Русская культура в 14-16 вв.

Презентация «Русская культура в 14-16 вв»

Русская культура в 14-16 вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Русская культура 14-16 веков

2 слайд Описание слайда:

Объединение земель вокруг Москвы, создание единого государства, освобождение от орды Книжное знание Появление бумаги в 14 веке Берестяные грамоты – берестяной свиток с процарапанными буквами Вощенные таблички имели восковое покрытие Пергамен – специально выделанная кожа телят (дорогой материал!) – 3 р. За кожу (Конь стоил 1 руб.)

3 слайд Описание слайда:

Объединение земель вокруг Москвы, создание единого государства, освобождение от орды Книжное знание 16 век – начало книгопечатания в России 1564 г – Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Апостол»первая русская печатная книга 1909 г скульптор С.М. Волнухин

4 слайд Описание слайда:

Литература «Повесть о разорении Рязани Батыем»(рассказ о Евпатии Коловрате) к.16 в «Задонщина»(Сафоний Рязанец) 14-н.15 в «Сказание о мамаевом побоище»15 в Вопросы о необходимости объединения русских земель

5 слайд Описание слайда:Обратите внимание

Литература 15 век тверской купец Афанасий Никитин путешествовал по Ирану и Индии «Хождение за три моря»

6 слайд Описание слайда:

Литература 16 век «Домострой» — энциклопедия русской жизни (протопоп Сильвестр)

7 слайд Описание слайда:

Литература. Публицистика Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Противник неограниченной самодержавной власти

8 слайд Описание слайда:

Литература. Публицистика Сторонник укрепления самодержавной власти царя с опорой на дворянство был Иван Пересветов

9 слайд Описание слайда:

Литература 16 век митрополит Макарий «Великие Четьи-минеи» — 12-томный свод религиозных произведений, распределенных по дням, в которые те или иные произведения следовало читать 16 век «Книга степенная царского родословия», в которой даны портреты и описания русских князей (от Владимира 1 до Ивана Грозного) и митрополитов, что подчеркивало прочность союза правителей и церкви.

10 слайд Описание слайда:

Литература Летописный свод – Никоновская летопись (при Иване Грозном). Много миниатюр, современники назвали «Лицевым сводом» («лицо» — изображение)

11 слайд Описание слайда:

Литература «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище»15-16 вв) «Хождение за три моря» А. Никитин (15 век) Домострой, Сильвестр 16 в Переписка И. Грозного и А. Курбского «Великие Четьи-минеи» Макарий 16 век «Книга степенная царского родословия» 16 в Никоновская летопись («Лицевой свод»)

12 слайд Описание слайда:

Архитектура Белокаменные стены Д.Донской

13 слайд Описание слайда:

Успенский собор (1475-1479 гг) Аристотель Фиораванти

14 слайд Описание слайда:

Благовещенский собор (1481-1489 гг) Домовая церковь московских государей псковские мастера

15 слайд Описание слайда:

Архангельский собор (1505-1509 гг) Алевиз Новый, усыпальница многих правителей

16 слайд Описание слайда:

Грановитая палата(1487-1491) Марко Руффо и Пьетро Антонио

17 слайд Описание слайда:

Колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг) Высота 81 м Церковь Ивана Лествичника

18 слайд Описание слайда:

Шатровый стиль Шатром в архитектуре называется высокая многогранная пирамида, завершающая сооружение

19 слайд Описание слайда:

Храм Покрова на Рву (Покровский собор, Собор Василия Блаженного) Постник и Барма

20 слайд Описание слайда:Важно

Живопись Феофан Грек Фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинской улице в Новгороде

21 слайд Описание слайда:

Андрей Рублев (1360-1430)

22 слайд Описание слайда:

Дионисий

23 слайд Описание слайда:

Царь-пушка А. Чохов

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Культура Русских земель 14-16 веков. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках Период культурного возрождения Руси Господство идей единства. — презентация

Русская культура в 14-16 вв.

1 Культура Русских земель веков

2 Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках Период культурного возрождения Руси Господство идей единства и борьбы с ордынским игом Создание единой самобытной русской культуры Расширение культурных контактов России

3 Литература и просвещение XIV в. – новый материал для письма – бумага; 1564 г 1564 г. – создание книгопечатного станка в России Иваном Федоровым (первая напечатанная русская книга – «Апостол») Памятник Ивану Федорову в Москве

4 Просвещение. Начало книгопечатания

5 Литература XIV – XV вв. Главная идея: борьба против иноземных захватчиков «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»; «Повесть о стоянии на реке Угре»

6 «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

7 Литература и просвещение «Хронограф» – сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории «Четьи минеи», митрополит Макарий «Домострой», Сильвестр

8 Архитектура в XIV веке. Возобновление каменного строительства Церковное Светсткое

9 Во времена татаро-монгольского нашествия деревянное зодчество было сожжено, каменное – разрушено, утеряна технология, первые строения этого периода разваливались, но постепенно восстанавливается ремесло, начинается строительство городов, храмов, оборонительных сооружений. Наиболее ярко душа народа, ее особенюность и величие проявилось в строительстве храмов. Древние традиции не прерывались.

