Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Почему в Дагестане так много наций и языков?

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Дагестанцы – обозначение группы народов, населяющих Республику Дагестан. В Дагестане нет так называемого титульного народа.

До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами либо считались лезгинскими племенами.

Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы.

Подробнее: inter.pskovlib.ru

В Махачкале вновь обсуждалась проблема изучения и преподавания языков народов Дагестана. Этому была посвящена отдельная секция представительного совещания по повышению качества общего образования, организованного российским и дагестанским парламентами при участии Минобразования РД 23-24 октября этого года.

Обратите внимание

Очередной круглый стол по вопросам сохранения и развития языков и культуры бесписьменных языков РД прошел в Доме дружбы в Махачкале Министерство по национальной политике Республики Дагестан организовало это мероприятие с привлечением экспертов и общественных деятелей, депутатов Народного собрания и представителей интеллигенции из горных районов республики. Всего три часа, а не целых 16, шло обсуждение, но дружбы так и не получилось. Каждый участник ушел с круглого стола с тем же, с чем шел на эту встречу. Итогом круглого стола стали заранее заготовленные рекомендации.

По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» заведующий отделом грамматических исследований Института языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) ДНЦ РАН Магомед Магомедов рассказал о состоянии родных языков в Дагестане сегодня.

Республика Дагестан относится к мультинациональным регионам Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории проживают более ста различных народностей, и точное количество их сложно подсчитать. Республику называют созвездием народов. Описательно говоря, в Дагестане национальностей — сколько звезд на небе.

Для каждого народа естественно желание сохранить родной язык.

Другое дело, что «крот истории» роет независимо от наших желаний, под влиянием всего комплекса социальных, политических, экономических, геополитических факторов.

Самое сложное в том, что, хотя «крот» и слепой, но за хвост его не поймаешь. Речь идет о глобализации, под влиянием которой языки обогащаются, но новые не появляются, а старые в арифметической прогрессии исчезают.

Древняя легенда гласит: когда бог раздавал людям языки, он доставал их из волшебного мешка. До Кавказа он добрался в последнюю очередь и, недолго думая, просто вытряхнул мешок над горами.

Есть и другая версия этой легенды: мешок зацепился за острые вершины Кавказского хребта, порвался — и в прореху хлынули языки.

А возможно, во всем виноват шайтан, который сеет вражду и непонимание между людьми; говорят, он проковырял дырку в мешке, чтобы люди на Кавказе разом перестали понимать друг друга.

Важно

В Общественной палате Дагестана считают, что культурным можно быть и без знания родного языка На заседании Общественной палаты Дагестана предложили пересмотреть преподавание родных языков, а также истории, культуры и традиций народов Дагестана. С такой инициативой выступил член палаты Магарам Алиджанов. По его мнению, слишком много часов отводится на указанные предметы: «Есть базовые дисциплины, на которые необходимо уделять больше времени».

Подробнее: www.kavkazr.com

В настоящее время Республика Дагестан (РД) является самым многонациональным регионом России. На начало 2017 года здесь проживало более 3 млн человек. Народы Дагестана – это настоящий сплав менталитетов и религиозных направлений, однако при этом люди здесь всегда жили мирно, так что ни о каких раздорах на национальной почве говорить даже не приходится.

Подробнее: tanci-kavkaza.ru

Дагестан – самая многонациональная республика России, здесь веками жили представители разных религий и этносов.

Аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, андийцы — несмотря на близкое соседство, все они сохранили уникальные черты. Разные, но равные
В настоящее время 14 народов в республике имеют официальный статус коренных.

Кроме того, на западе горного Дагестана проживают ещё 14 народностей, при проведении переписей их причисляют к аварцам.

Подробнее: www.dagestanpost.ru

На этот вопрос не могут с уверенностью ответить даже этнографы. Это, пожалуй, самая многонациональная республика в составе России. При этом титульной нации там не существует, а статус государственного присвоен сразу четырнадцати языкам. Так, сколько национальностей в Дагестане?

Очутившись на Кавказе, а точнее в Дагестане, со временем начинаешь понимать – вроде бы сначала одинаковые жители этой гостеприимной страны, на самом деле все абсолютно разные. На одной земле встречаются непохожие традиции, обычаи, говор и даже язык. Почему же так происходит? Этнографы с уверенностью говорят: на территории Республики Дагестан проживают 33 народа. Узнаем о них немного больше.

Сегодня, 24 октября, в Махачкале в рамках совещания по повышению качества общего образования, проводимого комитетом Госдумы по образованию и науке и Народным собранием РД, состоялись три секции и итоговое пленарное заседание. Первая секция была посвящена изучению и преподаванию языков и культуры народов России в системе современного российского образования. Вёл заседание член комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Загребин.

https://www.youtube.com/watch?v=T1i2_ornm7c

Еще по теме: ЮНЕСКО последние новости, IAd последние новости

День единства народов Дагестана: история, интересные факты и особенности празднования :

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Праздник под названием День единства народов Дагестана был учреждён во время третьего официального съезда народов этой страны, который прошёл в конце 2010 года. Официально праздник был учреждён на высоком уровне летом 2011 года.

Цель праздника – объединение и консолидация всех народов, проживающих в Дагестане.

15 сентября 2011 года прошли первые мероприятия ко дню единства народов Дагестана.

Особенности Дагестанской Республики

Республика Дагестан является одним из самых сложных регионов России в этническом плане. На относительно небольшой территории проживают в мире и согласии около 100 различных национальностей и народностей. Из этого числа треть народов – это коренные жители.

Ни в одной точке земли, помимо Дагестана, не собрано такое количество народностей на небольшой территории.

Дружба народов республики

Многовековая история хранит большое количество свидетельств, подтверждающих великую дружбу и единство народов, проживающих на территории этой республики.

Многострадальные народы не раз попадали под гнёт захватчиков с иностранных земель, которые пытались натравить господствующие классы Дагестана друг на друга.

Чувство единого целого особенно ярко возникало у рядовых горцев именно тогда, когда решалась судьба их земель, гор, родных и близких людей.

Экономическое сотрудничество между народностями

Между народами множество веков сохранялись экономические связи. Каждый народ, проживающий на территории Республики Дагестан, обменивались продуктами, добытыми своим трудом. Население, проживающее в горной местности, поставляло своим дружественным соседям скот и мясо, жители плоскостных районов выращивали и отдавали взамен плоды, полученные потом и непосильным трудом на пахотных землях.

Борьба народов Дагестана против захватчиков

Добрососедские отношения между многочисленными народами помогали дагестанцам во время борьбы за свою независимость и свободу.

Многочисленные исторические факты подтверждают, что горцы не раз давали отпор иноземцам, которых было множество за время существования республики. Это и профессиональные воины из Рима, бесчисленные войска парфян, арабов, сельджуков. Во времена татаро-монгольского ига дагестанские горцы не раз давали достойный отпор воинам степи.

Многочисленный и дружный народ гор защищался от посягательств также и от турок, сефевидов, и многих других армий.

