Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Исаак Левитан — интересные факты из жизни русского художника

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Исаак Левитан великий художник еврейского происхождения, открывший русским людям красоту родной земли.

Происхождение и детство

Детские годы Исаака окружены тайной, он никогда не рассказывал о них даже самым близким людям. Исаак родился в 1860 году в очень бедной еврейской семье. Отец его был сыном раввина, но не добился видного положения.

Он всегда пытался выбраться в люди, оправдать надежды. Отец служил на железнодорожной службе, самостоятельно выучил французский и немецкий языки, пытался заработать переводами и уроками, но семья с четырьмя детьми жила крайне бедно.

Дети не посещали школы, за них не могли платить.

Обучение живописи

Исаак в 1870 году, вместе семьей, переезжает в Москву. Там в 13 лет он поступает в Школу живописи, ваяния и зодчества. Саврасов разглядел талант пейзажиста Исаака и стал учить его в своей мастерской, где передал любовь к родной земле. Мальчик учился там бесплатно, как талантливый ребенок из очень бедной семьи.

Времена в английском с примерами: просто о сложном

В 1875 году умирает от тифа мать Левитана, а в 1877 заболевает и умирает отец. Жить становится совсем тяжело, бедность переросла в нищету.

Обратите внимание

Исаак даже себя не мог прокормить, друзья по училищу дарят ему краски и карандаши, в 17 лет он пишет этюды, ночует в классе в училище. Его часто мучает стыд за бедную поношенную, рваную одежду.

Исаак выезжает на этюды подальше на природу, где никто не видит его и не может осудить.

Друзья художника

Очень тяжело переживал Исаак увольнение из училища его наставника, во многом заменившего отца, Саврасова. Немного облегчило ситуацию, что на его место был принят Поленов, который стал другом талантливого юноши. В училище у Исаака завязалась дружба с Антоном Павловичем Чеховым, которая продлилась всю его жизнь.

Страдания

В 1885 году Левитан получил дипломом учителя чистописания. Многие преподаватели не одобряли что еврейский юноша занимается русским пейзажем и звание художника ему не дали. Еврейское происхождение, болезненное самолюбие, страх быть неудачником и ничего не добиться, как отец, стали источником глубоких страданий Левитана, которые продолжались всю жизнь.

Левитан был человек неврастеничный, подверженный приступам беспричинной грусти, очень одинок, его преследовали тоска и страх перед судьбой, порой он начинал сомневаться в своем таланте художника, был постоянно недоволен собой, ему всегда хотелось от себя чего-то большего.

Хандра приходила к Левитану часто. В эти периоды он раздражался, уничтожал свои холсты, избегал людей.

В таком состоянии его утешала только природа, он снова начинал творить, работать, заводить романы, но потом хандра возвращалась.

Даже когда он добился известности, его картины выставлял в своей галерее Третьяков, приступы тоски продолжались. Его близкий друг и врач А.П. Чехов считал это началом психического заболевания.

Божественное нечто, разлитое во всем

Дважды за еврейское происхождение Левитан был изгнан из Москвы. Художник по долгу жил в подмосковных усадьбах, воспевая красоту русской природы, снимал избу в Савинской слободе, три лета он работал на Волге. Левитан полюбил маленький, уютный городок Плёс, вызывающий в нем щемящее чувство родины. Серия картин о Волге произвела фурор в Москве.

Пейзажи Левитана были так же психологичны, как и портреты, например в картине Омут он отразил драматизм сказочного сюжета. Написанный в 1892 году Владимирский тракт цветом передал настроение проходящих по нему в кандалах заключенных.

Картина была принята неоднозначно в связи с заключенным в ней смыслом. Художник был задет этим и подарил ее галерее, так как не понравилась Третьякову, и он не предложил ее купить.

Важно

На тверской земле, в русской традиции созерцания природы, размышление о боге и человеке, Левитан пишет картину «Над вечным покоем».

Каждый кто внимательно смотрит на нее, плачет и возвышается духом. Левитан всегда чувствовал божественное нечто, разлитое во всем и страдал от невозможности во всей полноте выразить это в своих картинах. Есть в творчестве Левитана и пейзажи Крыма, где он открыл силу солнечного света, и виды Италии и Финляндии, но всегда в зарубежных поездках, он тосковал по России.

История любви

После очередного приступа тоски, когда Левитан чуть не покончил с собой из-за любви к сестре Чехова Марии, Антон Павлович познакомил его с Софьей Кувшинниковой, женой полицейского врача.

Софья была оригинальна, талантлива, держала салон в котором собирались все знаменитые московские художники. В ней сочеталась смелость суждений и скромность. Она не стесняясь выражала свое мнение повелительным тоном.

Кувшинникова была незаурядной, ее игрой на фортепиано заслушивались зрители, а живописные работы выставлялись.

Софья Кувшинникова

Она, женщина, была членом общества московских художникам, что на тот момент было исключительным случаем.

Софья обладала дизайнерским талантом, ее дом выглядел великолепно, хотя интерьер был создан из простых бытовых вещей, как коробки из-под мыла, рыбацкие сети, лавки и рушники в русском стиле. У нее был ручной дрессированный журавль.

