14 упражнений для мозга

Содержание

Тренируем извилины. 14 полезных упражнений для мозга

14 упражнений для мозга

Оказывается, есть весьма необычные способы заставить трудиться серые клеточки мозга как в молодости, и даже лучше.

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова.

Биография писателя фазиль искандера

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!

» не распознает. А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.Обратите внимание

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

Инфографика АиФ

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин. И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации.

Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает.

А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением – мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности. Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж. Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе, еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле­вую – тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения – каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Инфографика: 14 упражнений для мозга

14 упражнений для мозга

Всем привет. Продолжаю собирать полезную инфографику и внедрять её в свою повседневную жизнь, как и рекомендуют все специалисты по нейробиологии.

Кстати, методику из 83 упражнений для тренировки мозга ещё 15 лет назад изобрели американцы — нейробиолог Лоренц Кац и писатель Мэннинг Рубин. Пока до книги «Фитнес для ума» я ещё не добралась, но у меня все впереди. А пока можно использовать уже поверенные и на первый взгляд, чудные и странные упражнения из инфографики.

Несмотря на то что мозг такая же мышца, как и все остальные в нашем теле, он все же обладает особой своеобразной специфичностью. Например, он очень хорошо поддаётся тренировкам и любит новые эмоции, которые вырабатывают совершенно новые нейронные связи и стимулирует новые зоны головного мозга.

Важно

Как это все влияет на нас? Например, выполняя упражнения другой рукой, активизируется моторика правого полушария, активизируя творческие и креативные способности. Да, не привычно. Да, может показаться глупо и нерационально. Но работает же!

Скачать инфографику «14 упражнений для мозга» с Яндекс Дииска

Новые способности и эмоции, вызывают в мозге дополнительное стимулирование сенсорных зон, которые улучшаю нейросвязи во всём мозге. Закройте глаза при перемещении по дому, при принятии душа, изучите шрифта Брайля, узнавайте на ощупь различные предметы, в том числе мелкие, такие как монеты. Это все не только новый опыт, но и новые ощущения для тела, души, а значит и мозга.

Новый образ и стиль одежды тоже своеобразно меняет наше представление о себе и своём поведении. Достаточно просто сменить одну вещь и меняется настроение, целый мир. Думаю, женщины меня поймут. Сменив балетки на шпильки, меняется осанка, ощущения, образ и манера поведения.

Постоянно изменение основного маршрута на новый, непривычный, оригинальный, улучшает пространственную память и увеличение зоны гиппокампа. Я так уже 3 дня добираюсь на работу и с неё. Даже представить не могла, что это так же увлекательно, как и маленькое путешествие в пределах одного города. И в то же время очень длительно. Зато, красот насмотрелась осенних…

Ещё заметила, что смена интерьера тоже стимулирует сенсорные области мозга. Например, я очень люблю передвигать дома мебель. Раньше, я думала, что это просто моя прихоть или интуитивно-подсознательное желание изменений. Оказывается, мой мозг просто привыкал и требовал новых впечатлений, изменений и, естественно, движения. А самый простой способ их получить – перестановка и обновка.

Креатино отвечать на вопросы тоже искусство. Когда каждый день тебе спрашивают о вкусе какого-то блюда, легче всего отвечать односложно: «Превосходно», «Изумительно», «Вкусно». И сложнее вырваться из этой привычки повседневности и придумать нечто новое, ещё более оригинальное и интересное. Но это тоже работает.

Физическая активность также стимулирует работу головного мозга, увеличивая объем подкорки во фронтальной и париетальных областях, которые отвечают за внимание, переключение между делами и рабочую память. А для этого достаточно всего лишь 150 минут в неделю уделять физической активности, что эквивалентно 75 минутам интенсивной физической тренировке. Или ежедневным 500-метровыми прогулкам.

Какие упражнения приглянулись вам?

2017ИнфографикаРабота мозгаСаморазвитиеСамосовершенствованиеСкачать бесплатноУпражнение

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

14 упражнений для мозга

Эти упражнения улучшают память и развивают согласованную работу полушарий мозга, выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

Хочу представить вам достаточно простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки». 

Упражнения «Пальцовки»

  • улучшают память,
  • развивают согласованную работу полушарий мозга,
  • повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
  • выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.

Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации.

Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.

Пальцовка №1

Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О'кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно.

Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

Пальцовка №2

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга.

Исходное положение: на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец.

Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному.

Также делаем минимум 3 прохода.

Пальцовка №3

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».

Пальцовка №4

Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки.

Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.

Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом.

  • Надо взять 2 достаточно длинных палочки.
  • Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.
  • Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек!

Непросто? То-то! Тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.

Смотрите короткое видео, на котором наглядно показано упражнение “Пальцовки”.опубликовано econet.ru

Фото автора

10 легких упражнений для мозга ребенка – все дается тренировке

14 упражнений для мозга

Дата: 14 ноября 2017 в 09:00

Добрый день, друзья! Знаете ли вы, что, сформировав положительную привычку ежедневно выполнять 10 легких упражнений для мозга ребенка, вы поможете малышу стать более сообразительным, внимательным, активным? Да и нам самим до самой глубокой старости важно сохранить ясность ума, поэтому займемся зарядкой для обоих полушарий вместе с детками!