Борьба дагестанцев с Надир-шахом

Особую сплочённость народы из Дагестана показали во время защиты своих земель от полководца Надир-шаха, который получил прозвище «Гроза вселенной». Перед нависшей угрозой, ранее враждовавшие народы объединились в одно целое, забыв о былых распрях и раздорах.

По историческим данным завоеватель Надир-шаха Мухаммед Казима во время нападения на Табасаран, столкнулся не только с местными жителями, но и пришедшими к ним на помощь несколькими народностями. В их число входили аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы. Такое ожесточённое сопротивление вылилось в крупномасштабную народную войну. Завершилась кровопролитная бойня разгромом «Грозы вселенной».

Участие дагестанцев во времена ВОВ

В период отечественной войны 1941 по 1945 годы сплотились все народы Советского союза, чтобы в едином порыве дать отпор фашистам, и освободить от порабощения русскую землю.

Стойко воевали против гитлеровцев и горцы из Республики Дагестан, участвуя в защите Смоленска и знаменитой Брестской крепости, вели тяжёлые бои в дебрях Карельского леса, на территории Украины и Белоруссии. Также многие дагестанцы полегли в боях, защищая столицу своей Родины.

Тысячи бойцов с гор приняли активное участие в освобождении Прибалтики, Донбасса, Крымского полуострова, Польши.

Совет

Множество народностей с территории Дагестана полегли в крупномасштабных боях на Курской дуге, под Сталинградом, во время форсирования Днепра.

За героизм, мужество, отвагу и доблесть получили звание Героя СССР 58 дагестанцев. Семь человек получили орден Славы. Тысячи бойцов получили награды за участие в боях.

Одного из первых наградили высоким званием Героя СССР дагестанца Магомеда Гаджиева, командира подводной лодки.

Среди многочисленных героев войны отличился Султан Аметхан. Лётчик сбил 49 фашистских самолёта, во времена ВОВ ему удалось 135 раз участвовать в боях с врагом.

Во время защиты кавказской земли отличился и лётчик Валентин Эмиров, ставший впоследствии Героем СССР. Такое же высокое звание получил Алиев Шамсулла, который бесстрашно громил немцев во время переправы по Керченскому проливу. Лётчик морской авиации Юсуп Акаев получил звание Героя СССР за 70 потопленных вражеских лодок в годы ВОВ.

Борьба народов Дагестана с террористами

В конце ХХ столетия боевики под руководством Басаева и Хаттаба вошли на территорию Дагестана. Вероломное вторжение стало началом кровопролития на многострадальной кавказской земле. Против бандитов вновь сплотился в единое целое многонациональный народ, в очередной раз продемонстрировав единство и сплочённость.

Празднование Дня единства

В День единства народов Дагестана 15 сентября 2011 года прошли массовые гуляния, были организованы развлекательные мероприятия. Чтобы развлечь публику в небо поднялись истребители, которые устроили зрелищное авиашоу, затем в небо отправились воздушные шары, а в завершении праздника отгрохотал красочный салют.

Сценарий праздничного мероприятия

Для организации праздника можно использовать следующий сценарий ко Дню единства народов Дагестана:

Чтобы объявить о начале праздника выходит ведущий под торжественную музыку и говорит слова:

После того, как я объездил много стран, измученный я возвратился в дом родной.

Склоняясь надо мною Дагестан спросил: «Не земля ли далёкая тебе полюбилась?».

В ответ я на гору взобрался, и с той высоты Дагестану ответил: Я много краёв повидал, но ты, как и прежде, мой самый любимый на всём белом свете!».

На сцену выходит девушка в национальном дагестанском костюме, и спрашивает ведущего:

«Ты объездил целый свет! Не повстречал ли ты где-нибудь нашего земляка? Знают ли на других землях о нашем народе?».

Ведущий:

«Откуда чужеземцам знать о нас, если мы сами себя ещё не до конца узнали. Нас больше 1 миллиона жителей, наши народы разговаривают на сорока разных языках. В течении многих веков мы живём вместе бок о бок, а когда нам грозит опасность, точат наши горцы свои мечи и сабли, чтобы защититься от захватчиков».

Девушка:

«Тебя спрашивали на чужбине: «Где находится твой Дагестан?». Что ты ответил на это?».

Ведущий:

«Мой Дагестан – это не только горы и холмы. Это прежде всего дружные народы, количество которых до сих пор не подсчитано учёными мира. Моя родина не может растить только одного ребёнка, у неё сотни детей. Мы живём вместе одной семьёй, поэтому сегодня мы отмечаем этот праздник день единства народов Республики Дагестан.

Под праздничную музыку звучат поздравления с Днём единства народов Дагестана».

Праздничные стихи

Во время празднования обязательно должны звучать тематические стихи ко дню единства народов Дагестана:

Словно ребёнок, который учится читать,
Повторяя слова снова и снова, говоря:

«Дагестан, Дагестан!
Кто и что ты?
О ком речь?
Всё о нём.
А кому? Дагестану!»

***

Дагестан! Всё, что дали мне люди,

Я с тобою хочу разделить!

Я свои ордена и медали,

На вершину к тебе положу.

Посвящу тебе я звонкие песни,

И слова превращу я в стихи.

Только бурку лесов подари мне

И вершину горы снеговой.

Презентация по КТНД для 8 класса на тему: «Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов.»

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по КТНД для 8 класса на тему: «Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов.»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Общность происхождения и культурное единство дагестанских народов.

2 слайд Описание слайда:

План: Общность происхождения народов Дагестана. Общие черты в материальной культуре. Общие черты в общественном быту. Общие черты в духовной культуре.

3 слайд Описание слайда:

Все основные народы Дагестана, как подтверждают исследования ученых, являются автохтонами, т.е.

Обратите внимание

это исторически проживающее на данной территории население, которое здесь же сформировалось как этносы.

Согласно мнению ученых, для того чтобы считать этнос сформировавшимся, необходимы единая территория проживания, общий язык, единые культурно-исторические традиции и единая этническая психология.

4 слайд Описание слайда:

Несмотря на раздробленность, отсутствие единого правления над всеми владениями и народами, Дагестан выступал на международной арене как единое целое. Соседи также считали Дагестан единым, целым регионом. Чувство единства, целостности не покидало горцев.

Дагестанские народности поддерживали между собой разносторонние связи, особенно экономические. Жители всех владений нуждались в обмене продуктами своего хозяйства. Связи народов Дагестана крепли в борьбе против иноземных завоевателей – сасанидов, арабов, татаро-монголов, Надир-шаха и др.

И последующие века дагестанские горцы стремились к единству.

5 слайд Описание слайда:

Общность происхождения, культурно-экономическое, а также территориальное единство и целостность всех народов Дагестана обязывали их совместно выступать против неприятеля и коллективно обороняться.

Так было, например, во время арабских нашествий на Дагестан или в период борьбы против среднеазиатского завоевателя Тимура в XIV веке. Здесь стоит отметить, что арабам понадобилось целое тысячелетие, чтобы распространить исламскую религию среди местного населения.

Беда, связанная с нападением иноземных захватчиков, всегда сплачивала дагестанские народы.

