Съезд русский князей в любече кратко

Содержание

Съезд князей в Любече

Съезд русский князей в любече кратко

Любечский съезд — собрание русских князей, основной целью которого было остановить междоусобную войну и создать единое государство для сопротивления иноземным захватчикам.

Северное сияние в россии — 5 лучших мест

Первый съезд князей в Любече

Съезд русских князей состоялся в г. Любече (на р. Днепр) в 1097 г. Причинами для созыва съезда князей в Любече стали:

  • жестокая междоусобная война между князьями, которые воевали друг с другом за территории и влияние на Руси;
  • необходимость создать единую армию для сопротивления половцам, чьи набеги наносили серьезный вред стране.

Съезд русских князей в Любече был провозглашен Владимиром Мономахом, который первым понял все печальные последствия междоусобицы.

Значение Любечского съезда

Киевская Русь в конце 11-го в. находилась в крайне сложном положении. С 1094 г. шла постоянная борьба за территории, которая сильно ослабляла страну и не позволяла собрать единую армию. Князья не хотели признавать авторитет друг друга и пытались захватить у противника все новые территории для получения прибыли и распространения своего влияния. Положение осложнялось набегами половцев.

Владимир Мономах потерпел поражение в битве на Стугне в 1093 г., уступив часть территорий захватчикам. Позднее, в 1094 г., князь Олег Святославич заручился поддержкой половцев и выгнал Владимира из Чернигова.

Заручившись поддержкой другого князя, Святополка Изяславича, Владимир хотел отвоевать обратно свои владения, но в это же время половцы совершили жестокий набег на южные территории.

Обратите внимание

В течение двух лет Русь постоянно находилась в состоянии войны.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо было помирить князей — с этой целью Владимир Мономах и созвал Любечский съезд в первый раз.

Основные решения Любечского съезда князей

Во время собрания князья занимались в основном переделом территорий. После многочасовой дискуссии съезд князей в Любече провозгласил следующее: заключить мир между князьями и обязать их приходить на помощь друг другу в борьбе с половцами. Основной целью Любечского съезда было создание единого государства.

Территории были поделены следующим образом:

  • Василько Ростиславич (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль;
  • Владимир Мономах — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Давыд Игоревич — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Олег и Давыд Святославичи — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Святополк Изяславич — Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя.

Съезд русских князей в Любече провозгласил новый принцип деления земель. Князья наследовали территории, принадлежавшие их отцам, — родовое распределение. Таким образом, удавалось избежать споров за владения, а Русь постепенно должна была превратиться в феодальное государство.

Последствия Любечского съезда князей

К несчастью, князь Давыд Игоревич был недоволен новым договором и сразу после собрания сообщил Святополку о том, что Владимир Мономах и Василько Ростиславич имели тайный сговор и хотели захватить единоличную власть на Руси. Святополк поверил и по настоянию Давыда пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен в измене и посажен в темницу.

Владимир Мономах, видя, что начался новый конфликт, созвал второй съезд князей (1110 г.), на котором удалось заключить окончательный мирный договор. Князь Давыд был прощен за свое предательство.

Итоги Любечского съезда князей

Благодаря тому, что князьям удалось договориться, междоусобица на Руси закончилась и государство постепенно объединялось, чтобы дать отпор половцам. Великие князья смогли объединить свои войска и противостоять захватчикам, а Русь перешла в новую эпоху с новым политическим строем.

Любечский съезд князей 1097 года

Съезд русский князей в любече кратко

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли.

Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться.

Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече (Черниговской волости) на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь Владимир Мономах.

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Важно

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович.

В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему.

Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Рязань, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились.

Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга.

От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

Съезд князей в Любече

Съезд русский князей в любече кратко

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече, на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей — цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев.

Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях. Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять.

Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн.

В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.

Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече — итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского.

Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев.

Совет

Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве». В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза.

Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд — завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева.

Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна.

Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

Любечский съезд русских князей: дата, решения, значение :

Съезд русский князей в любече кратко

История знает много примеров того, как благие и разумные решения, способные направить развитие государства по благоприятному для него пути, остаются лишь пустыми декларациями, ввиду их злостного неисполнения. Одним из таких эпизодов прошлых веков является Любечский съезд князей, состоявшийся в 1097 году.

Роковая ошибка мудрого князя

Почувствовав в 1054 году близость кончины, Киевский князь Ярослав Мудрый принял давно уже вынашиваемое им решение – разделить территорию огромного, подвластного ему государства на несколько княжеств, во главе каждого из которых поставив своих детей.

Несмотря на все прежние заслуги, дававшие ему право именоваться Мудрым, это его решение никак нельзя назвать дальновидным, так как именно оно положило начало феодальной раздробленности Руси и многим последующим бедам.

Чтобы исключить возможное недовольство среди наследников, Ярослав, руководствуясь возрастным принципом, отдал Киев во владение старшему сыну Изяславу, а остальным пяти по убыванию возраста прочие земли – от Черниговской, полученной Святославом, до Владимир-Волынской, ставшей вотчиной Игоря. В общем, хотелось престарелому князю сделать как лучше, а вышло…

Начало княжеских междоусобиц

Сразу после его кончины начались между наследниками раздоры, перешедшие в открытую вражду, нередко приводящую к кровопролитию. Не остались в стороне от неё и простые люди, понесшие основные тяготы княжеских междоусобиц.