10 Тверь стал первым городом Северо- Восточной Руси, где после нашествия снова начали каменное строительство (храм Спаса-Преображения в гг.) Храм построен в стиле традиций владимиро- суздальского зодчества. Это был шестистолпный, крестово-купальный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверями, майоликовым полом.

11 Храм Спаса-Преображения гг.
Совет

12 Архитектура в XIV –XV веках. Линии сравнения Новгород ПсковМосква Особенности Легкость и нарядюность Суровость и основатель юность Пышюность и величие Материал Камень Кирпич Примеры Церковь Федора Стратилата на Ручье Церковь Василия на Горке Архангельский и Успенский соборы Архитекторы Анонимные русские мастера Итальянцы: Аристотель Фиорованти, Марко Руффо, Антонио Солари

13 Сравните особенности церквей Новгорода, Пскова, Москвы Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. Православный храм, памятник архитектуры XVXVI века, расположенный в Пскове. Архангельский собор. Расположен на Соборной площади Московского Кремля. Успенский собор был первым каменным храмом Москвы

14 Зодчество в XIV – XV вв. Новгород Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Церковь Федора Стратилата на Ручье

15 Московский кремль Длина стен – 2, 25 км; Толщина – 3,5- 6,5 м; Высота стен – 5-19 м.

16 Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом

17 Родом из итальянского города Болонья, из семьи потомственных архитекторов Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю за 7 дней было полюностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством. Аристотель Рудольфо Фиораванти ( )

18 Белоснежный Успенский собор напоминает Владимирский Успенский собор. Высокие гладкие стены, расчленённые на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные круглые столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем). Успенский собор Московского кремля Успенский собор Московского кремля

19 Москва Успенский собор Архитектор – Аристотель Фьораванти

20 Архангельский собор Московского кремля Собор был сооружён в гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор серьёзно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Благовещенский собор Московского Кремля

21 Благовещенский собор

22 Архангельский собор
Обратите внимание

23 Колокольня Ивана Великого (Церковь Ивана Лествичника) Колокольня Ивана Великого – самое высокое место Московского Кремля (высота 8 метр)

24 Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен) Версии создания храма Покровский собор был построен в годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения. Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

25 Московская архитектура XVI века Церкви: шатровый стиль Собор Покрова, что на Рву или Храм Василия Блаженного расположен на Красной площади в Москве. Завоевав Казань, Иван Грозный приказал зодчим Поснику и Барме построить церковь, В одном из приделов храма позднее был погребен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова и получил в народе прозвание храм Василия Блаженного. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

26 Покровский собор (Собор Василия Блаженного)

27 Грановитая палата Гранови́тая пала́та памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом(бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Грановитая палата предназначалась для торжественных приёмов и празднований

28 Грановитая палата

29 В архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный стиль. Начиная с XIV — XV вв. на севере Руси в деревянном зодчестве сложился шатровый стиль. В XVI веке он стал широко распространяться и в строительстве каменных храмов. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного. Возведена в Коломенском в 1532 г. (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки

30 Русская живопись в XIV – XVI в.в. Оставалась преимущественно церковной Развивались иконопись и фресковая роспись церквей

31 Живопись Художник ВекОсобенности творчества Работа Феофан Грек Конец XIV в.Использовал новые краски: синюю, зеленую, вишневую Иконостас в Благовещенском соборе в Москве, фрески церкви Спаса Преображения Андрей Рублев Начало XV в.Очеловечивал иконописные образы Икона «Святая троица» Дионисий Начало XVI в.Утонченный рисунок, нежные цвета Иконы и фрески Успенского собора (Москва)

32 Феофан Грек (ок после 1405), русский иконописец, мастер монументальной росписи. Родом из Византии. Работал на Руси во 2- й пол. 14 нач. 15 вв. Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, он органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.

33 Донская Богоматерь Преображение
Важно

34 3. Русская живопись XIV – XVI вв. Феофан Грек Донская икона Божьей Матери Троица

35 Феофан Грек

36 Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г., умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Спасо-Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в гг. работает над фресками Спасо-Андронникова монастыря.

