Эвристика и ее методы

Эвристический метод. Формы эвристического обучения :

Эвристика и ее методы

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ.

При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом.

Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д.

Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы.

Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д.

Народы северного кавказа. чем кавказские народы выделяются среди остальных?

Обратите внимание

Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

  1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
  2. Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
  3. Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
  4. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
  5. Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.
  6. Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).
  7. Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
  8. Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
  9. Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
  10. Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
  11. Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
  12. Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
  13. Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: “Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?” для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
  14. Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).
  15. Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.
  16. Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
  17. Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.
  18. Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Применение эвристических методов в обучении и педагогике

Эвристика и ее методы

Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» — нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду — его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

«Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Что такое эвристика

Определение 1

В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

Определение 2

Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь.

Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса.

Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

Прообразом эвристики многие считают майевтику.

Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание.

Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

Принципы эвристических решений

Пример 1

Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек.

Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным.

Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

Важно

Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов.

При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

Пример 2

Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

Определение 3

Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

  • контроль четырех центральных клеток поля;
  • обеспечение безопасности короля;
  • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
  • защита фигур и многое другое.

Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений.

Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114).

Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

Вывод

Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению.

Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны.

Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

Примеры эвристических принципов

Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками.

Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки.

Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач.

Совет

Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия».

Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д.

Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями.

Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих.

Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

  1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
  2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
  3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
  4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
  5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
  6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
  7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
  8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
  9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

Определение 4

Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому.

При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению.

В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

Эвристика

Эвристика и ее методы

В современном понимании эвристика – это наука об организации процессов творческого мышления. Эвристика как метод представляет собой ментальные стратегии, использующиеся для решения проблем.

Их еще называют эмпирическими стратегиями, потому что они позволяют человеку принимать быстрые и действенные решения, не обдумывая долго и мучительно каждый шаг.

Во многих случаях эвристические методы чрезвычайно полезны, но они нередко приводят к ошибкам, которые психологи называют предубеждениями. В 1974 году Дэниел Канеман и Амос Тверски выделили три вида эвристических суждений; эта классификация используется в психологии и сегодня.

Эвристика доступности

Эвристика доступности позволяет оценивать вероятность события на примере воспоминаний.

Это часто ведет к предубеждению, поскольку, вместо того чтобы полагаться при оценке вероятности события на все имеющиеся в распоряжении данные, человек полагается исключительно на свою память, а как доказали ученые, чаще и быстрее всего вспоминаются недавние события.

Например, если кто-нибудь за короткий период времени несколько раз увидит в новостях репортаж и прочитает несколько статей об изъятии домов за неуплату по кредиту, он вполне способен уверовать в то, что такой ход событий в общем весьма распространен и вероятен.

Обратите внимание

А если кто-то без малейшего труда может перечислить друзей, которые развелись, он наверняка будет считать, что процент разводов выше, чем есть на самом деле, какие бы статистические данные ему ни приводили в качестве опровержения.

Эвристика доступности нередко заставляет людей переоценивать вероятность редко происходящих событий. Например, прочитав статью о недавней авиакатастрофе, человек начинает нервничать из-за предстоящего перелета.

Случается и наоборот: люди склонны недооценивать вероятность довольно частых событий; скажем, они считают, что вряд ли заразятся венерической болезнью, занимаясь сексом без презерватива, на том основании, что некоторые их друзья делали это и остались здоровыми. А между тем риск весьма велик.

Эффект якоря

Люди часто основывают свои суждения или оценки на так называемых «якорях», или опорных ориентирах. Такая привязка извлекается из памяти и соответствующим образом «обрабатывается», с тем чтобы соответствовала критериям решения.

Например, вас спрашивают: «Какова длина реки Миссисипи – больше или меньше двух тысяч миль? Она длиннее или короче пяти тысяч миль?».

При ответе на первый вопрос вы получаете «якорь» для второго; в результате ваш ответ на второй вопрос будет привязан к этому «якорю».

Эвристика репрезентативности

Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности – предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном.

Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

Эвристикой репрезентативности также объясняется ошибка азартного игрока – то есть ложная убежденность в том, что мы способны предсказывать случайные события или выигрышные либо проигрышные ставки, основываясь на предыдущей информации, хотя на самом деле вероятность остается неизменной.

Например, если подброшенная монета несколько раз подряд приземляется вверх «решкой» и на этом основании человек предполагает, что в следующий раз выпадет «орел», он полностью игнорирует тот факт, что в любой ситуации закон «пятьдесят на пятьдесят» никто не отменял.

Кроме того, именно из-за эвристики репрезентативности люди часто игнорируют реальные шансы, то есть статистическую частоту происходящего события.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

3 Эвристические методы поиска новых решений

Эвристика и ее методы

В философской, психологической, педагогической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов [11]. Различные авторы по-разному характеризуют количество существующих эвристических методов (одни авторы называют несколько базовых, другие говорят о сотнях методов).

Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного – но не всегда оптимального – решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако здесь по эффективности они уступают точным алгоритмическим подходам.

ПРИМЕР. «Здесь мы должны ввести два термина и дать их определение, чтобы разобраться в только что поднятой проблеме. Первый из них — алгоритм. Алгоритм — это метод, который предписывает, каким образом достичь поставленной цели. Типичный план полета самолета — это алгоритм.

Важно

Инструкция: «Повернуть на перекрестке налево, повернуть направо на следующем, выехать на улицу Красного льва и мой дом будет в 120 метрах справа» — тоже алгоритм. Метод извлечения квадратного корня — тоже алгоритм, как и программа работы ЭВМ.

Последнее очень важно, поскольку нам предстоит разобраться в некоторой путанице относительно возможностей компьютера. Компьютер может делать лишь то, что ему точно указано.

Программист, следовательно, должен точно написать алгоритм, который бы точно определил работу компьютера в наборе имеющихся в нем данных и команд.

Другой термин, который нам понадобится, — эвристический. Это не столь часто употребляемое имя прилагательное означает «обеспечивающий открытие», нередко превращается в имя существительное при переходе от эвристического метода к «эвристике».

Эвристика определяет метод поведения, помогающий достижению цели, но который не может быть четко охарактеризован, поскольку мы знаем, чего хотим, но не знаем, как этого достичь, где лежит решение. Предположим, Вы хотите достичь конусообразной вершины горы, закрытой облаками.

У нее есть высшая точка, но у Вас нет точного маршрута. Указание «продолжайте подъем» приведет Вас к вершине, где бы она ни была.

Эвристика предписывает общие правила для достижения общих целей и в типичных случаях не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. Прежде всего, число маршрутов к вершине горы огромно и не столь уж важно, какой из них использован (хотя, может быть, другой и короче, чем все остальные)» [8, 59].

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Архимед в «Учении о методах механики» подробно описал способы рассмотрения и решения новых задач.

Совет

Известно, что межотраслевой фонд эвристических приемов насчитывает около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений.

Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно [12].

Система эвристических методов решения задач, как и знаний вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы [12].

Обратите внимание

Достаточно полный список основных эвристических методов был опубликован в книге Джонс Дж. К. «Методы проектирования» [4, 324-325]:

· Упорядоченный поиск (применение теории решений);

· Стоимостный анализ;

· Системотехника;

· Проектирование систем «человек-машина»;

· Поиск границ;

· Кумулятивная стратегия Пейджа;

· Стратегия коллективной разработки гибких архитектурных проектов (CASA);

· Переключение стратегии;

· Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM);

· Формулирование задач;

· Поиск литературы;

· Выявление визуальных несоответствий;

· Интервьюирование потребителей;

· Анкетный опрос;

· Исследование поведения потребителей;

· Системные испытания;

· Выбор шкал измерения;

· Накопление и свертывание данных;

· Мозговая атака, мозговой штурм (А. Осборн);

· Синектика (У. Гордон);

· Ликвидация тупиковых ситуаций;

· Морфологический анализ (морфологические карты, морфологический ящик);

· Матрица взаимодействий;

· Сеть взаимодействий;

· Анализ взаимосвязанных областей решения (AIDA);

· Трансформация системы;

· Проектирование нововведений путем смещения границ;

· Функциональный подход, ФСА;

· Определение компонентов по Александеру;

· Классификация проектной информации;

· Контрольные перечни или списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт);

· Выбор критериев;

· Ранжирование и взвешивание;

· Составление технического задания;

· Индекс надежности по Квирку.