Именно на их долю выпало больше всего страданий и горя.

Усугубляли же бедственность положения постоянные набеги половцев, воспользовавшихся ослаблением государства и не встречавших со стороны удельных князей организованного сопротивления.

В сложившейся обстановке необходимо было принимать срочные меры, для обсуждения которых Владимир Мономах, являвшийся ещё при жизни Ярослава Мудрого его правой рукой, предложил братьям собраться вместе и мирно решить все вопросы. Местом общей встречи, вошедшей в историю как Любечский съезд князей, был выбран расположенный на берегу Днепра одноименный город, вблизи которого помещалась родовая усадьба Владимира Мономаха.

Попытка решения разногласий

Для участия в решении важнейших вопросов того времени, кроме сыновей Ярослава Мудрого и прочих его родственников, в Любеч съехались также все наиболее знатные князья. Таким образом, Любечский съезд (1097 год) стал форумом, в работе которого приняла участие вся политическая элита конца XI века.

После длительных обсуждений, споров, клятв и взаимных упрёков был выработан ряд решений, делавших честь участникам совещания трезвостью подхода к обсуждаемым проблемам. Запись о них сохранилась в знаменитой «Повести временных лет» – летописном своде, составленном в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором.

Постановления съезда

Киевский летописец, в частности, сообщает, что Любечский съезд обозначил границы владения каждого из Рюриковичей и обязал их неукоснительно соблюдать принятое решение, не претендуя при этом на чужие владения. В случае же попыток с чьей-либо стороны посягнуть на земельную собственность соседа, виновник будет считаться преступником, и его действия должны пресекаться силами объединённого ополчения прочих князей.

В случае же очередных набегов кочевников Любечский съезд вменил в обязанность каждому из собравшихся Рюриковичей участие в их совместном отражении. Этот пункт был особенно важен, поскольку на тот момент установилась порочная практика не только уклоняться от помощи подвергшемуся нападению соседу, но и использовать половцев в междоусобной борьбе для ослабления возможных конкурентов.

Значение Любечского съезда заключается ещё и в том, что одним из пунктов его решений было узаконено наследственное владение землёй, переходящей от отца к сыну.

Такое решение, по замыслу его авторов, должно было положить конец территориальным спорам и борьбе за власть.

Даже несмотря на то, что в полной мере этого не произошло, оно стало одним из важнейших законодательных актов Средневековья, поскольку на его основе впоследствии оформилось крупное феодальное землевладение.

Распределение земельных владений

В целом же разделение спорных на тот момент земель свелось к тому, что Матерь городов русских – Киев, а в придачу к нему Пинск и Туров достались старшему из князей – Святополку. Ему был также дарован титул Великого князя. Инициатор съезда Владимир Мономах получил во владение Переяславское княжество, а вместе с ним Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро и Смоленск.

Два Святославовича – Давид и Олег — завладели Тмутараканью, Рязанью, Муромом и Черниговом, а князь Давид Игоревич – Луцком и Владимиром-Волынским. Младший же из всех – Василько Ростиславович — стал хозяином Червени, Теребовля и Перемышли.

Завершился Любечский съезд, как и заведено на Руси, всеобщим целованием креста, которое должно было свидетельствовать о готовности каждого из присутствующих свято соблюдать принятые решения. Однако, как показали последующие события, этой готовности хватило ненадолго, и данные клятвы оказались забыты.

Печальный результат клятвопреступления

Решения Любечского съезда князей способствовали прекращению междоусобиц лишь на левобережье Днепра, но не смогли помешать начавшейся вскоре войне за юго-западной территории, часть которых отошла к Васильку Ростиславовичу. Коварным агрессором оказался присутствовавший на съезде и вместе со всеми целовавший крест Давид Игоревич. Он не только посягнул на чужие владения, но и, захватив в плен, ослепил их законного владельца, князя Василько.

Дурной пример, как известно, заразительный, и через непродолжительное время уже Великий Киевский князь Святополк запятнал себя клятвопреступлением, напав на Волынь и Перемышль. Вскоре вслед за этим запылал и весь юго-запад Руси.

Таким образом, решения, которые принял состоявшийся в 1097 году Любечский съезд, в большинстве своём не были соблюдены, и русская земля вновь обагрилась кровью междоусобных войн. Не став единым монолитным государством, она и впредь продолжала подвергаться набегам кочевников, а через полтора столетия оказалась под ярмом татаро-монгольского ига.

Любечский съезд князей: причина возникновения и политические последствия

Съезд русский князей в любече кратко

Главная > История > Любечский съезд князей. Причины и итоги

История любой страны – это взлёты и падения, мирные времена и времена кровавых войн, эпохи культуры и просвещения, а также Смутные времена, во время которых разворачивались междоусобные войны за право руководить страной.

Одной из эпох Смутного времени на Руси по праву считается конец 11 ого начало 12 ого века, когда личные амбиции наследников Ярослава Мудрого и регулярные набеги кочевников на пограничные территории сильно ослабляли русское государство.