6 слайд Описание слайда:

Солидарность дагестанцев особенно наглядно проявилось во время отпора иранским захватчикам во главе с Надир-шахом в XVIII веке. Таким образом, долгими веками в совместной борьбе выковывались свободолюбивый дух и братская солидарность народов Дагестана.

7 слайд Описание слайда:Важно

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.

д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

8 слайд Описание слайда:

Таким образом, у дагестанских народов не только единые корни происхождения, но и выверенная временем общая историческая судьба и близкая по духу культура.

9 слайд Описание слайда:

Словарь: Автохтоны – народ, исторически проживающий на определенной территории. Антропология – наука о биологической природе человека. Лингвистика – наука о языках. Этикет – принятые в том или ином обществе порядок или нормы поведения. Преемственность – последовательность, порядок осуществления передачи от одного поколения к другому материальных и духовных ценностей.

10 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Параграф 2, ответить на вопросы 1-5 устно. Выучить термины

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

2. Ранняя этническая история народов Дагестана

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Проследить пути происхождения и развития того или иного народа — это не простая научная задача. В Дагестане сложность вопросов, связанных с этнической историей местных народов, осложняется тем, что здесь проживает более 30 этносов, причем, каждый из них имеет свой язык.

На современном этапе здесь зафиксированы представители 3 языковых семей, которые начали формироваться еще на ранних этапах развития. Большинство дагестанских языков представляют кавказскую языковую семью, а именно восточно-кавказскую или нахско-дагестанскую группу. Также представлены тюркская и индоевропейская языковые семьи.

Попытки объяснить такое этническое и языковое многообразие осуществлялись еще в ранней историографии. Именно на заре становления историко-научных изысканий зародилась так называемая миграционная теория происхождения дагестанских народов. Приверженцами ее являлись представители дореволюционной историографии.

Совет

Согласно их представлениям, ранняя история народов Дагестана представлялась как череда постоянных перемещений различных кочевых племен, смешений культур и этнических элементов. Авторы XIX в. полагали, что народы Дагестана были основаны кочевыми племенами, проникшими на Кавказ в эпоху «великого переселения народов».

Можно привести несколько высказываний, отражающих эту точку зрения. А. Дирр писал, что «Кавказ не имеет культуры, выросшей на кавказской почве. Тут почти все позаимствовано». Почти все авторы, представлявшие эту концепцию, не имели представления о начальной истории народов Дагестана, о раннем заселении здешних территорий первобытными людьми.

Примером миграционной теории является бытовавшая в исторической литературе точка зрения, что предками современных аварцев являлись тюркоязычные племена аваров или ираноязычные племена савиров. Вывод это имел в своей основе сходство названий этих племен и аварской народности. Множество миграционных теорий сложилось вокруг кумыкской народности.

Принадлежность кумыкского языка к тюркской языковой семье породила версии о том, что предками данной народности являлись тюркоязычные племена — булгаров, хазаров, половцев, кипчаков. Во многих исторических произведениях дореволюционного периода можно встретить представления о народах Дагестана как о потомках различных, порой даже мифических племен.

Современное понимание проблем этногенеза народов Дагестана имеет под собой не случайные совпадения, как в дореволюционной литературе, а детальное комплексное изучение и обобщение данных таких наук, как историография, археология, лингвистика, палеоантропология.

Только при таком подходе возможно объективное изучение таких важных и сложных исторических процессов, как этногенез дагестанских народов. Совокупные данные перечисленных выше наук позволяют нам относить Дагестан к регионам раннего заселения первобытного человека. Именно на самых ранних этапах развития здесь сложилась одна из древнейших на Кавказе культурно — исторических общностей.

Анализ археологических памятников древнего Дагестана позволяет нам говорить о том, что непрерывное заселение территории Дагестана первобытными людьми осуществляется в эпоху мезолита или средне — каменного века. Именно в это время в горном Дагестане приблизительно в 10 — 9 тыс. до н.э.

складывается своеобразная археологическая культура, отличающаяся от других современных культур Кавказа. Памятники этой культуры представлены в Гунибском, Левашинском районах, но по наиболее изученному памятнику, обнаруженному у селения Чох, она названа Чохской.

Обратите внимание

Сравнительный анализ памятников данного поселения выявил сходство с археологической культурой эпохи мезолита, обнаруженной в районе Южного Прикаспия, в Северном Иране.

Поскольку эта культура была основана раньше, чем чохская, можно предполагать, что именно эта область является той первоначальной территорией, где сформировалась южно — каспийская культурно — историческая общность, в которую входила и чохская культура.

Вероятно, что выходцы из Северного Ирана в пост — ледниковый период поселились во внутреннем, горном Дагестане и оставили памятники, известные нам как чохская культура. Археологи полагают, что одной из причин, побудившей жителей Северного Ирана поселиться в Дагестане, являлась изменение климатических условий. Именно в этот период горные районы Дагестан становятся более пригодными для проживания.

В последующую эпоху — в неолите, чохская культура испытывает серьезные изменения, что было обусловлено тем революционным переломом, который произошел в жизни древнего человека в связи с переходом к производящему хозяйству. То, что принято называть «неолитической революцией» в корне изменило жизнь первобытных людей.

В этот период наметилась тенденция роста населения, так как условия жизни становятся более благоприятными, появляются стабильные источники питания, человек некоторым образом постепенно освобождается от зависимости от природы.

Родовые общины горного Дагестана также переживают активные демографические процессы, а также происходи укрепление земледельческо-скотоводческого хозяйства.

дагестан религия революционный культура

В энеолитическую эпоху происходят активные миграционные процессы. Древние жители начинают осваивать горно-долинные зоны, высокогорья. Именно в этот период появляются поселения в Гидатлинской долине, на Хунхаском плато и др.

При этом, надо отметить, что культура племен горного Дагестана тесно связана с предшествовавшей чохской культурой и сохраняет черты преемственности с ней. Это прослеживается в архитектуре, технике обработки камня, характере поселений.

При этом материальная культура жителей энеолитической эпохи достаточно своеобразна, и отличается от одновременных культур сопредельных областей. В эпоху энеолита усиливаются межобщинные связи, растут контакты населения горного Дагестана и соседних областей Кавказа, Передней Азии.

Важно

В эпоху бронзы, демографические и миграционные процессы приобретают еще большую интенсивность. Причиной этого являлось развитие производительного хозяйства, освоение металлургии бронзы, общий прогресс хозяйственного развития. Успехи в экономике приводят к росту численности населения, освоению новых земель. Оседлые поселения возникают в высокогорном Дагестане.

Оседлое население внутреннего горного Дагестана осваивает предгорья и прикаспийскую низменность. Здесь возникают такие крупные оседло — земледельческие поселения, как Чиркеевское, Мекегинское, Каякентское. В этот же период на значительной части территории Кавказа складывается куро-араксская культура.

Элементы ее проникают далеко на юг и встречаются в Восточном Средиземноморье, Сирии и Палестине. Существование куро — аракской культуры и обширный ареал распространения ее на Кавказе является ярким свидетельством наличия древнего обще — кавказского этнокультурного единства.

