Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

Илья Ефимович Репин Парижское кафе: Описание произведения

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

Как мог Репин написать какое-то там парижское кафе, когда на него после «Бурлаков» возлагали надежды как на певца народных чаяний и обличителя угнетателей?! Прогрессивная российская общественность негодовала.

Крамской возмущался: «Я думал, что у вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специально народная струна». Корней Чуковский в своих великолепно написанных воспоминаниях о Репине, изданных, однако, следует учитывать, в Советском Союзе, утверждал, что «Репин везде видел бурлаков».

Не совсем верное замечание, прямо скажем. Видел Репин и французскую вольницу.

Он стал пенсионером Императорской Академии художеств, получив за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира» Большую золотую медаль Академии и право на 6-летнюю стажировку в Италии и Франции.

Таинственная цивилизация ольмеков

С восторгом говорил Репин о том, что французская живопись отбросила академические и публицистические рамки. «Царит наконец настоящее французское, увлекает оно весь свет блеском, вкусом, легкостью, грацией…», – в стороне от этого «настоящего французского» не остался и Репин.

Картина оказалась скандальной не только для русских. Французская публика тоже была сконфужена. Обратимся к сюжету: празднично-легкомысленная атмосфера вечернего шумного кафе, блеск и обаяние парижских развлечений, волнующая атмосфера светской жизни. Кажется, празднично-расслабленный гул достигает наших ушей. Кто-то читает, кто-то разговаривает, официант разносит напитки.

В центре внимания – женщина на переднем плане, с зонтом в руках.

В чем же загвоздка? А в том, что дама пришла в кафе одна! Интересно, что на одном из предварительных эскизов она была изображена стоящей, явно кого-то ожидающей. Конечно, это совсем иное настроение, в окончательном варианте Репин от него отказался.

Обратите внимание

Героиня его картины отнюдь не стоит, скромно опершись о стул и ожидая, пока явится ее сопровождение. Неотразимая в своей самоуверенности, горделивая, с вызовом как во взгляде, так и во всей позе, красавица с соболиными бровями представляет собой центр картины, всё крутится вокруг нее.

Что означает ее двусмысленное положение? Почему она одна? Эмансипе? Кокотка в поисках клиента? С каким негодованием на нее взирает пышно одетая дама справа! А вот усатый мужчина подле нее с большим интересом смотрит в ту же сторону.

А два франта вообще поспешно покидают заведение, оскорбленные до глубины души таким развратом – женщина (!) одна (!) явилась в кафе! Один из них отвернулся и, похоже, зевает – ему такое видеть не впервой, второй же, «как денди лондонский одет», не может отвести глаз от бесстыдства эдакого и пятится чуть ли не спиной вперед.

Как тут не вспомнить явление народу дерзкой «Олимпии» Мане двенадцатью годами раньше? Тот же бесстыдный взгляд и эротизм, который не в изгибах женских прелестей, а в непередаваемой дерзости и свободе изображенной. Если Олимпию называли лежащей Венерой современности, то женщину Репина иные критики окрестили урбанистической Венерой. Позировала для нее актриса Анна Жидюк.

Картину Репин выставил на Парижского Салоне весной 1875 года. Вероятно, под влиянием общественного мнения, дружно скандировавшего «Скандал, скандал!» (хоть русские и французы видели разные поводы для своего негодования), Репин уже готовую картину «подправил», сделав ее скромнее.

Дерзкий взгляд девушки он погасил, заставив ее опустить глаза – и она уже казалось жертвой, а не нарушительницей заведенных приличий. Но это еще не конец истории. В 1916 году в Петербурге картину приобрел швед по имени Мартин Монсон. Она была вывезена из России.

В 1936 году он провел рентгенологическое исследование, которое подтвердило, то Репин внес поверхностную правку, призванную сделать его «урбанистическую Венеру» пристойнее. Предварительно заказав копию лица маслом, Монсон дал поручение специалистам снять поверхностный слой. Реставрационная процедура проводилась в Стокгольме.

Результат оказался удачным, и к девушке из «Парижского кафе» Репина вернулся дерзкий взгляд. В 2011 году владелец выставил картину на лондонский аукцион Christie’s. При эстимейте в 4-8 миллионов долларов картина ушла в частную коллекцию за 7 миллионов 424 тысячи долларов. На тот момент это стало самой высокой ценой, отданной за картину Репина, выставленную на торги.

Конечно, глядя на эту не самую свойственную Репину картину, мы всё же не назовем его импрессионистом. Композиция картины тщательно выстроена, писалась она отнюдь не спонтанно, осталось множество подготовительных эскизов. Сюжет – повествователен, в ней целая история, глядя на эту картину, мы читаем сюжет. Словно за кадром текст проговаривает, например, Бальзак.

Важно

Конечно, это совсем не импрессионизм. Тем не менее, помимо влияния Мане на Репина, стоит отметить и то, что Репин, по сути, этой своей работой, предугадал направление, которое станет одним из любимых для импрессионистов: жизнь полусвета, бары, кафе, мимолетное веселье и встречи (1, 2, 3, 4).

«Парижское кафе» Репина стало самой дорогой картиной русских торгов

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

В Лондоне началась традиционная неделя русского искусства. Старт ей дал аукцион живописи Christie`s, который сразу же принес новый рекорд: полотно Ильи Репина «Парижское кафе» ушло за £4,5 млн, сделавшись, таким образом, самой дорогой картиной из всех, когда-либо проданных на русских торгах. С подробностями — ТАТЬЯНА МАРКИНА.

Неделя аукционов русского искусства началась с места в карьер. Первые же торги — живопись на Christie`s — принесли рекорд, который, скорее всего, не будет побит в течение всей недели. Большое полотно Ильи Репина «Парижское кафе», которое Christie`s специально привозил на предаукционный показ в Москву (см.

“Ъ” от 22 марта), вызвало большое оживление в зале на лондонской Кинг-стрит. За картину, оцененную во внушительные £3–5 млн, торговались три покупателя: два в зале и один по телефону.

Картина, как это часто бывает, досталась именно «телефонному покупателю», говорившему по-английски с сотрудницей Christie`s Тарой Белл, за внушительную сумму £4,5 млн. «Парижское кафе» теперь — самая дорогая картина из всех, когда-либо проданных в рамках специализированных русских торгов.

Рекорд на графику Репина тоже был побит: карандашный эскиз к «Парижскому кафе» приобретен (другим покупателем) за £109 тыс., а альбом эскизов с 120 рисунками, в том числе и к «Парижскому кафе», продан (третьему покупателю) за £253 тыс.

Christie`s продавал не так уж много живописи — меньше сотни лотов, которые были раскуплены почти подчистую. Неудач на аукционе было только две. Это оставшиеся непроданными крестьянские дети Николая Богданова-Бельского (полотно было оценено в £200–300 тыс.

) — видимо, из-за слишком обильного предложения работ того же художника на других аукционах. И также не нашедшее покупателя полотно «По гостям» Петра Нилуса, ученика Репина (эстимейт £150–200 тыс.

),— о чем, пожалуй, русские коллекционеры еще пожалеют, так как эта картина, безусловно, одна из лучших работ нераскрученного еще художника. Практически все остальное продано, и часто со значительным ростом цен.

Вдвое против эстимейта подорожал пейзаж Ивана Шишкина «Летний день. Мерикюль» — он продан за £193,3 тыс., «Монах» Бориса Григорьева с красными вампирьими глазами вызвал ажиотаж и ушел за £713,3 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.).

