Николай львов — забытый гений в русской истории

Читать онлайн электронную книгу Старый гений — Николай Лесков. Старый гений бесплатно и без регистрации!

Николай львов — забытый гений в русской истории

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Ларошфуко

Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по ее словам, «вопиющее дело».

Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, – заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимой, увечной дочери да внучки. Дом был заложен в пятнадцати тысячах, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Добрая старушка этому верила, да и не мудрено было верить, потому что должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе.

Обратите внимание

Денежные затруднения, из которых старушка его выручила, были последствием какого-то мимолетного увлечения или неосторожности за картами в дворянском клубе, что поправить ему было, конечно, очень легко, – «лишь бы только доехать до Петербурга».

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.

Приходят сроки, старушка напоминает о себе письмами – сначала самыми мягкими, потом немножко пожестче, а наконец, и бранится – намекает, что «это нечестно», но должник ее был зверь травленый и все равно ни на какие письма не отвечал.

А между тем время уходит, приближается срок закладной – и перед бедной женщиной, которая уповала дожить свой век в своем домишке, вдруг разверзается страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою.

Старушка в отчаянии поручила свою больную и ребенка доброй соседке, а сама собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».

Хлопоты ее вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное, но как дошло дело до исполнения – тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно.

Не то, чтобы полиция или иные какие пристава должнику мирволили – говорят, что тот им самим давно надоел и что они все старушку очень жалеют и рады ей помочь, да не смеют … Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника.

О силе и значении этих связей достоверно не знаю, да думаю, что это и не важно. Все равно – какая бабушка ему ни ворожила и все на милость преложила.

Важно

Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу, и вот этого-то никто – никакие лица никакого уряда – не могли сделать. К кому старушка ни обратится, все ей в одном роде советуют:

– Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! На очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит. Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя.

– Батюшки мои, – отвечает старушка, – да какое же мне в этом утешение, что не мне одной худо будет? Я голубчики, гораздо лучше желала, чтобы и мне и всем другим хорошо было.

– Ну, – отвечают, – чтоб всем-то хорошо – вы уж это оставьте, это специалисты выдумали, и это невозможно.

А та, в простоте своей, пристает:

– Почему же невозможно? У него состояние во всяком случае больше, чем он всем нам должен, и пусть он должное отдаст, а ему еще много останется.

– Э, сударыня, у кого «много», тем никогда много не бывает, а им всегда недостаточно, но главное дело в том, что он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать.

– Какую неприятность?

– Ну, что вам расспрашивать: гуляйте лучше тихонько по Невскому проспекту, а то вдруг уедете.

– Ну, извините, – говорит старушка, – я вам не поверю – он замотался, но человек хороший.

– Да, – отвечают, – конечно, он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и все дурное сделает.

– Ну, так тогда употребите меры.

– Да вот тут-то, – отвечают, – и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.

– Какая же разница?

А вопрошаемые на нее только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться.

Ходила она и к высшим. Там и доступ труднее и разговору меньше, да и отвлеченнее.

Говорят: «Да где он? о нем доносят, что его нет!»

– Помилуйте, – плачет старушка, – да я его всякий день на улице вижу – он в своем доме живет.

– Это вовсе и не его дом. У него нет дома: это дом его жены.

– Ведь это все равно: муж и жена – одна сатана.

– Это вы так судите, но закон судит иначе.

Жена у него тоже счеты предъявляла и жаловалась суду, и он у нее не значится… Он, черт его знает, он всем нам надоел, – и зачем вы ему деньги давали! Когда он в Петербурге бывает – он прописывается где-то в меблированных комнатах, но там не живет. А если вы думаете, что мы его защищаем или нам его жалко, то вы очень ошибаетесь: ищите его, поймайте, – это ваше дело, – тогда ему « вручат ».

Утешительнее этого старушка ни на каких высотах чего не добилась, и, по провинциальной подозрительности, стала шептать, будто все это «оттого, что сухая ложка рот дерет».

– Что ты, – говорит, – мне не уверяй, а я вижу все оно от того же самого движет, что надо смазать.

Пошла она «мазать» и пришла еще более огорченная. Говорит, что «прямо с целой тысячи начала», то есть обещала тысячу рублей из взысканных денег, но ее и слушать не хотели, а когда она, благоразумно прибавляя, насулила до трех тысяч, то ее даже попросили выйти.

– Трех тысяч не берут за то только, чтобы бумажку вручить! Ведь это что же такое?.. Нет, прежде лучше было.

– Ну, тоже, – напоминаю ей, – забыли вы, верно, как тогда хорошо шло: кто больше дал, тот и прав был.

– Это, – отвечает, – твоя совершенная правда, но только между старинными чиновниками бывали отчаянные доки. Бывало, его спросишь: «Можно ли?» – а он отвечает: «В России невозможности нет», и вдруг выдумку выдумает и сделает.

Вот мне и теперь один такой объявился и пристает ко мне, да не знаю: верить или нет? Мы с ним вместе в Мариинском пассаже у саечника Василья обедаем, потому что я ведь теперь экономлю и над каждым горшем трясусь – горячего уже давно не ем, все на дело берегу, а он, верно, тоже по бедности или питущий… но преубедительно говорит: «дайте мне пятьсот рублей – я вручу ». Как ты об этом думаешь?

– Голубушка моя, – отвечаю ей, – уверяю вас, что вы меня своим горем очень трогаете, но я и своих-то дел вести не умею и решительно ничего не могу вам посоветовать. Расспросили бы вы по крайней мере о нем кого-нибудь: кто он такой и кто за него поручиться может?