Культура народов Дагестана в раннебронзовую эпоху составила особый локальный вариант этой культуры, причем, надо отметить, что культура ранней бронзы складывалась в Дагестане на местной основе, так как и в эту эпоху сохраняла черты преемственности с предыдущими этапами развития.

Следовательно, мы можем делать вывод о том, что на протяжении каменного века и последующих эпох металла до средней бронзы, население Дагестана последовательно прошло все ступени исторического развития, причем процесс этот происходил на местной основе с сохранением культурной преемственности.

В период средней бронзы осуществляется распад куро-араксского единства. В Дагестане образуются несколько культур, которые имеют свои особенности. В приморском Дагестане складывается великентская культура, в горном и внутреннем Дагестане складывается гинчинская культура. Для Дагестана этого периода характерна этнокультурная пестрота.

При этом, южные районы Дагестана сохраняют черты преемственности с культурой ранней бронзы и традиционные связи с народами Закавказья. Северные районы, наоборот, теряют вязи с прежним развитием и попадают под влияние степных культур. Степными культурами мы можем назвать памятники, созданные племенами, обосновавшимися в районе Волго-Донского междуречья.

Отсюда они проникали на территорию Северо — Восточного Кавказа. Следы их влияния проявляются в характерных особенностях материальной культуры, появившиеся у племен Дагестана под их влиянием. Это появление курганных захоронений и применение шнурового орнамента для украшения глиняных сосудов. Курганные захоронения и шнуровая керамика встречаются в конце III — II тыс. до н.э.

Совет

не только в тех областях, что граничили со степными племенами, но даже в горном Дагестане. Влияние степных племен являлось одной из причин распада былого этнокультурного единства Северо-Восточного Кавказа. Но постепенное исчезновение элементов степной культуры в памятниках этого периода, обнаруженных в Дагестане, говорит о том, что местные этнические элементы ассимилировали пришлые племена, т.

е. они растворились в местной этнической среде. Следует отметить существование в эпоху поздней бронзы каякентско-хорочоевской культуры, которая охватила Дагестан, Восточную Чечню. В конце существования этой культуры, население Дагестана осваивает железо.

Бурный рост производительных сил, произошедший в этот период дал людям возможность проживать не большими коллективами, а более компактными объединениями. В этот период возникает множество оседлых поселений. В то же время начинается и обособление жителей.

К концу существования каякентско — хорочоевской культуры ее единая территория распадается на несколько частей и в каждой из них появляются заметные отличия в обряде погребений, быту. Некоторое исследователи полагают, что это отражает процесс формирования отдельных племен. Уже в албанскую эпоху, по сообщениям Страбона, мы видим 26 племен, названия которых напоминают названия некоторых народностей Дагестана.

Интересен вопрос о происхождении многочисленных языков населения Дагестана. Даже для обыденного сознания, а не только для научного исследования интересен вопрос о том, какой язык был самым ранним. Еще исследователи прошлого столетия высказывали предположение о родстве кавказских языков, но привести четкую систему доказательств не смогли.

Также высказывалось предположение о родстве кавказских языков с хуррито-урартскими языками, ныне мертвыми. Сейчас, это родство не вызывает сомнений. По мнению исследователей. В ранние периоды существовал прасеверокавказский язык, который представлял собой совокупность родственных диалектов. Предположительно, он просуществовал доYI тыс. до н.

э и являлся языком — основой для формирования последующих языковый семей. Данные сравнительно — исторического языкознания показывают родство северокавказских языков с афро-азийскими (семитский, берберский и др.), синотибетскими языками, Прародиной этой общности, возможно, является Западная Азия, в которую входит и Южный Прикаспий.

А эта область предположительно является предвестником чохской культуры. На рубеже Y тыс. до н.э. осуществляется распад единого праязыка на две ветви северокавказских языков — западно-кавказскую (абхазо-адыгскую) и восточно-кавказскую, которую составили нахско-дагестанские и хуррито-урартские языки.

Обратите внимание

Далее, можно говорить о большом влиянии индоевропейских народов, которые, как мы помним, примерно в это время проникают в районы Северо-Восточного Кавказа. Проникновение скифо-сарматских племен, алан оставило заметный след в языках народов Дагестана, что нашло выражение в многочисленных заимствований из индоевропейских языков.

Изменение в условиях жизни племен, которые начали обособляться, нашло отражение в нарастании языковых различий. В определенный момент процесс языкового распада населения Северо-Восточного Кавказа идет все более интенсивно. В албанскую эпоху уже имеется 26 племен, которые разговаривают каждое на своем языке.

Для выяснения вопросов этногенеза народов Дагестана, большой интерес представляют данные такой науки, как палеоантропология. Анализ материалов археологических раскопок поселений Гинчи, Гоно (Шамильский район), Манаса, Шаракунского могильника, что был обнаружен близ Касумкента показывает, что население Дагестана того времени (Y — I тыс. до н.э.

) принадлежало к единому антропологическому типу, а именно к южно — индо-средиземноморской ветви европеоидной расы. Характерной его особенностью являлось то, что оно было узколицым и длинноголовым.

Антропологи полагают, что этот тип просуществовал достаточно долго и сыграл большую роль в формировании современных антропологических типов, распространенных в Дагестане в наши дни.

Таким образом, кавкасионский и каспийский типы, представленные ныне в Дагестане сформировались достаточно давно и в большей степени, на местной базовой основе, несмотря на проникновение сюда иных этнических элементов.

В то же время нельзя отрицать определенное влияние индоевропейских народов на формирование внешнего облика современного населения Дагестана и соседних районов Кавказа. С проникновением на Кавказ индоевропейских племен усиливается распад этнокультурного и языкового единства Северо-Восточного Кавказа, формирование здесь различных культур, распад древнего северо-восточного кавказского этноса и формирования современных дагестанских народов

Население Дагестана

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

          Численность населения Республики Дагестан (по состоянию на 1 января 2007 г.) составила 2658,6 тыс. человек. Средняя плотность населе­ния — 52,9 человека на 1 кв. км (в среднем: по России — 8,3, по ЮФО — 38,5). По численности населения Дагестан занимает 5-е место среди республик, краев и областей ЮФО и 22-е место в Российской Федерации.

Численность населения наиболее крупных го­родов республики: Махачкалы — 552,8 тыс. чело­век; Хасавюрта — 126,0, тыс.; Дербента —107.7 тыс.; Каспийска — 82,5 тыс.; Буйнакска — 61,3 тыс.; Кизляра — 51,5 тыс. человек.

Численность населения в трудоспособном воз­расте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 1657,0 тыс. человек (или 62,3% общей численности населения), моложе трудоспособно­го — 711,9 тыс. (26,8%), старше трудоспособного возраста — 289,7 тыс. человек (10,9%)

Естественное и миграционное движение населения

Важно

           За межпереписной период (с 1989 по 2002 г.) численность населения увеличилась на 774,3 тыс. человек, в том числе в городских поселениях — на 323,3 тыс., в сельской местности — на 451,0 тыс. человек. После переписи 2002 г. чис­ленность населения увеличилась еще на 82,1 тыс. человек, в том числе в городских поселениях — на 29,9 тыс., в сельской местности — на 52,2 тыс. человек.

