5 запретов петра i, изменивших облик россии

Содержание

Почему одним из первых указов Петра-1 был указ о истреблении трёхсот летних старцев?

5 запретов петра i, изменивших облик россии

По некоторым источникам, приказ Петра Первого «Об уничтожении 300-летних старцев» был для того, чтобы внедрить обманную историю с помощью иноземцев.

Но об этом указе не сохранилось в наше время свидетельств, и надо учитывать, что История как писалась для нас не такой, какая она была на самом деле, так и то, что сейчас тоже пытаются влиять на народ с помощью всевозможных «сказок» исторического толку современного сочинительства… Версий много, по поводу данного вопроса имеется предположение, что послужило этому.

7 секретов женской мудрости

Личность Петра вызывает и сейчас неоднозначную реакцию.

Например, в своей работе «Антихрист» Дмитрий Мережковский отметил полное изменение внешности, характера и психики у царя Петра Первого после его возвращения из «земель немецких» , куда он поехал на две недели, а вернулся через два года.

Русское посольство, сопровождавшее царя, состояло из 20 человек, и возглавлял его А. Д. Меньшиков. После возвращения в Россию это посольство состояло из одних голландцев (включая небезызвестного Лефорта) , единственным из старого состава остался лишь Меньшиков.

Обратите внимание

Это «посольство» привезло совершенно другого царя, плохо говорившего по-русски, не узнающего своих знакомых и родственников, что сразу выдавало подмену. Это понудило царицу Софью, сестру настоящего царя Петра I, поднять стрельцов против самозванца.

Как известно, стрелецкий бунт был жестоко подавлен, Софью повесили на Спасских воротах Кремля, жену Петра Первого самозванец сослал в монастырь, куда она так и не доехала, и вызвал свою с Голландии.

«Своего» брата Ивана Пятого и «своих» маленьких детей: Александра, Наталью и Лаврентия Лжепётр умертвил сразу, хотя официальная история об этом рассказывает нам совсем по-другому. А самого младшего сына Алексея казнил, как только тот попытался освободить своего настоящего отца из Бастилии.

Лже-Петр проделал стал действовать как обычный завоеватель:

— разгромил русское самоуправление — «земство» и заменил его бюрократическим аппаратом инородцев, которые привезли в Россию воровство, разврат и пьянство и усиленно его здесь насаждали;

— передал крестьян в собственность дворянам, чем превратил их в рабов (для отбеливания образа самозванца это «мероприятие» сваливается на Ивана Четвертого) ;

— разгромил купечество и стал насаждать промышленников, что привело к уничтожению прежней универсальности людей;

— разгромил духовенство — носителей русской культуры и уничтожил Православие, приблизив его к католичеству, что неизбежно породило атеизм;

— ввёл курение, употребление алкоголя и кофе;

— уничтожил древнерусский календарь, омолодив нашу Культуру на 5503 лет;

— повелел все русские летописи свезти в Петербург, а затем, как и Филарет, приказал их сжечь. Призвал немецких «профессоров» ; написать совершенно другую русскую историю;

— под видом борьбы со старой Верой, уничтожил всех старцев, живших более трёхсот лет;

— запретил выращивать амарант и употреблять амарантный хлеб, являвшийся основной пищей русского человека, чем уничтожил долгожительство на Земле, которое оставалось тогда ещё в России;

— отменил естественные меры: сажень, палец, локоть, вершок, присутствовавшие в одежде, утвари и архитектуре, сделав их на западный манер фиксированными. Это привело к уничтожению древнерусской архитектуры и искусства, к исчезновению красоты быта. В результате чего люди перестали быть красивыми, так как в их строении исчезли Божественные и жизненные пропорции;

— заменил русскую титульную систему на европейскую, чем превратил крестьян в сословие. Хотя «крестьянин» — это титул, выше короля, о чём есть не одно свидетельство;

— уничтожил русскую письменность, состоявшую из 151 знака, и ввёл 43 знака письменности Кирилла и Мефодия;

— разоружил русскую армию, истребив стрельцов как касту, и на европейский манер ввёл примитивное огнестрельное и колющее оружие, переодев армию сначала во французскую, а затем в немецкую форму, хотя русская военная форма была сама оружием. В народе новые полки получили название «потешные» .

http://www.liveinternet.ru/use…

Амарант

В основном, они принимались народом в штыки. И это правильно, так как после реформ народ так и остался нищенствовать в рабском положении.

