Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

Бракоразводный Кавказ

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

Вероломная статистика

На днях в сети быстро разошлась новость о том, что «на Северном Кавказе стали чаще разводиться». Сам материал с таким заголовком появился на страницах «Комсомольской правды в Ставрополе». Автором приводятся цифры, подтверждающие рост количества разводов и снижение рождаемости на Северном Кавказе.

Вначале хотелось бы внести небольшие коррективы по поводу подачи статистических данных в статье, так как начались вольные трактовки, и многие стали бить в набат. В материале говорится, что «Северный Кавказ один из аутсайдеров» по количеству новорожденных, что в лидерах Центральный и Поволжский федеральные округа.

Но автор материала почему-то сравнивает не относительные цифры – на тысячу населения, – а абсолютные.

Обратите внимание

Согласитесь, даже с учетом традиционно высокой кавказской демографии было бы странно, если бы на Северном Кавказе (с населением в 9 миллионов человек) было больше новорожденных, чем в Центральном федеральном округе, где проживает почти 40 миллионов человек (в Поволжье тоже 30 миллионов населения). Здесь же не кроличья ферма, в конце концов.

Меценаты россии — кто вы? 5 незаслуженно забытых меценатов российской империи

А дальше идут рассуждения, что виной такому упадку рождаемости является не только «уровень жизни», но и «территория субъекта, его привлекательность для жизни и работы, безопасность».

Потом автор переходит к конкретным показателям по регионам внутри СКФО, и опять та же ошибка. Дагестан (население 2.9 млн) на первом месте, так как там родилось 4500 детей, Чеченская республика (население 1.3 млн) на втором месте со своими 3288 новорожденными, тройку лидеров замыкает Ставропольский край (население 2.7 млн кажется по последней переписи) с 3000 малышами.

При этом в материале акцентируется внимание на том, что Ставропольский край обогнал Адыгею с Калмыкией. Статистику населения последних двух регионов приводить не стоит – думаю, все и так ее знают.

Такие показатели вроде приводят из расчета на 1000 населения, и если сделать все правильно, то СКФО будет безоговорочным лидером и по рождаемости, и по разводам (их будет наименьшее количество по федеральным округам России).

И в Чечне рождаемость будет самой высокой.

Бить или не бить в набат?

Но в набат бить все же надо, хотя и не из-за сокращения рождаемости в сравнении с другими регионами, и не из-за того, что разводов на Кавказе стало больше, чем в других федеральных округах. В сравнении с другими округами ситуация все еще стабильно хорошая, браков гораздо больше, разводов меньше. Но это в сравнении с другими, а в сравнении с самими собой 20-, 30- или 50-летней давности?

Увы, приходится констатировать серьёзный упадок института семьи. Традиционные кавказские общества сегодня переживают тяжелейший кризис, многовековые ценности рушатся и видоизменяются.

Иммунитет кавказских народов долгие годы был одним из самых стойких в противодействии влиянию извне. Традиционный институт семьи был незыблем, гармонично вписывался и в Ислам, и в действующие законы России.

Важно

Сейчас под воздействием культурной глобализации, из-за утраты стержневых ценностей многое начало сильно меняться.

Чем раньше регионы становились более «цивилизованными» и начинали отходить от адатов или исламских канонов, тем быстрее начинались процессы вымирания населения и упадка традиционного института семьи. Самая стойкая ситуация до последних пор оставалась в Чечне и Ингушетия, но теперь и в вайнахском обществе видна эта трещина.

Талак или развод в Исламе

В мусульманском праве принято считать, что развод – самое неугодное Всевышнему дело из того, что дозволено. Есть хадис пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Самое неприятное для Аллаха из дозволенного – это развод» (Абу Дауд).

Инициатором развода должен быть муж либо шариатский судья (через него развод может инициировать жена). В Исламе процедура развода многоуровневая, их количество может быть до трех с одной женщиной, различают малый и большой разводы.

Для понимания того, насколько серьезно Ислам относится к институту семьи и к браку, достаточно посмотреть статистику разводов по странам мира: самые низкие показатели разводов именно в мусульманских странах (особенно на арабском Востоке).

Кстати, Россия по количеству разводов на 1000 населения входит в десятку лидеров самых разводящихся стран, наряду с Беларусью, Украиной и Эстонией (это если говорить о странах постсоветского пространства). Традиционно один из лидеров по этой части – США, а в европейских странах разводятся менее охотно.

Но вернемся к Исламу и его отношению к браку. Хорошее отношение к жене является признаком благочестивого и богобоязненного мусульманина, покорность мужу считается одной из высших добродетелей мусульманки.

Совет

Есть хадис пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам» (Тирмизи).

Ислам дает мусульманину право развестись только в исключительных случаях, о причинах типа «разлюбил» или «перестала нравится» и речи никакой не может идти.

У многих существуют стереотипы, что в Исламе узаконено насилие над женщиной, что женщин можно избивать и наказывать. По этому поводу есть другой хадис Пророка: «Те, кто бьют жен своих, не из числа лучших среди вас» (Абу Дауд). В другом хадисе приводится история, как Пророк отговорил Фатиму бинт Кайс выходить замуж за человека, который был известен тем, что бьет своих жен.

Чтобы супруги не дошли до талака (процедура развода, буквально «развязывание узла»), Ислам предлагает много предшествующих разводу процедур. И даже в инициации развода женщина не бесправна.

У Бухари приводится хадис о том, как одна женщина пришла к Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) в поисках его поддержки в разводном процессе.

Она сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение с ней, а единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака.

Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил у нее «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?». И когда женщина ответила «да», он велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака.

Низам Шамиля и браки по любви

Имам Шамиль установил в Имамате беспрекословный шариат, но шел на многие уступки чеченского народу.

Чеченские юноши и девушки издревле собирались у родника на свидание. Имаму такой обычай пришелся не по душе. Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев в одной из своих статей приводит диалог Шамиля с чеченскими старцами на эту тему.

Обратите внимание

Шамиль считал, что свидания у родника являются увеселением молодежи и запретны в соответствии с шариатом, потому отменил их.

И когда ему донесли, что его указы не соблюдаются в каком-то селении, он потребовал привести к нему на суд 12 почетных жителей из этого села.

В селе еле набрали такое количество почтенных старцев, многие полегли на войнах. Среди этих 12 человек был и один старый воин без некоторых конечностей.

Шамиль обратился к собранным по его приказу жильцам того села с такими словами:

– Вы, поседевшие от долгого пребывания на этой грешной земле, отступили от шариата. Всякий отступник – мунафик, с которым должен воевать каждый истинный мусульманин. Вы хуже, чем неверные.

