Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

Блоги / Юрий Магаршак: Первая Императрица России была еврейкой

Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Следует ли завершить заголовок восклицательным знаком или же вопросительным? Пусть каждый Высокочтимый Читатель решает сам. Прочтя статью и ознакомившись с фактами.

Как следует из документов, энциклопедий и монографий, полное имя Екатерины Первой до принятия Православия было Марта Самуиловна Скавронская. Много ли Вы, высокочтимый читатель, знаете литовцев, латышей, эстонцев и белорусов, имя которого Самуил? Уверен, что ни одного. И в истории этих стран таковых не было. Зато Самуилами очень часто называли евреев. Так же как Хаимами и Абрамами.

Ну а само имя Марта (в еврейском оригинале Марфа на иврите מרתה, в переводе означающее «хозяйка», «госпожа») – имя, упоминаемое в Евангелиях: в доме сестер Марии и Марфы останавливался Иисус, и потому имя Марфа (буква «ф» в немецком перешла в «т», а в русском осталась) попало в святцы.

Обратите внимание

Но в таком случае спрашивается: зачем было переименовывать Марту при «перекрещивании» в православие из лютеранства? Оставили бы за царицей прекрасное русское имя Марфа, данное при рождении, и дело с концом.

Подборка уникальных фото моцарта

Тем более что словосочетание «Императрица Марфа Первая», бесспорно, услаждало бы русское ухо и было бы «царю антихристу» на руку! Ответ: потому и имя и отчество заменили, что от своего отца Самуила Императрица Российская не отреклась! Прекрасно помня родителей (вопреки вошедшей в учебники выдумке, что супруга Петра Великого не помнила ни мать, ни отца).

Не просто помнила, а чтила и уважала! Ну а императрица Марфа Самуиловна Романова в самом деле звучало бы раздражающе. Не для Петра — потому и Велик Петр, что перевернуть мог всё, если бы захотел. Раздражающе для образованных и необразованных классов России. Включая и современные: не Петру Великому – нам.

Изменение отчества Первой Русской Императрицы с Самуиловны на Алексеевну было первым в русской истории прецедентом присвоения нового отчества. Противоречащим не только русской традиции, но и основополагающим принципам христианства. В эпоху местничества царь мог жаловать всем чем угодно за исключением отчества — и, стало быть, изменения родословной.

Даже Господь не может менять прошлое! А тут вдруг впервые в Государстве Российском, в нарушение всех русских традиций происходит замена отчества. И не кому нибудь, а Государыне! Причем с благословения Церкви (послушной, разумеется, Государю).

Это не какое нибудь маленькое нарушение, которое исправляется покаянием и за которое налагается эпитимья — это нарушение одного из Освовополагающих Принципов! Зачем это было сделано (а дальше по прецеденту так и пошло)? Ответ может быть только один: для того, чтобы отчество «Самуиловна» исчезло. Не сделай этого церковь, было бы еще «хуже».

Отчество «Самуиловна» слишком явно обнаруживало еврейские корни жены царя. И уж во всяком случае, ставило очень неприятный вопрос. На который приходилось бы отвечать раз за разом. Включая и наше с Вами достославное время.

Перед коронацией новой Императрицы повелением Императора для изучения ее происхождения была создана комиссия во главе с Репниным. И о чудо! несмотря на продолжительные «усилия», не удалось установить не только кто родители коронуемой, но даже из какой страны царица родом.

Важно

И это при том, что Императрица была вовсе не слабоумной, как с неопровержимостью следует из того, что откуда родом «не помнит». А тут – словно память отшибло! И разум!! То ли она из Лифляндии, то ли наоборот из Эстонии. Позднее появилась еще одна, совершенно иная гипотеза о происхождении Екатерины Первой.

А именно: что Марта Скавронская родом из Белорусии и ее отец работал в доме Казимира Сапеги, в Минске (рода, члены которого в Речи Посполитой бывали и канцлерами), а уже оттуда переехалЛифляндию. А сама царица Российского Государства – в здравии, памяти и ясном уме – не помнит откуда родом.

Такая вот амнезия у во всем прочем абсолютно здоровой женщины при ответе на самый элементарный вопрос: в какой стране родилась. Имя своего отца Самуила чтит, помнит и не отрекается от батюшки до-смерти, а где жили с точностью до страны — память отшибло начисто. А значит одновременно с этим — какой язык для нее родной.

Ну просто не императрица, а какая то полоумная. Что с ней происходило до 12 лет начисто позабыла. Такое вот странное для во всем прочем абсолютно здоровой женщины «заболевание». Ведь в дом пастора Глюка Марфу отдали не младенцем, а двенадцатилетней девушкой.

 Не сумасшествие ли — не Первой Императрицы России, а тех, кто ее биографию, скорректированную под Историю, составлял?! Не была ли создана Комиссия по изучению происхождения Государыни не с целью выяснения истины, а с целью скрыть истину (как в истории России бывало не раз)?? Ответ очевиден: ну разумеется, для того и создали Правительственную Комиссию, чтоб скрыть правду!

Марфа Скавронская выросла в доме пастора Глюка, из которого ее и взял к себе сначала муж, потом Шереметьев. Так почему бы самого пастора, его жену, у которой в Мариенбурге работала Марфа и в доме которой росла, и детей пастора, говоривших по русски елико проживали в Москве, не спросить? Читая учебники можно подумать, что пастор Глюк куда-то бесследно сгинул. Но это вранье.

Пастор Глюк, попав под разграбление Мариенбурга после взятия крепости русскими войсками (о котором Фельдмаршал Шереметьев с гордостью докладывает Петру: «Послал я во все стороны пленить и жечь, не осталось целого ничего, все разорено и сожжено, и взяли твои ратные государевы люди в полон мужеска и женска пола и робят несколько тысяч, также и работных лошадей, а скота с 20000 или больше… и чего не могли поднять покололи и порубили») выжил, как и его воспитанница Марфа в числе «не порубленых», а взятых «в полон мужеска и женска пола и робят несколько тысяч, также и работных лошадей, а скота с 20000 или больше», но несколько по другому. Не переходя все выше и выше от Шереметьева к Меншикову, а от Меншикова к Государю, а вызвав к себе уважение как просветитель. Будучи перевезенным в Россию в качестве пленника, пастор основал в Москве первую в России гимназию. Став «птенцом гнезда Петрова», внесшим громадный вклад в образование россиян. Ну и чем же, спрашивается, занималась комиссия, если допрашивала кого угодно, кроме находившихся в Москве домочадцев дома, в котором Марфа Самуиловна воспитывалась, и саму без пяти минут Государыню?