37 Вознесение (1408 г.) Спас (деталь)

38 Андрей Рублев Апостол Павел Троица Успенский собор во Владимире

39 Дионисий Митрополит Пётр в житии Одигитрия Смоленская

40 Дионисий

Культура 14-16 вв. Литература. Образование

Русская культура в 14-16 вв.

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин

Устное народное творчество, литература

Основная идея произведений — непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.

Сказание о невидимом граде Китеже — легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.

ЛЕТОПИСИ:

появились новые центы — Москва и Тверь

— патриотизм, идея единства под главенством Москвы

Исторические повести и песни:   повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).

О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина (Софоний Рязанец)

 

Устное народное творчество, литература
Расцвет житийной литературы.Писатели: Пахомий Логофет,  Епифаний Премудрый-о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском.Литература путешествий.( путевые записки).Хождения. В последней четверти 165 в- светские хождения- путешествие Афанасия Никитина в Индию ( Хождение за три моря).1468-1474Хронографы — всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет —первый русский хронограф( при Иване 3)Повести: «О Петре и Февронии  Муромских»  (вероятно, написал Ермолай — Еразм.сер. 16 в.)Летописи – «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного.Лицевой летописный свод (Никоновская летопись)- всемирная история до 16в. Летопись содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).Исторические повести – героическая тематика.-Казанское взятие,-О хождении Стефана Батория на град Псков.Развитие публицистики— Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе — идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами.Публицист — Иван Пересвето в— в Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство.Андрей Курбский — История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «…Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?»Домострой (составил протопоп Сильвестр )-16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.Четьи — Минеи— 16в. 13 томов- свод церковной литературы(ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём — все произведения русской письменности, одобренные церковью.Появилась официальная идеология о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима  «второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
Обазование
Начальное,  носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству).Наиболее распространено — обучение при монастырях.Богословие, чтение, письмо, арифметика.В основном — богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики.Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши.В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо.Книгопечатание.Началом считают 1564. В Москве на средства царской казны создана типография. Возглавили: Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.1564- первая книга- « Апостол» 1565- «Часослов»- сборник ежедневных молитв.1574- в г. Львове — первый русский букварь.Но в основном — рукописные книги.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 Евпатий Коловрат, народный герой Рязани.

Задонщина. Виктор Маторин

Сказание о мамаевом побоище

Святые Пётр и Феврония Муромские

Памятник Петру и Февронии Муромским. Муром. Открыт 8 августа 2008г. в День семьи.

Автор проекта -Н.Щербаков.

Четьи-Минеи

«Апостол». Первая печатная книга.

Памятник Ивану Фёдорову, Москва, 1909.

Скульпторы: С.М.Волнухин, И.П.Машкова.

Памятник Афанасию Никитину в Твери.

С.М.Орлов, А.П. Завалов, 1955.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Русская культура в 14 -16 веках 1 Влияние

Русская культура в 14-16 вв.

Русская культура в 14 -16 веках 1. Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры. 2. Летописание. 3. Устное народное творчество. 4. Литература. 5. Общественно-политическая мысль 16 века. 6. Живопись. 7. Архитектура.

Монголо-татарское иго Русская культура Подорвана материальная база: разгромлены города, ремесленники уведены в неволю По собственно культуре: уничтожены памятники архитектуры, письменности, исчезло летописание Положено начало отставанию русской культуры от западной

Главная задача – сохранить культурные памятники, которые не погибли во время татаро-монгольского нашествия 1247 – церковный собор во Владимире. Принято решение о сборе уцелевших книг.

Ведущая роль в сохранении культурного наследия – Новгороду и Пскову

Со второй половины 16 в. – наибольшее значение – Московское летописание 1442 — Пахомий Логофет составил «хронограф»

Летописные памятники 16 в. «Воскресенская летопись»

Летописные памятники 16 в. «Никоновская летопись»

Устное народное творчество Ведущие темы: — Борьба с татаро-монголами: — Борьба за единство страны.

Куликовская битва

Цикл новгородских былин Воспевалось богатство и могущество Новгорода, мужество защитников (былины о Садко, Василии Буслаевиче)

14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «Повесть о битве на Калке»

14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «О разорении Рязани Батыем»

14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «Песня о Щелкане» (восстание в Твери, 1327)

Совет

14 -15 в. в. – народные поэтические и исторические песни. «О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленском»

Меркурий Смоленский

В традициях плачей написано: 1. «Слово о погибели Русской земли»

В традициях плачей написано: 2. «Сказание о Мамаевом побоище»

«Сказание о Мамаевом побоище»

В традициях плачей написано: 3. «Задонщина» (автор – Сафоний Рязанец)

Любовный жанр – первые «русские романы» . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жанр путешествий. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Начало книгопечатания Крупнейшее событие в 16 веке – книгопечатание. Инициатива принадлежит Ивану IV, митрополиту Макарию. Цель: распространение единообразных церковных книг.

