Лесо-кяфарское городище

Город Солнца. Дольмены Кяфара — Достояние планеты

Лесо-кяфарское городище

Город Солнца. Дольмены Кяфара

Хутор Лесо-Кяфарь находится в Карачаево-Черкесии, в Зеленчукском райне в 30 минутах от трассы через станицу Сторожевую. Кяфарское ущелье — самое малонаселенное из всех ущелий Карачаево-Черкесии. Название оно получило по реке Кяфарь, которая здесь протекает. На карачаевском языке слово «кяфарь» означает «неверный», то есть это местность, которую населяли не мусульмане.

Дольмены Кяфара – это единственный сохранившийся в Европе некрополь, с которым связано много тайн и загадок. В «Город Солнца» (неофициальное название некрополя) устремляются люди, увлекающиеся эзотерикой и мистикой. К сожалению, в Интернете слишком мало информации об этом удивительном месте. Размеры городища до сих пор не определены и тянутся по горному гребню на многие километры.

По словам эзотериков, городище Кяфарь располагается в геопатогенной зоне, т.е. на линии разлома земной коры. Здешним дольменам более 10 тысяч лет. Они хранят информацию нескольких цивилизаций.

Обратите внимание

Еще тысячу лет назад здесь жили аланы, которые первыми на территории современной России приняли христианство. А более 10 тысяч лет назад по преданию здесь жил другой народ – потомки великих атлантов. Вожди народа знали, что их племенам, жившим в горах Кавказа, пребывать на Земле осталось недолго.

Последний русский царь: его жизнь и политическая деятельность

Чтобы с их уходом планета не потеряла великие знания, они приняли решение строить дольмены. 

Сам по себе дольмен — это каменная камера из четырех плит, накрытая пятой плитой сверху. В одной из четырех стен есть отверстие, которое при строительстве закрывалось плотно подогнанной каменной пробкой.

В дольмены уходили добровольно, чаще всего старцы, обладающие знаниями и уважаемые своим народом.

У древних было поверье, что плоть отшельника без пищи и воды умрет, а дух останется прикованным к дольмену, чтобы дождаться потомков для передачи знаний. 

Спустя тысячелетия Кяфар продолжает жить своей загадочной жизнью, порой пугая своих гостей, порой помогая им.

Став последней точкой, до которой дошел Тамерлан, городище своей сверхъестественной силой, возможно, изменило ход истории.

Люди, которые приезжают сюда могут верить и не верить в это, но равнодушными к этим местам не остаются. Эзотерики или просто туристы дали свои названия заметным дольменам. 

Дольмен Любви. По преданию, в этот каменный склеп ушла девушка, потерявшая своего жениха до свадьбы. На камнях четко различимо руническое письмо с элементами свастики.  Все, что мы сумели разобрать в петроглифах, — это фигуры оленей и людей. Такие рисунки нацарапаны практически на всех камнях городища, видимо, когда-то здесь водились эти животные. 

Скала советов. Легенда гласит, что когда-то в этом месте собиралась община, решала насущные вопросы и обращалась за советами к духам предков. Рядом со скалой Советов нам попалось несколько «деревьев жизни» — настоящих «Эйва» из фильма «Аватар». За исключением розовой пыльцы, деревья в точности повторяют придуманную Кэмероном флору Пандоры. 

Важно

Обязательным ритуалом в прогулке по городищу Кяфар является поход по Дороге Переосмысления. Здесь можно задать духам свои сокровенные вопросы и получить на них ответ. Так же здесь находятся странные строения, возможно, остатки жилых кварталов, а также полуразрушенную стену (Великая Китайская в миниатюре), уходящую в лес неизвестно на сколько километров. 

Памятники, которые в таком количестве и «ассортименте» оказались на участке земли длиной в 2000 м, а шириной и вовсе не более 200 м, впечатляют:

  • святилища на останцах;
  • разрушенные дома и крепостные стены;
  • дольмены;
  • вавилоны жрецов;
  • каменные фигуры;
  • надписи и рисунки на камнях.

И если бы все это можно было датировать одним историческим периодом, но нет! Если часть строений еще можно отнести к XI веку н.э., то о дольменах этого никак не скажешь. Да и камни-вавилоны, что использовали в своих гаданиях жрецы, не подпадают ни под ту, ни под другую эпохи.

Различаются и сами эти камни, которых в городище два: первый находится у самого «входа», рисунок на нем представлен в виде квадратов, которые расположены внутри друг друга.

Второй камень находится чуть выше, он несколько больше и весь испещрен рисунками, большинство из которых – кресты.

«Город Солнца» (дольмены Лесо-Кяфарь): дорога – из Лермонтова (Пятигорска)  через Кисловодск, Гум-Баши , Зеленчукскую, Сторожевую и Лесо-Кефарь. Время в пути: 3,5 -4 часа. Вход в некрополь: N 43° 45.826 Е 41 °26.494.

Кяфарское городище (Краснодар). Самопознание.ру

Лесо-кяфарское городище

Кяфарское городище — духовный центр древнего Аланского государства, находящийся на северо-восточных отрогах Кавказского хребта, в долине реки Большой Зеленчук. Территориально этот архитектурный памятник расположен в Карачаево-Черкессии, в Зеленчукском районе. Ориентиром может служить посёлок Лесо-Кяфарь.