Безусловно, можно отнести к эвристическим методам и различные модели ТРИЗ.

Как упоминалось выше, большую ценность представляют собрания и фонды эвристических приемов. Существуют индивидуальные фонды эвристических приемов, межотраслевой фонд эвристических приемов, которые являются главной составной частью метода эвристических приемов, обобщенного эвристического метода.

§ 1. Эвристика в криминалистике

Эвристика и ее методы

§ 1. Эвристика в криминалистике

Кто никуда не плывет —тому не нуженпопутный ветер.
Монтень

Эвристика — это особая отрасль интеллектуальной дея­тельности, отражающая сумму методов, приемов и способов, которыми располагает конкретный следователь при решении конкретной задачи, изобретении методов расследования пре­ступлений.

Расследование по своей природе напоминает процессы открытия, изобретательства.

Криминалистическая эвристика — это отражение индиви­дуальной методологии, поскольку вне интеллектуальной дея­тельности следователя она не существует, как не существует жизнь вне живого существа.

Если эту мысль развивать и дальше, то эвристику можно рассматривать как способ существования мысли в сознании следователя. Трудно представить, что мысль, однажды родив­шись по поводу расследуемого дела, остается в статичном, замороженном состоянии. Мысль постоянно развивается по двум направлениям: произвольно и целенаправленно.

Проблемная информация, воспринятая следователем но поводу расследуемого дела, постоянно находится в процессах взаимодействия с иными блоками информации в связи с ис­следуемыми обстоятельствами. Проблемная информация, при­нятая и понятая следователем, постоянно «будит» сознание, возвращая его к поставленным вопросам: кто преступник, как совершено преступление, каковы его причины и т. д.

Целенаправленное исследование информации предпола­гает активное и рациональное — одновременное с разных сторон или последовательное — воздействие на объект ис­следования специальными логическими методами, ее преоб­разование методами эвристического «лабиринта», сочетание индивидуальной интеллектуальной деятельности с формами группового мышления.

Естественно, что проблемная информация обрабатывается и подсознанием, но процессы этой обработки скрыты от взо­ра исследователя и их описание может носить только гипоте­тический характер.

Первое учение об эвристических методах было разработа­но и введено в практику Сократом. Как философ он ставил се­бе цель преподавать не готовую систему, а метод, с примене­нием которого можно разрабатывать системы.

Важно

Его интересовала не структура (строение системы), а реко­мендации о том, как действовать при ее построении. При этом он предпочитал беседу, дискуссию, в ходе которой содейст­вовал своим собеседникам в размышлениях.

Тем самым они распознавали (синтезировали) свои идеи, а также их противоречия, что в целом способствовало развитию идей.

Метод назывался мейотикой Сократа, что дословно озна­чает «акушерское искусство» и достаточно метко отражает суть1.

С позиций педагогики эвристика — такая система словес­ного обучения, когда учитель путем наводящих вопросов за­ставляет ученика прийти к самостоятельному решению постав­ленного вопроса; в древней Греции — это совокупность ло­гических приемов теоретического исследования и отыскания истины; в современной литературе понимают под эвристикой методику поиска доказательств и путей решения задачи2.

С позиций философии эвристика — это наука о возникно­вении нового (суждений, идей, способов действий) в знании и деятельности человека. Центральное место в ней занимает психология продуктивного мышления, предметом которой являются психологические механизмы решения различных задач, проблемных ситуаций3. Последним особенно изобилует следственная работа.

В основе разработки эвристических программ лежит по­нимание процесса решения задач как прохождения лабиринта, когда один за другим перебираются всевозможные вариан­ты решения.

С позиций логики эвристика — совокупность логически< приемов и методических правил теоретического исследова­ния и отыскания истины4.