– Да уж я саечника расспрашивала, только он ничего не знает. «Так, говорит, надо думать, или купец притишил торговлю, или подупавший из каких-нибудь своих благородий».

– Ну, самого его прямо спросите.

– Спрашивала – кто он такой и какой на нем чин? «Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, – какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу».

– Ну, вот видите, – это, выходит, совсем какая-то темная личность.

– Да, темная… «Чин из четырнадцати овчин – это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций, прямо объявляет, что насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю и у меня их нет, а я гениальные мысли имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение».

«Почему же, батюшка, непременно триста ?»

«А так уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берем».

«Ничего, сударь, не понимаю».

«Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает.

Кто хочет – пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего», – но что до меня касается, – прибавляет старушка, – то, представь ты себе мое искушение:

я ему почему-то верю…

– Решительно, – говорю, – не знаю, отчего вы ему верите?

– Вообрази – предчувствие у меня, что ли, какое-то, и сны я вижу, и все это как-то так тепло убеждает довериться.

– Не подождать ли еще?

– Подожду, пока возможно.

Но скоро это сделалось невозможно.

– Приезжает ко мне старушка в состоянии самой трогательной и острой горести: во-первых, настает Рождество; во-вторых, из дому пишут, что дом на сих же днях поступает в продажу; и в-третьих, она встретила своего должника под руку с дамой и погналась за ними, и даже схватила его за рукав, и взывала к содействию публики, крича со слезами: «Боже мой, он мне должен!» Но это повело только к тому, что ее от должника с его дамою отвлекли, а привлекли к ответственности за нарушение тишины и порядка в людном месте. Ужаснее же этих трех обстоятельств было четвертое, которое заключалось в том, что должник старушки добыл себе заграничный отпуск и не позже как завтра уезжает с роскошною дамою своего сердца за границу – где наверно пробудет год или два, а может быть и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».

Сомнений, что все это именно так, как говорила старушка, не могло быть ни малейших. Она научилась зорко следить за каждым шагом своего неуловимого должника и знала все его тайности от подкупленных его слуг.

Завтра, стало быть, конец этой долгой и мучительной комедии: завтра он несомненно улизнет, и надолго, а может быть, и навсегда, потому что его компаньонка, всеконечно, не желала афишировать себя за миг иль краткое мгновенье.

Старушка все это во всех подробностях повергла уже обсуждению дельца, имеющего чин из четырнадцати овчин и тот там же, сидя за ночвами у саечника в Мариинском пассаже, отвечал ей:

«Да, дело кратко, но помочь еще можно: сейчас пятьсот рублей на стол, и завтра же ваша душа на простор: а если не имеете ко мне веры – ваши пятнадцать тысяч пропали».

– Я, друг мой, – рассказывает мне старушка, – уже решилась ему довериться… Что же делать: все равно ведь никто не берется, а он берется и твердо говорит: «Я вручу».

Не гляди, пожалуйста, на меня так, глаза испытуючи.

Я нимало не сумасшедшая, – а и сама ничего не понимаю, но только имею к нему какое-то таинственное доверие в моем предчувствии, и сны такие снились, что я решилась и увела его с собою.

– Куда?

– Да видишь ли, мы у саечника ведь только в одну пору, всё в обед встречаемся. А тогда уже поздно будет, – так я его теперь при себе веду и не отпущу до завтрего. В мои годы, конечно, уже об этом никто ничего дурного подумать не может, а за ним надо смотреть, потому что я должна ему сейчас же все пятьсот рублей отдать, и без всякой расписки.

– И вы решаетесь?

– Конечно, решаюсь. – Что же еще сделать можно? Я ему уже сто рублей задатку дала, и он теперь ждет меня в трактире, чай пьет, а я к тебе с просьбою: у меня еще двести пятьдесят рублей есть, а полутораста нет. Сделай милость, ссуди мне, – я тебе возвращу. Пусть хоть дом продадут – все-таки там полтораста рублей еще останется.

Знал я ее за женщину прекрасной честности, да и горе ее такое трогательное, – думаю: отдаст или не отдаст – господь с ней, от полутораста рублей не разбогатеешь и не обеднеешь, а между тем у нее мучения на душе не останется, что она не все средства испробовала, чтобы «вручить» бумажку, которая могла спасти ее дело.

Взяла она просимые деньги и поплыла в трактир к своему отчаянному дельцу. А я с любопытством дожидал ее на следующее утро, чтобы узнать: на какое еще новое штукарство изловчаются плутовать в Петербурге?

Только то, о чем я узнал, превзошло мои ожидания: пассажный гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки.

Совет

На третий день праздника она влетает ко мне в дорожном платье и с саквояжем, и первое, что делает, – кладет мне на стол занятые у меня полтораста рублей, а потом показывает банковую, переводную расписку с лишком на пятнадцать тысяч…

– Глазам своим не верю! Что это значит?

– Ничего больше, как я получила все своя деньги с процентами.

– Какикм образом? Неужто все это четырнадцатиовчинный Иван Иваныч устроил?

– Да, он. Впрочем, был еще и другой, которому он от себя триста рублей дал – потому что без помощи этого человека обойтись было невозможно.

– Это что же еще за деятель? Вы уж расскажите все, как они вам помогали!

– Помогли очень честно. Я как пришла в трактир и отдала Ивану Иванычу деньги – он сосчитал, принял и говорит: «Теперь, госпожа, поедем. Я, говорит, гений по мысли моей, но мне нужен исполнитель моего плана, потому что я сам таинственный незнакомец и своим лицом юридических действий производить не могу».

Ездили по многим низким местам и по баням – всё искали какого-то «сербского сражателя», но долго его не могли найти. Наконец нашли.