Иван Грозный и Макарий

1563 – в Москве открыта первая типография Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец

1564 – отпечатана первая книга «Апостол» – начало книгопечатания на Руси

«Домострой» – 16 век, автор (редактор) Сильвестр

Общественно-политическая мысль А) какую роль должна играть церковь? 1. Иосифляне (настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий): церковь должна иметь населенные деревни.

Общественно-политическая мысль 2. Нестяжатели (заволжский старец Нил Сорский): церковь не должна владеть населенными деревнями

Общественно-политическая мысль Б) какую роль должно играть самодержавие? Иван Пересветов: необходима сильная царская власть, опирающаяся на служилое сословие дворянство

Иван Грозный: самодержавие необходимо

А. Курбский: царь должен прислушиваться к другому мнению

Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Феофан Грек Андрей Рублев

Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Феофан Грек

Конец 14 – 15 в. в. – наивысший расцвет церковной живописи Андрей Рублев

Андрей Рублев Троица Спас

Андрей Рублев Благовещение Рождество

Новгородская церковь Спаса на Ильине

Часть иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Пафнутьево-Боровский монастырь

Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Ферапонтов монастырь

Живопись 15 -16 в. в. – мастер Дионисий Успенский собор Московского Кремля

Житейские иконы В центре – изображение святого, вокруг – маленькие «клейма» с изображением отдельных эпизодов его жизни строго по «житию»

Обратите внимание

Архитектура При Иване Калите – каменное строительство, при Дмитрии Донском – белокаменный Кремль

При Иване III и Василии IV завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля Иван III Василий IV

Московский Кремль

Московский Кремль

1479 – построен Успенский собор Кремля Архитектор, инженер Аристотель Фиорованти

Успенский собор Кремля

До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Благовещенский собор

До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Архангельский собор

До начала 16 века итальянскими и русскими мастерами возведены: Грановитая палата

Для московской архитектурной школы характерен «шатровый стиль» В каменном строительстве присутствуют элементы деревянной архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском

Венец архитектуры 16 в. – Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Взятие Казани. Василий Блаженный

Вывод Культура 16 века – культура великорусской народности. В это время – предпосылки для появления новой русской культуры 17 века.

Развитие русской культуры в XIV-XVI веках

Русская культура в 14-16 вв.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

Всероссийского заочного финансово-экономического института

в г.Туле

контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Развитие русской культуры в XIV-XVIвв.»

Выполнил: студент 1 курса

факультета МиМ

специальности ГМУ

группы дневной

Немировский Алексей

№ л.д.09мгб02817

Проверил: Сенина Н.В.

Тула 2011 г.

Введение.

Для культуры России ХIV-XVI века оказались переломными. С началом монголо-татарского нашествия условия культурного творчества коренным образом изменились.

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII век характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV века почти во всех крупных городах восстанавливались монастырские школы и училища. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о высокой грамотности населения. Произошло распространение былин. Появились и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже».

Важно

В XIV веке дорогой пергамент начинает заменяться бумагой. Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод-«Троицкая летопись», созданная в Москве в 1408 году. К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский хронограф, составленый Пахомием Лагоетом.

Самый распространенный литературный жанр были исторические повести «О битве на Калке», «О разорении Рязани Батыем», «О мамаевом побоище», «Задонщина»- воинская повесть, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения.

Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике.

Характеризуется хорошим литературным языком. Выдающимся памятником XV века явилось

«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина — это путевой дневник, в нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. В первой четверти XVI века появляется «Сказание о князьях Владимирских». В основе «Сказания» лежат две легенды.

Первая- о происхождении Рюриковичей и, следовательно, московских великих князей от римского императора Августа.

Вторая легенда доказывает, что царские регалии — царский венец, бармы, золотая цепь, крест от древа распятия и сердоликовая шкатулка, принадлежавшая Августу, — достались московским великим князьям через Владимира Мономаха от его деда византийского императора Константина.

До начала XVI века о существовании этих легенд не было ничего известно. Но уже в первые десятилетия XVI в. они были соединены в «Послании о Мономаховом венце» тверского монаха Спиридона-Саввы. Не позднее 1527 г. на основании этого послания неизвестными авторами было составлено и «Сказание о князьях Владимирских».

