22 любопытных факта о русском балете

Самые удивительные факты о балете (+ 10 ФОТО)

22 любопытных факта о русском балете

Знаете ли вы, что некоторые танцоры балета используют фен для подготовки пуантов? И что пуанты примы-балерины могут выдержать только половину выступления? Балет часто описывается как изящный, женственный и деликатный вид искусства. Но в реальности, в непонятном мире балета, все совсем не так, как мы себе представляем. В этой статье мы хотим вам представить удивительные факты о танцорах балета и искусстве театрального танца.

Изначально в балете танцевали мужчины

В 15 веке, когда Екатерина де Медичи, одна из самых первых покровителей балета, вышла замуж за французского короля Генриха II, Франция стала главной в развитии балета. В течение первых нескольких столетий танцевали придворные, а профессиональные танцоры не выполняли главных ролей.

Концерт, пиар и как я мог за 10 минут заработать 71040 рублей, но не стал этого делать!

Более того, большинство танцоров были мужчинами. Первая балерина женского пола не появлялась до 1681 года, и только сорок лет спустя, женщины стали соперничать с мужской техникой танца.

И хотя сегодня балет считается женским видом искусства, в нем все еще больше — хореографов и директоров компаний, чем женщин.

Танцоры балета тренируются сильнее, чем большинство профессиональных спортсменов

Для обучения одного профессионального танцора требуется до десяти лет, и многие из них будут потрачены на более чем двадцать часов занятий в неделю. Танцоры не только изучают балет, но и должны брать уроки современного танца и актерского мастерства, научиться сотрудничать с партнером и исполнять вариации.

И это не просто количество часов, требующих отработки. По словам футболиста Национальной футбольной лиги Стива МакЛендона, балет — самая сложная часть его тренировочного режима. Несмотря на громоздкие мышцы Маклиндона, его учитель танцев подталкивает его к достижению силы и грации в этой форме искусства.

Сочетание аэробных и анаэробных упражнений в балетном классе обеспечивает тренировку всех мышц.

Большинство профессиональных танцоров балета придерживаются правильного питания

Часто цитируемый идеальный тип телосложения балерины: очень худая, имеющая длинные, тонкие ноги и руки, короткий торс с узкими бедрами и худощавую шею. Этот типаж вдохновил бесчисленное количество молодых танцоров сосредоточиться на своем весе до нездоровой степени.

Однако, вопреки распространенному мнению, не многие танцоры страдают анорексией. Хотя начинающие танцоры часто имеют нездоровые отношения с едой, а некоторые могут страдать от расстройства пищевого поведения, это не относится к большинству.

Обратите внимание

В последние годы компании прилагают усилия для воспитания здоровых танцоров. Известно, что Королевский датский балет проводил беседы с сотрудниками, которые демонстрировали нездоровые пищевые привычки.

Кроме того, многие профессиональные труппы используют диетологов и физиотерапевтов, чтобы сохранить фигуры своих танцоров в хорошей форме.

Разрешение носить пуанты дают не сразу

Самый важный этап целеустремленной балерины — обуть пуанты. Изящный акт восхождения на носках в сатиновой обуви вдохновляет многих молодых девушек начать заниматься балетом. Но это не так безобидно, как кажется. Начиная занятия слишком рано, учащийся может получить серьезную травму.

Как правило, до десяти-одиннадцати лет, кости слишком мягкие и многие опытные учителя разрешают танцевать на пуантах не ранее второго полугодия обучения. Кроме того, техника танцора должна быть достаточно сильной, чтобы безопасно использовать обувь.

Точные цифры различаются, но большинство профессиональных учителей согласны с тем, что требуется два или более года обучения несколько раз в неделю.

Новые пуанты должны быть повреждены

Новые пуанты очень тяжелые и опасные для танцев. На протяжении многих лет обучения каждый танцор выясняет, как ему нравится приспосабливаться или ломать обувь, чтобы было удобно ногам. Некоторые из этих мер весьма необычны.

Например, некоторые танцоры царапают нижнюю часть пуантов, чтобы сделать их менее скользкими, бьют их об землю, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть хвостовика — внутреннюю часть подошвы — чтобы сделать их более податливыми или применяют шеллак, чтобы затвердели.