Вышел этот сражатель из какой-то ямки, в сербском военном костюме, весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги, и говорит: «Я все могу, что кому нужно, но прежде всего надо выпить». Все мы трое в трактире сидели и торговались, и сербский сражатель требовал «по сту рублей на месяц, за три месяца».

На этом решили. Я еще ничего не понимала, но видела, что Иван Иваныч ему деньги отдал, стало быть он верит, и мне полегче стало. А потом я Ивана Иваныча к себе взяла, чтобы в моей квартире находился, а сербского сражателя в бани ночевать отпустили с тем, чтобы утром явился.

Он утром пришел и говорит: «Я готов!» А Иван Иваныч мне шепчет: «Пошлите для него за водочкой: от него нужна смелость. Много я ему пить не дам, а немножко необходимо для храбрости: настает самое главное его исполнение».

Выпил сербский сражатель, и они поехали на станцию железной дороги, с поездом которой старушкин должник и его дама должны были уехать.

Старушка все еще ничего не понимала, что такое они замыслили и как исполнят, но сражатель ее успокоивал и говорил, что «все будет честно и благородно».

Стала съезжаться к поезду публика, и должник явился тут, как лист перед травою, и с ним дама; лакей берет для них билеты, а он сидит с своей дамой, чай пьет и тревожно осматривается на всех. Старушка спряталась за Ивана Иваныча и указывает на должника – говорит: «Вот – он!»

Обратите внимание

Сербский воитель увидал, сказал «хорошо», и сейчас же встал и прошел мимо франта раз, потом во второй, а потом в третий раз, прямо против него остановился и говорит:

– Чего это вы на меня так смотрите?

Тот отвечает:

– Я на вас вовсе никак не смотрю, я чай пью.

– А-а! – говорит воитель, – вы не смотрите, а чай пьете? так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!.. – Да с этим – хлоп, хлоп, хлоп! его три раза по лицу и ударил.

Дама бросилась в сторону, господин тоже хотел убежать и говорил, что он теперь не в претензии; но полиция подскочила и вмешалась: «Этого, говорит, нельзя: это в публичном месте», – и сербского воителя арестовали, и побитого тоже. Тот в ужасном был волнении – не знает: не то за своей дамой броситься, не то полиции отвечать.

А между тем уже и протокол готов, и поезд отходит… Дама уехала, а он остался… и как только объявил свое звание, имя и фамилию, полицейский говорит: «Так вот у меня кстати для вас и бумажка в портфеле есть для вручения».

Тот – делать нечего – при свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами уплатил чеком весь долг свой старушке.

Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.

Человек, который нашелся – как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением.

Впервые опубликовано – журнал «Осколки», 1884.

Лев Толстой — забытый гений?

Николай львов — забытый гений в русской истории

«The Guardian», Великобритания

На Западе Льва Толстого многие считают лучшим писателем всех времён и народов. В этом году в честь столетия со дня его смерти выйдет фильм «Последнее воскресенье». Так почему же на своей Родине — в России — гений слова заслужил лишь чуть тёплое отношение?

Для поклонников Толстого 2010 год обещает быть прекрасным. Прошло сто лет с тех пор, как великий русский романист сбежал из своего подмосковного имения и спустя три недели умер на железнодорожном полустанке, и теперь мир готовится воздать ему великие почести.

Важно

В Германии и США вышли новые переводы «Анна Карениной»; на Кубе и в Мексике проходят книжные ярмарки, посвящённые Толстому; во всём мире идёт показ нового чёрно-белого документального фильма.

На оригинальных кадрах, найденных в российских архивах и реставрированных, можно видеть, как старый Толстой играет с пуделями и с энергичным видом вольтижирует на лошади.

В феврале премьерный показ «Последнего воскресенья» пройдёт в Великобритании. Этот фильм искусно и в драматической форме повествует о последних днях Толстого; в главных ролях — Хелен Миррен (Helen Mirren), Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) и Джеймс МакАвой (James McAvoy).

В этом остроумном биографическом фильме рассказывается о последних двух годах жизни писателя. Осаждаемые декадентами-папарацци граф Толстой и его жена Софья Андреевна ссорятся из-за его литературного наследия. Толстой хочет передать права на свои произведения всему человечеству, а графиня хочет получать доходы сама.

Устав от конфликта с супругой, Толстой убегает, а затем заболевает и умирает по пути на юг.

Фильм снят по мотивам романа Джея Парини (Jay Parini), а главным героем его стал молодой Валентин Булгаков (МакАвой), личный секретарь Толстого.

В последние годы жизни писатель пытался отказаться от собственности и от плотских удовольствий, но, как нетрудно было предвидеть, заверения Булгакова в соблюдении им толстовского обета безбрачия продержались недолго, и красавица Маша из толстовской общины лишила его девственности.

Миррен, Пламмер и МакАвой играют отлично, сценарий тоже написано с приятной искусностью. На вопрос госпожи Толстой о том, читал ли он «Войну и мир», Булгаков смущённо отвечает: «Много раз». Повисает пауза. Затем он уступает: «Дважды».

И только одна страна не участвует в охватившей весь мир «толстомании» — Россия.

Важно

Ходят слухи, что в бытность свою молодым шпионом КГБ Владимир Путин посещал имение Толстого инкогнито, но пока что Кремль не планирует проводить каких-либо крупных мероприятий в честь столетней годовщины смерти Толстого, которая наступит двадцатого ноября.

Совет

Мало того, авторы «Последнего воскресения» снимали фильм не среди берёз под северным небом толстовской России, а в несколько более уютной обстановке сельской местности на востоке Германии.