Так вот, мало кому известно про то, что Пётр 1 взял и запретил выращивать амарант, а также употреблять амарантный хлеб, который являлся в то время основной пищей русского человека.

Этим самым Пётр 1 уничтожил долгое жительство, которое в ту пору ещё оставалось в России (по преданиям, старцы жили очень долго, упоминается даже цифра 180 лет..).

Амарант — это пищевое, декоративное, техническое, и лекарственное растение.

У амаранта используется мука из семян, масло и свежие молодые листья.

Продовольственная комиссия при ООН за пищевые и целебные свойства признала амарант культурой двадцать первого века.

Почему Петр I уничтожил амарант. Георгий Сидоров

Амарант — Хлеб Славяно — Ариев и Ацтеков, запрещённый Петром I

  • История
  • Об иудеях
  • Исторические персоны

Как Петр I изменил Россию: шесть интересных фактов о моде петровской эпохи

5 запретов петра i, изменивших облик россии

Молодежный портал запускает новую рубрику, посвященную фактам истории России, где мы расскажем интересные подробности из жизни и быта прошлых эпох. Первым «прорубит окно» в нее Петр I. Выбрали мы его не случайно, ведь он создал флаг Российской Федерации, который скоро станет на год старше.

А также он был великим реформатором, который изменил уклад жизни Российского государства.

Петр I взял курс на модернизацию России, коснулось это, в первую очередь, одежды и внешнего вида его подданных.

29 августа 1698 года был издан знаменитый указ Петра I «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород.

Мужчины стали пудрить волосы и брить лица

Важно

Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. Слово это французское — именно Франция была основной законодательницей мод того времени. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и башмаки с пряжками.

На втором месте после тупоносых туфель с пряжками были сапоги-ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенища. Петр сам носил ботфорты, которые, по слухам, сшил себе сам. На голове модники того времени носили белый парик — он долго держал форму и придавал владельцу представительный вид.

Те, кому скрывать лысину было ненужно, просто пудрили собственные волосы. Лицо, разумеется, брили — никаких бород.

Женский костюм — приталенный силуэт и широкие юбки

Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Широкие юбки были на каркасах — панье, а позже фижмы.

Иногда платья украшались шлейфами, и эти шлейфы, наряду с высокими каблуками у туфель доставляли барышням приличные неудобства. Весь наряд в целом не добавлял даме грациозности и кружиться в танцах им было непросто. Даже просто присесть было целым испытанием.

Представительницы прекрасного пола тоже нередко носили парики, а также шляпы.

Женщины старательно меняли свою внешность

На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» — искусственных родинок из тафты или бархата.

Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе — «Я хочу вас поцеловать» и так далее.

Также не вербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.

У новых костюмов появились карманы

До сей поры карманов на одежде не было: ножи и необходимые бумаги носили за голенищем сапога, деньги носили на поясе. А вот на новых нарядах карманы были предусмотрены и, конечно же, сразу стали наполняться содержимым. Сам Петр в карманах своего кафтана носил записную книжку, готовальню с чертежными инструментами, коробочку с нитками и иглой.

Новая форма общения — ассамблеи

Совет

Похвастаться новыми нарядами знатные модники могли на ассамблеях. Эти собрания носили и развлекательный характер, но могли послужить и делу: в непринужденных беседах обменивались новостями, а в серьезных разговорах обсуждали важные дела. Ассамблеи заменили пиры, на которых преимущественно ели и выпивали.

Здесь же преобладали общение, игры и танцы: полонез, менуэт, контрданс, англез, аллеманд. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или иным способом, куда следует приходить желающим. Раньше четырех часов встреча не начиналась, позднее десяти не заканчивалась, гости приезжали, когда пожелают.

К слову, раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь прекрасный пол участвовал во встречах наравне с сильным полом.

У самого Петра было всего два парадных костюма

Вообще у Петра отмечали некоторую небрежность в одежде. Из своих выходных костюмов он чаще всего носил мундир капитан-бомбардира Преображенского полка или простой темный кафтан. Главным в одежде для него было удобство. Поэтому кружевных манжет он не любил — они мешали работать. А вот к выбору белья подходил более тщательно, предпочитая тонкое полотно.

Культура при Петре 1

5 запретов петра i, изменивших облик россии

Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России.

На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое. И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают.

Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский — несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения — дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались.

В результате Петр нанес удар по русскому обществу — он навсегда разделил дворян и всех остальных.

Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября.

После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга.

Теперь у государства был один календарь,  у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание — всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

Обратите внимание

Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.

В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена  классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды.

Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее.

Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было.

Обращаю внимание на крестьян — пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город.

Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах.

Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини.

Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).

Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.

Десять исторических фактов, подмены Петра I

5 запретов петра i, изменивших облик россии

Присоединяйтесь к нам

История любой страны знает как минимум несколько мистификаций с лже-представителями правящих династий.

Подобные заговоры с подменой представителей правящей династии или сокрытием факта их смерти были выгодны «серым кардиналам» — закулисным политическим игрокам, имевшим огромное влияние на правителей или мечтавшим его обрести.

В истории царской России самой очевидной подменой царя можно считать двойника Петра первого, успешно правившего страной на протяжении долгих лет. Петр I был самозванцем, укравшим и посадившим в тюрьму настоящего русского царя. Именно к такому выводу пришли исследователи биографии правителя.

Из исторических сведений нетрудно составить список прямых доказательств такой подмены. И так предоставляем Вам Десять исторических фактов, подмены Петра I

1. Бесподобное изменение во время поездки

Умерших сторонников царя действительно трудно было бы убедить, что самозванец и их прежний правитель – одно лицо.

В доказательство версии о подмене можно сравнить два портрета, сделанные до отъезда Петра 1 и сразу после его возвращения на родину.

Важно

Покидал страну он мужчиной, выглядевшим на 25-26 лет, с бородавкой под левым глазом и круглым лицом. Петр I был ростом выше среднего и достаточно плотной комплекции.

В поездке с ним случилось странное превращение: его рост «вытянулся» до 2 метров 4 сантиметров, он резко похудел и «поменял» форму лица. Мужчине на портрете, отсутствовавшему дома всего год, минимум 40 лет на вид. После его приезда многие иностранцы стали открыто говорить: Царь Наш

2. Возвращение Меньшикова из дипломатической миссии

В 1697-1698 годах Петр возглавил дипломатическую миссию под названием Великое посольство, отправившуюся из России в Западную Европу. Вместе с ним в ней участвовали 20 дворян и 35 простолюдинов, из которых лишь Александр Меньшиков остался жив.

Всех остальных убили при невыясненных обстоятельствах, о которых Петр первый отказывался говорить с приближенным и представителями духовенства до конца дней.

Все эти люди хорошо знали царя в лицо и могли подтвердить, что вместо него в Россию вернулся другой человек.

3. После возвращения Петра I память на лица стала плохой

Сестра Софья и стрельцы – не единственные, кого не узнал вернувшийся домой царь. Он не мог вспомнить лица других родственников и учителей, постоянно путался в именах и не помнил ни одной детали из «прошлой жизни».

Его сподвижники Лефорт и Гордон, а затем еще несколько влиятельных персон, настырно добивавшихся общения с царем, были убиты при странных обстоятельствах сразу после приезда.

Любопытен и тот факт, что царь «забыл» после приезда о месте нахождения библиотеки Ивана Грозного, хотя координаты ее расположения передавались строго от царя к царю.

4. Отказался от семьи

Конечно же, тому, кто подменил Петра I, мешали его родственники, способные узнать самозванца при первой же встрече. Сестра царя, Софья Алексеевна, имела опыт управления страной и сразу поняла, что Европа прислала замену ее брату, чтобы обладать влиянием на такую большую страну.

Софья возглавила стрелецкий бунт, поскольку в рядах стрельцов было много ее единомышленников, успевших пообщаться с подмененным царем и лично убедиться в том, что он не похож на Петра I.

Бунт подавили, княжну Софью отправили в монастырь, а каждому человеку, решившему открыто рассказывать о лже-царе, назначали физическое наказание и арест.

Не менее жестоко поступил новый Петр с женой того, за кого он себя выдавал. Евдокия Лопухина была едва ли не единственным человеком, которому царь доверял, как себе. Во время Великого посольства он практически ежедневно переписывался с ней, но потом общение прекратилось.

Вместо любящего мужа Евдокия увидела жестокого самозванца, который сразу после приезда отправил ее в монастырь и не удостоил ответом ни одну из ее многочисленных просьб раскрыть причины такого поступка.

Петр I не стал слушать даже духовенство, которое ранее имело на него сильное влияние и было против заточения Евдокии.