                   Рост численности населения произошел в ос­новном за счет естественного прироста населе­ния. Дагестан продолжает оставаться одним из немногих регионов России, где обеспечивается замещение поколения родителей их детьми (в 2006 г.

число родившихся в 2,6 раза превысило число умерших). По размеру естественного при­роста республика занимает 3-е место в России. Среди родившихся наибольший удельный вес (более 70%) составляют дети, родившиеся пер­выми или вторыми.

Наибольший естественный прирост отмечается у аварцев, даргинцев, лез­гин, кумыков и табасаран.

За счет более высокой рождаемости в Даге­стане идет сглаживание диспропорции половой структуры населения по сравнению со средне­российским процессом (по данным переписи 1989 г., в республике на 1 тыс. мужчин приходи­лось 1120 женщин против 1140 по Российской Федерации, а на 1 января 2007 г. соответственно 1074 и 1158).

Увеличение численности населения за период с 1989 г. произошло по всем административным единицам республики.

Пятая часть населения республики сосредото­чена в столице Дагестана — городе Махачкале.

Дагестанцы — термин, обозначающий общность народов Дагестана. Большинство говорят на языках дагестанской группы восточно-кавказской (нахско-дагестанской) семьи, ранее включавшейся в состав кавказской семьи языков. Кумыки, ногайцы и азербайджанцы говорят на языках тюркской группы. Общая численность 2 800 000 человек.

Совет

Шесть крупнейших народов: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны. Они имеют письменные языки, на которых выходят литература и пресса, ведутся радио- и телепередачи. Прочие народности Дагестана в культурном и языковом отношении тяготеют к одной из крупных.

Расовый тип — кавкасионский и каспийский европеоидной расы.

                   На территории Дагестана переписью 2002 года зафиксированы представители 121 национальных и этнических групп (по данным переписи 1989 года их было 102).

Этот рост связан в первую очередь тем, что впервые после переписи 1926 года в ее итогах нашли свое отражение этносы, входящие в аварскую, даргинскую, осетинскую, татарскую, грузинскую и чеченскую языковые группы.

Кроме того, в республике появились новые этносы: американцы, арабы, сербы, словаки, удэгейцы, чукчи, эвены и другие. Также впервые после переписи 1897 года была получена численность лиц, назвавших себя казаками.

НародЧисленность в РДв 2002 г., тыс. чел.*НародЧисленность в РДв 2002 г., тыс. чел.*
АварцыДаргинцыКумыкиЛезгиныЛакцыРусскиеАзербайджанцыТабасаранцыЧеченцы758,4 (29,4 %)425,5 (16,5 %)365,8 (14,2 %)336,7 (13,1 %)139,7 (5,4 %)120,9 (4,7 %)111,7 (4,3 %)110,2 (4,3 %)87,9 (3,4 %)НогайцыРутульцыАгулыЦахурыГорские евреиТатарыУкраинцыЕвреиАрмяне36,2 (1,4 %)24,3 (0,9 %)23,3 (0,9 %)8,25,74,72,91,51,1

* показаны народы с численностью более 1000 человек.

                     Аварцы (самоназвание — аварал, магІарулал) — самый многочисленный народ современного Дагестана. Населяют большую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский и др. районы).

Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (814.5 тыс. чел.), Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Авар Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара Койсу).

28 % аварцев проживает в городах (2001).

                 Даргинцы (самоназвание — дарган, дарганти, даргва) — один из крупнейших народов Дагестана. В их состав обычно включают кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие мусульмане-сунниты. Относятся к кавкасионскому типу переднеазиатской ветви европеоидной расы.

                      Даргинцы — второй по численности дагестанский этнос, составляют 16,5 % населения Республики Дагестан. По Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживало 510 156 даргинцев, из которых 425 526 в Дагестане.

                  Кумыки (самоназвание — Къумукълар) — второй по численности после азербайджанцев тюркскоязычный народ на Кавказе, являясь при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе и третьим по численности народом Дагестана.

                      Лезгины (самоназвание: лезги, лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в сопредельных районах современного Дагестана и Азербайджана.

                  Лакцы (лаки) (самоназвание — лак) — один из коренных народов Дагестана. Исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы). Принадлежат к кавкасионскому антропологическому типу.

              Азербайджанцы (азерб. azərbaycanlılar, azərilər, azərbaycan/azəri türkləri) — тюркоязычный народ, составляющий основное население Азербайджана и значительную часть населения северо-западного Ирана. Общая численность — свыше 29 миллионов человек.

В 2002 году в Республике Дагестан проживало 111 656 азербайджанцев — это седьмая по численности населения этническая группа этого региона.

                   Табасаранцы (самоназвание — табасаран) — одна из горских народностей юго-восточного Дагестана. Табасаранцы проживают также в Махачкале и других регионах Российской Федерации.

                  Чеченцы (самоназвание — Нохчий, Нахчу, Нахчий) — вайнахский народ Северного Кавказа, основное население Чечни. Из них в Дагестане по данным переписи 2002 г. — 87 900 человек.

                   Ногайцы (самоназвание — ногъай) — тюркский народ. Говорят на ногайском языке, который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков. Этнически и лингвистически один из самых близких к казахам и каракалпакам народов.

                         Рутульцы (самоназвание — мыхIадар) — народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана.

                    Агулы (агульцы, самоназвание — агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в четырёх ущельях: агулдере и хушандере. Верующие агулы — мусульмане-сунниты.

                    Цахуры (самоназвание — йыхъбы, цIаIхбы) — народ, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана.

Баку, Сумгаит, Мингечаур.

            Конфессиональный спектр Дагестана пред­ставлен в основном исламом, христианством и иудаизмом.  В Дагестане действуют также 5 иудейских си­нагог.

http://www.government-rd.ru/dagestan/naselenie

Исторические корни единства народов Дагестана

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Единство народов и этнических групп Дагестана имеет родственную основу, восходящую к глубокой древности, о чем свидетельствуют разнообразные материалы: археологические, лингвистические, антропо­логические,этнографические и др.

Языковеды указывают на существование у народов Дагестана в далеком прошлом единого языка, который, как полагают исследователи, распался в III тыс. до н. э.

Данное предположение подтверждается существованием общего лексического фонда, свойственного не только для дагестанских языков, но и многих языков иберийско-кавказской семьи, объединяющей четыре группы: картвельскую, абхазо-адыгскую, вейнахскую, дагестанскую.

Этническое родство палеокавказских народов(представители палеокавказской этнической семьи являются древнейшими обитателями Кавказа, отсюда и название-«палеокавказские»)прежде всего подтверждается данными их языков. Вывод о языковом единстве — едином дагестанском субстрате у далеких предков всех коренных народов Дагестана подкрепляется и данными археологии.

Легенды, древние предания народов Дагестана также говорят об этническом единстве их. Еще средневековые авторы выдвинули теорию этнического родства кавказских народов.

Грузинский летописец XI века Леонтий Мровели в самом начале своего исторического труда ставит вопрос о единстве происхождения коренных народов Кавказа: грузин, армян, азербайджанцев, народов Дагестана, чеченцев, ингушей, и др.