Американец Майкл Хоффман (Michael Hoffman), режиссёр фильма, хотел снимать «Последнее воскресенье» в Ясной Поляне — идиллическом имении Толстого, расположенном возле Тулы, в ста двадцати пяти милях (200 км) к югу от Москвы.

«Мы очень хотели работать в России, очень», — с некоторой печалью признался один из продюсеров фильма Андрей Дерябин. — «Но там же нет нормальных туалетов. Нет инфраструктуры. Гостиницы отвратительные. И не было никаких гарантий безопасности для актёров. Оказалось, что снимать в России будет слишком дорого».

По словам Дерябина, было и ещё более серьёзное препятствие, а именно — удивительно равнодушное отношение России к гениальному автору «Войны и мира», эпической саги, действие которой разворачивается во времена наполеоновских войн в Европе и его вторжения в Россию.

На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков.

В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (George Orwell), на третьем — «Улисс» Джойса (James Joyce)).

Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого. «Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.

Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.

«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас». Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.

«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.

Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина. «Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.

Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.

«Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.

Обратите внимание

Он сумел превратить Ясную Поляну в одну из главных культурных достопримечательностей России. Ежегодно сюда съезжаются тысячи любопытствующих паломников от литературы, многие — на специальных московских экспрессах «Толстой», курсирующих по субботам и воскресеньям.

Поезд богато украшен сценами из произведений Толстого; я лично ехал в уютном вагоне, посвящённом его жизни на Кавказе, вдохновившей его на написание многих произведений, в том числе потрясающей поздней повести «Хаджи-Мурат»; в это же время, как следует из его дневников, он увлекался азартными играми и «девочками».

Естественно, есть и вагон, посвящённый «Войне и миру».

От станции Козлова Засека можно доехать до дома Толстого на старом скрипучем автобусе.

Всё выглядит примерно так же, как и в его времена: вот классический особняк, вот софа чёрной кожи, на которой родился и сам писатель, и его тринадцать детей, вот глубочайшее кресло, в котором он работал, вот разукрашенная золотая собачка, которую Толстой-мальчик подкладывал под подушку перед сном. В столовой висят портреты Толстого и членов его семьи, написанные художником Репиным, а за углом — его библиотека в двадцать две тысячи томов. В лесу скрывается его продолговатая могила без отметок.

Почтительные экскурсоводы водят небольшие экскурсионные группы к утиному пруду графа Толстого и к аллее, обсаженной высокими деревьями. Есть яблоневый сад, есть гуси, бродящие среди хозяйственных построек, есть берёзовая роща, где Толстой охотился на зайцев, лис и пернатую дичь, чаще всего промахиваясь.

До сих пор существует соседняя деревня, где Толстой в 1860-х пытался образовывать крестьянских детей.

Совет

И тогда, и сейчас деревня эта скорее напоминает свалку, но атмосфера там такая, что легко представить, как сам Толстой выскочит из-за лип в своём крестяьнском тулупе.

По-русски его, конечно, звали не Leo, а Lev, точнее, Lev Nikolaevich, и ударение в фамилии стоит на втором слоге, а не на первом.

Как рассказал Владимир, за последние пятнадцать лет число туристов, посещающих Ясную Поляну, выросло. Многие из приезжающих — иностранцы. Возрастает интерес и к биографии и дневникам Софьи Андреевны, служившей Толстому литературным душеприказчиком.

Владимир сказал, что был приятно удивлён просмотром «Последнего воскресенья», снятого совместно Германией и Россией с почти исключительно британскими актёрами (хотя Пламмер, сыгравший Толстого, — канадец).

Дочь Владимира, Анастасия, сейчас учится в аспирантуре в Оксфорде. В фильме она сыграла эпизодическую роль, появившись в кадре в сцене смерти Толстого. Хоффман выбрал её из-за её русского лица.

Важно

Заметим, впрочем, что многие другие крестьяне и крестьянки смотрятся очень уж по-немецки откормленными.

«Мне фильм понравился», — говорит Владимир. — «Актёры великолепны. Музыка прекрасна. Ужасно трудно снять фильм о последних годах его жизни, нужно быть очень точно и аккуратно. Хелен Миррен абсолютно непохожа на Софью, но играет великолепно».

Некоторые русские, однако, смеялись над её безупречно английским произношением русских имён.
«Странно слышать, как она выговаривает: Ва-лен-тин Фи-о-до-ро-вич», — написал кинокритик Андрей Плахов в статье, опубликованной в газете «Коммерсант».

Как Дерябин, так и Владимир Толстой признаёт, что на Западе его предок пользуется лучше репутацией, чем в России.

Это, по его словам, объясняется политическими неурядицами, начавшимися в России после распада Советского Союза, а также присущим современной культуре акцентом на визуальной культуре, а не на интеллектуальной.

По сравнению с эпохой коммунизма численность читающего, ориентированного на науку среднего класса тоже сократилась.

Кремль между тем не слишком интересуется самым знаменитым прозаиком России. Путин в своих выступлениях ни разу не упомянул Толстого.

А критика, с которой писатель обрушивался на православную веру и власть, делает его опасной фигурой для правительства, причём, как полагает Владимир, так было и в царской России, так остаётся сейчас.

«Никто не пытается отказаться от той идеи, что он написал великие книги. Но они [официальные власти России] не знают, что делать с его взглядами», — рассуждает он.

Частично дело объясняется затяжной враждой между Толстым и Русской Православной Церковью. В 1901 году он был отлучён от церкви за публикацию романа «Воскресение» и за принятие христианско-анархистских и пацифистских взглядов. В 2001 году отлучение от церкви было подтверждено, и многие консервативные православные мыслители даже вносили его книги в свои «чёрные списки».