А маленькая картинка Константина Коровина «Кафе во французском порту» просто взлетела в цене — с £25 тыс. старта до £217 тыс.

итога; картина изображает пеструю компанию людей, сидящих под французским и американским флагами и любующихся броненосцем, входящим в порт.

Совет

Всего раздел живописи Christie`s принес £7,4 млн, и это только начало. У Christie`s впереди еще аукцион декоративно-прикладного искусства с изделиями фирмы Фаберже и императорскими фарфоровыми вазами. Потом очередь перейдет к Sotheby`s — уже сегодня этот дом проведет вечерние торги русским искусством.

«Скандальную» картину Ильи Репина «Парижское кафе» в Москве выставят только на два дня

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

Выставку в бывшем особняке Спиридонова, организованную аукционном домом Christie’s и открытую для зрителей лишь  в течение субботы и воскресенья, есть смысл посмотреть хотя бы из-за полотна молодого Репина «Парижское кафе» (1875), которое последний раз было в России в 1916 году.

Тогда его купил в Петербурге некий швед по имени Мартин Монсон. На аукционе картина будет выставляться вместе с альбомом зарисовок Репина, которые он делал для этой картины. На выставке рисунки из альбома можно увидеть на мониторе рядом с полотном.

Впрочем, у нас эта картина не слишком известна не только потому, что почти весь ХХ век находилась в частном собрании. «Парижское кафе», написанное, когда художник в 1873-1876 годах в качестве стипендиата Академии художеств жил во французской столице (и, кстати, показанное на Салоне 1875 года), на родине было принято более чем прохладно.

Любопытно, что слухи о ней дошли до России прежде самой картины. Архип Куинджи рассказал о ней как о «скандальной» ошибке. Иван Крамской в письме автору выразил недоумение сюжетом: «Я не скажу, чтобы это не был сюжет. Еще какой! Только не для нас…».

Эта горячность Крамского станет понятной, если учесть, что после «Бурлаков на Волге» (1870-1873) в Репине видели главного певца народа и его страданий…  И вдруг эта надежда прогрессивной критики начинает рисовать какие-то сценки в кафе. Скандал, конечно. Ни важности сюжета, ни народной, ни даже национальной темы.

От картины, в сущности, в России ждали того же, что от романа. Если не ответов, на вечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», то хотя бы их постановки.

Репин же, оказавшись в Париже, мгновенно почувствовал значимость для искусства совсем других вопросов. Он увлечен работами Гюстава Курбе, Эдуарда Мане и находится под обаянием первой выставки импрессионистов. Впрочем, это обаяние явно сливается с обаянием парижской жизни.

  Он почти не отделяет одно от другого в письмах: «Французская живопись теперь (…) отбросила… академические и всякие наносные кандалы. Царит наконец настоящее французское, увлекает оно весь свет блеском, вкусом, легкостью, грацией…». Но точно так же эти вещи объединяются для него в картине.

«Парижское кафе» передает блестящую, волнующую атмосферу городской жизни, которая напоминает театр, где все зрители и все актеры. Но не меньше это полотно вдохновлено живописными задачами, которые решала европейская живопись. Любопытно, что Репин написал сцену в кафе раньше, чем за аналогичные сюжеты взялись Ренуар, Мане… Он, конечно, далек от импрессионизма.

Обратите внимание

Но возникает странное ощущение, что художник  пытается решить те же задачи, что они, но привычным для него способом — создавая масштабное полотно, с тщательно выбранными натурщиками (среди них оказываются знаменитый парижский критик, художник, романисты, актриса) и с внятным сюжетом.

Он выстраивает картину как мизансцену, где на переднем плане — красавица с соболиными бровями и вызывающе гордым видом. Собственно, она выглядит тем «солнцем», вокруг которого вращаются остальные герои. Для Репина герои прежде всего воплощение французского духа, это «парижские типы», говоря слогом «натуральной школы».

Кстати, если для русских коллег «Парижское кафе» выглядело скандальным из-за «ничтожества» темы, то для французов оно казалось провокационным из-за собственно сюжета.

Одинокая дама явилась в кафе без спутника… При том, что рядом за столиком сидят дамы, в том числе немолодые, это отсутствие «эскорта» выглядело по тем временам дерзким.

Иначе говоря, Репин выбрал мелодраматический сюжет, в котором двусмысленность положения, в которое поставила себя главная героиня, могла служить для подчеркивания ее эротичности, равно как и свободолюбия, эмансипированности. Не зря один из исследователей воспринял ее как Венеру урбанистического века.

Как бы там ни было, по-видимому, для Репина именно специфичность сюжета и типов определяли ту особую атмосферу парижского кафе, которую он стремился запечатлеть.

Но все же и зажженные огни, и афиши бала на стене, и вся смутно различимая жизнь в глубине полотна, кажется, обещали рассвет другого дня и нового века, в котором утонченность и праздничность, театральность и искусственность будут цениться выше актуальности и важности темы.

Так что получается, что в Москву привезли Репина-европейца. Его «Парижское кафе» органично вписывается в экспозицию, где в соседнем зале показывают «Тополи» (1891) Клода Моне — самое большое и отлично сохранившееся полотно из 24-х, вошедших в эту серию, раннего Пабло Пикассо — «Дети и игрушки» (1901), и позднего Пьера Боннара — «Легкий завтрак» (1938).

На этом же этаже — маленький зал с работами Энди Уорхола и Синди Шерман и другой — с ранней графикой Люсьена Фрейда, сделанной во время Второй мировой, его портретом «Улыбающейся женщины» (1958-1959) и скульптурой огромного младенца от Рона Мьюека — одного из когорты «молодых британских художников» (YBA).

В общем, хотя бы из-за удовольствия увидеть Репина рядом с Уорхолом имеет смысл в эти выходные дойти до Дома Спиридонова.

Илья Репин

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

ngasanova

July 26th, 2013

Илья Репин. Парижское кафе

Картина Ильи Репина Парижское кафе (1875)Вещь редкостная, раскритикованная современниками, и потому на родине художника никогда не выставлялась. Большое многофигурное полотно написано Репиным в 1875 году, во время его пенсионерской поездки в Париж.

Парижская свобода — от импрессионизма в живописи до танцовщиц в кафешантанах — потрясла русского художника и едва не сбила его с пути настоящего критического реалиста, каким хотел видеть его учитель Иван Крамской:

«Я думал, что у Вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и
специально народная струна…».

После «Бурлаков на Волге» от Репина действительно трудно было ожидать такой картины: в парижском кафе сидит за столиком неприлично одинокая дама, а публика вокруг обсуждает такое ее вызывающее поведение.

Важно

Если бы это еще была суфражистка какая-нибудь, так нет, просто опереточная певичка, даже имя ее известно — Анна Жюдик.Под давлением коллег Репин осознал, что хватил лишнего, и переписал лицо героини, заставив ее смущено уставиться глазами в пол.

К счастью, один из владельцев картины в 1930 годы решил расчистить полотно (предварительно сняв копию с головы героини) — и теперь дама за столиком парижского кафе вновь глядит уверенно и спокойно.

Качество картины не сравнимо ни с чем из репинского наследия, что осталось еще в руках частных владельцев — ведь она написана в период расцвета таланта художника.

Анна Жюдик (Анна-Мари-Луиза Дамьен , 1850 — 1911) — французская певица

О знаменитой парижанке поэт Н. Некрасов написал в поэме «Современники» после петербургских триумфов артистки:

Жизнь наша — пуф, Пустей ореха, Заехать в Буфф — Одна утеха. Восторга крик, Порыв блаженства. Мадам Жюдик —

Верх совершенства!