И вот еще что подозрительно. Для выяснения происхождения Марфы Самуиловны, в Петербург были доставлены ее родственники, которым тотчас присвоили графские титулы.

Совет

Однако сразу после представления Государю оба (Карл и Фридрих) приказом комиссии Репнина были выдворены из столицы в отдаленные части необъятной страны, потому как о происхождении Государыни цитирую «врут» конец цитаты.

И что же они врали? Почему их вранье о происхождении Государыни засекретили? И почему, этих Графов, как только присвоили титулы и подарили дворцы, тотчас же и сослали куда подалее? Не декабристы ведь! Ответ очевиден: потому, что им были известны тайны происхождения Государыни, разглашению не подлежавшие.

Ну а какие тайны могли разглашению не подлежать, если официальная версия «опускает» Государыню так низко, что, казалось бы, ниже некуда? Ответ однозначен: потому что правда о происхождении Императрицы была еще неприемлемей, чем прачка и сирота!

На самом деле комиссия по расследованию происхождения императрицы все знала-прознала. И то, что сестры Екатерины были замужем за членами еврейской семьи Веселовских (от польского города Веселов, в котором в то время большая еврейская община была).

И кто был матерью — кто отцом Государыни. И то, что над еврейскими родственниками Екатерины втайне от Государя хихикал весь Петербург.

Из уст в уста по «новорожденной столице» передавалось, как Государю и Государыне в доме генерала-аншефа и обер-гофмаршала Дмитрия Андреевича Шепелева представили брата императрицы Карла Самуиловича. Государыня чуть со стыда не сгорела.

А Петр, для которого деловые и профессиональные качества были важнее происхождения и вероисповедания, произнёс: «Нечего краснеть, я признаю его своим шурином, и если в нем окажется прок, сделаю из него человека».

Документально известно, что родные сестры матери Императрицы были замужем за Веселовскими, принадлежавшими к влиятельному еврейскому роду, один из членов которого Абрам Веселовский, дослужился до адьютанта Петра и был с Царём во время Полтавской Битвы (Белозозерская Н.А.

Обратите внимание

 Происхождение Екатерины Первой, Исторический Вестник. №1. 1902; В.АнохинИмператрица Марта. 2009). Коль сестры царицы еврейки, еврейкой без сомнения была также и мать Марфы-Екатерины. А также — по рожденью — она сама, а как же иначе?!.

Лишь комиссия, цель которой ликвидация документов а не их исследование, могла не «прознать», за кого вышла замуж третья сестра, тогда как о двух родных тетках царицы Марфы это известно.

Императрица Марфа Самуиловна (переименованная в Екатерину Алексеевну при принятии православия) по рожденью была еврейкой. Это совершенно бесспорно.

История Марфы Скавронской, реальная а не выдуманная, воистину поражает. Причем в каждой отдельной точке ее бытия — словно над ней Ангел крыло простер.

Девочку из еврейской семьи, родители которой то ли умерли от эпидемии, то ли семья под погром попала (если жила в Минске или на Украине запросто — да и в Польшу казаки захаживали с погромчиками: вспомним Тараса Бульбу) родственники привезли в Мариенбург, где она была отдана в дом пастора Глюка, самого просвещенного в городе человека. И приняла лютеранство.

В семнадцать лет девушку выдали замуж за драгуна по имени Иоганн Крузе. Который на следующий же день после Первой Брачной Ночи (с такой женщиной!!) ушел со своим полком на войну с русскими и погиб (что ни эпизод жизни — то кадр для фильма).

После взятия Мариенбурга, при котором русские войска сжигали, убивали и грабили, а жителей выстраивали для взятия в полон или преданию смерти, на красавицу обратил внимание решавший судьбу каждого офицер. Наподобие офицеров СС два с половиной века спустя в тех же краях: с той только разницей, что выстроенны были не только евреи, а люди всех вероисповеданий.

После чего выведенная из строя обреченных на смерть или рабство красавица попадает к Шереметьеву, затем к Меншикову, а от него к Государю. Девушка была не только невероятно очаровательна и сексопильна.

Она обладала даром целительства, и во время эпилептических припадков Петра прикосновением могла успокаивать и исцелять государя: редчайший дар! Во время многочисленных походов — ни в палатке, ни у костра, ни на полном скаку — никогда не покидала любимого Петеньку и от него не отставала ни в чем. Став солдатской любимицей и походно-полевой женушкой. А после смерти мужа избрана Императрицей как самая верная Петрову Делу Спутница и Соратница. Почему же эту необыкновенную женщину, любимицу солдат, гвардии и простого народа, не жалует история Государства Российского? За что же ещё, кроме как за еврейское происхождение!

Ну а теперь обратимся к портретам государыни Екатерины Первой.

 

Господа Проханов и Мокашов, националисты и люди без национальных пристрастий: вглядитесь ка в это лицо. В эти глаза. В эти губы. В этот нос (на официальных портретах спрямлявшийся, как только возможно — и все же).

Важно

На кого похожа Российская Государыня: на прибалтийку (как учат выводы комиссии по определению ее происхождения)? На польку? На белоруску? Или на еврейку? Видели ли Вы прибалтиек, полек или же белорусок с такими формами? С таким пышными грудями? С таким носом, глазами и волосами? А среди евреек — типичнее не бывает.

 И это при том, что на официальных портретах лицо и тело изображаемого меняют так, чтобы оно а) выглядело как можно более Августейшим и б) соответствовало представлениям подданных о монархе.

 Знаете на кого похожи портреты Марфы Самуиловны Романовой больше всего? На Элину Авраамовну Быстрицкую.

Лицо которой оказалось самым русским из русских, потому что режисер Герасимов именно ее, красавицу из красавиц кино и театра, выбрал, чтобы играть Аксинью в экранизации «Тихого Дона».

Самую русскую из всех героинь Шолохова! Символ русской женщины и воплощение идеала казачки (как о героине удостоенного Нобелевской Премии романа писали учебники) воплотился в еврейке!