В доме Софьи пахло табаком, духами и шоколадом. Она знала привычки и слабости каждого из своих гостей. Поклоняясь театру и музыке, Софья встречала много интересных людей.

Муж разделял ее интересы и ни в чем не препятствовал. Чехов считал, что из-за мягкости характера, Левитану нужна была именно такая, сильная женщина, которая повела бы его за собой, была бы не тенью мужчины, а зеркалом, достойным его отражения. Софья была восхищена творчеством и стала прилежной ученицей Левитана. Левитан берет ее с собой, что бы писать пейзажи на Волге.

Для женщины такая поездка была смелым шагом. На природе она испытала глубокое, сильное чувство. Софья полюбила Левитана за его талант, болезненный, нервный, подверженный унынию, нуждающийся в заботе. Энергичная Кувшинникова окружила страдающего Левитана любовью и терпением.

Несмотря на людские пересуды, Софья оберегала Левитана от меланхолии, выводила побродить по Москве, уверяла в том что он талантлив, сопровождала его на этюды. Крестьяне выгоняли художника, подозревая что-то недоброе. В этот период пейзажи Левитана наполняются легким, радостным настроением.

Совет

Когда он сомневался в своем таланте, индивидуальности, Софья вселяла в Левитана веру в свои силы. Между ними была любовь, дружба, и родственная забота. Без нее Левитан не создал бы своих картин. Вместе с ошеломляющим успехом пришли к Левитану и новые романтические увлечения.

Сначала Левитан привез с собой в Москву жену купца из Плеса, которую со скандалом пришлось вернуть мужу. Потом Левитан влюбляется в Лику Мезинову, которая нравилась Антону Чехову.

Исаак продолжает жить с Софьей, он не решается ее оставить. На следующее лето Левитан увлекся соседкой Турчениновой. Видя, что Левитан все больше предпочитает другую, Софья пыталась отравиться, она выпила серы, но у соседей гостил доктор и ее откачали. Софья вернулась в Москву к мужу, который продолжал ждать ее и простил.

Разрыв с Левитаном разбил сердце Софьи. Левитан не знал счастья с женщиной, вытеснившей Кувшинникову. Он завел роман с ее дочерью. Борьба женщин была яростной. Левитан пытался застрелиться. Его спасли, но хандра затянулась на долго.

Преданность и поддержка Софьи помогали Левитану сохранять эмоциональное равновесие и расти как художнику, но был ли он хоть с кем-нибудь счастлив неизвестно

Голодное детство и болезненные переживания подорвали здоровье Левитана, он страдал аневризмой аорты и умер в 1900 году, немного не дожив до своего 40-летия.

Несколько фактов о художнике Левитане

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Исаак Ильич Левитан родился в Литве.

Левитан был евреем из иудейской семьи, его дедушка был раввином.

Из Литвы семья Левитана переехала в Москву из-за невыносимой бедности, но вскоре им пришлось бежать и из Москвы , так как был принят закон запрещающий иудеям селиться в Москве.В религиозных взглядах Левитан скроее был атеистом считавшим, что жизнь очень несправедлива. Но в мире искусства он имел очень верующих друзей.

На фоне природы он любил рисовать православные церкви, а однажды написал на картине церковь изнутри. Он бывал на православном богослужении, расставлял у образов свечи. Однако в Церкви он имел не столько веру, сколько наслаждался искусством пения хора и наблюдал за «театральным действием » на амвоне.

Левитан ни когда не был женат, но он вёл большую любовную переписку с женщинами. Одна из девушек которой он признавался в любви, была Маша, сестра писателя Чехова. Левитан подружился с Антоном Чеховым за долго до того, как они стали известными.Левитан был очень слабым, болезненным и безхарактерным человеком.

, но он был верным другом, который хотел всем помогать и сопереживать.Пребывая на обучении, зачастую, у него не было места для ночлега и не было денег. В таких случаях, после завершения вечерних уроков, молодой художник проводил время на последнем этаже здания училища.Когда Исааку было всего 19 лет, он получил своё первое признание, как художник.

Обратите внимание

На одной из выставок, к нему подошёл Третьяков и предложил 100 рублей за работу «Осенний день. Сокольники». Смущённый парень просто не мог отказать.Пребывая в Москве, живописец некоторое время снимал меблированную комнату на улице Тверской. Хозяйка брала с него плату только этюдами, а деньгами – никогда.

Был период, когда в Москве Исаак Ильич создавал свои шедевры в мастерской С. Морозова – очень богатого купца. Последний настолько был доволен его работой, что отдал свою роскошную мастерскую, включая слугу, в полное распоряжение живописца.Художник писал только природу, и на его картинах не встретишь людей.

Единственное исключение – это полотно «Осенний день. Сокольники», на котором есть фигура человека. Мало кто знает, что она была добавлена Николаем Чеховым, братом известного писателя.Левитан умер в 39 лет в депрессии. В последние годы он жил с больным сердцем и его мучила одышка.