5. Узник в железной маске

Сразу после отъезда Петра Первого из Европы в тюрьме Бастилии появляется узник, настоящее имя которого было известно только королю Людовику XIV. Надсмотрщики называли его Michael, что является отсылкой к русскому имени Петра Михайлова, которым представлялся царь в поездках, когда хотел остаться неузнанным.

«Железной маской» его называли в народе, хотя маска, которую он был обречен носить до самой своей смерти, была бархатной. Вольтер писал, что он знает о том, кем является узник, но «как настоящий француз», он должен молчать.

Внешность и комплекция узника идеально подпадали под внешность Петра I до отъезда в Европу.

Вот, что можно найти в записях начальника тюрьмы о таинственном узнике: «Он был высокого роста, держался с достоинством, с ним было приказано обращаться, как с человеком знатного происхождения.»

6. Отвращение ко всему русскому

Неожиданно Петр Первый возненавидел не только русский стиль одежды, но и все, что было связано с родиной. Он стал плохо говорить и понимать по-русски, чем вызывал недоумение бояр на советах и светских приемах.

Царь утверждал, что за год жизни в Европе забыл, как писать по-русски, решил отказаться от соблюдения постов вопреки прежней набожности и не мог ничего вспомнить о всех науках, которым учили его как представителя российской высшей знати.

Зато он приобрел навыки простого мастерового, считавшиеся даже оскорбительными для царских особ.

7. Неожиданное смена в одежде

В Россию из Европы вернулся латинянин, запретивший шить для себя русскую одежду и ни разу более не надевший традиционные царские одеяния, несмотря на уговоры бояр и духовников.

До самой смерти лже-Петр носил исключительно европейскую одежду. Хотя в детстве и до отбытия в Европу царь любил старорусскую одежду.

Традиционные русские кафтаны он носил даже в самые жаркие дни, гордясь своим происхождением и всячески подчеркивая его.

8. Болезнь Петра I

Царский лекарь не мог поверить своим глазам, когда после возвращения из долгой поездки правителя стали мучить регулярные приступы хронической тропической лихорадки. Ею можно было заразиться, путешествуя по южным морям, которые Петр I никогда и не видел. Великое посольство путешествовало северным морским путем, поэтому возможность заражения была исключена.

9. Смерть старшего сына царевича Алексея Петровича

Царевич Алексей Петрович, старший сын Петра и Евдокии Лопухиной, перестал быть интересен Петру I, когда на свет появился другой сын. Новый лже-Петр первый стал вынуждать Алексея принять постриг, выказывая недовольство одним фактом его нахождения при дворе – сына, в котором раньше он души не чаял.

Алексей Петрович бежал в Польшу, из которой планировал отправиться в Бастилию (очевидно, чтобы вызволить оттуда настоящего отца) по неким личным делам. Сторонники лже-Петра перехватили его по дороге и пообещали, что по возвращению он займет престол при их поддержке.

После приезда в Россию царевич был допрошен Петром I и убит.

10. Новая система морского боя

Если раньше царь строил планы о пеших завоеваниях и конных сражениях, то Европа изменила его подход к самому процессу ведения войны.

Никогда не видевший морских сражений Петр продемонстрировал отличный опыт абордажных битв на воде, удививший всю военную знать. Его навыки боя, по письменным сведениям, имели особенности, приобрести которые можно сражаясь на кораблях на протяжении многих лет.

Для прежнего Петра I это было физически невозможно: его детство и юность прошли на земле, не имевшей выхода к морям.

Почему Петр 1 изменил жизнь в России? Как это повлияло на ее дальнейшее развитие?

5 запретов петра i, изменивших облик россии

Образование 17 октября 2014

Период царствования Петра Великого — знаковая эпоха для истории нашей страны. Почему Петр 1 изменил жизнь в России? Прежде всего, потому, что хотел превратить страну из далекой европейской окраины в одно из ведущих государств своей эпохи.

Начало преобразований

Детство Петра Алексеевича пришлось на яростную борьбу боярских группировок за власть и влияние при дворе. Мать юного царевича Наталья Кирилловна увезла сына подальше от московских неурядиц в село Преображенское.

Хотя Петра официально объявили царем вместе с братом Иваном, в силу малолетства первого и слабоумия второго бразды правления в свои руки взяла старшая сестра Софья, которая и была объявлена регентом до совершеннолетия Петра.