Я, как Имам и истинный мусульманин, не могу терпеть отступничества. Ваши головы будут отсечены до заката солнца, которое вы видите последний раз. Если у вас есть оправдание – говорите.

Обещайте, что впредь не будете отступать от моего Низама» (постановления Имама).

– Шамиль, – обратился к Имаму почетный воин. – Вот уже 80 лет мы воюем с самим царем, питаясь одним толокном. Эта война и связанные с ней невзгоды нас не страшат. Для нас страшна война в семье, у очага.

И эта война неизбежна, если семья слагается без взаимности молодых.

То, что наша молодежь у источника, истинная правда, и это будет продолжаться до тех пор, пока останется в живых хотя бы одна пара молодых чеченцев.

Мы пускали своих дочерей и сестер к источнику, и впредь будем пускать, чтобы у них родилась любовь, такая же чистая и необходимая жизни, как и та родниковая вода. И если за это ты, Имам, лишаешь нас голов, то это будет смерть во имя самого высокого газавата, ибо эти головы будут сложены за самое справедливое и чистое дело, из-за которых слагались на земле головы.

Если подобные встречи противоречат твоему «низаму» (не упоминай здесь шариат, не надо выворачивать шубу), тебе надо крепко подумать и разобраться, кто водил твоей рукой, выводя этот «низам», Аллах или же Иблис? Знай! Если семьи нашей молодежи будут рождаться не на основе чистого чувства, которое угодно Всевышнему, то воевать с царем станет некому.

Тут всякие комментарии излишни.

А кто вообще невесту спрашивает?! Мешок на голову и …фьють!

Эта фраза из кинофильма «Кавказская пленница» десятилетиями у всех на слуху. Но кражи невест и браки без любви не были традиционными или частыми явлениями у большинства кавказских народов.

С детства помню рассказы стариков о том, как один из чеченских устазов (устазы – суфийские шейхи и проповедники Ислама) всегда носил с собой ружье. Для священнослужителя и предводителя вирда это было редкостью. И когда у него спрашивали, зачем ему оружие, он отвечал, что держит его для применения в том случае, если вдруг столкнется с похитителями невесты.

О том, насколько серьезно относились к браку на Кавказе, можно узнать и из произведений классика грузинской литературы Александра Казбеги (причем не важно, идет ли речь о грузинах-христианах или чеченцах-мусульманах). Например, в «Отцеубийце» (по некоторым данным, любимом произведении Сталина, откуда он и взял прозвище Коба) дается сразу два противоположных примера кражи невесты с участием одной и той же девушки.

Важно

В первом случае кража была инициирована недобросовестными родственниками девушки, которые хотели ее насильно отдать замуж за богатого и околовластного человека.

Они договорились с братом будущего зятя, что уведомят тех в нужный момент, когда девушка будет за пределами родного очага, и ее можно будет спокойно похитить.

Во втором случае речь идет все о той же девушке, но она уже сама решает бежать вместе со своим бедным возлюбленным в Чечню, где они могут укрыться от преследований златолюбивых родственников и власти.

Другой не менее интересный пример – это диалог старца со свой дочерью Нуну. Отец подумал в начале, что Нуну самовольно ушла от своего мужа. У старика нет больше никого на свете, он доживает последние дни. И вот как классик описывает их встречу:

«– Прочь! – воскликнул он и оттолкнул Нуну. До старца дошли слухи, что его дочь оставила мужа, потеряла совесть и честь, и он мысленно отрекся от нее… – У меня нет дочери! – с горечью продолжал старик. – Дочь моя, – та была ангелом непорочным, чистой голубицей…Разве ты похожа на нее?».

Однако, после того как он узнает, что она была насильно отдана замуж за богатого человека при власти его собственным братом и снохой, он прощает ее и принимает.

У Казбеги тема любви и брака в горских обществах показана с самых разных сторон. В произведении «Циция» главную героиню грузинку Цицию похищает «прославленный храбростью чеченец» Султи-Джохот.

Он думал, что Циция с радостью полюбит его, но когда на свое признание в любви услышал от девушки слова: «Султи! Ты будешь братом мне, а я тебе сестрой!», – то сразу же спросил у новоявленной сестры, куда ее доставить.

И очень интересный диалог разворачивается между чеченцем Султи-Джохотом и женихом Циции грузином Бежия в момент их встречи:

«– Бежия! Я похитил твою невесту, потому что любил ее. Я надеялся, что и я полюблюсь ей. И тогда, клянусь, ополчись на меня целый свет, никто не сумел бы отбить ее у меня… Но счастье улыбнулось тебе, она любит тебя, а мы с ней стали отныне братом и сестрой…Теперь ты можешь пустить в ход оружие, никто не будет тебе за это мстить…Пролей мою кровь, если хочешь…

– Клянусь, мохевцы умеют и принять друга, и встретить врага! – воскликнул Бежия и обнял Султи».

Из описанных ситуаций понятно, что к краже невест могли прибегать и достойные люди, но если они убеждались в том, что девушка любит другого, то сразу возвращали невесту.

Невеста сама могла убежать с любимым человеком, если ее пытались насильно отдать замуж за нелюбимого. Если кто-то крал девушку из какой-то семьи, то это воспринималось как оскорбление семьи девушки.

Совет

Вот как Казбеги описывает причитания отца Циции после вести, что она украдена и увезена в Чечню:

«– Опозорили мой дом, шапку, – честь мужчины, – сорвали с моей головы! – простонал Коргоко».

Кто виноват и что делать?

Чтобы было понимание, насколько сильно и быстро меняется ситуация в худшую сторону, приведу некоторые цифры. В Чечне в 2001 году на 1000 человек приходилось 10.2 брака и 0.3 развода, а ровно через десять лет количество браков осталось неизменным, а количество разводов возросло до 0.9.

Упомянутая выше «Комсомольская правда» публиковала интересную статистику по бракам и разводам в прошлом году. Приведу эти цифры (на период с января по сентябрь 2012 года):

Ставропольский край – 15 317 браков, 8 447 разводов (на каждые 1.8 брака 1 развод);

Карачаево-Черкесия – 2 437 браков, 1204 разводов (на каждые 2 брака 1 развод);

Северная Осетия Алания – 3534 браков, 1475 разводов (на каждые 2.3 брака 1 развод);

Кабардино-Балкария – 4791 браков, 1921 разводов (на каждые 2.5 брака 1 развод);

Дагестан – 16 217 браков, 3 343 разводов (на каждые 4.8 брака 1 развод);

Ингушетия – 1757 браков, 289 разводов (на каждые 6 браков 1 развод);

Чеченская республика – 6574 браков, 880 разводов (на каждые 7.4 брака 1 развод).