Совет

Ещё ходят разговоры, что из-за своих воззрений Толстой перестал быть русским. Кто-то переживает из-за того, что он неуклюже строил предложения. К тому же трудно представить, что Толстой мог бы сказать что-то хорошее, увидев бюрократическое, авторитарное государство Путина и чёрных священников с тяжёлыми золотыми крестами в ток-шоу на прокремлёвском телевидении.

«Я чувствую, что Льва Толстого надо защищать.

Обратите внимание

Его нужно поддержать морально, интеллектуально и эмоционально», — считает Людмила Сараскина, главный эксперт по Достоевскому в России и признанный специалист по русской литературе XIX века.

Сараскина считает, что в современной России писатель подвергается нападкам со стороны тех же самых реакционных сил, которые он критиковал при жизни, — государства, армии и церкви.
«Он не в моде», — считает Сараскина.

Сараскина — одна из примерно полусотни учёных, демонстративно решивших принять участие в толстовской конференции, которая пройдёт летом в Ясной Поляне в честь столетия со дня его смерти. Также на большое семейное празднество съедутся более ста прямых потомков писателя.

Многие полагают, что Толстой вышел из моды в России именно потому, что каждого русского ребёнка заставляют читать его книги в школе (одна российская журналистка на пресс-конференции по Толстому призналась в беседе со мной, что в подростковом возрасте её трудами Толстого «перекормили»).

В советские времена господствовал ленинский взгляд на Толстого: благодаря своей критике царизма его провозгласили пророком революции. Сейчас в России пятнадцатилетние дети изучают «Войну и мир» как часть общеобразовательной программы.

Предполагается, что девочкам должны понравиться любовные сцены, а мальчикам — боевые.

Ученицы московской государственной школы номер 1275 относятся к героине Толстого Наташе Ростовой с удивительной неприязнью. Особенно им не нравится решение Наташи бросить жениха — князя Андрея Болконского — и отдать предпочтение коварному Анатолю Курагину (справедливости ради отметим, что князь Андрей отсутствовал целый год, а Ростова не знала, что Курагин уже женат).

«Мне не нравится, что она изменила князю Андрею. Не могу ей этого простить!» — поясняет семнадцатилетняя Вера Синотина.
Девочкам нравятся описания жизни аристократов в «Войне и мире» — они отличаются от вульгарного поведения современной российской элиты как небо и земля. Но легко понять, что им немного больше нравятся другие российские писатели, особенно Достоевский и Михаил Булгаков.

«Это преступление — заставлять российских детей читать Толстого в четырнадцать-пятнадцать лет. Его надо читать гораздо позже», — считает Сергей Евтушенко, написавший в Лондоне блистательный саундтрек к фильму «Последнее воскресенье».

Как ни странно, Россия осталась единственной страной, не заключившей пока договора на распространение «Последнего воскресенья» в России.

Дерябин сейчас работает над вторым фильмом под заголовком «Лев Толстой — живой гений», который будет показан 20 ноября 2010 года в день смерти Толстого от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире.

Обратите внимание

Семидесятидвухминутный документальный фильм составлен из раритетных чёрно-белых записей, снятых в Ясной Поляне в 1908 году. Мудрец из Ясной Поляны встаёт перед нашими глазами как живой: вот он садится на поезд, вот — уходит в лес, а вот раздаёт милостыню беднякам: долговязая седобородая фигура, очень похожая на живого святого.

А вот в «Последнем воскресенье» есть такая сцена: графиня Толстая поворачивается к гостям, рассевшимся у стола в саду, и восклицает:
«Вы все, наверное, думаете, что он — Христос? Так вот это не так».

Оригинал публикации: Leo Tolstoy: the forgotten genius?

http://www.inosmi.ru/history/20100107/157417703.html

Гении и злодеи. Осип Сенковский. Забытый гений (2015)

Николай львов — забытый гений в русской истории

Самый молодой профессор в истории российской науки. Писатель, которому завидовали Пушкин и Гоголь. Основатель самого популярного журнала своего времени. Создатель уникального музыкального инструмента, на целое столетие предвосхитивший появление синтезатора.

Востоковед, астроном, химик, фотограф.

Почему же, несмотря на многочисленные таланты, имя Сенковского сегодня знают разве что специалисты? Как объяснить, что человек, так много сделавший для отечественной науки и культуры, остался в истории лишь как создатель вздорного литературного героя барона Брамбеуса?!

remove_red_eye 13favorite_border

В январе 1967 года вся страна с головой окунулась в чтение только что вышедшего романа Михаила Булгакова «Мастер…

Владимир Николаевич Ипатьев — доктор химических наук, царский генерал, академик. Мало кто из русских ученых в …

Британского археолога Артура Эванса во всём мире знают как открывателя минойской цивилизации. О его раскопках…

Итальянский писатель-сказочник, лауреат престижной международной премии им. Г.Х. Андерсена. В то время, как в Италии…

Выдающийся психолог, создатель культурно-исторической теории. Он совершил переворот в дефектологии, подарил…

Норберт Винер — математик, философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта. После выхода…

Великий норвежский путешественник, выдающийся ученый-антрополог. Страстное желание увидеть и открыть миру то,…

Важно

Валериана Зубова сегодня многие вспоминают разве что в связи с его братом Платоном, фаворитом Екатерины II. А между…

Он не знал, что ходит по краю, не знал, что в Америке готов приказ об его аресте и что в Англии лежит такой же. Не…

Судьба архитектора Алексея Щусева разделена резко на «до» и «после» революции. До 1917 года он строил в России храмы…

В один из студеных февральских дней 1825 года Москва наблюдала странную картину: в кованые двери городской тюрьмы,…

Гении и злодеи. Кому обязано человечество нынешним своим существованием в третьем тысячелетии? Гениям или злодеям?…

Николай Фёдорович Гамалея — патриарх российской микробиологии. Работая со смертельно опасными инфекциями, он постоянно рисковал своей жизнью ради того, чтобы найти спасительные вакцины.