Эвристика, применяемая при раскрытии преступлений, ак­кумулирует в себе потенциал творческих возможностей сле­дователя.

Совет

Эвристические методы опосредуют процессы на­копления, отбора, обработки, целенаправленного анализа криминалистической информации.

Особенно широко эвристи­ка используется при построении версий, где исходные данные многократно и под разными углами видоизменяются, комбинируются и преобразуются, чтобы объяснить причины и про­цессы исследуемого следователем события.

Математик Д. Пойя рассматривал эвристику как искусство отыскивать такие пути решения задач, которыми овладевают путем подражания и упражнений5.

Оно основано на систематизации и обобщении, а также на аккумуляции и генерации зафиксированного в обществе инди­видуализированного опыта, но с преломлением на решение частных профессиональных задач.

Психолог Ю. Н. Кулюткин считает, что предмет эвристики составляют выявление и разработка метаспособов, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы6.

Применительно к следственной работе главная задача эвристических методов — вызывать новые ассоциации, новые блоки информации о различных связях из исходных данных проблемной криминальной ситуации, расследование которой заходит в «тупик», не влечет за собой перспективы на устано­вление истины. Эвристика — это ключ к раскрытию престу­плений.

Эвристический метод — это сверхспособ, превышающий возможности обычных, стереотипных способов.

Методы, с помощью которых человек открывает новые способы реше­ния, строит нестереотипные планы и программы, мы будем называть эвристическими.

Это так сказать, метаспособы, с помощью которых отыскиваются конкретно содержательные способы решения. Эти метаспособы, очевидно, и составляют собственный предмет эвристики7.

В связи с этим Ю. Н. Кулюткин выделяет две функции эв­ристики.

Эвристические методы являются лишь предварительными моментами в процессе решения задач; они часто наводят нас на правильные решения, но существует вероятность и ошибоч­ных действий. Это функция «наведения».

Вторая функциональная характеристика эвристик состоит в сокращении перебора различных вариантов решений или возможных путей в лабиринте поиска. Это «сокращающая» функция эвристики.

Обратите внимание

Если развить эту мысль, то эвристический метод, во-первых, — метод поиска, раскрытия истины, а во-вторых, — это метод сокращения и оптимизации процесса раскрытия преступления.

В широком смысле эвристика является искусством поиска и преобразования решений, коррекции средств реализации решений.

Искусство эвристики постижимо и строится на преобразо­вании и комбинировании уже известных, логически проверен­ных методах. Поэтому чем больше логических методов вклю­чается в процесс комбинирования и преобразования, тем ярче и эффективнее эвристические решения, тем глубже проникновение эвристических методов в расследование, тем богаче процесс следственного творчества.

Когда перед следователем стоит проблема, которую не­медленно надо решать, он всегда стоит перед выбором ме­тодов и их системы, которые выстраиваются в стратегию ре­шения проблемы, т. е. оптимального расследования преступ­ления.

При этом, избирая метод, следователь имеет возможность использования традиционного, стандартизированного вариан­та, т. е. логического метода, но и в этом случае логический метод преобразуется, адаптируется к реальным условиям. Это позволяет считать, что практически каждый метод, использу­емый следователем, в той или иной степени является эвристичным.

Степень эвристичности метода связана со способностью следователя к преобразованию любой стандартной структу­ры действий и извлечению из нее того, что нужно для данной ситуации.

Оптимальный метод как бы выкристаллизовывается из стандартных форм и находит под регулятивной деятельностью новое «лицо», новые функции, что повышает эффективность следственных действий и делает следователя «хозяином» следственной ситуации, в рамках которой каждое объективное требование ситуации порождает адекватную реакцию следо­вателя в виде рациональной программы действий и включен­ных в нее оригинальных методов.

Это позволяет считать эвристические методы регулятором интеллектуальной деятельности следователя. Эвристические методы дают возможность развивать регуляторные системы и механизмы интеллектуальной деятельности следователя.