Понять и объяснить отдельные причины роста числа разводов можно. Десятки тысяч молодых людей покидают родные края, уезжая в поисках счастья в большие мегаполисы. В Европу тоже очень многие уезжают. Внутри родного края – аналогичные процессы в миниатюре: бегство из села в город.

В урбанизированной среде на «свидание у родника» не сходишь, все общение переводится в виртуальную плоскость. Молодые люди могут и несколько лет общаться в социальных сетях, только пару раз видеться за все это время, а потом женятся.

Иногда бывают браки на расстоянии, без встреч. Естественно, после свадьбы с началом совместной жизни начинают проявляться разные особенности – это вам не лайки ставить и комментировать фотографии.

Обратите внимание

Это не столь частый случай, но я привел его в силу его новизны для традиционных обществ и крайности.

Женщины стали более независимы с одной стороны, но, с другой стороны, и участь их стала гораздо сложнее. В очень многих семьях все обязанности мужчины легли на хрупкие плечи кавказских женщин. Где-то в силу войн и лишений, где-то просто из-за безработицы, где-то из-за нравственного разложения мужчин и их приобщения к пьянству, тунеядству и разгульному образу жизни.

Женщины стали зарабатывать на жизнь всей семьи, мужчины стали домоседами. Если мужчина перестает быть добытчиком и «охотником», он, в принципе, не так уж нужен.

Либо ему нужно мириться с домоседством и всеми вытекающими отсюда обстоятельствами и ролями, либо все идет к разводу.

Если он не может обеспечить свою семью, да к тому же «излишне» заявляет о своих правах и притязаниях, то все может завершиться разводом.

Еще одна причина роста разводов – общий упадок нравственности и традиционных ценностей. Молодые люди, выросшие в городах или мегаполисах, относятся к разводу как вполне нормальному жизненному явлению, для них брак и женщина перестали быть чем-то сакральным.

Если раньше брат женщины (с которой разводится мужчина) мог требовать объяснений, и с разводящегося был конкретный спрос в соответствии с адатами, то нынче этого нет.

Развестись можно было только в исключительных случаях – если была какая-то вольность со стороны супруги, если она была уличена в какой-то краже и в другом постыдном действии.

Важно

Сейчас процедура развода стала гораздо легче и доступнее, нравы стали мягче и приспособились к окружающей действительности.

Другой случай – мужчина долгие годы проводит за пределами родного края. Потом, богатый и поседевший, приезжает домой, женится всеми правдами и неправдами на очень молодой девушке, за которую решение принимает её недобросовестная родня. Дальше начинаются все те же трудности.

Примеров можно привести еще много.

Для более глубокого анализа причин и следствий этого явления нужно провести серьезные исследования, выработать какой-то комплекс действий, которые могут бороться с упадком традиционно высокой роли семьи в кавказском обществе. Одно точно можно сказать – большая часть вины во всем этом лежит именно на мужчинах, которые стали забывать, что честь нации – это честь женщин.

Оригинал статьи тут, проблема очень острая для Кавказа, решил написать.

Posted via LiveJournal app for iPhone.

Почему мужчины на Кавказе не подают руку даме и не целуют жену

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

Почему мужчины на Кавказе не подают руку даме и не целуют жену

У адыгейцев, балкарцев, карачаевцев, осетин, чеченцев, ингушей сложился свой, отличный от других народов России, свод примет и правил, чего ни в коем случае нельзя делать мужчине.

  «Русская семёрка» решила вспомнить особый кодекс поведения, присущий разным народам Северного Кавказа. «Кавказ Пост» тоже на основе этого экскурса в прошлое добавил свои умозрения некоторым кавказским обычаям, касающиеся мужчин и женщин.

Конечно, многое ушло в небытие, но порой даже жаль, что нынешние кавказцы не соблюдают Кодексы чести. 

Святая или грязная?

Другие обычаи сегодня кажутся дикостью. Например, раньше во время беременности женщина на Кавказе считалась нечистой, поэтому мужчина не должен был с ней общаться, пока она с животом, и ещё 40 дней после родов. А если учесть, что кавказские семьи всегда были многодетными, даже удивительно, когда муж и жена вообще могли быть вместе. А у православных, наоборот, беременная женщина окружается ореолом святости, плохой приметой до сих пор считается обидеть словом или, хуже того, обмануть беременную, ведь 9 месяцев она находится под покровительством самой Пресвятой Богородицы. Или ещё один непонятный современникам поступок – в присутствии старшего поколения зять у ингушей не мог называть свою жену по имени, запрещалось ему играть со своими детьми и даже брать их на руки.

Мужу и жене нельзя было на людях допускать какие-либо прикосновения, а уж объятия – тем более, сейчас об этом обычае кавказские парни и девушки не вспоминают

Кавказцы не могли подавать руку женщине. На мужчину могла пасть тень, и если собеседники разных полов находились примерно на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

Кстати, в настоящее время продолжение этого обычая можно видеть в том, что в Чечне и Ингушетии мальчики и девочки в средних школах по-прежнему учатся в раздельных классах. У чеченцев до сих пор превалирует «адат», это неписаные законы, которым они следуют и чтут даже выше Корана, это реалии правовой жизни, не отражённые в шариате.

в Ингушетии это «эздел», и везде целью такого «Кодекса чести» является создание в обществе репутации достойного мужчины. 
Алкоголь попадал под полный запрет

Только вот как объяснить, что главе Чечни в 2016 году даже пришлось издать запрет на продажу спиртного в магазинах, так как очень много ДТП там совершалось в состоянии алкогольного опьянения, о чём писал «Кавказ Пост».

 А в сводках МВД КЧР то и дело мелькают происшествия о краже спиртного из домов местных жителей в аулах. А по происшествиям с наркотиками и говорить нечего: каждый день обнаружен гашиш, марихуана, синтетический наркотик и так далее.

А ведь по шариату мужчине нельзя употреблять напитки, вызывающие помутнение сознания, в разряд запретов входят алкоголь и наркотики. А в Ингушетии по-прежнему можно услышать, что он мне «кровник», то есть кровный враг, поэтому мы с ним не общаемся» .

Совет

Самыми тяжёлыми обидами для горцев были и остаются убийство родственника и оскорбление чести женщины, которые смывались только кровной местью.