Еврейские красавицы, оказывается, могут быть символами русской красоты!! В созданные еврейкой Элиной Авраамовной русские образы влюблялся весь Советский Союз. Так же, как в чарующую красавицу и кавалерист-государыню Марфу влюбился Петр Великий. Обладавшую, помимо прочих достоинств, даром прикосновением облегчать страдания мучающегося в конвульсиях эпилепсии государя.

Еврейку, которая, несмотря на чудовищное давление, отказл.ась предать память отца и не упоминать имя его Самуил в качестве своего отчества. И это не является чем то из ряда вон выходящим. В многонациональном государстве и цивилизованном обществе это совершенно нормально.

И сообщенье о том, что царица еврейка, должно звучать примерно так же нейтрально, как царица играет на фортепиано, или что царь женился на немке.

Совет

Но так ли нейтрально звучит заголовок статьи, как в цивилизованном обществе и многонациональном государстве обязан и должен?

Резюмируем сказанное. Первая русская императрица Екатерина Первая была еврейкой. Императрица Елизавета, дочь Петра Алексеевича Романова и Марфы Самуиловны Скавронской, наполовину русская наполовину еврейка, была еврейкой по галахе, имея еврейкой мать.

А поскольку Марфа Самуиловная является праматерью всех русских царей потомков Петра Великого, в каждом них русской крови столько же, сколько еврейской.

В Павле Первом, правнуке Петра Первого и «Екатерины» Самуиловны, по одной восьмой (а немецкой не 7/8, как считается, а ¾, оставшихся от русской и еврейской «восьмушек»). В внуке Павла Александре Втором 1⁄32 русской и 1/32 еврейской крови.

В внуке Александра Второго Николае Втором 1⁄128 русской и столько же 1/128 еврейской.

ПОСКОЛЬКУ ЖЕНЫ ВСЕХ АВГУСТЕЙШИХ ПОТОМКОВ ПЕТРА ВЕЛИКОГО БЫЛИ НЕМКАМИ, РУССКИХ И ЕВРЕЙСКИХ ГЕНОВ У ИМПЕРАТОРОВ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ЕЛИЗАВЕТЫ, ПАВЛА, ПЕРВОГО И ВТОРОГО НИКОЛАЕВ И АЛЕКСАНДРОВ ПЕРВОГО, ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО БЫЛО ПОРОВНУ. Осознание этого факта (казалось бы не более чем занятного и третьестепенного) граждан переименованной в Федерацию Сверхдержавы, мне кажется, немножечко ошарашит. И заставит погрузиться в задумчивость. 

Сиротские учреждения в России. Исторический обзор | Милосердие.ru

Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

Одной и наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. В связи с этим предлагаются различные формы их устройства. В последнее время популярно противопоставление семейных форм воспитания — усыновления и патроната — воспитанию сирот в интернатах.

Часто сиротские учреждения в этом контексте выводятся средоточием жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию. Между тем, если мы обратимся к российской истории, то увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с XI века.

При этом, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер.

Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославым Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.

В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей.

Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи.

При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи.

Обратите внимание

При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.

В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для “незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев”.

К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тысяч сирот и приносимых детей, “коих жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают”.

Вдохновленный его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать “гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея”. В “гошпиталях” практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.

То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для “спасения каждой христианской души”, для удержания женщин от греха детоубийства.

В 1721 году архиепископ Феофан (Прокопович) учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Эта школа содержалась на его личные средства. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. За 15 лет в школе обучилось 160 человек.

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. По проекту, разработанному профессором Московского университета А.А. Барсовым и известным деятелем просвещения И.И. Бецким в 21.04.1764 г. был открыт . В марте 1770 г. – Санкт-Петербургский воспитательный дом.

Важно

По всей стране создавалась сеть подобных заведений: Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя.

При Воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и др. школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет.

Хочется отметить, что на базе мастерских Московского Воспитательного дома в 1868 г возникло Императорское Московское техническое училище с девятилетним курсом обучения с тремя отделениями: механико-строительным, инженерно-механическим и инженерно-технологическим. Сейчас оно известно нам как МВТУ им. Н. Баумана.

В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт).

Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).

2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее “начальствовать” над всеми воспитательными домами.

При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название “Учреждения императрицы Марии Федоровны”.

К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов.

Совет

В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких – обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.

Как при Петре I, так и при Екатерине II и при Марии Федоровне формы устройства сирот не ограничивались только помещением последних в государственные учреждения.
При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет.

Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков – в мастерские.

См Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г “Учреждения для управления губерний”, в котором приписывалось Приказу неимущих сирот (ст 385) отдавать последних “добродетельным людям” для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу” для дальнейшего воспитания и обучения “в общественных для сирых училищах…, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином”. При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, Воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.

Мария Федоровна особенно трепетно относилась к устроенным в крестьянские семьи детям, самостоятельно выбирая инспекторов, объезжавших деревни, поощряя крестьянок-воспитательниц подарками и денежными наградами.

С 1864 года государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах.

Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий.

В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение.

Там, где была развита промышленность, приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих. К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах).


Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества при Архангельской городской больнице. 1915 год

Большое количество приютов для детей-сирот было создано и на частные средства. Известно, что только “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет. Известна сеть детских приютов, созданная на средства П.Г.

Ольденбургского (СПб 1846), приют в Сокольниках, созданный и существовавший на средства Бахрушиных, приют барона Штиглица, содержавшийся им на свои деньги в течение 70 лет, приют, созданный горнозаводчиком А. Демидовым и др.


оспитанницы приюта принца П.Г.Ольденбургского во время выступления на празднике.

Фотография К.Буллы. 1913 год.

Обратите внимание

Важно отметить, что с призрением сирот в России связаны имена известных государственных деятелей и педагогов. Так в 1830 году Владимир Федорович Одоевским (1803 – 1869) вел агитацию за организацию детских приютов.

В 1837 году он возглавил “Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал “Положение о детских приютах”. Заслуживает внимания его книга “Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами”.

Организации, принципам, содержанию деятельности воспитательных домов посвящены работы известного русского педагога В.Я. Стоюнина (1826 – 1888), имеющего опыт работы в Николаевском сиротском институте Москвы. Работа Гатчинского Сиротского института тесно связана с именем русского педагога Е.О.

Гугеля (1804 – 1841).