Выступала на сцене парижского театра «Буфф-Паризьен», была звездой премьер таких оперетт Жака Оффенбаха, как «Прекрасная Елена», «Великая Герцогиня Герольштейнская». Много гастролировала в Санкт-Петербурге. Выступала на эстраде, стояла у истоков особой разновидности французского шансона — chanson de geste.

Певица Анна Жюдик (Anne-Marie-Louis Damiens) на литографии Тулуз-ЛотрекаИсточник: family-values.ru*** Постельное бельё производимое АРТ Дизайн предоставляет возможность потребителю насладиться не только красотой и эксклюзивным дизайном своей продукции, но и ощутить мягкость, эластичность, качество изделий из различных натуральных тканей — 100 хлопок, бязь, поплин, сатин.

Заказывайте выгодно оптом постельное белье только торговой марки АртПостель.

Где воспоминания живут… Парижские кафе

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

?poyeliku (poyeliku) wrote,
2013-02-01 00:11:00poyeliku
poyeliku
2013-02-01 00:11:00Парижский ресторан, зеркальное окно, весёлый гомон, столики и клёны,в запасе есть последние сто «но» против кокетства развесёлой Моны.

Текущая счастливая толпа и запах парфюмерии и хлеба,коллекция вандомского столпа и пушечность проколотого неба.Забытые на китель эполеты и дух Дюма, Гюго и Лафонтена,и нельские любовные секреты и эйфелева тканая антенна.Оттенок жёлтый белого вина, оттенок солнца в пастях Нотр-Дама,гаргулии, всё пьющие до дна, в печали обезглавленного храма.

И пирамида подземелий Лувра и вспышки камер отраженьем бликовамурность белоснежного кентавра и мраморная безмятежность ликов.Палитра красок, благородность пАтин, победы перевидевшие все,и нагота платановых рогатин, вестготский дух над Сен-Жермен-де-Пре.

Парижская витрина в красоте загадочности утреннего солнца,парижские бульвары в тесноте легенд, рождённых царствием бретонца.»Георга V» шик камерности стиля, забытый зонт и брошенный платок,французская мистическая миля, … катящийся с каштанами лоток …Михаил Анмашев.

Совет

Неповторимую и незабываемую атмосферу Парижа в основном создают именно его многочисленные кафе,которые встречаются на каждом углу.Парижских кафе так много, что можно их выбирать под свое настроение и вкус.

Здесь есть яркие, глянцевые – для туристов, хипповые и стильные, пыльные и захудалые – для нетребовательных завсегдатаев – как дань старому городу. Ну, так чем же парижские кафе отличаются от кафе в других городах? – спросите вы…Французское кафе – нечто уникальное,это душа Парижа и поэма о ней.

В одних кафе можно перекусить, заказав традиционный бифштекс с жареной картошкой или просто бутерброд с ветчиной. В других – только выпить. Есть и такие, где можно сыграть на тотализаторе. В каждом свои местные завсегдатаи, которые, заходя, обязательно пожмут руку хозяину и обменяются новостями.Французские кафе имеют как минимум 300-летнюю историю.

Считается, что первое кафе было открыто в 1686 году в самом центре Латинского квартала.

Оно называлось «Procope», в честь его основателя Франческо Прокопио.Этот молодой итальянец приехал в Париж, имея в голове амбициозный проект – открыть заведение

совершенно нового типа, где посетителям будет подаваться кофе – напиток, категорически запрещенный при дворе короля Людовика XIV.

Франческо Прокопио уделил большое внимание созданию интерьера, взяв на вооружение пышность убранств Версальского дворца.

Он задрапировал стены тканью, разместил зеркала, чтобы зрительно увеличить пространство, израсходовал немало денег на приобретение хрустальных люстр, специально заказанных в Италии.

Подумал Франческо Прокопио и о гурманах. В его заведении можно было не только выпить чашечку кофе, но и попробовать разные сорта мороженого, приготовленного по итальянским рецептам.

Основателю первого парижского кафе очень повезло: как раз напротив разместилась труппа французского театра, актёры которой – настоящие и будущие знаменитости,  а вместе с ними писатели, поэты, философы стали постоянными его клиентами, шумными и остроумными.

Постепенно Франческо Прокопио расширил, как мы сказали бы сегодня, спектр услуг: посетители могли попросить у официанта чернила и перья, купить бумагу и свечи. Все было организовано таким образом, чтобы удовлетворить малейшие пожелания, ведь для Франческо Прокопио эти люди были не просто клиентами, они были гостями.
Reinhold  VolkelЯ вновь на улочках ПарижаВдыхаю запахи любви.И прошлое всё ближе, ближе.Вот то кафе – воспоминания мои.Brent  HeightonЗдесь всё так тихо, так прелестно.Я целовал тебя недавно здесь.А вот тот столик, вот то место,И божоле в меню том есть.Так родилось первое литературно-артистическое кафе, которое недолгое время оставалосьединственным в своем роде.

Среди посетителей этого кафе были такие знаменитости, как Вольтер, Руссо, Даламбер, Бомарше,
Наполеон Бонапарт
, а такжеМюссе, Жорж Санд, Верлен, Маллармэ и многие другие.

Jean  BeraudНа исходе XIX века модным стал район Монмартра.
Его заведения не отличались рафинированной элегантностью,там скорее царил богемный дух с его экстравагантностью и дамами «полусвета», увековеченными художником де Тулуз-Лотреком.Josehp  EngelhardПосле первой мировой воины местом встреч поэтов и художников оказались не менее знаменитые кафе
Монпарнаса,включая «Rotonde»,которая в 1910-1930 годах пользовалась всемирной известностью.Опьяненная творческим экстазом и винными парами, на Монпарнасе жила шумная толпа космополитов, среди которых было много русских художников.
Бывал здесь и  Маяковский. Об этом кафе он упоминает в стихотворении «Верлен и Сезанн» (1924 г.)
Знаменитая Le Rotonde («Ротонда»)- одно из самых старых парижских кафе, так образно описанное в воспоминаниях Ильи Эренбурга и Хэмингуэя. Здесь в 1903-м юная Габриэль Шанель исполняла народные песенки под бурные аплодисменты публики и возгласы «Ко-коко».Но главное, «Ротонда» — это место, где родилась и созрела живопись европейского авангарда. Стены можно выложить мемориальными плитками с именами Пикассо, Дерен, Вламинк, Модильяни, Сутин, которые ходили сюда каждый день. Приходил и наезжавший из Германии Кандинский. За соседними столиками с авангардистами сидели знаменитые, но тогда еще никому не известные анархисты и революционеры: Ленин, Красин и другие.

Isaac Maimon La Parisienn

Isaac Maimon

Обратите внимание

В архивах комиссариата полиции 6-ro округа Парижа (это район Монпарнаса) хранится протокол впечатляющей потасовки между писателями-сюрреалистами, которые решили завершить трапезу швырянием тарелок в физиономии друг друга.
Илья Репин Парижское кафеВскоре поблизости появилось кафе «Coupole», излюбленное место сюрреалистов.

В 20-е годы здесь можно было часто встретить художниковМатисса и Пикассо, поэта и драматурга Жана Кокто, американских писателей Хемингуэя, Скотта Фитцжеральда и многих других знаменитостей. La Coupole считалось молодыми поэтами и художниками «академией богемной жизни».

