 1805 годы.

На основе акта этой комиссии первого марта 1921 года было принято решение об организации музея имени Степана Разина в станице Старочеркасской, где, по преданию, родился Степан Разин, был убит Кондратий Булавин и неоднократно бывал Пугачев. 

Обратите внимание

С 1января 1957 года Старочеркасский музей имени Степана Разина упраздняется как самостоятельная административная единица, и он становится филиалом музея истории донского казачества Новочеркасска.

Русские принимают ислам – правда ли это?

Новую страницу в историю Старочеркасского музея вписал М.А.Шолохов. Летом 1970 года, на областном уровне велась подготовка к празднованию 400-летия образования Войска Донского и Черкасска. Многие старожилы помнят день, когда в составе одной из делегаций в станицу прибыл М.А.Шолохов.

Михаил Шолохов

Осмотрел станицу, посетил музей. И вот уже 19 июня 1970 года было отправлено письмо председателю Совета Министров РСФСР Г.И. Воронову: «Дорогой Геннадий Иванович, одновременно с этим письмом, посылаю письмо и Л.И.

Брежневу, в котором прошу Политбюро ЦК КПСС рассмотреть вопрос о возможности как-то отметить наступающее в текущем году 400-летие Донского казачества… Дон дал России Ермака, Пугачева, Разина, Булавина и многих других славных сынов… В отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать… Почему бы Вам Геннадий Иванович не послать в Старочеркасск авторитетную комиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности…». В октябре того же года в станицу Старочеркасскую прибыла авторитетная Госкомиссия, которая определила памятники и памятные места Старочеркасской и, на основании акта этой комиссии и ходатайства М.А.Шолохова, 30 декабря 1970 года вышло постановление за № 726 «О создании на территории станицы Старочеркасской историко-архитектурного музея-заповедника».    

В 1971 году на базе памятников истории и архитектуры, взятых под государственную охрану были созданы Ростовские научно-реставрационные мастерские. За 15 лет, благодаря созданию музея, были отреставрированы такие уникальные памятники как: Войсковой Воскресенский собор

с уникальным иконостасом сер. XVIII века, соборная колокольня, дворец атаманов Ефремовых

атаманская кухня

здание монастырской гостиницы, дом торговых казаков Жученковых

дом К. Булавина

церкви Петра и Павла

Донской Божией Матери

и Ратненская

Сейчас ежегодно выставки и памятники Старочеркасского музея посещает до 200 тысяч российских туристов и гостей, из более чем 60 страны мира, в том числе из далеких Австралии, Новой Зеландии и США, туманного Альбиона, Франции, Германии, Турции и других стран мира.  Для посетителей ежедневно открыто пять экспозиций, которые отражают жизнь донских казаков, их быт, обычаи и культуру.

Колыбель казачьей вольницы

Старочеркасская — колыбель донского казачества

В тяжелые дни немецко-фашистского нашествия на нашу землю газета «Правда» (11 июля 1942 г.) писала: «Всем нам дорог любимый тихий Дон — река русской свободы и героических преданий». Эти слова стали своего рода девизом Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, ими открывается его постоянная экспозиция.

Станица Старочеркасская — для нас не только старый город, «донская Венеция», но и наш «донской Суздаль». История станицы — это живая летопись края, прославившегося именами народных героев — Разина, Булавина, Пугачева…

Изобиловавшие всевозможными животными необозримые степи между московскими владениями и Крымом в Древней Руси называли Диким полем.

Важно

Сюда, в ковыльные степи и лесные дебри, бежали от крепостной неволи, от гнева бояр, царских воевод и помещиков крестьяне и обедневшие городовые люди. В поисках свободной жизни шли на привольные донские и донецкие земли не только из России, но и с Украины, из Польши, Литвы и других соседних стран. В XVI веке их ряды значительно пополнились беглыми крепостными из Московской Руси.

Историк, декабрист, современник Пушкина В. Д. Сухоруков считал, что в числе первых пришельцев на Дон были и новгородцы, что новгородская вольница явилась прообразом казачьей вольницы.

Дикое поле — историческая колыбель казачества. Здесь складывалось вольнолюбивое население, оно получило тюркское название «казаки», т. е. вольные люди.

Донские казаки мужественно обороняли русские земли, совершали смелые походы против внешних врагов. Многие из них плавали по Азовскому и Черному морям, внезапно нападали на турецкие купеческие корабли, теснили турок-азовцев, жгли и опустошали города. На своих лодках-стругах они доходили до Синопа, Трапезунда, Константинополя.

Оружие казаков представляло собой смесь вооружения разных эпох и народов: русская пищаль, персидская сабля, неизменный булатный нож, ружье, рогатина. Позже появились мелкие пушки, пики. Ногайское или черкесское седло, турецкая попона, нарядная сбруя нередко служили украшением боевого коня.

Развитие казачьей общины на Дону сопровождалось социальным расслоением. Появилось так называемое домовитое и голутвенное казачество. В руках домовитых казаков были рыбные ловли, богатые пастбища. Домовитым, дюжим, противостояло беднейшее — голутвенное казачество. Старшина выделялась из домовитых.

Символы атаманской власти — муляжи из постоянной экспозиции Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника

Атаманы являлись блюстителями порядка и исполнителями воли войсковых кругов. Старшина — есаулы, сотники, войсковой дьяк (писарь) — была подвластна атаманам. Внутри Войска Донского атаманы делились на войсковых, походных, городовых и станичных.

Первые казачьи поселения появились в устье реки Вороны, в верхнем течении Дона и в его низовьях, у донецких Раздор, в середине XVI века. В XVII столетии казачьи городки получили распространение не только по Дону, но и по берегам его притоков — Хопра, Медведицы, Северского Донца, Чира.