Важно

Замечательный педагог, математик, Д. Пойя рассматривает процесс решения задач как поиск выхода из затруднения или пути обхода препятствия, как процесс достижения цели, кото­рая первоначально не кажется доступной.

Он пишет: «Стре­мясь извлечь из своих усилий максимальную пользу, старай­тесь подмечать в задаче, которую вы решаете, то, что сможет пригодиться в будущем, при решении других задач.

Решение, найденное в результате собственных усилий, или то, с которым вы познакомились по книге, или то, которое вы выслушали, но обязательно с живым интересом и стремлением проник­нуть в суть дела, может превратиться в метод, в образец, которому с успехом можно следовать при решении других задач… Метод будет приобретать новые краски, становиться интереснее и ценнее с каждым новым примером, к которому вы его успешно примените»8.

Природа эвристического метода содержит в себе опреде­ленные этапы собственного развития — реализации. Пусковым стимулом практического «рождения» метода является воз­никновение проблемной криминальной ситуации. Именно она вызывает к жизни потребность оптимального решения про­блемы, состоящей из серии задач.

Наличие проблемы неизбежно сопровождается многофак­торным анализом не только собственно проблемы, но и средств ее решения. В этих условиях метод, оптимально реша­ющий поставленную проблему, как бы пробивается на поверх­ность, конкурируя в памяти следователя с иными, обнаруживая собственные достоинства и преимущества.

Метод примеривается следователем к сложившейся ситу­ации, к нему добавляются новые «рычаги» воздействия на решаемую проблему, из него удаляется лишнее, метод адап­тируется не только к решаемой задаче, но и к участникам следственной ситуации, к самому «решателю» — следователю Метод на этом этапе должен врасти в сознание следователя, стать его «собственностью», слиться с его динамическими стереотипами. В этих условиях метод станет эффективным инструментом в руках и мыслительных процессах следователя.

В условиях сложной проблемной следственной ситуации обнаружение нужного метода, его приспособление к текущей следственной ситуации становится «открытием для себя» Открытый следователем метод входит в сознание и стерео­типы следователя, вытягивая за собой всю цепочку связанных с ним приемов.

Приспособление методов к текущей следственной ситуа­ции становится процессом творческого саморазвития следо­вателя.

Совет

Хотя не следует забывать, что началом этого процесса должен быть «банк данных» о возможных методах работы Логические методы пронизывают все тактические приемы кри­миналистики. Логика правдоподобных заключений и индуктизная логика лежит в фундаменте процесса доказывания по уголовному делу9.

Логические методы представляют собой репродуктивные модели интеллектуальных процессов. Эти модели, сбаланси­рованные последовательным выполнением этапов деятельно­сти, могут репродуктироваться бесконечное число раз, но эта деятельность не создает нового метода, также отличающе­гося качеством результата.

Логические методы построены на имитации, повторении. Обладая многими достоинствами, репродуктивные (логиче­ские) методы, облегчая интеллектуальную деятельность не дают развития интеллекту. Технология выпечки хлеба даже при тысячекратной повторяемости не преобразуется в техно­логию выпечки тортов…

Специальные логические методы, обладая известной уни­версальностью применения, нуждаются в приспособлении к решаемой в данный момент задаче. Поэтому их необходимо адаптировать. Для этого предлагается следующая технология адаптации специальных методов к реальным условиям кон­кретной криминалистической задачи (проблемы)

Основной единицей сложных следственных задач является проблема, которая не может быть решена традиционными средствами. Поэтому логико-психологические методы должны нами адаптироваться к решаемой проблеме по следующим этапам. 

Ориентировочный этап: систематизация и ситуационный анализ знаний, необходимых для решения возникшей пробле­мы. 

Постановочный этап: формулировка проблемы: что про­изошло, что известно, что необходимо разрешить. Постано­вочный этап должен быть насыщен многовариантными про­блемами, что означает, что одна ситуация может породить самые разнообразные вопросы, подлежащие выяснению, при­чем все эти вопросы взаимозависимы.

