Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Содержание

Общественный контроль охраны труда

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Общественный контроль соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 закона «Об основах охраны труда в РФ» профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции и имеют право:

Приказ на командировку в 2019 году — образец, скачать

— осуществлять контроль соблюдения работодателями законодательства об ох ране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;

— получать информацию от должностных лиц о состоянии условий и охраны труда, о несчастных случаях и профзаболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

Для организации общественного контроля на предприятиях всех форм собственности трудовыми коллективами структурных подразделений выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда. При наличии на предприятии не скольких профсоюзов и иных представительных органов каждому из них предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных.

Совет

Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Обратите внимание

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за ох раной труда.

Уполномоченные периодически отчитываются на собрании трудового коллектива и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счёт средств предприятия.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятиях всех форм собственности рекомендуется создавать совместные комитеты (комиссии) по охране труда (при численности работников более 10 человек).

Комитет создаётся на паритетной основе из представителей работодателей, профсоюзов и иных представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон.

Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных лиц по охране труда. Условия создания, деятельности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре.

Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служебным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприятии.

Комитет по охране труда организует разработку раздела коллективного договора об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Какие функции имеют органы прокуратуры в сфере охраны труда?, Кто осуществляет административный и ведомственный контроль?, Что такое общественный контроль по охране труда и кто его осуществляет? оскальова ВМ Библиотека украинские учебникив

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Главная БЖД Охрана труда Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Высший государственный надзор за соблюдением и правильным применением всех законодательных актов по охране труда осуществляет. Генеральная прокуратура Украины и подчиненные ей прокуратуры на местах. Деятельность в органов подчиняется. Верховной. Раде. Прокурор вправео:

беспрепятственно входить в государственные или общественные учреждения любого подчинения;

доступа к документам и материалов, необходимых для проверки, а также проверять приказы, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты;

вызвать в органы прокуратуры должностных лиц и граждан, требовать от них устные или письменные объяснения о нарушении закона;

Важно

требовать проведения ревизий, экспертиз деятельности предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования и т др.;

выносить руководителям предприятий представления об устранении нарушений законодательства по охране труда;

опротестовывать незаконные приказы работодателей в вышестоящие органы;

ставить вопрос о привлечении лиц виновных в нарушении законодательных актов по охране труда к ответственности согласно действующему законодательству.

В случае грубых нарушений прокурор может возбуждать уголовные на дело, ставить вопрос о судебной ответственности или передавать материалы для применения общественного воздействия; давать предписания или выносить представления в государственные органы об устранении нарушений зак онности и условий, которые повлеклии.

Кроме этого прокурор может обращаться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов государства, предприятия, граждан или других юридических или физических лиц

Кто осуществляет административный и ведомственный контроль?

В масштабах предприятия, учреждения, организации административный контроль за состоянием охраны труда осуществляют: работодатель, главные специалисты и другие лица, которые наделены административными полномочиями нням.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства по охране труда, норм и правил осуществляет служба охраны труда вышестоящих организаций, а также их отраслевые специалисты

Совет

В процессе ведомственного контроля проверяют выполнение планов работы по охране труда, использования выделенных на охрану труда средств, разработку проектной документации, своевременное приобретение 313, выполнения об бовьязкив по охране труда служебными лицам.

Замечания и предложения являются обязательными для выполнения работодателями и специалистами предприятия, учреждения или организации

Что такое общественный контроль по охране труда и кто его осуществляет?

Законодательством общественный контроль на предприятиях возложена на профсоюзные комитеты и их объединения в лице своих выборных органов и представителей. Право комитетов профсоюзов контролировать исполнении ния администрацией предприятия установленных требований по охране труда приведены в. Положении о правах профкома,. Положении о комиссии по охране труда профкому.

Профкомы осуществляют систематический контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде, правил и норм по охране труда и своевременным выполнением мероприятий коллективных договоров (соглашений) по охране п рабо.

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо

В чем заключается деятельность комиссии по охране труда профкома?

Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии к. НПАОП000-409-07″Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятияємства».

Комиссии по охране труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае угрозы жизни или здоровью работников комиссии вправе требовать от работодателя. Гейне прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях или производствах физических лиц, использующих наемный труд, в цилом в на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работниковв.

Комиссии по охране труда также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их но ормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них, вносить работодателям, орга нам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

Обратите вниманиеОбратите внимание

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

[/su_box]

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

ВажноВажно

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

[/su_box]

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

2.4. Административный, общественный, личный контроль охраны труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляется в соответствии с Законом об охране труда.

При этом профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Указанные профессиональные и представительные органы имеют право:

• осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;

• проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

• принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

• предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

• выдавать работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

• принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

• обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

• принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда с изменением условий труда.

В положении о технической инспекции труда Профсоюза (от 20 марта 2006 г. г.

Москва № 5) предусмотрено, что техническая инспекция труда Профсоюза в соответствии с возложенными на нее обязанностями выполняет следующие функции:

— осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

— обеспечивает правовую и социальную защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей;

— организует и проводит проверки состояния условий и охраны труда в учреждениях образования и науки, а также охраны окружающей среды;

— защищает законные права и интересы членов Профсоюза обслуживаемых организаций, контролирует предоставление работодателями компенсаций и льгот при работе в тяжелых и вредных или опасных условиях труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

— участвует в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда, окружающей среды;

— контролирует совместно с профсоюзным активом выполнение соглашений по охране труда, правильность расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды;

— информирует соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды;

— контролирует обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, а также спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

В зависимости от конкретных условий производства, в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных.

Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организуют выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных.

Совет

Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Уполномоченные решают следующие основные задачи:

• содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

• контроль за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

• представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

• консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с поставленными задачами на уполномоченных возложены следующие функции:

• контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состояние охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;

• участвовать в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и в разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

• участвовать в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;

• следить за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и др.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение, а для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Статья 22.

7.10. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда

1.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

Обратите вниманиеОбратите внимание

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

[/su_box]

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

ВажноВажно

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

[/su_box]

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Эффективная реализация мероприятий в области охраны труда достигается при помощи надзора разного уровня: ведомственного и общественного. Разберемся, как организован последний.

Законодательная база

Федеральный закон № 181-ФЗ утратил силу, на сегодняшний день вопросы регулируются Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ. Так, в 37 статье основного закона закреплено право граждан на безопасную оплачиваемую трудовую деятельность, а также государство гарантирует защиту от безработицы и принудительной работы.

Более детально вопросы регламентированы в ТК РФ, а также издаются указы Президента РФ и Постановления Правительства.

Завершают цепочку локальные акты, среди которых центральное место занимает «Положение об административно-общественном контроле за ОТ», а также журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям.

Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники;
  • представительные органы.

Их функции сводятся к выполнению работы по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом. Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР. Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Образец журнала

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц :

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Государственный и общественный контроль за охраной труда обеспечивается уполномоченными органами и структурами. Общая цель этой работы состоит в проверке исполнения установленных предписаний законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы ОТ. Рассмотрим далее, что собой представляет административный общественный контроль за охраной труда.

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости.

В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций.

В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Общественный контроль за состоянием охраны труда

В рамках профсоюза либо иного уполномоченного органа выбираются ответственные лица. В соответствии с конкретными условиями производства может выбираться несколько таких работников. Лица, которые осуществляют общественный контроль за охраной труда, информируют руководство обо всех нарушениях, выявленных в ходе проверок, и добиваются их устранения.

Системы ОТ

В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях.

Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе.

Совет

Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба.

При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.

Служба ОТ

Она выступает в качестве самостоятельного структурного подразделения и находится в непосредственном подчинении у руководителя или его заместителя. Основной функцией службы выступает общественный контроль за охраной труда. В него входит:

  1. Организация и координация мероприятий по ОТ.
  2. Надзор за исполнением законодательных и прочих нормативных актов.
  3. Совершенствование работ по профилактике производственного травматизма.
  4. Консультирование нанимателей и персонала по вопросам ОТ.

Важный момент

В деятельности системы ОТ участвуют руководители организаций, начальники структурных подразделений, лабораторий, отдельных участков, отделов главных специалистов, материально-технического снабжения и пр.

Координация деятельности всех этих звеньев осуществляется инженером по ОТ.

В качестве основы для принятия управленческих решений, планирования мероприятий выступает анализ результатов надзора, к которому в том числе относится оценка состояния системы охраны труда.

Классификация

Общественный контроль за охраной труда может быть:

  1. Оперативным.
  2. Плановым.
  3. Выборочным.

Кроме этого, предусматривается проверка требований безопасности при аттестации. Оперативный общественный контроль за охраной труда осуществляется службой ОТ и связан с разного рода отказами и авариями. В зависимости от характера катастроф к проверкам привлекают отделы главных специалистов (механика, энергетика, подразделений безопасности сооружений и зданий и пр.).

Плановый контроль может быть комплексным и целевым. Последний предполагает проверку производственного оборудования по конкретным признакам.

К примеру, может осуществляться контроль соответствия электроприводов, систем гидравлики и пневматики требованиям безопасности. В качестве объекта проверки могут выступать средства для коллективной защиты.

К ним, в частности, относят системы освещения, отопления, кондиционирования, вентиляции и пр. Обычно целевой контроль выполняется в масштабах всей организации.

Комплексные проверки

Они осуществляются в конкретном цехе. В качестве объекта выступает оборудование, используемое в производстве. Оно проверяется на соответствие комплексу мер безопасности, установленных стандартами.

В ходе таких мероприятий заполняется журнал административно-общественного контроля по охране труда. В ходе проверок организуется проведение замеров показателей вредных и опасных факторов производства.

Контролю подвергаются все виды оборудования, процессов, средств индивидуальной и общей защиты, а также строительные конструкции, расположенные на участке (в цехе).

Аттестация

В первую очередь она касается персонала. Аттестация основывается на проверке соответствия производственной среды, тяжести и напряженности работы, приспособлений, которые использует персонал, установленным требованиям. Оценке подлежат показатели всех вредных и опасных факторов, воздействующих на сотрудников.

Их значения определяются при инструментальных измерениях в процессе деятельности согласно техническому регламенту, при эффективно и исправно функционирующих средствах общей и индивидуальной защиты. При этом применяются методы, установленные в соответствующих стандартах и иных нормативных актах.

В процессе измерения должны использоваться приборы, прошедшие государственную проверку в установленный срок. Результаты снятия показателей оформляются протоколами.

Дополнительно

Факт проведения проверки заносится в журнал общественно-административного контроля. Охране труда как нормативно закрепленной деятельности предъявляются соответствующие требования. Лица, ответственные за ее осуществление, обязаны следовать специальным правилам. Их закрепляет Положение административно-общественного контроля.

Охране труда руководитель предприятия должен уделять максимум внимания. Разработка мероприятий по ОТ входит в его обязанности. При этом на предприятии должны присутствовать работники, отвечающие за журнал общественного контроля по охране труда. В него заносятся факты проведения не только проверок, но и инструктажей, обучения персонала.

Выборочные мероприятия

К ним относят контроль вредных, тяжелых и опасных условий профессиональной деятельности.

Выборочные мероприятия проводятся для установления правильности использования перечней производств, должностей, работ и показателей, в соответствии с которыми определяются льготные пенсии, предоставляются отпуска, обоснованности начисления компенсаций за осуществление деятельности под воздействием неблагоприятных факторов. Такие проверки также направлены на обеспечение контроля качества аттестации персонала, в особенности на местах, где работают женщины.

Показатели травматизма

Они выступают в качестве ключевых характеристик состояния ОТ. К показателям относят коэффициенты тяжести и частоты несчастных случаев и смертельных исходов. Оценка динамики их изменения позволяет спрогнозировать их значение на предстоящий период.

Критерии, в соответствии с которыми травма характеризуется как производственная, указаны в Положении, определяющем особенности расследования страховых случаев.

Обратите внимание

Согласно документу, учет ведется в отношении ситуаций, повлекших за собой стойкую или временную потерю трудоспособности, необходимость перевода сотрудника на другую работу или смерть, возникшие при выполнении им своих профессиональных обязанностей во время смены на территории предприятия либо за ее пределами, в том числе по пути к месту выполнения задания.

К несчастным случаям относят травмы, полученные и от другого лица, острое отравление, ожог, тепловой удар, обморожение, утопление, укусы насекомых, поражение ионизирующим излучением, молнией или электротоком. Страховыми ситуациями также являются повреждения, которые получены при аварии, взрыве, разрушении сооружения, здания или конструкции, стихийного бедствия и прочих ЧС.

Особенности проведения расследований

Выявление обстоятельств несчастных случаев осуществляется специальной комиссией. В ней присутствуют представители нанимателя и работников.

Включение в комиссию сотрудников администрации, несущих ответственность за охрану труда на территории, где была получена травма, запрещено. Допускается участие пострадавшего в расследовании случая.

Комиссия обязана в трехдневный срок оформить соответствующий акт.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Общественный контроль. В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза.

В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль. В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм.  Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе.

Важно

Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15…20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений ; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности.

К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу).

Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Что и как проверит общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212, 217 ТК РФ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ, ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

2.5. Административно-общественный контроль по охране труда на предприятии

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

Административно-общественный
контроль является одной из форм контроля
за состоянием условий и безопасности
труда на рабочих мес­тах» производственных
участках, в цехах, отделах и лабораториях,
а также соблюдением службами, должностными
лицами и работающими тре­бований
трудового законодательства, стандартов
безопасности труда, правил, норм,
инструкций и других нормативных
документов по охране труда.

Административно-общественный
контроль проводится администраци­ей
предприятия совместно с профсоюзной
организацией.

Административно-общественный
контроль не исключает проведения
контроля по охране труда руководителями,
специалистами и инженерно-техническими
работниками предприятия в соответствии
с их должностны­ми обязанностями, а
также общественного контроля.

Совет

Административно-общественный
контроль по охране труда может иметь
трехступенчатую форму.

На первой ступени
— на участке цеха, в смене или бригаде.

На второй ступени
— в цехе, в отделе, в лаборатории
предприя­тия.

На третьей ступени
— на предприятии в целом.

Первая ступень
контроля осуществляется руководителем
соответ­ствующего участка (мастером,
начальником участка, начальником сме­ны)
и общественным инспектором по охране
труда в начале смены, а при работах с
повышенной опасностью и в течение смены,

Результаты проверки
записываются в журнале первой ступени,
где по выявленным нарушениям и недостаткам
указываются необходимые ме­роприятия
и сроки их выполнения. Результаты
проверки доводятся до сведения трудового
коллектива участка (бригады).

Вторая ступень
контроля проводится комиссией,
возглавляемой начальником цеха (отдела,
лаборатории) и старшим общественным
инспе­ктором по охране труда не реже
двух раз в месяц.

В состав комиссии
входят руководители (представители)
техничес­ких служб цеха, инженер
отдела охраны труда и цеховой врач.

Результаты проверок
записываются в журнал второй ступени
контро­ля с указанием исполнителей
устранения выявленных недостатков» а
так­же сроки их выполнения. Контроль
за выполнением выявленных недостат­ков
осуществляется инженером отдела охраны
труда (куратором цеха) и старшим
общественным инспектором по охране
труда цеха.

Результаты проверок
доводятся до сведения всех работающих
в це­хе.

Третья ступень
административно-общественного контроля
проводит­ся комиссией, возглавляемой
руководителем предприятия или главным
ин­женером и председателем профсоюзного
комитета всего предприятия не реже
одного раза в квартал.

В состав комиссии
входят заместитель главного инженера
по охра­не труда (начальник отдела
охраны труда), председатель комиссии
ох­раны труда профсоюзного комитета
предприятия, руководители техничес­ких
служб (главные специалисты) и главный
врач заводской поликлиники.

Обратите внимание

При необходимости
комиссия третьей ступени может быть
разделена на ряд подкомиссий под
руководством главных специалистов или
замес­тителей главного инженера для
проведения проверок по отдельным
объектам предприятия.

Результаты проверок
оформляются актами и обсуждаются на
сове­щаниях у руководителя предприятия
с участием профсоюзного актива, По
итогам проверок выпускаются приказы
по предприятию.

Ведомственный и общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет, административно-общественный, ведомственный

1 Ведомственный и общественный контроль за охраной труда

Право на безопасный труд закреплено в Конституции Российской Федерации (п.3 ст. 37). В области охраны труда на предприятиях и в учреждениях основными законодательными актами являются Трудовой кодекс РФ , Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

Организация работы на предприятии 
по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда.

Служба охраны труда в 
соответствии с возложенными на нее 
основными задачами выполняет следующие 
функции:

а) проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает совместно с соответствующими службами мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение;

б) организует работу по проведению паспортизации санитарно-технического состояния на рабочих местах по подразделениям предприятия;

в) организует совместно с соответствующими службами предприятия разборку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду;

г) подготавливает и вносит руководству предприятия предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов;

Важно

д) участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда;

е) проводит совместно с соответствующими службами предприятия и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

ж) контролирует правильность составления и своевременность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда;

з) оказывает помощь подразделениям предприятия в организации контроля состояния окружающей производственной среды;

и) участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;

к) проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;

л) участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

В соответствии с ТК РФ организация 
обеспечения безопасности труда 
в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию 
работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие — главный инженер.

Совет

В составе комитетов 
профсоюза предприятий имеются 
комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда.

Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда 
и культуре производства, принимают 
участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде.

Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.

Высший надзор за исполнением 
законов о труде и правил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями 
и их должностными лицами возлагается 
на Генеральную прокуратуру РФ.

Кроме 
того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора.

Контроль за охраной труда можно условно разделить на государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.

Государственный контроль за охраной труда образуется вышестоящими органами государственной власти Российской Федерации и автономных республик. Таковым является Федеральный горный и промышленный надзор России и его органы на местах (комитеты и инспекции).

В систему органов Федерального горного и промышленного надзора 
России входят специализированные инспекции:

Обратите внимание

а) котлонадзор — осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.);

б) газовый надзор — проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования;

в) надзор за подъемно-транспортным оборудованием — контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.

Инженеры-инспекторы специализированных инспекций проводят регистрацию 
и техническое освидетельствование 
подконтрольного им оборудования, выдают разрешение на его эксплуатацию, контролируют соблюдение правил и норм по технике безопасности.

Контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств:

а) Государственная инспекция по промышленной энергетике и Энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Министерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью;

б) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет состояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблюдение правил дорожного движения;

в) Санитарно-эпидемиологическая служба системы Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный надзор за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил;

Важно

г) Инспекция морского и речного регистров РФ контролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны;

д) Государственная пожарная служба организуется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объектах народного хозяйства.

Государственный профсоюзный 
контроль за охраной труда возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только государственный (не общественный) контроль за охраной труда.

Органами этого вида контроля являются технические инспекции 
профсоюзов.

Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.

Профсоюзный общественный контроль за охраной труда осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов.

Комиссия по охране труда 
состоит из членов профсоюзов и возглавляет 
ее член профсоюзного комитета, а в 
цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором 
предприятия по охране труда.

Председатель комиссии не может быть лицом из администрации.

Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного 
травматизма, профессиональных заболеваний 
и т. д.

Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде 
на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком па один год.

Совет

Общественный инспектор 
по охране труда контролирует проведение своевременного инструктажа рабочих 
по технике безопасности и производственной санитарии, проверяет исправность 
оборудования на рабочих местах, следит за своевременным обеспечением рабочих 
спецодеждой, немедленно сообщает старшому общественному инспектору о несчастных случаях на производстве, добивается от руководителей участков работ 
устранения обнаруженных нарушений 
законов о труде и т, п.

Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.

2 Производственное освещение и его влияние на безопасность

Правильно спроектированное и рационально 
выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное 
психофизиологическое воздействие 
на работающих, способствует повышению 
эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность.

При освещении производственных помещений 
используют естественное освещение, создаваемое 
прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняющемся в 
зависимости от географической широты, времени года и суток, степени 
облачности и прозрачности атмосферы; искусственное освещение, создаваемое 
электрическими источниками света, и совмещенное освещение, при 
котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняют 
искусственным.

Конструктивно естественное освещение подразделяют на боковое (одно- и двухстороннее), осуществляемое через световые проемы в наружных стенах; верхнее – через аэрационные и зенитные фонари, проемы в кровле и перекрытиях; комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.

Искусственное освещение по конструктивному исполнению может быть двух видов – общее и комбинированное.

Систему общего освещения применяют в помещениях, где по всей площади выполняются однотипные работы (литейные, сварочные, гальванические цехи), а также в административных, конторских и складских помещениях.

Различают общее равномерное освещение (световой поток распределяется равномерно по всей площади без учета расположения рабочих мест) и общее локализованное освещение (с учетом расположения рабочих мест).

При выполнении точных зрительных работ (например, слесарных, токарных, контрольных) в местах, где оборудование создает 
глубокие, резкие тени или рабочие поверхности расположены вертикально (штампы, гильотинные ножницы), наряду с общим освещением применяют местное.

Совокупность местного и общего освещения называют комбинированным освещением.

Обратите внимание

Применение одного местного освещения внутри производственных помещений не допускается, поскольку образуются резкие тени, зрение быстро утомляется и создается опасность производственного травматизма.

По функциональному назначению искусственное освещение подразделяют на рабочее, аварийное и специальное, которое может быть охранным, дежурным, эвакуационным, эритемным, бактерицидным и др.

Рабочее освещение предназначено для обеспечения нормального выполнения производственного процесса, прохода людей, движения транспорта и является обязательным для всех производственных помещений.

Аварийное освещение устраивают для продолжения работы в тех случаях, когда внезапное отключение рабочего освещения (при авариях) и связанное с этим нарушение нормального обслуживания оборудования могут вызвать взрыв, пожар, отравление людей, нарушение технологического процесса и т.д.

Эвакуационное освещение предназначено для обеспечения эвакуации людей из производственного помещения при авариях и отключении рабочего освещения; организуется в местах, опасных для прохода людей: на лестничных клетках, вдоль основных проходов производственных помещений, в которых работают более 50 чел.

Охранное освещение устраивают вдоль границ территорий, охраняемых специальным персоналом. Наименьшая освещенность в ночное время 0,5 лк.

Сигнальное освещение применяют для фиксации границ опасных зон; оно указывает на наличие опасности, либо на безопасный путь эвакуации.

Условно к производственному освещению 
относят бактерицидное и эритемное облучение помещений. Бактерицидное облучение («освещение») создается для обеззараживания воздуха, питьевой воды, продуктов питания..

Важно

Эритемное облучение создается в производственных помещениях, где недостаточно солнечного света (северные районы, подземные сооружения). Максимальное эритемное воздействие оказывают электромагнитные лучи с λ = 0,297 мкм.

Они стимулируют обмен веществ, кровообращение, дыхание и другие функции организма человека.

Естественное и искусственное 
освещение в помещениях регламентируется нормами СНиП 23-05–95 в зависимости 
от характера зрительной работы, системы 
и вида освещения, фона, контраста 
объекта с фоном.

Характеристика зрительной работы определяется наименьшим размером объекта различения (например, при работе с приборами –толщиной линии градуировки шкалы, при чертежных работах –толщиной самой тонкой линии).

В зависимости от размера объекта различения все виды работ, связанные со зрительным напряжением, делятся на восемь разрядов, которые в свою очередь в зависимости от фона и контраста объекта с фоном делятся на четыре подразряда.

При определении нормы освещенности следует учитывать также ряд 
условий, вызывающих необходимость 
повышения уровня освещенности, выбранного по характеристике зрительной работы.

Увеличение освещенности следует предусматривать, например, при повышенной опасности 
травматизма или при выполнении напряженной зрительной работы I…IV разрядов в течение всего рабочего дня.

В некоторых случаях следует 
снижать норму освещенности, например, при кратковременном пребывании людей в помещении.