Какие существуют способы активизировать мозг?

Хочу в сотый раз повторить, что между активностью мозга и ловкостью пальцев существует тесная связь.

Исходя из этого, в детском возрасте, особенно – раннем, начинать стимулировать процессы в полушариях нужно с тренировки пальчиков.

Об это много написано, а у меня так почти все материалы в той или иной степени посвящены вопросам моторики, сенсорики и т.п. Но упражнения для рук – лишь одна из составляющих комплекса мероприятий для детей.

Основные, по моему мнению, направления работы, связанные с усилением интеллекта:

  • Пальчиковая гимнастика;
  • Логоритмика;
  • Кинезиологические тренировки;
  • Самомассаж;
  • Нейробика;
  • Артикуляционная и дыхательная гимнастика;
  • Творческие занятия;
  • Дидактические игры и задания;
  • Мнемоника;
  • ТРИЗ;
  • Обучающая деятельность по математике, развитию речи и т.п.

Что касается гимнастики для пальчиков, творческих занятий, дидактических игр, мнемоники, логоритмики (гимнастика под декламацию), ТРИЗ и обучающей деятельности, то об этом я пишу постоянно. Если интересно, ищите статьи. Вам в подспорье даю отличную литературу по усилению работы извилин и памяти ребенка:

  • «Развиваем внимание, память и речь» – удобные карточки на скрепке понравятся и воспитателям, и родителям;
  • «Развиваем внимание и память. Для детей 5-6 лет» – интересная подборка упражнений, которые помогут занять и обучить детку;
  • [urlspan]«Стихи-врушки, которые помогут детям развивать внимание и память»[/urlspan] – отличная идея для семейных вечеров. В стихах намеренно допущена ошибка, нужно найти ее на слух;
  • «Развиваем память и мышление. Для детей 4-5 лет» – уникальное пособие, которое сделает из малыша в будущем отличника в школе;
  • «Тренируем память и внимание» из серии «365 дней до школы» – пора активной подготовки для будущих первоклашек;
  • «Скоростная память» – авторское пособие по мнемонике, адресовано желающим любого возраста улучшить способности к запоминанию.

На закуску «УчМаг» предлагает принять участие в офлайн-вебинаре «Формирование навыков письма: психофизиологические основы (ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ)» – материалы помогут педагогам найти ключ к каждому ребенку в процессе обучения, используя психофизиологические механизмы.

На зарядку, на зарядку, на зарядку – становись!

Сегодня я решила подобрать небольшой комплекс упражнений для деток, который можно выполнять после или вместо зарядки в любое время суток, но лучше – утром.

Помните, что только личным примером можно перевоспитать человека, даже маленького. Так что, становитесь и вместе выполняйте нехитрый комплекс.

Будем чередовать упражнения, чтобы было нескучно и максимально эффективно. Все движения, как вы заметите, рассчитаны на одновременное участие обеих рук и ног в отдельных случаях.

Именно этот момент является главным условием для развития обоих полушарий мозга.

Размявшись, приступаем:

  • Разбудим ушки: отлично бодрит и воздействует на активные точки массаж ушей. Нужно их мять обеими ручками, а также загибать вперед и разгибать.
  • Кинезиологическая часть: уши-нос. Одной рукой берем себя за мочку уха, второй – за кончик носа. Чередуем, добиваясь максимальной скорости. То же самое пытаемся делать с хлопком между сменой рук.
  • Физкультура: шаг на месте, с перекрестным соприкосновением колена и противоположного локтя.
  • Я – красивый: ладошки устанавливаем так у лица, чтобы большие пальцы упирались в подбородок, а остальные пальцы в сомкнутом состоянии находились на щеках. Одновременно обеими ручками с небольшим нажимом гладим щеки от носа к ушам.
  • Я – хороший: одна ручка гладит макушку круговыми движениями, а вторая – животик, затем меняем руки.
  • Художник: сесть на пол, руками упереться в пол позади себя, оторвать прямые ножки от пола и нарисовать обеими ножками синхронно круг в воздухе.
  • Крабик: растопыриваем пальчики «крабиком» твердо и начинаем одновременно двумя ручками массировать голову круговыми движениями.
  • Колечки: сначала на одной руке делаем поочередно колечки большим и указательным, большим и средним, потом безымянным и мизинчиком. Затем второй ручкой и одновременно перебираем пальчиками обеих рук.
  • Незнайка: пожимаем плечами, как будто чего-то не знаем. То правым плечом, то левым, то одновременно обоими.
  • Любимое для деток упражнение: лежа на полу, поднимаем руки и ноги и синхронно трясем ими в воздухе. По команде «Замри» – полностью расслабляемся.