Например, что про­изошло, какие следы остались на месте, какие следы должны быть, но не обнаружены, какие экспертизы надо назначить по обнаруженным следам, какие вопросы следует поставить пе­ред экспертами, в какой последовательности назначать экс­пертизы, как результаты экспертных исследований можно ис­пользовать на допросах и т. д.

Обратите внимание

Эта цепочка вопросов должна вызвать серию ответов о путях решения и соответствующих методах. 

Поисковый этап: а) перебор методов, обеспечивающих максимальный эффект при решении проблемы; б) поиск опти­мальных сочетаний известных методов; а) разработка новых методов, обеспечивающих решение поставленной проблемы нетрадиционными средствами. 

Апробация адаптированного или созданного метода реше­ния криминалистической проблемы, задачи, серии задач (под­задач). Последний этап предполагает не только апробацию метода, но и его совершенствование. 

Оптимизировать тактический прием, метод, следственное действие — это значит путем постепенного преобразования всех его элементов выйти на максимум возможностей их реа­лизации с получением наиболее качественного объема доказа­тельственной информации. 

Таким образом, оптимизация — это процесс динамического преобразования приемов и методов, а также следственных действий, в которых эти приемы и методы функционируют.

Этот процесс преобразования идет постоянно, одновременно с развитием следственного действия или его подготовкой. Кроме того, следственное действие в эвристическом варианте предполагает многовариантность с учетом множества целей и средств их достижения.

Поэтому «работающий» метод по­стоянно адаптируется к тому варианту действия, который реализуется следователем.

Более того, в процессе работы следователь комбинирует варианты своей деятельности, в результате чего процесс оп­тимизации делается еще более динамичным.

Важно

Можно говорить о том, что процесс оптимизации практически является беско­нечным. Сколько действие ни улучшай, всегда можно найти нечто, что сделает его еще лучше.

Поэтому отказываться от улучшения приема-метода по ходу реализации не следует.

Эвристические методы могут быть обращены следователем и на собственную психическую деятельность, с помощью эвристических методов следователь имеет возможность раз­рушить собственные негативные установки, профессиональный консерватизм по отношению к системам традиционного реше­ния следственных задач.

Это особенно ценно в ситуациях, когда следствие находит­ся в «тупике», в этом случае уместно вернуться к началу пути и рассмотреть все промежуточные проблемы, «пересмотреть» их через процессы преобразования, трансформации, с приме­нением всех форм эвристических приемов.

_______________________________________

1 Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках. М., 1984. С. 12.

2 Кондаков К. И. Логический словарь. М., 1974. С. 596.

3 Краткий словарь по философии. М., 1962. С. 390.

4 Словарь иностранных слов. М., 1985. С. 570.

5 Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1957. С. 124.

6 Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М,, 1970.

7 Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. С. 8.

8 Пойя Д. Математическое открытие, М., 1976. С. 13, 27.

9 Эйсман А. А. Логика доказывания. М., 1971. С. 24.

Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Эвристика и ее методы

Содержание

  Введение ……………………………………………………………………… 3

  1. Понятие «эвристика» и  «эвристический метод» …………………… 5
  2. Характеристика эвристического метода …………………………….. 9
  3. Сущность и принципы метода мозгового штурма …………………..17
  4. Специфика метода «мозговой атаки» ……………………………….. 20

  Заключение …………………………………………………………………… 24

  Библиографический список  ………………………………………………… 26

Введение

Актуальность работы заключается  в том, что всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и  глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции  развития техники.

Если все известные  методы решения творческих задач  разделить по признаку доминирования  логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две  большие группы методов:

а) логические методы – это  методы, в которых преобладают  логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;

б) эвристические методы.

Для того чтобы разобраться  более глубоко в том, что понимать под эвристическими методами, следует  обратить внимание на то, что метод  словесно можно представить в  виде некоторой системы правил, то есть описания того, как нужно действовать  и что нужно делать в процессе решения задач определенного  класса. Из разнообразного набора правил деятельности в решении задач  принципиально можно выделить два  больших класса предписаний: алгоритмы  или алгоритмические предписания  и эвристики – эвристические  предписания. Если алгоритмы жестко детерминируют наши действия и гарантируют  в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего типа задач, то эвристики и эвристические  предписания лишь задают стратегии  и тактике наиболее вероятное  направление поиска идеи решения, но не гарантируют успеха решения.