За 20 лет своего творчества, Левитан создал и сделал для России столько, сколько не удалось сделать всем пейзажистам России вместе взятым.

Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.

8 великих картин Исаака Левитана

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Судьба Исаака Левитана сложилась вопреки. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он сумел преодолеть общественное мнение, гласящее, что еврей не может касаться русского пейзажа. Уже при жизни Исаак Левитан стал выдающимся русским живописцем. 

Исаак Левитан родился в 1860 году в Литве. Вскоре его семья переехала в Москву: так рассудил отец, желающий для своих детей лучшей доли. Исаак и его брат Адольф поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре дела семьи Левитана пошли еще хуже, чем прежде. Умерла мать мальчиков, платить за обучение стало нечем.

В виду крайней бедности, Левитана освободили от платы за учебу и даже наградили ящиком красок и дюжиной кистей. Впрочем, эта радость вскоре сменилась новыми несчастьями. Умер отец, а за год до окончания училища началась очередная волна гонений на евреев и Левитана вместе с сестрой Анной выслали из Москвы.

(Второй раз Левитана, уже известного живописца, вышлют в 1892 г).

Учителем Левитана был Константин Саврасов. Уже глубоко пьющий к тому времени, он обожал разносить известных и признанных художников «за бездарность». Исключение делал для одного Левитана. Саврасов любил и жалел мальчика. Это заступничество припомнили Левитану на выпускных экзаменах.

«Талантливый еврейский мальчик раздражал преподавателей, — пишет Паустовский в повести «Исаак Левитан». — Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа, — это было делом коренных русских художников». 

 Экзаменационную картину, которую сам Саврасов определил как достойную большой серебряной медали, не приняли остальные преподаватели. Один из лучших учеников (к тому моменту картинами Левитана уже заинтересовался знаменитый меценат Третьяков), вместо диплома художника получил позорнейший диплом «учителя чистописания».

Вскоре после окончания училища Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым,  дружба и соперничество с которым продолжалось всю жизнь. Левитан неоднократно становился героем чеховских рассказов, что далеко не всегда нравилось художнику. 

Знаменитым Левитан становится к концу 1880-х годов. Наступает время расцвета таланта, когда его кисть достигает пределов совершенства и он создает один шедевр за другим. Его имя было у всех на устах. Особенную народную любовь художник снискал, написав картину «Тихая обитель».

Важно

За два года до смерти  Левитан получил звание академика пейзажной живописи и начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. 

Художник умер от болезни сердца в возрасте 39 лет. Незадолго до этого в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».

Художник умер рано утром, в Москве. за окном цвели его любимые флоксы. На Всемирной выставке в Париже экспонировались его картины, а в мастерской осталось сорок незаконченных работ.

В том числе — картина «Озеро», которую Левитан называл своей «лебединой песней». 

1. Левитан. Автопортрет.

Современники отмечают, что художник был необычайно красив. Антон Павлович Чехов в своих письмах полушутя-полусерьезно использует сравнение «красивый, как Левитан» и «томный, как Левитан».

Между тем, «Автопортрет» —  одна из немногочисленных работ художника, на которых изображен человек.

 Искусствоведы считают, что людей Левитан не писал из религиозных соображений: иудаизм запрещает изображение людей, ибо они непроизвольно воспроизводят образ Всевышнего, который создал их по образу и подобию своему. 

2. Осенний день. Сокольники.

Картина написана вскоре после того как полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку: согласно царского указа евреям было запрещено жить в первопрестольной. Левитану было всего 18 лет, он был нищ и голоден.

Но картина принесла ему первую удачу. Ее приобрел Третьяков для своей уже знаменитой галереи.

 «Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, однако женскую фигуру написал не Левитан, а Николай Чехов.

«После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек», — так пишет Паустовский в повести «Исаак Левитан».

3. Вечер. Золотой Плес.

Совет

Плес — небольшой городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Долгое время Левитан мечтал о поездке на Волгу, воспетую его учителем Саврасовым. Однако первая поездка разочаровала художника. На следующий год он вновь отправился на Волгу и привез оттуда шедевр.

Левитан нашел здесь те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя Плеса. Кстати, часть белого каменного дома с красной крышей, которая видна на картине — это дом, который снимал Левитан со своей ученицей Софьей Кувшинниковой.

(Кстати, о взаимоотношениях Кувшинниковой и Левитана можно почитать у Чехова в «Попрыгунье», рассказе, очень обидевшем Левитана).  

4. После дождя.

На Волге Левитан искал солнце, но повсюду его преследовал дождь. От этого художник даже впал в хандру. Но в конце концов Левитан увидел прелесть дождей и создал свои знаменитые «дождливые работы»: «После дождя» и «Над вечным покоем».

Картину «После дождя» Левитан написал лишь за четыре часа. Об этой работе Чехов сказал ему: «На твоих картинах уже есть улыбка».

5. Март. 

«Март» — еще одна «нетипичная» для Левитана работа. Художник, предпочитал изображать либо весну, либо осень и почти никогда не писал зиму и снег. В русской живописи, картина «Март» произвела переворот. Критики писали, что до Левитана никому так ярко не удавалось передать искристость снега, синие тени деревьев и голубое яркое небо. 