Воспитанники приюта принца П.Г.Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов. Фотография К.Буллы 1909 г.

Особое место в воспитательной и образовательной системе занимают школы-интернаты.

Петровские школы математических и навигационных наук, артиллерийско-инженерная, медицинская, разноязычная; Благородный пансион при МГУ для детей дворян, закрытое женское учебное заведение при Смольном монастыре, сухопутный шляхетский корпус, кадетские корпуса, пансионы для девочек, Царскосельский Лицей и, наконец, современные частные школы Великобритании, Франции являются представителями именно этой “интернатной системы”. Именно эта система воспитания и образования подарила нам Грибоедова, Жуковского, Лермонтова, Раевского (выпускники Благородного пансиона при МГУ), Пушкина и его талантливых друзей; доблестных российских офицеров и нравственно чистых женщин, воспитанных в русле традиционных семейных ценностей.


В детском приюте. Москва, 1925

Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов. Конечно, в годы советской власти и в постсоветский период они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. Дети до сих пор находят в них приют и возможность получить среднее и часто первичное профессиональное образование, так как на базе многих детских домов и школ-интернатов функционируют различные мастерские (столярные, слесарные, швейные, обувные, компьютерные и т.д.) и самые разнообразные кружки и студии. В 60-е годы многие д. дома отказались от казарменного режима работы. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.

Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий, государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена: в 20-е годы прошлого столетия, во время ВОВ, постперестроечный период. Эти учреждения продолжают спасать жизни и души российских детей и в настоящее время, когда новая волна беспризорности, обусловленная нравственным обнищанием, захлестнула нашу страну. Поэтому очень печально и страшно слышать призывы к расформированию уже существующих сиротских учреждений.

В.В. Розанов в книге “Богомольная и милостивая Русь” писал: ”Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса или медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие; кто знает – может быть, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость…”

Будем же мудрыми, как наши великодушные предки, создавая и сохраняя, а не разрушая российские детские дома, школы-интернаты, приюты. Не будем путать различные понятия: количество детей-сирот и количество сиротских учреждений.

Растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях.

Применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, будем делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.

Использованная литература:
— Дорожкина О. А
. “Сиротство в России” Тамбов
Нечаева А.М. “Охрана детей-сирот в России” М. 1994
Горшкова Е.А. “Воспитательные дома и приюта в Российской империи” (“Педагогика № 1 1995)
Беляков В.В. “Сиротские детские учреждения России” М. 1993
Кобелева В.Г.

“Исторический обзор проблемы сиротства в России”
Касацкая И.Ф. “Профессионально-трудовое воспитание в детских приютах и учреждениях для детей-сирот на рубежах ХIХ – ХХ и ХХ – ХХI веков” (конференция в Кемерово 2003)
Парфенова О.

“История развития социального призрения детей-сирот в России ХVIII – ХХ века (ж-л “Развитие личности” № 1 2004)
Холина Н.А. “Из опыта Великобритании по решению вопросов социального опекунства над детьми-сиротами или лишенными родительской опеки” — История отечественного образования (ХVIII – ХХ вв)

Турчина Е.В.

“ Истоки и ранний период становления благотворительности в России” (“Социально-педагогическая поддержка и сопровождение”)

— “Духовные основы обучения, воспитания и профессиональной ориентации детей-сирот в учреждениях социального призрения дореволюционного Санкт-Петербурга” (Покровский чтения 2000)

Чернова М.Н. “Из истории благотворительных учреждений: Московский Николаевский Сиротский институт” (ж-л “Образование в современной школе” № 4 2005)

Холостова Е.И. “Традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России” (хрестоматия “Теория и практика социальной работы” 2002)
Разоренова Е.Л. “Модели социально-педагогической реабилитации в государственно-общественной системе поддержки детей-сирот” (“Педагогические науки” № 6 2005)
Катионова А.О. “Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России в 20-20 годы ХХ века” (автореферат СПб 2003)
Иванова Н. “Из истории детского призрения на селе” (ж-л “Социальная работа 02.1999)
Погодина А. “История создания Московского воспитательного дома” (ж-л “Юный художник” 8 – 1997)

Как русские сироты пользовались царской милостью и до чего это их доводило

Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

Тема найденных на помойках или подкинутых на различные пороги младенцев является одной из самых обсуждаемых. При этом любят добавлять, что вот, мол, раньше такого не было, люди были милосерднее. На самом деле это не так. Teleprogramma.pro копнула тысячелетнюю историю и выяснила, как в действительности жили русские сироты.

Живой товар

Если осиротевшим детям везло, то их в свою семью принимали родственники. Но их «везение» во многом зависело от отношения родни.

Часто они оказывались на положении прислуги, крестьянские дети-сироты порой были вынуждены добывать себе еду и одежду, прося подаяние.

Если же родители или приемные семьи понимали, что они не могут покормить столько «ртов», то могли дать свое согласие на постриг детей в монашество или отдать их в холопы – по сути, в рабство к барину или богатому соседу.

https://www.youtube.com/watch?v=ZNZkUt0ePas

Первый сиротский дом появился на Руси в XI веке. Училище, в котором 300 юношей получали образование и воспитание, было основано при участии Ярослава Мудрого.

При Иване IV Грозном подобные заведения стали создаваться под патронатом Патриаршего приказа.

Важно

А в 1682 году, уже при царе Фёдоре Алексеевиче, вышел «Указ об открытии специальных учреждений для безродных сирот».

Документ предписывал учить детей грамоте и ремёслам. Очень много сирот жило и воспитывалось при монастырях. Парадоксально, но одновременно процветала торговля людьми, в первую очередь сиротами, который часто продавали в холопы – а потом перепродавали от одного владельца к другому– об этом писал еще историк Николай Костомаров.

Дети-сироты на кладбище, Василий Перов

 «Зазорные» младенцы

В 1706 году Новгородский митрополит Иов на собственные средства построил при Холмово-Успенском монастыре дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». А следом открыл ещё 10 приютов, в которых содержалось до трех тысяч незаконнорожденных детей, оставленных матерями.

Видя положительный пример Иова, Пётр I в 1715 году издал Указ о создании в Москве и других городах «гошпиталей для зазорных младенцев». В эти заведения было разрешено тайно приносить младенцев. Таким образом, сиротские дома не только давали нежеланным малышам кров и еду, но и зачастую спасали жизнь, а матерей ограждали от греха детоубийства.