Кафе появилось на свет в 1927 году на месте бывшего угольного склада. Собственно, не кафе, а — закусочная, похожая больше на гигантский сарай или зал ожидания на вокзале .
Santiago  Rusinob»La Coupole» привлекало молодежь дешевой едой и танцевальной залой в подвале.

Здесь Луи Арагон познакомился с Эльзой Триоле (сестрой Лили Брик), здесь Генри Миллер пытался всучить официанту в качестве платы за ужин обручальное кольцо. Именно в «La Coupole» день за днем писал свои репортажи для «Известий» Илья Эренбург. В 1960-е годы здесь часто работали Франсуаза Саган и Габриэль Гарсия Маркес.

И сегодня Монпарнас — излюбленное место вечернего отдыха парижан. Кафе,кинотеатры, ночные бары, дискотеки — далеко за полночь здесь еще вовсю кипит жизнь.Весна парижская – приют для меланхолий.Искусств подруга и поэзии сестра.В кафе среди камелий и магнолий.Ты мог бы просидеть хоть до утра.

Исаак Маймон

В 40-х годах на бульваре Сен-Жермен, в то время тихом и спокойном месте,появилось на свет легендарное трио расположенных радом друг с другом кафе: «Flore», «Les Deux Magots» и «Lippe».

В разное время в кафе «Les Deux Magots» бывали поэты Рэмбо и Андре Жид, писатель Маллармэ, художник Фернан Леже, скульптор Сезар, архитектор Ле Карбюзье. В кафе «Les Deux Magots» назначали встречи Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар.

Одно из самых популярных кафе среди художественной богемы «Lа palette». Поблизости от него долгие годы жили знаменитые русские художники Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.

Париж весенний, пробудился к жизни.Бульвары в белом, словно под венцом.В кафе за столиком ты вспомнишь об Отчизне.Взгрустнешь немного и вздохнешь тайком.К.Коровин  Парижское кафеНо вот уже спешит гарсон учтивыйБелеет фартук, слышен дамский смех.В кафе Парижа, жизнь нетороплива.Лишь он один торопится за всех.

Парижские кафе служат для многих и поныне местом встреч и отдыха, где свои ритуалы, своя философия и своя атмосфера.Brent  HeightonСкажи, ты помнишь те бокалы,Что выпивали мы тогда?И нам с тобой всё было малоЛюбви, друг и друга и вина.

Денис Евстихиев  Парижское кафе
А эти фото прошлого века, ставшие классическими, всё же ближе  к нашим дням

Brasserie Lipp, Paris, 1969

©Henri Cartier-Bresson 

Irving Penn 

Edouard Boubat

Brassäi

Brassäi

Brassäi

Christer Strömholm 

André Kertész 

Wim K. Steffen 1957 

Samuel Beckett by Robert Doisneau 

Robert Doisneau 

Robert Doisneau 

Rene-Jacques 1932

Papou 

Michel Maiofiss 

Maurice-Louis Branger 

Louis Stettner 

Laurent Dufour 

Laurent Dufour 

Jeanloup Sieff 

Janet Flanner 

Henri Cartier-Bresson 

Gjon Mili 

Gérard Laurent  

Frank Horvat 

Frank Horvat 

Elliott Erwitt

Edouard Boubat

Dennis Stock

Denise Colomb

Daniel Murtagh

Alexander Artway 

Главным полотном предаукционной выставки Christie’s в Москве станет «Парижское кафе» Ильи Репина

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы в моей жизни».

Илья Репин, 1899 год

Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что главным полотном ежегодного предаукционного показа в Москве станет шедевр Ильи Репина (1844–1930) «Парижское кафе». Картина, опередившая свое время в глазах как русской, так и западной публики, занимает особое место в творческом наследии Репина.

«Парижское кафе» предвосхитило появление многочисленных групповых портретов кисти художников-импрессионистов, ставших впоследствии культовыми. Написанная в Париже в 1875 году, картина ранее никогда не выставлялась в России.

Это монументальное полотно, находящееся в частной коллекции начиная с 1916 года, считается одним из наиболее значимых произведений художника, не входящих в музейные собрания.

Этим летом «Парижское кафе» станет топ-лотом предстоящих русских торгов в Лондоне, а его эстимейт составляет рекордную сумму в 3–5 миллионов фунтов. Вместе с самим полотном на продажу будет выставлено около 80 репинских эскизов и набросков к нему.

Важно

Алексей Тизенгаузен, директор международного департамента русского искусства Christie’s: «Для нас это была давняя мечта — привезти в Москву особую картину, которая многое бы значила для русской аудитории. Ни одна работа какого-либо другого художника не воплотит эту мечту лучше, чем “Парижское кафе”.

Предоставить гостям предстоящей выставки уникальную возможность увидеть это полотно на родине его создателя — это огромная честь для нас. В том случае, если в ходе аукциона картину не приобретет один из музеев, такой возможности может не представиться на протяжении целого столетия.

Историческая значимость данной работы бесспорна, и мы очень рады тому, что даем гостям нашего показа уникальный шанс увидеть шедевр одного из самых великих русских художников на нашей предаукционной выставке».

Масштабное полотно «Парижское кафе», созданное в бытность Репина в эпицентре художественных инноваций, каким был Париж в конце XIX века, обнаруживает одновременно и влияние западного искусства на русскую художественную жизнь, и собственный статус художника — первопроходца своей эпохи.

Нетипичная с сюжетной точки зрения для Репина, знаменитого в то время преимущественно благодаря полотнам на традиционно русские темы, картина «Парижское кафе» представляет собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере.

Она была написана во время пребывания Репина в Париже в 1873–1976 годах в качестве пенсионера Академии художеств и выставлялась в парижском Салоне в 1875 году.

Для молодого Репина, которому довелось познакомиться с художественными чудесами Европы и космополитичным образом жизни французской столицы, это было время творческих исканий.

Работая над традиционно русскими сюжетами, такими как «Садко в подводном царстве» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), он одновременно поражал русских коллег тем, что под влиянием современного французского искусства переключал свое внимание с подобных тем на экспериментаторские поиски.

«Французская живопись теперь стоит в своем настоящем цвету, она отбросила все подражательные, и академические и всякие наносные кандалы… Царит наконец настоящее французское, увлекает оно весь свет блеском, вкусом, легкостью, грацией, и в искусстве, как во всем прочем, французы верны своим особенностям» (письмо И. Н. Крамскому от 31 марта 1874 г. «И. Е. Репин и И. Н. Крамской: Переписка 1873–1885», М.-Л., 1949. С. 122).

Совет

Законченная работа была выставлена в апреле — мае 1875 года под названием «Кафе на бульваре» и вызвала горячие споры между Репиным и его главными наставниками Владимиром Стасовым и Иваном Крамским.

Репин защищал свое право на свободу в творчестве, тогда как его оппоненты стремились привязать художника к сугубо русскому материалу и вернуть ему ими же созданный образ enfant terrible критического реализма, который закрепился за Репиным вслед за успехом и славой, последовавшими после «Бурлаков на Волге» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1870–1873). Несмотря на все опасения, сейчас, оглядываясь назад, мы можем признать «Парижское кафе» одной из наиболее дерзких работ Репина, созвучных своему времени, благодаря которым его творчество смело и решительно достигло того уровня космополитизма, который был характерен для Парижа тех лет.

Как по сюжету, так и по сочности живописной трактовки «Парижское кафе», несомненно, позволяет провести параллель, с одной стороны, между Репиным и импрессионистами, многие из которых по-прежнему собирались под знамена реализма, а с другой стороны, с их другом и первопроходцем Эдуаром Мане.