Несмотря на все свое своеобразие, эта работа считается одной из самых светлых и радостных произведений Левитана. Картина написана в дни расцвета романа Анны Николаевны Турчаниновой  и Левитана. Вскоре после написания шедевра, Левитан предпринял попытку самоубийства. 

6. Над вечным покоем.

Картину «Над вечным покоем» Левитан писал под звуки траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе». Покосившиеся кресты, неухоженные могилы. Так выглядит место вечного покоя. И лишь крохотный огонек в церковном окне противопоставлен мрачному величию природы.

7. Золотая осень.

Это — одна из самых «левитанистых» работ художника. (Словечко «левитанистый изобрел друг художника Антон Чехов и употреблял его по отношению к картинам художника. По мнению писателя, разные картины Левитана различались по «левитанистости»).

 «Золотую осень» мы знаем хотя бы по репродукции в учебнике литературы. В ней Левитан выполнил завет своего учителя Саврасова «гнать солнце в картину». Несмотря на позднюю осень, картину Левитана нельзя назвать грустной, наоборот, это одно из самых светлых и радостных его произведений.

Уникальность этого взгляда на природу очень точно отметил Паустовский в повести о Левитане: 

«Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. Она казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым.

Так вырабатывался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой.

Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого».

Обратите внимание

8. Озеро. Русь.

Большая картина «Озеро» — это главное произведение позднего Левитана. Картине предшествовало бесчисленное множество этюдов, набросков, эскизов… Художник отдавал ей все свое свободное время, но так и не успел закончить.

Левитан даже собирался назвать картину «Озеро. Русь», и под таким названием она часто и упоминается в книгах и статьях. Это полотно стало «лебединой песнью» Левитана — художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное, почти импрессионистическое впечатление. 

Исаак Левитан. Портрет не может быть создан без любви

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Когда вы приедете в Плес — красивый маленький городок на Волге, вам непременно расскажут о знаменитом художнике Исааке Левитане. Плес вдохновлял живописца — это местечко запечатлено на многих полотнах мастера. Но, пожалуй, если бы рядом с Исааком Ильичом тогда не находилась муза и помощница Софья Кувшинникова, кто знает, какими были бы его картины!

Экскурсоводы стараются политкорректно преподносить информацию о пребывании Левитана в этом городке.

«Исаак Ильич снимал квартиру в Плесе вместе со своими друзьями Софьей Кувшинниковой и Степановым», — примерно так рассказали нашей туристической группе из Беларуси.

Возможно, все и впрямь начиналось с дружеских отношений, но сегодня сохранилось немало свидетельств того, что Левитана и Кувшинникову связывали более сильные чувства, нежели приятельская симпатия…

Выдающаяся личность

В 1880-е годы многие в Москве знали дом рядом с Мясницким полицейским участком, где жили полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна. Софья Кувшинникова устроила в скромной квартирке настоящий артистический салон, где можно было встретить весь цвет московской богемы. В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана.

Современники описывали Софью Петровну как женщину старше сорока, не красавицу, но с великолепной фигурой. Она была очень известна в Москве. Михаил Чехов вспоминал: «Это была интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай».

Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно нравилось, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении.

А она, несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), открыто бросила вызов всему обществу, завязав отношения с художником. Деятельная и энергичная, она окружила его любовью и заботой.

Чехов радовался за друга: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!»

Счастливое время

Софья Петровна потеряла голову от любви, а Исаак Ильич отдался урагану чувств, с удовольствием приняв заботу и нежность, — ведь ему так не хватало этого ни в детстве, ни в юности! Художник, несомненно, полюбил ее: ведь только любящий человек мог написать тот прекрасный портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье. Потом Софья Петровна появлялась на его холстах не один раз…

…Впервые Кувшинникова и Левитан вместе с общим другом Степановым уехали на этюды в 1888 г.

Отъезд этот был отчасти вызван неприятным обстоятельством — вот-вот должны были принять указ о принудительном выселении евреев из крупных городов за черту оседлости.

В Петербурге и Москве подняли голову черносотенцы, и в этой ситуации Левитану лучше было уехать куда-нибудь подальше. Что он и сделал в компании Софьи и Степанова.

Важно

В то лето они путешествовали по Волге на пароходе. Левитан грустил, но только до тех пор, пока не оказался в Плесе. Троица поселилась на берегу Волги в доме купца Солодовникова, в комнатах на втором этаже. Днем все вместе занимались живописью, а вечерами говорили об искусстве. Это было замечательное время.

Благодаря Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины…

 

«Я никогда еще не любил так природу, — писал Левитан Чехову, — никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…» На следующее лето они снова уехали в Плес на этюды. Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось.

Левитан был счастлив — впервые о нем кто-то заботился, решал все бытовые вопросы… Он был совершенно свободен для творчества. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».

Непристойное поведение?