Конечно, очень сытой жизнь воспитанников сиротских домов назвать было нельзя: в трудные годы, во времена войн и эпидемий, когда количество сирот резко увеличивалось, они часто жили впроголодь.

Дети-нищие, Фирс Журавлев, 1860-е

Благодетели и облагодетельствованные

Устройство жизни детей-сирот продолжилось и при Екатерине II, которую многие называют благодетельницей сирот. Она поручила профессору Московского университета Антону Барсову и своему секретарю Ивану Бецкову организовать Московский воспитательный дом, который был открыт в 1764 году, а в 1770-м отворил двери Санкт-Петербургский.

Потом Воспитательные дома были открыты в Воронеже, Новгороде, Смоленске, Ярославле и других городах. Кроме того, открывались родовспомогательные отделения, где горе-мамашам разрешалось не сообщать свои личные данные.

При сиротских домах воспитанников готовили и к жизни вне учреждения, их обучали в фельдшерских, земледельческих и прочих школах. После сироты могли поступить в Московский университет.

А мастерские московского Воспитательного дома к концу XIX века были преобразованы в Императорское техническое училище с 9-летним курсом обучения.

Сейчас это учебное заведение известно, как МВТУ имени Баумана.

Урок гимнастики в Сиротском институте. Санкт-Петербург. 1900-е годы. Источник: wikimedia.org

В 1837 году на базе Санкт-Петербургского Воспитательного дома был организован Сиротский женский институт.

Девочкам давали педагогическое образование, они могли устроиться учительницами музыки, гимнастики или французского языка.

Этот опыт позже использовался при открытии Императорского Женского педагогического института в 1903 году.

По всей стране

В 1797 году Павел I назначил императрицу Марию Федоровну попечительницей Общества благородных девиц, а позднее и всех воспитательных учреждений.

При её содействии было организовано около 500 подобных заведений. После ее смерти всю сеть назвали «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К началу ХХ века это было 140 учебных заведений, 376 приютов.

При Марии Фёдоровне, как и ранее, устройство сирот не ограничивалось их содержанием в казённых учреждениях.

Грудное отделение Воспитательного дома Санкт-Петербурга, дореволюционное фото. Источник: wikimedia.org

Детей со слабым здоровьем отдавали в деревенские семьи и сельские общины, в монастыри, где сироты содержались до семи лет. После их отправляли в школы, девочек готовили в прислуги, мальчиков – в рабочие.

Совет

При Екатерине II семьи, бравшие детей на воспитание, получали деньги на содержание приемных детей и даже плату, в зависимости от возраста сироты. Кроме того, Воспитательный дом приписывал к такой семье врача и куратора, для оказания необходимой помощи.

Дисциплина в подобных учреждениях была строжайшая, с подъемом в шесть утра и большим перечнем наказаний за провинности. Детей, особенно девочек, приучали обходиться малым – это касалось и еды (многие за все годы учебы так ни разу и не могли наесться хоть раз досыта), и одежды.

Читальня Сиротского дома, Санкт-Петербург, 1900-е. Источник: wikimedia.org

К 1864 году надзор за сиротами в крупных городах осуществляло Ведомство императрицы, а в регионах – земство.

В земских учреждениях не было единообразной структуры, в некоторых местах приюты не учреждались, а детей отсылали в деревню. Там, где была развита промышленность, создавали заведения для подкидышей и сирот фабричных рабочих.

К 1913 году в российской глубинке существовало 921 сиротское учреждение.

Столовая Сиротского института Николая I, начало ХХ века. Источник: wikimedia.org

Частные благотворители

Часть приютов меценаты создавали и содержали на собственные средства. Так, Московское общество попечения к концу XIX века открыло 86 небольших приютов для детей 3-10 лет.

Сеть сиротских заведений содержал Пётр Ольденбургский.

Другие воспитательные дома спонсировали такие известные меценаты, как Бахрушины, Демидовы и барон Штиглиц.

Приют принца Ольденбургского. Источник: wikimedia.org

После революции и Гражданской войны советская власть создала свои детские дома, о которых мы знаем по фильму «Республика ШКИД» и другим. Но это была уже другая история.

детиИнтересная историяинтересные историисирота

Как немецкая сирота стала русской императрицей

Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

Вторая жена Петра I особого следа в правлении Российской империей не оставила, поскольку все два года руководства обширнейшим государством бразды правления ею были отданы приближенным. Праздное времяпрепровождение вскорости и свело Екатерину I в могилу – очень уж любила ветреная императрица разного рода увеселения и балы.

Сиротка Марта

История восхождения на российский престол ливонской простушки Марты Скавронской, волею судеб превратившейся в Екатерину I, столь же запутанна и одновременно незамысловата, как и принцип взаимоотношений высокопоставленных лиц государства Российского с представителями низших сословий в XVIII веке. Они (взаимоотношения), судя по всему, в то время были предельно опрощены. Иначе было бы трудно объяснить причину того, как «рядовая» и даже неграмотная служанка в относительно короткий срок стала императрицей такого государства как Россия.

Прошлое Марты довольно туманно, о нем мало что известно. Она рано осталась сиротой (родители умерли от чумы). Есть разные сведения, у кого будущая российская императрица воспитывалась, но ясно одно, что с раннего детства Марта была в «примаках», то есть, по сути, в услужении у чужих людей.

В 17 лет девушка вышла замуж за шведа Иоганна Крузе. Пожить молодые не успели, поскольку практически сразу муж отбыл на русско-шведскую войну. После следы его теряются.

Существуют две версии дальнейшей судьбы первого мужчины Марты Скавронской: 1) он пропал (погиб) на Северной войне; 2) Крузе «всплыл» в качестве пленного, но по указке Петра I его упекли в Сибирь, где несостоявшийся супруг и сгинул.

В правдоподобии обеих версий разбираться нет смысла, ибо на судьбу своей молодой жены Иоганн Крузе в любом случае никакого влияния не оказал.

В удивительной судьбе Марты Скавронской-Крузе решающую роль сыграл, как это ни странно, плен. Ливонский Мариенбург, где жила Марта, в 1702 году взяли русские, и фельдмаршал Борис Шереметев, приметив смазливую немку, взял ее себе в любовницы.