Канадский врач и физиолог, в 1923 году он получил Нобелевскую премию за открытие инсулина. Вместе с Джоном Маклеодом…

Языковед, владел словом, как колдун заклинаниями. Николай Марр мог доказать самые невероятные гипотезы и опровергнуть…

Совет

Человек, который потерял зрение еще в раннем детстве, но смог подарить тысячам незрячих людей возможность общаться,…

Человек-легенда, самый молодой из плеяды генеральных конструкторов. На его счету множество изобретений, призванных…

Выдающийся полярный исследователь, академик, первый директор Института океанологии. В годы активного освоения…

Российский моряк, полярный путешественник, участник экспедиций в Арктику, обладатель двух Больших золотых медалей…

13 октября 2003 года в Феодосийском музее Ивана Айвазовского произошло знаменательное событие. Впервые широкой…

Александр Грехем Белл придумал металлоискатель, вакуумный насос и многое другое, что давно уже стало неотъемлемой…

Ираклий Андроников — литературовед, исследователь, мастер перевоплощения. Натура многогранная и разносторонняя….

Павел Мельников — первый министр путей сообщения Российской империи. Благодаря ему в нашей стране появилась первая…

Сергей Юльевич Витте — самый успешный министр финансов Российской империи. Благодаря его реформам на рубеже XIX…

Обратите внимание

Самый известный композитор Америки, автор 900 песен, 50 из которых стали хитами. В день своего столетнего юбилея…

Владимир Хавкин – всемирно известный российский бактериолог и эпидемиолог, создатель первых в мире вакцин от…

Он стал основоположником классического музыкального образования и подарил второе дыхание французской опере….

Его называют неокрестьянским поэтом и ставят в один ряд с Сергеем Есениным и Николаем Клюевым. Критики называли…

Выдающийся исследователь, путешественник, верховный комиссар Лиги наций, политик и дипломат Фритьоф Нансен. …

Один из самых знаменитых русских путешественников. Он был первым полевым этнографом, который создал новое направление…

Океанолог, полярный исследователь, начальник дрейфующей станции Северный полюс-2 и первой советской антарктической…

Барон Пьер де Кубертен — французский общественный деятель, педагог, историк, литератор. Это он сказал однажды:…

Важно

Ученый-гистолог, создатель унитарной теории о кроветворении, основоположник учения о стволовых клетках — в 1922…

Англичанке Джулии Маргарет Камерон всего за 11 лет творчества удалось встать в один ряд со знаменитыми фотографами…

Выдающийся парфюмер, коммерсант, коллекционер. Всю жизнь он оставался французским подданным, Париж всегда казался…

Оскар Уайльд – талантливый писатель, поэт, лучший драматург Европы конца XIX столетия. Законодатель мод, повеса…

14 октября 1926 года в Англии увидела свет книга о Винни-Пухе — забавном медвежонке с опилками в голове. Неожиданно…

Астрофизик, он всю жизнь пытался разгадать тайны устройства Вселенной и течения времени. Репрессированный в …

Александр Парвус — одна из самых ярких фигур своего времени. Теоретик марксизма, публицист, предприниматель. Ленин…

Современным математикам, программистам и инженерам имя Алана Мэтисона Тьюринга знакомо со студенческой скамьи:…

Совет

В сентябре 1980 года в журнале «Коммунист» вышла статья «О математике и качестве преподавания». В ней реформа школьного…

Бруно Понтекорво — итальянский физик, ученик великого Энрико Ферми — занимался научными исследованиями в институтах…

Немецкий композитор Рихард Вагнер совершил настоящий переворот в оперном жанре. Его считают основоположником…

В конце 60-х годов этого человека знала вся Америка. Советник президента, создатель первого в мире телерадиокомитета,…

О великом русском архитекторе Василии Ивановиче Баженове и конфликте с главной заказчицей его шедевров – императрицей Екатериной Великой.

Владимира Леонидовича Дурова — основателя знаменитой цирковой династии — знают практически все. Обладая гипнотическими…

Алексей Алексеевич Брусилов — пожалуй, самый известный русский военачальник эпохи Первой мировой. И, пожалуй,…

Самый известный радист СССР, полярник, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс — 1» и героических…

Обратите внимание

Владимир Русанов – русский полярный исследователь. В его честь названы поселки, улицы и корабли, благодаря научным…

Сигнал бедствия SOS. Три точки — три тире — три точки. Три буквы азбуки Морзе. Их знает весь мир. С ними связано немало…

Лев Толстой — забытый гений?

Николай львов — забытый гений в русской истории

Для поклонников Толстого 2010 год обещает быть прекрасным. Прошло сто лет с тех пор, как великий русский романист сбежал из своего подмосковного имения и спустя три недели умер на железнодорожном полустанке, и теперь мир готовится воздать ему великие почести.

Важно

В Германии и США вышли новые переводы «Анна Карениной»; на Кубе и в Мексике проходят книжные ярмарки, посвящённые Толстому; во всём мире идёт показ нового чёрно-белого документального фильма.

На оригинальных кадрах, найденных в российских архивах и реставрированных, можно видеть, как старый Толстой играет с пуделями и с энергичным видом вольтижирует на лошади.