В 1650 году городков на Дону значилось 31, в 1672 их было 48, а к 1699 году число их достигало 84. В. Д. Сухоруков в «Историческом описании земли Донской» пишет: «…от устья Хопра вниз до реки Аксая, на протяжении 80 верст, рассеяны были казачьи городки и зимовища».

Городки являлись постоянными поселениями, зимовища — временными.

Совет

Казачьи городки состояли из нескольких улочек, бедных изб-куреней да землянок. Украшением городков служили небогатые часовни, срубленные безымянными мастерами. На башнях-каланчах казаки несли сторожевую службу.

В лесных дебрях, среди непроходимых болот, по берегам рек, в тенистых рощах-левадах строили казаки свои неказистые городки. Они укрепляли их двойными палисадами, внутри набитыми землей. Окруженные многочисленными воинственными кочевниками, казаки проводили свою жизнь на биваках. Жилище служило им местом временного приюта, защитой от непогоды.

Казаки пренебрегали удобствами и красотой строений. Нарядные дома могли лишь привлечь внимание хищных недругов. «Пускай, — говорили они, — пламя пожаров сожжет городки наши, через неделю заплетем новые плетни, набьем их землей, покроем избы, и городок готов; скорее враг устанет сжигать наши жилища, нежели мы возобновлять их».

Нижнее Подонье было особенно опасным для обитателей казачьих поселений, где каждую минуту можно было ждать жестоких набегов крымских татар, ногайских, горских черкесов, турок.

Здесь, в городках, селились наиболее смелые, удалые казаки, презиравшие смерть. Такого казака называли отвагой, храбрецом, ищущим опасностей и подвигов. На таких казаков жаловался Ивану IV ногайский хан Юсуф: они-де «с Азова оброк снимают и воду с Дону пить не дают».

Небольшими отрядами пускались казаки «добывать вестей» и пленных к Азову, на берега Кумы и Кубани, в земли крымского хана. В поисках сакмы — следов вражеской конницы — рыскали по степным просторам.

Иногда подходили к улусам — кочевьям неприятелей — и военной хитростью доставали добычу. В степных поисках казаки шли в «траве с травою в уровень». Овраги, горы, реки не были для них преградой.

Через водные рубежи они переправлялись на салах — понтонах, сделанных из связок камыша. На них переплавляли седла и вьюки. Сами же с конями пускались вплавь.

Обратите внимание

Турки защищали Азов с суши и моря. На протоках — Каланче и Мертвом Донце — они поставили укрепления с башнями, а через реку протянули три массивные железные цепи, закрыв выход в море. Казаки в насмешку пускали вниз по реке бревна. Бревна били по цепям, наводили страх на турецкий гарнизон. Иногда казаки, несмотря на цепи, преграждающие путь, на легких лодках-чайках уходили в море.

Отправляясь в «морские поиски», казаки обычно перетаскивали свои суда с одной реки на другую волоком. Казачьи струги появлялись и на реке Миусе. Отсюда они уходили в Азовское море. Возвращались тем же путем, предварительно спрятав свои суда в камышах или затопив их на Миусе.

Свободная жизнь, полная опасностей и тревог, привязывала казаков к Дону. Во вражеском плену и на смертном одре казак, прощаясь со всем, что ему было дорого в жизни, всегда обращался к родному краю: «Прости, тихий Дон Иванович!»

Весной казаки собирались в Главное Войско — главный городок, где находился войсковой атаман с помощниками.

В начальный период истории казачества таким городком были Раздоры. Городок находился на песчаном острове, образуемом рукавом Донца и Доном. Он был основан во второй половине XVI века. Первое документальное упоминание о нем относится к 1571 году. К этому же времени относится и упоминание о городке Мигулине.

Раздоры представляли собой хорошо укрепленный воинский стан-лагерь. Здесь под открытым небом жили вооруженные казаки, готовые каждую минуту по выстрелу вестовой пушки, а позднее — по удару вестового колокола выступить в боевой поход или отразить внезапный вражеский набег.

Городок служил казакам надежным убежищем. Здесь их охраняли от вражеских набегов лесные дебри, водные рубежи двух рек. Отсюда «всем войском» или отдельными отрядами казаки шли «воевать Азов» или уходили в походы на Анатолийское, или Крымское, побережье Черного моря, к берегам Персии.

К ним присоединялись украинские, волжские, яицкие, терские казаки.

Главное Войско (правление) просуществовало здесь около 50 лет, до 1622 года.

В 1642 году в Раздорах еще зимовали турецкий и русские послы, о чем свидетельствует грамота царя Михаила Федоровича. Но в 1644 году городок был сожжен турками. Вскоре казаки восстановили Раздоры, но ему уже не суждено было стать главным казачьим городком.

В начале минувшего века на месте, где находились средневековые Раздоры (городище), еще видели остатки казачьих жилищ. О существовании городища говорят и народные предания, дошедшие до наших дней.

Главное Войско из Раздор было перенесено в Монастырский городок (1622). Время основания Монастырского городка теряется в глубине веков. В «Истории донского войска» Владимира Броневского (С.-Петербург, 1834) говорится, что городок был построен около 1593 года.

В 1610 году в Монастырском Яру жило уже много казаков. Они укрепили городок, вооружили его крепостными пушками. Здесь находилась богатая часовня.

Важно

1 декабря 1672 года донской атаман Фрол Минаев давал в Москве Посольскому Приказу сведения о казачьих городках. В его росписи не указан Монастырский и другие близлежащие к Азову городки. Ф. Минаев не имел желания открывать все свои карты.

