Этим навыкам вас в школе не научат

Содержание

8 жизненно важных навыков, которым не учат в школе

Этим навыкам вас в школе не научат

Каждый год в первый день сентября взволнованные родители одевают своих чад в новенькую форму, вручают дежурный букет цветов и отправляют грызть гранит школьных наук.

Самая большая подводная лодка: грозная «акула»

Каждый из них надеется, что если повторять этот ритуал на протяжении 10 лет, то в результате он получит обратно гармонично развитую, всесторонне образованную личность, полностью готовую к вступлению во взрослую жизнь.

Однако так ли это на самом деле? Насколько молодые люди, потратившие целых 10 лет своей жизни на обучение, готовы к реальной жизни?

Обратите внимание

У меня есть по этому поводу большие сомнения. Нет, я не против детального изучения тонкостей химических реакций, тригонометрических теорем и всех без исключения законов термодинамики, не подумайте.

Но за этими академическими знаниями наши дети часто так и не успевают узнать о реальных жизненных задачах, которые им всем без исключения встретятся сразу же после выпускного звонка.

Вот только краткий их перечень.

Компьютеры

То, что преподаётся в школах под условным названием «Информатика», только с очень большой натяжкой можно назвать реальным и актуальным курсом компьютерной грамотности.

Вместо того чтобы дать полезные знания и, самое главное, практический опыт использования цифровых технологий для решения бытовых проблем, в школе преподают пёструю солянку из отвлечённых теоретических знаний и устарелых практикумов.

В результате получаем выпускников, которые только умеют запускать свою любимую игру (если, конечно, есть ярлык на рабочем столе) и открывать страницу в «Одноклассниках» или «ВКонтакте».

Управление временем

Самым ценным и единственным невосполнимым нашим ресурсом является время. Соответственно, умение управлять этим ресурсом жизненно необходимо любому человеку, независимо от его будущего места работы.

Нет, потом можно, разумеется, наверстать упущенное с помощью многочисленных книг по тайм-менеджменту и курсов повышения продуктивности, но, может, первичные навыки эффективного использования своего времени всё же лучше давать сразу в школе?

Умение учиться

Основной навык, которым должен обладать современный выпускник, — это умение учиться. Современные технологии так быстро меняют мир, что старые способы его познания уже давно не действуют.

Сегодня вместо упрямого заучивания тех или иных фактов гораздо важнее знать, где и каким способом их можно быстрее получить.

Сегодня навыки взаимодействия с поисковой строкой и быстрого освоения большого количества информации нужны гораздо больше, чем заученные страницы школьных учебников.

Управление деньгами

Много ли наших выпускников могут сами разобраться в условиях банковских кредитов, тонкостях составления домашнего бюджета или хотя бы грамотно пользоваться банковской картой? Да, совсем скоро они научатся этому на своём опыте и ошибках, но, может быть, лучше на уроках математики вместо деления яблок и землекопов давать и такие задачи? Или даже ввести специальный курс финансовой грамотности?

Навыки выживания

Мы часто говорим про изнеженность и неприспособленность наших детей, и во многом это действительно правда.

Никто не хочет воспитать из обычного мальчика или тем более девочки стального Рэмбо, но иногда обладание хотя бы самыми простыми навыками выживания очень сильно облегчает жизнь.

Первая медицинская помощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня и поиск воды — все эти знания должны преподаваться детям, причём не в школьных классах, а на практике.

Переговоры и дискуссии

Всю свою взрослую жизнь мы только и занимаемся тем, что ведём переговоры и вступаем в дискуссии.

Очень часто способность убеждать и доказывать свою точку зрения значит гораздо больше, чем светлая голова, знания или умелые руки.

Ведь неслучайно начальниками становятся чаще всего те, кто много и хорошо говорит, а не те, кто много работает. Тем не менее искусство риторики и ведения переговоров не изучают в школе, хотя это не помешало бы.

Душевное здоровье

Россия занимает первое место в Европе по количеству детских самоубийств. В этой печальной статистике содержится ответ на вопрос о необходимости присутствия в школьной программе какого-либо предмета, который научит быть счастливым.

В подростковом возрасте человек особенно восприимчив к проблемам, стрессам, депрессиям, так что урок психического здоровья в школе жизненно необходим.

Если есть уроки для физического здоровья, то почему отсутствуют уроки для укрепления здоровья психического?

Как найти работу

Возможно, это самый главный навык, которому надо обучать в старших классах школы. Десятки тысяч счастливых выпускников покидают родные пенаты, чтобы уверенно и смело сделать шаг… Куда?

Вот на этот вопрос и должны давать ответ уже в школе. Как составить своё резюме, как вести себя на собеседовании, как заполнять анкеты и не нервничать перед важным тестом — все эти навыки пригодятся многим сразу же после последнего звонка. Так почему им не учат в школе?

А какие важные предметы и курсы были бы, по вашему мнению, полезны в современной школе? Чему ещё лучше учить наших школьников за школьной партой, а не методом собственных проб и ошибок?

Не учат в школе: Вещи, которые нам так и не объяснили, а зря

Этим навыкам вас в школе не научат

На первое сентября все реагируют по-разному: кто-то вспоминает школу с теплом, а кто-то каждый раз радуется, что всё, наконец, в прошлом.

Но абсолютно все хоть раз задавались вопросом, нужны ли знания, которые нам дают в школе: так ли уж важно помнить, в какой последовательности сменяли друг друга правители в эпоху дворцовых переворотов и как именно происходит фотосинтез? Зато многие хотели бы, чтобы в школе их научили по-настоящему полезным вещам (вместо алгебры многие из нас хотели бы освоить ведение бюджета, например) — мы решили поразмышлять о том, что стоило бы добавить в школьную программу.

Половое воспитание

Мы уже не раз рассказывали о том, почему сексуальное образование в школах нужно и почему его не надо бояться, и готовы повторять это бесконечно.

Если бы в школе нам рассказывали о принципе согласия, границах, половой неприкосновенности, образе тела, беременности, контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём, многих проблем (как минимум эпидемии ВИЧ-инфекции в стране и огромного количества абортов как средства «контрацепции») можно было бы избежать.

Финансовая грамотность

Да, в школе есть уроки экономики — но порой кажется, что помогли они только тем, кто позже поступил на экономический факультет.

И если разницу между макро- и микроэкономикой мы ещё понимаем, то что делать с собственными финансами для большинства из нас — загадка (можете ли вы понять новость о санации банка «Открытие» без шпаргалки?).

Если бы в школе говорили, как вести семейный бюджет, заботиться о собственных накоплениях и какой банк выбрать, чтобы получать выгоду, а отложенное не сгорало, возможно, мы повзрослели бы раньше.

Борьба с бюрократией

Иногда кажется, что борьба с бюрократией — урок, на изучение которого придётся потратить всю жизнь, но было бы здорово, если бы из школы мы выходили уже отчасти готовыми к сражению.