Открытие городища относится к середине 19-го века.

Именно тогда в 1860 году в Военном сборнике появилась статья анонимного автора, в которой было написано, что в верховьях Кяфара «находится множество различных статуй и фигур, высеченных на камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц и рыб».

Размеры городища оцениваются следующим образом: протяжённость 2 км, ширина — 50–200 метров.

Городище в период своего расцвета представляло собой мощное оборонительное сооружение, внутри которого располагались жилые помещения и храмы. Здесь же, в дольменообразных гробницах, хоронили аланских правителей.

Некоторые из строений некрополя покрыты рельефными изображениями, на которых часто повторяется символ в виде креста. Именно благодарю присутствию христианской символики городище получило своё нынешнее название — от слова «кафир«, т.е.

неверный, не являющийся мусульманином.

Современные учёные пока не могут однозначно ответить, насколько изображения в Кяфарском городище относятся к христианству или это символы, характерные ещё для дохристианского периода Аланского царства.

Дело в том, что Алания приняла христианство в 10-м веке, т.е. городище создавалось (11 век) как раз во время смены традиционной языческой религии на монотеизм.

Часть аланов, в основном знать, приняли христианство, но многие продолжали быть идолопоклонниками, противясь насаждаемым религиозным изменениям.

В Кяфарском городище встречаются и более древние объекты — так называемые дольмены, возраст которых оценивается в несколько тысяч лет. Эти древние гробницы, сложенные из массивных каменных плит, являются прообразами египетских пирамид.

Археологи однозначно утверждают, что дольменная культура не имеет генетических корней в Аланском царстве — древние аланы просто использовали расположенные на своей территории дольмены, для захоронения вождей.

Местные племена поклонялись дольменам, чувствуя их сильную энергетику и сакральность, не смотря на то, что информация о людях, создавших дольмены в глубокой древности, была уже давно утеряна.

Совет

Современные исследования дают основания считать, что в далёкие времена дольмены использовались жрецами: в них они умирали, воссоединяясь с единым информационным пространством своего рода — предков и потомков.

В районе Кяфарского городища есть много природных памятников, сами названия которых говорят об аномальных явлениях, проявляющихся в данной местности: скала Левитации, скала Очищения ума, скала Очищения мыслей.

За годы исследований, начатых в 1952–53 годах, учёные достаточно подробно смогли установить, как выглядело Кяфарское городище в период своего расцвета. Внутри городища строения располагались не хаотично, а делились на улицы и переулки. В центре на площади находилась небольшая церковь.

Рядом с ней — массивная скала, на вершину которой можно забраться по специальной лестнице. Там можно увидеть культовую площадку с каменным столом на четырёх ножках.

Поблизости от городища есть и другие археологические объекты — каменные стены, статуя Ордан (по имени монаха Иордана, жившего здесь), царские склепы, наземные гробницы в месте слияния рек Кяфар и Кривая.

Большой вклад в изучение Кяфарского городища внесли экспедиции Пятигорского пединститута под руководством П.Г. Акритаса и В.А. Кузнецова (1952–53 гг.), В.И. Марковина (1972–75 гг.), Х.Х.

 Биджиева (1985–88 гг.), И.А. Аржанцевой(1991–94 гг.).

В частности было выдвинуто предположение, что городище являлось фамильным замком правителя Алании Дургулеля Великого, жившего в 11-м веке.

Наряду с научными, высказывались и альтернативные гипотезы о возникновении и предназначении Кяфарского городища. Например, а возведении его жителями легендарной Атлантиды как канала энергетического обмена между землёй и космосом.

Обратите внимание

Чтобы попасть на городище достаточно от ст. Зеленчуковской на рейсовом автобусе доехать до посёлка Лесо-кяфарь. Оттуда по дороге вдоль реки Кяфарь пройти около 2 км.

Кяфарское городище представляет из себя не только археологический объект, но и место силы, в котором люди на протяжении многих веков строили свои сакральные сооружения, начиная с дольменов и заканчивая усыпальницами правителей Аланского царства.

Мистика лесо-кяфарского городища

Лесо-кяфарское городище

?Виктор Котляров (viktorkotl) wrote,
2018-12-11 13:51:00Виктор Котляров
viktorkotl
2018-12-11 13:51:00Category:

    Часть вторая

 Первая публикация о Кяфарском городище датируется 1860 годом, когда в «Военном сборнике» (№1) был опубликован «Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии», подписанный инициалами А.-Д. Г.

Исследователь Рашад Туганов, вместе с которым мы выпускали серию книг «Кавказский литературно-исторический Олимп» (КЛИО), в один из томов которой и вошел данный текст, установил, что так подписывал свои материалы Дмитрий Гаврилович Анучин – русский ученый-славист, сенатор и генерал от инфантерии.

    И вот что они писал: «На Кефаре (Кефар с рекой Бежгон впадает в Большой Зеленчук), в 12 верстах от укрепления Надежинского, у нынешнего аула Сидова, на мысу, образуемом крутыми берегами Кефара и впадающего в него ручья, находятся развалины большой колонии.