Еще подсказки, чтобы не надоели упражнения

Я знаю, что большинству из вас, дорогие друзья, сложно не то, что зарядку заставить малышей делать, их поднять спозаранку невозможно. Но у дисциплинированных родителей и детки такие же.

Если не приучили вовремя ложиться в постель вечером, то логично, что утром вас ждет ежедневная суматоха. Постарайтесь изменить ситуацию, пока ребенок в саду.

К школе чрезвычайно важно выработать грамотный режим дня с обязательной утренней зарядкой.

Чтобы не наскучил быстро первый комплекс, даю еще список упражнений для чередования. Как вы сможете заметить, для их выполнения не всегда потребуется участие обеих рук, но это неважно.

Как бы там ни было, регулярные занятия обеспечат прекрасное развитие правого и левого полушария мозга. Советую и вам серьезно к ним отнестись.

Говорят, что таким образом можно спастись от всепоглощающего склероза (замечали уже за собой?):

  • Массаж: ребром то правой, то левой ладони растираем лобик от корней волос до переносицы и обратно.
  • Кинезиология: руки в замок, переплетя пальцы. Теперь каждым пальцем по очереди делаем круговые движения, не разжимая замок.
  • Физкультура: руки в стороны, закрыли глаза и шагаем по воображаемому бревну.
  • Шарик: соединяем пальцы обеих рук шарообразно. Надавливаем пальцами на пальцы, одновременно широко раскрывая рот.
  • Для развития творческих способностей: левую ручку кладем на животик, правую – на лобик по центру. Глазки закрыты. Массируем круговым движением лобик, представляя себе голубой шар.
  • Обеими ручками одновременно рисуем в воздухе круги, петли, буквы.
  • Сидя на полу, сгруппировавшись, перекачиваемся вперед-назад, как мячик.
  • Сложное, но эффективное кинезиологическое упражнение: пальцы одной руки показывают знак «окей», а второй – знак «мир». Теперь наоборот и чередуем, набирая скорость.
  • Повороты головы: голову поворачиваем вправо, затем медленно ведем подбородок вниз через грудину и влево. Затем обратно.
  • Гладим себя: ладошкой ведем мягко от макушки по лицу, по шее на грудь, второй рукой – от макушки до основания шеи.

Что еще добавить?

Знаете, раннее постепенное ослабление памяти и мыслительных процессов в коре головного мозга – бич современного человека.

Бывает, слово забудешь напрочь, или направляешься в другую комнату и забываешь цель «визита», не говоря уже о запоминании номеров телефонов.

Чтобы постоянно держать в тонусе наши извилины, специалисты рекомендуют следовать таким правилам интересной науки – нейробики:

  • Периодически менять привычный маршрут на работу, домой, на прогулке.
  • Один час в день передавать главенство левой руке (брать предметы ею, чистить зубе, есть и т.п.)
  • Разгадывайте ребусы, загадки, решайте с ребенком задачки.
  • Старайтесь каждый день выучить 2-3 иностранных слов.
  • Забудьте о калькуляторе и считайте в уме.
  • Намеренно запоминайте разную информацию: список покупок, телефон мамы, друга и т.п.
  • Находите время для новых эмоций и опыта.
  • Тренируйте тело, и мозг получит больше кислорода.

Все эти правила стоит внедрить в свою жизнь, я думаю, если на кону – спасение памяти и способности трезво мыслить до глубокой старости. А у вас есть свои рецепты, как заставить мозг работать лучше? Поделитесь, прошу!

На этом пока буду заканчивать, но завтра новый день и новый материал. Стандартная просьба: делитесь материалами и лайкайте все, что понравится на моем блоге! Также милости просим в нашу компанию новых подписчиков, будет интересно!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Приветствую вас друзья и дорогие читатели блога с вами Татьяна…

5 комментариев

Доброго времени суток, уважаемые посетители моего блога,  с вами снова…

1 комментарий

Доброго здравия уважаемые читатели. Хочу предложить вам занимательную,  развлекательную тему…

8 комментариев

Ежедневные упражнения для тренировки мозга

14 упражнений для мозга

Тренировка для мозга направлена на стимуляцию нейронных процессов и поднятия тонуса, пробуждения неактивных связей. Занятия ускоряют мыслительный процесс, организует его. Смена состояния сознания открывает потенциальные пути решения задач, улучшается память. Физические упражнения повышают кровоснабжение сосудов мозга, насыщая его кислородом.

Организация мышления

Мыслительный процесс не состоит из статичных восприятий или отдельных эмоций. Он представляет собой движение мыслей — анализа и синтеза. Вся информация о проблеме выстраивается в иерархию последовательных суждений. Человеческое сознание оперирует объективными представлениями. Сознание сличает и различает их, укладывает в ячейки прежнего опыта.

Однако ячейки, связанные с прошлыми навыками (мыслительные шаблоны), не всегда подходят для решения новых задач. Поэтому требуется обновление структур сознания.

Совет

Процесс течения мыслей представляется в виде схемы ввода и вывода с разными этапами переработки информации.