Правда, неизвестные нам составители «Сказания» не решились углублять генеалогическое древо московских правителей до библейского патриарха Ноя, как это сделал Спиридон-Савва. Видимо, они посчитали это не совсем верным и потому решили остановиться на римском императоре Августе.

«Москва- третий Рим»-  политическая теория XVI в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра.

Совет

Теория «Москва — третий Рим», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»).

Начав складываться в середине XV в, теория «Москва — третий Рим» была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Иванович.

Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в XVI – XVII вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «Москва – третий Рим» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом.

Церковная литература также получила широкое распространение: «Житие Дмитрия Донского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого, «Похвала Сергиевой Добродетели», «Житие Митрополита Петра». Возобновляется активное каменное строительство. При Донском в Москве построился белокаменный Кремль. В XV веке строится Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Грановитная палата.

В Москве в конце XIV-начале XV века работал художник Феофан Грек. Он вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, учавствовал в оформлении Архангельского собора в Москве.

Крупнейшим художником был Андрей Рублев. Он совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором Благовещенский собор и Троицкий собор. Рублев создал произведение «Троица».

Один из самых ярких публицистов XVI века-Иван Пересветов, другой Ермолай-Еразм.

С середины XVI века начинает свою историю российское книгопечатанье. Издание книг в Москве началось в 1553 году, в 1563 году к работе приступил Иван Федоров. Первые его издания-книги святого писания.
Высокого уровня достигает архитектура.

В первой половине XVI века интенсивно строятся церкви и крепости. Храм Вознесения в Коломенском (1532) и Покровский собор на Красной площади- выдающиеся памятники шатрового стиля. Большое развитие получило литейное дело. В конце XVI века пушки изготовлял Андрей Чохов.

В 1586 он отлил Царь-пушку.

Развитие книгопечатания на Руси.

Конец XV века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно- славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах.

И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание.

Обратите внимание

Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV-XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г.

Имя их печатника известно — Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в.

, то есть лет за десять до первопечатного «Апостола».

В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.

Во второй половине XVI века Юго-западная Русь заводит у себя печатное дело: скоро всё её пространство покрывается сетью типографий. Важнейшие типографии были во Львове, Вильне, Остроге, Стрятине, Заблудове, Уневе.

Замечательнейшие из изданий того времени: Библия, перевод Евангелия на народный язык, множество догматических и апологетических сочинений. Ни одно из сочинений, враждебных церкви, не оставалось без ответа. Центр этой деятельности был в Вильне и Волыни (Острог).

Во второй половине XVI века ведут деятельность и печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.

Бежав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове; здесь в 1569 году было напечатано «Евангелие учительное», а в 1570 году, одним Фёдоровым — «Псалтирь с часословцем».

Это издание напечатано московской азбукой, с киноварью, и украшено изображениями герба Ходкевича, заставками и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского «Апостола». Фёдоров из Заблудова перешёл в Львов, где устроил типографию и напечатал новое издание «Апостола» в 1574 году. Первая книга, напечатанная в 1580 году в Остроге, была Новый Завет с Псалтирью. В 1581 году отпечатана была Библия; текст её набран в 2 столбца; всё издание, в особенности по ровности шрифтов, считается образцовым для своего времени.

Важно

Всего до конца XVI в. было издано около 20 книг церковью религиозного содержания. Среди памятников того времени — огромный 10-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» ( чтения Ежемесячные). Это написанное митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого.

Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод — своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в.

Памятником русской исторической литературы является «Степенная книга», составленная в 1590-1563 гг. духовником царя Ивана IV (Грозного) Андреем.

В ней излагается русская история от Владимира I (Святославича) до Ивана IV . А также законодательные памятники – «Судебник» и «Сто глав».

Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» попа Сильвестра (духовника Иоанна IV ). Он защищал патриархальный уклад в семье.

Для историко-культурного развития русских земель конец XIV — XVI вв. был переломным. В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую Государственную политику.

В школах изучали часо слов (псалмы, молитвы, песнопения) и псалтырь (сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет), а в некоторых начальную грамматику и арифметику.

Хозяйственные и политические достижения России стали оказывать заметное влияние на повышение грамотности и просвещения.

Особенности развития русского зодчества в XIV-XVI вв.

Совет

Уже в начальный период становления каменного русского зодчества оп­ределились его локальные различия: южному типу храмов свойственна живо­писность облика, северному — некоторая замкнутость и сдержанность. В XIII в.

Новгородско-Псковская республика героически отбивалась от шведских и немецких ры­царей. В этот период строились преимущественно оборонительные сооружения. Новый подъем зодче­ства происходит в конце XIII в.

, после победы нов­городцев на Чудском озере.

XIV-XV века — время дальнейшего развития новгородско-псковской архитектуры. В этот период уже не применяется кирпич; постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Появляются декоратив­ные детали.

В Пскове в XIV-XV вв. из камня строили церкви и крепостные соору­жения, а иногда и жилые дома. Церковь здесь служила не только храмом, но и своего рода общественным зданием, где люди встречались, чтобы обсу­дить свои дела, вплоть до заключения торговых сделок.

Поэтому церковь обрастала пристройками, надобность которых диктовалась практическими по­требностями. В результате псковские церкви получались живописными по ком­позиции, уютными, приветливыми. Их облику несвойственна суровая монумен­тальность новгородских храмов.

Церкви имели скатные крыши, хотя на Руси тогда здания храмов обычно завершались свода­ми по типу византийских. Характерная деталь псков­ской архитектуры — звонница, специальное соору­жение для колоколов, включенное в объем церкви и придающее ей особую выразительность. В XII- начале XIII в.

Киев утратил значение общерусского политического и культурного центра.

В конце XV в. завершилось объединение феодальных русских княжеств в единое государство; было покончено с зависимостью от татарских ханов. Великий князь Московский Иван III принял титул «государя всея Руси».

В ка­честве государственного герба был принят византийский двуглавый орел; женой царя стала племянница последнего византийского императора.

Иван III хотел сделать Москву «третьим Римом», символизируя претензии своего госу­дарства на религиозное и культурно-политическое значение, которым обладал «второй Рим» — Константинополь.

Культура и быт на Руси в 14-16 веках

Русская культура в 14-16 вв.

Монгольское завоевание отбросило Русь в культурном и экономическом плане далеко назад. Были утрачены многие полезные навыки, погублены шедевры искусства. Но по прошествии столетия экономика начала возрождаться, проявилось тяготение к объединению русских земель, были одержаны первые победы над захватчиками, и это не могло не сказаться на культуре и условиях жизни.

Куликово поле и культурный подъем

Существенный толчок культурному развитию дал первый успех в борьбе с монголами – победа на Куликовом поле. Поэтому историю русского культурного возрождения после монгольского нападения следует отсчитывать от конца 14 века.

Конечно, многие высоты так и не были достигнуты (так, Киевская Русь показывала много высший, чем в Западной Европе, уровень грамотности населения, а новая, Московская Русь, демонстрировала удручающий уровень безграмотности), но в среднем вызванное завоеванием культурное отставание было быстро преодолено.

Борьба с захватчиками способствовала формированию национального чувства, пониманию своего отличия от других народов. Вместе с тем, развивающаяся экономика способствовала ознакомлению русских с традициями и достижениями других стран – иностранцы ехали в Москву, русские отправлялись в чужие земли.

Культурное возрождение

Века демонстрируют значительные успехи во всех основных культурных сферах. В литературе конец 14 века отмечен появлением «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины» — художественных произведений, навеянных первыми успехами в борьбе с монголами. В 1466 году отправился в свое индийское путешествие купец Афанасий Никитин – в результате русская литература обогатилась «Хождением за три моря».

К 16 веку следует отнести появление «Домостроя» – оригинального памятника «практической» литературы. Распространялась полемическая литература – к ней следует отнести множество еретических писаний (Ивана Пересветова, монаха Еразма, Феодосия Косого), а также легендарную переписку Ивана Грозного с Курбским. Иван Грозный же в 1564 году «проспонсировал» создание в Москве типографии Ивана Федорова.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Живопись тех времен – традиция иконописи Андрея Рублева и Феофана Грека (конец 14 века). В дальнейшем множество мастерских развивали идеи этих мастеров.

Обратите внимание

Развивалось каменное строительство, хотя жилые здания все еще строились почти исключительно из дерева. Дмитрий Донской поставил первый каменный Кремль в Москве в 1367 году. Каменные укрепления имелись в Новгороде, Твери.

Во времена Ивана 3 русская архитектура испытала влияние Запада – князь приглашал к себе итальянских мастеров (Фиорованти, Солари, Руффо). Результатом стали Успенский собор и Грановитая палата в Кремле, Архангельский собор. В 1555-1561 годах был построен самый известный русский храм – собор Василия Блаженного (его строили только русские мастера).

Недостаточная культура быта

Изменения в бытовой культуре шли медленнее.

«Домострой» (предназначенный для богатых домохозяев) дает точное представление о том, что хозяйство даже богатого боярина в то время было почти натуральным.