Как снимать показания счётчика (и что делать, если уже несколько месяцев подряд забываешь это сделать)? Как зарегистрироваться на «Госуслугах»? Как правильно заполнить анкету на загранпаспорт? Как разобраться в квитанции за квартплату, что значат загадочные аббревиатуры ХВС ДПУ и ГВС ДПУ и как отключить бесполезную радиоточку? Какие документы нужны, чтобы попасть в роддом и получить пенсию? Всему приходится учиться самостоятельно.

Риторика и искусство вести дебаты

Если вы хоть раз участвовали в ожесточённой дискуссии в фейсбуке (читай, сраче), вы понимаете, о чём мы.

Выйдя за пределы школы, мы внезапно обнаруживаем, что почти никто вокруг не умеет вести споры — и вместо продуктивного разговора люди предпочитают самоутверждаться или разряжаться эмоционально, совершенно не слушая собеседника.

Всем нам не помешало бы научиться участвовать в дебатах — а заодно выступать на публике, чтобы презентации перед коллегами не превращались в ночной кошмар.

Спорт как удовольствие

Если вы относитесь к той счастливой группе людей, у которой никогда не было проблем со спортом, а каждый урок физкультуры приносил только радость, вам повезло — но, к сожалению, не все могут этим похвастаться.

Практика выставлять оценки за то, удалось ли вам прыгнуть на определённое количество сантиметров, пробежать километр за определённое время или взобраться на канат, начисто отбила у многих у нас любовь к тренировкам.

К сожалению, никто в школе не говорит, что спорт — это в первую очередь весело и приятно, и совсем не обязательно вписываться в нормативы, чтобы получать от него удовольствие.

Социальные навыки и умение уважать других

Предполагается, что школа должна научить нас взаимодействовать с другими людьми (мы же всё время в коллективе!), но на практике мы получаем совсем другие навыки — как справляться с буллингом (и не стать его жертвой) и как поменьше выделяться, чтобы школьные годы прошли более спокойно. Хотелось бы, чтобы вместо этого в школе учили уважать индивидуальность и мнение других, даже если мы с ним категорически не согласны — уроки «Основ светской этики» в этом, к сожалению, не очень помогают.

Навыки, которые помогут выжить

Конечно, этот пункт никак не относится к академическим знаниям — но он точно нужен для дальнейшей жизни, даже если вы не планируете уезжать из города.

Никогда не знаешь, когда вдруг понадобится развести костёр или оказать первую помощь — и хорошо, если на уроках ОБЖ вам объяснили хотя бы чем артериальное кровотечение отличается от венозного.

Из школьных уроков мы помним разве что то, что мох растёт с северной стороны дерева — но что делать с этим знанием, решительно непонятно. Так и живём.

Самооборона

Очень хотим, чтобы навыки самообороны не пригодились никому и никогда, но, к сожалению, часто жизнь складывается иначе. Пара уроков самообороны или крав-мага вместо обычной физкультуры не помешали бы никому — хотя бы для того, чтобы просто чувствовать себя увереннее.

Базовые знания о психологии

Если знания о своём организме и здоровье мы с горем пополам усвоили (хотя иногда и пытаемся лечить простуду чудо-средствами), то с психологическим здоровьем всё сложнее.

Психологические расстройства до сих пор стигматизированы, так что многие боятся рассказывать о том, что столкнулись с депрессией, БАР и другими проблемами.

Было бы здорово, если бы следующее поколение относилось к этому вопросу иначе и понимало, что обращаться к психотерапевту не стыдно и не страшно — всем нам время от времени нужна помощь.

Тайм-менеджмент

Справляться с потоком дел в школе было проще — даже если вы привыкли засиживаться с уроками допоздна, вы могли быть уверены в том, что хотя бы днём в жизни есть определённость: чёткое расписание и некоторое количество уроков в строго отведённое под них время. С возрастом стало сложнее: расписание кончилось и рабочий день на блоки приходится делить самостоятельно. Хорошо бы нас научили этому раньше. 

Разбираться в политической обстановке

Как научить детей тому, чему их никогда не научат в школе

Этим навыкам вас в школе не научат

Попробуйте задать какой-то вопрос подростку, и он тут же сунет руки в карманы, отвернет взгляд и пробормочет что-то невнятное. Вас будет это раздражать, возможно, даже покажется подозрительным.

Но прежде чем вы придете к какому-либо заключению, подумайте о том, что ребенок мог просто не получить в свое время необходимых навыков общения.

Таким вещам не обучают в школе, но они могут предотвратить множество проблем в будущем.

В отличие от фундаментальных знаний типа математики, чтения и письма, так называемые гибкие навыки (soft skills) связаны с общением и самодисциплиной. Подобно умению обращаться с банковскими картами и кредитами, эти базовые навыки приобретаются вне стен школы — скорее, от членов семьи и сверстников. А иногда и не приобретаются вовсе.

Гибкие навыки, которых не приобретешь в школе

Думаете, самоуверенный староста класса научился бороться до победного лишь благодаря учебникам по истории? Как бы не так. Скорее всего, он просто начал подражать одному из членов семьи или воспитателю. Но о каких конкретно навыках идет речь?

Социальные навыки могут включать приветствие взрослых и сверстников, а также взаимодействие с другими людьми, которые не относятся к ближайшему окружению.

Манеры. Пожалуйста, спасибо, не за что, будьте добры. Вежливость как раз относится к гибким навыкам, которым не учат в школе. Придерживали когда-нибудь дверь для другого? Кто вас этому научил?

Коммуникация — это о том, как разговаривать с другими людьми. Как донести свою точку зрения — четко и понятно, не мямлить при этом, не закрывать лицо руками и не сутулиться.

Умение слушать так же важно, как и умение говорить. А ввиду всеобщей зависимости от гаджетов этот навык для многих остается где-то позади.

Взаимопонимание. Как заводить друзей и создавать союзы. Опять же, с развитием современных технологий мы стали больше полагаться на переписку, чем на общение лицом к лицу — а ведь это необходимо для того, чтобы установить хорошие взаимоотношения с другими.

Эмпатия — это умение посмотреть на происходящее чужими глазами. Взглянув на проблему с точки зрения другого человека, вы вряд ли станете пробиваться к своей цели, не принимая во внимание возможных последствий для каждого.

Умение решать задачи. Конечно, все знают из курса алгебры, сколько будет дважды два. Но в жизни так часто случаются вещи, к которым школьников не готовят. Что делать, если отключили свет? Как организовать коллектив, чтобы совместно решить сложную задачу? А ведь работодатели очень часто ищут именно тех, кто умеет самостоятельно справляться с проблемами.