Предпосылками междоусобных воин послужил лествичный порядок передачи престола, который заключался в том, что власть передаётся от брата к брату и если сыновей Ярослава Мудрого все устраивало, то его внуков такое положение дел не устраивало в корне. Само разделение страны на отдельные наместничества для сыновей Ярослава Мудрого не сулило ничего хорошего.

Для того чтобы остановить кровопролитие и разруху в 1097 году был организован общий сход великих князей в городе Любеч.

Цель любечского съезда и его участники

Любеч — развитой город того времени, раскинувшийся на берегах Днепра. Место это было выбрано неслучайно. Именно в Любече находились родные земли Владимира Мономаха, инициатора съезда. Любечский съезд был созван для того, чтобы решить ряд проблем, две из которых (междоусобная братоубийственная война и необходимость в единой армии для противостояния внешним врагам) стояли особенно остро.

Участниками его были прямые потомки Ярослава Мудрого, его внуки и правнуки. О каждом из них ещё будет сказано в этой статье.

Следует понимать, что сход князей в те времена можно приравнять к современному политическому форуму и помимо князей в нём участвовала вся политическая элита того времени, хотя решения принимали только князья (в отличие от Долобского съезда).

Основные решения любечского съезда князей:

  • Окончательно закрепить земли за каждым из правителей.
  • Сформировать дружину для борьбы с общими врагами.
  • Закрепить право наследования от отца к сыну.

Итоги любечского съезда

По итогам — спорные земли поделили между участниками. А также были достигнуты договорённости по поводу границ территорий влияния, была подготовлена база для осуществления формирования единой армии для противостояния иностранным захватчикам, в частности, для противостояния половцам (Половцы — кочевой народ тюрского происхождения враждовавший в те времена с Русью).

Участники Любечского съезда, в знак соблюдения решений, целовали крест и клялись что не будут посягать на чужую землю, а на того кто посягнёт и нарушит клятву, обрушится кара остальных князей. Также на съезде были оговорены и закреплены принципы наследования разделённых земель от отца к сыну.

Политическое значение любечского съезда князей

Проще говоря, Русь перестала быть единым государством и распалась на несколько княжеств, решение в которых принимал единоличный правитель. Так начиналась эпоха феодальной раздробленности на Руси, она имела огромное значение и продолжалась до конца 15 ого века завершившись при Иване III (При котором был принят знаменитый Судебник).

Последующие события

Как это не печально, но мир между князьями просуществовал недолго. Давид Игоревич внёс смуту в отношения между Святополком Изяславовичем и Василько Ростиславичем подослав гонца к первому с сообщением о готовящемся захвате Киева вторым.

Поверивший навету Святополк позвал Василько в Киев, где сначала заключил его под стражу, а после ослепил.

Тем временем Давид Игоревич вторгся в Теребовельское княжество (вотчину Василько Ростиславича) и захватил главную крепость Теребовель и близлежащие земли.

Прослышав о вопиющих попираниях клятв данных князьями, Владимир Мономах собирает войско и идёт на Киев. Осадив город, Владимир Мономах добивается от Святополка Изяславовича освобождения Василько Ростиславича, а также его согласия идти в совместный поход против Давида Игоревича. Вспыхнувшая с новой силой междоусобная война продлилась до 1110 года.

С этим периодом связано как минимум два съезда:

  • Съезд в Уветичах. Проходил в августе 1110 ого года близ города Уветичи. Цель-примерение князей и суд над отступником Давидом Игоревичем. Он лишился своего княжества, однако, не был казнён, напротив, Святополк отдал ему на княжение Дубну и Черторижск, а Святославичи выделили крупную сумму денег. Мудрое решение князей позволило избежать нового витка кровопролитной войны и позволила на время прекратить войну.
  • Долобский съезд. Съезд князей, который состоялся в 1103 году у Долобского озера близ Киева. Отличительной чертой этого съезда являлось то, что в решениях участвовали не только великие князья, но и представители дружины. Долобский съезд позволил объединить дружины и совершить несколько удачных походов на Половцев.

И хотя каждый съезд призывал к объединению и прекращению распрей и междоусобиц, эффективность договорённостей была довольно низкая и, в конце концов, как мы видим из истории, более сильное и развитое княжество поглощало более мелкое и слабое пока не осталось одно – Московское которое вновь объединило Русь воедино.

Отзывы и комментарии

Любечский съезд князей: когда и при ком он состоялся, и какие решения были приняты

Съезд русский князей в любече кратко

Одной из первых попыток прекратить междоусобные войны за восточные русские земли и договориться о внутреннем мире и совместном отпоре внешним набегам стал Любечский съезд князей в 1097 году.

Любечская встреча

В конце XI века Любеч, что на берегу Днепра, стал центром политической жизни. Здесь были приняты эпохальные решения. Сегодня этот древнерусский город находится на территории Черниговской области Украины и является поселком городского типа.

Причины

К концу XI века лествичная система наследования, созданная Ярославом Мудрым, привела к путанице между потомками, бесконечным перемещениям владельцев с «младшего» стола на «старший». В этом заключены причины, потребовавшие созыва съезда.

Князья получали надел лишь во временное пользование, поэтому у них не было стимула развивать хозяйство, городское и храмовое строительство, ремесленничество.

