Вацлав Нижинский: бог балета

Это был один из самых одаренных танцоров за всю историю человечества. Ему смело доверяли главные роли в Императорском театре. Он мог воплотить любую идею своего гениального хореографа. Но, к сожалению, после драматических событий в личной жизни, все изменилось…

В основе балетных реформ

Нижинский поступил в Санкт-Петербургскую театральную школу в возрасте 11 лет, а уже в 18 лет ему доверили ведущие роли в Императорском Мариинском театре. Но именно сотрудничество с известным импресарио Сергеем Дягилевым принесло ему международную известность.

В 1909 году Дягилев организовал первый сезон «Русского балета» в Париже. Спектакли, данные для публики, были чрезвычайно успешными. Европейцы знали не только Нижинского, но и целое созвездие балетных имен: Иду Рубинштейн, Анну Павлову и Михаила Фокина.

Последний был главным хореографом «Русского балета» с 1909 по 1912 год. Он стремился реформировать «сахаристый, бездушный» балет, существовавший в то время. Для него было важно показать конфликтующих персонажей на сцене, и для этого ему нужно было противопоставить мужскую и женскую роли.

Нижинский оказался идеальной «глиной» для Фокина. Танцовщик, получивший отличную подготовку в Театральной школе, смог воплотить все идеи хореографа. Нижинский снялся в главных балетных постановках Фокина, таких как «Призрак розы», «Петрушка» и «Дафнис и Хлоя».

Танцевальное самовыражение

В 1912 году Нижинский сделал свою первую попытку хореографии, поставив спектакль «Послеполуденный отдых фавна». Но публика того времени привыкла к элегантности, а балет был этого лишен. Тем не менее, новый выразительный стиль был достаточно хорошо оценен. Воодушевленный успехом, Нижинский предпринял попытки сделать еще две крупные работы: «Игры» Клода Дебюсси и «Весну священную» Стравинского, премьера которых состоялась через год.

Стал известен победитель 5-го сезона «Танцев» на ТНТ

«Игры» напоминали стилистику Гогена и рассказывали историю молодых теннисистов, которые были современниками Нижинского, но такие же свободные, как жители острова Гогена (Таити). Второй балет был воплощением языческого праздника весны, ставший ареной для ритуального заклинания древней природы и приношений богам. Спектакль вызвал много споров. Кто-то из публики требовал немедленно прекратить это «возмутительное безобразие», другие не скупились на аплодисменты.

Нижинский был одним из самых одаренных танцоров-мужчин в истории балета. Критики отмечали его виртуозность, глубину и интенсивность создаваемых им характеров. Его способность легко выполнять серьезные прыжки была легендарной. Нижинский обладал замечательными мимическими и актерскими способностями и всегда мог привлечь внимание общественности. Но в повседневной жизни он был застенчивым и неразговорчивым.

Расставание с Дягилевым и конец карьеры

Творческий тандем Фокина и Нижинского продлился недолго. Путешествуя по Южной Америке в 1913 году, танцовщик женился на аристократке венгерского происхождения Ромоле Пульской, которую Дягилев, с которым у Нижинского были близкие отношения, терпеть не мог. В приступе ярости и ревности Дягилев уволил танцовщика.

После увольнения Нижинский предпринимал безуспешные попытки создать свой собственный коллектив. В 1916 году он поставил «Тиля Уленшпигеля» (на музыку Штрауса) – последний свой балет.

В 1919 году у Нижинского случился нервный срыв и его карьера фактически закончилась. Ему поставили диагноз «шизофрения». С женой он поехал в Швейцарию, где безуспешно лечился у психиатра Евгения Блейлера.

Остаток своих дней Нижинский провел в психиатрических больницах и приютах под постоянным контролем врачей. Он скончался в Лондоне в 1950 году.