И, напоследок, про грядущий апрель. Если у русских плохой приметой считается играть свадьбу в мае, «всю жизнь молодые будут маяться», в Чечне исстари не женились в апреле – в месяц кукушки. Как известно, эта птица не вьёт своего гнезда и бросает птенцов. Чеченский жених до свадьбы не мог даже увидеть невесту одним глазком и гостям на свадьбе не имел права её показывать. 

capost.media

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

За что кавказские мужчины любят русских женщин?

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

За что кавказские мужчины любят русских женщин?

  • Кавказские мужчины ведь действительно любят русских женщин. Ну а как же их не любить, ведь русские женщины — во-первых, самые красивые и сексуальные, они просто притягивают к себе взоры мужчин. Также любят русских женщин кавказские мужчины и за то, что они не привыкли молчать и подчиняться, что, наверняка, им надоело в своих собственных.
  • У меня с моим кавказцем была очень сильная любовь. В принципе она и осталась. Тем хуже нам обоим. Он младше меня на 4 с половиной года. Высокий, красивый, заботливый. У меня двое детей от первого брака. Он знал об этом с самого начала. Честно говоря, я считаю что именно он quot;увелquot; меня от первого мужа. Гражданство ему не нужно. В его любви ко мне я не сомневаюсь, потому что для парня из Дагестанской селухи жениться на русской старше себя ещ и с двумя детьми — это подвиг… Родители про детей пока не знают. А сказать я собственно хотела о том, что любовь, это вс конечно хорошо, но сможете ли вы русские девушки жить с таким мужчиной? Особенно когда он начнт из вас лепить кавказскую жену. Поверьте мне, процесс очень болезненный! Нет! Руку не поднимает…И не оскорбляет. Но соответствовать всем требованиям кавказской семьи!!!! ООООО! Вы должны быть супер во всем! И в постели, и на кухне, и тише воды в присутствии родственников или знакомых, чтобы ваш голос не дай Бог не был громче чем голос мужчины в доме. И ваш смех тоже. К стати, если ваш кавказец вас по настоящему любит и серьзно к вам относится, то первый секс у вас с ним будет только после свадьбы, и при этом не важно девственница вы или нет. С любимыми женщинами, с которыми они хотят быть вместе и прожить всю жизнь они до свадьбы не спят. При чем quot;свадьбаquot; это именно религиозный брак, по их традициям. Хотите быть с любимым? Вам многим придтся пожертвовать. Забудьте про бокал вина в компании подружек. Вообще забудьте про вино и подружек! Увидит с бокалом алкоголя — убьет, с сигаретой… Не курят жены кавказцев. Ты должна быть образцом для подражания а не позором семьи. А ходить в длинной юбке и платке всю оставшуюся жизнь вы не хотели? Волосы показывать нельзя, особенно если они красивые. С посторонними мужчинами нельзя разговаривать, отвечать на их телефонные звонки и сообщения в скайпе. Даже если это ваш друг детства или отец ваших детей. Мне повезло. Меня любят, а ещ я знала на что шла. Но все равно очень тяжело. Представление о счастливых семьях у русских и у кавказцев слишком разное. Если на самом деле любите, то придтся пожертвовать свободой, пожертвовать, друзьями, привычками, гордостью, пожертвовать практически всем. Думайте, девушки! Думайте! Мне есть с чем сравнивать. До этого 7 лет я была замужем за русским. Так вот, прежде чем связать свою жизнь с кавказским мужчиной спросите себя, а вы уверены что любите его настолько, что готовы пожертвовать своей жизнью и жить только ради него и его семьи? Потом вы уже не сможете уйти. Разводы там очень большая редкость. Он сделает вс чтобы сохранить семью, и вам это вряд ли понравится. Вам будут ломать не физически как морально. Потому что quot;моя жена должна меня слушатьсяquot;. И будете…рано или поздно. Есть много способов сломать человека.
  • не любят они русских ни женщин не мужчин.Очень они по характеру не уровновешеные, не мало браков таких распадается из-за избиений.В основном они женятся на своих женщинах, которых готовят к браку с рождения с соблюдением всех традиций, а наши только им на потеху
  • Любовь, если и бывает в таких тандемах, то как раз со стороны русской женщины, у мужчин интерес в другом — гражданство. А в России преобладающее население (пока еще)представлено русскими (вот их и quot;любятquot;), если бы ехали они осваивать Среднюю Азию, то пылали бы страстью к узбечкам-таджичкам. Потому как, если бы имела место любовь и уважение, то никогда не посмели бы обзываться всем известными нехорошими (не буду тут воспроизводить)словами на русских женщин.
  • Ну обычно они любят русских не quot;серой мастиquot;, а бл*кой масти, с такими они из-за их чрезмерной доступности, а если как вы говорите quot;курочка серой мастиquot;, то, скорее всего, это настоящая любовь. Очень редко встречается, когда кавказцы на самом деле влюбляются в русских девушек и даже мамы их разрешают им взять таких девушек в жены.
  • Прежде всего, все люди разные и среди кавказцев есть разные, какие то начинают ухаживать, завоевывает так скажем сердца русских девушек используют их и ищут других, а какие то женятся и проживают долгую жизнь. Кавказские мужчины любят русских женщин в первую очередь за красоту и грациозность, ведь кавказские девушки и русские отличаются многим, видимо им нравится именно такой тип женщин.

Индекс любви к Кавказу

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

   Есть любопытный Интернет-портал, предназначенный для сбора мнений пользователей по различным вопросам. Можно создавать собственные темы. По количеству высказываний в графах “Люблю” или “Ненавижу”, система автоматически подсчитывает “Индекс любви”. Количество “любящих” делится на количество “ненавидящих” и округляется до сотых долей.

   Если индекс равен единице, это означает, что количество мнений одинаково, если больше единицы – “любящих” больше, если меньше единицы – больше “ненавидящих”. Но иногда или “любящих”, или “ненавидящих” не бывает. В таком случае, соответствующему индексу присваивается “бесконечное” значение.

   С интересом изучил мнение аудитории по различным аспектам “кавказского” вопроса, для каждого индекса привожу по одному высказыванию пользователей «за» и «против». Предлагаю ознакомиться с результатами. Стиль и орфография в названиях тем сохранены.

   Кавказ

   Индекс: 7,14

   ЗА: Потому что это самое великолепное что только может быть на Земле! Кто хоть раз там побывал и у кого есть душа никогда не забудет Кавказ!