Итак, что же следует понимать под эвристическими методами?

Эвристические методы –  это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные  стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное  мышление в процессе решения, генерирование  новых идей и на этой основе существенно  повышающие эффективность решения  определенного класса творческих задач.

Цель данной работы –  дать подробную характеристику эвристическим  методам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия  «эвристика» и «эвристические методы».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

исследование научной  и специальной литературы по теме контрольнойм работы;

рассмотреть эвристические методы исследований;

изучить метод мозгового  штурма.

    1. Понятие «эвристика» и  «эвристический метод»

Эвристика (греч. heurisko – отыскиваю, открываю) – эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области, в которой человек не может дать точный алгоритм решения.

Как наука эвристика изучает  закономерности построения новых действий в нетривиальной для системы  ситуации, служит решению проблем  в условиях неопределенности. Главной  проблемой эвристики является устранение противоречий.

Эвристика предписывает общие  правила для достижения общих  целей и в типичных случаях  не предписывает точного маршрута к  обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. Прежде всего  число маршрутов к вершине  горы огромно и не столь уж важно, какой из них использован (хотя, может  быть, другой и короче, чем все  остальные)».

Существуют три способа получения новых идей:

Совет

 Для 1-го способа  характерны формулирование проблемы  в более общем виде; замена  частной цели более общей; замена  условий задачи настоящего времени  на требования будущего. При этом  задачу рекомендуется сформулировать  на уровне наиболее общего  физического принципа действия, используя многократное ступенчатое  формулирование задачи с постепенно  увеличивающейся степенью общности.

 Во 2-м способе идеи  генерируются путем индуктивных  и дедуктивных выводов: в контексте  задачи осуществляются поиск  и интерпретация аналогов, метафор,  синонимов, загадок, персонификаций, моделей, идеализации, формализации  и т.д., причем наиболее ярко  выраженной эвристической формализацией  обладают аналоги. 

 Особенностью 3-го способа  является то, что при реализации  перехода не проводится предварительная  оценка степени общности аналогов; наиболее часто используются: случайный поиск разнообразных ситуаций, предварительное ограничение вида ассоциаций, предварительное упорядочение кодов, связанных с проблемной ситуацией (графы, матрицы, тезаурусы, синкреты), и ассоциативный поиск других упорядоченных систем.

В настоящее время используется несколько значений этого термина. Эвристика может пониматься как:

1) специальный метод обучения  или коллективного решения проблем; 

2) специальный метод решения  задач (эвристический метод), который  обычно противопоставляется формальным  методам решения, опирающимся  на точные математические модели.

Использование эвристических методов  (эвристик) сокращает время решения  задачи по сравнению с методом  полного ненаправленного перебора  возможных альтернатив.

 Полученное  решение не является, как правило,  наилучшим, а относится лишь  к множеству допустимых решений. 

То есть важно понимать, что для эвристики свойственен  поиск и синтез, формирование тех  или иных вариантов решения, а  не выбор из числа возможных.

Как  правило, эвристика отражает особенности  того, как человек решает задачи, когда он не пользуется строго формальными  приемами.

Если эти человеческие способности  решения удается запрограммировать, то такие программы называют эвристическими;

Обратите внимание

3) организацию процесса  продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности).

В  этом смысле эвристика понимается  как совокупность присущих человеческому  мышлению механизмов, с помощью  которых порождаются процедуры,  направленные на решение творческих  задач (например, механизмы установления  ситуативных отношений в проблемной  ситуации, отсечения неперспективных  ветвей в дереве вариантов,  формирования опровержений с  помощью контрпримеров и т.п.). Эти механизмы, в совокупности  определяющие теорию решения  творческих задач, универсальны  по своему характеру и не  зависят от конкретной решаемой  проблемы;

4) науку, изучающую эвристическую  деятельность – специальный раздел  науки о мышлении (творчестве). Эвристика  как наука развивается на стыке  психологии, логики, теории проектирования, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории  информации;

5) способ написания компьютерных  программ. Эвристические программы  для компьютера отличаются от  программ систематического поиска, поскольку они содержат критерии  ограничения поиска в пространстве  большого количества возможностей  и не гарантируют обязательное  решение задачи.