В феврале премьерный показ «Последнего воскресенья» пройдёт в Великобритании. Этот фильм искусно и в драматической форме повествует о последних днях Толстого; в главных ролях — Хелен Миррен (Helen Mirren), Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) и Джеймс МакАвой (James McAvoy).

В этом остроумном биографическом фильме рассказывается о последних двух годах жизни писателя. Осаждаемые декадентами-папарацци граф Толстой и его жена Софья Андреевна ссорятся из-за его литературного наследия. Толстой хочет передать права на свои произведения всему человечеству, а графиня хочет получать доходы сама.

Устав от конфликта с супругой, Толстой убегает, а затем заболевает и умирает по пути на юг.

Фильм снят по мотивам романа Джея Парини (Jay Parini), а главным героем его стал молодой Валентин Булгаков (МакАвой), личный секретарь Толстого.

В последние годы жизни писатель пытался отказаться от собственности и от плотских удовольствий, но, как нетрудно было предвидеть, заверения Булгакова в соблюдении им толстовского обета безбрачия продержались недолго, и красавица Маша из толстовской общины лишила его девственности.

Миррен, Пламмер и МакАвой играют отлично, сценарий тоже написано с приятной искусностью. На вопрос госпожи Толстой о том, читал ли он «Войну и мир», Булгаков смущённо отвечает: «Много раз». Повисает пауза. Затем он уступает: «Дважды».

И только одна страна не участвует в охватившей весь мир «толстомании» — Россия.

Важно

Ходят слухи, что в бытность свою молодым шпионом КГБ Владимир Путин посещал имение Толстого инкогнито, но пока что Кремль не планирует проводить каких-либо крупных мероприятий в честь столетней годовщины смерти Толстого, которая наступит двадцатого ноября.

Совет

Мало того, авторы «Последнего воскресения» снимали фильм не среди берёз под северным небом толстовской России, а в несколько более уютной обстановке сельской местности на востоке Германии.

Американец Майкл Хоффман (Michael Hoffman), режиссёр фильма, хотел снимать «Последнее воскресенье» в Ясной Поляне — идиллическом имении Толстого, расположенном возле Тулы, в ста двадцати пяти милях (200 км) к югу от Москвы.

«Мы очень хотели работать в России, очень», — с некоторой печалью признался один из продюсеров фильма Андрей Дерябин. — «Но там же нет нормальных туалетов. Нет инфраструктуры. Гостиницы отвратительные. И не было никаких гарантий безопасности для актёров. Оказалось, что снимать в России будет слишком дорого».

По словам Дерябина, было и ещё более серьёзное препятствие, а именно — удивительно равнодушное отношение России к гениальному автору «Войны и мира», эпической саги, действие которой разворачивается во времена наполеоновских войн в Европе и его вторжения в Россию.

На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (George Orwell), на третьем — «Улисс» Джойса (James Joyce)).

Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.

Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.

«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.

«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.

Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.

Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.

 «Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.

Он сумел превратить Ясную Поляну в одну из главных культурных достопримечательностей России. Ежегодно сюда съезжаются тысячи любопытствующих паломников от литературы, многие — на специальных московских экспрессах «Толстой», курсирующих по субботам и воскресеньям.

Поезд богато украшен сценами из произведений Толстого; я лично ехал в уютном вагоне, посвящённом его жизни на Кавказе, вдохновившей его на написание многих произведений, в том числе потрясающей поздней повести «Хаджи-Мурат»; в это же время, как следует из его дневников, он увлекался азартными играми и «девочками».

Естественно, есть и вагон, посвящённый «Войне и миру».

От станции Козлова Засека можно доехать до дома Толстого на старом скрипучем автобусе.

Всё выглядит примерно так же, как и в его времена: вот классический особняк, вот софа чёрной кожи, на которой родился и сам писатель, и его тринадцать детей, вот глубочайшее кресло, в котором он работал, вот разукрашенная золотая собачка, которую Толстой-мальчик подкладывал под подушку перед сном. В столовой висят портреты Толстого и членов его семьи, написанные художником Репиным, а за углом — его библиотека в двадцать две тысячи томов. В лесу скрывается его продолговатая могила без отметок.

Почтительные экскурсоводы водят небольшие экскурсионные группы к утиному пруду графа Толстого и к аллее, обсаженной высокими деревьями. Есть яблоневый сад, есть гуси, бродящие среди хозяйственных построек, есть берёзовая роща, где Толстой охотился на зайцев, лис и пернатую дичь, чаще всего промахиваясь.

До сих пор существует соседняя деревня, где Толстой в 1860-х пытался образовывать крестьянских детей.

Совет

И тогда, и сейчас деревня эта скорее напоминает свалку, но атмосфера там такая, что легко представить, как сам Толстой выскочит из-за лип в своём крестяьнском тулупе.

По-русски его, конечно, звали не Leo, а Lev, точнее, Lev Nikolaevich, и ударение в фамилии стоит на втором слоге, а не на первом.

Как рассказал Владимир, за последние пятнадцать лет число туристов, посещающих Ясную Поляну, выросло. Многие из приезжающих — иностранцы. Возрастает интерес и к биографии и дневникам Софьи Андреевны, служившей Толстому литературным душеприказчиком.

Владимир сказал, что был приятно удивлён просмотром «Последнего воскресенья», снятого совместно Германией и Россией с почти исключительно британскими актёрами (хотя Пламмер, сыгравший Толстого, — канадец).

Дочь Владимира, Анастасия, сейчас учится в аспирантуре в Оксфорде. В фильме она сыграла эпизодическую роль, появившись в кадре в сцене смерти Толстого. Хоффман выбрал её из-за её русского лица.