Мы мало знаем и о событиях, происходивших на Монастырском Яру. Трудно сказать, где они возникали: в Монастырском или Черкасском городке?

В Монастырском Яру собирались, казаки со всех рек, из всех городков и станов. Весной 1637 года на Войсковом кругу они решили «идти на бусурман, взять Азов».

21 апреля 1637 года из Монастырского городка под предводительством атамана Михаила Татаринова казаки двинулись «конною и судовою ратью» к Азову.

18 июня они приступом взяли Азов. Это было началом известной в истории Азовской обороны.

В отписке царю Михаилу Федоровичу от 15 июля 1637 года казаки доносили: «Азов-город мы взяли, ни одного человека азовского на степь и на море не упустили».

Главное Войско — казачью столицу — из Монастырского перенесли в Азов. Но здесь она просуществовала недолго, всего четыре года. В течение этих поистине героических лет борьба казаков с турками не прекращалась.

В 1642 году казаки были вынуждены покинуть Азов (подробнее об этом см. главу «Черкасск в XVII-XVIII веках») и уйти на Махин остров. Позднее отсюда казаки перебрались в Черкасский город. Он имеет интересную предысторию.

Совет

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» упоминает, что на месте Черкасска существовал изобиловавший плодами город Ахас, о котором говорилось: «Имей только огонь и соль, и все остальное найдешь в Ахасе».

Посол римского папы Иннокентия IV к хану Батыю Иоанн де Плано Карпини в «Истории монголов» (1246) говорит о богатом городе Арнасе, в нижнем течении Дона. Населяли его аланы-христиане, хазары, россияне, сарацины-магометане. В городе были хорошая гавань для стоянки судов, многочисленные торговые заведения, склады товаров.

Арнас вел обширную торговлю с многими народами. Он был обнесен крепкими стенами. Татаро-монголы не смогли взять его. Тогда Батый приказал запрудить реку. Город со строениями и жителями был погребен под водой.

Территория Черкасска много раз затоплялась весенними водами, заносилась песком и илом, вновь застраивалась и перестраивалась.

Макет города Черкасска в постоянной экспозиции Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника

В «Словаре географическом Российского государства» (ч VI т.

X), изданном в Москве в 1808 году, говорится о возникновении Черкасска: «Когда турецкое войско в 1569 году ходило под Астрахань, то в оное время царем Иоанном Васильевичем призван был с Днепра князь Михайло Вишневецкий с 5000 запорожских казаков, которые, совокупясь с поселенными на Дону, великую победу на сухом пути и на море в лодках над турками одержали, и таким образом из оных черкасских казаков большая часть, оставшись на Дону, в 1570 году построили совокупно с Донским сей город, в коем и жили долгое время без жен, как запорожцы».

Казачество Дона и Украины представляло собой братство по крови и оружию. Только за первую половину XVII века казаки совершили более двадцати совместных морских походов к турецким и крымским берегам.

Одним из первых историков Черкасска явился В. Д. Сухоруков. Его «Краткое историческое известие о бывшем на Дону городе Черкасске» («Северный архив» С-Петербург, 1823) не утратило значения и до наших дней. Черкасский городок, по его мнению, возник близ главного городка Монастырского.

А. И. Ригельман в «Истории, или повествовании, о донских казаках» (Москва, 1846) пишет, что «черкасы из-за Днепра пришли на Дон и… поселились выше Азова, в 50 верстах от него, на Олопекии, т. е. на Лисьем острове».

Советский историк Б. В. Лунин считает, что Черкасск получил свое название, по-видимому, от поселившихся здесь казаков-запорожцев (черкас), выходцев из Приднепровья.

В исторических актах Черкасск впервые упоминается в 1593 году.

Обратите внимание

Турецкий султан получил сообщение о том, что донские казаки вблизи Азова, «на Маныче, да в Черкасской и в Раздорах», поставили четыре новых городка и «из тех городков, приходя, Азову тесноту чинят».

Султан требовал от русского посла в Константинополе Нащокина объяснений. Посол, как обычно, заверял султана, что казаки действуют по своему усмотрению, не подчиняясь московскому царю.

Таков, вкратце, обзор основных исторических сведений о происхождении города Черкасска — станицы Старочеркасской.

Старочеркасск. Станица-история казачества. Памятник Архитектуры

Старочеркасская — колыбель донского казачества

В конце марта наконец то выдались теплые деньки. Воздух прогрелся до 18-19 градусов. Так хочется на природу. Совместим приятное с приятным. Посетим нашу станицу-памятник, станицу-историю. Недалеко Дон. посидим на берегу.

Посмотрим паромную переправу. Отдохнем культурно и духовно. Ведь Старочекрасск не только музей-заповедник, в нем действуют несколько храмов и мужской монастырь.

Возможно это самое застроенное церквями и храмами на квадратный километр во всей Ростовской области поселение.

Много текста писать сегодня не буду. Возможно в будущем прокомментирую наш поход в музей.  Мы приехали в будний день 26марта 2015г. Через 2 недели пасха. Народ только готовится к ее встрече. А пока на улицах пустынно и мне удалось неспеша все запечатлеть:

Нам повезло. Подъехали почти под самый музейно-исторический комплекс. Направо Войсковой собор, площадь на майдане, памятник Платову, колокольня.

Налево мужской манастырь, атаманская усадьба Ефремовых постройки 19века, храм Донской Иконы Божией Матери (домовая церковь). Далее по бульвару дом Булавина, храм Петра и Павла. На Ратрой площади Преображенский храм.