На первом этапе имеются предварительно собранные знания о проблеме, последний этап предполагает вывод или готовый результат.

Между начальным и конечным этапом существует ещё ступени обработки – этап потенциальных возможностей достижения результата и этап выбора ответа, одного из всех возможных.

Итак, как улучшить результативность этих этапов обработки информации?

Упражнения для мозга на каждый день

Прежде чем приступить к упражнению, необходимо разбудить свой мозг – выпить чашку кофе, скушать конфетку (глюкоза необходима для работы нейронных клеточек). С помощью легкой разминки включить воображение и успокоить эмоции:

  1. Сделайте несложную дыхательную гимнастику: глубоко вдыхайте и выдыхайте. Как можно глубже сделайте выдох, задержите на пару секунд дыхание и вдохните. При таком способе дыхания кислород хлынет в легкие и в кровь в максимальном объеме.
  2. Мысленно посчитайте от одного до ста, затем в обратном порядке. Выполняйте счет максимально быстро.
  3. Настройте воображение на работу — представьте ярко-зеленый квадрат. Затем усилием воли превратите квадрат в ромб, затем в треугольник.
  4. Возьмите какой-нибудь текст прочитайте несколько страниц задом наперед.

Человеческий мозг выполняет свою работу, создавая нервную активность в разных областях. Согласно психофизиологии, за творчество, эмоции и интуиции отвечает функция правого полушария. Там хранятся все наши иррациональные желания и фантазия.

Больше всего правое полушарие развито у детей, пока они познают мир и формируются структуры интеллекта.

У взрослого правополушарное мышление отходит на второй план и вся работа переноситься на левое – логичное, речевое. Чтобы разбудить творческое полушарие, необходимо задействовать ту часть тела, которой управляет правое полушарие – левую руку.

Упражнения для развития не ведущего полушария мозга

Попытайтесь научиться писать левой рукой, уделите весь день, чтобы сделать левую руку ведущей в действиях – здоровайтесь левой рукой, мойте посуду левой рукой.

Попробуйте писать или нарисовать несложную фигуру одновременно двумя руками, параллельно. В упражнение с рисованием внесите искажение восприятия – рисуйте на листе, не глядя на лист, а смотря на рисунок в зеркало.

Попробуйте дорисовать половинку изображения, используя отражение в зеркало.

Упражнение восьмерка

Рисование в воздухе восьмерок одновременно двумя руками. Затем попробуйте делать два действия сразу разными руками: правой рукой гладьте макушку головы, другой в это время стукайте по груди. Научитесь печатать на клавиатуре двумя руками.

Упражнение со словом

Возьмите ручку и лист бумаги сядьте за стол. Запишите на бумаге любое слово, которое пришло внезапно на ум. Придумайте десять предложений, в которых будет содержаться это слово.

девайте наручные часы на другую руку, это вызовет ощущение непривычности и новизны. Позже вы научитесь смотреть время на левой (правой) руке. Само явление новизны стимулирует нервную деятельность, не дает мозгу уснуть. Это приучить мозг к гибкости, постоянным переменам.

Игра в ассоциации и трансформации

Обратите внимание

Возьмите какую-нибудь картинку или предмет и придумайте несколько ассоциаций, связанных с вещью. Трансформация слова подразумевает смену графического образа, такое упражнение подойдет для тех, кто занимается иностранными языками и переводами. Например, поменять одну-две буквы в слове, объединять словосочетания в одно слово, превращать в близкий синоним.

От спора к сотрудничеству. Метод цветных шляп Боно

Многие древние философы высказывали мысль о том, что в споре рождается истина. Они применяли методы диалога и критики, чтобы выявить логическое зерно в рассуждениях (о боге, душе).

Помимо продуктивности в анализе ситуации, это занятие будет хорошим тренажером для вашего мозга.

Однако, один современный ученый предположил, что самым продуктивным способом в создании эффективного решения, будет параллельное рассуждение всех участников спора, их единодушное согласие.

Но это не значит, что все участники должны принимать одну единственную точку зрения. Каждый из собеседников временно соглашается с остальными (даже если решение противоречит его логике) – учитывается конкретное мнение.

Потом, участники меняют умозрительную перспективу и принимают другой или даже противоположный вариант. Сравнивают мысли и впечатления.

Французский автор уникальных методик Боно, советует применять метод цветных шляп.Количество шляп соответствует цветам радуги и каждый цвет символизирует особую направленность сознания к ситуации.

Первая шляпа «черная», эта шляпа означает, что вы должны подвергать данную теорию критике, выявить все её недостатки и опасности. Обдумать негативные последствия её выбора.

«Желтая» шляпа, означает солнечный свет, позитивную логику. Вы должны подумать над действиями и результатами, какие выгоды и ценности они вам принесут.

«Красная» шляпа означает чувства и эмоции. В состоянии «красной шляпы» можно выражать все эмоции и чувства, без ограничения, относительно какого-либо дела, теории. Не выбирать слова, а говорить так, как они приходят на ум спонтанно.
Выражать можно все что угодно, при условии, что ни одно высказанное мнение не подвергаться осуждению и логическому объяснению.