Самоконтроль. Умение делиться, контролировать такие эмоции, как гнев, или просто желание перебить другого, — жизненно важный навык, обучать которому желательно с самого раннего детства.

Самооценка и уверенность в себе. Никто из нас не рождается харизматичным и с высокой самооценкой. Это приходит со временем, когда человек учится быть счастливым сам по себе, становится самодостаточным.

Как привить своему ребенку гибкие навыки

Вы уже научили своих детей читать, писать, запоминать адрес и номер телефона, кататься на велосипеде. А теперь еще и обучать их гибким навыкам?! Но прежде чем рвать на себе волосы, вспомните: очень многому дети учатся просто на примере. И вы вполне можете привлекать их в свою повседневную жизнь — а может, уже давно это делаете.

Простые уловки. Приходилось ли вам когда-нибудь говорить своему чаду что-то вроде: «Не сутулься. Не мямли»? Так вот, дети умеют чудесным образом упускать эту частичку «не». В следующий раз не говорите им, чего не нужно делать, а объясняйте, как нужно: «Стой прямо. Говори внятно».

Хорошие манеры. Вам не придется отправлять ребенка в специальную школу, где его обучат манерам. Лучше обратите внимание на то, как это происходит в вашей жизни. Всегда говорите спасибо и пожалуйста. Придерживайте дверь для других. Используйте такие фразы, как «извините» и «не за что». И будьте уверены, что дети последуют вашему примеру.

Коммуникация и межличностные отношения. Попросите своего ребенка смотреть прямо на человека, с которым он разговаривает. Слушать внимательно. Сосредоточиться на том, что говорит собеседник, и реагировать адекватно.

Это поможет ему в будущем налаживать отношения с другими людьми.

Если ребенок достаточно времени проводит среди взрослых, которые разговаривают между собой, без мобильных телефонов в руках, — это будет неплохой урок того, как следует общаться.

Побыть в чужой шкуре. Всем детям не помешает обучиться эмпатии. Подростки часто кричат бездомным на улице что-то вроде «Найди работу!», издеваются и коверкают имена сверстников, даже не предполагая, насколько это может быть больно. Плохо одетая девочка в классе может оказаться из очень бедной семьи, а нищий на углу улицы — ветераном войны.

Показывайте своим детям чужую жизнь. Помогите раздавать еду бедным, пожертвуйте на нужды армии, съездите в детский дом, соберите продукты и одежду и вместе отвезите их тем, кто в этом нуждается.

Сложности повседневной жизни. Подключайте своих детей к решению бытовых задач. Вместе убирайте в квартире, меняйте батарейки, ловите рыбу, запускайте стиральную машинку, мойте посуду.

Можно также вместе играть в геокэшинг (туристическая игра с применением технологии GPS) — назначьте ребенка ответственным за поиск верного пути. Еще одно интеллектуальное развлечение — эскейп-рум (Escape Room) — игра, в которой команду игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за определенное время, решая головоломки и находя предметы.

Умение контролировать себя — одно из базовых во взрослой жизни — детям дается нелегко. Им приходится учиться делиться и понимать, что «нет» значит «нет». Поэтому лучше начинать с самого маленького возраста. Организуйте встречи с друзьями или присоединяйтесь к группам других родителей и детей для совместных игр.

Для многих детей очень сложно видеть, как кто-то другой играет с их игрушками, поэтому внимательно следите за ситуацией. В конце концов, когда малыш увидит, что никто не собирается забирать его любимую машинку, он поймет, что можно просто играть вместе.

Постарайтесь не поддаваться вспышке гнева, когда столкнетесь со злым ребенком. Лучше возьмите тайм-аут и достаньте мыльные пузыри — они не дадут детям сосредоточиться на собственной агрессии.

Важно

Также можно попытаться приучать ребенка к коротким сессиям медитации — от одной до трех минут. Ежедневная практика поможет ему стать более спокойным.

Любить себя. Дети слишком часто относятся к себе критически — в зависимости от оценок в школе и популярности. Это как стрелять гарпуном в Луну — вы никогда не достигнете цели.

Всегда будет кто-то более популярный, каждый может получить плохую оценку. Нужно объяснить ребенку, что в долгосрочной перспективе все это не играет никакой роли. Если ребенок принес плохую отметку, просто скажите ему: «Ничего, так бывает».

И постарайтесь не делать из этого проблему.

Используйте активные виды спорта и отдыха, чтобы повышать самооценку ребенка и его уверенность в себе. Занимайтесь вместе скалолазанием, катайтесь на велосипедах, ходите в походы, спускайтесь по реке.

Ставьте себе цели и достигайте их вместе. Как только дети начинают добиваться чего-то вне школы, они понимают, что плохая оценка не так уж и важна.

И пусть в классе есть кто-то более популярный, но зато я только что спустился на байдарке!

В школе детям преподают далеко не все важнейшие навыки. Но вы можете обучать их самостоятельно, подключая к своей повседневной жизни, — это будут те вещи, которые действительно важны.

Этим навыкам ребенка в школе не научат — мои родители

Этим навыкам вас в школе не научат

Отец шестерых детей, один из самых популярных блоггеров и автор нескольких бестселлеров по саморазвитию Лео Бабаута считает, что школа не в состоянии угнаться за быстро меняющимся современным миром. Более того, она нередко отбивает у детей желание учиться и ломает веру в себя. И только родители могут подготовить ребенка к жизни, помогая развить важные навыки.

1) Задавать вопросы

Постоянное “почему”, “зачем” и “как” – естественное состояние детей. Оно для них природно, потому что они понимают, что все происходит не просто так, для всего в этом мире есть причина и следствие. По мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду 4 года, куда-то незаметно девается.

А если ребенок знает, что на свой вопрос он получит либо отмазку, либо грубый ответ (а иногда и неуд., так как раз переспрашиваешь – значит невнимательно слушал), тогда он перестает задавать вопросы. И это плохо, так как основным двигателем получения знаний являются именно вопросы.

А правильные вопросы вообще могут быть половиной ответа.

В университете у нас был один преподаватель по мат.

Совет

программированию, который особо не стесняясь в выражениях каждую лекцию заявлял нам, что мы – кучка бездарей, не способным даже нормально сформулировать правильный вопрос, и он теряет с нами свое драгоценное время впустую.

На его занятиях всегда была гробовая тишина и ни у кого никогда не возникало никаких вопросов. Как думаете, хоть кто-то из его студентов действительно знал этот предмет

Поэтому учите своих детей не бояться задавать вопросы – они имеют на это полное право. И не нужно забывать о том, что помогать искать на них ответы – работа не только учителя, но и ваша.

2) Решать проблемы

Если ребенок научится решать проблемы, он сможет выполнить любую работу. Потому что выполнение задания – это всего лишь череда решений небольших проблем. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые и затем решать их, может выполнить практически любую работу.

Не бросайтесь на помощь по первому крику ребенка, будь это бесконечное надевание колготок или задача по математике.

Конечно, гораздо проще и быстрее решить задачу за ребенка и дальше заниматься своими делами, чем сидеть и объяснять каждое действие (это может продолжаться часами).

В итоге ребенок привыкнет, что любую проблему за него может решить либо родитель (то есть вы), либо еще кто-то другой. И с возрастом это не проходит.

3) Завершать начатое

Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Составление отчета, разработка ТЗ, подготовка иллюстраций – все это является маленьким проектом, который нужно не только начать, но и довести до ума и закончить.

Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, он должен это закончить.

Позволяйте ему наблюдать за вашей работой и со временем ребенок начнет делать свои собственные проекты, будь это изготовление открытки к празднику, или план выучить таблицу умножения до Нового Года.

4) Найти дело своей жизни

Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они они хотят заниматься, получите очень печальные ответы. Большинство идет учиться потому, что так сказали (решили) родители.

Обратите внимание

Очень редко ребенок понимает, что ему действительно нравится (а не что сейчас модно, престижно и прибыльно), и идет для того, чтоб “получить высшее образование… как у всех”. Тут сразу же вспоминается “без бумажки ты — …”.

Но на мой взгляд, это мышление работника госструктуры или бюджетного учреждения, у которого вся жизнь завязана на этих бумажках. И каким бы ты ни был прекрасным специалистом и ударником труда, тебя не повысят без диплома.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или “абы какое, лишь бы высшее” обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого “непрестижного” занятия сможет сделать действительно стоящее дело. Не говоря уже о самореализации и ощущении гармонии с собой и внешним миром.

5) Сострадание

Тут все очень просто – если вы не научите ребенка сострадать, вы вырастите эгоиста, жестокого и полностью зацикленного на себе. Такой человек не будет способен ни построить семью, ни найти друзей, ни понять, что же является его страстью.

Никто не захочет помогать такому человеку ни делом, ни даже простым советом.

Очень важно научить ребенка состраданию, подарить ему понимание того, что иногда дарить подарки гораздо приятнее, чем получать, а помогая другим людям бескорыстно можно получить в ответ гораздо больше.

Без понимания того, что делая других людей счастливыми, мы сами становимся хотя бы на чуточку лучше и счастливее, человек не сможет прожить полноценную жизнь.

«Мы сами чувствуем, что все, что мы делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли.» Мать Тереза

6) Умение наслаждаться одиночеством

С рождения ребенок обожаем родителями и мы сюсюкаемся с ним, окружаем его заботой и вниманием и полностью отдаем ему свое время. Когда ребенок немного подрастает, мы уже являемся неотъемлемой частью его ощущения счастья. Когда нас нет рядом, он начинает грустить и скучать. Он не понимает как это – быть счастливым наедине с самим собой.

Важно

Для счастья и веселья ему всегда нужна компания – друзья, а потом и семья. Если он не находит ни тех, ни других, он может прирасти к другим вещам, которые не позволяют ему скучать и не дают чувствовать одиночество (шоппинг, пристрастие к еде, интернет-зависимость и т.д.).

Ребенок должен научиться быть наедине с самим собой, играть, находить себе интересные занятия, размышлять и при этом чувствовать себя счастливым и ни в коем случае не одиноким!

Хотя бы изредка устраивайте вечера, когда ребенок предоставлен сам себе – так у каждого в семье появится небольшой кусочек личного времени.

7) Независимость

Я считаю независимость одним из главных навыков. Если вы независимы, значит вы можете принимать решение основываясь исключительно на своих мыслях и причинах.

Никто не сможет указывать вам, что делать или запрещать что-то. Вы сами можете понять это и выбрать правильное решение.

Позвольте ребенку настаивать на своем, принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках (в разумных пределах, разумеется).

Только свободный человек может быть счастливым.

8) Умение подстраиваться под изменения

Мир никогда не был статичен, он всегда двигался. Просто раньше все это происходило не так быстро. Сейчас же он несется с огромной скоростью. Нет ничего постоянного – все меняется. И умение подстраиваться под изменения, видеть хотя бы на шаг вперед может оказаться ключевым навыком.

Теперь выбирая себе образование нельзя быть уверенным на 100%, что ко времени окончания университета вы не окажитесь далеко позади планеты всей и полученные навыки будут применимы к реальности.

Совет

Нужно уметь быть гибким и постоянно держать руку на пульсе. Не бояться изменений и быть к ним готовым. И… учиться, учиться и еще раз учиться.

Учиться всему новому, учиться у своих детей, много читать и не бояться начинать что-то новое в любом возрасте.

6 полезных навыков, которым, к сожалению, не учат в школе

Этим навыкам вас в школе не научат

Российская школа постоянно меняется, но в ней всё так же не хватает некоторых крайне полезных в современном мире навыков. От умения определять достоверность информации до планирования своего времени. Почему стандартных уроков тут явно недостаточно — объясняет Ксения Букша.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Использовать теорию на практике

Задача: отремонтировать класс на небольшие деньги, своими средствами.

Рассчитать, сколько материалов нужно и какие (узнать площадь стен класса, покрыть пол лаком в три слоя и выяснить, сколько его потребуется, определить, какой лак выгоднее брать — финский или отечественный).

Научиться делать то, чему можно научиться быстро, или нанять работника, если умений не хватает. Распределить нагрузку. Закупить материалы. И сделать.

Кадр из мультфильма «Крокодил Гена» 

«Снег валил хлопьями, было 30 градусов мороза, наполеоновская армия брела к границе, оставляя за собой трупы лошадей и людей».

При 30 градусах мороза в средней полосе снег падает несколько иначе, но у нас же не география, а история, правда? Я уж не говорю о рассогласованности программ по истории и литературе, биологии, физике и химии.

Все предметы кладут в голову ученика на разные полки. Как он их потом будет доставать — школе по барабану.

3. Проверять информацию

Списал доклад со статьи из интернета, а в статье написана какая-нибудь глупость или устаревшая информация.

Каким источникам стоит доверять, а каким — нет? Как получить настоящее знание, а не полузнание, не псевдознание и не чудовищную чушь? Самая насущная потребность в наши дни. В школе этому не учат вообще.

А заодно не учат и критически воспринимать то, что навязывает любого сорта пропаганда, реклама, мода. Кому повезло — тот задумается, что талия взрослого человека не должна быть сорок сантиметров. А кому не повезло?

Кадр из мультфильма «В стране невыученных уроков»

Этому немножко учат. Но плохо. Следствие все той же разобщённости и разорванности разных разделов знаний. Как писала в недавней статье ученица: «Сколько топать от Москвы до Берлина, мы не представляем.

Да что там, даже квадратные метры порой остаются для учеников какой-то абстракцией, не говоря о километрах и гектарах. А вот если на самолёте лететь в Англию, то над какими странами будешь пролетать? Не представляю. А у кардинала Ришелье в России были какие современники?».