Юный царевич был довольно неприхотлив в быту, он сблизился с дворовой прислугой, в том числе и с иностранцами. Среди последних попадались умные образованные люди, которые оказывали на Петра сильное влияние. В такой обстановке юный царь подрастал, все больше уверяясь в необходимости коренных преобразований в России.

Военные игры и тренировки в Преображенском лагере позволили Петру Алексеевичу овладеть воинскими навыками и немало помогли при перехвате власти от Софьи, которая не торопилась отдавать бразды правления. Тем не менее в ходе борьбы Петр одерживает победу и становится уже царем не формальным, а вполне полновластным, его соправитель Иван к тому времени уже скончался.

Почему Петр 1 изменил жизнь в России

Петр грезил морем, поэтому в 1693 году он совершил визит в Архангельск, бывший на то время единственным портом России. Именно это событие и послужило началом формирования будущего российского флота.

В 1696-1698 гг. царь в составе «Великого посольства» совершил путешествие по Европе. Там он наблюдал за жизнью как простых европейцев, так и привилегированных слоев общества и все больше закреплялся в мысли о необходимости реформ на родине.

Вот почему Петр 1 изменил жизнь в России. А начал он по возвращении с изменения летоисчисления, заведенного в стране. До царского указа счет лет велся от сотворения мира, в то время как в европейских странах точкой отсчета служило Рождество Христово.

Совет

На момент реформы в нашей стране шел 5508 год. Согласно новому закону, год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как ранее. Указ, вышедший 16 декабря 1699 г., знаменовал наступление 1700 года, как и во всей Европе.

Это был один из 5 запретов Петра I, изменивших облик России. Затем последовали распоряжения о введении кафтанов европейского образца взамен старорусских, о запрете ношения бороды. Эти нововведения царя повергли в шок боярство, некоторые даже пытались сопротивляться воле правителя. Однако Петр с присущей самодержавной власти жестокостью заставлял выполнять все свои повеления.

Видео по теме

Триумф царя-реформатора

Многие считают, что это была своеобразная борьба Петра I с русским народом и его традициями. Однако на самом деле данное мнение ошибочно. Здесь было упорное желание царя модернизировать Россию, и не только внутренними системными реформами. Он стремился поменять внешний облик россиян и образ их мышления.

Вскоре после отвоевания крепости Ниеншанц у шведов царь отдал приказ о строительстве нового города, получившего позже название Санкт-Петербург.

Петр хотел превратить его в настоящий европейский центр России, поэтому в городе велось исключительно каменное строительство.

Но как удалось добиться того, чтобы высококлассных специалистов не привлекали на другие объекты? В стране был введен запрет на возведение строений из камня.

Это был уже четвертый запрет, и тогда же появляется пятый указ о недопустимости совершения насильственных свадеб. Нововведение позволило ослабить патриархальные порядки. Это также было одной из причин, почему Петр 1 изменил жизнь в России.

Страна становится великой

Все реформаторские идеи, конечно, не были воплощены. Но даже та их часть, которую удалось реализовать, позволила стране резко ускорить экономическое развитие. И на повестку дня встал вопрос о расширении влияния России, ради которого все это и затеял Петр I (Великий).

Северная война со Швецией, которую наша страна победоносно завершила в 1721 году, как раз и свидетельствует о том, что курс, выбранный царем, был верным. Он вывел Россию на одну ступень с ведущими державами Европы.

Реформа культуры при Петре I

5 запретов петра i, изменивших облик россии

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петровские реформы вытекали одна из другой и были взаимосвязаны.

Поскольку в стране происходили активные всесторонние реформы, то они требовали подготовки квалифицированных кадров. Подготовку могли обеспечить новые учебные заведения, поэтому стали открываться светские школы, все образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт (вместо кирилловского полуустава). Для печатания научной, светской учебной, политической литературы и др. потребностей были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли и создание сети библиотек. Начала систематически выходить первая русская газета «Ведомости».

Первая русская газета «Ведомости»

Заглавный лист «Ведомостей»

2 января 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» — это была первая русская газета, напечатанная церковно-славянским шрифтом.

Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах».

В течение года вышло 39 номеров объемом от 2 до 7 листов, но сроки выпуска газеты были произвольными.

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):

«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

В Москве, ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеского и женского полу 386 человек.

Обратите внимание

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Из Олонца пишут: города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские — ругозенскую и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число… и соловскую мызу сжег, и около соловской многие другие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же…».