Начнем осмотр Старочеркасска с Войсокового Воскресенского собора и прилегающей местрости. А посмотреть есть что.

Важно

Совершенно очевидно что снимать города, улицы, здания нужно в ясную погоду, а церкви и соборы обязательно с небольшими облаками, иначе все смотрится тускло и безжизненно. Но все же небольшой обзор я сделаю. А хорошие фотографии можно будет посмотреть на других сайтах, где профессионалы показали все свое умение фотографировать и пользоваться фотошопом.

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова является старейшим храмом не только в Ростовской области. Это самый древний храм на Юге России.

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова

Это единственная в нашей области «холодная» церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам, поэтому они не отапливались.

Поддержание нужных температур осуществляется в «холодных» храмах сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло. Когда то храм принадлежад музею-заповеднику.

 Но в настоящее время этот собор является действующим храмом. Его торжественное освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года.

Если зантересовала история собора, то почтайте статью на сайте Памятники Дона

К сожалению не написан автор статьи. Очень интересная статья. Перед посещением Старочеркасска, советую ее прочесть. И вы поймете что поход будет в несколько раз интререснее и содержательнее. И каждый камень, цепь и ворота покажутся вам важными и несущими историю.

Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.

Колокольня возведена по образцу строившихся в Москве восьмигранных шатровых колоколен и состоит из четырёх частей: подклета (подвала), четверика, восьмерика и увенчанного крестом восьмигранного шатра. На первом и втором этажах колокольни в 1744—1857 годах хранился войсковой казачий архив, а в подклете долгое время держали преступников.

В 1751 году в Старочеркасской был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года, знаменитый казачий атаман М. И. Платов.

Атаманское подворье

В этом архитектурном комплексе сосредоточены архитектурные памятники XVIII—XIX веков — усадьба атаманов Ефремовых с Донской домовой церковью.

Подворье, лежащее на территории бывшей Средней станицы, принадлежало одному из известнейших и богатейших казачьих родов — Ефремовым. Начало достатку положил атаман Данила Ефремов, владевший под конец жизни лавками, кабаками, мельницами, табунами лошадей и огромными наделами (большую часть которых составляли захваченные им общинные земли).

В 1756 — 1761 годах Ефремовы построили в своем подворье домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери.

Однокупольная Донская церковь была трехъярусной, что в окружении невысоких куреней придавало ей внушительную монументальность. Два нижних кубических объема служили основанием для восьмерика, перекрытого своеобразным лотковым куполом, увенчанным красивой главкой на вытянутом барабане.

Углы ярусов украшались тройными колоннами дорического ордера, а стены — оригинальными разорванными треугольными и лучковыми сандриками оконных наличников. Впоследствии церковь несколько раз перестраивалась. К ней был пристроен придел Николая Чудотворца (1817), колокольня соединена с храмом, и появился еще один придел — Даниила Столпника (1843).

Фасад западного портала, ставший главным, был обработан мощным четырех-колонным портиком.

Немного новой истории

Идем дальше по алее. На пути бюсты Героям Советского Союза. Почему то ни в википедии ни в других путеводителях нет описания жизни геров Староческасска прошлого века.  Ковалёв, Михаил Васильевич (1910—1944) Резанов, Виктор Дмитриевич (1922—1982)  Татаркин, Пётр Евпсифович (1912—1943) . Немного правее памятник героям ВОв, ураженцев Старочеркасска. Фото не получилось.

Петропавловский храм. Дом атамана Булавина

В 1692 году в Черкасске был построен деревянный Петропавловский храм. Во время сильного пожара 1744 года, истребившего почти весь город, храм сгорел. На его месте в 1751 году по усердию и на средства прихожан возвели каменную церковь.

В ней было три престола: главный — во имя св. Апостолов Петра и Павла, и два — во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя Иоанна Воина. Петропавловский храм был достаточно крупным по числу прихожан, при нем имелось светское приходское двухклассное училище.

По архитектуре очень напоминает домовую церковь атамана Ефремова.

Об это храме и доме атамана Булавина почитайте в блоге http://urban3p.ru/. Очень интересный автор. Я зачиталась и забыла о своем блоге.

Совет

Еще один музей. К сожалению экспозицию посмотреть не удалось. Музей работал. Но хотелось еще успеть на Ратную площадь и на набережную. Еще по дороге в Старочеркасска было урочище Каплица. По видимому сегодня туда не успеть. И еще где то должен быть мемориал  красноармейцам 12-ой стрелковой дивизии.

Интересен и частный сектор. На одной улице несколько стилей, несколько эпох в архитектуре.

по пути к Ратной церкви не удержалась и сделала несколько кадров ныне жилых подворьев.

Ратная церковь и погост

Последний на сегодня объект Преображенская церковь. Второй по древности храм Черкасска. Был возведен на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году.

Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Домовая Донская церковь во имя Донской божьей матери, храм Петра и Павла и Ратная церковь исполнены в одном архитектуром стиле и составлют единую композицию музея-заповедника.

Похоже сегодня это последние фотографии. Садится батарея, да и свет уже не тот. без подсветки храмов фотографии не будет. А пока до праздников далеко. На берег тоже не подедем. Дон и набережную лучше снимать при хорошем освещении. В общем то природы и погоды нам хватило. Есть ощущение весны и небольшая усталость.

Каплица

Выложу пока фотографии Каплицы, другого автора, сворованного с сайта http://www.stdon.ru/. там еще мого хороших профессиональных фото Старочеркасска. Если любопытно, обязательно переходите и наслаждайтесь.