Один конкретный бренд даже требует, чтобы танцор использовал фен для того, чтобы обувь растаяла и сформировалась по ноге, а затем ставил в холодильник, чтобы затвердела.

Срок годности некоторых пуантов — один час

В течение одного сезона, который обычно длится всего несколько месяцев, танцор балета может использовать до 120 пар обуви. Поскольку пуанты очень дорогие, от 60 до более 100 долларов за пару, это одна из главных расходов профессиональных компаний.

Одна компания, Театр балета Питсбурга, сообщает, что тратит почти 100 000 долларов в год на женские танцевальные туфли.

Известно, что некоторые примы балета используют несколько пар в одном выступлении, особенно если они танцуют ведущие партии в балетах, таких как Лебединое озеро или Спящая красавица.

Мужчина — танцор балета

Хотя значительная часть акцента в классическом балете ставится на балерину, танцор-мужчина так же важен. Он поддерживает балерину в некоторых из самых красивых и сложных частей классического репертуара. Многие танцоры, такие как Марсело Гомес из Американского балетного театра, гордятся тем, что являются хорошими партнерами.

Его работа заключается как в создании безопасности на сцене для балерины, так и в том, как линии ее тела отображаются в ледяном свете. Между тем, большинство мужчин вынуждены бороться со стереотипом женственности в балете. Форма искусства часто воспринимается широкой публикой как женское царство.

В небольших танцевальных студиях, как правило, только несколько мальчиков, которые смешиваются с девушками. Многие из этих школ не располагают ресурсами или знаниями для надлежащего обучения молодых людей, особенно когда речь идет о партнерстве и более сложных прыжках и поворотах.

Вот почему многие успешные танцоры-мужчины, включая Гомеса, покинули свои дома в молодом возрасте, чтобы обучать в престижных школах.

Аккомпаниатор балета — пианист, играющий вживую

Если вы думаете о балетной труппе, аккомпаниатор вряд ли тот, кто приходит на ум. Тем не менее, пианисты играют решающую роль как в повседневном классе, так и во время репетиций и выступлений.

Поскольку они заменили скрипачей в конце 19-го века, пианисты помогли сформировать музыкальность молодых танцоров, а также сопровождали бесчисленные репетиции и даже выступления. И их работа отнюдь не проста.

Мало того, что им нужно иметь возможность играть в различные партии по разным темпам для каждой части класса, они также должны свободно говорить о балетной терминологии. Если учитель говорит: «Мы пойдем с глиссады», каждый танцевальный аккомпаниатор будет знать, с какого момента начать.

Не все танцоры балета молоды

Подобно тому, как балет стереотипирован как женское искусство, он также считается юношеским. И в то время как большинство профессионалов уходят на пенсию в возрасте от 30 до 40 лет, некоторые из них удерживаются крупными компаниями как художники-герои.

Это, как правило, танцоры в таких компаниях, как лондонский Королевский балет, которые во время своей основной карьеры занимали места в качестве солистов или руководителей. Теперь они выполняют роли, которые менее физически требовательны, но артистически сложны.

Например, мужской персонаж артиста может больше не играть принца в «Спящей красавице», но он изобразит Ван Ротбарта, злого волшебника.

Пачки — ручная работа

Помимо пуантов, балетная пачка тоже очень важна для выступления балерины. Это также большие расходы для профессиональных компаний, поскольку одна высококачественная пачка может стоить 2000 долларов. Но они служат очень долгое время — иногда до 30 лет, и несколько поколений танцоров могут носить их.

Для танцоров традиционно писать свое имя внутри пачки, чтобы будущие исполнители знали, кто их носил до них. Верхний слой классической пачки выступает от 33 до 38 сантиментов от тазобедренного сустава, но под ним находится более десяти дополнительных слоев тюля, поддерживаемых металлическим обручем.

Пошив балетной пачки чрезвычайно трудоемкий и колючий процесс. Одна пачка может занять 120 часов!

Интересные факты про балет

22 любопытных факта о русском балете

Балет зародился в XV веке в Италии, и само слово «ballo», означающее «танец», — итальянское. Однако более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.

Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.

Важно

Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»

Чтобы сшить балетную пачку, потребуется около 13-16 метров тюля и 2 дня работы.