     Она сильно защищена природой, окружена рвами и обнесена каменной стеной с одним входом. На развалинах каменных домов порос вековой лес, но некоторые стены домов ясно сохранили в себе амбразуры окон и дверей.

Вне стены, окружавшей колонию, находится древнее кладбище с памятниками кубической формы; около входа в одну из таких гробниц стоит крест.

 В самой долине Кефара, внизу под стенами этой колонии, видны развалины другой, меньшей, вероятно, выселившейся из верхней.

Вообще в верховьях малодоступного для нас Кефара находится множество различных статуй и фигур, высеченных на камне, и есть также большое здание, стены которого, по словам туземцев, исписаны надписями и разрисованы изображениями рыцарей, зверей, птиц, рыб».

Важно

   Кяфарское городище располагается на возвышенности между реками Кяфарь и Кривая. Протяженность его почти два километра, ширина варьируется от 50 до 200 метров. На этой территории имеется огромное количество самых разнообразных артефактов, начиная от дольменов, которые датируются I –II тысячелетием до н.э.

и кончая золотоордынской керамикой первой половины XIII века, когда, судя по всему, городище прекратило свое существование.    Понятно, что это настоящий рай для археологов. В советское время здесь работало несколько экспедиций. Первая из них – в начале 50-х годов – Пятигорского пединститута под руководством П.Г.Акритаса.

Сегодня имя Панаита Георгиевича Акритаса (1880–1968), грека по национальности, практически забыто в нашей республике, хотя этот человек сделал немало для воссоздания подлинной истории кабардинского народа.

А ведь он в 1953–1961 годах заведовал сектором археологии в Кабардинском, впоследствии Кабардино-Балкарском научно-исследовательском институте; участвовал во множестве археологических экспедициях, в том числе в 1946 и 1949 годах (будучи сотрудником Пятигорского государственного педагогического института) в изысканиях, которые осуществлялись на территории Кабардинской АССР под руководством таких научных мэтров, как Е.И. Крупнов и К.Э. Гриневич.

    Ученые, работавшие впоследствии на городище, многое прояснили в его многовековой истории. В частности, В.И.Марковин установил, что дольмены были сооружены в эпоху поздней бронзы. В. А. Кузнецов, исходя из раскопок Х.Х.

Биджиева, высказал предположение, что Кяфарское городище является фамильным замком могущественного царя Алании XI века – Дургулеля Великого. И.А.Аржанцева определяет найденную в этих местах керамику как меотскую, понимая под этим определением не этнонимом, а разноязычные племена, жившие вблизи Меотиды (Азовского моря).

Относительно же алан, крепостью которых многие называют Кяфарское городище, то их самый ранний инвентарь, найденный здесь, относится к VII веку н.э.

    Вероятнее всего крепость Кяфар просуществовала до конца XIV века, когда на Кавказ пришел великий завоеватель Тамерлан, после которого на месте цветущих городов остались одни руины, а многие из местных племен навсегда ушли с арены мировой истории.

Совет

Однако существует легенда, что именно Кяфар остановил железного хромца на его пути к полному завоеванию мира – мол, потревоженные духи Кяфара помешали ему, но это только легенда.    Многочисленными легендами окружены и дольмены (их здесь более десяти), состоящие из монолитных плит с идеально-круглыми отверстиями диаметром 435 млм.

Все дольмены имеют блочную структуру, на большинстве выбиты петроглифы. Самый известный, так называемый Царский дольмен, в 1956 году перевезли в Ставрополь, где он был установлен во дворе краеведческого музея.    Это, так сказать, историческая составляющая Кяфара, а есть еще мистическая, ведь здесь особая энергетика, позволяющая, как многие считают, заглянуть в прошлое, прикоснуться к тайнам древнего городища, одного из немногих в мире, сохранившегося до наших дней.

   …От Нальчика до Лесо-Кяфара около 270 км, которые мы, выехав с восходом солнца, одолели к десяти часам утра. Виктория оказалась достаточно продвинутым водителем, а навигатор не дал сбиться с пути.

Остановились в центре поселения.

Дальше нужен проводник, заметила Вика, иначе осмотреть мало что успеем – дольмены, менгиры и другие необычные объекты расположены на достаточно протяженном расстоянии…

Продолжение следует

Путешествие по КЧР, август 2017 ( Лесо-Кяфарь ) — Сообщество «Экспедиции по России» на DRIVE2

Лесо-кяфарское городище

Наше августовское путешествие в Карачаево-Черкесию переходит в состояние послевкусия. Разбираю фотографии и будто заново переживаю все эти эмоции, которые, как известно, помогают нам растянуть время.

Приглашение на данное мероприятие мы получили еще находясь на совместном отдыхе в Веселовке.

Дождались анонса и примерной программы, в которой увидели с мужем, что имеется несколько мест, которые еще нами не посещены, и решили съездить в Путешествие по КЧРК базовому лагерю, в котором уже присутствуют некоторые участники, едем не спеша, пока нас догоняет второй экипаж.