Впоследствии сложные исторические процессы, прежде всего экономическая и территориальная разобщенность, воздействие внешнеполитических факторов, миграции и т.д. привели к расчленению первоначально существовавшего единого этноса на множество народностей и этнических групп.

Обратите внимание

В процессе усиления нашествий извне, ослабления экономических связей различных частей Дагестана все больше усилились различия между жителями края. С древнейших времен они являлись ближайшими соседями.

Более того, в течение ряда веков горцы Дагестана находились в составе единого политического образования — Албанского государства. Связи между ними не прекратились и с распадом Албании.

И позже некоторые владетели Дагестана делали неоднократно попытки объединиться в единое политическое образование.

Следует отметить, что чувство единства, общности никогда не покидало рядовых горцев, хотя этому мешали господствующие классы, иноземные завоеватели, которые натравливали одних дагестанских владетелей на других.

Постоянными были экономические связи. Каждая из дагестанских народностей обменивалась продуктами своего хозяйства: население горных районов поставляло скотоводческие товары, плоскостные районы Дагестана являлись житницей для его населения.

Еще теснее дагестанские горцы сплачивались в периоды иноземных нашествий. Горцы Дагестана совместной борьбой отстаивали свою независимость. Многочисленные факты говорят о совместной борьбе народов Дагестана против иноземных завоевателей — римских легионов, парфян, арабов, сельджуков, татаро — монгол, сефевидов, турок, полчищ Надир-шаха и др.

Несмотря на этническую и политическую разобщенность, дагестанские горцы в период иноземной опасности совместно поднимались на борьбу с завоевателями. Так было в период нашествий греко-римских завоевателей, когда объединенными военными силами народов Дагестана были разгромлены завоеватели.

Затем народы Дагестана вели борьбу против сасанидов. За весь период существования Сасанидского Ирана (III-IV вв.) не прекращалась борьба народов Дагестана против иноземных нашествий. Письменные источники сообщают о том, что одиннадцать «царей» Дагестана выступили против персов.

Особую тяжесть горцам Дагестана пришлось испытывать в период арабских нашествий, огнем и мечом насаждавших ислам в Дагестане. Народы Дагестана совместными действиями отстаивали свою независимость.

Процесс подчинения горцев и утверждения ислама в горах был длительным, что лишний раз говорит об упорном сопротивлении дагестанских народов.

Древнегрузинские летописцы сообщают о борьбе народов Дагестана и против сельджуков. Имеются данные, говорящие о совместной борьбе горцев против татаро — монгол. Западноевропейский путешественник Гильом де Рубрук, автор сочинения XIII вв. писал, что лесги (дагестанцы) непокорны татарам (монголам).

Важно

Любопытные данные о совместной борьбе горцев Дагестана против полчищ Тимура сообщает арабоязычный автор Шереф-ад-дин Иезди. Например, когда Тимур осадил Ушкуджа (полагают, даргинский аул Усиша), на помощь жителям пришли шамхал Казикумухский и Аухарский (аварский) с 3000 войском.

Известны многочисленные факты, свидетельствующие о совместной борьбе народов Дагестана против сефевидов, шахской Персии, султанской Турции и других завоевателей.

В Дагестане аталычество и связанное с ним молочное родство было весьма распространено. Феодальные правители стремились сблизиться между собой и заключая брачные союзы. Так сыновья шамхалов были женаты на дочерях аварских владетелей. Шамхалы и ханы аварские для этой цели вступали в брачные союзы с кумыкскими правителями, а последние имели связи с кайтагскими уцмиями.

С усилением угрозы со стороны Ирана в 1615 году в Тарках состоялся съезд, на котором присутствовали Казикумухский правитель Алибек Андий шамхал, Кайтагский умций Рустам-хан, Эндиреевский Султан-Махмуд и другие. В период иноземной опасности участники съезда решили «прекратить междуусобицы и не искать поддержки друг против друга ни у кызылбашского шаха, ни у крымского хана, ни у турецкого султана».

Особую солидарность народы Дагестана проявили в период борьбы против Надир-шаха – «грозы вселенной», как его называли. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, заключали договоры и совместно выступали против врага.

Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммед Казима, во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы.

Сопротивление дагестанских народностей вылилось в настоящую народную войну, завершившуюся разгромом полчищ Надир-Шаха.

Важное значение в развитии взаимоотношений народов Дагестана между собой и с Россией имел Георгиевский договор 1802 г.

, заключенный посланниками Кайтага, Табасарана, шамхальства Тарковского, ханства Дербентского, Бакинского, Шамахинского, Талышинского и др.

Совет

В том же году дагестанские феодальные владетели дали клятвенное обещание «перед всемогущим богом, великим пророком Мухаммедом святым его Кораном» в нерушимости их дружеского союза.

Дальнейшим этапом во взаимоотношениях дагестанских народов явилось присоединение их к России в 1813 г.

Однако этот акт не привел да и не мог привести к социальному и национальному освобождению трудящихся горцев, наоборот, народы окраин подверглись еще большему угнетению. Поэтому в 20-50-х гг. XIX в.

горцы Дагестана и Северного Кавказа совместно боролись против гнета царизма и местных феодалов.

После подавления движения горцев царизм пытался искусственно сохранить и углубить дробность, посеять и разжечь рознь между народами и внутри отдельных народностей.

Местные феодалы, царские колонизаторы, а также различные буржуазно-националистические группы приложили немало усилий, чтобы враждовали народы Дагестана.

В известной мере им удавалось достичь своей цели, но уничтожить корни единения их никакие силы не могли.

Присоединение Дагестана к России содействовало прогрессу всех народов и этнических групп края. Русские ученые помогали в подготовке специалистов, в развитии экономики и культуры Дагестана.

Обратите внимание

За годы советской власти в результате осуществления в республике социально-экономических преобразований общедагестанское единство вступило в дальнейший этап.

Республику Дагестан населяют представители различных наций и народностей. Все трудовые коллективы края многонациональны. И все они живут и трудятся сообща.

Дружба народов нашей многонациональной республики-аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаран и др. выдержала суровое испытание в годы гражданской войны, в первые годы советской власти, в годы Великой Отечественной войны, в наше время, в период вторжения международных террористов в 1999 г.

Вместе с тем важно видеть всю реальную картину: и несомненные достижения, и очевидные недоработки, упущения, трудности. А реальность такова: динамизм, присущий начальному этапу формирования многонационального Дагестана, был существенно утрачен и подорван нарушениями законности в период культа личности, волюнтаризма и застоя.

Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, на которые раньше мало обращалось внимание. Это, например, вопросы языка, развития национальной культуры и искусства, экономичного развития, кадровой политики в отношении некоторых народов, особенно малочисленных.

Чтобы сохранить единство дагестанских народов и этнических групп, ». чтобы выполнить заветы предков о единстве и дружбе наших народов, должно быть соблюдено равенство всех народов на всех уровнях экономического, социального развития, а также в кадровой политике.

Сползание ко всяким конфликтам можно остановить, сделать это может лишь сила гражданского патриотического и интернационального единения всех дагестанских народов.