Каждый содержал свою дружину, с помощью которой совершали набеги и захваты чужих земель.

Обратите внимание

Разобщенные княжества, раздираемые взаимными претензиями, подвергались к тому же многочисленным разорительным набегам сначала печенегов, а затем половцев. Противостоять им поодиночке не позволяли скудные возможности дружин, о создании мощного боеспособного войска тогда не заботились.

Междоусобная война 1093–1097 годов завела взаимоотношения в тупик, требовалось найти выход, устраивающий все воюющие стороны, и позаботиться, наконец, об обороне от внешнего врага.

С 1093 года в Киеве правил Святополк Изяславич. К этому времени он был старшим из внуков Ярослава.

Инициатор и участники встречи

Созвал любечский съезд князей Владимир II Мономах. Он добровольно принял решение не претендовать на Киевский стол в обход старшего брата.

В то время, когда был съезд, он княжил во втором по значению княжестве – Переяславском и в Залесской Руси – Ростово-Суздальской земле.

На встречу «в верхах» были приглашены все русские князья. Явились шесть из них, все – внуки Ярослава Мудрого.

Приглашенные на съезд князья съехались в Любеч в октябре 1097 года.

Цель

Главной целью любечского съезда было прекращение разорительной, опустошительной междоусобицы и защита от внешнего врага.

Владимир Мономах предложил:

  • закрепить за каждым из князей землю, передавать ее по наследству и делить между своими потомками;
  • объединить силы для отпора изнуряющим половецким набегам и создать общее войско.

Решения съезда

Ярославичи условились о мире между собой, договорились избегать междоусобных конфликтов. Закрепили уделы, каждому достались земли его отца:

  • Великокняжеский Киевский стол остался за Святополком Изяславичем, ему же передали Пинск Туров;
  • Владимир Мономах в придачу к Переяславскому и Ростово-Суздальскому княжествам получил Белоозеро и Смоленск;
  • Давиду Святославичу и Олегу Святославичу кроме Чернигова отошли во владение Тмутаракань, Рязань, Муром, Северск;
  • Давыд Игоревич закрепил за собой не только Владимир-Волынский, но и Луцк;
  • Теребовльским Василько Ростиславичу и его брату Володарю выделили еще Червень и Перемышль.

Князья решили объединять войска, чтобы при необходимости отразить очередной набег половцев или решить другую военную задачу.

Итоги съезда эпохальны для своего времени. Он подвел черту под лествичным правом, земля Руси перестала быть общим владением дома князей Киевских и распалась на наследственные отчины отдельных ветвей династии Рюриковичей.

Значение

Обобщая, чему способствовали решения любечского съезда, следует отметить два основных момента.

Междоусобицы решения съезда полностью прекратить не смогли, но на время снизили их интенсивность, частично снизив накал взаимных претензий.

Решения любечского съезда князей в части объединения военных сил позволили сводной дружине Святополка, Мономаха и соратников уже через четыре года нанести серьезное поражение половецкой орде. Это стало переломным моментом в борьбе с кочевниками. А в 1111 году союзники разгромили мощное половецкое войско.

Политическое значение

Политическое значение любечского съезда князей сложно переоценить. Решения, актуальные в сложившейся в то время ситуации, заложили основы будущей раздробленности Руси.

Вследствие принятой системы наследования, каждая волость делилась между наследниками, появлялись все более мелкие наделы.

Если удельный князь передавал одному из наследников землю неделимой, другие потомки оказывались безземельными князьями-изгоями.

Все это вело к разорению и обнищанию княжеских семей, а вместе с ними и всего населения.

Кратко о главном

Кратко о Любечском съезде:

  • Состоялся в Любече на Днепре в 1097 году.
  • Кроме инициатора — Владимира II Мономаха — участвовали еще пять внуков Ярослава Мудрого: Святослав II, Давид Игоревич, Давид Святославич, Олег Святославич, Василько Игоревич.
  • Собран с целью договориться об установлении внутреннего мира и объединения сил в борьбе с половцами.
  • Договорились о разделе и закреплении за каждым из князей вотчины, передаваемые по наследству от отца к сыну.
  • Положен конец лествичному праву, прекращено совместное владение потомками Ярослава киевским княжеством, сделаны первые шаги к раздробленности Руси.

Перемирие нарушено уже через год ослеплением Василька Игоревича и новыми конфликтами. Объединенное войско союзников смогло нанести сокрушительное поражение половецким ордам.

Любечский съезд князей 1097 года

Съезд русский князей в любече кратко

Древнерусское государство в XI – XII веках проходило болезненный этап раннего европейского средневековья – феодальную раздробленность. Сопровождающие ее междоусобные войны несли многие беды народу и помогали лихим соседям совершать опустошающие Русскую землю набеги.

Положение страны становилось критическим, но знаменитый князь – Владимир Мономах придумал политический ход, чтобы положить конец распрям. В 1097 году он позвал удельных князей в свой замок Любеч на прямой разговор между собой.

Первый съезд князей вселил во всех надежды, но в итоге, не изменил ситуацию в целом.

Причины для первого съезда князей

Правление Ярослава Мудрого, правившего Русью строго, но справедливо завершилось разделом страны между пятью Ярославичами. Старший Изяслав сел в Киеве, другие наследники получили уделы в управление в других крупных городах.