«Зеленая шляпа» направляет мысли участника в творческое русло, означает поиск альтернативный путей решения проблемы. Объем возможностей, содержащихся в данной идеи.

«Синяя шляпа» — состояние, когда вы просматриваете результат и последовательность операций в мышлении. Она осуществляет контроль над сознанием, подводит окончательные или промежуточные итоги в задаче. Проводит последовательные связи между мыслями. Организует задачу в целом.

«Белая шляпа», в этом состоянии вы проводите анализ имеющейся информации: какая информация имеется, какая информация доступна, какой информации не хватает и где её взять?

Важно

Методика направлена как на группу участников обсуждения, так и для индивидуальной практики разных способов мышления.

Упражнение на ускорение мышления

Когда нам необходимо что-то вспомнить, нервное напряжение становится интенсивнее, запуская процесс поиска и ассоциаций. Попробуйте ускорить свое мышление, вспоминая детали прошедшего дня или историю из прочитанной книги.


Чтобы ускорить процесс мышления и запустить воображение, начинайте читать чуть быстрее чем вы обычно читаете, старайтесь не останавливаться на прочитанном тексте. На первых порах следите за текстом с помощью указателя.

Мозг перестанет улавливать конкретный текст и перейдет на более простой уровень восприятия – образы, смысл.

Упражнение для улучшения памяти

Одним из способов запоминания является метод однократного прочитывания.

Прежде всего надо усвоить, что излишнее умственное напряжение способствует не запоминанию, а возникновению головной боли.

Подумайте о том, что запоминаемая информация и цифры не несет какой-то жизненно важной информации, вам не нужно вовсе стараться её запомнить. Старайтесь посмотреть на порядок цифр или предложения один раз.

Память также стимулирует чтение книг без повторов – не читайте одни и те же книги по много раз. Вы научитесь запоминать информацию, удваивая её важность (у вас нет больше возможности к ней вернуться). К тому же вы экономите время и даете себе шанс открыть в мире информации что-то новое.

Упражнение на параллельное мышление

Когда вы выполняете физические упражнения дома или в фитнес-клубе вы можете сочетать занятия с мыслительным процессом. Например, вспоминать все подробности и вещи, встречающиеся по пути на работу. Прокручивать информацию, нужную в подготовке к докладу или курсовой.

Наблюдение за хаосом

Хаос – это довольно относительное понятие. С точки зрения логики в природе творится сплошной хаос. Разум пытается его предугадать, втиснуть в рамки логики.

Совет

Но периодически, наблюдая за хаосом, мы видим в нем новые упорядоченные системы, закономерности. Рекомендуем вести наблюдения за любыми хаотичными явлениями.

Это может быть игра детей в песочнице, группа голубей в парке, течение капель воды по стеклу во время дождя.

Улучшайте и разнообразьте сенсорные ощущения

Неврологи и психиатры советуют снимать стресс с помощью эфирных масел. Согласно их мнению, цитрусовые запахи влияют на увеличение концентрации внимания. Запах можжевельника, сосны снимают стресс, отвлекают от навязчивых мыслей.

Разнообразьте вкусовые ощущения – попробуйте блюда, фрукты те, что вы ещё не пробовали. Рассмотреть и ли усилить одно из всех чувств поможет частичное отключение ведущих. Например, пробуя на вкус апельсин или новое блюдо, закройте глаза.

Другой эксперимент – когда принимаете душ, сосредоточьтесь на шуме воды и телесных ощущениях, также закрыв глаза.
Для зрительных экспериментов подойдет просмотр фильма без звука. Улучшения концентрации ощущений на кончиках пальцев способствуют поверхности разной фактуры: бархатная обивка кресла, шелковая рубашка.

Учите иностранные языки

Иностранные языки ведут к целым комплексам элементов для развития гибкости мышления. Изучение иностранного языка, расширит объем прежних понятий слова. Сквозь призму другой картины миры, можно наблюдать иные способы суждения и конструирование мысли. Ни одна вещь так не учит более глубокому и ясному понимаю родного языка, как иностранный язык.

Занимайтесь спортивными играми, гимнастикой

Работоспособный тонус нервной системы зависит не только от умственных задачек, но и от тонуса всех мышц тела. Наполнение кровеносных сосудов в конечностях и циркуляция крови влияют на степень сознания, исключают ошибки иллюзий.

 Чем интенсивнее умственная работа, тем больше она требует компенсацию от тела. При движениях мышц, насыщение кровью и питание нервных клеток возрастает во много раз.

К тому же интеллектуальная деятельность требует периодов отдыха, выхода эмоций.

Хорошим развлечением и тренировкой координации является настольный теннис. В процессе игры вы оттачиваете рефлексы, улучшаете связь координации глаз и рук. Тренируется интуиция времени – момент подачи меча, момент удара ракеткой.