Единство народов Дагестана имеет родственную основу, мы должны его донести до наших внуков и правнуков, чтобы те в свою очередь передали завет своим потомкам во имя процветания края и счастья всех населяющих его народностей.

«Мы дружбой народов сильны»

Народы дагестана отличает дружба и единство: список, история, численность, происхождение

Введение

«Дагестан! Ты сын большой державы

Единой дружбой ты силен.»

Р. Гамзатов.

Дагестан – самый большой многонациональный регион нашей страны, перекресток культур, религий, цивилизаций. Здесь в мире и согласии живут представители более 100 народов и этнических групп.

Наши народы, традиционно исповедующие ислам, христианство и иудаизм, выработали особое уважительное отношение к вере, традициям и обычаям друг друга.

Наша самобытная культура соткана из особенностей мировосприятия аварцев и агулов, кумыков и даргинцев, лакцев и лезгин, рутулов и татов, ногайцев и табасаранцев, русских и азербайджанцев, чеченцев и цахурцев – всех народов, без которых невозможно представить себе Дагестан.

Сложные условия существования способствовали тесной взаимозависимости дагестанских народов, укреплению их взаимопомощи и солидарности. Дагестан исторически формировался как единый экономический организм со сложной системой производственной специализации и активных межхозяйственных связей.

Тесные экономические связи, культурная близость, постоянные бытовые контакты во многом объясняют то обстоятельство, что дагестанские народы, многие века жившие в условиях политической раздробленности и не знавшие государственного единства, никогда не воевали между собой.

Более того, несмотря на этническую и политическую раздробленность, наши предки, чувствуя взаимную связь, осознавая единство и общность исторической судьбы, в период опасности сообща поднимались на борьбу с захватчиками. Не раз дагестанцы демонстрировали образцы удивительной сплоченности в борьбе с внешним врагом.

Важными объективными факторами единства народов Дагестана служат общедагестанские исторические и культурно-нравственные традиции и обычаи. Они определяют единые нормы духовной и нравственной жизни для дагестанцев и тем самым сближают и объединяют их.

Единство народов – основа страны.


В прошлом в Дагестане не было строго определенных этнических территорий, они находились во владении сельских общин и их союзов.

Если даже и возникали конфликты между какими-то сельскими общинами, принадлежащими разным этническим образованиям, то они решались без заступничества «за своих» со стороны на основе общедагестанских традиций, т.е. по адатному праву и соглашений – маслиату.

Поэтому можно сказать, что этнический фактор в конфликтных ситуациях между общинами и личностями отсутствовал.

Важное значение для сохранения единства народов Дагестана имела выработка общедагестанских норм и традиций ответственного отношения людей всех возрастов к своим поступкам и поведению. Каждому дагестанцу с малых лет внушалось, что он ответственен не только перед своей семьей, родом и сельской общиной, но и перед всеми дагестанцами за свое поведение.

Важно

Поэтому он старался нигде и ни в чем не уронить свою честь и достоинство. Такое единство общественного мнения имело огромную силу воздействия на людей. Именно это обстоятельство в основном обусловливало единство моральных норм и менталитета горцев.

Эти принципы и нормы жизни и морали подкреплялись осознанной им идеей равенства всех людей независимо от социальной и этнической принадлежности. Народы Дагестана объединяли и сплачивали интересы защиты свободы и независимости своей страны.

Стратегическое значение Дербента и территории, прилегающей к Каспийскому морю, порождало желание иноземных завоевателей овладеть ими и выйти на земли Северного Кавказа и Юга России. А народам Дагестана приходилось вступать с ними в неравную борьбу, отстаивать себя как народность и свою землю. В этой борьбе формировались у них традиции свободолюбия и героизма.

Произведения устного творчества народов Дагестана свидетельствуют о том, что еще в период борьбы с Тимуридами начало формироваться у них сознание о своем единстве. Особенно ярко эта мысль подчеркивается в песнях о разгроме Надыр-шаха.

Разве можно горцам Дагестана
Примириться с горькой
годиной?
Разве можно
горцам Дагестана
Не вступать в борьбу
семьей единой?

говорится в народной песне «О разгроме Надыр-шаха».1

1 Сборник «Устное творчество народов Дагестана»

Будучи не в состоянии остановить персидских завоевателей на плоскости и предгорье, дагестанцы собрались в местности Хициб близ Согратля, где была выгодная для них горная местность. Борьба с иноземными завоевателями убедила народы Дагестана в том, что они не могут существовать как народности, если не будут бороться объединено.

Огромный скачок в сближении народов Дагестана был сделан при Советской власти. При ней впервые в 1920 году была создана единая дагестанская государственность в форме автономии. В этой связи стали возможными планирование всех сторон жизни общества и совместное участие всех народов и этнических групп в их реализации.

Ставя всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания в равное социально-экономическое и правовое положение, Советская власть сняла основные причины социальных конфликтов и создала предпосылки для взаимосближения народов.

Особое значение для сближения народов и сплочения их имела социалистическая идеология, которая носила интернациональный характер.

История богата примерами взаимопомощи народов Дагестана не только в случае военной угрозы , но и в мирное время . Вот некоторые примеры из нашей истории . В 1923 году , после окончания гражданской войны в Дагестане, усилиями дагестанцев был построен канал им. Октябрьской революции , позволивший оросить более 24 тыс. га.

прикаспийской степи и обеспечить столицу республики питьевой водой . Совместными усилиями народов Дагестана возникли новые города Каспийск, Избербаш. Блестящим примером и школой подлинной дружбы народов стала крупнейшая стройка республики – Чиркейская ГЭС. На этой стройке работали представители 40 национальностей .

Дружба народов Дагестана ярко проявилась в ликвидации последствий землетрясения 1970 года в Дагестане.

В мировой истории есть события, память о которых неподвластна времени. В их ряду особое место занимает победа стран антигитлеровской коалиции над Германией и ее союзниками во Второй мировой войне. Главным фактором Великой Победы стали единство и беспримерная дружба народов страны, их боевое содружество.

В годы Великой Отечественной войны, по данным военных комиссариатов, из городов и районов Дагестана было призвано в армию и на флот 126 тыс. 432 человека. Кроме того, до начала войны в кадровых частях армии и военно-морского флота служили 16 тыс.

дагестанцев, которые, как и другие военнослужащие, первыми приняли на себя удар немецко-фашистских войск. Таким образом, на фронтах Великой Отечественной войны участвовало свыше 142 тыс. дагестанцев. В это число не вошло около 16 тыс.

человек, призванных из Кизлярского, Тарумовского, Ногайского районов и города Кизляра.

Пожалуй, нет в нашей республике семьи, которой не коснулась война. Слишком дорого заплатили за свою свободу и независимость народы нашей многонациональной республики.

Суровым испытанием прошла война через каждую семью, опалила жизнь вдов, сирот и инвалидов. Победители, вернувшиеся с фронта, по сей день носят в себе осколки снарядов, мин и пуль, а на сердце следы былого горя и страдания.

Есть ли лекарство от этих ран? Да, есть. И зовется оно – Память!

Событием особой значимости для нашей республики явился съезд народов Дагестана, состоявшийся 13 ноября 1992 года. «Вместе с Россией – таков курс, которым следует Дагестан». – подчеркивалось в резолюции съезда.