За год балерина меняет более 300 пар балетных туфель

Вес средней балерины составляет около 51 кг

Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.

Выдающаяся балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама артистка.

Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

Во второй половине 18-го века балетные труппы состояли исключительно из мужчин

Мужчина танцующий в балете поднимают за каждое выступление не меньше тонны, то есть он поднимает балерину около 200 раз.

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил балет в Туркменистане. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». По его распоряжению театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Пришедший ему на смену Гурбангулы Бердымухамедов оставил балет под запретом.

Интересные факты о балете

22 любопытных факта о русском балете

Балет родился в Италии в 15 веке, само слово ballo итальянское, означающее танец. Однако полное развитие он получил во Франции. Людовик 14, король Франции, был серьёзным танцором, в Париже открыл в 1661 году первую европейскую академию танцев.

Началась балетная эпоха во Франции и во всём мире 15 октября 1581 года, когда состоялось представление зрелища при французском дворе, которое принято считать первым балетом Церцея, или Комедийный балет королевы, которое поставил итальянский скрипач, главным интендантом музыки, Бельджозо де Бальтазарини. Сначала движения в балете основывались на придворных танцах и физической подготовки не требовали.

Первая исполнительница, которая встала на пальцы ног, была Мария Тальони, итальянка, гастролировавшая в России.

Совет

Авторитет русского балета вырос настолько в 20 веке, что исполнители Запада стали брать русские имена себе. Англичане Элис Маркс, Патрик Хили-Кей, Хильда Манингс в истории искусства остались, как Алисия Маркова, Антон Долин, Лидия Соколова.

Айседора Дункан, возлюбленная Сергея Есенина, погибла в Ницце трагически, удушилась собственным шарфом, попавшим в колесо автомобиля, на котором совершалась прогулка.

Говорилось, что последние слова, сказанные перед посадкой в автомобиль, были слова – прощайте, друзья, я иду к славе.

Для того, чтобы пошить балетную пачку, нужно 2 дня работы и 13-16 метров тюля.

За один год балерина меняет больше 300 пар балетных туфель.

51 килограмм – вес средней балерины. В четыре раза чаще болеют профессиональные балерины.

Ольга Лепешинская, профессиональная балерина, сломала ногу во время выступления. Даже зрители в зале смогли услышать такой сильный треск. Но балерина до конца довела сцену героически. Как она смогла это сделать с тройным переломом не смогла объяснить ни балерина, ни понять врачи.

Самый острый вид балетных унижений – завёрнутый в газету веник. Он попадает на сцену вместо букета. Дождёшься веника в газете – закулисная поговорка появилась отсюда.

Балетные труппы состояли, в основном, из мужчин во второй половине 18 века.

Мужчина, который танцует в балете, поднимает вес около тонны за выступление, посчитайте, сколько раз он поднимает балерину

В 2001 году упразднил балет в Туркменистане Сапармурат Туркменбаши. Он заметил, что он не понимает балет, и что он ему не нужен, нельзя привить человеку балет, если его нет в крови его. Он распорядился и театр оперы и балета в Ашхабаде были снесены. Ему на смену пришёл Гарбангулы Бердымухамедов под запретом оставил балет.

Интересные факты о Лебедином озере

22 любопытных факта о русском балете

Балет “Лебединое озеро” на VIII Международном фестивале балета “Мариинский”

Бессмертный балет «Лебединое озеро» был написан Петром Ильичом Чайковским больше 130 лет назад, однако он до сих пор пользуется огромной популярностью у настоящих ценителей искусства, да и не только у них.

Пожалуй, это единственное классическое произведение, о котором знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели, не интересующиеся балетом.

Следует отметить, что история «Лебединого озера» не менее разнообразна, и изобилует огромным количеством интересных фактов. Попробуем вспомнить некоторые из них.

Премьера балета прошла 4 марта 1877 года, а показал ее легендарный Большой театр, билеты в который в то время могли купить только высшие круги общества.

Сначала постановка была довольно холодно воспринята как зрителями, так и критиками. И первые, и вторые нашли музыку Чайковского слишком скучной и сложной для восприятия.