Одежда и обувь должны были демонстрировать социальный статус своего обладателя, и часто отличались предельным неудобством (тяжеленные боярские шубы и высоченные меховые шапки, даже летом – не выдумка).

Материальных и письменных источников по крестьянскому быту очень мало, но некоторые выводы сделать можно. Хозяйство было натуральным, одежду и обувь, значительную часть утвари изготавливали дома, все это было низкого качества. Избы (даже зажиточные) не имели дымоходов, топились «по-черному», в них зимой держали и скот.

Женщина во всех слоях общества считалась человеком второго сорта. В богатых домах были «терема», где жилы женщины, и из которых они могли выходить только в оговоренных случаях. Крестьянка выполняла наравне с мужем все работы, но при этом не мола принимать решения.

Но не следует считать на этих основаниях Московскую Русь отсталой страной. Бытовые условия в то время везде были далеки от идеала. Русь не была передовым государством, опередившим время, но вполне отвечала среднему уровню.

Основные тенденции развития культуры допетровской Руси 14-16 вв

Русская культура в 14-16 вв.

К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы.

Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на “Куликовском поле”, героизм русских воинов. В “Задонщине” и “Сказание о Мамаевом побоище” повествует о победе над монголо-татарами.

Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки “Хождение за три моря”, где повествует об обычаях и красотах этого края.

Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России “Апостол”, а позже “Букварь”.

В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный “Троицой”.

Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность.

Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело.

Важно

Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.

12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.

Петр 1 –одна из наиболее ярких фигур в рус истории. Отношение к реф Петра неоднозначно. Толи это исторический подвиг, толи меры , кот обрекли страну на разорение после реформ.

Это был выдающийся полководец и гос деятель, он реализовывал идеи напористо не считаясь порой сличными интересами подданых . он создавал флот и регуллировал армию, реформировал аппарат власти брил бороды и создавал научные центры Б руководил военными действиями.

Его фигура интересовала многих писателей, он был наделен чертами харизматического лидера.

Хоз Реформа.

Развитие Эк при П1 происходит по теории МЕРКНТИЛИЗМА ( 1 народ чтоб не обеднеть должен производить все по возможности сам.; 2 гос-во должно вывозить тов больше чем ввозить) С этой целью на Урале были построены заводы ( Тульский Оружейный, Сестренский)

Хоз политика осуществлялась в рамках ПРОТЕКЦИАНИЗМА (1 все мануфактуры строились за счет гос.=>отсутствие конкуренции => медленное развитие мануфактур; 2 помощь предприятиям за счет новой таможенной политики (1724) высокая пошлина на загр тов.; 3.

Труд на мануфакт был крепостным ; 4 мануфакт строились близ источников сырья ) все это привело к, контрол произв и сбыт, 3 осущ администр и суд власть над предприят В 1721 годя вышел указ разрешавший взлету пром и к сер XVII в насчитывалось ок 100 мануфактур. В 1719 г была создана Берг-коллегия кот.

: 1 устанавливала цены покупать крест к заводам и они становились пасессионными.

Госуд управления.

В 1721 Петр провозгласил себя императором В 1711 вместо Боярской Думы подменяющей её Колнсии министров был учрежден Сенат в него вошли 9 ближайших П1 сановников( учитыв только деловые качества) Права сената: осуществлыть надзор и рук раб всего гос аппарата, контрол правосудие. И было создано 11 коллегий( Иностр Воен Адмиралт, Штатская, Ревизион, Комерч, Берг, Мануфакт, Юстиц, Малорос, Вотч) ИМПЕретор – сенат- коллегии- губернии- провинции-уезды

Местного управления.

Совет

Страна была разделена на 8 губерний ( Моск, С-Пит, Киевск, Смоленск, Архангельск, Казанск, Азовскую( + Воронежская в 1711), Сиб.)Во главе губерний стояли губернаторы 8 Гуьерний(губернаторы)- 50 Провинций( воеводы)- уезды(воеводы)

Для страны сложилась единая централизованная администр-бюрократическая сист управл , решающую роль в кот играл монарх , опирающийся на дворянство. Выросло число чиновников

Военная.

Во времена Петра Русская Армия и Флот были самыми сильными в Европе. С 1705 введена рекрутская повинность ; была создана регулярная армия с единым принципом комплектования; новый военный устав 1716, организованы военные училища ; в 1699 были расформированы стрелецкие полки.

Церковная.

Была упразднена должность патриарха и установлена Обер-прокур. .Шло подчинение церкви гос-ву. в 1721 была учреждена Духовная коллегия или Синод контролировал . Были учреждены штаты церковнослужителей , все же остальные облагались подушной податью ( старообрядцы вдвойне.)