Совет

Съезд в деловой и демократической обстановке обсудил самые острые, злободневные вопросы, связанные с жизнью дагестанского общества, с выводом его из глубокого кризиса, переходом к рыночным отношением, разрешением межнациональных проблем и сохранением единства и территориальной целостности Дагестана.

Вся республика внимательно следила за проходившим в Дагестане в 1993 году Конгрессом соотечественников.

«Нельзя не радоваться, когда мы видим, что перья нашего орла, чьим полетом любовались во все века, ветви нашего дерева, чьи глубокие корни берут начало еще от древних албанцев, слова наших заветных молитв, обращенные к богу, мелодии наших песен, которые запали в душу Лермонтова и Толстого, истории наших аулов, уходящие в глубь веков не умерли, не убыли, не пропали без вести, не унесли их разбушевавшиеся ураганы, не утонули они в бурных потоках событий. Дагестан выжил, словно феникс в огне всемирных пожаров, над нами не властны многочисленные войны, революции, агрессии, репрессии, преследования, притеснения, переселение, выселения» – отмечал на Конгрессе народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.2

Принятие Конституции Республики Дагестан явилось решающим шагом для единения народов.

В преамбуле основного закона нашей республики говорится: «Мы, многонациональный дагестанский народ, исторически объединившийся в единое целое государство, сознавая ответственность за сохранение единства Дагестана, гражданского мира и согласия, выражая приверженность идеалам социальной справедливости, демократии и правового государства, признавая приоритет общечеловеческих ценностей и норм международного права,

2 Журнал «Народы Дагестана» статья «Единство народов – историческое достояние Дагестана» №38 2012

прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, стремясь

к созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее основным законом Республики Дагестан».

2 августа 1999 года группа экстремистов вторглась в Цумадинский район Дагестана. Этот вероломный акт международных террористов вызвал всеобщее возмущение не только в Дагестане, но и во всей России.

Беда заставила всех нас посмотреть на многое совсем другими глазами, высветив все самое лучшее, что есть в нашем народе – патриотизм, сопричастность к беде ближнего, щедрость души и сердца. Поднялся весь Дагестан для отпора бандитам – религиозным экстремистам,

называющих себя поборниками «чистого ислама» до зубов вооруженных по последнему слову военной техники.3

У дагестанского народа в крови мудрость жизни, которая приходит или пришла за годы совместного жительства в многонациональной семье народов России, исторический опыт жить в мире и дружбе.

Дагестанцы, говорящие на разных языках, в те дни на весь мир заговорили единым языком, языком любви к Родине, языком единства и

монолитности. В тяжелые, критические дни боев с бандитами именно нерушимое единство Дагестана, братская дружба всех народов, огромная

поддержка Российской Армии и нашей огромной страны, мужество и героизм простого солдата со всей России, ополченцев стала той

решающей силой, которая остановила бандитов.

Бандиты, посягнувшие на Дагестан, на жизнь и безопасность граждан, были уничтожены и отброшены за пределы республики.

Эти события еще раз продемонстрировали всему миру твердость воли и духа, мудрость и великую силу единства и сплоченности многонационального дагестанского народа, огромный морально-психологический и патриотический потенциал дагестанцев. А расчет врагов был использовать фактор национальной разобщенности наших народов.

Наивный расчет организаторов вооруженной авантюры на поддержку со стороны жителей республики полностью провалился. Победа ярко и убедительно подтвердила единство Дагестана в составе России.

3 Газета «Дагестанская правда» 2000 г статья «Военные события 1999 года в Дагестане»

Заключение.

История Дагестана богата своей культурой, обычаями и традициями. Немалый вклад в развитие нашей страны, в историю России внесли и вносят представители дагестанских народов.

Многие выходцы из Дагестана – деятели науки и искусства, образования и спорта, военные и предприниматели, врачи и государственные деятели — заслужили добрую славу далеко за пределами республики. Сегодня на многих континентах и материках знают о Дагестане.

Знают по произведениям наших писателей, композиторов, по изделиям кубачинских, унцукульских, балхарских мастеров, табасаранских ковровщиц, по песням и танцам наших народов. Но не только этим славится наш горный край. Многие дагестанские поэты воспели в своих произведениях дружбу и братство своих народов.

Несмотря на многоязычие, мы, дагестанцы, всегда едины в своих мыслях и действиях, поступках и намерениях. В основе этого взаимопонимания – терпение, уважение, добрая воля каждого народа и сила, сила духа, сила единения, сила сплоченности.

Сегодня дагестанские народы в тесном взаимодействии друг с другом участвуют в решении всей совокупности проблем, стоящих перед республикой на современном этапе. Одной из наших главных задач остается обеспечение общественной безопасности.

Несмотря на принимаемые меры, от рук террористов продолжают гибнуть люди, в ряде городов и районов сохраняется активность незаконных вооруженных формирований.

Обратите внимание

Серьезную угрозу единству дагестанского общества представляют мировоззренческие противоречия, которые

в последние годы являются питательной почвой для радикальных течений, обосновывающих необходимость применения террористических методов для достижения политических и иных целей.

III Съезд народов Дагестана однозначно заявил, что «образ жизни, который нам пытаются навязать, ничего общего не имеет с нашими духовными ценностями», что «дагестанцы никогда не пойдут по пути отрицания своей истории, вековых традиций, дружбы с русскими и другими народами России», выступают за цивилизованное демократическое развитие Дагестана в составе Российской Федерации. Россия играла и играет ведущую роль в сохранении и упрочении единства народов Дагестана. Конституция РФ закрепляет республиканский государственный статус Дагестана в составе РФ, гарантирует его территориальную целостность и функционирование. Россия создает материально-технические, культурные и во многом идейно-политические условия для нормальной деятельности органов власти и народов Дагестана.
Русский народ продолжает подавать нам свою руку поныне, он был и остается прочной опорой и ведущей силой единства и дружбы народов Дагестана.

Народы Дагестана — это одна семья.

На юбилейном мероприятии посвященному 85 летию Расулова Гамзатова в Цада, на Родине поэта, были не только аварцы, мы видели там представителей всех народов Дагестана и соседних республик. Мы сильны дружбой.

Давайте всегда будем помогать друг другу. Хоть мы общаемся на своем родном языке, но встретившись, познакомившись и подружившись с людьми других национальностей, мы говорим на русском языке.


Нас пытаются испытать на прочность, вновь пытаются столкнуть дагестанцев с дагестанцами, пытаются расколоть республику по национальным, социальным, конфессиональным признакам, разрушить единство наших народов. Мы сегодня говорим этим деструктивным силам: «Нет! Это не пройдет!». Сегодня другое государство, другая республика, сегодня окончательно развеяна идеология религиозного экстремизма и терроризма.

Мы, подрастающее поколение благодарны нашим героям, за их подвиг, храбрость, любовь к Родине и патриотизм. Будьте уверены в том, что мы, ваши дети, похожи на вас. Мы будем жить в мире и согласии всегда, защищая нашу Родину, Историю, Память и Победу.

9