Со временем она перешла во владение князя Александра Меншикова, друга Петра I. Марта, судя по дошедшим до нас описаниям современников, была девица «манкая», в меру курпулентная (в те времена телесная фактурность ценилась). Она обладала той изюминкой, которую сегодня называют сексуальностью.

Меншиков увез Марту в Петербург и милостливо произвел в служанки.

Сошлись «Вода» и «пламень»

В один из визитов к своему другу Меншикову Петр I Марту и заприметил.

Царь (тогда еще царь, императором себя Петр назначит незадолго до смерти) со своею женою Евдокией Лопухиной, по сути, в браке не жил, хотя она и родила от него двух сыновей.

Считающий себя свободным от всяких брачных условностей Петр положил глаз на служанку князя и переспал с ней в первую же ночь после знакомства. Меншиков по-товарищески Марту уступил.

Считается, что своих первых детей (оба умерли во младенчестве) Марта родила именно от Петра.

Обратите внимание

Как бы то ни было, царь в 1705 году перевез любовницу в дом своей сестры, спустя два года она крестилась и с тех пор стала зваться Екатериною. Что интересно, крестным был старший сын Петра, царевич Алексей.

Социальный статус для новоявленной Екатерины не изменился – она для царя по-прежнему оставалась не пойми кем.

Пётр и Екатерина сочетались браком в 1712 году. Супруга уже имела к тому времени двух дочерей от Петра, Анну и Елизавету. Женитьба могла показаться совершеннейшим мезальянсом, если не учитывать характер жениха.

Во-первых, Петр был (и, наверное, остался) единственным правителем российского государства, чья степень опрощения не имела границ. Вернее, государь их устанавливал сам.

Петр предпочитал лично вникать во многие тонкости государственного устройства, вплоть до деталей, ему все было интересно. В Голландии учился кораблестроению, как простой человек, прикрываясь псевдонимом «Петр Михайлов».

Опять-таки любил рвать у горемык больные зубы. Вряд ли среди отечественных монархов найдется более пытливый соперник Петру.

С учётом всего этого самодержцу было плевать на то, имеет ли его избранница солидный социальный статус или нет.

Во-вторых, российский царь был неуемен в своей буйности. По всей видимости, Петр все же страдал каким-то психическим заболеванием, поскольку, по воспоминаниям современников, систематически, порой немотивированно, приходил в ярость, в припадках у него сильно болела голова. Екатерина одна могла унять супруга. И эти ее поистине магические способности оказывали на царя сильное влияние.

Суровый по жизни, Петр был необычайно ласков с женою. Екатерина родила ему 11 детей, но только добрачные сестры остались живы – прочие отпрыски умерли в детстве. Царь по женской части был ходок, но жена все прощала и сцен не закатывала. У нее самой случилась интрижка с камергером Монсом, которого Петр в конечном итоге казнил.

Светила при светиле, а потом поблекла

Короновал свою жену император Петр I в 1723 году, за 2 года до своей смерти. Екатерине надели на голову первую в истории Российской империи корону.

После Марии Мнишек (несостоявшейся жены Лжедмитрия I) она была второй женщиной, коронованной на российский престол.

Петр пошел против правил, проигнорировав закон, по которому царями на Руси становились прямые потомки царского рода по мужской линии.

Важно

После кончины мужа Екатерина взошла на престол с помощью своего старого друга Меншикова и его товарища, сподвижника ее покойного супруга, графа. Петра Толстого.

Те подтянули для «усиления» гвардейцев Преображенского полка, сломивших волю инакомыслящих «старых бояр».

Сенат утвердил кандидатуру Екатерины, а народ, хоть и подивился такому раскладу, но безмолвно – волнений по этому поводу не возникло.

Правила Екатерина недолго, всего два года. Народ ее любил (императрица занималась благотворительностью). Но руководили государством в действительности фельдмаршал Меншиков и Верховный Тайный Совет.

Сама Екатерина любила балы и прочие увеселения. Возможно, праздный образ жизни и привел к тому, что в 43 года она скончалась. Историки считают, что значимой фигурой она была только при муже Петре I.

Устройство сирот в истории России

Из бывшей сироты в первую русскую императрицу

В газете «Суть времени» недавно была опубликована статья Веры Сорокиной «Нужна ли нам «культура усыновления», которая изменит Россию?».

В статье идёт речь о представителях неопротестантских сект, продвигающих концепцию, согласно которой в нашей стране якобы «отсутствует культура усыновления» и нас необходимо срочно воспитывать по их неопротестантским лекалам.

Автор статьи, полемизируя с подобными утверждениями, даёт краткое описание истории института усыновления в нашей стране, показывая тем самым, что слова неопротестантских проповедников не имеют под собою никаких оснований и служат лишь политическим целям.

Совет

В процессе чтения этой статьи я вдруг понял, что тоже многое могу рассказать на эту тему, так как 4 года назад защитил магистерскую диссертацию о правовом регулировании устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому я хочу в своей статье более подробно рассказать, насколько глубоко институты усыновления и опеки укоренены в нашей истории (гораздо глубже, чем в странах Запада).

Анализ истории развития института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет выделить несколько этапов его становления.

Устройство детей-сирот в Древней Руси

Первоначальное зарождение этого института произошло ещё в Древней Руси, во времена язычества. Внутри родовой общины существовало так называемое «примачество» — аналог усыновления, распространённый в основном среди людей старшего возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством при отсутствии наследников.

К 897 г. относится первое летописное упоминание об опеке, сообщавшее о назначении Рюриком опекуна своему сыну . После смерти родителей опекунами становились ближайшие родственники, которые занимали место умерших.

Опекун должен был заботиться о воспитании сироты и о его защите. Так как имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел.

В связи с отсутствием метрических записей, предельная продолжительность опеки была неопределённой и продолжалась, пока дети не возмужают и не подымутся.

Ещё одной моделью жизнеустройства была помощь общины, суть которой заключалась в том, что ребёнок переходил «из дома в дом» на кормление. На средства общины также содержались «скудельницы», где бездомные старики и старухи воспитывали брошенных детей .

Устройство сирот после крещения Руси

Разрушение родоплеменных отношений и принятие православия ознаменовало новый этап в становлении института устройства детей. Великий князь Владимир I в 996 году поручил общественное призрение, куда входила и помощь сиротам, надзору духовенства.