Спокойно фотографируем солнечные и подсолнечные поляПервый пункт у нас Лесо-Кяфарь. В планах посетить Лесо-Кяфарское Городище, дольмены. Мы там не были, так уж получилось, что ни разу в ту сторону не заезжали, хотя неоднократно слышали от экскурсоводов и друзей об этом месте.

Как обычно приезжаем в темноте, находим лагерь на окраине хутора с другими участниками автопохода. Ставим палатку. Утром, как оказалось, в 5 метрах имеется прекрасная поляна для лагеря, но это уже было видно утром)))Неспешный подъём и мы двумя машинами едем в сторону городища.

Лесо-Кяфарское городище, как мы уже знали из прошлых рассказов наших друзей, самое загадочное место Карачаево-Черкесии. Оно собрало вокруг себя немало легенд и преданий. В связи с тем, что городище находится в относительно труднодоступном месте, его и открыли сравнительно недавно. Кяфарское ущелье — самое малозаселенное ущелье Карачаево-Черкесии, а поселок Лесо-Кяфарь — самое дальнее его поселение, граница цивилизации. Городище находится за этой границей, после него — только горы.

Оставляем машину около начала тропы. Сначала тропа идёт круто вверх. По пути встречаем «указатель».

Поднявшись еще выше нашему взору предстает самое узнаваемое место городища — две останцовые скалы.

Обратите внимание

Одна скала напоминает столб высотой около 4 метров и расположена в двух метрах от основной большой скалы.

Это уникальное место, огромная скала возвышается на несколько метров над землей. С фасада большой скалы на верхнюю площадку идут ступеньки, а на верху расположено некое подобие площади с двумя огромными плоскими камнями, на которых посетители оставляют монеты для чего-то, то ли чтобы вернуться, то ли, чтобы желание исполнилось.

От скал тропа идет вверх. Слева от тропы четко видна оборонительная стена, порой достигающая трехметровой высоты.

И, что удивительно и даже немного мистическое, лежат сложенные поленницы дров. Давно лежат, покрыты мхом, но аккуратно сложены. Всё это вкупе дает пищу моему воображению, как будто мы попали в какой-то фильм ужасов, где все население разом исчезло, оставив свои дома…либо мы их просто не видим своим глазом. Затерянность в пространстве и времени очень сильно ощущается.

Можно различить фундаменты домов.

Также отчетливо различается главная улица.

Артефакты кругом.

Повсюду разбросаны многочисленные останки каменных домов. Тут главное не торопиться и разглядывать каждый метр территории городища.Заканчивается городище крутым обрывом.

Через седловину, на возвышенности расположены аланский могильник и большая часть дольменов. Чтобы попасть туда нужно, не доходя до конца городища, спуститься направо, пройти седловину и подняться на второй холм.

Заблудиться тут трудно, дорожки хорошо протоптаны. Даже дольмены найти несложно — от одного к другому ведет тропинка, как линия на навигаторе.

Кроме дольменов, на Иордане, так называется этот участок, или Ордан, если верить преданию — по имени монаха-отшельника, жившего тут когда-то, есть остатки полуподземных склепов — здесь хоронили незнатных аланов (знатных погребали в дольменах).

Важно

Прямо у входа на городище, справа от тропы, можно заметить камень с выбитыми на нем квадратами, вписанными друг в друга — так называемый «вавилон». Предполагается, что такие «вавилоны» использовались жрецами для гаданий.

Разбросаны столбы практически идеальной формы.

После Лесо-Кяфарского городища мы отправляемся через хребет — старинным путем алан. Именно так они и перемещались от Лесо-Кяфарского городища в Нижнеархызское.

По пути нам даже попался сохранившийся мощеный участок древней дороги, связывавший два городища.

Здесь, на открывшейся большой поляне, у нас незапланированная долгая стоянка.

Август-пора звездопадов, метеорных потоков. Так удачно оказаться вдали от города, при чистом небе, в горах в это время. Мы попали как-раз на апогей и вдоволь налюбовались одним из самых красивых звездопадов — метеорным потоком Персеиды, который проходит очень близко к Земле, оставляя за собой очень красивый «звездный шлейф», который по яркости сияния превосходит многие другие звезды.

В Нижний Архыз мы приезжаем глубокой ночью. Сделав еще крюк на заправку. Завтра или уже сегодня нас ждёт переезд в соседнее, Марухское ущелье.

Городище Лесо Кяфарь, загадочное место Кавказа | «Путь Гармонии»

Лесо-кяфарское городище

Лесо Кяфарь одно из малоизученных мест России. В нашей стране немало удивительных мест, привлекающих внимание, как историков, так и исследователей мистических тайн прошлого и настоящего. Но не обо всех известно широкой общественности.

Возможно, это правильно. Ведь многочисленные туристы, не умеющие правильно себя вести и уважительно относиться к историческому достоянию нашей земли, могут нанести непоправимый вред этим ценнейшим памятникам старины.

Однако, мне бы хотелось рассказать об одном уникальном месте, энергетика которого притягивает многих людей, устремляющихся туда не только ради интересной экскурсии, но и для того, чтобы это место помогло им найти ответы на волнующие вопросы и указать путь.