И так далее.

5. Выражать свои чувства и понимать чужие

Ну это вообще не задача российской школы. Да и мало какой. Да и как этому учить, спрашивается? Тренинги, что ли, проводить для подростков? Речь о том, чтобы создавать поводы для общения детей и подростков.

Чтобы с помощью коллективной работы, взаимообучения, проектов, бесед, да мало ли чего ещё, учить их слышать друг друга, грамотно разрешать маленькие конфликты, чувствовать чужие границы, да и просто — искренне друг другом интересоваться.

Это тоже метазадача, задача «над предметами». Метазадачи российская школа решать не умеет совсем.

Кадр из мультфильма «Буревестник»

А вот это уже как раз совсем простой, линейный навык. И очень важный, прямо-таки необходимый для занятого современного подростка, которому и пообщаться хочется, и к ЕГЭ готовиться надо, и увлечения не забросить.

Обратите внимание

Как распределять своё время, меньше уставать, не забывать о важных вещах, самому помнить, что куда надо взять, как готовиться заранее или решать большие задачи по кусочкам? Опять-таки: кому повезло — тот освоит этот навык сам.

А кому не очень, тот лишается важного инструмента успеха.

Наверняка я не упомянула много важных вещей, которым школа тоже не учит. Вопрос, конечно, в том, что вообще считать задачей школы. И вот мне кажется, что метанавыки (тандем практики и теории, связь разных областей знания, навыки коммуникации и работы с информацией) — этот тот минимум, о котором школе точно стоит задуматься.

Чему НЕ научат в школе?

Этим навыкам вас в школе не научат

1 сентября принято восхвалять тягу к знаниям и любовь к родной школе. Но согласитесь, что многому мы научились далеко за воротами школьного двора…

[aesop_gallery id=»16290″]

Каждый человек будучи школьником или студентом, наверняка не раз задавался вопросом: «Зачем оно мне надо?» и «Что я буду с этим делать?». И вот, спустя много лет оказалось, что многие знания по предметам, при воспоминании о которых от страха замирает сердце, не пригодились вовсе. Разве что украсили ваш аттестат, который выяснилось, тоже не так важен в сознательной жизни.

[aesop_gallery id=»16291″]
[aesop_content color=»#ffffff» background=»#333333″ columns=»1″ position=»none» imgrepeat=»no-repeat» floaterposition=»left» floaterdirection=»up»]

Давайте в День знаний поразмышляем, что же на самом деле необходимо преподавать в школах, и какие навыки было бы полезно закладывать в детях.

[/aesop_content]
[aesop_gallery id=»16292″]

Мыслить креативно

При одинаковом раскладе вещей во многих школах страны: полные классы, строжайшая дисциплина и стандартный список предметов, не каждый учитель найдет время понять и поддержать интересы всех учеников.

Следование правилам, контрольные и карточки для определения успеха ученика не оставляют пространства для воображения, желаний и творчества. А в средней школе уроки труда и ИЗО вовсе игнорируются многими.

[aesop_gallery id=»16293″]

Так, к старшим классам большинство школьников перестает творить и развивать свои интересы в школе, учась творчеству, самовыражению в других местах. Потому что в точных науках все всегда по формуле, а в языках по правилам.

[aesop_gallery id=»16303″]

Распоряжаться финансами

Учась в школе, каждый из нас пользовался деньгами, которые мама давала на день, неделю, месяц. Они в основном шли на булочки, чай и первое, редко в копилку.  Оказавшись брошенными в стране самостоятельности, многие учатся распоряжаться деньгами методом проб и ошибок.

[aesop_gallery id=»16304″]
[aesop_content color=»#ffffff» background=»#333333″ columns=»1″ position=»none» imgrepeat=»no-repeat» floaterposition=»left» floaterdirection=»up»]
Важно

И хорошо, если знания и основы финансовой грамотности станут вам понятны и ясны, ведь многим это так и не удается. Именно поэтому на западе предмет «финансы» едва ли не самый популярный в старшей школе. Нашим ученикам приходиться учиться этому немного позже.

[/aesop_content]
[aesop_gallery id=»16294″]

Искусству общения и нетворкинга

Отдавая ребенка в детский сад, родители очень волнуются. Вопросы: «Он скучал?», «У моего ребенка есть друзья?», «Ему интересно?» беспокоят каждого родителя. В первом классе это маленькое «переживание» все еще может проблескивать на фоне оценок и домашней работы.

Но дальше, оно становится  совсем крошечным и бесполезным. Ребенок может быть один или с друзьями, уметь проявить себя в коллективе или нет, знать как представить себя или оставаться незамеченным.

И все эти вопросы школьнику приходится решать самому или на примере своих близких.

И в мире, где он всегда будет окружен совершенно разными людьми, адаптироваться ребенка не учит никто. А в реалиях двадцать первого века: всесторонней глобализации, силе знакомств и громких дифирамбах нетворкингу, умение общаться и поддерживать связь едва ли не самое важное.

[aesop_gallery id=»16295″]

Тайм-менеджменту

Когда есть уже составленное расписание занятий, придуманная учителем домашняя работа, то думать самому у времени школьникам не надо.  Познакомиться с термином «тайм менеджмент»  они могут попозже из дополнительной литературы.

В учебном процессе же никого не волнует во сколько и насколько продуктивно было потрачено время занятий ребенка если тетрадь с домашней работой сдана.

Хорошо если родителям удается объяснить всю важность времени и вовремя выполненных планов, потому что в учебных заведениях этому никто не научит.

[aesop_gallery id=»16296″]

Ставить долгосрочные цели и добиваться их

Целью многих казахстанских школ является успешная сдача ЕНТ и высокий средний балл, а будущее ученика волнует его самого и родителей. Вопросы «Кем ты себя видишь через 10 лет?», «Что тебя на самом деле интересует?»  не задаются никогда. Ставить себе цель, мечтать, мотивировать себя должен только ученик.

[aesop_gallery id=»16297″]

На разговоры о высоком и будущем после ЕНТ практически нет времени.

И остается лишь восхищаться школьниками, что находят время и достаточно решимости ставить серьезные цели, упорно трудится во имя нее и не останавливаться, не смотря на давление оценками, тестами и контрольными.

Со следующего года ЕНТ планируют отменить как обязательный вид итоговой аттестации, его будут сдавать только те, кто поступает в ВУЗы. Но даже возвращение старых добрых выпускных экзаменов оставит этот пункт актуальным.

[aesop_gallery id=»16298″]

Искусству ошибаться

Совет

У каждого наверняка была своя история, как в известной картине «Опять двойка». Потому что два-это плохо, глупо и нетрудоспособность. Потому что пять-это без ошибок, четыре-одна или две, три-несколько, два-намного больше допустимого.