А ведь Софья Петровна была замужней дамой. Когда второй год подряд она уехала на целое лето вслед за Левитаном, в богемной среде стали все громче поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Между тем каждый раз, возвращаясь из поездки домой, Софья Петровна бросалась к своему мужу, ласково хватала его обеими руками за голову и с восторгом восклицала:

— Димитрий! Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку! Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо!

Складывалось впечатление, что муж обо всем догадывался и переносил страдания молча. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел всех перечисленных лиц.

Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников — действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и «зашуганным» он, конечно, не был. И постоянные домашние «тусовки» его не раздражали — он в них активно участвовал. Смерть Дымова в этом произведении тоже не имеет отношения к реальности.

Н. Сафронов: Я не озлобился, даже когда в армии «деды» издевались надо мной

Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно хихикали. Левитан был мрачен.

Антон Павлович только отшучивался и отвечал такими фразами: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».

Хотя писатель не старался что-то завуалировать: он использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел выдержки из ее писем, адресованных ему.

Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и даже хотел было вызвать того на дуэль, но его отговорили. Правда, он рассорился со своим другом на несколько лет. А еще говорят, что эта пара подсказала Чехову сюжет не одной только «Попрыгуньи»…

Сложные отношения

Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все — его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной.

Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном.

А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!

«Над вечным покоем» Совет

Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.

Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан — большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.

Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным — у него всегда было слабое сердце.

Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.

Елена НЕЧАЕНКО

Благодаря  Кувшинниковой Левитан написал свои самые знаменитые картины… 

В том числе и «Над вечным покоем».    Коллаж Тараса БОЯРЧУКА

Из жизни исаака левитана

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Автор: cocktail at среда, 31 августа 2011 г.

Русский живописец Исаак Левитан  (30.08.1860-1900) — мастер спокойных, тихих пейзажей — был человеком очень робким, застенчивым и ранимым. Он умел отдыхать только наедине с природой.

На своих полотнах Левитан никогда не писал людей. Единственная у него картина, где изображен человек, — это “Осенний день в Сокольниках”.

Однако фигуру человека на картине написал не Левитан, а Николай Чехов — брат писателя Антона Павловича Чехова. 

Осенний день в Сокольниках

ИСТОРИЯ ОДНОГО РАССКАЗА

Левитан был страстной, влюбчивой натурой. Бывало, увидит красивую женщину, смотрит на нее, не отрывая глаз, — и так, пока она сама не проникнется к нему нежным чувством. Одна его любовная история даже попала в литературу мирового значения. В доме полицейского врача Кувшинникова собиралось много художников, писателей и музыкантов. Его жена Софья занималась живописью.

Сам Кувшинников во встречах принимал пассивное участие. Он играл с кем-нибудь в шахматы на кухне, а ровно в полночь дверь гостиной распахивалась и он возникал с вилкой и ножом в руках: —  Пожалуйте, господа, покушать. Кормил он отменно.

Софья обычно подскакивала к нему, хватала его за голову и восклицала: —  Кувшинников! Господа, смотрите, какое у него выразительное, великолепное лицо! Она влюбилась в Левитана и поехала с ним на этюды на Волгу, на другое лето — тоже куда-то, заниматься живописью. Кувшинников ревновал. По Москве поползли разные слухи.

Между тем Софья Петровна, возвращаясь всякий раз с летних этюдов, первым делом бросалась к мужу и с восторгом восклицала: — Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку. Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо! Кончилась вся эта идиллия по вине Чехова, Он написал рассказ “Попрыгунья”.

Сорокалетняя Кувшинникова опознала себя в двадцатилетней героине рассказа, которая вечно дурила своего мужа, а Левитан даже собрался вызвать Чехова на дуэль. Но писатель только отшучивался: —  Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж молода и красива. Через некоторое время Левитан это понял. И помирился с писателем.

Владимирка

ИСТИННОЕ БЛАГОРОДСТВО

Обратите внимание

В А.П. Чехова была влюблена красавица Лика, Лидия Мизинова. Как-то она познакомилась с Левитаном, и он ей очень понравился. —  Знаете,  — сказала она Чехову с мечтательным видом, — если бы Левитан был хоть немного похожим на вас, я бы пригласила его поужинать.

В дальнейшем все трое сошлись близко и попеременно ревновали друг к другу.

Левитан, например, писал Чехову: —  Ах, Антоша, знаешь, какой я великодушный — читаю Лике твои рассказы и восторгаюсь тобой! Вот где настоящая добродетель!

 Березовая роща

ПОДОЗРИТЕЛЬНОЕ СХОДСТВО

В Москве Левитан жил в меблированной комнате “Англии” на Тверской. И платил не деньгами, а этюдами.

Хозяйка меблированных комнат всегда выбирала очень придирчиво: — Ах, мосье Левитан, почему вы не нарисуете на этом лугу породистую коровенку, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаз.

— Вот интересно, — заметил художник угрюмо, — до чего ваше мнение совпадает с мнением критиков! Им тоже кажется, что мне не хватает именно таких коровенок, гусей, свиней или кур. Неужели Россия — это большой скотный двор?