Важно

Заметим, впрочем, что многие другие крестьяне и крестьянки смотрятся очень уж по-немецки откормленными.

 «Мне фильм понравился», — говорит Владимир. — «Актёры великолепны. Музыка прекрасна. Ужасно трудно снять фильм о последних годах его жизни, нужно быть очень точно и аккуратно. Хелен Миррен абсолютно непохожа на Софью, но играет великолепно».

Некоторые русские, однако, смеялись над её безупречно английским произношением русских имён.

«Странно слышать, как она выговаривает: Ва-лен-тин Фи-о-до-ро-вич», — написал кинокритик Андрей Плахов в статье, опубликованной в газете «Коммерсант».

Как Дерябин, так и Владимир Толстой признаёт, что на Западе его предок пользуется лучше репутацией, чем в России.

Это, по его словам, объясняется политическими неурядицами, начавшимися в России после распада Советского Союза, а также присущим современной культуре акцентом на визуальной культуре, а не на интеллектуальной.

По сравнению с эпохой коммунизма численность читающего, ориентированного на науку среднего класса тоже сократилась.

Кремль между тем не слишком интересуется самым знаменитым прозаиком России. Путин в своих выступлениях ни разу не упомянул Толстого. А критика, с которой писатель обрушивался на православную веру и власть, делает его опасной фигурой для правительства, причём, как полагает Владимир, так было и в царской России,  так остаётся сейчас.

«Никто не пытается отказаться от той идеи, что он написал великие книги. Но они [официальные власти России] не знают, что делать с его взглядами», — рассуждает он.

Частично дело объясняется затяжной враждой между Толстым и Русской Православной Церковью. В 1901 году он был отлучён от церкви за публикацию романа «Воскресение» и за принятие христианско-анархистских и пацифистских взглядов. В 2001 году отлучение от церкви было подтверждено, и многие консервативные православные мыслители даже вносили его книги в свои «чёрные списки».

Ещё ходят разговоры, что из-за своих воззрений Толстой перестал быть русским. Кто-то переживает из-за того, что он неуклюже строил предложения. К тому же трудно представить, что Толстой мог бы сказать что-то хорошее, увидев бюрократическое, авторитарное государство Путина и чёрных священников с тяжёлыми золотыми крестами в ток-шоу на прокремлёвском телевидении.

 «Я чувствую, что Льва Толстого надо защищать.

Обратите внимание

Его нужно поддержать морально, интеллектуально и эмоционально», — считает Людмила Сараскина, главный эксперт по Достоевскому в России и признанный специалист по русской литературе XIX века.

Сараскина считает, что в современной России писатель подвергается нападкам со стороны тех же самых реакционных сил, которые он критиковал при жизни, — государства, армии и церкви.

«Он не в моде», — считает Сараскина.

Сараскина — одна из примерно полусотни учёных, демонстративно решивших принять участие в толстовской конференции, которая пройдёт летом в Ясной Поляне в честь столетия со дня его смерти. Также на большое семейное празднество съедутся более ста прямых потомков писателя.

Многие полагают, что Толстой вышел из моды в России именно потому, что каждого русского ребёнка заставляют читать его книги в школе (одна российская журналистка на пресс-конференции по Толстому призналась в беседе со мной, что в подростковом возрасте её трудами Толстого «перекормили»).

В советские времена господствовал ленинский взгляд на Толстого: благодаря своей критике царизма его провозгласили пророком революции. Сейчас в России пятнадцатилетние дети изучают «Войну и мир» как часть общеобразовательной программы.

Предполагается, что девочкам должны понравиться любовные сцены, а мальчикам — боевые.

Ученицы московской государственной школы номер 1275 относятся к героине Толстого Наташе Ростовой с удивительной неприязнью. Особенно им не нравится решение Наташи бросить жениха — князя Андрея Болконского — и отдать предпочтение коварному Анатолю Курагину (справедливости ради отметим, что князь Андрей отсутствовал целый год, а Ростова не знала, что Курагин уже женат).

«Мне не нравится, что она изменила князю Андрею. Не могу ей этого простить!» — поясняет семнадцатилетняя Вера Синотина.

Девочкам нравятся описания жизни аристократов в «Войне и мире» — они отличаются от вульгарного поведения современной российской элиты как небо и земля. Но легко понять, что им немного больше нравятся другие российские писатели, особенно Достоевский и Михаил Булгаков.

«Это преступление — заставлять российских детей читать Толстого в четырнадцать-пятнадцать лет. Его надо читать гораздо позже», — считает Сергей Евтушенко, написавший в Лондоне блистательный саундтрек к фильму «Последнее воскресенье».

Как ни странно, Россия осталась единственной страной, не заключившей пока договора на распространение «Последнего воскресенья» в России.

Дерябин сейчас работает над вторым фильмом под заголовком «Лев Толстой — живой гений», который будет показан 20 ноября 2010 года в день смерти Толстого от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире.

Семидесятидвухминутный документальный фильм составлен из раритетных чёрно-белых записей, снятых в Ясной Поляне в 1908 году. Мудрец из Ясной Поляны встаёт перед нашими глазами как живой: вот он садится на поезд, вот — уходит в лес, а вот раздаёт милостыню беднякам: долговязая седобородая фигура, очень похожая на живого святого.

А вот в «Последнем воскресенье» есть такая сцена: графиня Толстая поворачивается к гостям, рассевшимся у стола в саду, и восклицает:

«Вы все, наверное, думаете, что он — Христос? Так вот это не так».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

TweetКартина Репина «Толстой за работой в Хамовниках»

Агрегатор новостей 24СМИ