   ПРОТИВ: Кавказ (точнее его население, а не географ. место) — это вечный геморрой. Туда уходят немерено денег бюджетных т.е. денег народа России, а там огромная клановая коррупция, много преступности как уголовной так и экономической, самая высокая безработица.

   Кавказские мужчины

   Индекс: 2,57

   ЗА: Ох, это пылкие, страстные мужчины. А некоторые такие красивые бывают… что никакой европеец в сравнение не пойдёт. Мне очень симпатичны осетины, азербайджанцы, грузины. А так же те, в которых стечёт смесь кавказской и славянской крови. Они в своём большинстве очень красивы и более близки по менталитету.

   ПРОТИВ: Ненавижу кавказских мужчин за скотское отношение к женщинам. Их «красивые ухаживания» — не более чем «павлиньи» уловки. Чистая зоология. Ненавижу за их представление о гигиене — по принципу «Настоящий Мужчина не моется чаще раза в неделю». Зато они обильно душатся тошнотворными одеколонами.

   Кавказские девушки

   Индекс: 1,8

   ЗА: Я хотел бы сказать парни, не стыдно обсуждать самое прекрасное что создано Богом? Я например мечтаю познакомиться с девушкой из Кавказа. Почему? Потому что устал от лжи, предательства, измен и бездарности, а ещё от человеческой глупости и тупости.

   ПРОТИВ: Кавказцам интереснее русские девушки, они не такие как кавказские! У русских принято иметь хорошее образование, русская девушка себя любит, себя одевает и разрешает сама многие вопросы, а кавказская ждет когда ей разрешат, и раз мало видит сидя дома в жизни, мало что в ней понимает!

   Поведение кавказцев в России

   Индекс: 0,25

   ЗА: А чём речь то? Я ни разу не видел что бы кавказцы шли толпой по улице и к примеру орали матом, или докопались до кого то, и до 3 часов ночи у меня под окнами летом орут пьяные русские, местное быдло, но не кавказцы. Ну на рынке я их вижу, нормальные вежливые люди, какое их поведение то ненавидеть надо я что то не пойму, просветите? Я правда в провинции живу и народец местный, по «культуре» и хамству переплюнет любого «кавказца».

   ПРОТИВ: Я не националистка, но ненавижу кавказцев (не всех, но большинство) за их аморальное поведение. Большинство кавказцев (взять к примеру тех, кто в Москву приехал) как раз составляет молодёжь. Эти паразиты ведут себя вызывающе, везде диктуют свои правила, что им как гостям просто непозволительно!

   Когда народы Кавказа презрительно именуют “хачами”

   Индекс: 0,6

   ЗА: И это презрительно, вы считаете? Мне кажется, что народы Кавказа именуются хачами «любя». Они заслуживают гораздо более страшного слова, которое еще никто просто не озадачился придумать. Я основную их массу ставлю на одну планку с животными. Все, что они делают — отголосок дикой жизни на лианах. Но, однако, я против физической расправы над ними — животных я люблю.

   ПРОТИВ: Почему то взяли и таких разных людей стали обзывать армянским именем Хачик. А между тем Кавказские народы очень разные. Многие — православные и очень дружественны России, многие не торгуют на рынке и не мусорят семечками в переходах, а работают профессорами и учителями в Москве.

   Русские не любят кавказцев

   Индекс: 1,16

   ЗА: Ну не знаю, может в Москве действительно так все запущено что ли? Или у вас какие-то айзера не такие? К моей девушке раз пять цеплялась гопота, игнорируя меня…

— славянская гопота! Кавказцы не разу, а тут какой-то один случай, и сразу все кавказцы звери? Так может мне теперь славян ненавидеть? Я вижу это так, что гопота она и в африке гопота, и пофиг какой национальности.. не стоит всех под одну гребенку.

Просто национальность сразу в глаза бросается и лучше запоминается….

   ПРОТИВ: Не любят потому что завидуют и берут с них часто пример. Но кавказец кавказцу — брат. А русский русскому — волк.

   
   Идея выселить кавказцев из Москвы

   Индекс: 0,82

   ЗА: Не сразу, вначале предъявить ультиматум: или в своей среде наводите порядок, или «Родина ждёт!» Люди есть хорошие в любой национальности, но даже для мирных кавказцев так будет лучше, иначе на почве политики отечества, они просто падут жертвами национализма. Да и вообще: почему русские с трудом получают регистрацию, если вообще получают, а кавказцы без проблем?! У них свои страны есть, «пора домой!»

   ПРОТИВ: Ну а чем кавказцы хуже людей, ратующих за выселение кавказцев? Вообще-то любой человек — гражданин РФии волен проживать в любом месте этой самой — вроде бы у нас свободу перемещения и проживания никто не отменял. Ну а кого действительно надо выселять, так это быдло.

   Идея выселить кавказцев из Ставрополя

   Индекс: 2

   ЗА: Занимаются тут черными делами, криминал местный на 80% состоит из кавказцев, причем они уже успели поделить местный криминальный бизнес по национальному признаку!

   ПРОТИВ: Не нравятся кавказцы в Ставрополе — собирай манатки и вали с Северного Кавказа куда-нибудь в Одинцово. Слабо? Хочешь жить тут, так живи в мире с кавказцами, греками и другими. И детей своих учи этому.

   Идея отделить Северный Кавказ от России

   Индекс: 1,57

   ЗА: Не следовало завоевывать его. Понятно, руководствовались логикой: если мы не придем к ним сами, они придут к нам. Однако лучшим вариантом явилось бы создание на южной границе России санитарного кордона — системы укреплений от набегов. Покорение Кавказа ничем себя не оправдало. Этот молох продолжает питаться русской кровью. Зачем наши предки брали орлиные гнезда Шамиля?

   ПРОТИВ: Вражда порождает вражду! Давайте все, мать вашу, пересобачимся, а тем временем более умные будут облизывать ставших уже бывших союзников и братские народы! И что людям в мире не живётся спокойно?! Тьфу на вас, нацистов и расистов! Да что там — тьфу! Ложила я на вас большую кучу!

   
   То, что русские девушки якшаются с кавказцами

   Индекс: 0,46

   ЗА: И правильно делают. А что с наших пьяниц возьмешь, которые во время секса могут захрапеть. Пущай поднимут свои дряблые задницы с дивана и немного себя в порядок приведут, смотреть противно, не то, что гулять. Вот если бы наши к нам так же уважительно относились и защищали как кавказцы своих женщин, то никуда мы от вас и не уходили бы.