Лесо Кяфарское городище или просто Лесо Кяфарь — загадочный малоизученный уголок в Карачаево-Черкесской республике, близ станицы Сторожевой.

Это место давно обросло невероятными легендами, делающими его еще более притягательным.

Но что в нем особенного? Почему сюда устремляются толпы туристов и паломников? Историки не проявляют особого интереса к Лесо Кяфари, серьезных исследований здесь не проводилось еще с советских времен. И это странно.

Ведь здесь есть, что изучать и исследовать:

Совет

дольмены, загадочные рисунки на камнях, руины древних построек и многое другое. Опираясь на те исследования археологов, которые здесь проводились, можно сказать, что основную часть городища возвели примерно в XI веке.

А вот, например, дольмены этого места гораздо старше и датируются приблизительно II тысячелетием до нашей эры. Но вот парадокс – столь древнее загадочное место не стало заповедной зоной, оно не охраняется государством.

Наоборот, ученые увезли отсюда хорошо сохранившийся дольмен, который теперь является частью экспозиции музея в Ставрополе. С одной стороны, возможно, они защитили памятник архитектуры от уничтожения (местные жители периодически растаскивают плиты с городища для хозяйственных нужд).

Но, с другой, они нарушили целостность самого городища. Однако, я не стану разбирать, правы они или нет. Меня интересует другое: чем этот глухой уголок в горах так притягивает обычных людей и что интересного могут здесь обнаружить историки и археологи?

История Лесо Кяфарь

Если спросить любого историка, который слышал об этом городище, то он, вероятно, ответит, что это была столица древнего аланского царства X века. И это действительно так. Однако, это лишь «поздняя» история этого загадочного места, уходящая корнями в куда более древние времена.

Первые упоминания об этом месте появились в XIX веке. В одном из военных сборников некий автор описывал место в верховьях реки Кяфарь, где находятся каменные статуи, здания с массивными стенами, на которых изображены животные и птицы.

Но изучать городище начали только в середине прошлого века. Обнаруженные здесь дольмены были отнесены к эпохе Позднего Бронзового века (II-I тысячелетие до н.э). Какой народ и зачем строил эти дольмены пока остается загадкой. Считается, что после того, как основатели покинули это место, оно некоторое время оставалось пустующим, после чего сюда могли прийти сарматские племена.

Это не доказано наверняка, однако, такое предположение не случайно. В Нижнем Архызе, который находится недалеко от Лесо-Кяфари и к которому тянется в горах древняя тропа, сарматы побывали.

Обратите внимание

Поэтому не исключено, что и эти места стали их домом на какое-то время. А позже здесь поселились аланы. Точная датировка также неизвестна, но самые ранние аланские находки, сделанные в этом месте, относят к VII в. н.э., а самые поздние – к XIII в.

Историки полагают, что это место стало резиденцией аланских правителей, а также приписывают ему статус политического центра древней Алании. Но царство аланов было разрушено монгольскими кочевниками. И с тех пор об этом месте многие забыли. А вспомнили только в XIX веке. Судя по различным письменным источникам, к тому времени здесь поселились адыги.

Такова краткая история Лесо-Кяфарского городища. Однако, интерес ученых к этому месту, к сожалению, пока не столь велик, как интерес людей, обращающих внимание на тайные и мистические стороны явлений и предметов.

Энергетика места Лесо Кяфарь

Причин для высокого интереса всевозможных мистиков и эзотериков к Лесо-Кяфари предостаточно. Во-первых, его малоизученность дает повод для всевозможных фантазий и предположений, порой, самых невообразимых. А, во-вторых, энергетика этого места.

Здесь она действительно необычная. Не раз мне приходилось слышать от многих людей, что есть в этом месте какая-то странная, необъяснимая сила. С этим соглашаются даже ярые скептики.

Странности замечаешь еще на пути к поселку. Вдоль дороги растет множество деревьев и все они довольно необычной формы. Они будто искорежены под влиянием какой-то внешней силы. Возможно, это можно как-то объяснить воздействием нетипичных потоков энергии в этом месте. Что опять же подтверждает версию об исключительности данного района.

В теплые месяцы вы можете встретить здесь группы людей, производящих странные на первый взгляд действия. Приверженцы различных духовных практик давно облюбовали для себя это городище.

Они уверены, что это настоящее место силы, поэтому различные ритуалы и медитации здесь дело довольно обыденное. Также стоит отметить, что и представители различных религий и верований считают эту землю своей исторически.

Важно

Христиане, мусульмане, язычники – все находят здесь что-то, связанное с традициями и историей их народов. Едва ли можно осудить их за это. Лесо-Кяфарь имеет настолько давнюю историю, что всевозможные наслоения культур просто сбивают с толку.

Мне приходилось слышать разные версии от людей, занимающихся магией и эзотерикой. Одни рассказывали, что в древности это место было неким культовым центром, где жили жрецы с семьями и их помощники. А уничтожено оно было мощнейшим взрывом тысячи лет назад.

Не стану делать никаких выводов из этих суждений, однако, странно то, что слышать это доводилось мне от разных людей, даже не знакомых друг с другом. Одним из подтверждений данной теории служит, по их мнению, одна особенность этого места.