Другие реформы в области культуры

В 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 г.

Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым написанием букв (церковнославянский шрифт остался  для печатания церковной литературы), две буквы  были исключены: «кси» Ѯ, ѯ и «пси» Ѱ, ѱ. В русский язык вошли 4.5 тысячи новых, заимствованных из европейских языков, слов.

Развитие промышленности и торговли повлекло изучение и освоение территории и недр страны – организовываются крупные экспедиции. Одновременно с этим появляются технические новшества и изобретения, особенно в горном деле и металлургии, в военной области.

Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы открывают новые  земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 г.

через Сибирь к Тихому океану отправилась первая Камчатская экспедиция во главе с принятым на русскую службу датским капитаном-командором Витусом Берингом и его помощником навигатором А. Чириковым, а также лейтенантом флота М. Шпанбергом.

Витус Беринг

Началось изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «горелых сопках» (вулканах) на Камчатке были сообщены русскими казаками и промышленниками, поселившимися на Камчатке в конце ХVII в.

Планомерные исследования природы и вулканов Камчаткиотносятся к первой четверти ХVIII в.

Важно

Крупные вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Востока Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 гг.

Пишется ряд важных работ по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, положила начало коллекций. Сбор письменных источников и летописей, грамот положил начало музейного дела в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей), в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром I в Петербурге.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Экспонат из Кунсткамеры

В 1724 г. начинается подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Первая Российская Академия наук).

Строительство Санкт-Петербурга

Изменяется архитектура городов: появляются дворцы, особняки, здания правительственных учреждений. Особое значение имело строительство новой столицы Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам царь. Создавалась новая городская среда, новые формы быта и времяпрепровождения (театр, маскарады, ассамблеи).

Н.Добровольский «Здесь будет город заложен!»

Петр был основателем нового стиля в русском искусстве — «петровского барокко». В нем естественно сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландского, французского и английского.

Благодаря Петру, в России расцвела деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини, построившего великолепный Летний дворец в Петербурге, Петропавловский собор и здание 12 коллегий.

При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли.

Петр I стремился эффективнее использовать монументальную архитектуру и скульптуру для оформления столичных и загородных резиденций, садов, кораблей, храмов, вельможных дворцов, триумфальных арок и обелисков.

Ассамблеи, маскарады, театральные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные фейерверки в честь побед — все это требовало масштабного и яркого художественного оформления.

Города, крепости начали строиться согласно «генеральным першпективам».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Новое звучание и популярность приобретает портретная живопись. При нем был основан жанр батальной живописи.

В первую четверть XVIII в. делаются попытки создания русского театра, для этого пишутся первые отечественные драматургические произведения.

Вводятся решительные изменения в быту, которые затрагивают практически все стороны жизни:  запрещалась одежда с длинными рукавами, она заменялась новой.

Старую русскую одежду заменяли камзолы, галстуки, жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось ношение бороды, что вызвало большое недовольство в обществе.

Вводился даже особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Совет

Петр I учредил ассамблеи (подробнее смотрите на нашем сайте: Ассамблеи: подробнее), на которых обязательно должны были присутствовать женщины, что повлекло за собой тщательное исполнение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также употребление иностранного языка (преимущественно французского).

В 1702 г.

Пётр издал указ, которым запрещалось писать в документах или прошениях уничижительные полуимена (Сенька, Ванька) и устанавливалось указывать имена полностью, а также «на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать».  «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю, — объяснял он.

Указами 1700, 1702 и 1724 гг. Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Между обручением и венчанием должен был быть период не менее 6 недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет» — «в том быть свободе».

Важным мотивом в проведении реформ в России стало посещение Петром в  составе «Великого посольства» европейских стран.

Возвратившись, Петр  особенно отчетливо понимает необходимость образования: он направляет молодых способных дворян в Европу изучать различные  специальности — в основном для морской науки (по некоторым данным, в петровское время учиться за границу были отправлены несколько тысяч россиян).

В то же время открывает в России специализированные учебные заведения: Школу математических и навигацких наук, Инженерную школу и др. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Образование в XVIII веке).

Указами Петра было введено обязательное обучение для дворян и духовенства, эта мера была встречена более лояльно, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Такое яростное сопротивление образованию (да и другим нововведениям Петра) могут объяснить его жестокость и насильственные меры, по-другому, видимо, в России не получается.