Обратите внимание

Лучшей исполнительницей роли принцессы Одетты считается итальянская балерина Пьерина Леньяни. Она танцевала свою партию с особым изяществом и четкостью, выполняя 32 фуэте (быстрый удар и поворот на одной ноге).

Впервые Пьерина в роли Одетты выступила в Мариинском театре; следует отметить, что балет демонстрировался на многих сценах мира, однако основной сценой считается Большой театр.

“Лебединое озеро” с уверенностью можно назвать его визитной карточкой.

Для жителей бывшего СССР балет имеет довольно зловещее значение, ведь во времена августовского путча в 1991 году все телевизионные каналы страны демонстрировали именно его.

Почему «Лебединое озеро», а не «Щелкунчик», например, сказать трудно, однако факт остается фактом – на долгие годы творение Чайковского стало для многих граждан символом ожидания чего-то тревожного и значительного.

Одну из частей произведения узнает любой житель России, от мала до велика – даже те люди, которые вовсе не знают о таких понятиях, как балет, “Лебединое озеро”, билеты в театр и т.д.

Разумеется, это легендарный Танец маленьких лебедей, на который существует огромное количество пародий – в частности, одна из них показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!».

В классической постановке балета “Танец маленьких лебедей” танцуют четыре балерины.

«Лебединое озеро» вдохновило известного режиссера Даррена Аронофски на съемки психологического триллера «Черный лебедь» с Натали Портман и Вайноной Райдер в главных ролях. Интриги вокруг распределения ролей являются главной сюжетной линией картины.

Среди «балетных» есть известная поговорка «десятый лебедь в пятом ряду». Она обозначает танцовщика, который не добился успеха в карьере, и постоянно исполняет второстепенные роли – что-то вроде актера массовки.

Легенды русского балета: Галина Уланова

22 любопытных факта о русском балете

Финальная сцена балета гениального композитора Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Гаснут софиты. Зал аплодирует стоя.

За кулисами юная и талантливая балерина Галина Уланова и подающий большие надежды Константин Сергеев – исполнители главных партий. Эмоции зашкаливают от триумфа.

Галина Уланова в детстве

В январе 1910 года, в семье, напрямую связанной с миром искусства родилась девочка, которой суждено было стать великой балериной. Мать будущей артистки, Мария Романова была известным педагогом в Ленинградском хореографическом училище, а ее отец Сергей Уланов работал в Мариинском театре — в одном из самых знаменитых музыкальных театров оперы и балета России.

Несмотря на то, что будущий род деятельности был определен, девочка долгое время не проявляла интереса к балетному искусству.

Важно

С детства Уланова оставалась безучастной к тому, что нравилось обычным девчонкам: игры в куклы и мягкие игрушки, но с неподдельным удовольствием она лазала по деревьям и играла с мальчишками в прятки.

Для Гали беззаботное детство закончилось лет в девять, когда ее приняли в Петроградское хореографическое училище, где первым преподавателем танцев была ее собственная мать. Занятия и репетиции оставляли много часов и сил в балетном зале, поэтому на то, чтобы просто быть ребенком времени вовсе не оставалось.

В восемнадцатилетнем возрасте Галина Уланова становится полноценным артистом труппы Мариинского театра. Педагогом, который занимался с ней в конце 1920-х годов, стала именитая к тому времени артистка балета Агриппина Яковлевна Ваганова. Именно под ее контролем и с ее помощью Уланова сформировалась как балерина и впоследствии, стала образцовой артисткой, которой доверяли главные партии.

Галина Уланова в «Ромео и Джульетте»

Больше десяти лет Галина Уланова служила искусству в Ленинградском театре оперы и балета. Дело всей жизни родителей пришлось ей по душе. Она любила театр и была очень привязана к своему родному городу.

Но в 1944 году правительство вынудило ее сменить и то, и другое.

Уланову долгое время приглашали стать ведущей балериной главного столичного театра, в середине сороковых приглашение обратилось категорическим условием: либо продолжение карьеры в Большом, либо ее окончание…

Выступая на сцене Большого театра, Галина Уланова совершенствовалась с каждым днем. Она научилась безупречно владеть своим телом, четко выводя линии каждого своего движения.

Держалась строго и величественно, мастерски исполняя ведущие партии в легендарных постановках известных композиторов и режиссеров. Нежная Одетта в «Лебедином озере» П.И.