Обратите внимание

Усыновление стало производиться по нормам византийского права — посредством церковного обряда «сынотворения», с вынесением особого акта, исходящего от церковной власти.

Долгое время сохранялись также нормы русского обычного права, предусматривавшего такие процедуры усыновления, как обряд фиктивного рождения, женитьба на вдове брата, фактический приём усыновляемого в дом и заключение особого договорного акта между усыновителем и усыновляемым .

Развитие получил и институт опеки — появилась опека при жизни родителя по его завещанию, а также по назначению церковью. Основную роль в формировании институциональных учреждений для детей на этом этапе играли монастыри и храмы, при которых начали создаваться детские приюты.

Начало государственной заботы о сиротах

Следующий этап приходится на XVI век, когда в эту сферу впервые приходит государство. В царствование Ивана IV в 1551 г.

на Стоглавом соборе была высказана идея о необходимости выявления в каждом городе лиц, пребывающих в тяжёлом социальном положении и нуждающихся в помощи, и устройстве этих лиц в специальные богадельни, где им был бы обеспечен соответствующий уход .

Реализация этой идеи привела к тому, что в круг задач государственного управления стало входить и призрение детей-сирот. При Иване IV начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.

Началом зарождения и становления государственных форм призрения считается XVII век, когда период Смутного времени потребовал от властей внимания к социальным проблемам. Как утверждают исследователи, в 1682 г.

царём Фёдором III был подписан Указ, по которому из общего числа нищих выделялись безродные дети и ставился вопрос об открытии специальных учреждений для их содержания. При этом никаких конкретных сведений о деятельности этих учреждений исследователи привести не могут.

В соответствующем томе Полного собрания законов Российской Империи подобный Указ за 1682 г. отсутствует , в связи с чем возникают сомнения в его реальности.

Устройство сирот при Петре I

Очередной этап развития данного института связан с правлением Петра I, создавшего законодательно урегулированную государственную систему призрения нуждающихся. При Петре I был реформирован институт опеки. Назначение опекунов и наблюдение за ними теперь вменялось в обязанность магистратов.

Важно

Магистраты также были обязаны следить, чтобы дети не оставались без опекунов. Таким образом, опекой стало ведать государственное учреждение. Не были обойдены вниманием и институциональные учреждения. 4 ноября 1715 г.

императором был издан Указ, предписывающий организовывать во всех городах при церквях госпитали для незаконнорожденных детей, осуществляющие их тайный приём. При этом за умерщвление таких детей Указом предусматривалась смертная казнь. Финансирование госпиталей производилось из доходов губерний.

Наряду с этим были сохранены и традиционные формы помощи детям, связанные с деятельностью церковных учреждений. В связи с нехваткой рабочих рук, государство также отдавало беспризорных детей частным лицам, позволяя им пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников.

Реформы системы устройства детей-сирот при Екатерине II

Важный этап становления рассматриваемого института приходится на период правления Екатерины II. Правовым основанием реформ императрицы послужил Указ 1775 г. «Учреждения для управления губерний». Главной чертой опеки теперь становилась её сословность.

В зависимости от сословной принадлежности ребёнка опекой ведали разные учреждения. Устройством дворянских сирот занималась дворянская опека, тогда как для купеческих и мещанских сирот при магистратах учреждались городовые сиротские суды.

Требования к опекуну были тщательно регламентированы, вплоть до состоящего из 17 пунктов наставления опекунам. Установленные требования различались в зависимости от сословной принадлежности ребёнка. За охрану имущественных прав подопечного опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% доходов малолетнего.

Если у осиротевшего ребёнка не было имущества, опеку не учреждали. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством (до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года — попечительство).

При Екатерине II стали организовываться специальные учреждения для брошенных детей. В соответствии с гл. XXV Указа «Учреждения для управления губерний», в каждой губернии учреждался Приказ общественного призрения, которому предписывалось создание сиротских домов и надзор за их деятельностью.

Совет

25 апреля 1764 г. был открыт Московский Воспитательный дом, в марте 1770 г. аналогичный дом открылся в Петербурге. Оба воспитательных дома рассматривались как самостоятельное ведомство, имеющее собственную юрисдикцию. Содержались Воспитательные дома на подаяния благотворителей и средства от уплаты определённых налогов.

Ограничений в приёме не существовало, а сам он осуществлялся тайно. Выпускникам Воспитательного дома предоставлялись особые привилегии. Учредители надеялись воспитать из своих питомцев недостающих государству «третьего чина и нового рода людей».

Однако чрезвычайно высокой оказалась смертность среди воспитанников, которая к 1767 г. достигла 98,53%. Для спасения детских жизней детей стали отдавать для воспитания по деревням, создав для этого специальную экспедицию и новую должность разъездного надзирателя.

Смертность уменьшилась, однако проблема оставалась сложной — к 1779 г. из 9000 детей, отправленных на воспитание, в живых осталось только 1000 человек.

Специальных законов об усыновлении при Екатерине II не существовало. Оно производилось лишь несколько раз, с личного согласия императрицы в каждом конкретном случае.

https://www.youtube.com/watch?v=trSGMbklHDg

После смерти Екатерины II её детские благотворительные учреждения перешли под управление супруги императора Павла I — Марии Фёдоровны. Созданная под её началом организованная система призрения впоследствии получила название «Ведомства учреждений императрицы Марии».

Развитие законодательства об усыновлении в XIX веке

Законодательство, посвящённое усыновлению, стало развиваться в начале XIX века. 11 октября 1803 г. Александр I издаёт Указ, в котором уравнивает наследственные права усыновляемых с правами родных детей. В 1817 г.

Государственный Совет предоставляет бездетным гражданам право усыновлять нескольких близких родственников с присвоением им своей фамилии, лишь бы усыновляемые имели равные права на наследство и не был обойдён ближайший наследник по закону.

Обратите внимание

В последующие годы был издан целый ряд нормативных актов, регламентирующих процедуру усыновления для разных сословий. Весь XIX век усыновление сохраняло принцип сословности.

Усыновление дворянами, церковными работниками и почётными гражданами происходило по постановлениям губернских правлений, купцами — по постановлениям казённых палат, с утверждением Сенатом в обоих случаях. У крестьян и мещан усыновление производилось приписками детей к семейству, причём у первых — с ведома мирских общин, а у вторых — с утверждением казённой палатой.