Из физических упражнений на стимулирование обоих полушарий мозга может быть перекрестный шаг, детское ползание. При движении правой и левой стороны рук и ног, происходит интеграция нейронных сигналов между ними.

Массаж челюстных мышц (в области сочленения верней и нижней челюсти) ведет к расслаблению лицевых всех мышц, полезной зевоте и высвобождению дополнительной энергии.

Гимнастика для мозга. Упражнения для пожилых людей. Обучающее видео. Опубликовано Надежда Акишина в 17.05.2017

14 упражнений для мозга

Уважаемый читатели, если у вас пока нет проблем с головой, с памятью, с координацией, то вы можете не занимать свое драгоценнейшее время чтением этой статьи. Вернетесь к ней, когда жизнь преподнесет сюрприз. У подавляющего большинства людей он случается, только в разное время. И этот судьбоносный подарок проявится в том, что однажды

  • вы почувствуете неуверенность в себе, раздражительность
  • вам станет трудно сосредоточиться и принять решение в трудной ситуации,
  • заметите, что стрессовая ситуация наступает все чаще и чаще, а уходит все медленнее и медленнее
  • заметите легкое нарушение координации.

Например, вы отлично видите дверной косяк или шкаф, но, проходя мимо, ударяетесь об него, заполучив синяк. Или отчетливо видите стоящие на столе чайную чашку или стакан, но, попытавшись взять их, опрокидываете.

Все эти вроде бы мелочи, свидетельствуют о том, что первый звоночек от вашего мозга уже прозвенел, и посылом этого сигнала мозг требует внимания к себе. В народе говорят, что «если Бог кого-то хочет наказать, то лишает его разума». Этот афоризм доказывает огромную важность сохранения человеком способности к умственной деятельности.

Человек, утративший ум, перестают быть человеком, Личностью. И что же делать? Ведь процесс старения мозга – это естественный биологический процесс, а со старением мозга ослабляется мыслительная деятельность, ухудшается память, снижается концентрация внимания. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с функциями мозга. Homo sapiens – человек разумный, т.

Обратите внимание

е существо, обладающее разумом и сознанием. По безграничности возможностей, человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Наш мозг с самого рождения настроен на познание мира. Он каждый день познает что-то новое, запоминает информацию, хранит ее, а при невостребованности оной удаляет. Мозг разделен на два полушария: левое и правое. Каждое из них выполняет свои функции.

Наблюдая за деятельностью ума, можно убедиться, что он – великий труженик, потому что никогда не отдыхает. А еще ум – великий обманщик, потому что он создает иллюзию собственного отдыха.

Так, например, человек, который жалуется на постоянный недосып, отсутствие энергии, вялость и находит кучу причин для оправдания своего состояния, улучив свободную минутку, садится за компьютер и проводит не один час за компьютерными играми.

Кинезиология и профилактика старения мозга

В современном мире проблемы с памятью стремительно «молодеют». И физиологическими причинами ухудшения памяти являются не только возрастные изменения, и проблемы с кровоснабжением мозга, уменьшение числа нервных клеток мозга, атеросклероз, снижение уровня физической активности, но и отсутствие тренировки мозга.

И если не тренировать ум и память, то процесс деградации остановить будет невозможно, и восстановить утраченную функцию не удастся. Но при систематической необременительной тренировке мозга интеллектуальными нагрузками память и ум можно восстановить. Нельзя забывать об общем физическом состоянии, потому что оно влияет на интеллект и память.

Активный образ жизни способствует повышению и физического, и психологического тонуса, улучшению настроения и самочувствия. Мозг, утомленный большими умственными усилиями, восстанавливается значительно быстрее после выполнения физической нагрузки.

Под ее воздействием происходят структурные изменения в мозге, которые способствуют росту нервных клеток и выработке нейрохимических веществ, стимулирующих рост и восстановление клеток мозга. Общеизвестен тот факт, что при работе мозг использует только 10-15% своего потенциала. Но применяя гимнастику для ума, можно повысить эффективность мозговой деятельности.

Вы удивитесь, да разве могут физические упражнения повлиять на работу головного мозга? Да, могут. Есть упражнения, которые могут стимулировать работу мозга. Существуют специальные упражнения гимнастики для мозга для пожилых людей. Врач из США Пол Деннисон еще в 70 годы прошлого века разработал систему занятий несложными физическими упражнениями, получивших название «Гимнастика для ума».

Время показало, что эта гимнастика очень эффективна, особенно для детей и для людей пожилого возраста. В России эта практика стала известна в конце 80-х годов ХХ столетия и дала развитие новому направлению в медицине – кинезиологии. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение. На базе этой науки была разработана педагогическая программа образовательная кинестетика.

Нам, привыкшим к тому, что наш мозг управляет телом, трудно поверить, что движение приносит пользу в развитии мозга и улучшает умственные способности. Но координированные движения, особенно перекрестные, повышая резервные возможности мозга, увеличивают количество нервных связей, повышая его резервные возможности.