Эвристические методы –  последовательность предписаний или  процедур обработки информации, выполняемая  с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Эвристические методы человека не сводятся к формальным правилам, они включают в себя мотивационно-эмоциональные  процессы, обеспечивающие избирательность  поиска у человека.

Эвристические методы часто  используют при программировании игр, имитации творческих процессов. В экспертных системах при формализации профессиональных знаний человека, касающихся способов решения задач в той или  иной проблемной области, широко применяются  те эвристические методы, которыми руководствуются профессиональные эксперты.

 Эвристические методы  обычно противопоставляют формальным  методам решения, опирающимся  на точные математические модели. В психологической и кибернетической  литературе под эвристическими  методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения  задач. 

Важно

 Впервые учение об  эвристических методах разработано  и введено в практику Сократом. Архимед в “Учении о методах  механики” подробно описал способы  рассмотрения и решения новых  задач. От него искусство решения  трудных проблем получило свое название “Эвристика”.

 Известно несколько  десятков эвристических методов,  использование которых позволяет  решать самые различные проблемные  задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении.

 Эвристические методы  обеспечивают выявление, обработку  и упорядочение системы закономерностей,  механизмов и методологических  средств антиципации, конструирования  нового задания и целеустремленных  способов деятельности на основе  обобщения прежнего опыта и  опережающего отражения моделей  будущего с целью полного удовлетворения  потребностей моделей.

В целом современный этап развития эвристики характеризуется  превращением ее в самостоятельную  мыслительную технологию, основанную на системе взаимосвязанных компонентов. Такими компонентами являются:

основные (рациональные) методы и средства анализа проблемной ситуации и поиска новых решений, опирающиеся  на логику мышления и закономерности развития социотехнических систем;

методы и средства настройки  и регулирования творческой активности, опирающиеся на приемы психологической  и физиологической активизации  умственного труда;

специальное информационное обеспечение поиска новых решений;

искусство синтеза поисковых  стратегий, опирающихся на гармоничное  использование всех средств и  методов поиска;

Совет

методы и эффективные  формы организации и управления поисковой деятельностью в процессе проектирования, обеспечивающие взаимосвязь  методов поиска со сферой производства, экономики и социальной жизни.

Эвристические методы увеличивают  вероятность получения работоспособного – но не всегда оптимального – решения  творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности  исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в  очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако здесь по эффективности они  уступают точным алгоритмическим подходам.

    1. Характеристика эвристического метода

Множество известных эвристических  методов  имеет иерархическую  структуру, первичными элементами которой  являются правило и принцип. Методологическое правило – это предписание, разрешение или запрет выполнения операции или  предметного действия.

Методологический принцип – целенаправленная руководящая  идея для выполнения определенной методологической деятельности. Упорядоченное, конкретизированное множество целенаправленных правил становится методом, причем упорядочению подлежат только правила типа предписаний.

Методические правила, приемы, методы в принципе можно формализовать, при этом степень формализации зависит  от уровня развития науки. Однако полная формализация эвристических методов  далеко не всегда возможна.

Система эвристических методов  решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники  будут появляться все новые и  новые эвристические методы.

Процесс решения задач  с помощью метода эвристических  приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического  творчества.

2. Выбор подходящих приемов  на основе анализа недостатков  и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической  сущности (по смыслу) и по достигаемому  эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого  изобретения) и противоречий его  развития.

3. Преобразование прототипа  с помощью выбранных приемов  и формирование нескольких новых  технических решений.

Обратите внимание

4. Анализ новых технических  решений относительно осуществимости  и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют,  выбирая другие прототипы.

Наибольший эффект при  эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.