Свежий ветер. Волга (фрагмент)

ДЕРЗКИЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ

Выехав писать под Звенигород, Левитан тут же влюбился. На этот раз в местную, звенигородскую франтиху. Она явилась в дом крестьянки, где остановился Левитан с друзьями, и всех очаровала. А на следующий день пожаловала уже с неким скучным серым субъектом — ухажером, “вздохарем”, как его назвала хозяйка.

“Вздохарь” был очень богат, Левитана это злило. —  Как от вас пахнет помадой! — заявил он ему, едва все сели за стол. — Какая гадость! —  Ну, да, — смутился звенигородский магнат. — Но это не помада… это мне доктор дал мазь — для ращения волос. Левитан схватил сырое яйцо со стола и раздавил его над лысиной опешившего “вздохаря”.

— Вот от чего у вас волосы вырастут! — весело заявил художник. — Растирайте! — Может, это и помогает, — несмело отвечал тот, — но так нельзя, прямо на голову. Но все же растер со смиренным видом. А вечером дверь в комнату Левитана вдруг приоткрылась. Это был все тот же магнат.

—  Вы спите? А я хотел спросить: это что же, каждый день нужно яичком голову смазывать?

Вечерний звон

КОМУ ЧТО

В Москве Левитан много работал в роскошной мастерской богатого купца и любителя-художника С. Морозова. Он так усердно работал, что Морозов передал ему мастерскую в полное распоряжение вместе со слугой Иваном Тимофеевичем.

Он очень заботился о художнике и в его отсутствие никого в мастерскую не пускал. Но гораздо больше гордился охотничьими подвигами Левитана, чем картинами.

— Занятный он, — говорил этот слуга, — пуля в пулю попадает и на большом расстоянии!

У омута

ЧУВСТВО ЮМОРА

Михаила Павловича Чехова, брата А.П. Чехова, Левитан не очень любил. Михаил учился на юридическом факультете. Однажды Левитан подарил ему этюд к картине “Владимирка” (Владимирский тракт, по которому гнали заключенных в Сибирь). На картине он многозначительно приписал: “Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову”.

 Над вечным покоем

В ТОМИТЕЛЬНОМ ОЖИДАНИИ

Важно

Со своими учениками Исаак Ильич летом выезжал в Химки — на этюды. Однажды он приболел и написал своим, чтобы не ждали.

Ученики решили его подбодрить и, зная о любви художника к своему учителю, Саврасову, написали: “Грачи соскучились, не дают нам покоя и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?” Художник и вправду развеселился.

“Передайте грачам, — писал он в ответ, — что как только встану — приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет!”

Март

ГРУСТНАЯ ПРАВДА

Незадолго до смерти Левитан впал в меланхолию. —  Ах, господа! — грустно сказал он ученикам.

— Как я завидую вашей молодости! Вот если бы соединить мою житейскую опытность и вашу молодость! Я старая галоша, никуда не годная! Ему возразили: — Но она так ярко горит во время иллюминаций! (Тогда детвора на фейерверки обожала жечь старые галоши.) — Да, да, — согласился художник, вполне понявший комплимент, — прекрасно горит и страшно воняет.

 Золотая осень

Исаак левитан

Исаак левитан — 8 малоизвестных фактов

Об Исааке Левитане российский писатель Григорий Горин как-то заметил: «Исаак Левитан был великим русским художником. И сам о себе так и говорил… Когда ему говорили: но ты же еврей! Он говорил: да, я еврей. И что? И ничего. Умные люди соглашались, что он — великий русский художник и еврей!»

Исаак Ильич Левитан — один из крупнейших художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русского «пейзажа настроения», родился 18(30) августа 1860 г., в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в бедной еврейской семье железнодорожного служащего. Несмотря на бедность, дед Левитана был уважаемым раввином селения Кибарты.

В начале 1870-х гг. Исаак вместе семьей переехал в Москву. В выборе жизненного пути Исаака решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Д. Поленова и А.К. Саврасова.

Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Исаака с братом и двумя сестрами «на улице».

Несмотря на то что в Училище живописи ваяния и зодчества Саврасов прочил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака — братья Коровины и Николай Чехов — всякий раз затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа, жить в Москве было трудно и одиноко юному художнику.

Ночевал Левитан в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась там от сторожа по прозвищу «Нечистая сила». Сестра, жившая по чужим людям, изредка подкармливала его.

В 1879 г. полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в первопрестольной русской столице. В ту пору Левитану было 18 лет. Он очень был беден, практически нищ.

Этой же осенью Левитан пишет «Осенний день. Сокольники». Это была первая его картина и единственный пейзаж художника, где присутствует человек, да и то женскую фигуру написал Николай Чехов. И после этой картины люди ни разу не появлялись на его полотнах.

«…По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном… Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

Осенний день в Сокольниках первая картина выдающегося русского художника Исаака Левитана, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце…» — так писал о творчестве Исаака Левитана известный советский писатель Константин Паустовский.