На сегодня это все. Обязательно вернусь и прокомментирую фотографии, напишу о том состоянии, в котором мы пребывали, путешествуя в 19 век, и чувство спокойствия и благости находясь рядом с духовностью и моральными ценностями нашей земли.

Презентация столица казачества — Старочеркасск

Старочеркасская — колыбель донского казачества

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Старочеркасск, столица донского казачества Презентацию подготовила воспитатель высшей категории ГКОУ РО ОЦОНУ Мамонова В.А. с 1644 по 1805 годы

2 слайд 3 слайд Описание слайда:

Станица Старочеркасская – это старинный казачий городок. С 1644 по 1805 годы Старочеркасск носил официальное звание столицы Донского казачества. Именно отсюда казаки отправлялись в поход на Азов, в истории эта война получила название «Азовское сидение». Турки не простили  донским воинам взятие Азова, и в 1643 году город сожгли дотла.

4 слайд Описание слайда:

Но уже через год его возвели заново. Именно здесь родились знаменитый бунтовщик Степан Разин и герой отечественной войны 1812 года атаман Платов. Старочеркасск утратил свое политическое и стратегическое значение.

Еще тогда, когда Россия получила господство над Черным и Азовским морями, он потерял статус города. И сегодня станица это большой музей, который практически не менялся на протяжение многих лет.

В Старочеркасске находится несколько значимых церквей, построенных в разные годы.

5 слайд Описание слайда:

Воскресенский войсковой собор Воскресенский войсковой собор – это первый на дону собор из камня, раньше церкви были деревянные. Таковой была и церковь на месте нынешнего собора. Но частые пожары не оставили и следа от более ранних построек.

Воскресенский собор был главным храмом донского войска. Он был построен в начале 18 века. Участие в строительстве храма принимал сам Петр I.

Именно он разрешил построить каменный храм, в те годы еще действовал императорский указ о запрете на строительство каменных зданий, эта привилегия принадлежала только Петербургу.

6 слайд Описание слайда:Обратите внимание

Воскресенский Войсковой собор (архитектор неизвестен). Высота собора до маковки составляет 46 метров. У входа расположены плиты с указанием, что на них молились российские императоры, также у входа можно видеть кандалы, в которые был закован Степан Разин, перед отправкой на казнь. Остатки укреплений

7 слайд Описание слайда:

Церковь Петра и Павла Церковь апостолов Петра и Павла. Раньше на ее месте стояла деревянная церковь, которая сгорела в пожаре 1744 года. Именно здесь, в церкви Пера и Павла крестился атаман Платов. Отсюда казаки брали с собой в поход горсть донской земли, которую носили на груди до своего возвращения домой.

8 слайд Описание слайда:

Домовая Церковь Есть еще одна церковь, она входит в состав Атаманского подворья и называется Домовая церковь. Она была построена в 1756-1761 годы, в честь Донской Иконы Божьей Матери.

9 слайд Описание слайда:

Преображенская Церковь (Ратная)  По некоторым данным церковь построил атаман Ефремов в 1731 году, по другой версии она была построена в 1751. Возле Преображенской церкви находится ратное кладбище, на котором похоронены герои осадного «сидения». Именно по этой причине церковь и получила свое второе название — Ратная.

10 слайд Описание слайда:

Атаманское подворье Атаманское подворье включает в себя дворец атамана Данилы Ефремова. Церковь, хозяйственные постройки и фамильное кладбище. В 1837 году вдовы Ефремовы основали на территории подворья женский монастырь. Только дворец не вошел в состав монастыря. Сегодня в Атаманском дворце находится музей донского казачества.

11 слайд Описание слайда:

Убранство атаманского дворца.

12 слайд Описание слайда:

Шатровая колокольня (высота 45,8 метра). С ее высоты открывается потрясающий вид на окрестности. Кстати площадь перед собором называется Майдан — место сбора Войскового круга (орган управления), здесь принимались решения о походах и других не менее важных делах.

13 слайд Описание слайда:

В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько раз бывал и Емельян Пугачев.

А в 1800 году, на Майдане, в царствование Павла I, на словах испытывавшего «августейшее расположение» к казакам,  была устроена показательная казнь Петра и Евграфа Грузиновых, протестовавших против превращения казачьих земель в русскую губернию. Степан Разин Емельян Пугачев

14 слайд Описание слайда:Важно

В крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин. Кондратий Булавин Картина «Гибель Буланова»

15 слайд Описание слайда:

Казачья архитектура. Казачий курень  («круглый курень») -дом на высоком фундаменте (так как были часты наводнения),  квадратной формы с четырехскатной крышей. Иногда дома были двухэтажными. Первый этаж — для хранения, второй для жизни.

16 слайд Описание слайда:

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь одна из достопримечательностей Ростовской области, а также действующий монастырь.

17 слайд Описание слайда:

Монастырское Урочище У речников есть традиция — проходя мимо Монастырского урочища, давать траурные гудки в честь погибших за свободу Родины. Монастырское урочище (Капличка). Одна из казачьих святынь.

Место братского захоронения казаков, павших в войне с турками, бойцов Первой Конной армии и матросов канонерской лодки «Ростов Дон».

В память о погибших воинах на белой мемориальной стеле выбиты три даты 1643, 1920, 1942.

18 слайд Описание слайда:

На Дону, в трех километрах к северо-востоку от станицы Старочеркасской, находилась крепость Святой Анны. О крепости, сооруженной в 30-е годы XVIII столетия, говорят собственно лишь остатки земляных валов и рвов, густо поросших донским разнотравьем. С 1970 года крепость включена в Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник. Крепость Святой Анны

19 слайд Описание слайда:

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы ст. Старочеркасскую посетил Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл. Он принял участие в заседании Совета войсковых атаманов, которое прошло в Атаманском дворце.