Чадолюбивый Ярослав дал наказ сыновьям: блюсти мир и согласие, а так же слушаться во всем старшего брата, который, случись что, передаст власть следующему за ним брату.

Такой порядок передачи центральной власти в государстве назывался «лествичным».

В первом поколении Ярославичей путаницы не было и все были довольны, запутались и возмутились уже внуки и правнуки Мудрого князя.

Важно

Начиналась смута с 1093 по 1097 годы, когда Олег Святославович (Гориславич) Тмутараканский отобрал у Владимира Мономаха Чернигов, взял Рязань, Суздаль и Ростов.

Это было неслыханное преступление, все были возмущены нарушением установившегося порядка, а тут еще и половцы, с подачи того же Олега сильно активизировались на границе. Надо было меж собой решить проблемы миром и ополчиться на степняков.

Участники, цели и задачи съезда князей

Инициировал съезд, как известно, князь Владимир Мономах, лишившийся к тому времени Чернигова. Его приглашение на совет приняли:

  • Святополк Изяславич;
  • Давыд и Олег, Святославичи;
  • Давыд Игоревич;
  • Василько Ростиславич.

Всеслав Брячиславич Полоцкий от участия во встрече отказался, заявив, что ему делить нечего и делиться нечем.

Главная цель съезда: уберечь Русское государство от внутренних и внешних угроз, тем самым заслужить любовь народа.

Задачами форума в Любече были:

  1. Закрепление «отчины» за собравшимися князьями.
  2. Осуждение князя Олега – зачинщика междоусобной войны.
  3. Выработать меры по недопущению усобиц в будущем.
  4. Объединить силы для противостояния половцам.

Надо понимать, что такое собрание князей во времена былинные, равнялось современному форуму по вопросам внутренней и внешней политики государства. Кроме князей в работе съезда участвовали знатные люди некняжеского рода, правда, в принятии решений они не участвовали. Усевшись в круг на одном ковре, шестеро князей разумно рассуждали про:

  1. Ущерб Отечеству от их несогласия.
  2. Необходимость прекращения междоусобий.
  3. Возрождение славы предков.
  4. Воссоединение братьев душой и сердцем в мире и согласии.
  5. Необходимость совместно унять половцев.

В целом съезд прошел успешно, князьям удалось договориться о главном: «каждый да держит вотчину свою». Это была гарантия суверенности княжеского удела и прямая констатация политической раздробленности.

Конкретные соглашения и договоренности

Помимо общих фраз: о вечном мире и нерушимой дружбе между князьями-братьями был оформлен конкретный раздел сфер территорий между владетельными князьями:

Княжество, город, территорияПравящий князьПримечание
КиевскоеСвятополк ИзяславичПлюс титул Великого князя
Смоленск, Белозерск, Переяслявль, а также Суздальская и Ростовская землиВладимир МономахДобровольно отказался от Чернигова
Чернигов, Муром, Разань и ТмутараканьОлег Святославич и Давид СвятослвичУделы получили по общему решению
Владимир-ВолынскийДавыд ИгоревичНа съезде не показывал недовольства решениями съезда
Теребовль, Перемышль, а также ЧервеньВасилько РостиславичКроме Василько, права на княжение в этих уделах получили Володарь и Рюрик Ростиславичи

Кроме того, на съезде оговорили и утвердили принцип наследования закрепленных земель по прямой линии, от отца к сыну. Решения: не посягать на чужие владения, а того, кто это нарушит, настигнет кара от других участников съезда, князья подтвердили клятвами и целованием креста.

Политические перспективы и реальные итоги съезда

Решения съезда вырисовывали заманчивые перспективы принципиально нового государственного устройства на Руси. Решения форума князей в Любече могли стать основой мощного государства с элементами федерализма. Но, констатации наличия крупного феодального землевладения, как новой политической системы оказалось мало, чтобы унять усобицы.

Почти сразу, двое участников съезда, Великий князь Святополк Изяславич и Давыд Игоревич, нарушили клятву. Они захватили в плен князя теребовльского Василько, ослепили его и попытались отобрать удел. Другие князья высказали свое возмущение подлым поступком на новом съезде в Уветичах (1100 г.).

Там удалось на время примириться, сосредоточившись на борьбе с половцами.

Любечский съезд

Съезд русский князей в любече кратко

Любечский съезд состоялся в один из тяжелых периодов истории Руси. Разрозненные княжества не только вели войну между собой, но и отражали атаки половцев.

Все это привело к состоянию глубокого политического, социального и экономического кризиса в государстве.

Состоявшийся в 97-ом году одиннадцатого столетия в городе Любече, родовом поместье Владимира Мономаха, что на Днепре, съезд должен был решить проблему разобщенности князей и привести к объединению военной мощи Руси.

Предпосылки

Существовавший на Руси обычай «лествичного» наследования престола предполагал, что власть в Киеве переходит от умирающего великого князя его старшему сыну. В случае его неожиданной смерти, наследование происходит братьями по старшинству. Владения князей не оставались закрепленными за ними постоянно. В ходе продвижения по родовой лестнице к престолу, земли соответственно менялись.