Чайковского, романтичная Джульетта в «Ромео и Джульетта», мечтательная Золушка в одноименном произведении  С. С. Прокофьева, влюбленная и обманутая Жизель в «Жизель, или Виллисы» А. Адана – это все Она.

Галина Уланова. «Жизель»

В середине пятидесятых известность советской балерины выходит за пределы Советского союза. Галина Уланова покоряет зрителей Австрии и Англии. В 1959 г.

Галина Сергеевна вместе с Большим театром отправляется на гастроли в США и Канаду. А спустя несколько лет она объявляет об окончании своей карьеры в качестве артистки балетной труппы.

Имея бесчисленное количество наград, она продолжает свою деятельность в роли балетмейстера и педагога.

Мая Плисецкая, Николай Фадеечев и Галина Уланова

Надо отметить, что Галина Уланова была потрясающе красивой женщиной, до последних дней держала себя в отличной физической форме и имела безукоризненный вкус.

Первостепенно она привлекала своих почитателей загадочностью, внутренним огоньком, своей отдачей которую она вкладывала в каждую из ролей. Эта хрупкая и нежная женщина создала вокруг себя чудесный мир, но, увы, не один из ее трех браков не подарил ей счастья материнства.

Совет

Наверное, поэтому лейтмотивом ее жизни навсегда осталось одиночество в толпе.

В марте 1998 года Галина Уланова покинула мир, оставшись в памяти и сердцах публики талантливой Музой перевоплощения. 

Галина Уланова, Лондон 1993 г.

Факты о Г. Улановой

1. Бег с плащем

Легендарная сцена бега к Ромео в балете «Ромео и Джульетта» — один из первых драматических эффектов, который Уланова привнесла в классическую балетную школу.

2. Тост Улановой 

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала… Однако спектакль не был отменен.

Однажды на репетиции партнер Улановой Константин Сергеев раздраженно воскликнул: «Эта какофония бесконечна». В ответ из зала услышал реплику Прокофьева: «Как и глупость балетного актера». Улановой тоже не нравилась музыка Прокофьева и после премьеры на банкете она отважившись, произнесла тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Над шуткой смеялись все, даже сам композитор. Позже он назовет балерину «гением русского балета».

3. Уланова и королева Англии

История балета. Часть 2: Русский балет

22 любопытных факта о русском балете

Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин.

Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче.

Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом.

Обратите внимание

В 1738 году по просьбе французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца, ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Позднее по специальному указу императора Петра I танцы стали составной частью придворного этикета.

В 30-е годы XVIII века дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах.

Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде.

Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре.

В сентябре 1737 года он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству.

Вскоре такое разрешение было дано.

Из дворцовой прислуги отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного.

С 1743 года бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов.

В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова.

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Фредерика-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Важно

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность.

Музыка его балетов «Лебединое озеро»(1877), «Спящая красавица»(1890), «Щелкунчик»(1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Львом Ивановым, положившими начало симфонизации танца.

Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А.

 Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца.

В 1911 году впервые была организована балетная компания под руководством русского театрального деятеля и искусствоведа Сергея Дягилева. Он был центральной фигурой большой группы театральных художников, композиторов и других творческих личностей, захваченных поиском новых направлений в своих видах искусства.

Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.

Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.

Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева.

Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции».

Совет

Дягилев заказывал декорации Пикассо и Кокто, музыку — Стравинскому, Дебюсси и Равелю. Он сделал балет средоточием всего нового.

Дягилев умер в 1929 году. Со временем распалась и его труппа.

Один из ее членов, Джордж Баланчин, имевший за плечами петербургскую школу, поселился в Нью-Йорке, где основал Школу американского балета, на основе которой сформировалась труппа «Нью-Йорк Сити Балле».

Баланчин стал одним из самых влиятельных хореографов XX века. Другой протеже Дягилева, Серж Лифарь, возглавил балетную труппу Парижской оперы и долгое время был самой влиятельной фигурой во французском балете.

Влияние Дягилева ощущается до наших дней и в Великобритании. С его труппой выступали такие английские балерины, как Мари Рамбер, Алисия Маркова и Нинетт де Валуа. Рамбер создала собственную труппу «Балле Рамбер», ныне одну из ведущих в мире современного балета.