На стене городища, с внешней стороны, камни имеют характерный черный цвет. Это не краска и не копоть. Есть предположение, что они просто были оплавлены. Обычным огнем такого эффекта не достичь, это воздействие гораздо более высоких температур. Некоторые уверены, что это последствия большого взрыва в древности. Возможно, в будущем исследователи найдут ответ на эту загадку.

Также бытует мнение, что это место охраняется древними магами, или белыми хранителями, которые иногда являются тем людям, которые этого достойны и готовы к общению с ними. Кроме всего прочего, здесь много дольменов, которые, как правило, строились не в произвольных местах, а только в тех, которые, по мнению их создателей, имели определенное и очень важное значение.

Существует здесь, например, «Дольмен любви». Название, конечно, дали уже наши современники – туристы, которых здесь всегда предостаточно. Здесь многие знают предание, что в этом каменном склепе нашла последнее прибежище девушка, которая потеряла своего возлюбленного.

Этот дольмен, как все остальные, покрыт многочисленными символами и знаками, в которых угадываются изображения животных, людей, а также свастика. Есть на городище и свой «Камень желаний». Есть поверие, что нужно полежать на нем какое-то время, загадав желание или попросив ответа на интересующий вопрос, и тогда желание (если оно от чистого сердца) исполнится, а ответ придет сам собой.

Всё это и ещё множество версий можно услышать об этом месте. Как к ним относиться, решать каждому для себя. Исходя из личного опыта пребывания на городище, скажу так: если даже отбросить домыслы, гипотезы, мистику и все подобное, то посещение Лесо-Кяфари все равно произведет на вас особое впечатление.

Это место в равной степени притягивает к себе людей и пугает их. Например, люди отчего-то не желают останавливаться на ночевку в самом городище, а спускаются вниз, за его пределы. Наша группа все же решилась на это. Впечатления остались довольно незабываемые.

Совет

Ночью постоянно ощущается чье-то присутствие в лесу, как будто за вами наблюдают, порой слышатся странные звуки и будто шаги, хотя ночью здесь точно никого не бывает. Что касается физических ощущений, то они довольно необычны, будто по телу идут легкие вибрации. Не берусь судить, с чем это связано. Но факт остается фактом.

Территория городища Лесо Кяфарь

Что же на сегодняшний день представляет собой Лесо-Кефарь? Городище находится в труднодоступном месте, до которого не добраться на машине. От поселка вдоль реки Кяфарь можно пройти только пешком и только тогда, когда она не разлилась от дождей.

Вся территория комплекса уходит вверх и начинается зарослями больших деревьев, среди которых преобладает бук. Длина городища около двух километров, ширина – от 50-ти до 200 метров.

Тропа отчетливо видна, однако, местами она довольна крутая. Вскоре появляются первые каменные глыбы, на которых нанесены различные изображения. Некоторые из них хорошо различимы. На одном из первых камней изображены квадраты, вписанные один в другой.

Такие камни называют «вавилонами». Считается, что они предназначались для гадания жрецами культа. На других камнях, а также дольменах, среди всего прочего, изображены кресты.

Возможно, именно поэтому река и само городище было названо Кяфарь, что у мусульман означает «неверный», то есть представитель иной (не мусульманской) веры. Но в целом смысл рисунков на камнях еще не расшифрован. Будущим исследователям предстоит объемная работа. Справа протянулись остатки крепостной стены.

Отмечу, что все оборонительные стены комплекса возведены очень профессионально, именно поэтому они являлись надежной защитой с севера и сохранились спустя столько лет. Характерная кладка позволяет отнести стену и ряд других построек к эпохе раннего средневековья.

Тропа уходит всё дальше вверх и приводит к небольшой площадке, похожей на святилище. Здесь сохранились две стены.

Обратите внимание

В одной из них – небольшое углубление, а на вершине второй – площадка из массивных каменных плит, покрытых рисунками, а также два больших плоских камня, один из которых прозван «Черепахой» из-за сходства его формы с этим земноводным. Возможно, это были жертвенные камни.

И сегодня многие туристы и паломники оставляют на них свечи или что-то съестное. К площадке ведет вырубленная в скале лестница. Отсюда хорошо видна вся долина внизу. А недалеко от скалы можно увидеть характерные углубления в земле — остатки древних захоронений.

Дольмены находятся ещё выше по склону. Двигаясь вверх по тропе, можно заметить, что становятся четко различимы линии улиц и кварталов. В этом районе — между святилищем и дольменами расположены некие постройки, вернее, то, что от них осталось.

Конечно, местные жители нанесли серьезный ущерб городищу, унося отсюда камни для хозяйственных нужд, но еще и сегодня отчетливо видны периметры здешних построек, которых довольно много. Материалом для их строительства послужил рваный песчаник, а раствор здесь не использовался вовсе. Их размеры различны, встречаются постройки, состоящие из одной, двух, трех и более комнат.