«Парижское кафе» предвосхитило появление многочисленных групповых портретов, на которых изображались горожане, собравшиеся пообщаться в барах или кафе, — это такие иконы импрессионизма, как картина «Бал в ле Мулен де ла Галет» Ренуара, написанная в 1876 году, через год после того, как «Парижское кафе» было выставлено в Салоне; его же «Завтрак лодочников» 1881 года или полотно Мане «Бар в Фоли-Берже», написанное годом позже.

  • Источник: пресс-релиз Christie’s© Christie's Images Ltd. 2011

Выбор сюжета для данной работы демонстрирует собой отказ Репина от застарелого классицизма Академии, находившего свое место и в Салоне, — такого, как у Жана-Леона Жерома, чье присутствие среди персонажей «Парижского кафе» кажется неслучайным.

В этом смысле немаловажна аналогия с групповыми портретами Курбе, в которых уделяется пристальное внимание трактовке лиц: отталкиваясь от глубокой реалистичности изображения, которая отличала его «Бурлаков» (1873), Репин поднимал принципы реализма на новые высоты, особенно в тщательной проработке переднего плана.

Эта новая форма жанровой живописи — свидетельство того, как стремительно освобождался Репин от косных принципов Академии, двигаясь навстречу новым веяниям, питаясь живыми жизненными впечатлениями; это напоминало произведения Эмиля Золя, которыми Репин восхищался.

Как русский человек, наблюдающий жизнь общества во французской столице, Репин уже примерял на себя роль «живописца современности». После того как Тургенев представил его Золя, Репин встречался с широкими кругами парижской интеллигенции и, похоже, наслаждался атмосферой экспериментирования, царившей тогда в культуре.

Прототипы в изображенной на картине сцене описываются как представители высокого и низкого слоев культурной жизни французской столицы. Усатый мужчина в черном, расположившийся в середине, — известный художник Салона Жан-Леон Жером (на иллюстрации выше слева).

Катюль Мендес, французский поэт, романист и драматург, послужил моделью для образа мужчины в котелке за соседним столиком. Крайним справа изображен Эмиль Бело, профессиональный натурщик, к услугам которого прибегал Мане для картины «За кружкой пива».

Уже сам по себе сюжет «Парижского кафе» делает эту работу наиболее интересной и нетипичной для Репина картиной, на которой изображены представители либерального и раскрепощенного парижского общества, обратившего свои взволнованные взгляды на фигуру пришедшей в кафе без сопровождения Анн Жюдик. Один из двух покидающих кафе мужчин безразлично зевает — скорее всего, он коренной парижанин; а вот его английский спутник пристально рассматривает даму через пенсне, не веря такой откровенной дерзости.

  • Источник: пресс-релиз Christie’s© Christie's Images Ltd. 2011

В начале ХХ века женский образ, который был переписан Репиным, выглядел скорее жертвой общества, чем самоуверенной и беззастенчивой «кокоткой».

В 1936 году, однако, после рентгеновского исследования полотна были проведены реставрационные работы в Стокгольме, в результате чего проявился нынешний облик героини (владелец полотна весьма предусмотрительно заказал копию лица маслом, прежде чем сняли верхний слой).

Почему Репин решил изменить образ, остается тайной — возможно, он хотел повысить коммерческую привлекательность картины, поменяв центральную тему с рискованной на более приемлемую для общества.

Обратите внимание

Оригинал в том виде, в каком он предстает перед нами сегодня, тем не менее, являет собой гораздо более утонченную живописную работу, возвращая этому необыкновенному и противоречивому шедевру первоначальный облик.

В «Парижском кафе», со временем доказавшим свою значительность как по форме, так и по содержанию, Репин создал образ, опередивший свое время в глазах русской публики, к которой это полотно возвратится в ближайшем будущем.

Выставка будет открыта для посещения со 2 по 3 апреля с 12:00 до 18:00 в здании Дома Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, 9/8, стр. 1–4. Торги «Русское искусство» состоятся в Лондоне 06 июня 2011 года.

Источник: пресс-релиз Christie’s

Культурная дуэль: парижская жизнь глазами русского и француза

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

Дуэлянты — это соперники. Везде, но не на нашем портале. Мы вызываем творческих гениев на дуэль, чтобы… любоваться!

Илья Репин. Парижское кафе. 1875

Большое многофигурное полотно написано Репиным в 1875 году, во время его поездки в Европу. Художник отправился за границу в 1873 году. Жил в Вене, Риме, Неаполе и Помпеях, затем переехал во Францию, где жил в Париже и Нормандии.

«Французы — бесподобный народ, почти идеал: гармонический язык, непринужденная, деликатная любезность, быстрота, легкость, моментальная сообразительность, евангельская снисходительность к недостаткам ближнего, безукоризненная честность.

, — писал художник в своих письмах Ивану Крамскому.

Парижская свобода — от импрессионизма в живописи до танцовщиц в кафешантанах — покорила Репина. А в 1874 году, после первой значимой выставки молодых художников, которых стали называть импрессионистами, Репин восхищенно писал Крамскому: «Французская живопись теперь стоит в своем настоящем цвету, она отбросила все подражательные, и академические, и всякие наносные кандалы».

Результатом репинского восхищения жизнью и искусством французской столицы стала картина «Парижское кафе».

Этой работой художник не на шутку испугал своего наставника Ивана Крамского, решившего, что Илья Ефимович решил сойти с пути критического реализма в живописи: «Я думал, что у Вас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положений искусства, его средств и специально народная струна»..

В «Парижском кафе» Репина собралась французская богема. Главная героиня картины — одинокая мадам в центре — известная певица Анна Жюдик. Дама без сопровождения в кафе — главный mauvais ton для того времени, потому-то ее так и разглядывает окружающая публика.

Впрочем, смотрит она гордо и не очень-то смущена вниманием к своей персоне. Усатый мужчина в шляпе — известный художник Жан Леон Жером. Мсье в котелке за соседним с ним столиком — поэт, романист и драматург Катюль Мендес. А за крайним столиком справа художник изобразил известного натурщика того времени Эмиля Бело.

Нетипичная для автора «Бурлаков на Волге» картина написана художником очень «по-европейски». Мастер постарался передать атмосферу богемного Парижа, его шик и свободу.

Кстати, именно после «Парижского кафе» Репина французские живописцы начинают писать групповые портретные композиции, такие как «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) Ренуара и «Бар в «Фоли-Бержер» Эдуара Мане (1882), ставшие сегодня классикой импрессионизма.

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876

Ренуар — «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», считал писатель Октав Мирбо. «Бал в Мулен де ла Галетт» — яркий пример «радостного» искусства живописца. За сюжетом для картины художнику не пришлось далеко ходить. Он нашел его рядом с домом, где жил — на Монмартре, на улице Корто.

Заметим, что Монмартр того времени — обычная деревня с садами, огородами да двумя ветряными мельницами — постепенно превращался в жилой квартал. Потому-то предприимчивое семейство Дебре и устроило танцевальный зал при одной из своих мельниц.

В хорошую погоду посетители выходили во двор, где по кругу стояли лавки и столы, а официанты подавали к вину фирменное блюдо — галеты, отсюда и название — Ле Мулен де ла Галетт.

Важно

Заведение было платным, но очень недорогим. Здесь собирались потанцевать приказчики из магазинов, швеи, молодые художники, литераторы, актрисы и просто веселые девушки с Монмартра. Непритязательная атмосфера этого зала вдохновила художника на создание картины, насыщенной светом и движением.