Маркова вместе со своим танцевальным партнером Антоном Долиным основала труппу «Лондон Фестивал Балле», нынешний «Английский национальный балет». Нинетт де Валуа основала «Вик-Уэллс Балле» и балетную школу, которая в числе прочих учениц привлекла девочку по имени Пегги Хукхэм.

Годы спустя Пегги стала величайшей балериной своего времени под именем Марго Фонтейн, а труппа «Вик-Уэллс» — «Королевским балетом».

Из всех европейских балетных трупп, пожалуй, только Королевский датский балет не испытал влияния Дягилева и Русских сезонов, сохранив верность строгому формату шедевров хореографа Августа Бурнонвиля.

Грянуло новое мышление. Артисты танца стали принимать во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел бум современного танца.

Обратите внимание

Внезапно появилась новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди.

Все атрибуты нового искусства стали такими же ценными, как костюмы балета — или даже ценнее их.

Двадцатый век определенно стал временем отрыва ото всего, на что опирался балет. Временем беспрецедентного творческого роста танцоров и хореографов. Временем шока, удивления и зрителей, которые изменили свое представление о танце. Временем революции в полном смысле этого слова.

Полная история русского балета.

История балета. Часть 1: Зарождение
История балета. Часть 2: Русский балет

Краткая история балета

22 любопытных факта о русском балете

Submitted by copypaster on ср, 15/08/2007 — 01:11

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место.

Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих.

Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета.

Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.

Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем.

В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца.

Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

Важно

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений.

Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения.

Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

Совет

В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича.

Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл.

Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и через три года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками.

Поначалу они выступали в балетах иностранных мастеров в качестве фигурантов (так называли артистов кордебалета), а позже в главных партиях.

Замечательный танцовщик того времени Тимофей Бубликов блистал не только в Петербурге, но и в Вене.

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Очень точно это почувствовав, А. С. Пушкин назвал танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

Обратите внимание

Балет в это время занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли государственные субсидии. Московская и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных училищ ежегодно пополняли штат танцовщиков, музыкантов и декораторов.

Артур Сен-Леон

В истории нашего балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров, сыгравших немалую роль в развитии русского балета. В первую очередь, это Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они помогли создать русскую школу балета.

Но и талантливые русские артисты давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы.

Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства.

Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Для танцоров главной стала отточенность формы и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности.

Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась низшим видом музыкального творчества, всего лишь аккомпанементом к танцам.

Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке. Потребовались новые средства выразительности и новый подход к созданию спектакля.

Важно

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников.

Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца. При постановке балета «Египетские ночи» Фокина вдохновляли поэзия В.

 Брюсова и древнеегипетские рисунки, а образы балета «Петрушка» навеяла ему поэзия А. Блока. В балете «Дафнис и Хлоя» он отказался от танцев на пуантах и в свободных, пластичных движениях оживил античные фрески. Его «Шопениана» возродила атмосферу романтического балета.

Фокин писал, что «мечтает создать из балета-забавы балет-драму, из танца — язык понятный, говорящий». И ему это удалось.

Анна Павлова

В 1908 году начались ежегодные выступления артистов русского балета в Париже, организованные театральным деятелем С. П. Дягилевым. Имена танцовщиков из России — Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной, Адольфа Больма — стали известны во всем мире. Но первым в этом ряду стоит имя несравненной Анны Павловой.

Павлова — лиричная, хрупкая, с удлиненными линиями тела, огромными глазами — вызывала в памяти гравюры с изображением романтических балерин. Ее героини передавали чисто русскую мечту о гармоничной, одухотворенной жизни или тоску и грусть о несбывшемся. «Умирающий лебедь», созданный великой балериной Павловой, — поэтический символ русского балета начала XX века.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета. Перед ними стояла задача: приблизить хореографическое искусство к народу, сделать его более жизненным и доступным.

Совет

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля.

Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца. В середине XX века драматический балет переживал кризис.

Балетмейстеры предпринимали попытки сохранить этот жанр балета, усиливая зрелищность спектаклей с помощью сценических эффектов, но, увы, тщетно.

В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров. Их число постоянно увеличивается, среди них появляются студии свободного танца и танца модерн.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!