Нет точных сведений, чем именно являлись эти строения. Возможно, это были жилые дома, а, быть может, и что-то другое. Вероятно, их предназначение могло быть различным, в зависимости от эпохи. Аланы могли в них жить, но, если данные помещения были возведены задолго до них, тогда они могли использоваться для других целей.

Отдельные исследователи считают, что в древности городище могло служить целям некоего культа и жить здесь могли только жрецы, то есть, небольшая группа людей. А, значит, основная масса строений была либо для хозяйственных нужд, либо для каких-либо ритуальных действий. Но, повторюсь, точных данных пока нет.

Продвигаясь дальше, можно увидеть тот самый «Камень желаний», а также некое подобие дольмена, только меньшего размера, на котором находится камень с круглым отверстием в центре. Вероятно, у него было тоже некое культовое предназначение. Тропа ведет к обрыву, которым заканчивается территория, прозванная «Шпилем».

Чтобы добраться до дольменов, нужно спуститься в седловину, за которой следует крутой подъем к «Иордану» – так прозвали это место (легенда гласит, что это имя отшельника, когда-то жившего в этих местах). Дольмены расположены недалеко друг от друга. Аланы стали использовать их как погребальные камеры для представителей знати.

Для незнатных жителей предназначались полуподземные склепы, которые также можно здесь увидеть.

На этом участке расположено около полутора десятков дольменов, но, к сожалению, они находятся в весьма плачевном состоянии. Некоторые разобраны, другие наполовину в земле.

Вероятно, кто-то из местных жителей пытался их «спасти», для чего скрепил некоторые плиты цементом. Единственный хорошо сохранившийся дольмен был вывезен в ставропольский музей еще в 50-х годах прошлого века, где он и выставляется сегодня под названием «Мавзолей аланского вождя XI века». На оставшихся дольменах все-таки еще четко различимы рисунки – руны, животные, кресты.

Важно

Это гигантское поле для изучения. Разгадка этих изображений, без сомнения, прольет свет на всю историю этого места.

Как упоминалось выше, городище было предметом изучения еще в советское время. Его первыми серьезными исследователями стали Акритас П.Г.

, который возглавил экспедицию студентов педагогического института Пятигорска, Кузнецов В.А., составивший подробное описание комплекса, а также Марковин В.И., датировавший здешние дольмены эпохой бронзы.

К сожалению, после 90-х годов прошлого века никаких серьезных исследований на городище не проводилось.

Да и большинство предыдущих сведений, полученных при изучении Лесо-Кяфари, не были опубликованы. Это уникальное место продолжает разрушаться под воздействием природного и человеческого факторов.

Остается надеяться, что ученые вновь «вспомнят» о нем и предпримут все необходимое, чтобы изучить его как можно лучше и сохранить этот древнейший памятник культуры на долгие годы.

Член русского географического общества (РГО) города Армавира Елена Бутова

Мистика лесо-кяфарского городища

Лесо-кяфарское городище

  Эта короткая экспедиция, а по большому счету поездка к аланскому городищу Кяфар оказалась окутана таким множеством мистических деталей, странных происшествий, непонятных событий, что по горячим следам я не смог рассказать о ней. Да и в последующие годы – а дело происходило семь лет назад – так и не собрался, чтобы отразить все произошедшее на бумаге.

Но сегодня утром, подойдя к офису издательства, я увидел, что на ступеньке, облокотившись на перила, стоит высокая статная женщина.     Короткая прическа, подтянутая фигура, спортивная курточка – ей можно было дать лет тридцать с небольшим. Если бы не лицо… Обилие макияжа не могло скрыть, что возраст незнакомки значительно старше.

Но самое главное – в этом лице было что-то знакомое. Но вот что

именно…

   Она словно уловила мои мысли.    – Вы меня не помните? Неужели совсем не помните? – спросила женщина, и тембр ее голоса мгновенно пробудил память…

Совет

Той осенью мы собирались в экспедицию к лесо-кяфарскому городищу, что на территории Карачаево-Черкессии. И день уже был намечен, и вещи собраны, и машина подготовлена к субботнему выезду, но в пятницу, уже к вечеру, раздался неожиданный звонок.

Мой ставропольский товарища Андрей, нашедший проводника, пожилого человека, исходившего те места вдоль и поперек и обещавшего нам показать склепы, в которых лежат огромные костяки, расстроено сообщил, что дед сломал ногу и сопровождать нас не сможет.

  Разговор этот происходил в торговом зале издательства, в присутствии покупателей, одним из которых и была сегодняшняя гостья.

Мое разочарование было столь громогласным, в словах звучала такая обида на неожиданное обстоятельство, помешавшее давно намечаемой поездке, что я в сердцах резко хлопнул ладонью по столу, отчего стопка книг, балансирующая на краю, пошатнулась и рухнула на пол. Помогать собирать книги ко мне бросилась Виктория. Так звали покупательницу, но представилась она как Вика.

Как-то само собой получилось, что я рассказал ей о сути своих неприятностей. А потом мы пили чай, беседовали. Выяснилось, что Вика родом из Нальчика, но в последнее время в городе бывает редко, больше проживает у своей подруги в Кисловодске и в Санкт-Петербурге, где учится ее дочь.