Совет

Левитан, как Пушкин и Тютчев, всегда ждал осени как самого дорогого для него времени года. Даже весна на его полотнах своим настроением часто напоминала осенний день. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, написанные им; Левитан создал около ста «осенних» картин, не, считая этюдов.

Картина «Осенний день. Сокольники» экспонировалась на московской выставке и была куплена П.М. Третьяковым для его галереи. В то время Левитан еще учился и было ему 19 лет.

Годы учения в Училище живописи ваяния и зодчества заканчивались. В 1885 г. Левитан написал последнюю, дипломную работу — облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Саврасов, взглянув на картину, написал мелом на изнанке: «Большая серебряная медаль».

Преподаватели училища не любили и побаивались Саврасова. Вечно полупьяный и задиристый, напившись, он ниспровергал всех и вся, кричал о бесталанности большинства признанных художников. Неприязнь к Саврасову преподаватели переносили и на его любимого ученика — Левитана.

К тому же еврей, по мнению многих преподавателей, не должен и касаться русского пейзажа — это дело коренных русских художников. Картину признали недостойной медали.

Левитан даже не получил звания художника, ему дали диплом учителя рисования, что, впрочем, не помешало ему внести существенный вклад не только в российскую, но в мировую художественную культуру.

Левитан совершенно преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти еще сохранившиеся у его современников художников-«передвижников».

Левитановский «пейзаж настроения» при всей его натурной достоверности (Левитан всегда бережно сохранял исходный мотив и вносил в него лишь отдельные коррективы) обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия. И эти тайны отчетливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы.

Обратите внимание

Отзываясь о лучших русских пейзажистах, художник Игорь Грабарь особо выделял творчество Левитана: «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже.

Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного левитановским ».

Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист. На его картинах все кажется погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее.

Левитан называл это «нечто» воздухом. Мы дышим им, чувствуем его запах, холод, теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое и придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

В очерке «По поводу смерти А.К. Саврасова» (1897) Левитан так сформулировал свое творческое кредо: отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Одна из существенных страниц биографии Левитана — его дружба с А.П. Чеховым. Антон Чехов и Исаак Левитан — ровесники. Судьбы их во многом схожи, они оба приехали в Москву из провинции. Сдружившись с художником Николаем Чеховым, братом писателя, Левитан затем подружился с Антоном Чеховым и со всей чеховской семьей, прожив три лета рядом с нею в бывшем курятнике.

«Когда я узнала Левитана, — вспоминала сестра Чехова Мария Павловна, — он жил на гроши, как и мой брат Николай… Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в красивом имении Бабкине, под Москвой… С утра до вечера Левитан и брат были за работой… Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал, и стены его курятника быстро покрывались рядами превосходных этюдов… Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а какая-то влюбленность… Искусство было для него чем-то даже святым… Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил, что видит в родной природе новые красоты».

С Антоном Чеховым у Левитана установились своеобразные отношения. Они всегда поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

В те годы Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около Нового Иерусалима. Семья Чеховых была талантливой и шумной. Шуткам и насмешкам не было конца. С раннего утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот, который не затихал до вечера.

И больше всего шутили над Левитаном. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнес обвинительную речь, Николай Чехов изображал дурака-свидетеля.

Александр Чехов — защитник — пропел высокопарную актерскую речь.

Особо подшучивали над Левитаном за его красивое еврейское лицо. В своих письмах Чехов часто упоминал о красоте Левитана. «Я приеду к вам, красивый, как Левитан», — писал он. «Он был томный, как Левитан».

Важно

Однако имя Левитана стало выразителем не только мужской красоты, но и особой прелести русского пейзажа. Чехов придумал слово «левитанистый» и употреблял его очень метко. «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», — писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, — одни были более левитанистыми, чем другие.

Черты личности художника проступают в чеховском рассказе «Попрыгунья», (где отражен роман Левитана с художницей С.П. Кувшинниковой) и в «Чайке», где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника.

Левитан жестоко обиделся на Чехова за рассказ «Попрыгунья». Ведь Кувшинникова — наивная и непосредственная — трогательно любила Левитана. Дружба с Чеховым была прекращена, а примирение шло долго и мучительно. И до конца жизни Левитан не мог простить Чехову этого рассказа.

Искусство Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой пейзажный мотив в образ природы всей России, достигает своего расцвета в «Березовой роще» (1885–1889).

Та же сила обобщения возвышает произведения так называемого волжского периода художника: «Вечер на Волге» (1888); «Вечер. Золотой Плес» (1889); «После дождя. Плес» (1889); и тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер.

Волга» (1891–1895). Все эти картины сегодня находятся в Третьяковской галерее.

Левитан создал и классические, непревзойденные образцы так называемого церковного пейзажа, где здания храмов вносят в природу умиротворение, как, например, «Вечерний звон» (1892). Летом 1890 г.

Левитан едет в Юрьевец и среди многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид Кривоозерского монастыря.

Так рождается одна из лучших картин художника «Тихая обитель», где образ тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с окружающим миром, выражают глубокие размышления художника о жизни. Эта картина произвела сильное впечатление на Чехова.