   ПРОТИВ: Вот @ляди, им что мало русских парней. Неужели эта черная сволота лучше ,чем русский парень. Вот про@ляди, наякшаются, а потом рожают не пойми кого. Русская нация вымирает, вы что творите потаскушки ? Вас выселять надо из Москвы, пока не поздно…

   Про русских девушек, рожающих от кавказцев

   Индекс: 0,61

   ЗА: Вообще глупо это любить или ненавидеть. Это неизбежность. Смесь этноса всегда была есть и будет. И это хорошо. И тут уж вообще нету разницы кто от кого рожает.

Кавказская девушка от русского парня или Русская девушка от кавказца. Вообще Велика Русь и ценна многочисленностью народов своих.

Или вам больше по нраву кровосмешение? Ну что ж в таком случае со временем будете рожать уродов как это произошло в Норвегии и Исландии.

   ПРОТИВ: Русская никогда не сможет воспитать ребенка так, как это сделает кавказская мать. Не даст представление об обычаях традициях, не научит языку.

И в конце концов ребенок становится манкуртом, не помнящим родства. Вот такие представителя очень опасны, они по документам и внешности кавказцы, а воспитание у них как у русских.

Они чужие среди своих и свои среди чужих. Это очень страшно. Ненавижу это.

   Мир между Россией и Кавказом

   Индекс: 3

   ЗА: Интересная тема даже 🙂 а разве Кавказ России является врагом? А мне кажется наоборот на государственном уровне твердят о дружбе народов рашки и некоторых кавказских стран, да и Чечня послушная и совсем неагрессивная стала (вы слышали и конфликтов почти нигде не происходит). Единственно с кем у рашки возникли плохие отношения, так это с Грузией. А так государство сейчас почти со всеми кавказскими странами и регионами дружит, я даже не знаю зачем эту тему было поднимать!

   ПРОТИВ: Вот тут читаю базары А. Кураева. О том как (в частности) в Ингушетии относятся к рабству, приводит рассказ одного русского раба. Вот кусок оттуда.

«Он, его семья, родственники и все приезжающие гости настроены антироссийски, ненавидят русских. Многие хвастались тем, что сами имеют рабов, и их отцы имели рабов, и деды имели русских рабов.

И вообще, русские должны быть только рабами, а их женщины — проститутками». Какой мир, ребята, о чём вы говорите?

   Запретить кавказцам работать в МВД и ФСБ

   Индекс: 0,4

   ЗА: Отличная идея! Ну в ФСБ, думаю, кого попало и так не возьмут по определению. А из МВД кавказцев надо гнать взашей, как и из других структур, собственно. И не только кавказцев. Вообще надо гнать оттуда быдло — вот собирательный образ.

   ПРОТИВ: Ребята…такое ощущение как будто вы не в России живете, а в другой стране 🙂 Люди, вы в России, в стране, насквозь прогнившей коррупцией, землячеством и прочим дерьмом. Да какая тут нафиг справедливость? Закон тут один: выживает сильнейший. Да в этих силовых структурах пофиг мент кавказец или русский.

Главное чтобы бабки текли. Канал есть, деньги текут, система работает как надо — значит все ок! А законы соблюдаются в последнюю очередь и только тогда, когда выгодно бывает разного рода «теневым боссам» и «серым кардиналам» нашей страны. Не нужно быть такими наивными. И люди разные бывают.

В каждой национальности есть как и хорошие так и плохие.

   Фильм “Кавказская пленница”

   Индекс: 9

   ЗА: Вот думала, что же я еще такое люблю. И вспомнила. Уж очень мне нравиться этот фильм. По-моему просто шедевр, начиная от сценария и заканчивая бессмертными цитатами: «В морге тебя переоденут», «Бамбарбия — киргуду», «Будь проклят тот день когда я сел за баранку этого пылесоса…!»

   ПРОТИВ: С этим совковским отстоем связаны неприятные воспоминания из моего детства. Родители с дедом не дали мне посмотреть полнометражный диснеевский мультик, потому что на другом канале шла эта ублюдочная киношка. Я в истерике забежал в свою комнату, хлопнул дверью, плакал почти час…

   Осетинские пироги. 
   Индекс любви: бесконечен

   ЗА: Есть с мясом, с сыром, с картошкой, с бурачными листьями(мои любимые), с капустой, с тыквой… Пальчики оближешь. А какой аромат исходит от только что испеченных и еще пышущих жаром пирогов! И есть их желательно, когда они еще горячие. После того как остынут, уже такого наслаждения не бывает. Так, что езжайте в Осетию и пробуйте. А еще осетинское пиво не забудьте!

   ПРОТИВ: нет.

Женщины Кавказа, роль и отношение к женщинам на Кавказе

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

Кавказ — самый многонациональный регион России, родина многих народов. Однако разнообразие культурных традиций, обычаев объединяет почтительное отношение к женщине. Уважение к женщине проявляется у всех народов Кавказа — христиане они или мусульмане, горцы или жители равнины.

Именно женщины передают из поколения в поколение нашу культуру, наши духовно-нравственные ценности. Поэтому проявление по отношению к ней грубой силы, наглости, всего того, что оскорбляет ее достоинство, встречало презрение и отпор у всех кавказцев. Недаром самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены.

Важно

Присяга эта связана с кебином — брачным договором. Если показание присягателя оказывалось ложным, то брак признавался недействительным. Как только жена узнавала, что муж присягнул ложно, она могла немедленно уйти из дома.На Кавказе известны случаи массового примирения с участием матерей. Одно из таких преданий приводит абхазский ученый А. Гуажба.

«Между убыхами и абхазами разгорелась вражда. Взаимным набегам не было видно конца. Но в те времена были очень мудрые люди, «умевшие примирить огонь и воду», и они решили положить конец вражде.

Обратите внимание

Собрались с обеих сторон и со всех краев Западного Кавказа самые уважаемые и почитаемые старцы, и вот что они решили: со стороны правого устья реки Псоу лежит обширная равнина. Туда было доставлено с их согласия 500 молодых абхазок с грудными детьми и 500 убыхских матерей, Также с грудными детьми.

Их поставили в ряд напротив друг друга с младенцами в руках, завязали глаза и обменяли младенцев. Потом женщин с детьми сразу развезли в родные аулы. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем абхазы и убыхи, зная, что с той и с другой стороны родная кровь, перестали мстить и совершать набеги».

Нередко горянки брались за оружие, чтобы защищать родной дом. Тамерлан захватил и разорил село Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли.

А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения Аркаса избежавшие наказания сельчанки достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана.

Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.По легенде, Тамерлан потерпел сокрушительное поражение от войска под командованием девушки-горянки. Звали ее Патима, по прозвищу Парту, что в переводе с лакского означает «блистательная», «молниеносная».В лакской эпической поэме описывается, как Парту Патима побеждает в единоборстве лучших бойцов из стана Тимура, а затем ее войско, воодушевленное этим примером, наголову разбивает армию прославленного Тамерлана, которого называли Потрясатель Вселенной.

Отношение к женщине в Дагестане всегда было особым. Все самые красивые обычаи и традиции держатся на них. У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

Кавказ — самый многонациональный регион России, родина многих народов. Однако разнообразие культурных традиций, обычаев объединяет почтительное отношение к женщине. Уважение к женщине проявляется у всех народов Кавказа — христиане они или мусульмане, горцы или жители равнины.

Именно женщины передают из поколения в поколение нашу культуру, наши духовно-нравственные ценности. Поэтому проявление по отношению к ней грубой силы, наглости, всего того, что оскорбляет ее достоинство, встречало презрение и отпор у всех кавказцев. Недаром самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены.

Важно

Присяга эта связана с кебином — брачным договором. Если показание присягателя оказывалось ложным, то брак признавался недействительным. Как только жена узнавала, что муж присягнул ложно, она могла немедленно уйти из дома.На Кавказе известны случаи массового примирения с участием матерей. Одно из таких преданий приводит абхазский ученый А. Гуажба.

«Между убыхами и абхазами разгорелась вражда. Взаимным набегам не было видно конца. Но в те времена были очень мудрые люди, «умевшие примирить огонь и воду», и они решили положить конец вражде.

Обратите внимание

Собрались с обеих сторон и со всех краев Западного Кавказа самые уважаемые и почитаемые старцы, и вот что они решили: со стороны правого устья реки Псоу лежит обширная равнина. Туда было доставлено с их согласия 500 молодых абхазок с грудными детьми и 500 убыхских матерей, Также с грудными детьми.

Их поставили в ряд напротив друг друга с младенцами в руках, завязали глаза и обменяли младенцев. Потом женщин с детьми сразу развезли в родные аулы. Сделано это было для того, чтобы в дальнейшем абхазы и убыхи, зная, что с той и с другой стороны родная кровь, перестали мстить и совершать набеги».

Нередко горянки брались за оружие, чтобы защищать родной дом. Тамерлан захватил и разорил село Аркас. В бою почти все мужчины погибли. Женщин завоеватели связывали по рукам и ногам и клали на землю, а на обнаженную грудь бросали горящие угли.

А наказание такое они понесли потому, что, переодевшись в одежды погибших мужчин, храбро сражались против завоевателей. На пятые сутки после падения Аркаса избежавшие наказания сельчанки достали оружие, переоделись в мужскую одежду и неожиданно ударили по войскам Тамерлана.

Они так храбро сражались, что на их усмирение хромой полководец потратил еще два дня.По легенде, Тамерлан потерпел сокрушительное поражение от войска под командованием девушки-горянки. Звали ее Патима, по прозвищу Парту, что в переводе с лакского означает «блистательная», «молниеносная».В лакской эпической поэме описывается, как Парту Патима побеждает в единоборстве лучших бойцов из стана Тимура, а затем ее войско, воодушевленное этим примером, наголову разбивает армию прославленного Тамерлана, которого называли Потрясатель Вселенной.

Отношение к женщине в Дагестане всегда было особым. Все самые красивые обычаи и традиции держатся на них. У башлинцев есть поговорка: кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели.

В горах Дагестана во многих аулах в старину существовал такой обычай: если мать усыновит кровника — кровомщение прекращается. Вмешательство женщины часто останавливало самую жестокую распрю. Для этого ей стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися.

Уважение к женщине выражается в многочисленных обрядах и обычаях, например, в присутствии женщины мужчины не смели затевать ссору, сквернословить. Когда женщина проходила мимо стоящих на годекане мужчин, они прекращали смех, чтоб она не могла подумать, что смех вызван разговором о ней.

Совет

При появлении взрослой женщины, как в былые времена, так и в наши дни, принято вставать, что свидетельствует об уважении к ней.

Так как мужчины постоянно воевали и их в любой момент могли убить, в некоторых селах появилась интересная традиция: земля, дом и все богатство числилось за женским полом, у мужчины ничего, кроме оружия и коня, не было.

При выходе девушки из одного села в соседнее, основное богатство — земля — переходило этому соседнему селу, поэтому девушек старались не выдавать замуж за пределы общины. Такой обычай существовал жителей села Щт- при женитьбе записывать все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома.

Жена при разладах в семье смело говорила мужу: «Если не желаешь жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны!». Соседи мугинцев в связи с этим нередко их высмеивали.
В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались.

Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него — проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство. У осетин женщина пользовалась большим почетом, чем мужчина, если они вдвоем шли рядом, то женщина шла справа, если с нею двое мужчин, то между ними.

Когда женщины проходили мимо сидящих мужчин, даже глубоких стариков, то они встали, приветствуя их. По осетинскому этикету, всадник, встретившийся с женщиной, должен был сойти с лошади еще до того, пока не поравняется с ней, и пропустить ее мимо себя, а потом только продолжать свой путь. Во время кровной вражды женщин никогда не убивали.

Если же кто-нибудь и совершал подобное преступление, то он этим навлекал на себя величайшее презрение. Женщины старшего возраста находились на особом положении и пользовались большим всеобщим уважением. Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел, они занимали равное положение с главой семьи.

Чеченцы всегда придавали большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Самое страшное чеченское проклятие — «чтобы потух в доме огонь». Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой.

Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном. Чтобы прекратить ссору или драку женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся — это действовало как запрет на междоусобицу. Если по западной традиции мужчина пропускает женщину вперед в знак уважения, то по чеченской уважая и оберегая женщину, он всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни.

В старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи: со зверем, грабителем, с кровным врагом. Вот мужчина и шел впереди своей спутницы, готовый в любую минуту защитить ее. Об уважительном отношении к женщине чеченцев свидетельствует обычай приветствовать ее только стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, встать и поздороваться первым.

Обратите внимание

Величайшим позором считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены — засчитывалось как добродетель, за которую он попадет в рай.
У ингушей также уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагали определенной свободой.

В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая; проходит мимо.

У черкесов есть такие поговорки: «Глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут»; «Опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами».

Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по .обычаю, он должен загладить свою вину подарком. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину. Конный в знак уважения спешивался при встрече с женщиной.