Не удалась и попытка Петра создать всесословную начальную школу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифирных школ преемниками были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства.  Однако неоспоримым является тот факт, что в его царствование были заложены основы для развития образования в России.

Обратите внимание

Чтобы быстрее преодолеть разобщенность России и Европы, Петр I в 1700 г. переводит Россию на новый календарь – 7208 год (от создания мира) становится 1700-м (от Рождества Христова), а празднование Нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница из книги «Юности честное зерцало»

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»).

Автор неизвестен. Предположительно им считается епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский). Куратором издания был сподвижник Петра Яков Брюс.

«Зерцало» состоит из двух отдельных частей. В первой части помещены азбука,таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть похожа на пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Петр ввел в 1708 г. вместо церковно-славянского обозначения.

Вторая часть — правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендуется изучать иностранные языки, учиться верховой езде, танцам и фехтованию. Девушкам рекомендуется учиться смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Практически все аспекты общественной жизни регламентированы: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогала формировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать дурных компаний, пьянства, мотовства, грубости.

«Юности честное зерцало» было долгие годы руководством правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга неоднократно переиздавалась до конца XIX века.

В Петропавловском соборе

Давайте прочитаем ее хотя бы выборочно.

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».

«В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матере… разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержени бывают…».

«Речи родителей перебивать не надлежит, и ниже прекословить и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят».

«На стол, на скамью или на что иное, не опиратся, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

«Неприлично… руками, или ногами, по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить…».

«Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».

«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младыи шляхтичь, или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть».

«Отрок имеет быть трезв и воздержен…».

«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…».

«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознатся не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать…».

«Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать и ниже все разглашать, что слышат…».

«Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать…», «…голову держать прямож, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством…».

«Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца, и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, или иным каким непристойным образом, на подобие немых, которыя признаками говорят, или весма ни какои отповеди не дают».

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, не жри как свиния, зубов ножем не чисти, около своей талерки не делай забора из костей, над ествою не чавкай, как свиния, не облизывай перстов, когда яси яйцо, смотри, чтоб притом не вытекло. Яишной скорлупы не разбивай, между тем не замарай скатерти, хлеба приложа к грудям не реж».

«Когда (куда) в которое место приидеш, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими…».

«…платья своего и книг береги прилежно а по углам оных не разбрасывай, будь услужен, и об одном деле дважды себе приказывать недаваи: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви, и в школы, а не мимо их».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих… неделаи, ни приуготовляи ни каких ссор…».

«Непрезираи старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею».

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежство».

А вот что кажется Петру I наиболее важным: «…почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая».

«…должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песней, скверных басней, сказок, песней, истории, загадок, глупых пословиц и ругателных забав и издевок, ибо сие есть мерзость пред Богом».

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселитца и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва…».

«…ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может».

«Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит…».

Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

Нововведения Петра I, которые стали неотъемлемой частью современной жизни

5 запретов петра i, изменивших облик россии

9 июня 1672 года родился один из самых выдающихся правителей в российской истории — Пётр I Алексеевич, позднее прозванный Великим.

За время своего правления он не только создал Российскую империю, но и провёл столь стремительную и всеобъёмлющую модернизацию, что установленные им правила в общих чертах просуществовали до революции 1917 года, то есть два века.

 
А многие внедрённые им новшества вообще сохранились до наших дней и сейчас трудно даже представить, что их когда-то не существовало или они существовали в принципиально ином виде. В 344-ю годовщину со дня рождения великого реформатора рассмотрим все нововведения Петра, которые стали неотъемлемой частью современной жизни.

Именно Петру принадлежит инициатива издания первой российской публичной газеты. Ранее газеты в России существовали, но в весьма искажённом виде: рукописную газету (которая, скорее, была сборником слухов и новостей из-за границы) «Куранты» специально для царя и его приближённых издавали с середины XVII века.

Важно

Однако это не была газета в современном понимании этого слова. Первой такой газетой стали «Ведомости» (под названием «Санкт-Петербургские ведомости» выходит до сих пор), которые стали выходить в 1702 году. Пётр даже принимал личное участие в издании первых выпусков газеты, которую время от времени бесплатно раздавали прохожим на улицах.

В допетровские времена в печатных изданиях господствовал полуустав (особый шрифт с массой надстрочных знаков). Однако со времён Петра все светские издания стали печататься строго гражданским шрифтом, который по своему внешнему виду был ближе к латинице и гораздо более читабельным. Старый шрифт остался только в церковных изданиях.