На своем «фольксвагене» («жучок» как она его назвала) регулярно мотается в город на Неве; объездила весь Северный Кавказ.    – А хотите я вам покажу Лесо-Кяфарь? –неожиданно сказала Виктория.   – В каком смысле? – не понял я.   – Я была там один раз с подругой. Дорогу знаю.   – Но я уже водителя отпустил. Вряд ли получится…

   – А зачем нам водитель? Поедим на моей машине.

    Предложение оказалось столь неожиданным, но прозвучало так естественно, что я не нашел слов для возражения. Хотя ехать по большому счету неизвестно куда да еще с совершенно незнакомым человеком не особо хотелось.

Мое затянувшееся молчание Виктория поняла как согласие:    – Что вы раздумываете, словно красна девица? Думаете, я еще кому-нибудь такое предлагала? Соглашайтесь – рано утром выедем, осмотрим городище, а к вечеру вернемся. Будет для вас своего рода рекогносцировка. А кости ваши никуда не денутся – поправится дед и покажет их вам в следующий раз.

    – Не мои,– единственное, что смог я ответить на напор женщины, которую увидел сегодня впервые.    – Что не мои? – не поняла она.    – Кости не мои. Великанов, которые, возможно, проживали в тех местах.    Одним словом, в пять утра мы выехали. Но на вопрос домашних, с кем я еду, ничего сказать не смог – ушел от ответа.

Обратите внимание

Потому что кроме имени ничего об этой неизвестно откуда взявшейся женщине не знал, даже ее фамилию. Зато мне известна та цепь странных и необъяснимых событий, которые последовали в дальнейшем.

    Впрочем, поведаю обо всем по порядку и начну с рассказа о том, куда мы поехали – кяфарском городище, одном из самых таинственных и мистических мест на Северном Кавказе…

  Продолжение следует

  Это и есть селение Лесо-Кяфарь и его окрестности

viktorkotl.livejournal.com

00

Лесо-Кяфарское городище (Карачаево-Черкесия, Россия)

Лесо-кяфарское городище

Лесо-Кяфарское городище, (Карачаево-Черкесия, Россия) в 2019 году — описание, расположение, время работы, фото и инфраструктура. Полезные советы и практическая информация о месте.

Формат .места |

Лесо-Кяфарское городище — место загадочное, малоизученное и уже обросшее легендами. Археологи называют его памятником сарматской, аланской и, возможно, еще нескольких культур, более ранних и более поздних. Эзотерики ищут среди развалин источники Силы, видят во всем таинственные знаки и даже приписывают древнее поселение атлантам.

Руины домов и крепостных стен, дольмены, святилище на скалах-останцах, каменные фигуры, многочисленные кресты, выбитые на камнях и плитах, жреческие гадательные «вавилоны», надписи, похожие на руны, изображения людей и зверей — в этом мертвом городе, затерянном в глуши Кяфарского ущелья, наслоились друг на друга несколько эпох.

Основная часть городища, судя по археологическим данным, была возведена в XI веке, но некоторые фрагменты (дольмены) значительно старше — их относят ко II тысячелетию до н.э. Много ли в России памятников, уходящих в такую глубину веков? Казалось бы, Кяфарское городище по определению должно было стать заповедником еще в советские годы.

Однако охранного статуса у него до сих пор нет, а серьезных научных исследований здесь не проводили уже лет двадцать. Городище открыли и начали изучать сравнительно поздно — в отличие от Нижнеархызского, оно прячется в труднодоступном месте.

Кяфарское ущелье — самое малозаселенное ущелье Карачаево-Черкесии, а поселок Лесо-Кяфарь — самое дальнее его поселение, граница цивилизации. Городище находится за этой границей, после него —только горы. На месте затерянность в пространстве и времени ощущается отчетливо. Единственный звук, который тут слышен — шум протекающих внизу рек Кяфарь и Кривая.

Кажется, даже птицы не поют, хотя, возможно, это слуховая иллюзия — некоторые виды городища так напоминают картины из знаменитого ужастика «Сонная лощина», что воображение разыгрывается.

Сегодня городище выглядит так: на узкой поросшей лесом возвышенности (два километра в длину и до двухсот метров в ширину) стоят руины домов, каменные фигуры, святилища, массивные крепостные стены и девятнадцать дольменов. На плитах и камнях видны четкие следы надписей и изображений.

Важно

Заметно, что поселение застраивали по плану — можно различить нечто вроде улиц и городской площади. Однако что именно здесь когда-то было — столица аланов, или большой культовой комплекс, или крепость — версий много, а точных сведений нет. Это главная загадка Лесо-Кяфарского городища, и она сугубо историческая, вне всякой мистики.

Не разгадана она исключительно из-за того, что серьезных археологических экспедиций здесь не было. Не занятое наукой место, конечно, заполнили мистические домыслы про космическую энергию, то ли исходящую из этой точки, то ли наоборот, льющуюся сюда с неба, про город атлантов и т.п.

Эти домыслы, однако, не мешают местным вандалам разбирать древние артефакты и использовать их для строительства заборов и бань в близлежащем поселке. Так что, если есть желание посмотреть дольмены – стоит поторопиться.