Совет

  Главным событием стало богослужение, которое Святейший провел в Старочеркасском Войсковом Воскресенском соборе. Всенощное бдение было посвящено приближающемуся празднику и проходило около двух часов.

  13 октября 2015 года

20 слайд Описание слайда:

Мы первый раз в Старочеркасске И окунулись в старину. Характер мой и дух бунтарский Начнет меняться на Дону.   Вначале речка опьянила, Открылась неба вышина, Затем невольно поразила В Старочеркасске тишина.

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Старочеркасск, столица Донского казачества

Старочеркасская — колыбель донского казачества

Станица Старочеркасская (или по просту Старочеркасск), столица Донского казачества, музей-заповедник на берегу Батюшки-Дона. Место рождения Стеньки Разина, а также колыбель восстания казаков в 1667 году. В общем место очень интересное и историческое.

Шаг 1: Собираем сумку, и в дорогу!

В первую очередь, рассказываю как добраться до Старочеркасска: из Ростова-на-Дону (27 км) добраться можно на маршрутке с площади Толского: Выйти на остановке площадь К.Маркса и пересечь сквер, оставляя Вечный огонь справа. Остановка — в десятке метров от точки выхода, вправо. В летнее время с Набережной ходят речные трамвайчики.

Подробнее:

маршрутное такси №151 из Ростова-на-Дону (пл. К. Маркса);

маршрутное такси №151 из Ростова-на-Дону (пл. К. Маркса);

маршрутное такси №158 из Аксая;

автомобиль: выезд из Ростова-на-Дону на Новочеркасское шоссе – правый поворот на Аксай – в Аксае поворот налево на пересечении ул. Ленина и ул. Садовая – прямо до развилки возле х. Большой Лог – направо по указателю «Старочеркасская» – по трассе, минуя Камплицу – за 5 км до ст. Стаpочеркасская.

Сколько дней потребуется на осмотр?- Обойти станицу можно за один день, а вот отдыхать там и наслаждаться умиротворение можно неделю.

Дом Жученковых

Доская домовая церковь

Атаманское подворье с колодцем

Атаманский дворец Ефремова. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. Дворец построили для назначенного в 1738 году атамана войска Донского Данилы Ефремова.

Убранство Атаманского дворца

Остатки укреплений

Воскресенский Войсковой собор (архитектор неизвестен). Собор (высота до маковки составляет 46 метров) построен в стиле украинского барокко. У входа расположены плиты с указанием, что на них молились российские императоры, также у входа можно видеть кандалы, в которые был закован Степан Разин, перед отправкой на казнь.

Шатровая колокольня (высота 45,8 метра). С ее высоты открывается потрясающий вид на окрестности, вход закрыт, но всегда можно договориться . Кстати площадь перед собором называется Майдан — место сбора Войскового круга (орган управления), здесь принимались решения о походах и других не менее важных делах.

Обратите внимание

Казачья архитектура. Казачий курень («круглый курень») -дом на высоком фундаменте (так как были часты наводнения), квадратной формы с четырехскатной крышей. Иногда дома были двух-этажными. Первый этаж — для хранения, второй для жизни

Летним солнечным днем очень приятно нежиться на солнышке на берегу Дона.

Преображенская (Ратная) церковь

Ростовская область колыбель Донского казачества

Старочеркасская — колыбель донского казачества

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каштановская средняя образовательная школа»

Устный журнал на тему «Ростовская область – колыбель Донского казачества»

6 класс

Классный руководитель: _______(Сафронова М.В.) 2012-2013 уч.год

Вед: Любимый край степной…

Любимый край Донскойи луг цветущий здесь весной…

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …Казачья Родина моя!(Строгонов)Добрый день дорогие друзья! В этом году исполняется 75 лет со дня образования нашей с вами Ростовской области. В честь юбилея нашей области урок мы проведем в виде устного журнала «Ростовская область-колыбель Донского казачества».

Страничка-передовичка

13 сентября 1937 года на страницах центральных газет появился Указ Президиума Верховного Совета СССР об упразднении Азово-Черноморского края с центром в Ростове, разделив его на две административные единицы: Краснодарский край с центром в Краснодаре и Ростовскую область с центром в Ростове-на-Дону. Вместе со всей страной область пережила и радостные события: трудовой энтузиазм первых советских пятилеток, победу над фашизмом, первый полет человека в космос; и тяжелые испытания: гражданскую войну, оккупацию фашистов, расстрел мирной демонстрации рабочих в 1962 году в Новочеркасске. Все было и многое еще будет. В октябре 1996 года Законодательным собранием Ростовской области были утверждены герб и флаг Ростовской области. Рассказ учеников.

Флаг. За основу нынешнего флага области взят флаг Всевеликого Войска Донского. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос; верхней — синего, средней – желтого и нижней – алого цветов.

Первоначально эти полосы символизировали единство трех народов, издревле заселявших Дон: казаков, калмыков и русских. В современном же варианте желтая полоса вобрала в себя все народы, живущие ныне на великой реке. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая пятую часть ширины флага.

ВВ ней разработчики видят символ единства об ласти с Российской Федерацией. Отношение ширины флага к его длине – два к трем. (Строгонов)

Герб. О гербе больше всего споров. Его разработчик, ростовский художник Алексей Курманаевский, взял за основу герб Области Войска Донского, утвержденный еще в 1878 году.

Так и появился на гербе Ростовской области геральдический щит, состоящий из трех равных вертикальных частей – двух голубых и серой в центре.

Герб представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого- серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя выше; в оконечности- золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс.

Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа – серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева- серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест.

Щитодержатель – возникающий над щитом черный двуглавый орел с распростертыми крыльями, с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий над каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных накрест флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками шнурами и кистями. Знаменные древки перевиты лентой ордена Ленина. (Дейснер)

Гимн. Гимн Ростовской области создан на основе песни Ф И Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон. (Звучит гимн).

Вторая страничка. Цифры и факты.

Важно

Когда только образовалась Ростовская область, в ней было 8 городов вместе с Ростовом. Сейчас же в состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений, 390 сельских поселений. В области проживает 4404, 013 тыс.

человек, более 2/3 которого — городские жители. Регион занимает 5 место в России по численности населения. Ростовская область многонациональна, проживают: русские, украинцы, армяне, белорусы, чеченцы, татары, молдаване и др.

В Ростовской области получили развитие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, электроэнергетика, пищевая, топливная и легкая промышленности. Водные речные линии связывают Ростов с 16-ю государствами Средиземноморского, Балтийского, Каспийского, Черноморского бассейнов. Ведется крупное строительство портов в Азове и Таганроге.

Ростов – крупнейший железнодорожный узел. Продукция, производимая на Дону, экспортируется более чем в 70 стран мира (Украина, Италия, Турция, Корея, Греция, ОАЭ и Египет). Основными товарными группами экспорта являются продовольственные товары и сырье для их производства.

По мнению экспертов, Ростовская область отличается политической стабильностью. На ее территории нет национальных конфликтов, она обладает значительными природными ресурсами, квалифицированными кадрами и производственным потенциалом.

Третья страничка «Историческая».
Вывеска: Каменный век. Картины: первобытные люди, стадо мамонтов. Учащиеся разыгрывают сценку «Первобытные люди у костра». Ведущий: Условия жизни суровые. С севера на юг надвигался огромный ледник, в одно время он доходил до середины течения Дона. По краю ледника простирается полоса тундры и холодных степей , Стада мамонтов, оленей ходили по ним. На них и охотились древние люди. В этом же веке появляются зачатки искусств и первобытные верования. (Озанаева)

Вывеска: медно- бронзовый век.

В этот период в низовьях Дона жили различные племена, занимались они охотой, скотоводством, в долинах рек — земледелием, рыбной ловлей, оборонялись от набегов воинственных кочевников.

В железном веке происходит начало греческой цивилизации. Памятником того далекого времени является древний город Танаис. Где вы уже бывали, а кто не был, обязательно побывайте.(Сулейманова)

Вывеска: 8-9 века, картина « Игорева Дружина». Первые славянские поселения. По этим местам проходили дружины киевских князей , вели сражение против половцев и хазар.

Сражений было много , но об одном из них мы знаем больше, благодаря поэме «Слово о полку Игореве». В честь этого сражения установлен камень-памятник возле г. Белая Калитва.

Длительное татаро-монгольское иго сменилось турецким засильем. (Строгонов)

Вывеска: 15-17 века. После разгрома монголо-татар широкая полоса земли вдоль берегов Дона оказалась свободной. Эту землю называли Диким полем, Великим лугом. Здесь находили приют беглые крестьяне.

Совет

Их называли казаками (в переводе с тюркского это означало «удальцы», «вольные люди». Значительный приток казаков наблюдался в первой четверти 16 века. Постоянные поселения казаков относят к октябрю 1549 года.

В последствии казаки защищали южные границы государства Российского. (Сулейманова)

Страничка «Музыкальная».

А сейчас послушаем донские казачьи песни. Исполнение песен.

Страничка «Культура и спорт»

Люди Дона сделали большой вклад в развитие культуры нашей страны. В разное время в Приазовье жили и работали известные писатели, скульпторы, композиторы, художники, певцы. Назовите их имена. ( М. Шолохов, А. П. Чехов, К. М. Станюкович, Алексей Толстой, Александр Фадеев. Гостили: А. С. Пушкин, В. Маяковский, Аркадий Гайдар, П. И. Чайковский, Айвазовский и др.).

Ростовская область, первая среди регионов страны, удостоена Почетного приза исполкома Олимпийского комитета России за высокие спортивные показатели и гуманизм в спорте. Спортсмены Дона входят в сборную страны по различным видам спорта. Они неоднакратно становились призерами олимпиад и чемпионатов мира.

Ростовская область уже сейчас на лидерских позициях по развитию массового спорта и спорта высших достижений. По всему миру известны имена донских спортсменов, заработавших сотни олимпийских медалей, и их список пополнился в этом году.

В 30-х Олимпийских играх приняли участие 25 атлетов из Ростовской области, внеся свой вклад в российское 4-ое место общего зачета.

Из Лондона на донскую землю приехали 9 медалей – по три золота, серебра и бронзы.

Страничка «Занимательная»

Лингвистический конкурс.

Командам предлагается по 6 слов из донского диалекта, они должны объяснить лексическое значение слов, т. е. дать их толкование:Слова для первой команды: Слова для второй команды:

Чакан – растение, рогоз широколистный. Тузлук – дикий чеснок.

Чирики – казачья обувь. Курень – казачья изба.

Каймак – чистая пенка,

снятая с кипяченого и топленого молока, Шулюн – блюдо из говядины и баранины..

Ковал — кузнец Трухменка – шапка из овчины

Гардал – горчица . Щерба – казачья уха.

Надысь – недавно. Наметом – галопом

Конкурс «Знатоки казачьего фольклора»

Щи с мясом вкуснее, речь с поговоркой яснее.

На Дону пословица недаром молвится. (Пословица).