Ренуар писал фигуры на пленэре, для чего выносил большой холст в сад, где свет, проникавший сквозь листву акаций, усыпал землю и одежду танцующих голубыми и розовыми бликами. На балу художник изобразил большей частью своих знакомых. За столом сидят три его друга: Фран-Лами, Генетт и Жорж Ривьер.

Пара слева — испанский художник Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас и Маргарита Легран, любимая натурщица Ренуара. Среди танцующих — живописец Анри Жерве, журналист Поль Лот и художник Фредерик Корде. В центре, на переднем плане, сестры — Эстель и Жанна, которых Ренуар нашел на Монмартре.

Все персонажи переданы так мастерски, что люди, близко знавшие их, отмечали характерные нюансы в их движениях позах.

Один из героев этой картины, друг и биограф художника Жорж Ривьер, сказал об этой работе: «Никому до Ренуара не приходило в голову изобразить в полотне столь значительного размера кусок повседневной жизни: это отважный поступок, который вознаградит заслуженный успех».

Однако, критики называли несуразицей изображение людей, «танцующих на поверхности, похожей на лиловые облака, покрывающие небо во время грозы». Время расставило все по местам.

Спустя годы критик Гюстав Жеффруа дал лучшую характеристику полотну Ренуара: «Бал в Мулен де ла Галетт» — одно из удачнейших произведений, основанных на непосредственном наблюдении и использовании света для создания атмосферы; в нем выражены и опьянение танцем, и шум, и солнечный свет, и пыль, поднятая танцующими на открытом воздухе, и возбуждение на лицах, расслабленные позы, и ритмический водоворот платьев, розовых, светло-синих, темно-синих, черных; и взрыв страсти, неожиданная печаль, внезапная ярость, наслаждение и усталость…»

Капризы и странности величайшего художника Ильи Репина

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

Художник Илья Репин знаменит не только мистическими историями вокруг своих полотен. Его биография сама по себе очень увлекательна: выходец из простой семьи из далёкой от столицы Харьковской губернии, он в юности долго рисовал иконы, а когда попытался поступить в Петербургскую академию художеств, услышал, что рисовать не умеет.

Карьера у Репина в конце концов наладилась, а о его странностях и капризах узнало множество людей: знаменитости всегда под наблюдением.

Одержимость здоровым образом жизни

Любители особенно здорового образа жизни в девятнадцатом веке мало отличались от таковых в конце двадцатого. Репин спал исключительно на неотапливаемой и незастеклённой веранде в любую погоду, а детей укладывал спать в комнату с настежь открытыми окнами.

Совет

Дочь Репина вспоминала, что по утрам зимой отец входил пожелать им доброго утра — а усы у него на лице были покрыты льдом. Не отапливал Репин и мастерскую.

Из-за этого ему не удалось рисовать Бунина: перспектива часами позировать в таком холоде писателя испугала.

Кроме того, Репин практиковал вегетарианство. Каждую среду художник давал обеды, которые давали подкормиться многим молодым дарованиям (Маяковского так и вовсе спасли от голодной смерти), но стол при этом, по мнению куда менее приверженных здоровому образу жизни гостей, оставлял желать лучшего: они шутили потом про еду из сена и бифштексы из клюквы.

Скупость

Илья Ефимович большую часть своей взрослой жизни был довольно состоятелен, но, тем не менее, проявлял бережливость, которая изумляла окружающих. Например, он нарочно вставал очень рано, когда ездил в Санкт-Петербург преподавать, хотя в том не было никакой необходимости. Но утром проезд на трамвае стоил только пять копеек, а днём — уже целых десять!

Самая дорогая картина Репина — «Парижское кафе».

В другой раз дочери художника Вере понадобились услуги массажистки. Репин был готов оплатить только одно посещение и наставлял дочь, чтобы она приметила, как массажистка работает, а потом повторяла бы всё бесплатно себе сама. В конечном итоге за услуги всё же пришлось платить нормально, конечно. Скупость Репина отступала, когда речь шла об интересах детей.

Но бережливость не помешала Репину отказаться от должности преподавателя и чудесной просторной квартиры, выданной ему Академией художеств, после упрёка ученика в том, что, пока у студентов нет денег даже на обед, профессора шикуют в аппартаментах, ещё и получают их бесплатно. Бросив всё, Илья Ефимович уехал к Толстому — попрощаться.

Репин обожал Толстого и оставил множество его портретов.

Шокирующая демократичность

В доме Репина прислуга не считалась, собственно, прислугой. Эти люди были помощниками по хозяйству. Всё, что семья Репина и его гости могли сделать, не позвав на помощь — открыть двери или повесить пальто — они должны были делать сами. В финском доме Репина объявления об этом висели в каждой комнате, каждом коридоре.

Кроме того, ели слуги всегда вместе с Репиными, а в дни приёмов — и с гостями. Свои убеждения на этот счёт художник как-то раз продемонстрировал, сыграв в прославляющей демократичность и эмансипацию пьесе дворника. Главная героиня приглашала этого дворника выпить с ней чаю. Почему-то сюжет и роль именно Репина очень развеселили Санкт-Петербург.

Картина «Не ждали» сначала должна была изображать курсистку, вернувшуюся домой из-за того, что высшее образование для женщин в России опять закрыли.

Обратите внимание

Репин, хотя сейчас больше известен тем, что не принял советскую власть и предпочёл остаться мигрантом-негражданином в получившей самостоятельность Финляндии, до революции был убеждённым противником сословных традиций и предрассудков. Неудивительно, что многие его картины, критикующие эти традиции, позже активно тиражировались в Советском Союзе.

Выбор жены

Первая жена Репина, Вера Алексеевна, нравилась буквально всем знакомым художника. Она была красивой, очень кроткой, воспитанной в патриархальном духе и разделяющей все патриархальные ценности. Когда Репин её покинул, многие были удивлены, а дети — на всю жизнь обижены (что просить у отца денег — и получать их — им не мешало).

Репин был происхождением гораздо ниже Нордман, дочери шведского адмирала, и этим, может быть, её и привлёк.

Новая жена, Наталья Нордман, точно так же буквально всех раздражала. Её называли некрасивой, характер её — дурным (она была не только эмансипирована, но и эксцентрична). Это Нордман приучила Репина к вегетарианству,а также довела его склонность к демократичности до предела.

На приёмах она раздавала самодельные брошюрки под названием «Мы не едим других». Шубой её не просто нельзя было порадовать — такой подарок вызвал бы ярость. Была Нордман также категорически против водки, считая её напитком, в любых количествах вызывающим пристрастие и деградацию.

Многие знакомые Репина и Нордман при этом знали, что тайно друг от друга супруги порой предаются поеданию мяса. Жена Куприна застала у Нордман в спальне бутерброды с ветчиной и бутылку коньяка, а художника не раз видели уписывающим обычные мясные щи где-нибудь в буфете на вокзале. Слаб человек!

Тайная вечеря кисти Репина.

Удивительно, но поначалу Нордман со своей почти агрессивной агитацией отказа от убийства животных Репина раздражала. Её как-то раз привела на сеанс княгиня Тенишева — Репин писал её портрет. После сеанса художник передал княгине записку с просьбой больше никогда не приводить «эту».

Поиск сюжетов

Илью Ефимовича страстно тянуло ко всему уходящему. Он как будто чувствовал, что человек скоро умрёт, и торопился запечатлеть его в портрете.

Важно

Правда, совпадению портрета и смерти натурщика окружающие придавали слишком уж большое значение: большая часть тех, кто Репину позировал, жили дальше много лет.

Николай II, например, прожил после того, как художник написал его портрет, больше двадцати лет.

«Бурлаки на Волге» – самая знаменитая картина Репина в России.

Эта же тяга, скорее всего, стала причиной создания картины «Бурлаки на Волге».

Картина вышла скандальная: Репина только и упрекали в том, что он позорит Россию, выставляя своих бурлаков в то время, как в стране все сейчас переходят на пароходы, использования людей как тягловой силы не требующие.

Неужели трудно было запечатлеть прогресс? Но для художника, конечно, ценнее поймать момент, который скоро станет невозможным. Правда, окончательно пароходы вытеснили бурлаков только через несколько десятилетий, но кто это знал в момент написания картины?

А «Ивана Грозного» Репин написал после посещения корриды, а не потому, что вдохновился историей.

На корриде художник понял для себя, что вид смерти и крови очень волнует, и решил обязательно создать картину, которая воспроизведёт эффект корриды. Ему удалось.

Изображённые убийство и кровь не раз настолько впечатляли зрителей, что на полотно художника нападали, пытаясь уничтожить, пишет Kulturologia.ru.

В основе сюжета картины – исторический миф.

Суеверность

Когда Илья Ефимович захотел написать портрет художника Николая Ге, последний принялся буквально прятаться от Репина. Обидевшись, Репин упрекнул Ге, что тот ведёт себя суеверно, как дикарь. Ге устыдился, дал написать себя и прожил после этого ещё много лет.

В то же время сам Репин был не менее суеверным. Его крёстный отец, мужик по имени Иван Радов, был известен на родине как обладатель дурного глаза. Сам Репин как-то уверял, что крёстный сглазил его как минимум трижды. Последний раз после общения с Радовым Илья заболел. Такое отношение не помешало Репину создать портрет крёстного.

Арт-рейтинг: 20 самых дорогих картин русских художников, которые были проданы на аукционах

Самая дорогая картина и. репина — «парижское кафе». тайны, факты, история полотна.

На аукционных торгах русского искусства в 2004 году 26 работ Ивана Айвазовского, самого дорогого продаваемого художника, собрали 6,7 миллиона долларов. Этот рекорд спустя несколько лет был оспорен целым списком картин отечественных художников первой величины.

По результатам продажи в 2011 году впервые работы Ильи Репина, как представителя классической живописи, вошли в десятку самых дорогих картин русских художников. В этом обзоре арт-рейтинг самых дорогих полотен русских художников.

№ 1.

Казимир Малевич (1879-1935)

«Супрематическая композиция» (1916) — $ 60 млн (год продажи — 2008. Sotheby’s) Казимир Малевич – основоположник супрематизма. Благодаря своей работе «Черный квадрат», он проиобрел всемирную славу. Но самым дорогим творением художника стала «Супрематическая композиция»(1915), проданная за 60 миллионов долларов. И как это ни парадоксально сейчас выглядит, но в свое время художник жил очень бедно, не получая даже пенсию от Союза художников. Он собственноручно спроектировал себе суперматематический гроб в виде креста и завещал, чтобы его похоронили в нем с раскинутыми руками. Что и было сделано его учениками.

«Супрематическая композиция». 1916г. К.Малевич

№ 2.Василий Кандинский (1866-1944) «Этюд для импровизации № 8» (1909) — $ 23 млн (год продажи -2012. Christie’s) Кандинский – основоположник абстракционизма, живописец, график, поэт, теоретик изобразительного искусства. Беспредметное искусство, космологические фантазии, экспрессия, ритмичная декоративность нашли отражение в его творчестве. На аукционных торгах Sotheby's за последние десятилетия еще 6 полотен художника были проданы в общей сложности за $52 млн.

«Этюд для импровизации № 8». 1909г. В.Кандинский

№ 3. Марк Шагал (1887–1985) «Юбилей» (1923) — $ 16,3 млн (год продажи — 1990г. Sotheby’s) Марк Шагал- признанный лидер авангардизма. В послереволюционные годы судьба его бросала из города в город, из страны в страну. Жил и творил в Германии, Франции, где занимался живописью и монументальным искусством. На аукционных торгах Sotheby's и Christie’s за последние десятилетия еще четыре полотна художника были проданы за $ 32 млн.

«Юбилей». 1923г. М.Шагал

№ 4. Николай Рерих (1874-1947) 1.«Madonna Laboris» (1931) — $ 13,5 млн (год продажи — 2013г.Bonhams) Интересен сюжет этого полотна: Пресвятая дева Мария опускает свой шарф с крепостной стены Рая, чтобы тайно в него провести человеческие души, которые не пропускает апостол — привратник Рая. Это полотно неожиданно было продано дороже в семь раз, изначально установленной цены. И еще один удивительный факт: много лет эта работа была собственностью одной американской семьи. И кто такой Рерих, владельцы даже не подозревали. Творческое наследие Николая Рериха составляет 7000 картин. На предыдущих торгах три полотна живописца были проданы за $ 7 млн.

«Madonna Laboris». 1931г. Н.Рерих

№ 5. Николай Фешин (1881-1955) «Маленький ковбой» (1940) — около $ 11,9 млн (год продажи — 2010г. MacDougall’s) Это полотно принадлежит американскому периоду творчества, когда художник выехал из России в штат Нью-Мексико, США. В этот период живописец написал множество картин, отражающих жизнь ковбоев и индейцев. И на родине художник также успел завоевать художественную репутацию. Репин — учитель Фешина, хоть и недолюбливал художника, но всегда признавал в нем несомненный талант.

«Маленький ковбой». 1940г. Н.Фешин .

№ 6. Наталья Гончарова (1881- 1962) «Испанка» (Ок. 1916) — около $ 11 млн (год продажи -2010. Christie’s) Гончарова — самая яркая представительница авангарда и одна из самых востребованных русских авторов на арт-рынке. Работы художницы очень дорого оцениваются и еще дороже продаются. В 2007 году на аукционах Sotheby’s ее работы «Сбор яблок», «Дама с зонтиком», «Цветущие деревья» были проданы за $12,6 млн, а в 2008 году стоимость полотен «Цветы», «Колокольчики» составила $16,9 млн.

«Испанка». Ок. 1916г. Н.Гончарова.

№ 7. Илья Машков (1881-1944) «Натюрморт с фруктами» (1910г) — около $ 8,1 млн (год продажи — 2013. Christie’s) Участник движения «Бубновый валет» — Илья Машков совсем недавно стал котироваться на аукционных торгах. Главная ценность полотна «Натюрморт с фруктами» в том, что эта картина принимала участие в самой первой выставке объединения «Бубновый валет» в 1910 году. А полотно, выставленное на торги 2005 года, «Натюрморт с цветами» (1912) было продано за $ 3,4 млн.

«Натюрморт с фруктами». 1910г. И. Машков.

№ 8. Илья Репин (1844-1930) «Парижское кафе» (1875) — около $ 7,7 млн (год продажи — 2011г. Christie’s) Это ранняя живопись Ильи Репина, фривольный сюжет которой вызвал бурю протеста художественных критиков. Дама полусвета, падшая женщина, которая осмелилась прийти в кафе без сопровождения — это и было причиной возмущения. Ни Третьяков, ни другие собиратели картин так и не отважились купить это полотно. И лишь в 1916 году «Парижское кафе» было приобретено шведским коллекционером. Широкой публике это полотно за 95 лет было показано всего лишь три раза, последний из которых — в Москве на выставке перед аукционными торгами. Так как все наследие художника давно разошлось по музеям, его картины на торгах оказываются очень редко. Но шестью годами ранее было продано полотно «Семейный портрет» (1905) за $1,9 млн долларов.