Совет

Глубокая гражданская скорбь звучит в картине «Владимирка» (1892), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, едва видна одинокая фигурка странника. Владимирка — это большая дорога Владимирской губернии, ведущая на восток страны.

И название картины — «Владимирка» — у людей того времени вызывало социальные ассоциации, заставляя вообразить вполне определенные картины жизни России. Картину «Владимирка» в 1894 г. Левитан принес в дар П.М. Третьякову для его галереи.

Большую роль в творчестве Левитана играют музыкальные, поэтические и философские ассоциации (он любил учение А. Шопенгауэра), но все же главное значение имели его личностная чувственность, влюбчивость и склонность к приступам черной меланхолии.

Левитан очень остро переживал и собственное нездоровье (у него был врожденный порок сердца), и весь драматизм положения евреев в России.

Поэтому, отчасти восприняв новации импрессионизма, Левитан редко отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.

Так, напоминая о бренности всего земного, внушает затаенную тревогу картина «Над вечным покоем» (1893–1894), которая была по духу особенна близка Левитану.

«Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью.

Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!» «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине художник.

В картине «Над вечным покоем» с огромной силой выражена поэзия ненастного дня. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

Обратите внимание

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. Тяжелые тучи висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой бескрайние дали российского ненастья и человеческой тоски.

Левитан не был женат, у него не было детей. Слишком часто он был очень безрадостен, как безрадостна была история его народа и его предков. Иногда тяжелые мысли о своем народе целиком завладевали им, тогда у него наступали приступы болезненной депрессии — хандры, которая усиливалась от недовольства своими работами.

Во время хандры Левитан бежал от людей. Они все казались ему врагами. Левитан становился груб, дерзок, нетерпим. Он со злобой соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам. В такие дни одна природа заменяла ему родного человека.

Два раза во время припадков депрессии Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза спасал его Чехов. Но хандра проходила, и Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока не настигал его новый удар депрессии. Чехов временами считал, что левитановская тоска была началом психической болезни, но он, конечно, ошибался.

Жизнь Левитана была относительно небогата событиями; путешествовать за границей он не любил. Он любил только среднюю Россию. Поездки же за границу, куда его отсылали врачи лечиться, Левитан считал напрасной тратой времени.

Жил Левитан преимущественно в Москве, работал также в Останкино (1880–1883), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890), побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Но граниты Финляндии, ее черная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску.

«Вновь я захандрил без меры и границ, — писал Левитан Чехову из Финляндии. — Здесь нет природы». В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор для Левитана ничем не отличался от видов крикливо размалеванных картонных макетов. В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рожденных тусклыми лагунами.

В Париже Левитан увидел картины Монэ, правда, не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов и понял, что он сам отчасти был их русским предшественником, и впервые с признанием упомянул их имена.

Бесправие преследовало Левитана всю жизнь. В 1892 г. его вторично выселили из Москвы, несмотря на то что он уже был художником со всероссийской славой. Ему пришлось скрываться во Владимирской губернии, пока друзья не добились отмены высылки.

В Москве какое-то время Левитан жил в меблированных комнатах «Англия» на Тверской, опять, как в юности, ненадолго вернулась нужда. Хозяйке за комнату он иногда платил не деньгами, а этюдами. Хозяйке его пейзажи часто не нравились.

Важно

Ей хотелось увидеть на лугу породистую корову, а под липой парочку сидящих влюбленных, что было бы приятно для глаза.

Некоторые критики о Левитане писали примерно то же самое, требуя, чтобы художник оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастухов и женщин.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но остался жив.

Тяжелая сердечная болезнь Левитана из года в год все прогрессировала, но ни он, ни близкие ему люди не знали об этом, пока она не дала первой бурной вспышки. Левитан не хотел лечиться, боялся идти к врачам, чтобы не услышать смертный приговор.

Незадолго до смерти он тосковал еще больше, чем в молодые годы. Все чаще он уходил в леса — жил он в лето перед смертью около Звенигорода, — и там его часто находили плачущим и растерянным. Он знал, что ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступленно любимая им природа уже не могли отдалить приближавшийся конец.

Однако приблизительно за пять лет до смерти у Левитана произошла вспышка радостного мироощущения. В дневнике А. Чехова есть запись, помеченная декабрем 1896 г.: «У Левитана расширены аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни».

В эти годы, нося на груди глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: «Март» (1895), «Весна, большая вода» (1897), достигая апогея жизнелюбия в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895). И последняя, неоконченная картина «Озеро.

Русь» (1900) наперекор смертельной болезни является едва ли не самым мажорным произведением художника.

Совет

В 1898 г. Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

В его пейзажной мастерской почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как на лесной поляне. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы.

Он говорил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

Зимой 1899 г. врачи послали Левитана в Ялту. В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчужденными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, все говорил о своей близкой смерти. Он ее откровенно боялся и не скрывал этого, сердце болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 22 июля (4 августа) 1900 г. Исаак Левитан умер.

Всего Левитан написал около 1000 картин и этюдов, лучшие из них находятся в Третьяковской галерее и Русском музее. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.