Адыгской женщине не позволялось заниматься тяжелой работой. Всякий проходящий мимо, заметив женщину, занятую непосильным трудом, приходил ей на помощь.

Одним из интересных и важных компонентов адыгского этикета и рыцарского отношения к женщине был обычай, по которому мужчине, возвращающемуся с охоты или военного похода, полагалось отделить часть добычи женщине, которая встретилась в пути.

Женщина — хранительница очага, выступает в адыгской семье и хранительницей необходимых порядков, которых требует этикет по отношению к свекрови и свекру, к старшим. Все черкесские женщины были освобождены от тяжелого физического труда.

Про #ЯНеБоюсьСказать, честь женщины и кавказские адаты

Кавказские парни. виновны ли парни кавказа в потере нравственности у девушек?

17:00, 12 июля 2016

В социальных сетях набирает обороты флешмоб #ЯНеБоюсьСказать. Его начала 4 июля в Facebook журналист Анастасия Мельниченко, она рассказала о своем переживании насилия и домогательства и предложила женщинам публично поделиться личными историями.

 Женщины, молодые и взрослые, и мои знакомые, и подруги в том числе, решились в социальных сетях открыто рассказать о пережитом насилии – эмоциональном, сексуальном..

Тысячи  историй – от приставаний в метро и до травмирующих трагедий, которых не забыть всю жизнь.. 

Важно

В этом посте – что означало на Северном Кавказе «посягательство на честь женщины», кто и как мстил обидчикам по адату, о чем молчали женщины и когда впервые попытались заговорить об этом открыто… 

Достаточно посмотреть ссылки на горские адаты и фольклор, чтобы заметить, что  посягательство и поругание чести женщины само по себе несло сильнейший конфликтогенный потенциал.

Оно было способно запустить кровную месть длиною в несколько столетий и разбалансировать отношения внутри не только одной семьи, но и фамилии, и целого рода.  Этнограф Ю.Ю.

Карпов заметил, что «неслучайно в фольклоре (например, в преданиях) крайняя форма социального насилия обычно изображается через посягательство стороннего лица на «право первой ночи».  

Понятие «посяга­тельство на честь женщины» включало в том числе и умышленное прикосновение к ней, и срывание с головы платка, и отрезание косы и т.п. В свою очередь общество становилось на сторону женщины, если она убивала обидчика, чтобы защитить свою честь.    

Само по себе даже ненамеренное прикосновение постороннего мужчины к женщине считалось оскорблением.

Женщин (если это не матери, жены, сестры, бабушки или тети) не брали под руки, партнеры в танцах не касались друг друга, а если танец парный – то прикосновения допускались только через удлиненные рукава черкески.

У многих народов Северного Кавказа бытует притча о путнике, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Хозяйка накормила гостя и постелила чистую постель.

Совет

Только утром гость понял, что хозяина не было дома, а женщина, чтобы не оскорбить гостя и соблюсти приличия, просидела всю ночь у зажженного фонаря.  Утром, умываясь, гость случайно задел руку хозяйки мизинцем и отрубил себе мизинец, потому что посчитал, что осквернил дом этим случайным прикосновением.

Считалось также неприличным и нарушение privacy женщины, т.е. беседа на близком расстоянии. Как правило, расстояние между беседующими мужчиной и женщиной выдерживалось до 1,5 метров.  

Пожалуй, единственный сценарий, когда допускалось прикосновение мужчины к посторонней женщине, был связан с обрядом прощения кровника. Убийца должен был  рукой или губами прикоснуться к груди пожилой женщины из потерпевшего рода и, таким образом, считался прощенным. Такой обычай, описанный впервые в нартских сказаниях, был известен на всем Северном Кавказе.   

Ущемление чести девушки и женщины задевало каждого члена рода, тейпа, тухума и усиливало родовую солидарность.

«Ментальность горцев, основанная на строгой нравственности, предусматривала моральную чистоту тухума и джамаата посредством остракизма аморального представителя или его физического устранения», — пишет Ю.Ю.Карпов. Оскорбление женщины или девушки могло быть смыто только через кровную месть.

  Ответственность за месть брал весь клан девушки, которой было нанесено оскорбление. Месть распространялась на всех мужчин оскорбившего клана, в первую очередь, на  отца, сыновей и братьев обидчика.   

Однако, почти невозможно найти в источниках сведения о том, насколько часто и кому девушки или женщины решалась рассказать об оскорблении и, тем более, вынести свою историю в публичное пространство.

В самых тяжелых случаях изнасилования, например, похищенной девушки, для нее оказывалась закрыта дорога домой, и рассчитывать на новый брак она практически не могла.  Этим объясняется то, что статистика  судов – как имперских Горских словесных, как и советских, не дает объективную картину.

И сейчас, как и 20, и 100 лет назад, немало историй, подобных тем, которыми делятся участницы флешмоба, замалчивается.  

Впервые о пережитом насилии – социальном, домашнем, сексуальном – женщины на Северном Кавказе публично стали говорить в 1920-е гг. Важно, что именно сами женщины говорили от своего имени.

Обратите внимание

 Этому предшествовала большая работа Советской власти по решению «женского вопроса».

Вся система сверху донизу – от партийных и советских органов до рядовых пропагандистов – непрерывно ломала, иногда с усердием костоправа, сознание и быт кавказской женщины.  

Женотделы, пункты ликбеза, Комиссии по улучшению труда и быта горянок и нацменок (созданы в 1926г.), выборные кампании и делегатские собрания, коммуны, ТОЗы и ККОВы, женские артели и мастерские, женские клубы…И судебные процессы, в том числе и показательные, в театрах и на заводах, на которых впервые на Кавказе в 1920-е годы слушались дела об изнасилованиях. 

С тех пор многое изменилось, и многое осталось неизменным. Есть и молчание, и стыд, и страх осуждения, и страх столкнуться со злорадством недоброжелателей, и то пресловутое «сама виновата», о котором пишут чуть ли не все участницы флешмоба…Я даже думаю, что в этом флешмобе не будут участвовать девушки с Кавказа. Или будут участвовать единицы. 

 Я не призываю сейчас к публичным исповедям о деликатных сюжетах своей жизни, они не приняты в нашей женской культуре.

Но уверена, что девушка, пережившая домогательства и, тем более, насилие, имеет право и должна, как в той визуальной инструкции для школьников младших классов, которую сегодня выложили в ФБ, сказать самой себе: «Ты не должна искать решение сама, ты не должна скрывать, ты не должна стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся спрашивать».