Лилита озолиня – уникальные факты

Лилита Озолиня: Если бы я смогла начать жизнь сначала, то не стала бы актрисой

Лилита озолиня – уникальные факты

Замечательная латвийская актриса, лауреат Государственной премии СССР, которую в родной стране именуют латвийским солнцем, к своим наградам добавила еще одну — «Балтийскую звезду»

Лилита приехала в Эрмитажный театр на 10-ю церемонию вручения международной премии, как всегда, элегантная, женственная и буквально сразила всех старинной фразой, позаимствованной из русской классики: «Я вас благодарствую…»

— Лилита Арвидовна, когда я сказала, что буду брать интервью у вас, коллега меня поправил, дескать, по-латвийски надо говорить «Лилите». Вас обижает, если неправильно произносят ваше имя?

— Как надо говорить? Лилите? Это неправильно. Мое имя — Лилита, и все. И отчество мы не употребляем.

— Ваша личная география расширилась, и вы отныне не только советская, латвийская, но и балтийская звезда. Как себя ощущаете, получив еще одну награду в свою копилку?
— Конечно, рада.

Рождество в стихах

Ведь первую «Балтийскую звезду» получила Вия Артмане, и вот теперь этой чести удостоилась я. И я благодарна своему театру «Дайлес»: если бы не он, то меня бы, думаю, не заметили.

Так что все началось с театра…

— А каким вам показались Петербург и петербуржцы — капитализм нас не сильно испортил?
— Я не успела заметить, какой у вас капитализм: прилетела 10 октября, 11-го мне вручали премию, а 12-го я уже летела домой в Ригу: у меня были репетиция и спектакль… 

Обратите внимание

А в Петербург я давно влюбилась, влюбилась в его людей, и мне, конечно, всегда хочется просто погулять по городу. Возможно, это влияние Достоевского. Когда я бывала здесь на гастролях с Рижским театром русской драмы, то в свободное время старалась пройтись.

А на съемках фильма «Аплодисменты, аплодисменты», на которые я приехала с маленькой дочкой, я попросила дать мне гостиницу с видом на Неву, чтобы можно было видеть, как разводят мосты. Помню, как дочка сказала мне: «Мамочка, я немножко посплю, а ты карауль, и когда разведут мосты, разбуди меня». И я стояла у окна, пока не увидела, что разводят мосты.

Стала будить дочку, а она мне: «Мамочка, можно завтра?». В Питер я просто влюблена, и другими словами мои чувства выразить нельзя. 

— Фильм «Аплодисменты, аплодисменты» снимался давно — в середине 80-х. Сейчас ваша дочь уже большая, и я слышала, что она занимается журналистикой…
— Нет, она не журналист, она занимается рекламой.

— Известно, что ваши поклонники из других городов специально приезжают в театр «Дайлес» на спектакли с вашим участием.

А вы сами когда-нибудь так поступали?
— Когда я училась на театральном факультете при Латвийской консерватории, то очень часто приезжала в Москву на премьеры — смотрела спектакли Эфроса и других режиссеров. И это было очень удобно, а сейчас сложнее, потому что надо визы получать.

— Лилита, многие запомнили вашу Марту из популярного сериала «Долгая дорога в дюнах». За эту роль в 1983 году вы, а также сценарист Олег Руднев и режиссер Алоиз Бренч получили Госпремию СССР в области искусства.

И хотя после этого фильма вы сыграли во многих картинах («Личная жизнь деда Мороза», «Краткое наставление в любви», «Двойной капкан», «Встретимся в метро»), все-таки зрители запомнили вас именно по этой роли. Вам не обидно за другие свои работы?
— Нет.

Думаю, что это была очень успешная моя роль. А потом то, что происходило в «Долгой дороге в дюнах», происходило в жизни многих людей — в фильме они узнавали свои истории, а в героях — самих себя.

Но помимо этой роли у меня были и другие, тоже успешные: я получила награду за лучшую женскую роль в спектакле «Пляска смерти» в Рижском театре русской драмы, есть и другие театральные награды… 

— Известно, что роль Марты писалась под вашу коллегу — народную артистку СССР Вию Артмане. Вам не мешало это в работе?
— Нет, такого не было.

— А какие отношения вас связывали с Вией Артмане, которую тоже очень любили в России?
— Очень нормальные отношения: мы были в одном театре, вместе ездили на гастроли… А то, что с ней потом произошло (Вия Артмане в результате реституции лишилась квартиры и жила на даче. — Прим. авт.), — это не такая простая история, и надо знать ее причины.

— Лилита, а вообще тяжело ли творческому человеку жить сейчас в Латвии?
— Ну, я думаю, если театрам не хватает денег, то актерам их и подавно не хватает. Во время кризиса нам снизили зарплату, даже в начале этого года у нас немножко отняли денег…

Телефильм «Долгая дорога в дюнах» (режиссер Алоиз Бренч).

— Но вы можете сказать, что артист у вас не бедствует? Или, наоборот, ему трудно заработать себе на хлеб?
— Одним предложением здесь не ответить. Если человек работает, то он может обеспечить себя, если у него мало работы, то ему трудно.

А пенсионерам, как в нашей, так и в вашей стране, нелегко живется. Я сейчас работаю, то есть получаю и зарплату, и пенсию. И вообще не жалуюсь — я благодарна своей судьбе за то, что у меня есть возможность работать, играть в спектаклях.

У меня возникает другой вопрос: как все это успеть?

— То есть у вас достаточно предложений и в театре, и в кино?
— В театре много работы, а в кино в данный момент — нет, но в телефильмах (их я не считаю киноискусством) продолжаю сниматься, ведь нужно зарабатывать деньги.

— Хотелось еще узнать вот о чем. Когда-то давно я увидела фильм «Шах королеве бриллиантов» и была поражена вашим обаянием, элегантностью, женственностью. Не могу не спросить: что вы делаете, чтобы быть «женственной женщиной»?
— Я просто живу.

Важно

Я родилась женщиной (улыбается) и живу своей жизнью. Мне самой интересно узнать, что надо делать, чтобы быть женственной. Я лично не знаю.

От родителей ты получаешь здоровье, тип кожи… Ты живешь рядом с мамой и все время видишь ее, как она поступает, как говорит, как относится к людям, как решает проблемы, — все это потом сказывается в тебе.

— Лилита, ваша мама до войны работала на немецкой киностудии помощником режиссера. Может, это и определило вашу профессию?
— Мама никаким ассистентом не была, работала здесь, в Риге.

Она была очень красивой женщиной, и однажды студия «ДЕФА», которая снимала в Риге фильм, пригласила ее в Германию учиться на актрису.

Но в то время ее мамы уже не было в живых, а мачеха сказала, что ей никакие Германии не нужны, надо работать — вот так все и закончилось.

— А можете теперь сказать, что воплотили мамину мечту?
— Моя мама никогда не хотела стать актрисой. И я тоже. Это все просто случайность.

— Надеюсь, вы не пожалели о своем выборе?
— Нет. Но если бы я смогла начать жизнь сначала, то никогда не была бы актрисой. Потому что знаю, что это такое.

— Тогда встречный вопрос: а кем вы себя видели?
— Врачом. Ведь я по первой профессии медсестра.

— Вы рассказали, как повлияла на вас мама. А каким было влияние отца — летчика-испытателя, который служил в латышской армии и подвергался репрессиям?
— Когда меня в первый раз пригласили за границу — в Финляндию, то власти не хотели меня выпускать из-за того, что мой отец был латышским летчиком и, когда пришла русская армия, отказался в нее перейти.

Но финны сказали: деньги платим мы и мы хотим, чтобы приехала Лилита Озолиня. И та власть, которая у нас тогда существовала, вынуждена была меня отпустить. Когда все это происходило, отец сказал мне: «Извини, дочка, я, наверное, испортил твою биографию, карьеру». Но я посмотрела на него и ответила: «Я горжусь тобой. Я знаю, что ты всегда должен быть честным перед своей совестью.

И мне не надо, чтобы эта власть меня туда пустила». 

— Лилита, вам часто приходится общаться с прессой, не обижаетесь на журналистов, если они задают каверзные вопросы?
— Я привыкла и даже не обращаю на это внимания. Сколько всего пишется в Интернете, ведь сейчас каждый может писать и говорить, что хочет. Но ранить можно того человека, который позволяет себя ранить.

— Кстати, об Интернете: там пишут, что вы родились то 19 ноября, то 30-го, то ли вы Скорпион, то ли Стрелец…
— Я родилась 19 ноября. И это легко запомнить: 18 ноября создано мое государство, а на следующий день родилась я.

— То есть лично у вас два праздника рядом… Но вы верите в гороскопы, читаете их?
— Интересно почитать, интересно кого-то из астрологов послушать, но чтобы я верила…Я верю в себя и полагаюсь только на себя.

— Заканчивая интервью, хочется сделать комплимент: вы прекрасно говорите по-русски, почти без акцента…
— Меня пригласили в нашу Русскую драму, и я там играла в трех спектаклях. И приходилось с преподавателем заниматься русским языком, учиться выстраивать фразу.

— А, кстати, вам не жаль, что распалось советское государство?
— Нет. Я горда тем, что у меня есть свое государство — Латвия.

Актриса Лилита Озолиня: важно, что ты можешь удивляться (ВИДЕО), Mixnews.lv

Лилита озолиня – уникальные факты

Зеленая лампа | 6 апреля 2016 года, 08:05

Не все знают, что по своей первой профессии Лилита Озолиня – медсестра. Еще в средней школе, параллельно урокам, она проходила профобучение в медицинском училище и практику в Детской больнице на Виенибас гатве. Оттуда Лилиту “забрали” двое мужчин, изменивших жизнь – режиссеры Петерис Петерсонс (театр) и Алоиз Бренч (кино). Если бы не они, наша знаменитая актриса могла бы стать хирургом.

“Я знаю, что значит эта профессия, испытала ее на своем опыте, – рассказала Лилита в программе “Зеленая лампа”. – Помню, как я присутствовала на операции маленького ребенка… Эмоционально это очень тяжело”.

Но и актерская профессия тоже лечит, если несет добро и любовь. В каждом спектакле и фильме есть своя психология, а это влияет на подсознание, на сердце и душу человека, уверена актриса.

Самой значимой и трогательной ее ролью, конечно, стала Марта из “Долгой дороги в дюнах”. Лилита считает, что очень сильную основу для фильма ей дала сама жизнь, история ее семьи с трагическими моментами, судьба близких людей.

“Но я хочу сказать о доброте. В Сибири на съемках участвовал маленький мальчик. У него были два брата. Так случилось, что их мама умерла. Но люди, которые были рядом, помогли им вырасти без матери.

Есть доброта, которая уже заложена в человеке при рождении. Вы или сохраняете ее, или теряете. Этим мальчикам помогли, они выросли хорошими людьми. Один из них стал священником, и провожал моего брата, когда он ушел…

Вот так все переплетено в жизни”, – рассказала Лилита Озолиня.

Сама Лилита – очень сильный и глубокий человек, с огромным чувством ответственности. Был в ее творческой биографии такой эпизод. Однажды перед гастролями театра в Мюнхене она сломала ногу.

Совет

Но спектакли отменить было нельзя, чтобы не подвести всех. И она поехала. “У меня на ноге был такой “американский сапог”, в номере – чемодан лекарств. Перед спектаклем мне делали обезбаливающие уколы. А врач стоял за кулисами.

Так и играла”, – улыбается актриса.

Еще одна история, связанная с “Долгой дорогой в дюнах”, получила продолжение в жизни. По сюжету, у героини фильма Марты рождается ребенок. Для съемок приглашали разных мам с младенцами. Но, поскольку в студии были сквозняки, все отказались от съемок.

“Тогда нам привезли ребенка из детдома. Даже не могу вам передать, какие чувства я испытывала, когда держала его на руках, и когда он начал тянуться к моему лицу своими маленькими пальчиками… – вспоминает Лилита.

– И вдруг появилась женщина, которая усыновила этого малыша во время съемок. Это было чудом. Я ездила к ним в гости. Они жили за городом. Этот малыш вырос замечательным человеком. Даже только ради этого нужно было снимать этот фильм.

Чтобы хотя бы один ребенок был счастлив”.

Главное, что мы можем дать детям – это любовь, считает актриса.

Лучше всего ее отношение к жизни выражает признание: “За последние два года у меня были непростые испытания. Я знаю, какого это, когда не можешь ходить, что такое жить в “корсете”. Но всегда есть радость в том, что ты просыпаешься и видишь, что пришел новый день.

Неважно, солнце или дождь. Важно то, что ты еще можешь удивляться. Что у тебя есть какие- то сюрпризы в жизни. А неприятное… Завтра оно проходит. У каждого человека есть свой, предназначенный ему, отрезок жизни. Ты не можешь его удлинить.

Но можешь каждый кусочек этого отрезка прожить как событие”.

В этот раз мы вместе с Лилитой включали “Зеленую лампу” для девочки Анны Виктории Штроберги, которая мечтает когда-нибудь надеть нарядные туфельки и пойти в них в театр.

Но пока что мы собираем деньги ей на ортезы и корсет, а также на сеансы реабилитации, которые Анне нужны при ее тяжелых диагнозах. Лилита очень верит в то, что у этой, так много уже пережившей девочки, все изменится к лучшему.

И пригласила Анну в театр “Дайлес” на свои спектакли.

Еще актриса призналась, что ей нравится старинное слово “благодарствую”. И сейчас Лилита Озолиня говорит его всем людям, которые готовы помочь Анне Виктории справиться с болезнью.

Помочь Анне Виктории Штроберге можно на ее страничке. Все деньги, без каких-либо отчислений пойдут в помощь девушке.

Историю Анны Виктории можно прочитать ЗДЕСЬ.

Обратите внимание

Благотворительный телефон 90006383 (1,42 евро) неделю работает для Анны. Спасибо всем!

Авторская программа “Зеленая лампа” подготовлена в сотрудничестве с ziedot.lv и при поддержке фонда Бориса и Инары Тетеревых.

Советские актрисы: Лилита Озолиня

Лилита озолиня – уникальные факты

Лилита Озолиня родилась в Риге 19 ноября 1947 года. Её мать работала в киноиндустрии на немецкой киностудии, а отец был лётчиком. Он категорически отказался принять Советскую власть, за что был сослан в лагерь, и мать Лилиты, как верная жена, поехала за ним.

Несмотря на все беды, семья будущей актрисы сохранила свои крепкие корни и выжила в трудное время. Лилита училась музыке, изучала иностранные языки и росла как одно целое с природой Латвии. Вообще-то девушка мечтала стать врачом, но судьба распорядилась иначе.

В 1965 году Лилита попробовала пройти конкурс в открывшуюся Народную студию актёра при Рижской киностудии. Она сама не ожидала, что её примут.

Первый фильм молодой актрисы назывался «Когда дождь и ветер стучат в окно». Едва появившись на экране, она запомнилась советскому зрителю, потому что такое лицо забыть просто невозможно. Оно было не просто обаятельно и мило – оно излучало свет.В 1971 году Озолиня закончила актерский факультет Латвийской консерватории.

В начале семидесятых она снялась в картинах », «Лучи в стекле», «За поворотом поворот», «В клешнях черного рака», ««Шах королеве бриллиантов», «Олег и Айна». Ей предлагали в основном роли лирических героинь. Однако в 1976 году роль в фильме режиссёра Гунара Цилинского “Соната над озером” явно вышла за рамки привычного образа на экране.

Очень яркой работой была роль Иллзе в картине того же режиссёра «Ночь без птиц».

Но, конечно же, самой замечательной работой Озолини в кино стала её Марта из «Долгой дороги в дюнах».

Важно

История любви двух людей, которые шли друг к другу в течение почти тридцати лет, заставила сопереживать и плакать у экранов миллионы советских телезрителей.

Тонкая мягкая игра актрисы, её женственный облик были озвучены бархатным голосом Валентины Талызиной. Картина получила государственную премию и безграничную всенародную любовь.

После такого успеха на актрису посыпались градом роли в картинах «Краткое наставление в любви», «Личная жизнь Деда Мороза», «Двойной капкан», «Встретимся у метро» «Дороги Анны Фирлинг».

Однако такой высоты, которой она достигла в «Долгой дороге в дюнах, уже не повторилось. Кроме того, Озолиня всегда успешно работала и в театре.У Лилиты есть в Риге своя студия, где желающие могут приобрести опыт в познании себя.

Её дочь Лилиана занимается бизнесом и преподаёт в студии матери. О личной жизни актриса говорить не любит.

источник

Когда дождь и ветер стучат в окно (1967)

Лучи в стекле (1969)

Петерс (1972)

Олег и Айна (1973)

Шах королеве бриллиантов (1973)

Ночь без птиц (1978)

Долгая дорога в дюнах (1980-1981)

Краткое наставление в любви (1982)

Двойной капкан (1985)

Он, она и дети (1986)

Семья Зитаров (1990)

Красная капелла (2004)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Лилита Озолиня: личная жизнь

Лилита озолиня – уникальные факты

С тех пор, как более тридцати лет назад российские зрители увидели эту актрису в телесериале «Долгая дорога в дюнах» личная жизнь Лилиты Озолиня стала предметом их пристального внимания, но, к сожалению, ее подробности вряд ли кому-то удастся узнать.

Первое условие, которое актриса ставит при встрече с журналистами – никаких разговоров о личной жизни, мужьях и детях. Совсем немногое известно о ее жизни вне профессии – у нее есть дочь Лилиана.

Дочь Лилиты Озолиня окончила факультет журналистики, одно время возглавляла телеканал MTV на латвийском телевидении, преподавала в студии, созданной самой Лилитой Озолиня, а сейчас занимается бизнесом.

На фото дочь Лилиты Озолиня — Лилиана

У них очень хорошие дружеские отношения – к этому всегда стремилась актриса.

Совет

Эта студия объединяла многих преподавателей, а люди приходили сюда для того чтобы с помощью профессионалов научиться правильно разговаривать, создавать собственный имидж, была у них и детская группа.

Но в условиях полной экономической непредсказуемости в Латвии невозможно было дальше развиваться, и студия приостановила свою работу.

На фото актриса в сериале «Долгая дорога в дюнах»

Личная жизнь Лилиты Озолиня очень связана с ее работой – актриса до сих пор служит в театре «Дайлес» и ее график расписан по минутам. Успеть везде ей позволяет строгая дисциплина – и этим она сильно отличается от многих богемных людей.

Многие поклонники актрисы специально приезжают в этот театр, чтобы увидеть ее на сцене. А ведь в юности она совсем не собиралась становиться актрисой, а хотела поступать в медицинский институт.

Приглашение в первую в ее жизнь картину, которой  стала «Долгая дорога в дюнах», совершенно изменила личную жизнь Лилиты Озолиня, и, по совету режиссера Алоиза Бренча, она связала свою жизнь с кино и театром.

Актриса не одинока, она всегда окружена друзьями и близкими, общение с которыми для нее имеет огромное значение. Но в свой дом она старается пускать только самых близких людей, а о своей семье никому из посторонних не рассказывает.

Актриса очень любит готовить и старается делать это, как можно чаще, только, к сожалению, времени на это не всегда хватает. Своей главной задачей она всегда считала оставить после себя хорошо воспитанного человека, за которого не пришлось бы стыдиться, и с этой задачей Лилита справилась.

Она благодарна своей судьбе, что у нее до сих пор есть возможность работать, играть на сцене, и ей хочется успеть, как можно больше сыграть новых ролей.

Актриса Лилита Озолиня: биография, личная жизнь, фильмография

Лилита озолиня – уникальные факты

Зрители навсегда запомнили ее в роли Марты в популярном фильме «Долгая дорога в дюнах». Ослепительная красавица Лилита Озолиня стала кумиром для миллионов советских граждан. Как сложилась ее жизнь, и в каких еще картинах снималась латвийская и советская актриса?

Биография

Родилась 19 ноября 1947 года в Риге. Мать занимала должность помощника режиссера на немецкой киностудии. Отец — летчик-испытатель. У него был тяжелая судьба – после окончания Второй мировой войны его репрессировали и сослали.

Отказ вступить в ряды Красной армии дорого обошелся не только ему, но и всей семье. Альбертина не смогла пережить расставание с мужем, и, взяв обеих дочерей, отправилась вслед за ним. В дороге старшая сестра Лилиты замерзает насмерть в вагоне поезда.

Сама девочка этого не помнит, так как была слишком мала в то время.

После возвращения из ссылки семья узнает, что у них больше нет дома. Отцу пришлось построить новое жилище своими руками. В небольшом дворике растет береза, посаженная ним. Когда актрисе тяжело на душе, то она обнимает деревце и получает от него новый заряд сил. Лилита часто вспоминает, как ее отец, уже ставший хорошим строителем, часто поднимал глаза в небо и следил за самолётами.

Обратите внимание

Девочка с детства приобщалась к искусству и посещала музыкальную школу, где училась играть на рояле. У нее появилась тяга к языкам, и преподавать английский ей взялся настоящий польский пан. Первый раз Лилита Озолиня прошла пробы ещё в 8 лет.

В фильм «Эхо» требовалась девочка на роль маленькой пастушки. Отбор для нее оказался неудачным, но будущая актриса навсегда запомнила то радостное чувство, испытанное на кастинге.

Уже в средней школе, девочка решает посвятить свою жизнь медицине и начинает посещать занятия в медицинском училище. Она даже успела поработать медсестрой в детской клинической больнице, прежде чем ее заметил Петерис Петерсонс.

В 1966 году она приходит в художественный театр имени Яна Райниса, и в биографии Лилиты Озолини появляется новая строка. Отныне она – актриса, и впереди у нее долгий путь в большое кино.

Кино

В 1969 году девушка закончила обучение на студии киноактеров. «Когда дождь и ветер стучат в окно» – первый фильм Лилиты Озолини. Несмотря на то что она играла роль отрицательной героини, ее невозможно было не полюбить. Красивая, стройная, высокая блондинка приковывала взгляд с первого появления в кадре.

Велта в ее исполнении навсегда запомнилась поклонникам таланта Лилиты. Ее темперамент был настолько взрывным, что она затмевала других актеров. Энергичная, порочная и вдобавок ко всему с тяжелым характером героиня в исполнении Лилиты сразу приглянулась многим режиссерам.

Последовала череда прекрасных фильмов – «Соната над озером», «Олег и Айна», «За поворотом – поворот», «Лучи в стекле», «Шах королеве бриллиантов».

«Долгая дорога в дюнах»

Эта картина вознесла молодую актрису Лилиту Озолиню на недосягаемую высоту. Марта Озолс стала олицетворением женственности и красоты. Актриса смогла передать зрителю все чувства и эмоции девушки, которая через всю жизнь пронесла любовь и верность.

Лилита получает тысячи писем от поклонников и восторженных зрителей. Ее плакаты сметают с прилавков магазинов, женщины всего Советского Союза стараются подражать ей во всем – прическа, макияж, жесты.

Несомненно, она стала самой популярной артисткой начала 80-х.

Судьбоносная роль

До сих пор женщину иногда называют Мартой, но она не обижается и признает, что между ней и ее героиней есть очень много общих черт характера. К тому же в фильме была затронута тема репрессий, а ей как никому другому известно, что данный факт ломал судьбы миллионов людей.

В биографии Лилиты Озолини был этот страшный период, и она смогла передать все переживания на большой экран. Актриса благодарна судьбе за то, что ей удалось сыграть в этом великом фильме, хотя роль писалась для Вии Артмане. Только благодаря тому, что сценарий создавался 8 лет, режиссеру пришлось устроить кастинг.

Бренч хорошо знал жизнь Лилиты и доверил ей эту роль, уверенный в том, что девушка справится с ней. Актриса получила государственную премию СССР.

Личная жизнь Лилиты Озолини

Солнечный и яркий характер актрисы был дарован ей природой, к которой она была привязана с детства. Солнце, дождь, ветер – все небесные тела и стихии давали ей силы. А ей их нужно было очень много. В школе она могла бы быть круглой отличницей. Но ей никак не удавалось научиться писать каллиграфически правильно.

В свою семью актриса никого не впускает и бережно хранит свои сердечные тайны. Известно, что она не единожды была замужем и имеет взрослую дочь.

Лилиана пошла по стопам матери, определенный период работала директором канала «МТВ Латвия». В настоящее время занимается бизнесом. Такое имя своей дочери актриса дала не случайно.

Первая часть связывает их вместе и несет частичку Лилиты, а вторая – это уже судьба девушки.

Интересные факты

  • Актриса не отказывалась сниматься в рекламе, но все гонорары тратила на реквизит для театра. Съемки были в Польше, и Лилита в это время жила в номере, который обычно снимала Катрин Денев.
  • В детстве Лилиана очень скучала по матери и делилась с ней своей мечтой. Девочка страстно желала, чтобы ее мама работала дворником. Тогда она могла бы видеть ее каждый день.
  • Сама Лилита не жалеет о своей карьере, но, если бы можно было начать все сначала – она никогда бы не стала актрисой. Слишком тяжелая доля для женщины.
  • Считает свою личную жизнь считает очень удачной. Легко признается в том, что у нее было много мужей, и со всеми она осталась в хороших отношениях после развода.
  • Очень недовольна обстановкой в родной Латвии. Какое-то время работала депутатом, но быстро поняла, что власть имущим нет дела до простого народа, и оставила эту должность. Любит всем сердцем свою страну и очень сожалеет, что сейчас на родине снимают очень мало фильмов.
  • Сниматься в российских проектах не имеет возможности – слишком дорого киностудиям обходится ее проживание и проезд. Но она не унывает и играет на сцене театра.
  • Несколько лет назад основала собственную школу, в которой обучает людей дикции, мелодике, темпу и ритму. Молодые журналисты, политики и актеры посещают ее занятия и хорошо отзываются о своем преподавателе.
  • В свои 69 лет Лилита великолепно выглядит и с удовольствием делится секретом сохранения красоты – правильное питание, гимнастика и любовь. Эти три составляющие должны быть в жизни любой женщины, и тогда счастье всегда будет в ее душе.

Лилита Озолиня: «Полагаюсь только на себя»

Лилита озолиня – уникальные факты

Она, как всегда, появляется ровно в назначенное время. «Точность – вежливость королей» (или королев?) – это о ней. Знакомая миллионам зрителей улыбка балтийской блондинки Марты из «Долгой дороги в дюнах» все такая же… Рижский Художественный театр для нее дом родной – играет в нем целую вечность, более сорока лет. Десятки ролей и столько же прожитых жизней.

Лилита не любит слово «звезда». Она актриса. Вернее – Актриса с большой буквы.

В образе Медеи

– Над чем сейчас работаете?

– Играю в комедии «С мужем нелегко», это моя последняя премьера в этом сезоне и потому сейчас репетиций у меня нет. Совсем скоро в театре будет собрание, на котором новое руководство объявит о репертуаре на следующий сезон. Тогда будущее и прояснится.

Учу вторую часть пьесы «Театр Медеи», готовясь к скорому приезду в Ригу известного украинского режиссера и драматурга Клима. Первую часть мы с Татьяной Бондаревой репетировали в его прошлый приезд, в марте. Собирались закончить пьесу к Дням Риги в Санкт-Петербурге, но… боюсь прогнозировать. Клим человек непростой, и работает он, по собственному выражению, медленно и лениво.

– О чем эта пьеса?

– Ну, как рассказать? Это диалог двух женщин, актрис: молодой (ее играет Татьяна) и пожилой. Они говорят о театре, о профессии, о мужчинах, о жизни и время от времени перевоплощаются в Медею.

Пьеса написана белым стихом, без запятых и точек. Клим говорит: нужно слышать мелодию текста.

Но музыка русских строк ускользает от меня, и роль приходится учить наизусть, как старательная школьница учит домашнее задание.

– Никогда не понимала, как можно удержать в голове столько текста!

– Это трудно, ужасно трудно…. И красиво. Вот послушайте.

«Перед спектаклем я прихожу в театр рано утром, ни с кем не разговариваю.

Остальные меня считают сумасшедшей, я имею в виду актеров среднего поколения, костюмеры и гримеры привыкли и принимают меня без слов. Я хожу по коридорам, я слышу шаги. Это старость».

Или вот о зеркале. «Иногда так падает свет, что мне кажется, что я такая же, как была… Я протягиваю руку, и мне кажется, что я сотру, словно пыль, свое сегодняшнее отражение, и снова увижу себя ту, которая была когда-то….Я мечтала сыграть Медею. Теперь ее будет играть другая».

– А при чем тут Медея?

– Через образ этой античной героини, которая ради любви была готова на все, можно понять сущность театра, его философию.

Когда убивают надежду

– Вы играете в театре «Дайлес» страшно давно, с 1996 года. Изменился ли за это время зритель?

– Залы по-прежнему полные… Но в последние, может, не 20, но 10- 15 лет точно мы приучаем зрителя к сериалам, шоу со спецэффектами.

А СМИ круглые сутки несут негатив, разоблачают, обличают, копаются в грязи…

Моя подруга, медик высочайшей квалификации, приходит смотреть комедию, а потом говорит: «Спасибо тебе, я два часа смеялась от души. Не спрашивай меня, над чем, но ведь смеялась же». Я никого не упрекаю. Жизнь непростая, и людям это надо.

Но, с другой стороны, Джилинджер поставил «Марию Стюарт», и эта серьезная классическая постановка получила большой резонанс.

– Вы не раз говорили, что фильм «Долгая дорога в дюнах» – история вашей семьи. Война, ссылка, дефицит всего и вся – чего только не пережили наши родители! И не жаловались…

– Моя память хранит яркие картинки детства. В Чиекуркалнсе, в квартирке с печным отоплением моя мамочка плачет за кухонным столом. Она купила на базаре брусок масла, которого тогда, в послевоенные годы, было не достать. А когда масло в тепле подтаяло, оказалось, что внутри бруска… картофельное пюре. И значит, нет ни денег, ни масла, и снова детей кормить нечем.

Или вот еще: ночь, и мы с братом сидим в темноте, прислушиваясь к шагам на лестнице, ждем папу с мамой с халтуры. После работы они делали ремонты.

Важно

Но моих родителей поддерживала вера в будущее, надежда на то, что Латвия – будет, что ее можно будет уважать и ею гордиться. А сейчас мне порой кажется, что этой надежды нет.

Я играю в моноспектакле «Регина» о писательнице Регине Эзере, и в этой пьесе есть удивительно точные слова: «Недостаток надежды – один из самых острых ножей у горла жизни».

– Так что, латышская интеллигенция разочарована?

– Это не разочарование, другое… Уничтожается вера в страну.

– А театр, вообще искусство может эту веру вернуть?

– Желтое искусство нет. Только настоящее. Такие спектакли, как «Мария Стюарт», в которой речь идет о человеческих ценностях.

– На высокое искусство вечно не хватает денег…

– Наверно, руководители театра лучше знают, но, я думаю, одну серьезную постановку в год мы потянуть можем. Вот и сейчас будем ставить «Амадея», и это тоже настоящее.

За кулисами политики

– Вы попробовали подойти поближе к политике. Три года были помощницей спикера Сейма Ингриды Удре. Какие ощущения? Похоже на театр?

– Бывало почище любой комедии… Но я и на этой должности занималась своим делом – коммуникацией, искусством общения. Профессию менять никогда не собиралась.

По голове за эти года наполучала достаточно. Но человек становится старше, кожа у него – толще, опыта больше, и для тебя не секрет, почему эти люди так говорят или пишут.

– И это не имеет отношения к государственным интересам?

– Абсолютно никакого. Те, кто планирует бюджет, живут в своем мире, у них все хорошо.

А мне вот пришлось приостановить работу своей студии. Сейчас мы выполняем только заказы предприятий, а регулярных занятий нет, хотя люди звонят, интересуются. Какой смысл работать, если ползарплаты отдаешь в налоги, а на оставшееся не свести концы с концами?

И что мы получаем взамен? Я не чувствую себя в безопасности. Бывали случаи, что полиция отказывалась приезжать: мол, нет бензина. Я боюсь попасть в больницу на скорой помощи не к «своим» врачам. А «своих» все меньше – многие уехали за границу.

– Какое-то у вас не весеннее настроение…

– Ну а что я буду притворяться, что все хорошо?

Впрочем, раз я живу и работаю – значит, оптимизма хватает.

Чтобы все были здоровы

– Как дела у вашей дочери?

– Не буду о ней говорить. Пусть сама рассказывает.

– Но бабушкой вы еще не стали?

– Нет.

– По-прежнему бываете в своем домике в Калнгале?

– Этот домик моих родителей, и там тоже проблем хватает. Отопление газовое, и сами знаете, сколько это стоит. Но, конечно, там хорошо. Березы, речка, на которой живут утки и иногда прилетают лебеди… Скоро у них вылупятся птенцы, и тогда их будет целая стая. Прожорливые! Как увидят меня, сразу просят есть, и летом я за день три-четыре буханки хлеба скармливаю.

– Что новенького посадили на участке?

– О, у меня свой метод. Я сажаю многолетние растения, чтобы не нужно было каждый год время тратить. Так что жду, когда зацветут красавцы-рододендроны. И, как всегда, проявлю свое экономическое мышление, засадив целую грядку луком. Поливать его не надо, полоть практически тоже, а он зеленеет все лето, и все говорят про меня: какая старательная хозяйка!

– Вы такая стройная. Диету соблюдаете?

– Да нет. Но во время поста мясо, рыбу не ем, вино не пью. Питаюсь всевозможными кашами, грибами.

– Грибы сама собираете?

– Очень люблю, но не хватает времени. В прошлом году только пару баночек и заготовила.

– Что-то на фейсбуке и в прочих социальных сетях вас не видно….

– Нет меня там. Я очень спокойно отношусь к новинкам техники.

– Что самое главное для вас сегодня?

– Моя семья. Чтобы все были здоровы. Чтобы хватало времени на друзей. Их не много, тех, кого подпускаешь близко, и каждый дорог. Вместе мы все выдержим. Когда я среди близких – я чувствую, что живу.

Один мой знакомый, давая адрес таксистам, говорил: «Я живу на улице Пукю (Цветочной). Если это, конечно, можно назвать жизнью»…

– Во что вы верите?

– Верю только в себя и рассчитываю только на себя.

– Черта сильных людей…

– Приходится быть сильной.

Публикация газеты «ЧАС»

Лилита Озолиня снова играет главную героиню, и снова Марту

Лилита озолиня – уникальные факты

Глядя на нее, кажется, что у любимой миллионами зрителей на всем постсоветском пространстве актрисы после тридцати время шло иначе, чем у других людей.

И что “Долгую дорогу в дюнах” от привезенного сейчас в Москву на Чеховский фестиваль спектакля “Не боюсь Вирджинии Вульф” Рижского театра русской драмы, в котором Лилита Озолиня играет опять же главную героиню Марту, разделяют лишь несколько мгновений. Каких – Лилита Озолиня рассказала в интервью “Российской газете”.

Российская газета | Лилита, десятый год в Риге существует ваша персональная студия необычного профиля, в которой вы учите взрослых людей быть режиссерами жизненных ситуаций, преподаете, как общаться с массой людей или с одним человеком… Что, это можно объяснить на словах?

Лилита Озолиня | Официально я ничего для этого не закончила, но самостоятельно изучала психологию и коммуникации. А потом приводила знания в систему, в порядок, чтобы не только это чувствовать интуитивно, но и людям можно было объяснить, почему поступать надо именно так, а не иначе…

Все началось с того, что вместе со своими друзьями-врачами я открыла салон красоты, где было все для ухода за лицом и телом. Почему я за это взялась? Самой первой моей профессией после окончания школы была профессия медсестры, в то время практиковалось производственное обучение.

И думала, что знаний, полученных в школе медсестер, для салона красоты хватит. Но за год поняла, что все-таки надо учиться в фармацевтической академии, и ушла, оставила идею, решив, что я сама должна что-то новое придумать. Почему? Потому что приглашений на съемки в фильмах уже столько не поступало.

Театр тогда переживал тоже не лучшие времена. А мне хотелось что-то делать. Не из-за того, что надо выбирать для себя новое направление, чтобы существовать, – нет. За год, проведенный вместе с врачами, я увидела, что это безумно интересный мир. В математике есть определение линии, в которой оба конца отмечены.

Моя позиция – чтобы отведенная мне линия жизни шла с маленькими происшествиями. Пусть с крохотными, но только чтобы она не была просто прямой линией.

Моя позиция в том, чтобы отведенная мне линия жизни шла с маленькими происшествиями

РГ | Хорошие актеры волей-неволей становятся психологами. Какие дивиденды при создании персональной студии вы получили от вашей основной профессии?

Озолиня | То, что я актриса, конечно, мне помогло. Хотя, расскажу следующий эпизод. Я написала все бумаги, составила все бизнес планы и должна была утвердить их у юристов министерства культуры. В кабинете сидел замечательный молодой человек.

Совет

Я вхожу, начинаю ему рассказывать, что хочу сделать, почему эта студия должна существовать. Что люди немножко позабыли культуру общения, она у них есть, надо только напомнить. Что самая большая ценность – это сам человек. Что то, что ты можешь оставить своим детям, если у тебя нет значительного имущества, – это самоуверенность в себе.

Ведь самосознание – первая главная ступень по лестницам карьеры. Самое важное – найти в себе тот кирпичик, талант, о котором ты не догадываешься, вывести его из подсознательного, заполнять его знаниями, а потом их уже сознательно использовать, – тогда получится умение. Проходит полчаса, час.

Я чувствую, что мне уже больше нечего ему говорить, а мне нужна его подпись. И тут он смотрит на меня и произносит: “Знаете, вы самая моя любимая актриса. Мне кажется, за этот час вы сыграли все свои роли…” И я понимаю, что я с треском провалилась. Но оставлять так дело было нельзя.

Я говорю: “Хорошо, извините, но представьте, что меня здесь не было. Я сейчас выйду и войду заново”. Он сильно удивился, – из людей бизнеса никто так не поступал. И вот я снова вошла к нему в кабинет. Очень по-деловому поздоровалась. Вы бы видели, что с ним произошло: он не смог встать со своего кресла. Весь покраснел.

Он оказался в положении, когда совершенно не знал, что делать. Во втором заходе режиссером ситуации была уже я. И он сказал: давайте, давайте ваши бумаги, я все подпишу. Вот это стало самым убедительным началом работы моей школы.

РГ | К вам больше приходит учиться мужчин или женщин?

Озолиня | Женщины во многих отношениях эластичнее. Но, как и везде, в нашей школе их больше. Посмотрите, в театре, на концертах, на выставках женщин больше.

Но я работаю не с группами, а с индивидуальными клиентами. Потому что в театре (Лилита Озолиня – актриса Латвийского Национального театра. – Ред.) меня держит мой репертуар.

Плюс в Рижском театре русской драмы я сыграла уже третью роль…

РГ | Если ваша Марта в “Долгой дороге в дюнах” была для всех символом женской верности, то Марту из спектакля “Не боюсь Вирджинии Вульф” Романа Козака можно назвать олицетворением взаимной супружеской ненависти.

И – одновременно – просто патологической привязанности к мужу.

Ситуация – загадка для вашей школы: как люди десятилетиями ухитряются ненавидеть и любить друг друга с акцентом на первое, и в то же время жизни друг без друга не представляют…

Озолиня | Герои пьесы Олби – Марта и Джордж – живут в маленьком университетском городке. В замкнутом мире, где все люди знакомые, и где годами ничего не меняется. Единственная возможность вырваться за его пределы – это их фантазии.

Одинок Джордж, одинока и Марта. У каждого есть страх перед одиночеством. Но они нашли вид совместной жизни, который помогает им существовать в своем одиночестве. Чтобы преодолеть свой страх на мое одиночество, мне нужен рядом человек.

Обратите внимание

Тот человек, который меня вырвет отсюда, достигнет той вершины, той мечты, о которой мечтала я, и откроет мне новый мир. Что в их отношениях больше – страха или любви, не разобрать. Это договор, игра, чтобы они чувствовали, что они живы. Самая безумная игра в мире.

И самая популярная, в которую играют люди …

У Олби герои довольно странно, но все-таки сильно любят друг друга. Игра, на которой держится их жизнь, – они в воображении родили себе ребенка. Они отмечают его дни рождения, радуются его успехам, обсуждают его детские болезни. В природе их сына не существует. Но в их сознании он живет уже двадцать один год – столь долго продумывались нюансы.

РГ | Вообще-то страшный психологический эксперимент… Особенно в той его части, когда Джордж придумывает освободить Марту от ребенка и убить его. Уничтожая плод ее воображения и лишая ее возможности дальнейших фантазий.

Озолиня | У Стриндберга он позаимствовал неприязнь в отношении к женщине. Ведь это Стриндберг говорил, что самое большое наказание для мужчины – это взять любимую женщину в жены. Но не будем в эти комплексы вдаваться. Возьмем супружескую пару: Джордж и Марта.

Они оба очень сильные личности. Они знают все друг о друге, и их страсть уже прошла. Это нормально. Дальше все зависит от того, как развит человек, какая у него философия, и как он хочет оправдать свое существование на этой земле.

С того момента, когда у меня родилась дочь, я могу сказать, что имею право ходить по этой земле. Кино, театр – это ничто. Слава, признание, ролью больше, ролью меньше… Предназначение женщины – оставить человека. И воспитать его настоящим человеком, чтобы не было стыдно.

Я это сформулировала, когда ждала ребенка. И с тех пор ни разу в этом не разуверилась.

РГ | Невозможно не коснуться в разговоре фильма “Долгая дорога в дюнах”. Точнее того, что должно было сниматься его продолжение, но – не состоялось. По какому сценарию там все-таки развивались отношения Марты и Артура?

Озолиня | Были написаны шесть или восемь серий, но Алоиз Бренч (режиссер “Долгой дороги в дюнах”. – Ред.) остался недоволен, сценарий переделывался. Шли годы, актеры старели… Брать новых, снимать новые лица – это отпадало…

Что там должно было случиться с Мартой и Артуром, точно я не помню.

Правда, сама написанные варианты не читала, поскольку они не были утверждены, слышала что-то со слов Бренча, но это стерлось у меня из памяти, потому что история не имела реального продолжения.

РГ | Подарите хоть надежду – по замыслам они должны были быть вместе?

Озолиня | Но если вы так хотите, ну пусть будут вместе… На самом деле, в искусстве все гораздо интереснее, когда строится на контрасте. Когда не оправдываются совершенно предсказуемые ожидания зрители.

РГ | Долгое время после выхода фильма вы получали письма от белорусского хуторянина, который звал вас замуж, обещая подарить своих коров и одно нарядное платье. Наверное, это все, что у него было…

Озолиня | Писем было очень много. Сейчас после показов люди тоже пишут, но в другом тоне – более актуальном. Каждый актер знаком со стандартом – три письма из тюрьмы.

Первое письмо: я тот самый человек, которому вы можете помочь поменять жизнь, потому что именно в ваших глазах я увидел надежду на будущее. Когда я не отвечаю, приходит второе письмо: вы, наверное, не получили моей весточки, потому что не может такого быть, что вы не захотели мне ответить.

И третье письмо: вы такая-растакая, дальше идут самые плохие слова, а я-то думал… Или пишут, что в тюрьме человек решил поменять свою жизнь, он хочет учиться, и для этого я должна помочь ему приобрести телевизор с такой-то диагональю и такой-то марки, чтобы он мог видеть в нем мое лицо.

Важно

Он понимает, сама я не могу принести ему телевизор, но ждет, чтобы я переслала столько-то денег… Кстати, последний вариант писем – самый распространенный.

РГ | А что сейчас происходит на Рижской киностудии?

Озолиня | Ничего. Рижской киностудии как таковой не существует. Там снимают помещения уйма фирм. Павильоны сдаются, чаще всего приезжает ваше российское кино, потому у нас это стоит довольно дешево.

Есть частная студия, кино, которое создает независимое телевидение, осуществляются совместные проекты. Но Рижской студии как прежнего феномена, который имел свои лаборатории, я не говорю уже о творческом потенциале, – нет.

Под маркой “Рижская киностудия” не выходит ни одного фильма.

А новое кино… Я получаю сценарии. Но приглашений не принимаю – не могу позволить себе участвовать в телевизионных проектах, когда на полфильма есть деньги, а на вторую половину еще не известно, дадут ли. Да и с планированием там проблемы – физически не получается совместить кино с моей работой в студии. И я отдаю предпочтение студии.

Во-первых, я отвечаю там за 20 преподавателей. А во-вторых, мне выгоднее заниматься студией, потому что это работа на целый год. А здесь надо сорваться, уехать на полмесяца на фильм, чтобы узнать, что время съемок меняется. У меня репертуар в театре, очень точное расписание в студии.

Если мы договорились снимать вот эти два дня, я не могу их продлить дольше или перенести даже на один день. А в кино такого, увы, не бывает.