Это привело к раздробленности русских земель, ослаблению их экономической и военной мощи.Предчувствуя близкую кончину, Великий князь Ярослав Мудрый отдал распоряжение о разделении Великой Руси на княжества, которые должны были возглавить его сыновья. По праву старшинства Киев достался Изяславу, далее, по убыванию возраста:
Святослав получил Черниговские земли.

Всеволод возглавил Переяславль.

Вячеславу пришлось править в земле Смоленской.

Игорь правил Владимир-Волынсокй частью Руси.

Таким образом, единая Русь преобразовалась в разрозненные княжества. Ситуация осложнялась тем, что каждый из братьев претендовал именно на Киев. Изяслав не по нраву был народу, так как сильно проигрывал в сравнении с предыдущим правителем. В результате двух заговоров братьев ему пришлось бежать в Польшу, где князь находился до момента смерти Святослава.Киевским троном правил Всеволод. Его старшему сыну, Владимиру, достались Черниговские земли. Дальнейшая распря шла уже между сыновьями Святослава и Всеволода, внуками Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода в 93-ом году правление Киевом должно было достаться Владимиру, однако он уступил трон сыну Изяслава, Святополку, двоюродному брату Владимира Мономаха, который остался править Черниговскими землями.

В том же году войска под предводительством Владимира были жестоко разгромлены в битве с половцами под Стугной. Позже к ним присоединился Олег Святославович, который, заручившись поддержкой врага, изгнал Владимира из Чернигова.

По прибытии в Переяславль, последний привлек на свою сторону киевского князя Святополка Изяславовича. Однако половцы, при поддержке Олега, начинают активные набеги на южные земли.

С 06-го по 07-ой годы сыновья Владимира Мономаха, Мстислав и Вячеслав, возглавляли сопротивление половцам в битвах за Муром, Суздаль, рязань и Ростов и разбили армию врага в битве на Колокше.

Поскольку Мстислав являлся крестным сыном Олега, он просил перед отцом не изгонять Олега с Русских земель и призвать его к заключению союза против половцев. Однако Олег на соглашение не пошел, отказавшись участвовать в княжеском съезде 06-го года.

В результате чего князья Киевский, Переяславский и Волынский решили «проучить»предателя, который на тот момент находился в Стародубе. Олега лишили Черниговских земель и принудили принять участие в княжеском съезде по поводу объединения русских земель.

Первый съезд князей в Любече

Осенью 07-го года шесть князей, имевших отношение к роду Рюриковичей и претендовавших на владение русскими княжествами, собрались в Любече на княжеский съезд. Главной целью собрания было четкое определение территориальных границ княжеств и назначение их правителей. Организаторами и командующими съездом выступили Владимир Мономах и Святополк Изяславович.

Достигнув договоренности, князья целовали крест, этим подкрепляя решение:
Основным пунктом, по которому было заключено соглашение, был раздел земель и признание каждого на вотчину другого, при этом титул великого князя и земли Киевские с Туровом и Пинском доставались Святополку.

Переяславские земли, Смоленские, Белоозерские и Суздальско-Ростовские переходили Владимиру Мономаху. Чернигов и Северская земля вместе с Рязанью и Муромом достались Олегу и Давыду Святославовичам. Давыду Игоревичу перешел Луцк вместе с Владимиром-Волынским, а Васильку Ростиславовичу вместе с братом — Теребовль, Червень и Перемышль.

Тот, кто нарушит данное решение, автоматически становился преступником и против него должны выступить разом оставшиеся пять князей.

Совет

Важным решением также было объединение в противоборстве против половцев, печенегов и других кочевников, регулярно совершавших набеги на русские земли.

Именно на Любечском съезде был заложен основной принцип феодального землевладения — земли князя-отца наследует только его сын.

В результате достигнутых дипломатических соглашений Русь переходила в новый государственный строй. Высказанные при этом идеи единения, связанные с наследственным владением определенных территорий наследниками великого Ярослава Мудрого, были сведены на нет распределением владений. Каждый князь мог править на своих землях и не имел права вторгаться в устои соседнего княжества. В основе правления лежало развитие политической, экономической и военной мощи каждого княжества. Таким образом, началось становление небольших отдельных государств. Высказанные на Любечском съезде обещания единения так и остались словами, поскольку борьба за власть не предполагает придержания моральных ценностей.

Последствия первого съезда

Любечский съезд играет большое значение в истории Киевской Руси как основа для создания новой формы государственного правления. Договоренности, достигнутые дипломатическим путем, должны были объединить разрозненные княжества против общего врага.

Однако, сразу после съезда князь Давыд Игоревич тайно встретился со Святополком в Киеве и поведал ему о сговоре между Владимиром Мономахом и Васильком Ростиславовичем, целью которого был захват и перераздел земель других наследников.

Святополк пригласил Василька в столицу, обвинил в предательстве, ослепил и поместил в тюрьму. С этого момента снова разгорелась междоусобная война между русскими князьями за владение юго-западными землями.Давыд начал поход на Теребовль, но на пути встретил войска брата Василька, Володаря.

В результате осады Бужска Володарь добился отведения вражеских войск и освобождения Василька. Набеги на соседние княжества длились до 10 августа 99-го 11-го столетия года.