В этом конкурсе проверяется знание казачьих пословиц и поговорок. Нужно найти продолжение первой части пословицы или поговорки. Побеждает та команда, которая быстрее и точнее определит продолжение. 1.Казак скорей умрет, а коня накормит2.Казак сам не поест, чем с родной земли сойдет3.Когда два казака заодно, – любого врага одолеют 4.

Обратите внимание

Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец..5.Казаки в бою не робеют, никакой коршун не страшен..6.Терпи, казак, проживешь без урона7.На Донской земле все родится – мед ложкой кушать.8.Казачьи песни слушать – в беде коня не бросает9.Бери жену с Дона, атаманом будешь.10.Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, надо только трудиться.

Приложение (ответы):

1.Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет. 2.Казак сам не поест, а коня накормит.3.Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.4Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.5.Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.6.Терпи, казак, атаманом будешь.7.На Донской земле все родится – надо только трудиться.8.Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать.9.Бери жену с Дона, проживешь без урона.

10.Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец

конкурс «Знатоки истории Донского края».

Каждая команда получает по четыре вопроса по истории Донского края.Вопросы командам:

1.Назовите самый древний из существующих ныне городов Донского края? (город Азов)

2.Почему станицу Старочеркасскую именуют « Донской Венецией»? ( До 1952 года вешние воды ежегодно заливали огромную пойму Дона, на 2- 3 месяца затопляя низко расположенную над уровнем Дона столицу казачества. И тогда Черкасск напоминал итальянскую Венецию, только по улицам и площадям люди ездили не в гондолах, а на лодках – баркасах)

3.Один из городов области расположен на трех реках. Какой? (Речь идет о городе Белая Калитва, расположенном на реке Северский Донец при впадении в него реки Калитвы; с противоположной, правой стороны в Северский Донец впадает река Лихая)

4. В каком городе нашей области Петр 1 предполагал основать столицу государства Российского? (в городе Таганроге).

5.Откуда взялось название «Ростов — на- Дону»? (В 1749 году была основана Темерницкая таможня, а через два десятилетия рядом с урочищем Богатый Колодезь – крепость, названная по имени митрополита Дмитрия Ростовского. Вокруг крепости появились поселки, которые также стали именоваться «Ростовскими». Ростовом – на – Дону город был назван для отличия его от Ростова Ярославской губернии.)

6.Назовите самые молодые города Дона. (Семикаракорск-1972, Пролетарск-1970, Константиновск- 1967.)

7.Какой край в один день с Ростовской областью отметит свое 75-летие? 8. Как называлась территория нашей области в разное время? (Дикое поле, Великий луг, Земля Войска Донского, Область Войска Донского до 1917 г., 1920- 1924 гг. – Донская область, до 1934 г. – Северокавказский край, 1934-1937 гг. – Азово-Черноморский край, 1937 года — Ростовская область.

9.Задание для обеих команд. Кто быстрее впишет названия в строчки пирамиды. Названия нескольких городов нашей области оканчиваются на «СК». Впишите эти названия в горизонтальные строчки пирамиды (кроссворд) Ответы:

Сальск
Батайск
Цимлянск
Морозовск
Волгодонск
Новочеркасск
Новошахтинск
Константиновск

Каждая команда выполняет задание письменно, затем сдаёт жюри. Одновременно получают задание и зрители, болельщики.

Конкурс для болельщиков.

Пока команды готовят ответы на вопросы, болельщикам дается задание: объяснить значение символов власти на гербе Ростовской области – бунчук, пернач, насека, булава. ( О флаге Ростовской области, о гимне.) Приложение

Ответы:

Бунчук – символ казачьей вольницы. Древко с позолоченным шаром на конце. Из шара выпускались конские хвосты или хвост волка. Его выносили перед выходом атамана. Пожалован императрицей Елизаветой Петровной.

Пернач – окованная серебром трость высшего атаманского достоинства, пожалованный Войску Донскому Петром 1.

Насека – знак атаманской власти. Жезл из крепкого дерева. На нее атаман опирался.

Булава – знак атаманской власти. Из ореховой палки, на конце серебряный шар с позолотой, рукоять отделана серебром.

Подведение итогов конкурсов.

Страничка «Заключительная»

Ведущий: Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток.

Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон — одна из крупнейших рек нашей Родины. Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера.

Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов, станиц, обширных заливных лугов.

Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,Ты кормилец наш, Дон Иванович.Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.У этой большой земли яркая и богатая история. Вот и прочитана последняя страница. Говорим вам спасибо за внимание и до новых встреч.

Литература.

1.Родом из Великокняжеской, ООО «Талер», г. Сальск,2000.2.Нагорный Б.Твой край родной. Занимательно краеведение в вопросах и ответах. Ростов: Ростовское книжное издательство, 1988г.3.Скрипов А.Н. На просторах Дикого поля. Из прошлого. Ростовский – на –Дону Государственный университет, 1960г.4.Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов – на — Дону» «Издат. БАРО — ПРЕСС», 2005г.5.Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся. Ростов – на – Дону: «Издательство БАРО — ПРЕСС», 2004 г.6.Земля Донская: Фотоальбом/с параллельным текстом.- Ростов н/Д. Изд. АО «Книга», 1975 г.7. Щербаков Б.В. Донские пейзажи. Изд. «Современная Россия» — Москва, 19758.Моложавенко В. Тайны Донских курганов. Ростовское книжное издательство,1967г.9.Караев Н.И., Куприц М.Я. С рюкзаком по Донскому краю (Туристские маршруты), Ростов – на — Дону. Ростиздат,1972г. 10.Интернет-ресурсы

Страницы журнала: