Стройка века. как создавалось советское счастье.

Великие стройки Советского Союза

Стройка века. как создавалось советское счастье.

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана.

Обратите внимание

Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, — управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, — были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года — запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную.

Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Рога горного тура

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров.

Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк».

Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку».

Стандарт  — 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок — Северо-Муский тоннель — был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин.

О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных.

Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы.

Важно

Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных.

В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма».

Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат.

Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года.

Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться.

После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных.

Совет

Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были.

На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин.

В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза.

До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень.

Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

«Слава» — высокая планка советского счастья

Стройка века. как создавалось советское счастье.

Текст: Алена Лосева
Фото: Сергей Чалый

Этой весной МХТ имени Чехова в рамках режиссерской лаборатории «После революции» продолжает работу над произведениями русских писателей и драматургов начала двадцатого века. 15 мая на новой сцене МХТ зрители имели возможность увидеть эскиз спектакля по пьесе В. М. Гусева «Слава».

В данном случае Виктор Михаилович Гусев — это советский поэт и драматург, лауреат двух Сталинских премий, автор стихов и сценариев для спектаклей, фильмов («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны» и других), а также популярных в довоенные годы живых картин, автор комедий «Американский житель» и «Закрытие Америки» и только после всего этого родной дедушка популярного спортивного комментатора и телеведущего Виктора Гусева.

«Слава» была создана в 1935 году и тут же поставлена многими театрами по всему Советскому Союзу.

Это произведение — пример идеального выполнения госзаказа: патриотическая пьеса в стихах, написанная хорошим чистым слогом, с легкой нотой юмора, с необходимым процентом любовной лирики, которая ни в коем случае не замещает, а только подчеркивает главную тему — тему подвига на благо отечества.

Режиссер современной версии спектакля Михаил Рахлин, принявший эстафету советских довоенных театров, пишет об этой пьесе так: «Мы строим светлое будущее и постоянно забываем про настоящее. И вся эта стройка превращается в огромную могилу.»

Сегодня на сцене МХТ — молодые актеры с чистыми ясными лицами, играющие вдаль, в то светлое будущее, которое так и не наступило. Вместе с ними в общем потоке спектакля — Станислав Любшин — живая легенда. Один его выход на сцену — это уже классика.

Его игра жестом, взглядом, позой, его присутствие сразу в двух эпохах, его правда о том, что было и о том, что есть, как окно, распахнутое в весеннюю советскую Москву, залитую солнцем, пахнущую сиренью и черемухой, с ее трамваями, прохожими, гудками, птицами и верой в то, что все будет хорошо.

Визуально спектакль очень светлый. В нем много белого цвета и мало деталей: мягкие линии светлых почти одинаковых костюмов персонажей, белая посуда, в которой ничего нет, белые кубики, из которых просто сложить любые декорации. Перед нами простой видеоряд, построенный в стиле советского минимализма и не отвлекающий зрителя от главной идеи.

Обратите внимание

Представьте себе современную девушку, которая говорит своему жениху: «Дорогой, для того, чтобы я смогла полюбить тебя по-настоящему, надо, чтобы ты совершил подвиг на благо отечества. Я конечно, тоже не подведу. Я сама отличница, комсомолка, спортсменка и летчица. Мотор и небо — моя стихия, так что тебе, любимый, придется очень сильно постараться, чтобы меня догнать и перегнать.

» Девушку такую себе представили? А парня ее? А как он на это реагирует в современном контексте? Так вот, на сцене МХТ возлюбленный главной героини и догнал, и перегнал, и достиг, и осуществил положенный акт патриотического воспитания советской молодежи. В 1935 году не могло быть иначе. Семейное счастье должно было вырасти на почве беззаветного служения отечеству. И никак иначе.

Странно смотрится в наше время классика соцреализма. Странно и невесело. Мы что-то потеряли безвозвратно и теперь, приходя в театр, можем только удивляться образу мыслей наших дедов, до которых нам вроде бы так близко, но на самом деле бесконечно далеко.

Как создавалась мода на советское прошлое. Разговор с Юрием Сапрыкиным

Стройка века. как создавалось советское счастье.

В последние годы День России из праздника новой, постсоветской государственности, становится все ближе к тому самому Советскому Союзу, отделение от которого изначально этот день символизировал. Впрочем, откат к советскости, преемственность нынешней российской власти от СССР, и как следствие – государственная политика империи – вполне ощутимый тренд последних лет.

На смену триколору приходит георгиевская ленточка, в российские города возвращаются памятники Сталину. Сейчас в России их появляется, в среднем, по пять-семь в год.

https://www.youtube.com/watch?v=MtO11Baj1pI

На этой неделе в медиа активно обсуждали интервью Владимира Путина Оливеру Стоуну, первая серия которого выйдет в эфир на американском телеканале Showtime во вторник, как раз на следующий день после Дня России – в нем президент опять возвращается к распаду Союза как ключевой трагедии XX века, к необходимости двуполярного мира, и к своей роли в строительстве этого самого мира.

Имперскость и советизация сознания поддерживаются на самых разных уровнях – от сериалов на госканалах, романтизирующих советскую эпоху, выставок соцреализма и соцромантики в главных музеях страны, до строительства парков развлечений.

Ко Дню России презентовали проект парка развлечений в Новой Москве – форма которого будет в точности повторять контуры Советского Союза. Новая зона отдыха получит название «Парк героев».

Советское прошлое стало возвращаться в российское настоящее под аккомпанемент «Старых песен о главном». Проект Константина Эрнста и Леонида Парфенова вышел в эфир 31 декабря 1995 года.

Романтика от трактористов и продавщиц сельпо оказалась настолько востребована, что Первый канал – тогда еще ОРТ – снял еще три части, а потом повторял их в новогоднюю ночь вплоть до середины 2000-х.

Песни из счастливого советского детства запели даже рокеры – в альтернативном новогоднем музпроекте «Неголубой огонек».

В кино успешнее всех ностальгию по Союзу уже много лет эксплуатирует режиссер и продюсер Валерий Тодоровский.

«Стиляги», «Оттепель» и «Оптимисты» показали советскую действительность такой теплой, ламповой, что в нее захотелось вернуться.

Важно

Одновременно, в середине 2000-х телеэкраны закричали на зрителя многочисленными проектами о «лихих 90-х», куда, после просмотра, наоборот, совсем не хотелось.

Молоко в треугольных пакетах, мороженое, как за 20 копеек, докторская колбаса, «Тархун» дороже Колы и элитные авоськи – российские товары в советской обертке стали лучше продаваться.

То же и с одеждой – дизайнер Денис Симачев сделал бренд СССР и своим брэндом. Олимпийки и кеды снова в моде. Форма футбольной сборной России к домашнему чемпионату мира впервые сшита в стилистике формы сборной СССР.

В Сети – сотни постов и роликов в стиле: «'Это оценят только люди, жившие в СССР». Советские игрушки, бочки с квасом, диафильмы – теперь это куда больше, чем просто хлам из кладовки.

Велика ли роль массовой культуры в создании нового образа Советского Союза – милого, доброго и модного. Такого, чтобы герб СССР красовался на чехле от айфона, а на майке был принт с лимонадом «Байкал». И велик ли шаг от этой самой майки к принятию других, куда менее приятных советских устоев и правил. Об этом Настоящее Время поговорило с журналистом Юрием Сапыркиным.

— Скажите, у вас есть ощущение новой романтизации Советского Союза? Все эти сериалы «Оптимисты», выставка «Оттепель» в Третьяковке, где, собственно, Советский Союз – это исключительно такая девушка, летящая мимо туманных башенных кранов куда-то в ситцевом платье.

— У меня нет ощущения романтизации Советского Союза.

Потому что и выставка «Оттепель», и сериал «Оптимисты», во-первых, они, как следует из названия, посвящены «оттепели», и это очень специальное время в истории Советского Союза, с которым на общем фоне этой истории у людей связано много каких-то радостных воспоминаний, как, наверное, и во всем мире этих воспоминаний много в связи с 60-ми годами.

Во-вторых, сложно говорить о том, что это какая-то новая волна, потому что сериалов, выставок, фильмов разнообразных культурных институций, которые, так или иначе, занимаются реанимацией советского, в последние годы даже непонятно, где поставить какую-то отметину, где сказать, что вот тут эта ностальгия началась, и вот здесь она достигла своего пика. Это просто такой нескончаемый поток, и в этом контексте и выставка «Оттепель», по-моему, демонстрирует какое-то человеческое лицо у этой ностальгии, а сериал «Оптимисты» – так вообще довольно безжалостный и, по-моему, чрезвычайно честный.

— А можно человеку глубоко несоветскому, не умеющему ностальгировать по советскому прошлому, просто потому что ему, предположим, двадцать лет, каким-то образом всучить условную газировку в автомате, кеды «Два мяча», заставить скучать по тому, что в принципе он не помнит и помнить не может?

— Понимаете, тут есть разные вещи. Разнообразные аксессуары, которые для нас, для моего поколения маркированы как советские, конечно, молодому поколению можно продать.

Ретро-шик – он и в Африке ретро-шик, это не специфический российский феномен.

Можно ли продать ностальгию именно по советскому в целом, которая тоже такой сложный феномен, или надавить на какие-то кнопки, которые связаны с актуализацией советского в идеологическом смысле – вот в этом у меня есть серьезные сомнения.

Совет

Мне кажется, что в огромном смысле официальная идеология и культурная политика действительно оперируется людьми, у которых есть какие-то незалеченные советские боли.

Для людей лет на 20 моложе эти операции и эта терапия вообще, как сейчас принято говорить, ни о чем.

Для тех самых людей, у которых нет, как говорит политолог Катя Шульман, советских центров в мозгу, для них кеды – это просто кеды, а мороженое – это просто мороженое. Для нас это символ чего-то там.

— Нет следующего шага – Сталина, например, на айфоне? Потому что он же тоже модный такой, хипстер, как Маркс, как Че Гевара. Тоже ретро.

— Нет, он не модный. Все-таки для того, чтобы поставить знак равенства между мороженым и Сталиным даже на уровне образа, это, скажем так, слишком смелое допущение. И за мороженым может ничего не стоять, а за Сталиным стоит довольно много всего.

Я вот вам нарисовал такую оптимистическую картинку, сейчас самое время ее разрушить, потому что да, для 20-летнего человека, который в общем и целом пролистал «Архипелаг ГУЛАГ», для него, надеюсь, про Сталина все понятно или может быть понятно, и мороженое в вафельном стаканчике его к Сталину не приведет.

Но при этом не будем делать вид, что эта работа не происходит.

На Первом канале, например, сейчас по воскресеньям показывают какие-то гигантские трехчасовые блоки фильмов о забытых вождях, о том, какой там молодец был, например, министр МГБ Абакумов или какой Берия был гениальный организатор советской промышленности.

И люди реально сходят с ума, потому что это фильмы не просто о каких-то там противоречивых фигурах, а таких конкретных палачах, у которых руки по локоть в крови.

И вот эта работа действительно опасная, но к молодежи и к модным аксессуарам она не имеет никакого отношения, да и к выставке «Оттепель», мне кажется.

Действительно, люди, которые, так или иначе, испытывают эту ностальгию, у нее, опять же, есть много оттенков, как у серого. Бывает ностальгия по величию страны, и у нее есть разные формы, от умеренных в виде «вот у нас была сильная промышленность и ракеты летали» до такого совсем радикального сталинизма.

Бывает ностальгия по просто каким-то теплым человеческим отношения, которые были в Советском Союзе.

Именно из-за этого по телеку постоянно крутят старое кино, потому что фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова» будит в людях воспоминание о какой-то теплой человечной жизни, которую во многом в 90-е они потеряли из-за разрушения социальных связей, им объективно есть о чем тосковать. Есть культ победы, который совсем отдельная история.

И вот эти разные виды ностальгии могут испытывать совершенно разные люди. Но да, конечно, официальная идеология, и медиа, и культура, культурные разные проекты – они, в общем, на эти центры довольно сознательно давят. Но, опять же, мне кажется, это все действует на людей от сорока и выше.

Убойные советские стройки прошлого века

Стройка века. как создавалось советское счастье.

Стройки в Советском Союзе были масштабными, как и амбиции этого государства. Тем не менее, масштабно о человеческой судьбе в СССР никто и никогда не думал.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных.

О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают.

И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.

Обратите внимание

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики.

24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею».

Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям.

Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат.

Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары.

Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод.

Важно

Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял.

По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы.

Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов.

Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера.

Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна.

Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными.

Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено.

Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров.

Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна).

Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Совет

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.

Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней.

Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов).

Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион.

Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день.

А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства.

Обратите внимание

Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала».

Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность.

Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей.

Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..

» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр – 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки.

А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н.

Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность — она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины — все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов — целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

https://www.youtube.com/watch?v=XvBoWMZZufE

Величайшая в мире комсомольская стройка — БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи — началась вовсе не с призыва к молодежи.

На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал.

Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это — наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Важно

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных — БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало.

Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги.

Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью.

Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось.

И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта — то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

(Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.).

ИСТОЧНИК Станислав Белковский, опубликовано на странице автора в Фейсбук

Подписывайтесь на наши каналы в Тelegram и в Youtube

Почему Дворец Советов так и не построили?

Стройка века. как создавалось советское счастье.

Один из коммунистических лидеров Советской России – Сергей Кировв 1922 году предложил создать «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» вместо «дворцов банкиров, помещиков и царей». Два года спустя умер Ленин – вождь большевистской революции.

Его соратники по партии решили, что отныне для всей страны ушедший в мир иной «главный большевик» станет «вечно живым». В стране принялись насаждать культ Ленина. Тело вождя поместили в мавзолей – подобие царских усыпальниц древности. По всей стране, даже в маленьких городках воздвигали памятники «вечно живому вождю».

Но главный монумент Ленину было решено вознести на гигантскую высоту, увенчав изваянием «Ильича» супер-небоскреб – новый Дворец Советов.

Совет

Это сооружение могло бы стать воплощением давней идеи Кирова. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что новый дворец сооружается именно «вместо» святынь дореволюционных времен, решено было снести крупнейший в России православный Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в 19-м веке в память о героях Отечественной войны 1812 года.

Снос Храма Христа Спасителя.

Идея нового дворца натолкнулась на глухое недовольство населения. Многие сочли кощунством снос знаменитой церкви. Потребовалось десятилетие и личное распоряжение И.В.

Сталина, чтобы в 1931 году уникальный храм был взорван и место для «пролетарского дворца» освободилось. К этому времени Сталин стал уже полновластным диктатором СССР.

Вождь хотел видеть в новых зданиях воплощение мощи и величия новой «красной империи».

План Дворца Советов.

Именно поэтому из нескольких проектов Дворца Советов был выбран проект Бориса Иофана, наиболее отвечавший поставленной идеологической задаче. Согласно этому проекту, Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением высотою 415 метров, а предназначенный для торжественных заседаний Большой зал смог бы вместить 21.000 человек.

Проект Дворца Советов.

Дворец Советов мыслился Иофаном как пирамида из поставленных друг на друга мощных цилиндров. Венчала здание 80-метровая скульптура В.И. Ленина, внутри которой тоже собирались обустраивать разные помещения: например, библиотеку, как говорят, предполагалось разместить в указательном пальце железобетонного вождя.

Строительство Дворца Советов превратилось в крупнейшую градостроительную задачу и было провозглашено ударной, то есть, важнейшей стройкой. Возведение здания было начато в сложнейших условиях. В огромный котлован постоянно просачивалась вода из находящейся поблизости Москвы-реки и подземных потоков.

Тем не менее, удалось совершить настоящий инженерный подвиг – был сделан фундамент, состоявший из двух гигантских концентрических бетонных колец, уходивших в землю на глубину более 20 метров. Фундамент опирался на известняковые скалы, что должно было придать имеющему титанический вес Дворцу Советов небывалую устойчивость.

Фундамент Дворца Советов.

Однако, несмотря на все усилия, стройку так и не суждено было закончить. Началась Великая Отечественная война. В тяжелые годы металлические конструкции были переделаны в противотанковые ежи, а стальные балки использовались для восстановления разрушенных мостов.

В 1953 году Сталин умер, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым отказалось от помпезных и дорогостоящих проектов предыдущей эпохи. Над фундаментом Дворца был возведен открытый бассейн «Москва», который работал даже в зимнее время, окутывая район метро «Кропоткинская» (бывш. «Дворец Советов») клубами тумана.

После распада СССР власти Москвы, желая подчеркнуть историческую преемственность с докоммунистическими временами, приняли решение восстановить Храм Христа Спасителя, который теперь стал одним из символов Москвы новейшего времени.

Как бы выглядел Дворец Советов на фоне сегодняшней Москвы?

Как бы выглядел Дворец Советов на фоне сегодняшней Москвы?

©При частичном или полном использовании данной статьи — активная гиперссылка ссылка на alfaed.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА

Вас это заинтересует:

Что такое каркасное строительство?Как идея может изменить мир?

Методы пайки. Самые кровавые стройки СССР

Стройка века. как создавалось советское счастье.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных.

О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают.

И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе — первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.

eastnewsОбратите внимание

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики.

24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею».

Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям.

Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат.

Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары.

Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

eastnews

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод.

Важно

Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял.

По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!).

Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы.

Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов.

Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке).

Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера.

Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна.

Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

eastnewsСовет

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными.

Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено.

Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров.

Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна).

Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых — двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков.

Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней.

Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

eastnewsОбратите внимание

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов).

Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион.

Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день.

А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства.

Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала».

Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность.

Важно

Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

eastnews

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей.

Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..

» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр — 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки.

А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н.

Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность — она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины — все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов — целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

https://www.youtube.com/watch?v=XvBoWMZZufE

Величайшая в мире комсомольская стройка — БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи — началась вовсе не с призыва к молодежи.

На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал.

Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это — наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

eastnewsСовет

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных — БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало.

Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги.

Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью.

Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось.

И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта — то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

Читать в блоге автора: http://arman71.livejournal.com/65154.html

Безопасное советское жильё

Стройка века. как создавалось советское счастье.

?Category:
В небольшой заметке, посвящённой письму Ю.В. Андропова о многочисленных нарушениях при строительстве Чернобыльской АЭС в 1979 году, нарисовался некий эксперт и безапелляционно заявил: «Ну и что, что были нарушения? Потом всё построенное с нарушениями снесли и заново отстроили». Вот так.

А что, государство у нас богатое, даром что сотни тысяч людей стоят в очереди на жильё. Сказав такое, эксперт почему-то уверен, что делает комплимент советской системе строительства. Мол, то что строят плохо – это мелочи. Главное, что потом завсегда могут сломать и заново построить.

При этом, кстати, далеко не факт, что отстроенное заново будет лучше, чем тот брак, который сломали. В частности с ЧАЭС остаётся вопрос: а в самом деле после выявления нарушений всё было переделано как надо? Ну да ладно. Тот же самый эксперт заявил: конечно, бывали отдельные неполадки в пробирной палатке.

Но зато уж в плане строительства жилья для наших трудящихся всё было тип-топ. Это мол только сейчас в новый дом страшно заселяться, а вот в советское время! Да, эх это старое доброе советское время, в которое трава зеленее и дома прочнее.

Обратите внимание

Кстати, по поводу прочности советских домов эксперт привёл пример блочных хрущовок (5-этажных домов 50-60-х годов постройки). Мол вот тогда строили так строили! Не нынешним строителям чета. Да, не чета. Так вот поэтому и осветим мы кратко сегодня советский период безопасного строительства для трудящихся.

В этом нам поможет книга, ссылку на которую любезно предоставил mgsupgs . И начнём мы просмотр этой книги со столь полюбившейся эксперту безопасной советской блочной хрущобы.

Экспонат № 1.

Про эту безотрадную картину сказано следующее: В марте 1961 года был зарегистрирован случай обрушения стен пятиэтажного дома серии 1-447-5. Причина – дом собирали в мороз, а при оттепели произошло оттаивание раствора кирпичной кладки цоколя (что же это за раствор такой?). Цоколь был раздавлен весом верхних этажей и – вуаля. Причина? Причина простая – нарушение требований при производстве работ в зимний период времени. Хорошо, что это произошло ещё до того, как строительство закончилось и дом был пуст (впрочем, может там были строители – об этом в книге не говорится).

А вот экспонат № 2.

История следующая. Морозы в Свердловске в январе-марте 1966 года доходили до 30 градусов по Цельсию, однако работы по монтажу 5-этажного крупнопанельного дома не прерывались. Да и кто их прервёт, кто позволит сорвать план по обеспечению трудящихся «Бесплатными Квартирами» (ТМ)? Далее цитата: «27 марта 1966 г. наступила положительная температура наружного воздуха. Началось оттаивание замороженного бетона и раствора. Потребовалось четверо суток с положительной температурой воздуха и 30 марта дом рухнул». О как. За 4 дня советский образцовый особопрочный (по мнению ряда выдающихся экспертов) дом для трудящихся, растаял, аки ледяная избушка из известной сказки.

Идём далее по нашему виртуальному музею советского строительства «на века» и обнаруживаем экспонат № 3.

Подпись под экспонатом гласит: 14 марта 1972 года в посёлке Глебовской птицефабрики (Истринский район МО) произошло обрушение части крупнопанельного 4-этажного корпуса школы. Причина в общем-то всё та же: монтаж здания в сильный мороз (до 18 градусов мороза по Цельсию) и обрушение его при потеплении. Сказывают, что до революции в России здания в мороз не строили. Только в тёплую пору. Ибо даже дураку ясно, что в сильный мороз с раствором происходят разные чудеса, что может негативно сказаться при потеплении. Но то в лапотной царской России. В счастливой и образованной советской России советское правительство было так озабочено красивыми столбиками циферек в годовых отчётах о возведённых зданиях, что требовало не прекращать строительство даже в лютый мороз. А поскольку Россия такая страна, что морозы тут бывают частенько (да-да, это совсем недавно точно установили некоторые зарубежные исследователи), то в плане строительных чудес происходили вот такие вот неожиданности. Но понятно, что одной оттепелью хорошо построенное здание не свалить. Но то хорошо построенное. А у здания школы в посёлке Глебовской птицефабрики (цитата): «в целом монтажные работы отличались очень низким качеством: толстые швы, многочисленные закладки кирпичом, металлические подкладки, некачественное замоноличивание вертикальных швов или вообще отсутствие таковых…». Или вообще отсутствие таковых. Да… Строительство такого важного объекта, как ЧАЭС контролировал КГБ СССР. Ну а вот на строительство здания школы в посёлке Глебовской птицефабрики бдительных чекистов уже не хватило (да и где их столько взять, чтобы все советские стройки контролировать), вот и результат.

Как говаривали в советские времена: «Советское – значит отличное!». Для проверки справедливости этого рекламного слогана переместимся к экспонату № 4.

Читаем: 22 апреля 1979 года в г. Сургуте произошло обрушение крупнопанельного 5-этажного дома общежития серии И-164-07. Обрушились полностью все пять этажей здания в средней части дома.Нде… Нечего сказать – хороший подарочек преподнесли строители Сургута на день рождения дедушке Ленину. Кстати, это ведь тот же самый год (1979), в который Юрий Владимирович Андропов отправил памятную записку в ЦК КПСС с перечнем нарушений на строительстве Чернобыльской АЭС. Стало быть ну никак нельзя сказать, что это случайность. Это, товарищи, не случайность, а система. Так строили «на века» в Советском Союзе – что особоважные объекты, что здания общежития для пролетариата. Кстати, вы может быть хотите поинтересоваться причинами разрушения здания общежития серии И-164-07 в городе Сургуте? Если вы внимательно читали вышеизложенное, то они вас не должны очень удивить. Цитирую: «Монтажные работы производились в зимнее время при отрицательной температуре от минус 8 до минус 30 градусов мороза по Цельсию… После двухдневного потепления 22 апреля средняя часть дома обрушилась…»Строили на века. Ага. И это не злобные террористы. Это одни советские трудящиеся для других советских трудящихся строили.

Ну и так далее. Полностью книгу «Аварии жилых зданий» можно изучить здесь: http://bsk.kpgs.ru/2009/011209/Page.html.

Там много подобных историй: и разрушение дома в том же Сургуте, но только в 1975 году (стандартный набор: монтаж зимой – потепление – разрушение оттаивающего дома); и разрушение дома в 1977 году в Нижнекамске (вы очень сильно удивитесь, если узнаете, что его монтировали зимой при отрицательной температуре, а за несколько дней до разрушения наступило потепление?); и разрушение 4 апреля 1981 года части 5-этажного крупнопанельного жилого дома в Читинской области (отгадайте с трёх раз, в какое время года и при какой наружной температуре монтировали это здание); и полное обрушение 27 февраля 1979 года (какой-то жуткий просто этот 1979 год!) 15-этажного дома серии ЛГ-600 в Ленинграде (помимо стандартной отрицательной температуры во время монтажа и оттепели накануне обрушения, тут также сказалось то, что эта серия разрабатывалась для 9-этажек, а 15 этажей конструкция не вынесла). Ну и много прочего интересного – десятки примеров, – что очень сильно подмывает сказочки о том, что в СССР качество строящихся домов была превосходной и дома эти были безопасны – «нетоштощас!» (с). В общем, настоятельно рекомендую ознакомиться. Поверьте, я далёк от того, чтобы утверждать, что строительные десанты из бывших южных советских республик сегодня обеспечивают небывалое качество строительства. Нарушений на современных строительных объектах масса. Но вот какая странная загогулина выстраивается: сегодня все эти нарушения допускают проклятые капиталисты ради извлечения своих гнусных сверхприбылей, чтобы покупать себе чёрную икру по цене 8990 рублей за маленькую баночку 113,6 грамма. Громы и молнии на их коварные головы! Но в советские-то времена никаких гнусных капиталистов и компрадоров не было, а дома строили вот эдак, что волосы невольно дыбом встают от мысли, а что было бы, если бы дома эти не весной/летом сдавали, а зимой, до наступления оттепели, и в момент оттепели в этих домах уже жили счастливые советские трудящиеся. Да ведь и оттепель сама по себе не так страшна, если бы дома эти строили нормально, без многочисленных нарушений и дефектов. В общем, вот такая вот канитель. Получается, что советская система хозяйствования как минимум не лучше капиталистической. Если капиталист орёт прорабу «давай-давай», чтобы скорее дом продать, то коммунист из обкома орёт прорабу «давай-давай», чтобы преподнести очередному съезду или пленуму красивый столбик цифр. Да, и ещё я обращаюсь к товарищам экспертам, делающим разные вумные уточнения: не надо, обсуждая советские дефекты, переводить стрелки в стиле: «сейчас не лучше». Мы сейчас не «про сейчас», а про «тогда». Вот и давайте рассуждать про тогда и причины всего этого «тогда». Ведь не станете вы исследователю, пишущему, например, про Кровавое воскресенье 1905 года, предъявлять претензии в стиле: «А чего же вы не написали про расстрел в Новочеркасске в 1962 году? Льёте одну грязь на царский период». Потому не написал, что он пишет про 1905 год, а не про 1962-й. Ему именно этот период интересен. Так что давайте в рамках моего блога концентрироваться на советском периоде небывалого счастья русского и всех прочих народов, которым повезло жить в этой славной 1/6 части света в период с 1917 по 1991 года.

PS: Ну и конечно пиар этого материала также всячески приветствуется. Чем больше будет ссылок – тем больше людей прочтут о том, как в СССР «Строили на Века» (тм).