Важно

Занимаясь практическими разработками в этой области, кинезиологи доказали, что гимнастике для ума, как и любви, «все возрасты покорны», но особенно хороша она для детей и людей зрелого возраста. Гимнастика для ума – это метод сохранения способности к концентрации внимания, восстановления памяти.

Она очень проста, требует не более получаса и заниматься ею можно всегда и везде независимо от места и времени. Упражнений для тренировки ума – великое множество. Необходимо выбирать то, которое решит именно вашу индивидуальную задачу, не надо гнаться за большим количеством упражнений. Вспомните мудрость пословицы: «Трудно усмирить стаю обезьян, но с одной обезьяной справить намного легче». Постарайтесь справиться именно со «своей обезьяной». Ум поддается тренировке, как и тело, только немного медленнее.

Мозг запоминает повторяющиеся медленные движения, поэтому нужны регулярные ежедневные занятия. Хорошо было бы выполнять весь предложенный комплекс ежедневно, но при современном цейтноте достаточно выполнить одно упражнение, которое даст в эту минуту нужный результат. Просто для этого надо иметь под рукой список упражнений с их терапевтическим эффектом.

Гимнастика для ума и русский менталитет

Есть одна важная особенность освоения гимнастики для ума именно русскими людьми. Мы привыкли считать, что «без труда не вынешь рыбку из пруда», т.е.

для достижения сколь-нибудь стоящего результата надо потрудиться до седьмого пота. Уж такова особенность нашего менталитета. А гимнастика для мозга не требует ни пота, ни напряжения, ни усилий, потому что это не спорт.

Вот и сомневается русский человек в возможности положительного результата. А зря сомневается!

Упражнения чрезвычайно просты, для них не надо ни инвентаря, ни спортивной формы. Программа занятий составлена для детей. Но эта программа «Гимнастика для ума» и для пожилых людей великолепно подходит.

А поскольку дети любят играть и не любят учиться, то и названия эти упражнения получили забавные.

Это не должно вызывать тревоги у занимающихся, потому что упражнения с такими несерьезными названиями дают достаточно серьезный положительный результат.

Кинестетика и упражнения программы

Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики.

Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины.

Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Упражнение «КРОСС КРОЛЫ»

Вариант 1.

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением. Вариант 2. Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх. Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь. Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом. Голова слегка поворачивается в сторону наклона.

Рот и губы расслаблены. 

Упражнение «КНОПКИ МОЗГА»

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ»

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз.

Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.

Поверните то же вправо.

 

Упражнение «СОВА»

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево. Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.

Повторите то же левой рукой.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено. Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца. Повторите то же правой рукой.

Потом выполните его двумя руками вместе.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА»

1 часть. Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу. Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди. Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.

Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно. 2 часть. Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу.

Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.

Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Видео с комплексом «гимнастика для мозга»

Если у вас после прочтения статьи и просмотра видео с отдельными упражнениями еще остались вопросы, посмотрите видео с единым комплексом, где упражнения даны в определенной последовательности.

 

Видео по теории и методике занятий «Гимнастикой для мозга

А это видео поможет вам найти ответы на вопросы по теории и методике применения «Гимнастики для мозга». В нем Ольга Троицкая, известный психолог и консультант, член московского общества семейных терапевтов и консультантов, в беседе с Александром Гордоном дает мастер-класс по обучению «Гимнастике для ума».

Будьте здоровы и успешны!

Зарядка для мозга: 8 полезных упражнений

14 упражнений для мозга

Современный человек постоянно испытывает стрессы. Многие просыпаются в стрессе и ложатся спать в стрессовом состоянии – и это очень печально.

Наш мозг никогда не отдыхает, пытаясь успеть все: мы беспокоимся, стараясь не забыть дни рождения близких, волнуемся, заперты ли двери и переживаем по поводу важной презентации. Мысли, которые роятся в голове, заставляют наш мозг работать с перегрузкой.

Совет

И рано или поздно любой человек доходит до точки, когда он не может мыслить ясно и, как следствие, не может работать в полную силу.

Между тем здравомыслие имеет огромное значение, если человек хочет оставаться здоровым и стремится к успеху в работе. К счастью, ясность ума можно быстро восстановить, если знать несколько упражнений, которые стимулируют мозговую активность. Достаточно сделать легкую разминку для ума и затем весь день работать с высокой продуктивностью.

Упражнение «Алфавит»

Все очень просто: нужно подобрать существительное для каждой буквы алфавита. Это очень простое упражнение задействует как левое, так и правое полушарие мозга и заставляет его «проснуться». К тому же это довольно забавно.

Чем более необычным будет слово – тем лучше. Во время выполнения упражнения левое полушарие отвечает за подбор нужного существительного, а правое отвечает за визуализацию образа.

Три десятка слов помогут сосредоточиться, в голове прояснится и можно приступать к работе.

Классическая музыка

Исследования показывают, что музыка, особенно классическая, может оказать серьезное влияние на мозговую активность и психическое состояние. Музыка также может улучшить настроение человека. Этот психологический феномен называется «Эффект Моцарта».

Спокойное звучание классической музыки может замедлить частоту сердечных сокращений, снизить кровяное давление и понизить уровень гормонов стресса в организме. Иногда хорошо, когда в крови бурлит адреналин, но лучше работать в своем обычном темпе. Освободиться от стресса и вернуть ясность ума будет еще легче, если человек сам играет на каком-либо музыкальном инструменте.

Интересный факт: оказывается, многие хирурги предпочитают проводить операции, слушая классическую музыку.

Йога

Физические упражнения позволяют снизить уровень стресса, но йога действует еще лучше, так как сочетает в себе упражнения и медитацию.

В результате человек начинает мыслить более ясно и перестает беспокоиться о пустяках, освобождая сознание для более важных дел.

Когда человек занимается йогой, он предельно сосредоточен на своем дыхании и может выполнять упражнения столько, сколько нужно для того, чтобы привести мысли в порядок.

Не обязательно знать все о йоге, чтобы снять стресс. Достаточно уметь принимать несколько поз, которые действительно помогают направить внимание на сохранение равновесия и контроль над дыханием.

Двойные каракули

Как и в упражнении с подбором слов для каждой буквы алфавита, упражнение «Двойные каракули», позволяет задействовать оба мозговых полушария. Чтобы заставить мозг работать, нужно попытаться изобразить что-нибудь, одновременно рисуя левой и правой рукой.

Конечно, получится не очень красиво, но для начала можно попробовать нарисовать что-нибудь простое: сердечка или домик. Делая это упражнение по утрам, можно избавиться от ненужных мыслей в голове и тем самым повысить свою креативность и производительность.

Brain Dumping

Выражение «Brain Dumping» можно перевести как «мозговой сброс». Что нужно сделать: выписать все мысли, что роятся в голове на бумагу. Для этого подойдет обычный блокнот или просто лист бумаги.

Можно, конечно, воспользоваться сервисом типа Wunderlist или Todoist, но лучше не использовать компьютер, особенно с утра.

Выписывать нужно все, что беспокоить: задачи, которые еще не сделаны, все дела, независимо от степени их важности, в общем, все, что мешает сосредоточиться.

Обратите внимание

Составляя такой спонтанный список дел, можно получить более ясное представление о том, что нужно сделать. В процессе становится понятно, что некоторые дела имеют более высокий приоритет и именно их нужно сделать в первую очередь.

Неважные дела можно оставить на потом, когда освободится время для их выполнения.

Это упражнение позволяет снизить уровень стресса и освободиться от того ужасного чувства, которое охватывает человека, который представляет, какую кучу дел ему предстоит переделать в течение рабочего дня.

Медитация

Когда речь заходит о стрессе и мозговой активности, многие вспоминают о медитации. Когда мозг, подобно компьютеру, не успевает обрабатывать все входящие задачи, он начинает «тормозить». В голове в этот момент полный сумбур, всякие глупые мысли и все это влияет на мышление. Мозг отвлекается на мелочи и сосредоточиться на чем-то действительно важном очень трудно.

Медитация помогает сфокусировать внимание на чем-то конкретном, она также позволяет снять стресс, который часто является причиной потери концентрации. В результате нормальная работа мозга восстанавливается, сознание проясняется, а все пустяковые мысли уходят.

Медитировать можно в любом месте и в любое время, но лучше выполнять упражнение с утра, уделив ему примерно 10 минут.

Игры для мозга

Кроссворды, ребусы, судоку и тому подобные развлечения позволяют быстро повысить мозговую активность и избавиться от тумана в голове.

Чтобы начать мыслить более ясно, Подойдет любая головоломка, можно решать математические задачи, отгадывать загадки – все, что угодно, что заставляет думать более интенсивно. Даже паззлы могут помочь, если это занятие оказывает стимулирующее воздействие на работу мозга.

Также не стоит забывать, что кроссворды и головоломки позволяют улучшить память и уменьшить вероятность регресса мозговой активности в будущем.

Изучение иностранного языка

Изучение иностранных языков является прекрасным способом сохранения ясности и остроты ума. Достаточно выучить с утра несколько слов на другом языке, чтобы «потренировать» свой мозг перед началом рабочего дня.

Изучение иностранного языка является достаточно сложным делом, но исследования показывают, что те люди, которые выучили другой язык, повышают умение концентрироваться на проблеме, они более организованы и мыслят более ясно.

Вывод

Фрилансер работает головой. Следовательно, с ней должно быть все в порядке. Есть множество способов, позволяющих сохранить ясность мыслей.

Чтобы быть продуктивным, нужно сбалансированно питаться, принимать витамины, которые необходимы мозгу для нормальной работы, заниматься спортом и выделять достаточно времени на сон. Мозг должен работать, но и отдыхать ему тоже нужно.

Сочетание здорового образа жизни с зарядкой для мозга позволит всегда быть бодрым и креативным, ведь если человек мыслит ясно, ему гораздо проще сконцентрироваться на важных задачах.