Кроме того, проведена реформа алфавита. Надстрочные знаки были упразднены, как и ряд устаревших букв, зато появились привычные нам теперь буквы «э» и «я», а вместо буквенного написания чисел стали использоваться арабские цифры.

Хотя существовавшие ещё в допетровские времена стрельцы уже отдалённо напоминали профессиональных солдат, они всё же были ближе к вооружённому ополчению, поскольку в мирное время занимались различными ремёслами, а призывались только для участия в боевых действиях.

При Петре была создана регулярная армия, комплектовавшаяся рекрутским набором. Теперь солдаты занимались исключительно военным делом и были гораздо организованнее прежних стрельцов. Хотя условия службы в армии, а также условия набора в неё постоянно изменялись в последующие 300 лет, сам принцип существования регулярной армии сохранился до наших дней.

До прихода к власти Петра коррупция фактически не считалась преступлением. Государственный аппарат был слишком слаб и беден и даже не мог содержать чиновников. Поэтому была распространена система кормлений. Фактически это была узаконенная коррупция: наместники, которые были представителями верховной власти в уездах, содержались не за счёт бюджета, а на деньги населения уезда.

Взяткой в те времена считалось только подношение судье. Пётр отменил эту практику и стал жестоко карать за хищение государственных средств и взяточничество. Наказания варьировались от битья батогами (палками) до смертной казни. Так, первый сибирский губернатор князь Гагарин был казнён за присвоение средств, получение взяток и вымогательство у купцов.

В допетровской России господствовало летоисчисление от сотворения мира, некогда принятое в Византии и оттуда перешедшее в Россию. Пётр заменил его принятым в Европе летоисчислением от Рождества Христова. Так 7209 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова.

Совет

Этот праздник был известен в России и в допетровские времена, однако прежде его принято было встречать 1 сентября. Пётр перенёс дату его празднования на 1 января по европейскому образцу, а также изменил ритуал празднования. Теперь 1 января надлежало по европейскому обычаю украшать жилище ветвями деревьев, а вместо современных нам петард в те времена стреляли в воздух из оружия.

При Петре вводится запрет на насильственную выдачу замуж или женитьбу (ранее в большинстве случаев о свадьбе договаривались родственники, а желание жениха или невесты не имело значения), отменить помолвку тоже стало легче. С петровских времен ни одна из сторон более не имела права требовать неустойки за сорванную свадьбу, если жених или невеста разрывали помолвку.

В допетровские времена образование практически не играло никакой роли и даже личные таланты человека оценивались в меньшей степени, чем его происхождение.

Прежняя практика распределения постов на основании родовитости была отменена, теперь даже самым родовитым людям приходилось делом доказывать свои способности.

Получение образования стало непременным условием успешной карьеры, как и сейчас.

В прежние времена были распространены пиры (у людей побогаче) и братчины (у крестьян) с массой ритуалов. Участие в них женщин, как правило, было строго ограничено, и в целом они вели затворнический образ жизни. Пётр своим указом велел организовывать ассамблеи, гораздо более похожие на современные вечеринки своей демократичностью.

Посетители ассамблей должны были общаться друг с другом, танцевать, есть, пить, играть в игры и просто весело проводить время.

При этом ассамблеи обязательно должны были быть разнополыми, то есть проходить с участием женщин, которых ранее в мужскую компанию не допускали.

Новый обычай с трудом приживался, поэтому для дворян, видных горожан и офицеров посещение ассамблей было обязанностью, за которой поначалу зорко следили.

Обратите внимание

Нередко на встречу приходил человек и переписывал фамилии собравшихся, а уклонившихся от «повинности» могли наказать. Чтобы придать дополнительный импульс начинанию, Пётр лично принимал участие в ассамблеях. Позднее они трансформировались в балы, а сейчас они сохранились в форме вечеринок. Как ни крути, Пётр вывел русских в свет.

В допетровские времена аптеки в городах были редкостью. В Москве существовало лишь две аптеки, одна из которых обслуживала исключительно царя и его семью, а другая — самых обеспеченных и знатных граждан.

Пётр значительно расширил сеть аптек, передав их в частные руки. Любой желающий открыть аптеку мог получить под неё бесплатный участок земли.

К концу его правления численность аптек в городах значительно выросла, а сегодня ни один населённый пункт невозможно представить без неё.