Второй съезд в Витичеве

В начале двенадцатого века Владимир Мономах собирает новый княжеский съезд, на этот раз в Витичеве. В нем принимают участие старшие представители княжеских семей.

Главными вопросами становятся прекращение междоусобной войны и осуждение Давыда.

Первая встреча князей, в составе Владимира Мономаха, Олега, Святополка и Давыда Святославовича, окончилась достижением дипломатических договоренностей.

На вторую, 30 августа, был вызван Давыд Игоревич, который официально был лишен слова, ему продемонстрировали отдаленность и выгнали с «общего ковра».

Однако мстить или казнить его не стали, поскольку Давыд предоставил доказательства того, что они с Васильком достигли мирного соглашения, о чем свидетельствовал посол со стороны самого Василька. Вместо этого вего правление отдали города Черторижск и Дубна. Некоторые браться выделили ему по крупной сумме денег.

Благодаря тому, что на Любечском съезде были приняты важные государственные решения, междоусобная война постепенно начала затихать. Русь постепенно преобразовывалась в крупные феодальные владения. Однако единым государством она стать так и не смогла, поскольку перераздел земель все еще имел место.

В силу того, что русские князья не смогли сдержать слово, данное на съезде и выполнить условия договоренностей. Таким образом, решения Любечского съезда не смоги полностью остановить междоусобную войну, но дали решительный толчок к победе в войне против половцев.

Однако объединенная армия русских князей под предводительством Владимира Мономаха в 1103 году сумела отстоять земли, и отбить походы половцев во время сражения при Сутени. Кроме того, удалось освободить ранее захваченные ими территории. Таким образом, Любечский съезд стал одним из самых важных моментов русской истории.

Книга Заступники земли русской. Содержание — СЪЕЗД КНЯЗЕЙ В ЛЮБЕЧЕ

Съезд русский князей в любече кратко

Был Святополк хоть и храбр, но завистлив, заносчив, доверчив к клевете и чрезмерно корыстен. Воля его не отличалась твердостью, и, веря наушникам, совершал он поступки, от которых впоследствии страдала вся земля Русская.

Разумеется, Владимир Всеволодович знал цену Святополку, вместе с которым рос и чьим ровесником был, но понимал и то, что, если сядет на стол Киевский в обход своему двоюродному брату, то неминуемо вызовет это раздор.

И потому, уступив Святополку Киевский стол, Мономах отбыл с тяжелым сердцем в свою вотчину. Заехав в придорожную часовню, поставил он свечу и, встав на колени, долго молился:

– Благодарю тебя, Боже, что дал ты мне силы совладать с искушением. Великий грех лег бы на душу мою, если из-за моей корысти пролилась бы кровь русская. Душа моя, как будешь изнемогать, вспомни: много ли взяли отец и мой дед, когда легли в гроб? Лишь то с ними осталось, что сделали они для души своей.

Обратите внимание

Однако, несмотря на твердое намерение Мономаха не участвовать в княжеских распрях, благой почин этот так и остался почином.

Положение земель русских было нестабильным. Что ни год, налетали половцы, били князей поодиночке, как коршун воробьев. Но что всего обиднее – свои же, русские, воспользовавшись тяжкими временами, спешили устроить свои дела.

Первым начал Олег Святославич, сидевший в Тмутаракани. Далекая земля Тмутаракань отделена была от остальных княжеств русских степями. Нет туда прямого пути безопасного, а все окольные.

Шестнадцать лет после поражения на Нежатиной Ниве, где пали князья Изяслав Ярославич и Борис Вячеславович, отсиживался Олег в Тмутаракани своей и копил силы. А как умер старый Всеволод и сел в Киеве Святополк, решил Олег, что настало его время, и, заключив союз с половцами, напал на Русь.

Разоряя все на своем пути, Олег вскоре подступил под Чернигов и осадил его. Мономах с немногочисленной дружиной храбро отбивался, отражая приступы и даже делая вылазки. Тогда, видя, что Чернигов ему не взять, Олег приказал поджечь окрестные села и монастыри.

Заплакал Мономах, увидев со стены, как пылают монастыри и села. Послал он сказать Олегу: «Приди и садись в Чернигове, если того желаешь!»

На другой день Мономах вышел с дружиной из Чернигова и ушел на стол отца своего в Переяславль. Только благодаря страху, который внушало им имя его, половцы пропустили поредевшую рать Владимира Всеволодовича через свой стан. Позднее в «Поучении» своем запишет Мономах: «Когда мы шли мимо половцев, то они облизывались на нас, как волки на овец».

Не ограничившись одним Черниговом, Олег несколько лет подряд водил половцев на Русь, вызывая все новые княжеские распри. В распрях этих убит был сын Мономахов Изяслав, которому Олег Святославич, князь Тмутараканский, был крестным отцом. Тяжесть этого деяния – убийство крестным отцом крестного сына – поразила и Мономаха, и самого Олега, и между ними состоялось примирение.

Важно

Одному Богу ведомо, чего стоило оно Мономаху. Князя же Олега на Руси навеки прозвали Гориславичем.

* * *

Примирение, хотя и краткое, дало возможность Мономаху попытаться установить мир на Русской земле и объединить ее для борьбы с половцами.