«Парижское кафе». 1875г. И. Репин

№ 9. Борис Кустодиев (1878-1927) «Извозчик» (1923) — около $ 7,5 млн (год продажи — 2012г. Christie’s) В 1924 году это яркое полотно было одним из главных экспонатов на престижной выставке русского искусства в Нью-Йорке. Экспозиция выставки была собрана из работ 100 лучших живописцев из России. А в 1936 году «Извозчик» стал принадлежать известному советскому физику Петру Капице. Наследники ученого продали это полотно в 2012 году за $ 7,5 млн. В предыдущие торги на Sotheby's были проданы полотна «Одалиска»(1919), «Деревенская ярмарка» (1920), «Пикник» (1920) на общую сумму $ 8,3 млн.

«Извозчик». 1923г. Борис Кустодиев

№ 10. Василий Поленов (1844-1927) «Кто из вас без греха?» (1908) — около $ 7 млн(год продажи -2011г. Bonhams) Что примечательно, это масштабное полотно — авторская копия с оригинала картины «Христос и грешница», хранящейся в Русском музее, которая когда-то была куплена у Поленова самим императором Александром III за 30 тысяч рублей. Копия же, изображающая эпизод с Нового завета, около века назад была вывезена в Америку, и оказалась в коллекции одного американского университета. Провисев там 80 лет, была очень удачно продана на торгах, что существенно восполнило дефицит бюджета заведения.

«Кто из вас без греха?». 1908г. В.Поленов

№ 11. Константин Сомов (1869-1939) «Радуга» (1927) — около $ 6,3 млн (год продажи -2007г. Christie’s) Работы Сомова в 1924 году входили в экспозицию той же престижной выставки в США, что и работы Кустодиева. Представив свое творчество в Америке, в Россию художник так и не вернулся — поселился во Франции. Его изысканные работы, прославляющие эпоху Серебряного века, за последние десятилетия имеют большой успех на торгах. За два предыдущих года картины «Русская пастораль» (1922), «Пьеро и дама»(1923), «Вид из окна» (1934) были проданы на аукционах Christie’s за $ 8,6 млн.

«Радуга». 1927г. К.Сомов.

№ 12. Василий Верещагин (1842-1904) «Жемчужная мечеть в Агре» (1870—80) — около $ 6,2 млн(год продажи — 2014г. Christie’s) Известный художник-баталист Верещагин почти всю жизнь увлекался восточными сюжетами. Множество картин и ярких эскизов он привозил из путешествий по Средней Азии. В 1888 году почти все из 110 экспонатов выставки, организованной для художника в США, были пущены с молотка и остались в Америке. На сегодняшний день на русских торгах его полотна очень дорого ценятся. «Стена плача»(1885) и «Тадж-Махал. Вечер» (1876) были проданы за $5,9 млн

«Жемчужная мечеть в Агре». 1870—80-е годы. В.Верещагин

№ 13. Владимир Боровиковский (1757-1825) «Портрет графини Л.И. Кушелевой с сыновьями Александром и Григорием» (1803) — около $ 5,1 млн (год продажи — 2014г. Christie’s) Это высокохудожественное полотно музейного уровня — самое старинное из списка рейтинга. Изначально выставленная на торгах цена, была увеличена в шесть раз. Несколькими годами ранее парадный портрет графа Кушелева был продан за $ 2,6 млн.

«Портрет графини Л.И. Кушелевой с сыновьями Александром и Григорием». 1803г. В.Боровиковский

№ 14. Илья Кабаков (1933) «Жук». (1985) — около $ 5 млн (год продажи — 1998г. Phillips de Pury) Эта картина, в отличие от предыдущей, по рейтингу — самая «свежая» живопись. На торгах современного искусства Phillips de Pury это полотно взяло рекорд, который вот уже 20 лет никем не побит.

«Жук». 1985г. Илья Кабаков

№ 15. Александр Яковлев (1934-1998) «Портрет художника Василия Шухаева в его мастерской» (1928) — около $ 4,8 млн (год продажи — 2007. Christie’s) Это портрет лучшего друга художника Яковлева. В Русском музее хранится двойной портрет друзей, где они в ролях Арлекина и Пьеро. В этом же году было продано полотно художника — «Бой королей» (1918) за $ 1,8 млн, а в предыдущем «Три женщины в театральной ложе» (1918) за $1,97 млн.

«Портрет художника Василия Шухаева в его мастерской». 1928г. Александр Яковлев.

№ 16. Иван Айвазовский (1771-1841) «Американские суда у скалы Гибралтара» (1873) — около $ 4,6 млн (год продажи — 2007г. Christie’s) Гениальные работы русского мариниста мирового масштаба постоянно пользуются популярностью на мировых торгах. Любопытный факт: сам Айвазовский насчитывал около шести тысяч своих произведений, а на сегодняшний день по всему миру исчисление идет уже за 60 тысяч. Но как бы там ни было, появление оригинальных работ художника на аукционах всегда вызывает ажиотаж. За период 2005-2007 года десять картин художника на торгах Sotheby’s было продано за $ 19,7 млн.

«Американские суда у скалы Гибралтара». 1873г. Иван Айвазовский

№ 17. Павел Кузнецов (1878-1968) «Восточный город. Бухара» (1928) — около $ 4 млн (год продажи — 2014. MacDougall’s) Кузнецов являлся учеником Архипова, Коровина, Серова. Входил в объединения «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». В своем творчестве он романтично воплотил поэзию Востока. Бухарская серия полотен поставила его в один ряд с художниками очень высокого уровня.

«Восточный город. Бухара». 1928г. П.Кузнецов

№ 18. Борис Григорьев (1886-1939) «Пастух в горах» («Клюев-пастырь») (1920) — $3,72 млн (год продажи — 2008г. Sotheby’s) В 20-е годы прошлого века художник имел славу «историка славянской души». В своих работах, как никто сумел показать дух и сущность русского характера. Начиная с 2000-х его работы высоко оценивались на аукционных торгах: семь работ художника были проданы за $14,2 млн.

«Пастух в горах» («Клюев-пастырь»). 1920г. Борис Григорьев

№ 19. Кузьма Петров-Водкин ( 1878-1939 ) «Натюрморт. Яблоки и яйца» 1921) — $ 3,6 млн (год продажи — 2012. MacDougall’s) На творчестве художника отразились веяния модерна, символизма в виде религиозных и восточных мотивов. Двумя годами ранее портрет мальчика Васи был продан за $2,7 млн.

«Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921г. Петров-Водкин». 1921г.

№ 20. Юрий Анненков ( 1889-1974 ) «Портрет А.Н.Тихонова» (1922) — около $ 2,26 млн (год продажи — 2007г. Christie's) Портрет писателя Тихонова — друга семьи Анненковых, выполнен в виде коллажа с использованием стекла, штукатурки и натурального дверного звонка.

«Портрет А.Н. Тихонова». 1922г. Ю.Анненков

Просмотрев арт-рейтинг самых дорогих русских художников лишний раз убеждаемся в том, что «лучший способ для художника поднять цену на свои работы — это умереть». Лишь один из вышеупомянутого списка, Илья Кабаков (1933), на сегодняшний день проживает в Нью-Йорке и является зарубежным почётный членом Российской академии художеств.