Финансовая.

Цель – наполнить казну для проведения дальнейших реформ. .Шла перестройка денежной системы, кот основывалась на серебр рубл. Мелкие монеты выпускались из меди . В ходе чеканки монет кол-во сер и меди в монетах менялось.

Итог реф стало создание полноценной монетной системы основанной на десятичном принципе и полностью удовлетвор потребности эк. Так же шло увеличение часла косвен. Нал. “Прибыльщики” искали возможность для введения нов нал (ок 70 видов) , Большой доход приносила гос монополия на внешн торг.

В 1718-1724 был осуществлен переход от подворной к подушной подати ( для крест –74 коп, для посадских 1р20коп . В результате бюджет вырос в 3 раза.

Социальная.

В 1714 был издан указ о единонаследии, т.е поместье приравнивалось к вотчине, возможность передавать поместье одному из сыновей остальная дворня должна была нести службу. В 1722 был издан “Табель о рангах” разделивший военную, гражд и придворную службу. 14 рангов .

Обратите внимание

чиновник достигший 8 ранга( коллежский асессор )или офицер становились потомственными дворянами Все население искл дворянство и духовенство платило налоги, Вольные и гулящие люди платили налог наровне с крепостными. Пасадское насел обязано было записываться в цеха.

В 1724 г издан указ запрещающий крестьянам уходить от помещика на зароботки без и письменого разрешения положено начало паспортной системы. В 1722 г был издан указ о присолонаследии .

При Петре сложилась новая структура общества , в кот прослеживались сословные принципы.

Русская музыкальная культура 14 — 16 веков

Русская культура в 14-16 вв.

Эти века — с 14 по 16 — были значимыми не только для Царства Русского, но и для большинства европейских стран.

Зарождается и развивается феодальный строй, ширится понятие ремесленничества, усиливается власть московского княжества, начинается этап воссоединение земель русских княжеств, впервые становится заметной роль московского царя (впервые получившего титул Государя Московского и всея Руси) и московского митрополита. Всё, что происходило в эти столетия, имело отзвук в отдаленные века, стало базой для многих политических, социальных, экономических и, конечно же, культурных особенностей Русского царства. Более того, все, что происходило в те века, интересно и современникам, иначе бы не было аншлагов на балет «Иван Грозный» — постановку, которой славен Большой театр, цены на билеты которого не смущают истинных поклонников исторического балета.

Что же происходило в культурной жизни Руси в те века? Именно тогда Москва становится центром развития художественной культуры, получившей название Предвозрождения.

Этот период совпадает с Возрождением на Западе, но гуманистические идеи эпохи Возрождения получили лишь косвенное отражение и проявились в гуманистической живописи А.

Рублева, Дионисия, исторических сочинениях и обширных летописях, строительстве архитектурных шедевров — Грановитой палаты Кремля, Покровского собора (1552 г. — Храм Василия Блаженного), соборного комплекса Кремля.

В середине 16 века был учрежден кодекс церковных и светских правил «Стоглав», правила частной и семейной жизни отражал «Домострой».

В них получило осуждение искусство скоморохов; их инструменты уничижались, но в то же время при дворе устраивались «потешные игры», существовала «потешная палата».

Важно

Похоже, что Театр сатиры, цены на билеты которого радуют поклонников, «родился» именно из потешной палаты давней Руси.

Церковно-певческое искусство получает дальнейшее развитие, поощряется властями. Сам Иван Грозный был большим его знатоком и любителем, автором двух стихир.

В 15 веке учрежден хор государевых певчих дьяков, куда были собраны лучшие певцы и знатоки из всех городов. Они пели в церквях, на торжественных церемониях, при выездах в поход, на охоту, отдых и богомолье.

В 18 веке хор был преобразован в Придворную певческую капеллу.

В 15 веке появляются первые певческие азбуки — руководства по чтению знаменных рукописей и пособия по обучению пению. Интенсивно развивается деятельность распевщиков, сочиняющих новые мелодии для богослужебных текстов на основе принятых в знаменном пении попевок. Но ещё отсутствует понятие личного авторства.

Во второй половине 16 века в церковном пении появляется многоголосие — троестрочное пение, или строчное пение. Оно воплощало идею учения о Святой Троице, поэтому не воспринималось как отступление от традиций.

Склад его родственен русской народной песне — гармонический бас и двухголосие в терцию, дециму. Главным голосом считался средний — «путь», он исполнял каноническую мелодию, 1-й назывался «верх», 3-й — «низ».