Большое значение для развития усыновления имело принятие в 1891 г. Закона «О детях узаконенных и усыновленных», разрешившего узаконивать и усыновлять незаконнорожденных детей.

Данный закон устанавливал требования к усыновителю и регулировал процедуру усыновления. В результате усыновления возникали отношения, близкие к родственным, но полностью не совпадающие с ними.

Так усыновляемый сохранял определённую правовую связь со своими родителями и родственниками, в частности, право наследования по закону.

На протяжении XIX века много внимания также уделялось отношениям по опеке и попечительству, однако основу их продолжали составлять правила, аналогичные тем, что были заложены Екатериной II. Современники отмечали несоответствие положения с опекой существующим потребностям. Так правовед А.И.

Загоровский выступал с критикой разделения опекунских учреждений по сословиям. По его мнению, различия сословий сгладились, и вполне целесообразным было бы введение единого учреждения, ведающего призрением сирот.

К недостаткам он также относил несамостоятельность опекунских учреждений и отсутствие преимущественного права на опеку для родственников .

Важно

Одной из самых неурегулированных оставалась крестьянская опека. В соответствии с п. 6 ст. 179 Общего положения о крестьянах, обязанность по призрению сирот была возложена на крестьянское общество. В назначении опекунов и попечителей крестьяне руководствовались своими местными обычаями. Опекун обычно назначался сельским сходом, посредством составления общественного приговора.

Преимущественное право опеки у крестьян имели близкие родственники ребёнка. В случаях, когда за ребёнком оставалось движимое имущество, оно продавалось, а вырученные средства выдавались волостным правлением всем желающим в ссуду. По окончании опеки денежные средства и проценты по ним возвращались опекаемому. Никакого вознаграждения за свою деятельность опекуны не получали .

На XIX век также пришёлся этап развития институциональных учреждений для детей. 16 июля 1816 г. создаётся Императорское человеколюбивое общество, организующее и координирующее работу по оказанию помощи неимущим во всероссийском масштабе. Для поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, создаются различные общества и приюты. Совершенствуются старые учреждения.

Устройство детей-сирот после Великой Октябрьской Социалистической Революции

Этапом глубокого реформирования института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стал советский период. Он характеризуется, в первую очередь, устранением сословных ограничений при устройстве детей. Впервые предметом заботы со стороны государства становятся все дети без каких-либо исключений.

Принятый в 1918 г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве не предусматривал процедуры усыновления вовсе, пытаясь таким образом исключить любую возможность эксплуатации детей. Опека, однако, не запрещалась, и ей в Кодексе был посвящён отдельный раздел.

В связи с упразднением частной собственности, основное внимание опеки концентрировалось на личных, а не имущественных правах опекаемого ребёнка. Для кандидатов в опекуны устанавливается ряд ограничений идеологического характера. В 1926 г.

выпускается Декрет ВЦИК и СНК РСФСР, которым в упомянутый Кодекс вводится новая глава, посвящённая усыновлению.

Последствия мировой войны, краха российской государственности и последовавшей за этим гражданской войны выразились в появлении огромного количества беспризорных детей. Для решения этой проблемы и создания инфраструктуры детских учреждений 27 января 1921 г. создаётся специальная организация — Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью.

Совет

Создаётся государственная система детских учреждений. Миллионы детей проходят через приёмники-распределители и расселяются по семьям и учреждениям. На предприятиях вводятся квоты для устройства неблагополучных подростков. Созданное общество характеризуется высоким уровнем вертикальной мобильности населения.

Так 8 беспризорников впоследствии становятся академиками АН СССР .

В 1925 г. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР устанавливается необходимость закрепления всех детских домов за заводами, предприятиями и колхозами, что решало проблему трудоустройства воспитанников и обеспечения их жильём.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. не уделял усыновлению большого внимания. Его нормы были крайне лаконичными, в результате чего возникало множество проблем в правоприменительной практике. Большое внимание в кодексе уделялось вопросам опеки и попечительства. Сужался круг лиц, которые могли быть опекунами. Назначение опекуна производилось без учёта его желания.

Проблема сирот в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период жизни СССР

Большое внимание вопросам устройства детей уделяется советским правительством в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. принимается Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», вменяющее всем государственным, партийным, комсомольским и профсоюзным организациям проявлять заботу о детях. В 1943 г.

с целью совершенствования законодательства об усыновлении издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». С 1 ноября 1943 г. вводятся единые нормы питания в городских и сельских детских домах. Воспитатели и педагоги детских домов по нормам снабжения приравниваются к работникам промышленности, транспорта и связи.

В 1969 г. выходит Кодекс о браке и семье РСФСР, более тщательно регламентирующий отношения по усыновлению и опеке. В кодексе впервые предусматривается обеспечение тайны усыновления. Появляется термин «удочерение». Возможность назначения опекуна теперь допускается только с его согласия.

В 1988 г. выходит Постановление Совмина СССР «О создании детских домов семейного типа», устанавливающее новую форму устройства детей. Финансирование создаваемых учреждений предполагается производить из средств государственного бюджета.

Выводы или К чему я всё это рассказываю?

Анализ становления в нашей стране института устройства детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что заявления активистов Альянса «Россия без сирот» о якобы отсутствии в нашем менталитете традиций призрения за сиротами — явная ложь. С самых первых дней существования нашей государственности уделялось внимание и проблеме сиротства. Причём изначально это было именно внимание общества, к которому уже впоследствии подключилось государство.

Обратите внимание

На протяжении своей истории механизм устройства детей проходил в нашей стране последовательный путь от формы благотворительности со стороны частных лиц и церковных учреждений, до организуемого и контролируемого государством социального механизма.

И на мой взгляд, данный путь развития и был наиболее целесообразен, так как частная благотворительность в состоянии оказывать лишь точечную помощь, тогда как комплексно и централизованно решить проблему детского неустройства в состоянии лишь сильная государственная власть.

Особенно комплексно и тотально к решению вопроса сиротства подошла именно Советская власть. На протяжении всей предшествующей истории правовой механизм устройства детей сохранял сословный характер, и лишь после 1917 г. все дети были уравнены в правах и получили одинаковые возможности. Ценностью для государства впервые был объявлен абсолютно каждый ребёнок.

И не протестантским сектантам учить нас тому, как нужно заботиться о русских сиротах.