И именно так рождается наш страх сделать что-то не так. В детях появляется боязнь исправлений, поправок, следовательно, нежелание вовсе делать что-то не так. Но ведь в жизни не бывает без ошибок, которые так не любят все учителя.

[aesop_gallery id=»16299″]
[aesop_content color=»#ffffff» background=»#333333″ columns=»1″ position=»none» imgrepeat=»no-repeat» floaterposition=»left» floaterdirection=»up»]

Не умея принять их, исправиться и идти дальше человек может перестать пытаться и расти. Потому что, два-это плохо, три-неудовлетворительно, а надо отлично, причем сразу. Этому прекрасному навыку ошибок и исправлений, опять таки, могут научить только жизнь и мудрые люди.

[/aesop_content]
[aesop_gallery id=»16306″]

Оказанию первой медицинской помощи и самозащите

Болезни сердца-причина смерти номер один во всем мире. Переломы и ушибы стали делом совсем обычным. Обмороки-в каждом сериале и пункте сдачи крови. Но сколько людей знают, как помочь пострадавшему в критическую минуту? Сделать то самое искусственное дыхание из фильмов, наложить шину или позаботится о ожоге?

[aesop_gallery id=»16307″]

Чему не учат в школе

Этим навыкам вас в школе не научат

«Жизнь пройти — не поле перейти», — гласит знакомая пословица. Каждый из нас набивает кучу шишек, проходя эту трудную и интересную жизнь… И, после очередного крутого жизненного виража, ловишь себя на мысли, что если бы знать какие-то секреты чуть раньше, можно было бы соломку подстелить.

Так и воспитывает нас жизнь, награждая то взлетами, то падениями, делая нас закалённее, увереннее в себе, и готовыми к преодолению новых препятствий.

А что, если бы нас многому из того, чему нас учит жизнь, нас научили бы еще в школе, ошибок меньше бы было? Давайте разберемся, чему нас не учат в школе, и что можно было бы узнать намного раньше?

Я знаю, что об этом задумываются многие. Система образования не шагает в ногу со временем, к большому сожалению, а для современного человека сегодня необходим целый набор навыков, которые необходимо тренировать самостоятельно для того, чтобы быть многофункциональным.

Для чего учиться в школе?

Не знаю, как вам, но нам говорили, что учиться нужно для того, чтобы быть грамотным и образованным.

Спросите сегодня у своих детей, для чего они учатся в школе? Какие ответы вы услышите? Мой одиннадцатилетний племянник честно признается, что он не знает, для чего он учится в школе.

Начинаешь задавать наводящие вопросы, и с ужасом понимаешь, что у маленького человека отсутствуют цели. А раз целей нет, то и учиться он будет из под палки, нехотя. Думаю, что картина всем знакомая.

Умение управлять своим временем

Распорядок дня — отличная вещь, он хотя бы процентов на 40 оправдывает приобретенные привычки по выполнению задач в течение дня. Но этого так мало… Многие школьники и слова-то такого не слышали — тайм-менеджмент, не говоря о том, что оно значит. А ведь для нас так важно научиться управлять своим временем, и уметь планировать и делать все вовремя.

Принимать решение

Кого в школе учили принимать решение? Наверное, кто-то даже не задумывался о том, что этому можно научить. Страшно… Вдруг что-нибудь натворят дети. Помню, как в 7 классе мы приняли коллективное решение, что соберемся классом одни, и поздравим наших мальчишек с 23 февраля.

Праздник удался на славу только до того момента, как нас «застукала» завуч. Итог плачевный — классная за то, что без ее ведома мы устроили вечеринку, решила от нас отказаться.

Было море слез, родительское собрание, позор, который опустился на наши головы, но это было своеобразное проявление командной инициативы, которая тут же была наказуема.

Разбираться в законах

Это умеют юристы, вернее они этому учатся целых 5 лет. А как же быть нам, обычным гражданам нашей страны, которые так далеки от этого. И какой имеем результат? Не знаем свои права и свои обязанности.

Сколько неприятностей свалилось на нас после того, как мы окончили школу и стали самостоятельными людьми, только из-за того, что были настолько невнимательны к оформлению деловых бумаг, прочтению договора, незнанию законодательства страны, в которой мы живем… Сегодня мы обязаны быть многофункциональными и многопрофильными, а значит мы должны быть юридически грамотными людьми. Это тоже, своего рода навык, и его так же нужно тренировать.

Общаться и договариваться

Знание основ психологии нужны каждому человеку, мы живем в социуме, и для полноценного взаимного общения психология может стать помощницей и союзницей и дома, на работе.

К слову сказать, в общении с различными людьми полезными будут не только знания психологии, но многих других наук.

Как правильно попросить повышения зарплаты? Как быть убедительным в общении с инвестором? Как продать выгодно товар, идею, свой талант? Этому не учат в школе. Этому мы учимся самостоятельно.

Риторика

Литература — это хорошо, только сегодня одного урока литературы школьнику мало. Уметь грамотно выразить свою мысль не только в сочинении, но и в общении с другими людьми — ключевой навык для любой творческой профессии.

Систематизировать деятельность

Только последовательность действий способна принести определенный результат. Не хаотичность, не «как получится», или еще одно любимое выражение «война план покажет», а привычка планировать и систематизировать практические действия способны привести к успеху.

Этому навыку нельзя научиться в каком-то одном уроке, это результат комплексного обучения. К примеру, интеллект-карты позволяют всю «кашу в голове» систематизировать, привести в порядок, и разложить по полочкам.

И вообще, интеллект-карты, это очень мощный инструмент, с помощью которого можно принимать верные и правильные решения.

Вся жизнь — игра?

В некоторых школах есть такой предмет — Театр. Кто-то воспримет такой предмет, как детскую забаву.

А между тем, смысл детского театра совершенно в другом: в игровой форме выражать способы взаимодействия друг с другом.

Основы театрального мастерства могут привить нам умения управлять своим телом, голосом, эмоциональным состоянием. Это очень важно, особенно в свете раскрытия детских талантов.

Как быть хорошим родителем?

Как построить полноценную ячейку общества, и что значит хорошая семья и хорошие родители? Воспитываясь своими родителями, мы переносим семейные традиции и устои в жизнь своей семьи, часто — в усеченном варианте.

Моральный дух семьи во многом зависит от качества морали супругов и родителей. Нелишним было бы школьникам узнать общие принципы построения семейных отношений, и быть морально готовым к этому ответственному жизненному шагу.

Экономика и финансы

В немецких школах учат детей вести домашнюю бухгалтерию, тем самым, прививая привычку ответственно относиться к ведению учета денежных средств. Как вы считаете, разве лишними бы для подрастающего поколения стали бы знания о том, как обращаться с деньгами?

Список можно продолжать еще долго, и у каждого человека может быть свой перечень тех вещей, которым не учат в школе.

Все мы разные… Я знаю, что в некоторых школах, есть интересные системы и программы обучения, но и обучение в этих школах стоит недешево. Под силу ли такое обучение всем без исключения? Навряд ли.

Такое впечатление складывается, что нас специально не учат качественно жить потому, что необразованной массой людей легче управлять.

Сколько лет у человека проходит в неведении, пока он не найдет ответы на все свои вопросы? Говорят, что мудрость приходит со временем. Но время сегодня — это непозволительная роскошь, которого и так все время не хватает. Неужели главный закон джунглей — «выживает сильнейший», является главным законом жизни в нашем обществе, обществе современных и цивилизованных людей 21-го века?

Но не все так грустно, друзья, ведь жизнь бьет ключом тех, кто к этому готов))) Давайте не станем ждать кардинальных изменений в школьной программе, а самостоятельно заниматься науками, самообразованием и саморазвитием.

Польза от этого — огромная! Но при одном условии, если вы все это будете делать с интересом и с удовольствием! Как хорошо подметил старик Эйнштейн: «Образование — это то, что остается, когда забывается все, чему нас учили».

В любимом ералаше я нашла выпуск «школа моей мечты», хотите посмотреть? присоединяйтесь!

«Успевайте больше за меньшее время вместе с 

Важные навыки, которым вряд ли научат в школе – Развитие ребенка

Этим навыкам вас в школе не научат

Жизнь – это гораздо больше, чем получаемые знания об основных школьных предметах, и если у вашего ребенка не экстраординарный учитель, готовый выходить за рамки установленной модели обучения, ребенок, скорее всего, не получит тех важнейший знаний, которые так необходимые ему сейчас и непременно понадобятся в будущем.

Задумайтесь на мгновение о вашем собственном опыте.

Когда вы окончили школу, обладали ли вы всеми знаниями, необходимыми, чтобы выжить в этой непростой жизни, не говоря уже о том, чтобы добиться успеха? Если вам повезло, вы получили неплохие знания об истории и математике; если же вы оказались редкостным везунчиком, вы приобрели хорошую привычку обучаться, которая пригодилась вам в университете.

Но были ли вы готовы к реальной жизни? Скорее всего, нет, если только родители не оказали вам эту бесценную услугу. На самом деле, многие из нас терпели неудачи в начале взрослой жизни, потому что не владели необходимыми навыками: мы до сих пор переживаем последствия юношеских неудач.

Обратите внимание

Вы можете сказать, что горькие уроки – это часть жизни. Но ведь можно немного лучше подготовить ребенка, и если школа не всегда справляется с обучением детей необходимым навыкам, взять это в свои руки и сделать самим.

Следовательно, вам понадобится базовая учебная программа, которую ребенок должен освоить прежде, чем достигнет совершеннолетия. Эта статья даст необходимую отправную точку для ее составления.

Как же обучать детей жизненным навыкам? Их не нужно преподавать с помощью лекций или учебников, им можно обучать лишь с помощью примеров, бесед, демонстрации и предоставления ребенку (или подростку) возможностей применять свои знания самостоятельно (разумеется, вначале под вашим контролем). После того как вы расскажете о навыке, покажите ребенку, как его применять, и позволите ему под вашим руководством попрактиковать это умение несколько раз, разрешите ему самостоятельно применять данный навык и научиться на собственных ошибках. Время от времени перепроверяйте его знания.

Финансовые навыки

  • Экономия, сбережения. Тратьте меньше, чем зарабатываете. Это простой принцип, но очень немногие молодые взрослые понимают его или знают, как ему следовать. Учите ребенка с самого раннего возраста откладывать в копилку или на банковский счет часть денег, которые он получает или зарабатывает. Учите его устанавливать цели и откладывать (экономить деньги для достижения этих целей), а затем приобретать желаемое на сэкономленные средства.
  • Бюджетирование. Многие взрослые боятся этой задачи и страдают от того, что им не хватает понимания и навыков, необходимых, чтобы легко составлять бюджет. Учите детей простым навыкам бюджетирования и тому, что оно включает, и дети не будут иметь соответствующих проблем, когда вырастут. Можно, конечно, подождать, пока ребенок достигнет подросткового возраста, но обучение бюджетированию в раннем возрасте показывает детям прикладной смысл основ математики.
  • Оплата счетов. Давайте детям счета, которые они должны вовремя оплачивать по Интернету или в кассах банков. Учите их заполнять квитанции, на бумаге и онлайн и никогда не опаздывать с оплатой – платите по счетам либо по мере их поступления, либо автоматически.
  • Инвестирование. Что такое инвестирование и зачем оно нужно? Каковы суть и способы инвестирования? Как правильно определять доходность инвестиций? Как растет доходность инвестиций со временем? Нужно регулярно проводить с подростком беседы, дающие ответы на эти вопросы.
  • Бережливость. Это то, чему следует обучать детей с самого раннего возраста. А именно: как обходить магазины в поисках лучшего предложения, выбирать продукты по критерию «цена-качество», удлинять срок службы вещей и не выбрасывать их преждевременно, готовить дома и реже питаться за его пределами, контролировать свои желания во время покупок. К сожалению, когда мы делаем большое количество покупок, например, перед Новым годом, мы учим детей противоположному.
  • Кредиты. Это серьезная проблема для многих взрослых. Учите детей ответственно использовать кредитные средства, тому, как пользоваться кредитом лишь в случае крайней необходимости, как не влезать в долги и ответственно пользоваться кредитной картой.
  • Пенсионные средства. Что лучше, тяжело работать и выйти на пенсию «один раз» или сделать несколько перерывов в карьере в течение всей жизни? Это личный вопрос, но ваш ребенок должен знать все свои возможности, плюсы и минусы каждого варианта и то, как правильно их использовать. Почему так важно начать инвестировать в собственный пенсионный фонд еще в юном возрасте, и в чем разница между начислением простых и сложных процентов на такие инвестиции? Как это делать автоматически? Все эти вопросы важны для обсуждения с детьми старшего возраста.
  • Благотворительность. Благотворительность – это важный способ использования собственных денег, при этом необходимо выработать определенную привычку жертвовать на добрые дела. Благотворительность должна стать для ребенка не только финансовым, но и социальным вопросом. Вы можете показать ему, как нужно посвящать свое время и вкладывать усилия в волонтерскую деятельность.

Мышление

  • Критическое мышление. Это один из самых важных навыков, который не преподают в школе. Сейчас нас учат быть роботами, слушать учителя и не задавать лишних вопросов, принимать то, о чем нам рассказывают, и не анализировать полученную информацию, быть хорошими работниками и не высказывать свое субъективное мнение. Если вы работодатель, вам, возможно, нужно, чтобы ваши сотрудники были именно такими, и если вы политик, вы также, возможно, хотите, чтобы ваши граждане имели перечисленные качества. Но хотите ли вы, чтобы ваш ребенок стал роботом? Слепо повинующимся, наивным, невежественным гражданином/сотрудником/студентом? Если да, то вам не нужно учить ребенка критически мыслить. Если нет, то просто содействуйте развитию у него привычки задавать вопрос «почему?» и умению находить ответ, а также тому, как подвергать сомнению мнение авторитетов, ведь не существует истины в последней инстанции. Диалог – это хороший способ обучения ребенка этому навыку.
  • Чтение. Конечно, нас учили читать. Но школа часто превращает это занятие в скуку. Покажите ребенку, какие замечательные и творческие миры «живут» в книгах. Покажите, как находить ответы на вопросы об окружающем мире с помощью Интернета и как оценивать прочитанный материал критериями правдивости, логики и актуальности.

Достижение успеха

  • Позитивное мышление. Критическое мышление – важный навык, но помимо него важно иметь еще и позитивный взгляд на жизнь. Конечно, зачастую человека сопровождают неудачи, но все можно исправить. Нужно вместо жалоб уметь искать и находить решения. И прежде всего учиться верить в себя и прекратить мыслить о себе негативным образом.
  • Мотивация. Учите детей тому, что ключ к достижению цели – не дисциплина, а мотивация. Как нужно мотивировать себя, какие существуют стратегии мотивации и как прекрасно чувство достижения цели – обо всем об этом рассказывайте своим детям. Пусть они, развивая этот навык, сначала учатся достигать небольших, легких целей и потом переходят к более сложным.
  • Промедление. С этой проблемой приходится сталкиваться всем взрослым людям (и даже детям). Специалисты считают, что иногда нужно позволить себе побездельничать, полениться и побаловаться. Но как заставить себя собраться и приступить к работе тогда, когда необходимо сделать что-то действительно важное? Нужно объяснять и рассказывать детям о возможных и наиболее вероятных причинах промедления и о том, как их устранять, а также о том, как побеждать лень.
  • Увлеченность. Один из наиболее важных способов достичь успеха – это по-настоящему увлечься чем-то, невероятно сильно полюбить какое-то дело и сделать его занятием своей жизни. В юном возрасте ваш ребенок еще не знает ответ на вопрос, какое дело ему по душе, но вы можете показать ему, как искать свою страсть, как следовать ей, и почему это так важно.

Социальные навыки

  • Анти-конкуренция. Детей часто побуждают стремиться к тому, чтобы быть конкурентоспособными, что затем обусловливает соответствующее поведение уже во взрослом возрасте, а заодно приводит к ударам в спину, «подсиживанию» других людей, чувству обиды и подобным «жизнеутверждающим» эмоциям и поступкам. Лучше учите ребенка тому, что места для успеха хватит всем и что успех приходит скорее к тем, кто помогает другим и получает помощь в ответ. Рассказывайте детям, что заводить друзей и союзников лучше, чем наживать врагов. Убеждайте их, что сотрудничество и работа в команде должны стоять выше, чем конкуренция.
  • Милосердие. Этому вообще не учат в школе. На самом деле, очень важно учить детей сочувствовать другим людям и желать облегчать страдания окружающих. Учите детей ставить себя на место других, чтобы попытаться понять и прекратить их страдания.
  • Любовь. Любовь – это сестра милосердия и отличается от него только тем, что помимо желания облегчать страдания других людей вы желаете им счастья. Оба навыка имеют решающее значение для жизни человека.
  • Умение слушать. Учат ли наших детей слушать в школе? Или тому, как разговаривать с другим человеком? Возможно, именно поэтому многие взрослые не обладают таким важным навыком. Учите детей по-настоящему слушать других, понимать, о чем они говорят, и сопереживать им.
  • Искусство ведения диалога. Этот навык связан с умением слушать, хотя искусству диалога также не учат в школе. Чаще, наоборот, детей учат, что разговаривать в большинстве случаев – это плохо. Однако ребенку требуются именно беседа, общение, а не лекции. Это чрезвычайно важный социальный навык, обучение которому должно начинаться дома, в семье. Учитесь не просто что-либо говорить ребенку, а разговаривать с ним.

Практические навыки

  • Вождение автомобиля. Почему автомобили необходимы (нет, не для престижа), как купить практичный автомобиль, как заботиться о нем, как в нем работает двигатель, что может сломаться и как это отремонтировать, – все это важные темы для обучения мальчиков и девочек.
  • Домашнее хозяйство. Как ремонтировать вещи дома и ухаживать за ними? Сантехника, электричество, отопление и кондиционирование, малярные, кровельные работы, умение правильно высадить цветы во дворе – отличные области знаний для ребенка и возможность приобрести ценные навыки. Учите детей, какие инструменты и навыки необходимы для основного ремонта и обслуживания, когда и куда обращаться за помощью профессионала и т. д.
  • Чистота в доме. Слишком многие люди вырастают, не зная, как включать стиральную машину, правильно убрать в доме, содержать дом в чистоте и порядке, проводить еженедельную и ежемесячную уборку. Учите ребенка всему этому, а не просто говорите ему о том, что нужно делать.
  • Организация. Учите детей тому, как содержать в порядке документы, как держать вещи на своих местах, вести учет делам и расходам, составлять списки, устанавливать распорядок дня, сосредотачиваться на важных задачах, определять приоритеты.

Счастье

  • Жить настоящим, здесь и сейчас. По какой-то причине нас никто и никогда не учил этому чрезвычайно важному навыку, особенно тогда, когда мы были детьми. На самом деле, чем младше ребенок, тем более естественно для него такое умение. Когда мы становимся старше, то начинаем думать о будущем и прошлом, и настоящее в такие минуты словно ускользает от нас. Умение жить нынешним днем очень важно.
  • Наслаждаться жизнью. У детей с этим нет больших проблем, но полезно научить их делать это осознанно, а также рассказать о том, что проявлять такой подход необходимо и во взрослом возрасте. Подавайте хороший пример, и дети будут следовать за вами.
  • Умение обретать цель. Будь то высокое религиозное предназначение или цель обретения счастья вашей семьей, или цель найти свое призвание, – цель в жизни чрезвычайно важна. Учите своих детей важности этого навыка и показывайте собственный пример обретения цели в жизни.
  • Развитие глубоких взаимоотношений. Лучший способ научить ребенка – это наладить тесную связь с ним и наглядно моделировать такую связь в отношениях с супругом или с другим близким человеком (в пределах целесообразности). Учите детей навыкам развития близких отношений, говорите о важности взаимосвязи с родными людьми и о том, как преодолевать разногласия. Проблемы существуют в любых отношениях, но с правильными навыками общения, сочувствия и умением достигать компромисса можно преодолевать любые испытания.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 6 оценок.