Съезд всех князей русских, устроенный попечением Владимира Всеволодовича, состоялся в Любече в 1097 году.

Невелик город Любеч. Да и какой это город? Даже не городок. Скорее крепостица приднепровская, расположенная на круче. Въезжаешь в ворота, оказываешься в узком проходе между деревянным частоколом. Так узок проход, что едва двое всадников проедут в ряд. Тревожно озираются князья, держится за мечи их дружина. «Как бы не вышло чего», – думает каждый.

Все князья русские со своими дружинами съехались в Любеч: хмурые, настороженные. Вошли в палаты, расселись по старшинству да по значимости, как на Руси водится.

На главном месте – великий князь Святополк Изяславич, подле него Владимир Всеволодович Мономах, рядом Олег Гориславич, чуть поодаль, окруженный дружиной своей, – Давыд Святославич. Тезка его Давыд Игоревич и оба юных Ростиславича – Василько и Володарь – сидели напротив.

Морщился на них Давыд Игоревич – давно уж он затаил вражду против братьев, что сидели в червенских городах, некогда отвоеванных святым Владимиром у Болеслава Польского.

Молчали князья, никто не начинал речи. Даже друг на друга смотреть избегали – того и гляди всколыхнутся старые обиды.

Совет

С грустью смотрел Мономах на братьев своих двоюродных. Думал: «Одного мы корня – Владимирова и Ярославова. Отчего же тогда столько розни меж нами?»

– Зачем губим Русскую землю? Зачем поднимаем сами на себя вражду? Много и без того врагов у Руси. Рады они, что брат у нас идет на брата, что сами мы сечем себя мечами своими. Пусть же с этих пор будет у нас всех единое сердце и будем блюсти Русскую землю.

Горячность речи Мономаховой тронула князей, и без того осознававших необходимость условиться между собой, кому что будет принадлежать в вотчинах и землях русских.

Долго условливались между собой князья, долго вспоминали обиды, читали жалованные грамоты, ссылались на владения былые отцов своих и дедов.

Не раз в споре горячий кулак бил по столу и рука хваталась за меч. Глухо волновались воеводы, нашептывая своим князьям то одно, то другое. Всякому на Руси известно – дружина князю лучший советчик.

Порой и так бывает, что не князь дружиной своей повелевает, а она им.

– Коли не сговоримся теперь – не сговоримся никогда! Вечно будут у нас раздоры! Вечно будем мы обескровливать земли наши! – воскликнул наконец Мономах.

Эти слова образумили остальных князей. После долгих обсуждений они сговорились, что дети каждого из трех сыновей Ярослава возьмут себе те волости, в которых прежде сидели отцы их.

– Итак, решено. Ты, Святополк, в придачу к Киеву получишь Туров, Святославичи – Олег, Давыд и Ярослав – земли Черниговскую и Муромскую. Мстислав, сын мой, владеть будет Новгородом, куда посадил его еще дед Всеволод, – подвел черту Мономах.

Сказал – и выдержал паузу. Обвел глазами сидевших против него князей: никто ли не скажет против? Нет, все молчат. Лишь Святополк хмурится да Давыд Игоревич нехорошо смотрит – вроде и в лицо, да глаз его не поймаешь. Другое дело тезка его – Давыд Святославич – легко смотрит, без утайки.

– Давыд Игоревич получит Владимир-Волынский… – продолжал Мономах. – К Ростиславичам – Васильку и Володарю – отойдут Перемышль и Теребовль.

Василько благодарно посмотрел на Мономаха. Лишь он один из всех князей русских защищал интересы князей-изгоев – Давыда Игоревича и двух Ростиславичей: его, Василька, и брата его Володаря. Остальные князья лишь о том пеклись, чтобы оторвать себе от их земель кусок пожирнее.

Хмыкнул насмешливо Святополк:

– Всю, стало быть, Русь поделил? Себе хоть кусочек-то оставил? А если оставил, то сказывай что. Нет у меня веры таким бескорыстникам.

– Я свой удел никому не отдаю. Ко мне отойдут Переяславль и Смоленск.

Святополк взял со стола чашу, подержал ее и, не отпив, вновь поставил. Плеснуло пенное на дощатый стол. Смотрят князья на лужицу – каждый о своем думает.

– А ростовские земли к кому? Тоже ведь к тебе? – спросил киевский князь будто без интереса.

– И ростовские земли ко мне. Как было при отце моем, – намеренно не замечая в словах брата умысла, твердо отвечал Мономах.

Обратите внимание

Приметно багровеет Святополк, а сам взгляд от лужицы не отрывает. Хочется киевскому князю по лужице кулаком ударить.

Да видно не смеет: князья не смерды, их брызгами не устрашишь и криком не напугаешь. Великим уважением пользуется в Русской земле Мономах.

Чуть что, примут его сторону Святославичи да Василько с Володарем – как бы не пришлось тогда Святополку из Киева да к полякам, к полякам…

Жмурится Святополк, чтобы не видеть проклятую эту лужицу, и выговаривает:

– Быть по сему. Пускай. Да только не пожалеть бы опосля…

Уладившись, все князья целовали на том крест. Последним к кресту подошел Святополк и сухо, с явной неохотой приложился к нему губами.

22